Психодиагностика семейных отношений кратко

Обновлено: 06.07.2024

Психология семьи (семейная психология) – это раздел психологии, занимающийся изучением сущности и эволюции семейных отношений, особенностей их возникновения, становления, стабилизации и распада.

Психология семьи и ее задачи

Психология семьи является важным для большинства людей разделом психологии. Это связано с тем, что семья для многих представляет собой одну из базовых ценностей, от которой зависит счастье и удовлетворенность жизнью. Этот раздел психологии основан на богатой практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семьям и семейном консультировании.

Психология семьи считается относительно молодой отраслью психологического знания. Она находится на этапе своего становления. Отличительный аспект семейной психологии в качестве научной дисциплины представлен ее неразрывной связью с психологической практикой.

Основными теоретическими задачами семейной психологии считаются:

  • Анализ закономерностей становления и развития функциональной и ролевой структуры семей на разных этапах жизненного цикла;
  • Исследование добрачного периода, аспектов поиска и выбора партнера для брака;
  • Анализ психологических особенностей отношений супругов;
  • Исследование психологических сторон отношений, возникающих между детьми и родителями;
  • Изучение значения и аспектов семейного воспитания в детском развитии.

Методология психологии семьи представлена совокупностью принципов, системой конкретных понятий, которые используются в отношении масштаба данной научной отрасли. Она включает набор соответствующих положений, использующихся в теории и практике.

Методология семейной психологии является учением о принципах построения, вариантах и формах научного познания. Она состоит из способов и принципов формирования и реализации теоретической и практической деятельности, касающихся каждой отдельной личности в семье или всех ее членов. Здесь семья выступает как сообщество, которое необходимо для выполнения общих целей и задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Методологические особенности психологии семьи обусловлены тем, что семья — это объект исследования многих наук, включая социологию, психологию, философию, биологию, педагогику, демографию, которые связаны между собой.

Психодиагностика семейных отношений

Психодиагностика семейных отношений происходит в процессе консультирования. Консультационные задачи психологии семьи включают психологическое консультирование в области вопросов брака (выбор партнера для брака, процесс заключения брака), супружеских отношений. Она включает помощь в сфере психолого-педагогической помощи семье в кризисных ситуациях и при разводе.

Психодиагностика направлена на психолого-педагогическую диагностику, профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, консультирование в области вопросов воспитания и развития, включая коррекцию нарушений и отклонений развития. Иногда в рамках этого направления оказывается психологическая помощь в вопросе усыновления и воспитания приемного ребенка.

Любую современную семью характеризуют процессы, которые в ней протекают и имеют социально-психологический характер. Это присущие только ей брачно-семейные отношения, которые включают психологическую сторону предметно-практической деятельности. Она состоят из круга общения и его содержания, особенностей эмоциональных контактов, социальных целей, индивидуально-психологических потребностей членов семьи.

Психология общения

Психологи рассматривают общение как особенную форму взаимодействия, которая считается обязательной для нормальной реализации отношений в социуме. С помощью общения (коммуникации, разговора) люди получают возможность осуществлять обмен личным опытом, делиться результатами деятельности, находить партнеров.

Известный ученый Л. Выготский полагал, что с помощью речи человек начинает входить в сознание. Без возможности коммуникаций индивид не может развиваться психологически, остается на уровне примата.

Психологи рассматривают три элемента общения (стороны общения):

  • Интерактивную составляющую, которая устанавливает базовую основу взаимоотношений;
  • Перцептивную составляющую, которая создает основу для восприятия чувств и эмоций друг друга;
  • Коммуникативную составляющую, с помощью которой происходит непосредственный обмен информацией.

На практике умение поддержать разговор является залогом психологического здоровья. Если у человека отсутствуют навыки ведения разговора, то это может стать значительным препятствием. Это изолирует его от общества. Долговременная изоляция способна привести к полной атрофии навыков коммуникации (взаимодействия), после чего начинают развиваться различные психологические заболевания.

Основная проблема межличностного общения проявляется в том случае, когда партнеры по коммуникации преследуют разные цели. Для одного из них взаимодействие начинает становиться средством получения выгоды, для другого же — это поиск эмоциональной близости.

Еще одно препятствие обозначено, как неумение (отсутствие желания) правильно обозначать цель разговора. Это также вызывает недопонимание. Чем более огромной будет разница во взглядах собеседников, тем более высоки шансы на непродуктивную беседу, которая вызовет негативную реакцию у любого из участников.

Человек, который умеет правильно выстраивать своё общение с окружающими людьми, обладает высокой степенью развития личности. В этом случае становится понятно, что общение представляет собой особенный процесс, позволяющий сформировать личность. С помощью общения индивид получает возможность проявить собственный творческий и профессиональный потенциал.

Общественная среда и особенности человеческих групп оказывают сильнейшее влияние на личность. Любые действия и поведение в группе обладают собственной спецификой, поскольку именно здесь люди чаще всего вынуждены подчиняться соответствующим правилам и ценностям группы.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. В семье человек рождается, в ней происходит смена поколений, через нее продолжается род. Функции семьи и ее формы зависят от культурного развития общества и общественных отношений. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Ученые констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер).

Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подрастающего поколения является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. От того, как сегодня молодые люди относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущем как социального института.

Проблема изучения семейных отношений и проблем, возникающих в них, является актуальной на сегодняшний день, т. к. количество разводов в нашей стране неуклонно растет и это несомненно приводит к возникновению других проблем в обществе: снижается рождаемость, повышается конфликтность в межличностных отношениях и др.

На сегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме семейных отношений. Среди них работы Алешиной Ю. Е., Андреевой Т. В., Варга А. Я., Гозмана Л. А., Гришиной Н. В., Делис Д., Дорно И., Егидес А., Ковалева В. А., Кратохвил С., Навайтис Г., Сатир В., Столина В. В., Сысенко В. А., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. и др.

1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Роль семьи в обществе

. современного общества. Современная семья Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и . именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь услож­няет ее. Тому есть .

Структура семьи представляет собой состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института.

Для того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, выросшими в сиротских приютах. Условия развития каждого ребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах).

Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие [Дымнова Т. И., 2007, С. 91].

И. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важнейших обстоятельств [Карабанова О. А., 2006, С. 176].

Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни.

Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой.

В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Автор указывает, что воспитанники даже самых лучших дошкольных детдомов отстают в некоторых аспектах от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. По мнению И. С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы от откровенных разговоров взрослых и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д.

В-третьих, родительские чувства и забота о детях — естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность.

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Актуальной задачей психодиагностики семьи на данном этапе ее развития является описание структуры этого объекта психодиагностики, видов отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.

Определим структуру семьи как систему правил, по которым семья живет. Правилом будем называть ситуацию, когда одновременно соблюдаются три необходимых условия [Дымнова Т. И., 2007, С. 52]:

1. Периодически в семье воспроизводится то или иное событие.

2. Один или несколько членов семьи имеют установку при определенных условиях совершать некоторые действия, необходимые для того, чтобы это событие произошло.

Семья как фактор развития ребенка

3. Один или несколько членов семьи имеют соответствующие ожидания, что при определенных условиях это событие произойдет.

На основе анализа литературы по психологии семьи, анализа консультативной практики можно выделить группы правил относительно которых проводится диагностика [Ивлева В. В., 2009, С. 76]:

1. Распределения власти и ответственности в семье.

2. Обмена информацией между членами семьи.

3. Эмоций, преобладающих в семье.

4. Функционирования сфер внутрисемейной деятельности.

5. Взаимодействий между этими сферами.

6. Поведения членов семьи относительно правил, представлений, традиций, предписаний семьи.

7. Личностного роста членов семьи.

В сфере распределения власти и ответственности в семье можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 71]:

1. Члены семьи (и супруги, и дети) чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации, когда мужчина (супруг) берет на себя основную долю ответственности за то, что происходит в семье, а женщина (супруга) делегирует ему эту ответственность. Проявлять ответственность означает осуществлять сбор и анализ информации, выстраивать стратегии дальнейшего развития семьи, искать эффективные пути воплощения этих стратегий в жизнь, привлекать дополнительные источники информации в случае затруднений. Сбор информации подразумевает, что мужчина пытается понять и проанализировать собственные потребности, потребности жены и детей, после чего так осуществляет свою активность в семье, чтобы эти потребности удовлетворялись.

2. Дети нуждаются в том, чтобы родители представляли для них авторитет и вели себя как персоны, имеющие авторитет. Авторитет этот должен основываться на ответственности родителей за душевное и/или физическое здоровье детей и их будущее. Если это правило соблюдается, дети ощущают себя защищенными, их воспитание доставляет родителям минимум хлопот. Если нет, дети склонны вести себя деструктивно, подсознательно побуждая родителей занять более авторитетную и ответственную позицию.

3. После вступления в подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста дети нуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за свою жизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются в информации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать свое мировоззрение.

В сфере обмена информацией можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 79]:

1. В подавляющем большинстве ситуаций (если речь не идет об угрозе жизни, физическому и/или психическому здоровью) обмен информацией предпочтительнее выбывания из процесса обмена информацией. Иными словами, не следует торопиться решать проблемы расставаниями, выбыванием из коммуникативного процесса.

2. Поведение членов семьи, направленное на обмен информацией, должно вызывать к себе внимательное отношение. Человек всегда должен получать на свое коммуникативное поведение ответ. При этом нежелательное и/или нетипичное поведение кого-либо из членов семьи следует рассматривать как коммуникативное поведение.

Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка .

. когда болезнь становится единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание остаться навсегда больным. Д.Н. Исаев .

5. Темы, обсуждаемые в семье, должны способствовать адаптации семьи в окружающем социальном контексте и повышению качества жизни в семье.

6. Темы должны доводиться до своего логического конца — решений, а не сменяться новыми темами.

Правила относительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]:

1. Оценка будущего должна быть оптимистичной в противовес пессимистичной.

2. Мир должен рассматриваться как источник приятных эмоций, жизнь — как зона свободы возможностей.

3. В семье должно быть меньше взаимодействий, связанных с агрессией, враждебностью, борьбой за власть, и больше взаимодействий, связанных с любовью, заботой, поддержкой друг друга.

3. Позитивное отношение членов семьи к жизни проявляется и в позитивном отношении к другим людям. Члены семьи радуются сами себе, друг другу, проявляют открытость и дружелюбие к окружающим. Они побуждают окружающих испытывать в ответ на свое поведение теплые и дружеские чувства.

Относительно сфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 82]:

1. В сфере супружеских отношений супруги должны выработать два рода правил: правила, регулирующие отношения супругов таким образом, чтобы потребности супругов максимально удовлетворялись; конструктивные правила ведения переговоров в случае разногласий или необходимости установления новых правил.

2. В сфере родительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: цели воспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, в дальнейшем — соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны быть ориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, но в них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижении возрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать в мире самостоятельно, автономно, независимо от родителей.

3. Супружеские конфликты и разногласия не должны негативно отражаться на деятельности супругов по воспитанию детей.

4. Организуя воспитательный процесс, родители должны выделить сферу, в рамках которой ребенок будет учиться эффективному функционированию в мире на опыте самостоятельного поведения и непосредственного участия. Это предполагает умение занимать себя в самостоятельной игровой и/или учебной деятельности, общение со сверстниками, братьями и сестрами. Вмешательство родителей в эту сферу допустимо, если: ребенок сам просит помощи и/или его поведение наносит существенный ущерб ему самому или окружающим. Родители должны организовывать ближайшее социальное окружение ребенка и деятельность детей внутри этого окружения таким образом, чтобы на опыте непосредственного участия дети учились полезному.

5. Родители супругов по отношению к процессам, происходящим в семье, должны выступать как отдельная сфера, в рамках которой могут вырабатываться стратегия и тактика помощи молодой семье, но при этом самостоятельная активность супругов не должна подавляться; они не должны утрачивать ответственности, власти (контроля над семейной ситуацией), терять авторитет в глазах своих детей.

Родительское собрание "Семья – здоровый образ жизни"

Сферы внутрисемейной деятельности должны быть разграничены в целях эффективного осуществления уникальной деятельности внутри каждой из выделенных сфер, однако информация, способствующая личностному росту и адаптации членов семьи в семье и более широком сообществе, должна проникать из одной сферы в другую.

Правила, традиции, представления, предписания, передающиеся из поколения в поколение, должны рассматриваться как образования, которые на определенном этапе жизни семьи возникли в результате анализа условий, помогающих или мешающих членам семьи выжить в трудных ситуациях [Карабанова О. А., 2006, С. 67]. Практически всегда эти элементы структуры семьи, регулирующие поведение ее членов, не свободны от чрезмерных обобщений и вычеркивания части значимой информации. Это может приводить к тому, что данные элементы структуры семьи могут утрачивать свою функцию обеспечения эффективного функционирования членов семьи внутри семейной группы и более широкого социального сообщества. В этом случае данные правила нуждаются в анализе, определении границ их эффективности, развитии, коррекции.

семейная психодиагностика социальное общество

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к: ухудшению материального положения семьи; росту числа неполных семей; снижению интереса к рождению детей; росту отчужденности детей от семьи; падению авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни; повышению уровня подростковой девиантности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 244 с.

Диагностика семьи: Методики и тесты. – М.: Бахах-М, 2006. – 736 с.

Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.

Ивлева В. В. Психология семейных отношений. – М.: Современная школа, 2009. – 352 с.

Калинина Р. Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008. – 352 с.

Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

Сущность кризиса семьи и семейных ценностей

Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь, 2007. – 86 с.

Основы семейной психопедагогики: Курс лекций / Короткий В. И. – Архангельск: МарТ, 2006. – 173 с.

Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

Примеры похожих учебных работ

. В. Потому что это может дольше удержать семью вместе? Г. Потому что для Вас это естественно? 12. Свои отношения с детьми строите так: А.. Обращаетесь с ними, .

Причины неадекватного отношения к ребенку.

. сотрудничество (внешне кажущееся отсутствие трудностей в семейных отношениях, которое оборачивается конфликтами в случае наступления тяжелых для семьи событий – болезни кого-то из членов семьи, повышение по службе одного из супругов .

Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку 2

. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, еслиони насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводятк минимуму. Если ребенок неадекватно интегри­рован в семейную . концепций. Как правило, психологические подходы . семье .

Повышение качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями

. с качеством жизни и здоровых членов семьи, родственников, друзей, окружающих больного. В своем отношении к безнадежным . качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями". Объектом нашего исследования является качество жизни детей больных .

Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

. членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных .

Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

. детей (использовался детский вариант личностного опросника Р. Кеттела). Были проанализированы особенности взаимоотношений в обследованных семьях, влияние семейных отношений . время функциональными членами семьи. Также им . по отношению к собственной жизни .

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. В семье человек рождается, в ней происходит смена поколений, через нее продолжается род. Функции семьи и ее формы зависят от культурного развития общества и общественных отношений. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Ученые констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер).

Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подрастающего поколения является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. От того, как сегодня молодые люди относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущем как социального института.

Проблема изучения семейных отношений и проблем, возникающих в них, является актуальной на сегодняшний день, т. к. количество разводов в нашей стране неуклонно растет и это несомненно приводит к возникновению других проблем в обществе: снижается рождаемость, повышается конфликтность в межличностных отношениях и др.

На сегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме семейных отношений. Среди них работы Алешиной Ю. Е., Андреевой Т. В., Варга А. Я., Гозмана Л. А., Гришиной Н. В., Делис Д., Дорно И., Егидес А., Ковалева В. А., Кратохвил С., Навайтис Г., Сатир В., Столина В. В., Сысенко В. А., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. и др.

1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ

Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Структура семьи представляет собой состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института.

Для того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, выросшими в сиротских приютах. Условия развития каждого ребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие [Дымнова Т. И., 2007, С. 91].

И. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важнейших обстоятельств [Карабанова О. А., 2006, С. 176].

Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни.

Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой.

В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Автор указывает, что воспитанники даже самых лучших дошкольных детдомов отстают в некоторых аспектах от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. По мнению И. С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы от откровенных разговоров взрослых и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д.

В-третьих, родительские чувства и забота о детях — естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность.

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В основе исследования семьи лежит методологическое положение А.Ф. Ануфриева о четырехкомпонентном строении диагностики как научной дисциплины в системах "человек - человек", предполагающее выделение в ней семиотического, технического, деонтологического и логического разделов (компонентов) [Андреева Т. В., 2006, С. 56].

Актуальной задачей психодиагностики семьи на данном этапе ее развития является описание структуры этого объекта психодиагностики, видов отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований.

Определим структуру семьи как систему правил, по которым семья живет. Правилом будем называть ситуацию, когда одновременно соблюдаются три необходимых условия [Дымнова Т. И., 2007, С. 52]:

1. Периодически в семье воспроизводится то или иное событие.

2. Один или несколько членов семьи имеют установку при определенных условиях совершать некоторые действия, необходимые для того, чтобы это событие произошло.

3. Один или несколько членов семьи имеют соответствующие ожидания, что при определенных условиях это событие произойдет.

На основе анализа литературы по психологии семьи, анализа консультативной практики можно выделить группы правил относительно которых проводится диагностика [Ивлева В. В., 2009, С. 76]:

1. Распределения власти и ответственности в семье.

2. Обмена информацией между членами семьи.

3. Эмоций, преобладающих в семье.

4. Функционирования сфер внутрисемейной деятельности.

5. Взаимодействий между этими сферами.

6. Поведения членов семьи относительно правил, представлений, традиций, предписаний семьи.

7. Личностного роста членов семьи.

В сфере распределения власти и ответственности в семье можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 71]:

1. Члены семьи (и супруги, и дети) чувствуют себя наиболее комфортно в ситуации, когда мужчина (супруг) берет на себя основную долю ответственности за то, что происходит в семье, а женщина (супруга) делегирует ему эту ответственность. Проявлять ответственность означает осуществлять сбор и анализ информации, выстраивать стратегии дальнейшего развития семьи, искать эффективные пути воплощения этих стратегий в жизнь, привлекать дополнительные источники информации в случае затруднений. Сбор информации подразумевает, что мужчина пытается понять и проанализировать собственные потребности, потребности жены и детей, после чего так осуществляет свою активность в семье, чтобы эти потребности удовлетворялись.

2. Дети нуждаются в том, чтобы родители представляли для них авторитет и вели себя как персоны, имеющие авторитет. Авторитет этот должен основываться на ответственности родителей за душевное и/или физическое здоровье детей и их будущее. Если это правило соблюдается, дети ощущают себя защищенными, их воспитание доставляет родителям минимум хлопот. Если нет, дети склонны вести себя деструктивно, подсознательно побуждая родителей занять более авторитетную и ответственную позицию.

3. После вступления в подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста дети нуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за свою жизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются в информации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать свое мировоззрение.

В сфере обмена информацией можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 79]:

1. В подавляющем большинстве ситуаций (если речь не идет об угрозе жизни, физическому и/или психическому здоровью) обмен информацией предпочтительнее выбывания из процесса обмена информацией. Иными словами, не следует торопиться решать проблемы расставаниями, выбыванием из коммуникативного процесса.

2. Поведение членов семьи, направленное на обмен информацией, должно вызывать к себе внимательное отношение. Человек всегда должен получать на свое коммуникативное поведение ответ. При этом нежелательное и/или нетипичное поведение кого-либо из членов семьи следует рассматривать как коммуникативное поведение.

5. Темы, обсуждаемые в семье, должны способствовать адаптации семьи в окружающем социальном контексте и повышению качества жизни в семье.

6. Темы должны доводиться до своего логического конца - решений, а не сменяться новыми темами.

Правила относительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]:

1. Оценка будущего должна быть оптимистичной в противовес пессимистичной.

2. Мир должен рассматриваться как источник приятных эмоций, жизнь - как зона свободы возможностей.

3. В семье должно быть меньше взаимодействий, связанных с агрессией, враждебностью, борьбой за власть, и больше взаимодействий, связанных с любовью, заботой, поддержкой друг друга.

3. Позитивное отношение членов семьи к жизни проявляется и в позитивном отношении к другим людям. Члены семьи радуются сами себе, друг другу, проявляют открытость и дружелюбие к окружающим. Они побуждают окружающих испытывать в ответ на свое поведение теплые и дружеские чувства.

Относительно сфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 82]:

1. В сфере супружеских отношений супруги должны выработать два рода правил: правила, регулирующие отношения супругов таким образом, чтобы потребности супругов максимально удовлетворялись; конструктивные правила ведения переговоров в случае разногласий или необходимости установления новых правил.

2. В сфере родительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: цели воспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, в дальнейшем - соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны быть ориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, но в них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижении возрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать в мире самостоятельно, автономно, независимо от родителей.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 15376
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость семейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых.

Методы диагностики семьи и семейных отношений


Подготовил педагог-психолог Ю. В. Волина

Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина…….3-5

Специфика семейной диагностики………………………………. 5-6

Роль психодиагностики в эффективном исследовании семьи и брака

Некоторые методики психодиагностики брачно-семейных отношений……………………………………………………………7-10

Диагностика детско-родительских отношений…………………..10-11

Список использованной литературы…………………………………12

В настоящее время повышенный интерес к семье и браку обусловлен различными причинами. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Этим объясняется интерес к избранной теме.

Учитывая актуальность проблемы исследования брачно-семейных отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области брачно-семейных отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в сфере социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры. Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи: рассмотреть состояние проблемы брачно-семейных отношений в современной научной и популярной литературе; выявить методики диагностики брачно-семейных отношений; показать общее и особенное в предложенных методиках, определить практическую значимость методик. Выявить, с какой целью и как проводится исследование отношений ребёнка с родителями применяя некоторые методики психодиагностики.

1.Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина

Диагностика в современной методологической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания — с другой. Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного явления, т. е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования. Диагностика — это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования. Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах, исходит из логического следования диагноза из них. С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит интуиция [1, с.31].

Структуру психодиагностики как научной дисциплины образует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза. Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения готовности человека к выполнению деятельности, которой он будет заниматься непосредственно после диагностики. Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания системы можно разделить на пять стадий:

1. Идентификация проблемы — на этой стадии уточняется задача, определяются источники знаний (книги, информация, полученная от экспертов, методики).

2. Концептуализация — на этой стадии формируется структура полученных знаний, т. е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношения между понятиями, структура информации на входе и выходе, стратегии логических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т. д. Задача стадии концептуализации — разработка неформального описания знаний о предметной области в виде карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые отражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной области.

3. Формализация — строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления и обработки знаний; обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в выбранном инструментальном средстве — логические методы, продукционные модели, семантические сети, объективно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.

4. Реализация — для построения экспертной подготовленной и формализированной базы знаний необходимо наличие также специального продукта, инструментального средства — оболочки экспертной системы. Задача этой стадии — разработка программного комплекса в среде выбранного инструментального средства.

5. Тестирование — оценивается и проверяется работа созданной экспертной системы с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей; главная задача стадии — выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях [3, с.12].

2.Специфика семейной диагностики

Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны. Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений [5, с.33].

3.Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака

4.Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений

5.Диагностика детско-родительских отношений

Проблема брачно-семейных отношений, иначе говоря, семейная проблематика, занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме. Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего — от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований брачно-семейных отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по данной проблеме не могут быть подлинно профессиональными. Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем. Исследования брачно-семейных отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики этих отношений убеждают в главном: комплексный подход, профессиональная организация исследований брачно-семейных отношений, консультационная помощь могут помочь уцелеть семье.

Список использованной литературы

Ануфриев А.Ф.Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии, 1994, № 2

Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. — 1995. — Т.16, № 4

Бодалев А. А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990

Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. — 1985, № 5

Читайте также: