Психоаналитическая концепция юнга кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аналитическая психология — это одно из направлений неофрейдизма, основанное последователем З. Фрейда, швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом.

Содержание

Карл Юнг (1875-1961) продолжал развитие психоаналитической теории. Он сотрудничал с Зигмундом Фрейдом и играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Но в дальнейшем Юнг не следовал фрейдовским традициям, а пошёл своим путём, создав аналитическое направление. Потому сотрудничество Фрейда и Юнга не было столь уж долгим.

Структура личности по К. Юнгу

По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Аналитическая психология Карла Юнга

2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий.

Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Аналитическая психология Карла Юнга

Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем.

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Аналитическая психология Карла Юнга

Комплексы — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности.

3. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Аналитическая психология Карла Юнга

Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Опыт, находящийся в коллективном бессоз­нательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

Аналитическая психология Карла Юнга

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества.

Архетипы

Архетипы — это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминан­тами психической жизни человека.

Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаружива­ют себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.

Аналитическая психология Карла Юнга

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Четыре таких архетипа встречаются чаще других — это Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

1. Архетипы Аниме и Анимус — это две составляющие одного целого. Они отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характери­стики противоположного пола.

Анима отражает женские бессознательные (феминные) черты в мужском характере, а Анимус — мужские бессознательные (маскулинные) характеристики в женском.

Аналитическая психология Карла Юнга

Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

2. Архетип Персона (Маска)— это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.

Аналитическая психология Карла Юнга

Персона представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Она может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие Персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, по нашему мнению, люди ожидают, что мы поступим в тех или иных ситуациях.

Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений.

3. Архетип Тени – это центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; это некая обратная, темная сторона Я. Он наиболее глубоко укоренен в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.

Аналитическая психология Карла Юнга

Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.

4. Архетип Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.

Аналитическая психология Карла Юнга

Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека, к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Аналитическая психология Карла Юнга

Интроверты и экстраверты

Аналитическая психология Карла Юнга

Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.

Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Аналитическая психология Карла Юнга

Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов). Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Аналитическая психология Карла Юнга

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Чем же взгляды Фрейда отличались от взглядов Юнга? Давайте выделим некоторые отличия.

Аналитическая психология Карла Юнга

1. Главные отличия аналитической психологии Карла Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга либидо — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная активность присутствует только как один из компонентов и проявляется в росте и размножении, а также в других наиболее важных для конкретного человека видах деятельности.

2. Так же, Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка, и способностью матери их удовлетворять.

Аналитическая психология Карла Юнга

По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладыва­ются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.

3. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

Аналитическая психология Карла Юнга

По убеждению К. Юнга, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (35-40 лет) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития — рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования.
Таким образом, для Юнга наиболее важным этапом личностного развития является отнюдь не детство, как у Фрейда, а, напротив, зрелые годы, время, когда он сам прошел через душевный кризис и смог преодолеть его.

4. Еще одно различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (т.е. коллективное бессознательное).


Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Теория личности Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

• ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

• Личное бессознательное

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

• Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Основные архетипы по Карлу Юнгу

Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

Архетипы Карла Юнга

✔ Персона

Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

✔ Тень

Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

✔ Анима

Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

✔ Анимус

Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

✔ Самость

Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.


Швейцарский ученый, врач и психолог Карл Густав Юнг, один из последователей и сотрудников З. Фрейда – наиболее яркая фигура (после самого Фрейда) в движении психоанализа. Вклад Юнга в развитие психоанализа весьма значителен.

Новые идеи и подходы в теории психоанализа Юнга

Юнг дополнил и развил психоанализ, предложив идею архетипов и идею индивидуации (а также переосмыслил и дополнил методологию исследований и терапии).

Согласно основной концепции частной философии психоанализа Юнга, в комплексном единстве с индивидуальным бессознательным существует наследуемая структура психики – коллективное бессознательное.

Эта область психики развивалась и передавалась сотни тысяч лет (а может, и более). Благодаря данной структуре человек реализует свой жизненный опыт вполне определенным образом в конкретных индивидуальных сценариях.

Формы коллективного бессознательного являются архетипами, общими для всех людей. Архетипы – это мыслеформы, наполняемые личным эмоциональным и образным содержанием в опыте жизни каждого человека. Архетипы – наиболее древние формы психических реалий, а потому отражены в мифологиях.

Юнг выделяет несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное (включающее архетипы, универсальные для всех культур, народов и времен).

Это открытие оказало серьезное влияние на развитие не только психотерапии и психологии, но также антропологии, этнографии, философии, эзотерики и современных мистических учений.

Философию психоанализа можно отнести к волюнтаристской линии в западной философии.

Вообще, можно сказать, что философия психоанализа, разработанная Фрейдом и дополненная Юнгом, кардинально изменили отношение к этике, нравственности и культуре в западной цивилизации.

Аналитическая психология Карла Юнга

Основные причины – проявление у Юнга новых идей и подходов.

В движении психоанализа в настоящее время существует множество как фрейдистских, так и юнгианских школ-последователей, представители которых по-разному интерпретируют идеи отцов-основателей, а также предлагают вполне действенные формы и методы как в теоретических разработках и конкретных исследованиях, так и в психотерапии, а также методиках личностного развития.


Психопатический тип характера

Психопатический тип характера совсем не означает, что человек агрессивен, неадекватен и социально опасен.

Мы расскажем о том, что из себя представляют такие личности и в чем их особенности.


Кризис 25 лет у мужчин

Мужчины не редко сталкиваются с возрастными кризисами, которые отражаются на их жизни не самым лучшим образом. Мы расскажем о кризисе 25 лет, возможных причинах его возникновения и способами устранения.

Классический психоанализ Карла Юнга

Швейцарский врач-психолог Карл Юнг, практиковавший в начале 20 века, известен нам как создатель ассоциативного теста, который с момента создания и до сих пор активно применяется при диагностике.

Какое-то время Фрейд и Юнг работали вместе, и Юнг даже считался последователем Зигмунда, но после того как Карл решил использовать психоанализ для глубокого изучения символизма в религии, сказках и мифах, между ними возник конфликт и сотрудничество окончилось. Каждый из ученых двигался по своему пути, при этом Юнг всегда уважительно и внимательно относился к работе Фрейда.

В теориях Юнга и Фрейда есть общие моменты, такие как понятие личного бессознательного.

Но Юнг выделил ещё и коллективное бессознательное, которое по его мнению отличается универсальностью, но при этом располагается не в нашем личном опыте. Оно как данность, как закон природы – есть человек, значит есть в нем коллективное бессознательное.

Это также верно, как то, что Земля крутится вокруг своей оси. Доказать существование коллективного бессознательно можно тем фактом, что в древних писаниях, сказках и мифах различных народов, живших в разных частях мира, есть множество одинаковых моментов и рассуждений. В составе коллективного бессознательного есть архетипы, они словно ящики, которые заполняются в процессе жизни.

Это наши базовые понятия и образы, например, образ мамы – он содержит не только реального человека, но и все ассоциации относительно всех людей, которые заботятся, помогают, кормят, воспитывают.

Также Юнг ввел понятия ассоциативного эксперимента, интроверсии и экстраверсии, о которых мы все теперь в курсе.

Юнг предположил, что чувства и мысли интровертов направлены в их внутренний мир, и поведение их также зависит от того, что происходит внутри.

У экстравертов же всё зависит от внешних событий и окружения, их чувства больше направлены вовне.

Но на самом деле не встречается чистых экстравертов и интровертов, в каждом человеке присутствуют обе характеристики. При неврозе происходит перекос между интравертированной и экстравертированной частями — одна из них уходит в подсознание частей.

В этом случае, задача психоанализа — привести их к общему знаменателю и уравновесить.

Юнгом были определены главные психические действия – ощущение, мышление, чувствование, интуиция. Все эти функции нам нужны, чтобы понимать и анализировать, что происходит, но обычно у человека преобладает только одна из функций и ещё одна более-менее развита. Две остальные остаются почти без развития, в бессознательном, поэтому Юнг определил их как низшие.

Их проявления могут показаться человеку чем-то странным и мистическим.

Юнг вывел 8 типов личности из совокупности и сочетаемости психических функций и качеств темперамента – экстравертности и интровертности.

Как и З. Фрейд, Юнг придавал большое значение нашим снам. Он считал, что сны очень важны в восстановлении баланса психики и, чтобы его приобрести, нужно постараться прожить и понять реальность сна, ведь там зашифрована информация о бессознательных нарушениях.

С бессознательным нужно работать, анализировать и отпускать, иначе оно будет всегда тянуть вниз.

Юнг разработал и описал структуру личности, которая делится на четыре элемента.

Эго – базовый архетип личности, являющийся сердцевиной сознания.

Основные функции и понятия об Эго практически такие же, как и у Фрейда.

Персона – тот образ, который мы создаем, чтобы существовать в социуме. Он включает в себя нашу одежду, стиль, социальный статус.

Персона своего рода упаковка для всего остального содержания, но она может отодвинуть в тень индивидуальность личности. Главная функция Персоны – защита Эго и души от внешних негативных воздействий.

Тень – центральная область бессознательного личности, это всё то, что вытесняется из сознания. К таким моментам относятся те, что не укладываются в социальные рамки или не сочетается с образом Персоны.

Тень может фигурировать в снах, обычно она проявляется через животных или низко-социальных персонажей. Если человек не знает и не принимает наличие Тени, то он начинает переносить свои негативные черты на окружающих, либо же Тень поглощает его. Чем больше черт переходит из сознательного в Тень, тем больше рамки, сжимающие нас и наше поведение. На самом деле в Тени хранится не только негативные качества, но и много наших бесшабашных и свободолюбивых черт, которые не отвечают социальным нормам.

Тень заключает в себе много творчества и энергии, поэтому очень важно внимательно заглядывать в себя и стараться осознать, что в нас есть. Порой нам тяжело признать наличие определенных качеств в себе, но это необходимо делать, иначе невозможно полностью узнать себя и научиться гармонично жить.

В каждом из нас, считал Юнг, существует некое начало противоположного пола, которое мы не осознаем.

Юнг назвал начало Душой: в мужчинах женское начало – Анима, а в женщинах мужское начало – Анимус. Формируется этот образ в детстве, и на него большое влияние оказывают родители, на мальчика – мама, на девочку – папа.

Когда люди вырастают, то этот неосознаваемый образ переносится на любимых людей и партнеров, он формирует стиль поведения и связывает сознательное и бессознательное. Также этот архетип оказывает значительное влияние на творческое развитие, так как участвует в создании образов.

При этом Эго становится не основой личности, а переходит в роль одной из частей души.

Если человек развивается, то происходит процесс индивидуализации, раскрытие единства и гармонии внутреннего мира, уменьшаются проявления эгоизма, приходит осознание взаимосвязи действий и последствий, человек учится объективно смотреть на огромный мир.

Процесс развития для Эго — это расширение кругозора и сознания, наполнение новой информацией и знаниями.

Обычно в молодости человек тратит свое время на достижение внешних показателей. А в более позднем возрасте человек начинает работать над процессом индивидуализации, задумываются о душе и внутренней гармонии.

Юнг определил 4 этапа процесса индивидуализации:

1. На первом этапе происходит работа с Персоной, необходимо определить, что из этого образа – только коллективное, а что действительно принадлежит личности.

Персона – это нечто несуществующее, некий мост между социальными нормами и самим индивидом. К Персоне относятся все номинальные вещи – имена, звания, должности.

Но для самой личности – это лишь компромисс с социумом.

2. На втором этапе нужно встретиться с Тенью и признать ее существование. А, проанализировав ее содержание и отличив от себя, в конечном итоге избавиться от её влияния.

3. Третий этап – это общение с душой. Юнг считал, что с душой нужно разговаривать как с действительным существом, стараться узнать и понять её.

4. И завершающий этап – это появление в центре Души Самости, объединяющей бессознательное и сознательное.

Процесс индивидуализации имеет множество сложностей, но проходить его необходимо.

Юнг говорил о том, что обретение самости – то есть индивидуальности – должно быть нашей целью. Человек, обретая самость, узнает себя полностью и раскрывает свои способности.

Карл Юнг известен как один из основателей аналитической психологии. Он считал, что потребность человека в религиозном выражении происходит из стремления психики к сбалансированному состоянию сознания и бессознательного одновременно. Юнг потратил много лет на обучение и практику у Зигмунда Фрейда, но именно эта его теория привела их к разногласиям. Юнг предположил, что коллективное бессознательное разделяют все люди. Разработка этой теории опиралась на эмпирически выявленные паттерны поведения людей, которые словно принуждают человека порождать определенные психические образы. Эти устойчивые способы реагирования Юнг назвал архетипами. На протяжении всей истории и во всех культурах мифология и мотивы сновидений обнаруживали общую сюжетную нить. Юнг считал, что каждый человек стремится достичь целостности, достигнув гармонии сознания и бессознательного, и что это может быть достигнуто посредством изучения сновидений.

Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг - родоначальники психоанализа

Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг - родоначальники психоанализа

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЮНГИЙСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Активное воображение - метод психоанализа по Юнгу

Активное воображение - метод психоанализа по Юнгу Юнг создал концепцию активного воображения как способ описания преодоления разрыва между бессознательным и сознанием. Используя воображение, фантазию, мечты и размышления, клиент может перенести свое бессознательное в настоящее посредством повествования или действия. Активное воображение основывается на свободном наблюдении клиента за своим воображением или мечтами, а не на сознательных желаниях. Озвучивая пути, которыми ведет его фантазия, клиент проговаривает ранее скрытые от его сознания мотивы собственной душевной жизни. Активное воображение можно уподобить снам наяву или попыткам сделать сновидения осознанными.

Индивидуация - цель психоанализа по К.Юнгу

Индивидуация - цель психоанализа по К.Юнгу Индивидуация - это процесс в аналитической психологии, с помощью которого человек становится тем, кем он действительно должен быть. Люди с эмоциональными трудностями часто чувствуют, что они живут разорванной, полной стрессов жизнью, наполненной разрозненными эмоциональными переживаниями. Прогресс в продвижении вперед часто затрудняется в результате внутреннего конфликта и саботажа, проистекающих из разделения различных личностей внутри человека. Индивидуализация включает в себя интеграцию всего прошлого положительного и отрицательного опыта человека таким образом, чтобы он мог жить здоровой, продуктивной и эмоционально стабильной жизнью. Индивидуация позволяет человеку стать уникальным и существенно отличаться от других людей и коллективного бессознательного. Процесс индивидуации происходит с помощью различных методов, включая толкование снов и активного воображения, и дает рождение зрелой, целостной здоровой и гармоничной личности.

Коллективное бессознательное - концепция психоанализа по Карлу Юнгу

Коллективное бессознательное - концепция психоанализа по Карлу Юнгу
Юнг был первым, кто использовал термин коллективное бессознательное как средство для описания выражения бессознательного, которое проявляет каждое живое существо, имеющее нервную систему. Коллективное бессознательное организует не только переживания из нашей личной истории или нашей психики, но и все переживания внутри вида. Юнг считал, что коллективное бессознательное унаследовано и присуще каждому существу, а не результат определенных событий. Коллективное бессознательное содержит ментальные образы, которые нельзя объяснить исторически или посредством личного опыта, но которые существуют как побочный продукт эволюции.

Логос в теориях Юнга:

Некия - погружение в ночь души

Некия - погружение в ночь души Некия - ключевой компонент анализа Юнга. Некия, или процесс погружения в бессознательное, согласно Юнгу, является преднамеренным и решительным действием. Он считал, что Некия, темное путешествие в опасное место, является необходимым процессом для достижения индивидуации. Те, кто путешествовал в глубины своей внутренней психики и обратно, возвращались обновленными. Это мотив спуска героя в ад, знакомство с потусторонними для сознания слоями психики. Такой спуск описан и древнегреческих мифах на примере Геракла, и сорок дней пребывания Иисуса в пустыне, где он был искушаем дьяволом, так же представляют из себя некию. В алхимии этот этап в развитии души называется нигредо. Юнг первым обратил внимание на соответствие химических опытов алхимиков и психических паттернов человека, что позволило объяснить запутанную и темную терминологию алхимии.

Синхрония - понятие психоанализа Юнга

Синхрония - понятие психоанализа Юнга явление совпадения по смыслу психических переживаний и внешних физических событий. Пример синхронии: ни с того ни с сего с утра вы вспоминаете свою давнюю знакомую, о которой не вспоминали годы. Вспомнили, удивились и забыли. Но вдруг после обеда раздается телефонный звонок от нее. Это еще можно как-то объяснить телепатией. Но вот другой пример синхронии: ночью вам снится, что вы пытаетесь выпустить птицу из клетки, просовываете руку в клетку и птица клюет вас в руку. Утром вы на кухне готовите завтрах, вдруг раздается стук в оконное стекло, вы выглядываете и видите, что голубь врезался в ваше окно. Наконец вы приходите на работу, из-за жары сотрудники открыли створку окна, и внезапно в окно влетает воробей и начинает метаться под потолком. Тут вы начинаете понимать, что эти птицы не спроста, что это некий знак вам. Бывают случаи синхроний и с неодушевленными предметами: мой преподаватель рассказывал, как в детстве он в течение целого месяца находил каждый день по перочинному ножу. Объяснить это простой случайностью вряд ли вероятно. С точки зрения физики это невозможное чудо, но тем не менее имеется множество фактов, опытных данных , подтверждающих такие случаи, которые могут быть объяснимы только если признать, что психическое не ограничивается внутренним миром человека, но распространяется и во внешнем мире тоже. Случаи синхронии - косвенное подтверждение гипотезы о существовании коллективного бессознательного.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология - направление в психологии в традиции Карла Юнга

Глубинная психология - направление в психологии в традиции Карла Юнга Глубинная психология - один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.

Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота - одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.

Психотерапевтическая сессия


Психотерапевтическая сессия Метод психоанализа остался прежним - это беседа, разговор между клиентом и аналитиком, однако если в классическом психоанализе в основном говорил пациент лежа на кушетке, часто с закрытыми глазами, а терапевт достаточно долго накапливал материал, возвышаясь над ним, и лишь в конце сессии или даже после нескольких сессий мог высказать свои соображения. Предполагалось, что терапевт знает и умеет выявить связи в психике пациента, основываясь на теории. То Юнг признавал, что нет готовых теорий, годных для всех возможных случаев в психической жизни. Юнгианский аналитик движется в процесссе терапии вместе с клиентом, пытаясь выявить скрытые связи в излагаемом материале. При этом он следит за своими эмоциональными реакциями тоже, т.к. они могут быть индикатором того, что чувствует клиент, поскольку общение между ними происходит не только на словесном уровне (логос), но и бессознательное каждого из них взаимодействует друг с другом.

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Архетипическая психология - направление в рамках Юнгианского психоанализа

Архетипическая психология - направление в рамках Юнгианского психоанализа Архетипическая психология является одной из стратегий, которые часто используются для раскрытия бессознательных мотивов. Юнг изучал, как исторические религии, божества и басни влияют на самоощущение человека. Архетипическая психология предполагает, что сны и психика человека переплетаются с его сознательными убеждениями и что этот союз является тем, что формирует его поведение, мысли и эмоции. Архетип является символом коллективного жизненного опыта всех людей и определяет, какой выбор, как сознательный, так и бессознательный, делает человек. Архетипическая психология фокусируется на душе человека, и Юнг и его предшественники обнаружили сходство историй легендарных персонажей и побуждений современного человека. Сегодня архетипические психологи по-прежнему считают архетипы важной силой, влияющей на психологическое развитие человека. Наиболее характерным представителем этого направления в психологии можно считать американского психолога Джеймса Хиллмана.

ВЛИЯНИЕ ЮНГА НА ПСИХОДИНАМИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Психодинамическая психология - одно из течений психоанализа по Юнгу

Психодинамическая психология - одно из течений психоанализа по Юнгу Хотя Юнг не был основателем психодинамики, своим вкладом он сильно повлиял на эту область. Юнг считал, что психика или душа движутся к индивидуализации. Его психодинамическая психология вращалась вокруг архетипов коллективного бессознательного, а также личного бессознательного и эго. Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Юнг также ввел понятие трансцендентной функции, которая заключалась в диффузии архетипов из бессознательного в сознание. Трансцендентная функция представляет связь между реальными и воображаемыми или рациональными и иррациональными данными, сближает противоположности, дает возможность для расширения сознания за счет освоения новых данных, поднятых из глубин психики. Психодинамические теории Юнга включали признание духовного измерения у каждого человека, а также организующих элементов в психике. Вместе эти элементы и архетипы могут время от времени вызывать разногласия, вызывая внутренний конфликт, который невозможно объяснить исходя только из личной истории человека или из детских травм.

ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные науки

Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные науки Юнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга.

Читайте также: