Психодрама кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Знали ли вы, что природу человека, его внутренний мир и взаимоотношения с окружающими людьми можно исследовать, используя ролевую игру? Речь идет о необычном и весьма действенном методе. Свою форму психодрама позаимствовала у театра, спонтанность – у игры, а глубину – у психоанализа. Участник психодрамы (протагонист) на некоторое время становится актером, пытаясь выразить свои переживания через игру. Из статьи вы узнаете, как это происходит.

Психодрама

Что такое психодрама

Психодрама - это метод групповой терапии, являющий собой ролевую игру, во время которой используется драматическая импровизация.

Попросту говоря, психотерапия – это один из методов изучения внутреннего мира человека. Группой создаются условия для спонтанного выражения эмоций и ощущений, имеющих отношение к важным для клиента темам. Психодрама базируется на принципах игры.

Впоследствии он развил свою идею, став не только основателем психодрамы, но и групповой терапии. Несмотря на то, что метод возник еще в ХХ столетии, своей актуальности он не потерял и поныне. Более того, он получает все более активное распространение в США и многих европейских странах. Основные понятия и термины метода: спонтанность, ролевые игры и роли, катарсис и инсайт, теле.

Дадим им краткую характеристику.

Роли и ролевые игры

Важно сразу увидеть различия между психодрамой, как метода терапии, и театральной игры. В спектаклях актеры получают четко прописанную роль, имея лишь незначительные возможности импровизировать. В психодраме все иначе: какой-либо заданный сценарий отсутствует – он создается участниками группы по ходу действа.

Спонтанность

Под спонтанностью имеется в виду естественность реагирования и восприятия. Термин можно встретить в разных видах психотерапии, так как большинство пациентов довольно зажаты шаблонами поведения и психологической защитой. То есть, детская спонтанность утеряна. Цель терапии – обретение спонтанности, позволяющей избавиться от множества неврозов и комплексов.

Катарсис

Инсайт

В психологии инсайт зачастую происходит через катарсис. Атмосфера и динамика психодрамы обычно к этому и ведет.

Перед занятием психоаналитик доносит до группы смысл психодрамы, делится ее этапами, рассказывает, как она будет реализована на практике. Теория доносится до группы в объеме, соответствующем уровню ее подготовки.

Основные методы психодрамы

Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.

Методы

Двойник

Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.

Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.

Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие. Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные. Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

Отображение

Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

Монолог

Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.

Обмен ролями

В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.

Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.

Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.

Методика свечи

Каждому члену группы на занятии удается побывать двойником, протагонистом, вспомогательным Я.

Проекция будущего

Главный герой озвучивает фантазии того, что произойдет в будущем (близком или отдаленном).

Беседы при свечах

Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.

Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.

Психодрама Морено

Сам Морено заявлял, что впервые он использовал свою методику, побеседовав с молодым театральным актером. Тот поведал о трудностях в отношениях с возлюбленной. Воспользовавшись содействием коллег парня, психоаналитику удалось вывести его на сцену, где предложил ему в импровизационной форме рассказать о своих переживаниях. Этот опыт оказался полезным не только для актера, но и для всей труппы.

Морено

Морено продолжил свои захватывающие эксперименты с групповой игрой, дополняя их формализованными методами. Он приступил к разработке технических приемов, впоследствии оказавшиеся обязательной частью терапии. Работая над своей методикой, психоаналитик основывался на мнении: любой индивид имеет естественную способность к играм, перевоплощениям в определенные роли. Это дает ему возможность творчески подойти к решению проблем, внутренних конфликтов. Приступая к разыгрыванию ситуации, клиент начинает использовать креативность и спонтанность. Возникает настоящая эмоциональная связь между членами группы, а также катарсис ведущий к повышению творческой активности.

Якоб Леви Морено заявлял, что психодрама – это наука, пытающаяся достичь истины драматическим путем. Он отмечал, что главная задача метода – разрешение личных противоречий в микроскопе мира, которым выступает группа. Человек отыгрывает свои фантазии, страхи, амбиции. Терапия подразумевает серьезную вовлеченность всех членов представления в разбор актуальных проблем в их реальном виде, а также в виде воспоминаний и первых впечатлений.

Может показаться, что в терапии все идет играючи, без лишних усилий, однако она базируется, на непростом действии, осуществляемом поэтапно. Имеется в виду драма. Внутренний конфликт нужно изобразить драматически, перенести в действие сложную внутреннюю проблему. Все это дает возможность человеку проработать забытые воспоминания, проанализировать их, опираясь на внутренний голос и мировоззрение. Многие люди, испытавшие психодраму на себе, назвали ее переломным моментом в жизни, направившим в иное русло отношения с окружающими.

Большинство из нас сталкивались с сильными переживаниями, которые даже спустя длительное время оставались на задворках памяти, как-то проявляли себя в реальной жизни. Это значит, что они прочно укоренились в душе, затронув важные струны психики. Это переживание было подавлено, возможно, оно неосознанное, не проанализированное. Однако оно продолжает проявлять себя, требуя серьезного переосмысления. Психодрама максимально подходит в подобных случаях, когда необходимо высвободить свои эмоции.

Техника проведения психодрамы

Хотите подробней узнать о техниках проведения психодрамы? Перед вами описания некоторых из них.

Техника проведения

Магазин

Участники группы делят между собой роли продавцов и покупателей, впоследствие разыгрывая сценки конфликтов, ищут методы их разрешения. Берутся классические варианты возможных ссор, либо совсем нетипичные. Участники сами выбирают конфликт. При этой технике клиенту предлагается брать на себя разные роли, взаимодействуя с разными членами группы. Благодаря этому упражнению человек может научиться отстаивать свои интересы, находить компромиссные решения – без этого невозможно без проблем существовать в обществе.

Автобус

Игрокам предстоит образовать внутренний и внешний круг. Изображающие внутренний круг являют собой пассажиров, едущих без билета. Члены внешнего круга – контролеры. Им предстоит начать дискуссию: одни будут оправдываться, другие – стыдить, угрожать, входить в положение. Диалог даст возможность проявить свои индивидуальные особенности. После игры участники приступают к анализу собственного поведения и друг друга.

Предпочтительней, чтоб партнеры периодически менялись – каждому нужно испытать себя в разных ролях, проявить себя. Обратившись к психоаналитику, участники психодрамы, конечно, понимают, что страдают от тех или иных проблем, неуверенности, зажатости. Терапия и упражнения помогают побороть комплексы.

Семья

Одному из участников психодрамы разыгрывают сценку, естественную для его семьи. Перед этим он распределяет роли среди прочих участников. Упражнение помогает ему увидеть себя со стороны, с иной точки зрения посмотреть на ситуацию в семье, на их отдельных членов. После того, как игра подходит к концу, участники традиционно начинают ее обсуждение.

Монолог с двойником

Главный герой оказывается в центре круга, стараясь наиболее точно проанализировать и передать прочим жестами и фразами мысли и ощущения, которые он в настоящий момент испытывает. Спустя некоторое время за его спину становится двойник – он, используя жесты и мимику, сопровождает звучащий рассказ. Каждому члену группы рекомендуется применить на себя, как первую, так и вторую роль. Традиционно сцена завершается обсуждением произошедшего. Группа обсуждает, насколько понятно протагонист выразил свои эмоции, и сумел ли двойник понять их и правильно донести.

Это упражнение и его последующее обсуждение очень полезно – участники, включая зрителей, приобретают способность выражать и понимать свои и чужие эмоции. Осваивается важное условие саморазвития, приобретаются новые навыки общения.

Методики периодически могут повторяться на следующих встречах с терапевтом. Не все участники сразу же способны понять собственные роли, вникнуть в позицию сценариста. Если вы испытываете скованность, зажатость, не можете до конца проанализировать, что именно испытываете, и чего ждете от себя и окружающих – психодрама сумеет вам помочь, высвободить чувства и эмоции, о которых вы могли даже не подозревать. Подходит для всех возрастов.

Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.

Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.

Определение понятия метода

психолог Я.Л. Морено

Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.

В психодраме участвуют 5 основных элементов:

  1. Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
  2. Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
  3. Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
  4. Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
  5. Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.

Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.

Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.

Основные принципы

Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория спонтанности

Теория спонтанности

Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.

Социометрия

Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.

Теория ролей

В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.

  • телесные (соматические), например, роль едока;
  • психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
  • социальные, например, роль дочери, матери, жены;
  • интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.

Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.

Направления психодрамы

Гипнодрама

Современные направления психодрамы:

  1. Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
  2. Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
  3. Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
  4. Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
  5. Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.

Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.

протагонист

Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):

  1. Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
  2. Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
  3. Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.

Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.

Типы взаимоотношений

Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):

  1. Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
  2. Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
  3. Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.

Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.

Этапы практики психодрамы

Этапы практики психодрамы

Существуют три фазы психодрамы:

  1. Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
  2. Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
  3. Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.

Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.

В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.

Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.

Упражнения

Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.

Магазин

продавец и покупатель

Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.

Автобус

Семья

Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.

Заключение

Психодрама позволяет человеку увидеть, проанализировать и осознать свои ошибки, опробовать новые модели поведения и закрепить лучшие из них, перенести их в реальную жизнь. Эта техника подходит для решения проблем любого размера и типа. Мысль о том, что это просто игра, помогает человеку расслабиться, отпустить защитные механизмы и увидеть суть ситуации.

Психодрама подходит для решения вопросов из сферы саморазвития и самоопределения, в том числе профессионального самоопределения, для выхода из кризисов и конфликтов, избавления от страхов и фобий, работы с ночными кошмарами, решения психосоматических проблем и много-много другого. Это один из самых эффективных, универсальных и безопасных (экологичных) методов психотерапии.


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Психодрама как метод групповой психотерапии

В данной статье будут рассмотрены основные особенности и понятия психодрамы, цели и задачи, актуальные упражнения, применяемые в групповой терапии.

Общие положения и понятия психодрамы

Психодрама как ролевая игра

Основоположником этого направления в психотерапии является Якоб Морено, который известный также как создатель методики социометрии и групповой психотерапии. Зародился этот метод в 20-х годах XX века и до сих пор пользуется популярностью у многих ведущих специалистов современного мира.

Принципиальным отличием психодрамы от обычного театрального представления выступает отсутствие границ в импровизации и выборе роли, а также отсутствие заранее известной схемы развития событий и финала.

В рамках одного драматического этюда рассматривается одна реальная проблема одного из участников группы, роли соответствуют значимым для данного участника личностям, с которыми нарушен вербальный контакт. Таким образом, участники, ознакомившись с предложенной проблемой, выбирают себе роль в ее рамках.

При сюжетно-ролевой игре происходит более четкое осознание переживания, к которому присоединяются все участники группы. Роли задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому выходу из проблемы.

Также одним из важных аспектов психодрамы является коррекция вербального поведения личности, которая протекает наиболее эффективно в рамках групповой терапии. Неэффективные способы общения замещаются на более приемлемые, изменяются и стратегии поведения посредством исполнения роли.

Основными понятиями в групповой психодраме являются:

    Выбор роли и ролевая игра. Участник психодрамы может выбрать любую роль, независимо от того, какой она будет — положительной или отрицательной. Самым важным является выявление в процессе ролевой игры материала, с которым потом можно работать, корректируя и изменяя его.

Обратите внимание! Стоит отличать театрализованную игру по заранее известному сценарию от психодрамы, которая посредством ролевой игры приводит к лечебному психотерапевтическому эффекту, не травмируя личность участника групповой психотерапии, а позволяя духовно раскрыться в процессе творчества.

Цели и задачи психодрамы как метода психотерапии

Распределение ролей перед психодрамой

Основными целями психодрамы выступают диагностирование и коррекция неадекватного вербального и эмоционального поведения, самосовершенствование и самопознание через драматическую игру.

Психодрама позволяет людям учиться распознавать не только вербальные стимулы, но и оценивать невербальные посылы в поведении окружающих. Участники психодрамы учатся чувствовать друг друга.

Задачи психодрамы заключаются в следующем:

    Переосмысление путём творчества своих внутренних чувств и переживаний;

Фазы развития психодрамы

Сплочение участников психодрамы

Как и любое драматическое действие, психодрама имеет свои фазы развития:

    Сплочение группы, установление контакта между ведущим и участниками. При установлении личного контакта между всеми членами группы выясняется также, кто станет субъектом психодрамы — протагонистом, обсуждаются роли в соответствии с обозначенной проблемой.

Основные методики психодрамы

Выступление участника психодрамы

Методика монолога

Во время монолога протагонист проговаривает существующую проблему, пытаясь донести ее слушателю максимально понятно. Во время объяснения проблемы сам человек как бы со стороны видит ее, что приводит к осознанию ее до конца.

Метод монолога также применим не только в психотерапии, но и в обучении, когда ученику позволяют объяснить другому непонятную тему. Реализуются два направления: к объясняющему приходит полное осознание, к незнающему — понимание.

Методика двойника

Протагонист выбирает себе дублёра, который помогает искать выход из сложившейся ситуации, в то время когда сам исполнитель главной роли уже не может этого сделать или заходит в тупик. Двойник выступает в роли вспомогательного Я, эмпатийно идентифицируя себя с протагонистом.

Двойник может быть лишь как внутренний голос самого протагониста, обостряя одну из черт/сторон личности главного персонажа. Этот приём дает возможность увидеть внутреннее Я во всем многообразии отношений.

По данной методике строятся отношения руководителей и их заместителей, так как заместитель в курсе всех дел своего начальства, что позволяет более продуктивно сотрудничать и быстрее решать накопившиеся проблемы.

Методика обмена ролями

Протагонист становится двойником или одним из видов вспомогательного Я, и наоборот.

Особенность данной техники психодрамы в том, что она также направлена на достижение единения с самим собой. Однако она позволяет узнать поближе и всех членов группы, выделить значимые для себя черты в другом человеке, которые впоследствии необходимо будет изображать театрально.

Методика отображения

Протагонисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают другие участники группы, посмотреть на себя глазами окружающих.

Эта методика позволяет не только увидеть неконструктивные особенности своего поведения, но и научиться у других участников более адаптивным методам и действиям в сложившейся ситуации.

Представленные техники разделяются очень условно и могут присутствовать не только в психодраме, но и других психотерапевтических школах, что вполне естественно. Переход от одного метода к другому осуществляет ведущий группы, который подбирает наиболее актуальные способы их применения в зависимости от ситуации во время психодраматического действия.

Какие выбрать упражнения психодрамы

Как любая психологическая практика, психодрама имеет ряд специфических упражнений, которые позволяют решать поставленные в ходе психотерапии задачи. В технике психодрамы упражнения носят игровой характер, что помогает преодолеть многие психологические механизмы защиты, таким образом, быстрее прийти к решению проблемы. Обозначим некоторые из них.

Ролевая игра

Цель этого упражнения состоит в отработке умений игры по ролям. Подойдет для начала психодраматической терапии. По времени занимает около 30 минут. Группа делится пополам, образуется два круга — один внутри другого.

Участники внешнего круга, по сигналу руководителя группы, движутся по часовой стрелке, а внутренние — против. По сигналу ведущего они останавливаются и поворачиваются лицом к соответствующему партнёру из другого круга.

Внешний круг, полицейские, дает указание внутреннему кругу, автомобилистам, как им двигаться в течение трех минут, затем две минуты идет обсуждение о своих чувствах в данных ролях. Роли могут быть выбраны разные, в зависимости от целей психодрамы.

Задача этого упражнения кроется в более ясном познании себя или проговаривании отношения к другому значимому человеку, поможет выявить недостающие личностные качества и черты.

Посередине сцены ставят пустой стул, каждый участник группы, выходя к нему, представляет значимого человека, к которому впоследствии обращается, или часть себя.

Осуществляется персонификация посредством одушевленных или неодушевленных предметов. Участники психодрамы называют животное или предмет с качеством, которого им не хватает.

Цель: понимание экзистенциального смысла сновидения, обучение правильному поведению во сне. Разыгрывается сновидение как реальная ситуация, в ролях. Участники учатся понимать скрытый смысл снов и тому, как видеть приятные сны.

Цель: выразить чувства или свое отношение к другому человеку, не глядя в глаза. Участники становятся друг напротив друга, один из них, говорящий, отворачивается в сторону и высказывает, что считает нужным.

Цель — оценка внутрисемейных отношений. Участник, чью семью рассматривают, выступает в роли Терапевта. Он выбирает из группы тех, кто наиболее похож на членов его семьи. Каждому обозначает его роль и дает к ней аннотацию. Затем Терапевт сам занимает свою позицию в семье.

Члены семьи могут сидеть за столом и взаимодействовать, а могут стоять на определенном расстоянии, характеризующем степень близости. Участники несколько минут вживаются в роли, а затем делятся впечатлениями.

Цель — выявление взаимоотношений между участниками группы. Участники играют роли шахматных фигур, а участник в роли короля выбирает, кто на него будет нападать, а кто — защищать.

Зрители дают оценку точности выражения чувств в исполнении ролей. Подводят итоги занятия, резюмируют достижения протагониста. Затем участники группы говорят о своих собственных проблемах, возникнувших в ходе занятия. Отмечаются новые способы реагирования и поведения, обсуждаются возможности применения полученных навыков в будущих ситуациях.

Что такое метод психотерапии психодрама — смотрите на видео:



Психодрама как метод психотерапии применима в любом возрасте, поэтому ограничений у детей не имеет. Особый лечебный эффект упражнений достигается только при условии работы с опытным руководителем, который умеет вовремя использовать те или иные техники, уместные в конкретной ситуации.

Как бороться с вредными привычками у детей

Как бороться с вредными привычками у детей

Как повысить самооценку?

Как повысить самооценку?

Как преодолеть комплекс Золушки

Как преодолеть комплекс Золушки

Манная каша с персиками

Манная каша с персиками

Меню для сушки тела

Меню для сушки тела

Как правильно определить форму лица

Как правильно определить форму лица

Клеим накладные ресницы самостоятельно – полезные советы

Клеим накладные ресницы самостоятельно – полезные советы

Тональная основа – виды и техника нанесения

Тональная основа – виды и техника нанесения

Что может быть общего у психотерапии с театральным представлением и почему пациента, считающего себя Иисусом Христом, нужно окружить апостолами?

Во многих сферах человеческой деятельности — от тимбилдинга на предприятии до педагогики и семейной терапии — сегодня используются элементы психодрамы, считающейся первым в истории методом групповой психотерапии. Подобная практика представляет собой нечто среднее между приемом у психотерапевта, ролевой игрой и театральной постановкой. Основная идея классической психодрамы заключалась в том, что пациент не просто рассказывает специалисту о своих проблемах, но переживает заново на импровизированной сцене все тревоги, фобии и неврозы — и может благодаря этому скорее избавиться от них.


Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.

Молодого врача Морено решительно не устраивала традиционная форма психоанализа, когда человек, лежа на кушетке, пересказывает терапевту свои сновидения. Во-первых, он считал, что пациент гораздо ярче раскрывает себя в действии, чем в монологе, обращенном к специалисту, которого даже не видит. Во-вторых — что участие в психотерапевтической группе может оказаться намного эффективнее беседы один на один, поскольку человек — существо социальное.

Еще в студенческие годы, работая в обществах взаимопомощи для малолетних проституток, Морено обратил внимание на то, что группа представляет собой социальный организм, где у каждого есть собственная роль и паттерны поведения, и, не изучив структуру этого коллектива, трудно помочь отдельным его участникам.

Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.

Психотерапевтическая группа, как правило, состоит из шести — девяти человек и собирается на протяжении долгого времени. За это время в роли протагониста успевают выступить все ее участники.

В фазе разогрева могут использоваться следующие техники:

После того как психотерапевт выбрал из числа участников группы протагониста и роли для его партнеров, описал ситуацию, которая будет прорабатываться сегодня, и расставил на сцене реквизит, начинается сама игра.


В процессе смены ролей протагониста и второго участника просят изобразить друг друга в некой ситуации. При этом следует максимально точно передать манеру речи, позы, поведение и эмоции своего партнера. Смена ролей часто оказывается очень эффективной в семейной психотерапии.

Три описанные выше техники соответствуют трем стадиям развития ребенка. Отношения протагониста и его дубля должны в идеале напоминать взаимосвязь новорожденного с матерью в первые месяцы жизни, когда она инстинктивно угадывает потребности своего чада. Если дублю удается точно выразить переживания пациента, протагонист воспринимает его высказывания как продолжение собственного внутреннего монолога, а не как замечания, сделанные со стороны.

Смене ролей соответствует тот этап нашего детства, когда мы учимся представлять себя на месте других людей.

В конце действа его участники и протагонист делятся друг с другом эмоциями, которые пережили, исполняя свои роли, и историями из жизни, напоминающими то, что происходило на сцене. При этом категорически запрещено высказывать оценочные суждения по поводу разыгранной ситуации или давать протагонисту советы.

Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.

Якоб Морено кардинально изменил практику работы психоаналитика со сновидениями: его пациенты не просто пересказывали свои сны, удобно расположившись на кушетке, а оживляли их, разыгрывали на импровизированной сцене. В таких психодрамах ведущий сначала просит участника лечь на кровать и войти в роль спящего, а затем воспроизвести сновидение, используя вспомогательные эго в качестве остальных персонажей. В процессе этого представления пациент может постичь смысл увиденного сна в результате мгновенного катарсиса или избавиться от мучащего его повторяющегося кошмара.

Во время галлюцинаторной психодрамы участник так же подвергает испытанию реальностью свои галлюцинации, чтобы они прекратились. Если пациент полностью погрузился в мир собственных фантазий, окружающее пространство перестраивается (опять-таки задействуются вспомогательные эго), чтобы ему соответствовать. Человека, считающего себя Иисусом Христом, на сцене психодрамы окружили бы апостолами; Гитлеру ассистировали бы Гиммлер, Геббельс и Гесс.

Зерка Морено рассказывает, как ее мужу удалось излечить страдавшую от галлюцинаций пациентку Лидию. Ей казалось, что она видит под потолком призраков, одетых в черные балахоны. Психиатр попросил троих участников группы изобразить на сцене этих жутких существ — девушка назвала их Духом ненависти, Духом страха и Духом смерти. В процессе беседы выяснилось, что последний олицетворял для нее боль, которую она причиняла покойной матери, доводя ее своими поступками до сердечных приступов. Два других охватывали девушку при мысли о лечении электрошоком, применявшемся в середине ХХ века в психиатрических больницах.

Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.


Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.

Морено считал, что социодрама может использоваться как форма микросоциологии: исследуя маленький коллектив, терапевт обнаруживает в нем процессы, свойственные обществу в целом. Например, при работе с группой анонимных алкоголиков открываются причины, приводящие людей к зависимости от спиртного.

Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.

Такие направления, как сюрреализм и театр абсурда, возникли в искусстве примерно в одно время с экспериментами Морено, и их цели были похожи — дать психическим процессам свободно воплощаться в творческом действии.

Читайте также: