Психоаналитические концепции культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы — выявить основные положения концепции культуры и психологии искусства с точки зрения психоаналитического метода З. Фрейда.

Задачи данной работы:

1.Определить значение раннего детства в процессе становления творческой личности.

2. Выявить основные движущие механизмы творчества с точки зрения психоанализа

3. Определить функции культуры в свете проблем психоанализа.

По структуре реферат состоит из введения, двух разделов основной части, двух подразделов первой части, заключения и списка литературы.

1. Психология искусства в свете психоанализа

1.1 Происхождение и связь творчества с детской игрой

Психоанализ является такой психологической системой, предметом изучения которой стала бессознательная жизнь и её проявления. Совершенно ясно, что для психоанализа было естественно попытаться применить свой метод к толкованию вопросов искусства. До сих пор психоанализ имел дело с двумя главными факторами проявления бессознательного — сновидением и неврозом. Обе эти формы понимались и истолковывались как известный компромисс или конфликт между сознательным и бессознательным. Естественно было попытаться взглянуть и на искусство в свете этих двух основных проявлений бессознательного, чем и занялся психоанализ, утверждая, что искусство занимает срединное положение между сновидением и неврозом. Фрейд указывал на две формы проявления бессознательного и изменения действительности, которые подходят к искусству ближе, чем невроз и сон, называя детскую игру и фантазии наяву.

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

. потерял в пересказе. Идеи и факты являются лишь материалом искусства, и искусство романа состоит в выборе того. что говорится и . с точки зрения другого), а в переменчивом ритме рассказа; искусство поэзии заключается не в дидактическом описании вещей или изложении идей, . воображение работает на понимание, в то время как в искусстве понимание работает на воображение. Это значит: идея и прозаические .

Это фантазирование наяву имеет ряд существенных моментов, которые отдаляя его от игры, приближают к искусству. Особо следует выделить такие моменты:

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

. не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. Примечание: в этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое . цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных .

культура психоанализ творчество фрейд

1.2 Общая характеристика теории творчества по Фрейду

Все линии эмоциональной жизни человека фокусируются, по мнению Фрейда, в единой страсти, которую он обозначает как либидо. Либидо понимается не просто как стремление к сексуальному удовольствию, а в широком смысле — как энергия, которую излучает пол. Энергия либидо конфигурируется в ряде комплексов: в Эдиповом комплексе (ненависть и стремление уничтожить отца, запретное влечение к матери), в комплексе априорной бисексуальности и в комплексе агрессивности, направленной как вовне, так и вовнутрь человека. Общество не может дать выход всем побуждениям индивида без исключения, отсюда и возникают превращенные формы сексуальности, находящие выражение в разных видах творчества и поведения человека, которые есть осуществление процесса сублимации, т.е. непрямого, превращенного действия либидо.

Психологические проблемы адаптации человека в другой культуре .

. второе - бесцеремонный (отрицательное значение). Именно поэтому данная проблема психологической адаптации человека в новой культуре всегда остается актуальной и достойной научных исследований. В данной работе я . посещают разные страны, сталкиваясь при этом с иной культурой, иным образом жизни. И когда люди оказываются в новой культуре, то испытывают на себе воздействие культурного шока. Сила .

— аффективно окрашенные впечатления, будучи вытесненными, продолжают оказывать действие на человека и его поведение;

— источник патологических изменений самим больным не осознается;

— для того чтобы добиться эффекта, необходимо освобождение от травмирующих впечатлений ничем не скованным рассказом.

Так же важно отметить и противоположное стремление человека — Танатос, стремление к самоуничтожению, находящее выход в фантазиях у обычных людей и облекающихся в форму художественного произведения у творческих. Происхождение этого стремления ведется из общей предрасположенности человека к агрессии и разрушению: за неимением возможности этот позыв реализовать агрессия направляется внутрь и усиливает процесс самоуничтожения.

Праздники культуры и искусства

— дает неглубокое, поверхностное, как бы самодовлеющие удовольствие чисто чувствительного порядка, и служит обещанием премии, так называемым предварительным наслаждением, заманивающим читателей в трудный и тяжелый процесс отреагирования бессознательного;

2. Психоаналитическая концепция культуры

По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника).

В результате возникают первые моральные запреты — табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства. Наряду с анализом психоаналитических оснований происхождения культуры Фрейд дает новое объяснение отдельных элементов культуры (мифов, классических произведений искусства, религиозных ритуалов и верований науки), опираясь на свои представления о психологической структуре личности и той роли, которую играет в жизнедеятельности человека бессознательное, в том числе, психосексуальные мотивы. Однако роль этих мотивов в развитии человеческой культуры, по мнению многих современных исследователей, неоправданно преувеличена Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1999. С. 675..

Расстройства воли и влечений

. кая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетво­ряет свое влечение, даже если это связано с грубыми . пика) Стремление поедать несъедобное (как разновидность, копрофагия — поедание экскрементов) Дипсомания Влечение к алкоголю Дромомания Стремление к бродяжничеству Гомицидомания Бессмысленное стремление совершить убийство Суицидомания .

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. .

. друг с другом: "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, такая психическая . 3. Обоснование культуры как сублимации эроса 3.1. Психоаналитические концепции культуры 3.2. Философия истории и культуры 3.3. Психоанализ . роль всеобщего мировоззрения. 1. Психоанализ Зигмунда Фрейда 1.1. Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка В ХХ веке .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологические концепции культуры

. культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре. 1.2. Роль личности в культуре Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя . большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество". В наиболее развернутом определении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать .

Функция культуры состоит в подавлении, сдерживании, перенаправлении первичных потребностей в целях безопасности и взаимовыгодного сосуществования человечества (совместный труд, пользование благами цивилизации, обеспечивающими иллюзию превосходства перед силами природы и т.д.), но в этой же деятельности культуры лежат и корни глубокой неудовлетворенности индивида системой запретов и ограничений. Фрейд в своих исследованиях данное противоречие не разрешает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М., 1999.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2008.

3. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда М., 1989.

4. Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении З.Фрейда // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.

5. Фрейд об искусстве/ под ред. Додельцева Р.Ф. Спб., 2005.

7. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 2003.

8. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия. М., 2005.

Примеры похожих учебных работ

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Предпосылки создания психоанализа Своих больных Фрейд . жизни взрослого человека при помощи . пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах . напряженное влечение к какому-либо .

З. Фрейд о структуре личности

. Фрейда о структуре личности логически вытекает из его учения о природе и сущности человека. По мысли ученого, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения . им был создан психоанализ. Фрейд начинал свою научную .

Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. Психоанализ и этика

. эмоциональных побуждениях человека. Из этого исходит определение психоанализа как " . в искусстве жить. Темперамент является показателем неосознаваемого начала в человеке, . энергии в жизненных процессах человека. Фрейд пытался объяснить динамическую .

Человек как личность и индивидуальность

Человек как личность 3

Человек как личность 4

. По этому поводу венский психолог Зигмунд Фрейд заметил,что “человек — животное, скованное культурой”, и, по-видимому, не ошибся, ибокультура . “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, каксам человек, как личность. А личность всегда связана с такими .

Психоаналитическая концепция культуры – это учение о культуре, сформировавшееся в ходе развития психоанализа как вида медицинской практики и психологической теории.

В работах З. Фрейда и его оппонента и критика Г. Юнга содержатся базовые положения психоанализа. Надо сказать, что изначально З. Фрейд позиционировал психоанализ как оригинальную психиатрическую практику и теорию лечения расстройств нервной системы. Постепенно от анализа индивидуального поведения Фрейд повернул к социальному и психоанализ стал приобретать черты учения. В рамках этого учения ставились и решались проблемы, как глубинной психологии, так и философии человека и культуры.

Базой психоанализа является гипотеза о том, что невроз является следствием невозможности удовлетворить какие-либо скрытые желания, связанные с сексуальной областью, появившиеся в период раннего детства. Свой вывод Фрейд сделал на основании анализа свободных ассоциаций, ошибочных действий и сновидений, причем не только своих собственных, но и пациентов с диагнозом психического нарушения здоровья.

Его вывод говорит о том, что в структуре психики человека феномен неврозов свидетельствует о наличии неконтролируемого сознанием отдельного психического, которое он назвал бессознательное.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий горизонт, воспринятый индивидуальной психикой – это комплекс норм, правил поведения, запретов, которые задаются семьей, социальной средой, культурной и религиозной традициями. При взаимодействии трех горизонтов психики, считает Фрейд, Сверх-Я ориентируясь на систему этических ценностей, ступает в конфликт с бессознательными побуждениями человека, подавляет их и контролирует сферу Оно.

Его работа направлена на сексуальные желания, и Фрейд оценивает их в провокационно-положительном ключе. Это врожденный в человеке заряд психической энергии – либидо, витальная жизнеутверждающая сила, которая движет человеком. Противоположностью инстинкту жизни является инстинкт к саморазрушению – танатос (смерть). Оба инстинкта в психике человека переплетаются.

В теории культуры Фрейда есть ещё один аспект, связанный с мифическим учением о врожденном чувстве вины, которая мешает человеку быть счастливым. По его мнению, культура генерирует это чувство в человеке. Корни этого чувства кроются в убийстве вождя племени, который распоряжался всеми женщинами первобытного коллектива. Это чувство вины Фрейд назвал Эдиповым комплексом.

Фрейд, таким образом, культуру трактует как систему запретов, порождающую неврозы и мешающую человеку реализовать свои естественные потребности.

Культура – программа очеловечения человека

Культура, по мнению фрейдистов, является проекцией индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд в основу понимания культуры положил убеждение в антагонизме природного начала в человеке и культуре. Он считал, что в культуре, в её императивах, нормах и идеалах лежит причина этого антагонизма.

Культура по Фрейду – это накопленные человечеством все знания и умения, помогающие человеку овладеть силами природы, а также созданные людьми социальные институты. По Фрейду получается, что культура – это программа очеловечения человека, программа его интеграции в человеческий род.

Под психоаналитической культурологией понимается совокупность учений, сложившихся в психоанализе, которые раскрывают психологическую обусловленность культурного творчества.

В совей культурологической концепции Фрейд применил учение о бессознательном, выделив три сферы в психике человека.

Кроме бессознательного он выделял ещё сознание и предсознательное.

Бессознательные желания и идеи, вытесненные из сознания он сосредоточил в бессознательном – оно иррационально и вневременно.

Между сознанием и бессознательным находится предсознательное. Если предсознательное – это память и мышление, то сознание, управляющее поведением – это воспроизведение внешнего мира. Для того, чтобы желания бессознательного осуществились, тем более, что они стремятся к разрядке в виде какого-то действия, им надо сначала попасть в сознание, а это возможно только через предсознательное.

Предсознательное производит цензуру желаний бессознательного.

Фрейд считает, что для психической деятельности бессознательного главным является принцип удовольствия, а для предсознательного – принцип реальности.

Концепция Фрейда, таким образом, явилась основой осмысления им явлений культуры. Она базируется на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует благодаря сублимированной энергии либидо, сексуального инстинкта, развившегося в психическую энергию.

Прогресс культуры, по мнению Фрейда, уменьшает счастье человека и усиливает чувство вины в результате ограничения осуществляемых природных желаний.

Фрейд считает, что культура репрессивна и давит на человека, требуя от него жертв относительно естественных желаний.

Аналитическая концепция культуры К. Г. Юнга

Юнг внес более значительный вклад в изучение культуры в сравнении с другими её психоаналитиками. Юнг занимался анализом особенностей западной и восточной культур, парапсихологическими феноменами, логическими и интуитивными формами познания, психологическими типами мышления. По его мнению, невротическое состояние в какой-то степени является продуктивным, бессознательное имеет способность дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать.

Крупнейшие произведения искусства рождаются с действием мощных сил, которые дремлют в коллективном бессознательном и проявляют себя через творчество художника. Юнг считает, что на художественное творчество большое влияние оказывает бессознательное начало. Проникновение художника в коллективное бессознательное является важным условием продуктивности художественного творчества.

Приоритет логическому мышлению отдавала западная культурная традиция и решающую роль Юнг отводит схоластике – феномену культуры средневековой Европы, которая подготовила категориальный аппарат науки. Что касается логического мышления в традиционных обществах, то оно развито слабее.

В странах Востока мышление осуществляется в виде потока образов, а не в словесных рассуждениях. Для современной индустриальной культуры интуитивное мышление непродуктивно, но является незаменимым для мифологии и религии.

Аналитическая концепция культуры Юнга, таким образом, является оригинальной теорией культур, которая не во всем была принята сторонниками ортодоксальной науки. Концепция Юнга во многом служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур.

психоаналитическая концепция культуры стремится установить новый, нетрадиционный подход к пониманию важнейшего феномена человеческого существования — культуры. Автором этой концепции является известный австрийский психиатр и философ З. Фрейд. Идеи Фрейда были продолжены интересными культурологическими идеями его ученика, швейцарского психиатра К.Г. Юнга, который развил идею о наличии в культуре бессознательных механизмов, общих для всех людей и возникающих в самом человеке.

В целом, суть психоаналитической концепции можно сформулировать как понимание культуры через человека, а точнее, через его психику. Вся культурная реальность может быть объяснена через внутреннюю душевную жизнь человека — его желания, стремления, потребности и в целом его способ существования.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, венский профессор психиатрии, основатель теории бессознательного и создатель психоанализа. Начав с представлений о бессознательном как особом уровне человеческой психики, Фрейд рассматривает весь процесс психического развития человека, возникновение и функционирование культуры, в целом противопоставление природного и культурно-социального начала в человеке.

Психоаналитическая концепция культуры - Функциональная теория культуры

Функциональная теория культуры

Логическим продолжением и дальнейшим развитием социологической школы в культурологии стал функционализм, который стал рассматривать культуру как целостную единицу, состоящую из элементов и частей. В этом случае каждый отдельный элемент не просто выполняет свою собственную роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать.

Малиновский рассматривал культуру как единое целое, как совокупность самых разнообразных проявлений человеческой деятельности в сфере материального и духовного производства. Согласно этому подходу, в основе культуры лежат различные биологические потребности. Культура, по мнению Малиновского, возникает в ответ на основные биологические потребности человека — в пище, одежде, крове, деторождении. Удовлетворяя эти потребности, человек добывает пищу, топливо, строит дома, шьет одежду и т.д. В процессе работы он преобразует окружающий мир и создает культуру. Для него общество — это биологический организм особого рода, естественная адаптивная система, в которой согласованы условия существования самого общества и потребности его членов. Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Таким образом, для Малиновского культура — это материальная и духовная система, с помощью которой человек обеспечивает свое существование и решает свои проблемы.

Помимо основных (первичных) потребностей, Малиновский выделял вторичные (производные) потребности, которые порождаются не природой, а культурной средой. Он называет такие потребности социальными императивами. Это потребности в экономическом обмене, социальном контроле, системе образования и т.д. Результат удовлетворения этих потребностей также является частью культуры.

Средство удовлетворения базовых и производных потребностей — культура — представляет собой системное целое, состоящее из единиц, которые Малиновский называет институтами. Каждый институт — это набор способов и средств удовлетворения тех или иных потребностей. Вместе эти институты образуют структуру культуры. Таким образом, по мнению Малиновского, современная цивилизация предстает как сложная органическая система социальных институтов, то есть исторически сложившихся форм организации и регулирования социальной жизни, каждая из которых выполняет определенную функцию в удовлетворении первичных и вторичных потребностей людей. Одной из основных функций культуры является закрепление, развитие и передача потомкам вторичных потребностей, которые в совокупности составляют социальный опыт.

Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры

Основные идеи, которые Фрейд обсуждает в этой работе, можно кратко сформулировать следующим образом: Родство — это не биологический, а культурный феномен. Культура понимается здесь как обуздание своих эмоций, коллективная разработка стратегий для работы с самыми сильными эмоциональными привязанностями и влечениями, требующими немедленного удовлетворения. Именно эти переживания являются источником внутреннего конфликта и приводят к первому осложнению душевной жизни — возникновению амбивалентности чувств, то есть ситуации, в которой и нежность, и враждебность одновременно определяют восприятие близкого человека. Нежность является прямым выражением любви и привязанности, в то время как враждебность выражает страх зависимости от любимого объекта, его непредсказуемости или возможной потери, и в конечном итоге страх перед собственными чувствами. Но из-за психологических защитных механизмов (отрицания) этот страх не может быть признан собственным чувством, поэтому он переносится (проецируется) на сам объект любви и проявляется как его определенные (пугающие) характеристики. Основным инструментом защиты от таких воображаемых объектов является институт табу — немотивированных и необсуждаемых запретов, которые должны неукоснительно соблюдаться. Фрейд характеризовал этот феномен архаических культур как механизм, подобный неврозу навязчивых состояний, при котором повседневная жизнь человека тщательно ритуализируется и наполняется множеством субъективных, даже абсурдных запретов, чтобы защититься от своих противоречивых чувств.

Следует отметить, что именно идеи Фрейда положили начало антропологическому проекту Клода Леви-Стросса, а также социологическим теориям Жоржа Батая. В рамках этих концепций представление Фрейда о коммуникативном и культурном характере эротических связей и родственных отношений было существенно дополнено. Так, К. Леви-Стросс указывал, что элементарная структура родства не совпадает с нуклеарной семьей (мужчина, женщина, ребенок), но всегда включает четвертую фигуру (в модели Леви-Стросса — брат женщины).

Значение культуры в жизни индивида

Обобщая концепцию Фрейда о человеке и значении культуры в жизни индивида, можно сказать, что долгая жизнь в обществе способствовала тому, что потребность удовлетворять природные инстинкты и одновременно требования общества стала у человека своего рода инстинктом. Став обязательными благодаря практике и наследственности на протяжении тысячелетий, культурные требования глубоко укоренились в психике человека. Без общества человек немыслим; он обладает инстинктами не только как сексуальный, но и как культурный человек.

Карл Густав Юнг был швейцарским психиатром (1875-1961), известным учеником Зи. Фрейд. Юнг предпринимает критическое переосмысление идей Фрейда о психоанализе, к которому его привела собственная клиническая практика. При лечении шизофрении Юнг сталкивался с такими случаями расщепления человеческой психики, которые не могли быть объяснены исключительно детским сексуальным опытом индивида и, следовательно, не соответствовали представлениям Фрейда о сексуальной детерминации человеческого поведения. Юнг, утверждая, что теория сексуальности чрезвычайно важна, тем не менее, отрицал, что она является единственным выражением психической целостности личности, и приводил многочисленные примеры неврозов, в которых проблема сексуальности играла лишь незначительную роль. Другие факторы — например, проблема социальной адаптации, давление трагических жизненных обстоятельств, соображения престижа и т.д. — стоял на переднем плане.

Юнговская концепция бессознательного значительно отличается от интерпретации Фрейда. Она также характеризует все психические процессы, которые либо бессознательны, т.е. не являются объектом сознания, либо воспринимаются сознанием как подавленные. Однако содержание бессознательного заметно различается в интерпретациях Юнга и Фрейда.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Психоаналитические концепции культуры – это учения о культуре, которые оформились в ходе развития психоанализа как особого рода медицинской практики и психологической теории, специфику которой задает установка на интерпретацию субъекта культуры и культурного творчества как феномена и деятельности, конституируемых фактом их психологической обусловленности глубинными бессознательными импульсами. Базовые положения психоанализа были изложены в работах австрийского психиатра, невропатолога и психолога Зигмунда Фрейда и его до определенного момента ученика, а затем – оппонента и критика, швейцарского врача-психоаналитика Карла Густава Юнга.

Стоит подчеркнуть, что родившийся на рубеже ХIХ и ХХ столетий психоанализ изначально позиционировался Фрейдом только в качестве оригинальной психиатрической практики и теории лечения неврозов (расстройств нервной системы). Лишь со временем, благодаря повороту Фрейда от анализа индивидиуального поведения к социальному, ставшему реакцией отца-основателя психоанализа на тревоги и заботы его эпохи, и резонансу, который идеи Фрейда получили в обществе, психоанализ стал преобретать черты учения, в рамках которого радикально-вызывающим образом были поставлены и решались проблемы не только глубинной психологии, но и философии человека и культуры.

Еще один аспект теории культуры Фрейда связан с развиваемым им мифическим учением о врожденном чувстве вины, мешающем быть человеку счастливым. Культура, по мнению Фрейда, генерирует в человеке чувство вины. Причина появления этого чувства вины – состоявшееся на этапе архаики травматическое происшествие в судьбе человека (убийство коллективом сыновей своего отца – главы племени, распоряжающегося всеми женщинами первобытного коллектива). Чувство вины возникшее в следствие это убийства отца названо Фрейдом Эдиповым комплексом.


ЗИГМУНД ФРЕЙД

Наше исследование о счастье пока не научило нас практически ничему, что не было бы общеизвестным. Даже если мы добавим вопрос о причинах труднодостижимости счастья, перспектива получить нечто новое не покажется намного большей. Мы уже дали на него ответ, указав на три источника страданий: всесилие природы, бренность нашего тела и недостатки учреждений, регулирующих взаимоотношения людей в семье, государстве и обществе. Насчет первых двух наш ум не знает колебаний: мы принуждены признать эти источники страданий неизбежными и подчиниться. Мы никогда не добьемся полноты власти над природой; наш организм, сам часть природы, всегда останется бренным, ограниченным в приспособлении и в деятельности. Такое признание не ведет к параличу деятельности, напротив, оно указывает направление нашим действиям. Если уж мы не в силах избавиться от всех страданий, то мы можем устранить одни, смягчить другие – в этом убеждает нас опыт многих тысячелетий. Иным является наше отношение к третьему, социальному источнику страданий. Его нам хотелось бы вообще устранить, ибо мы не в состоянии понять, почему нами же созданные институты не должны служить нам скорее защитой, быть благодеянием. Действительно, стоит подумать, насколько плохо нам удалось это убежище от страданий, как возникает подозрение, не скрывается ли здесь какая-то часть непобедимых сил природы, в данном случае – свойства нашей психики.

Рассматривая эту возможность, мы сталкиваемся с одним предположением, столь поразительным, что стоит на нем остановиться. Оно гласит, что большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от нее отказались и вернулись к первобытности. Я называю это утверждение поразительным, поскольку, как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре.

Каким образом столь многие пришли к этой точке зрения, к этой удивительной враждебности к культуре? Я полагаю, что глубокое, издавна существовавшее недовольство культурным состоянием создало почву, на которой в определенных исторических обстоятельствах могло произрасти подобное осуждение культуры. Мне кажется, что последнее и предпоследнее из этих обстоятельств были мною установлены; я не обладаю достаточной ученостью, чтобы проследить всю их цепь в истории человеческого рода. Фактор враждебности к культуре был причастен уже к победе христианства над языческими религиями. Враждебность к культуре была близка христианскому учению, лишавшему ценности земную жизнь. Предпоследний исторический повод появился вместе с географическими открытиями, когда путешествия привели европейцев в соприкосновение с примитивными народами и племенами. Недостаточность наблюдений и отсутствие понимания их нравов и обычаев были причиной того, что европейцам показалось, будто эти народы ведут простую, незамысловатую и счастливую жизнь, недоступную для превосходящих их культурою посетителей. Дальнейший опыт поправил многие суждения такого рода. Часто легкость жизни, объясняемая великодушием природы, позволяющей беспечно удовлетворять насущные потребности, ошибочно приписывалась отсутствию запутанных требований культуры. Последний повод нам особенно хорошо знаком: он был выявлен вместе с установлением механизма неврозов, грозящих подточить и то небольшое счастье, каковым владеет человек культуры. Обнаружилось, что человек невротизируется, ибо не может вынести всей массы ограничений, налагаемых на него обществом во имя своих культурных идеалов. Из этого был сделан вывод, что со снятием или значительным уменьшением этих ограничений произошел бы возврат к утерянным возможностям счастья.

Начало не представляет затруднений: к культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п. Эта сторона культуры вызывает меньше всего сомнений. Обращаясь к далекому прошлому, мы находим первые культурные деяния – применение орудий, покорение огня, постройку жилищ. Среди них выделяется как нечто исключительное покорение огня. Что касается других достижений, то с ними человек вступил на путь, по которому он в дальнейшем шел все время,– нетрудно догадаться о мотивах, побудивших к их изобретению. Всеми своими орудиями человек усовершенствует свои органы – как моторные, так и сенсорные – или же раздвигает рамки их применения. Моторы предоставляют в его распоряжение гигантские силы, употребимые, подобно его мускулам, в различных целях; пароход и самолет делают беспрепятственными передвижение по воде и по воздуху; очки корректируют недостатки хрусталика глаза; телескоп дает возможность видеть на огромные расстояния; с помощью микроскопа преодолевается граница видимости, положенная строением нашей сетчатки. Человек создал фотокамеру – инструмент запечатления текучих зрительных впечатлений; граммофонная пластинка делает то же самое со звуковыми впечатлениями. И то, и другое – суть материализации его способности запоминания, памяти. С помощью телефона он слышит на таком расстоянии, которое считалось невероятным даже в сказках; письменность с самого начала представляла собой речь отсутствующих; жилище – эрзац материнского лона, первого и, может быть, доныне желанного обиталища, в котором мы пребываем в безопасности и так хорошо себя чувствуем.

Красота, чистоплотность и порядок занимают особое место среди требований культуры. Никто не станет утверждать, что они столь же важны для жизни, как покорение сил природы и некоторые другие моменты, о которых нам еще придется вести речь. Но их и не отодвинешь в сторону, как нечто второстепенное. культура предполагает не одну лишь пользу – это видно уже на примере красоты, которую нам никак не хочется исключать из интересов культуры. Польза от порядка очевидна, чистоплотность включает в себя гигиенические требования. Мы можем предположить, что польза от чистоты не ускользала от внимания людей даже в те времена, когда еще не было научно обоснованного предупреждения болезней. Но полезность и в данном случае не дает полного объяснения этого стремления, тут должно присутствовать и нечто иное.

Ни одна другая черта культуры, однако, не характеризует ее лучше, чем уважение и попечение о высших формах психической деятельности, об интеллектуальных, научных и художественных достижениях, о ведущей роли идей в жизни человека. Во главе этих идей стоят религиозные системы, сложное строение которых я попытался осветить в другом месте. Рядом с ними стоят философские спекуляции и то, что можно было бы назвать человеческими идеалами, представлениями о совершенстве – доступном отдельной личности, народу, всему человечеству – и требованиями, из них вытекающими. Эти творения взаимосвязаны и так тесно переплетаются, что трудно как прояснить их, так и вывести их психологически. Если мы принимаем общую предпосылку, согласно которой всякая человеческая деятельность имеет своей пружиной стремление к двум совпадающим целям – пользе и достижению удовольствия,– то нам следует принимать ее и для упомянутых выше явлений культуры. Это легко заметить только в связи с научной и художественной деятельностью, но можно не сомневаться в том, что и другие культурные формы соответствуют сильным человеческим потребностям. Даже те из них, которые получили развитие у незначительного меньшинства. Оценки тех или иных религиозных и философских систем, различных идеалов не должны вводить в заблуждение; считаем ли мы их вершинами человеческого духа или прискорбными ошибками, следует признать, что их наличие, более того, их господство, свидетельствует о высоком уровне культуры.

Индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценности, так как индивид не был в состоянии ее защитить. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя было уклониться. То, что заявляет о себе в человеческом обществе как стремление к свободе, может быть бунтом против имеющейся несправедливости и таким образом благоприятствовать дальнейшему развитию культуры, уживаться с культурой. Но это же стремление может проистекать из остатков первоначальной, неукрощенной культурой личности и становиться основанием вражды к культуре. Стремление к свободе, таким образом, направлено либо против определенных форм и притязаний культуры, либо против культуры вообще. Вряд ли найдется какое-нибудь средство, способное превратить природу человека в природу термита; пожалуй, он всегда будет отстаивать свое притязание на индивидуальную свободу против воли масс. Немалая часть борьбы человечества сосредоточивается вокруг одной задачи – найти целесообразное, т. е. счастливое равновесие между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс. Достижимо ли это равновесие посредством определенных форм культуры, либо конфликт останется непримиримым – такова одна из роковых проблем человечества.

Ключ к фрагменту:Причина несчастья, согласно Фрейду, может быть только одна – культура паразитирует на жизненном инстинкте человека (либидо). Она заставляет его сублимировать (подавлять) свои влечения, направляя их энергию на создание культурных ценностей, а желания загоняя в сферу бессознательного. Но оставаясь неудовлетворенными, желания рождают чувство недовольства жизнью и бунт против культуры.

Ключ к фрагменту:Желаниями человека, по Фрейду, управляют два инстинкта – Эрос (любовь) и Танатос (смерть). Танатос гораздо опаснее для культуры, чем Эрос. Не имея возможности реализовываться во вне,натыкаясь на противодействие Сверх-Я в виде совести, Танатос в полную силу разворачивает борьбу за уничтожение человека там, где совесть не имеет власти – внутри его психики.

Отталкиваясь от спекуляций по поводу начала жизни и биологических параллелей, я пришел к выводу о существовании другого влечения, противоположного инстинкту самосохранения, который поддерживает жизненную субстанцию и созидает из нее все более обширные объединения. Это влечение направлено на разрушение таких объединений, оно стремится вернуть их в изначальное неорганическое состояние. Итак, помимо Эроса имеется и инстинкт смерти, а феномен жизни объясняется их взаимо– и противодействием. Нелегко было найти свидетельства деятельности этого гипотетического инстинкта смерти. Шумные проявления Эроса бросаются в глаза; можно было предположить, что глухая разрушительная работа инстинкта смерти происходит внутри живого существа, но это было малодостоверно. Дальше шла идея о том, что часть этого инстинкта обращается против внешнего мира и заявляет о себе во влечении к агрессии и деструкции. Этот инстинкт принуждается тем самым служить Эросу, поскольку направлен на уничтожение другого (одушевленного или неодушевленного), а не себя самого. Напротив, ограничение направленной вовне агрессии усиливало бы и без того осуществляющийся процесс саморазрушения. Уже по этому примеру можно догадаться, что оба эти инстинкта редко – наверное, даже никогда – не выступают по отдельности, но сплавлены в различные изменчивые и спутанные сочетания, а потому неузнаваемы для нашего взгляда. (С. 112-113)

Так что в дальнейшем я буду придерживаться той точки зрения, что агрессивное стремление является у человека изначальной, самостоятельной инстинктивной предрасположенностью. В ней культура находит сильнейшее препятствие. У нас уже сложилось представление, что культура есть процесс, завладевший человечеством – мы все еще находимся под обаянием этой идеи. Процесс этот состоит на службе у Эроса, желающего собрать сначала отдельных индивидов, затем семьи, племена, народы, нации в одно большое целое, в человечество. Почему так должно происходить, мы не знаем; таково дело Эроса. Человеческие массы должны быть либидонозно связаны; одна необходимость, одни выгоды совместного труда их бы не удержали. Этой программе культуры противостоит природный инстинкт агрессивности, враждебности одного ко всем и всех к каждому. Агрессивное влечение – потомок и главный представитель инстинкта смерти, обнаруженного нами рядом с Эросом и разделяющего с ним власть над миром. Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно должно нам продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. Эта борьба – сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание.

Читайте также: