Псевдоним гоголя кратко по русскому

Обновлено: 07.07.2024

Псевдонимы Гоголя: В. Алов; П. Глечик; Н. Г. ; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***.

Под псевдонимом В. Алов под этим псевдонимом Написан Ганц Кюхельгартен", написанный и изданный в 1829 г. , еще в гимназическую пору.

Самая ранняя публикация Гоголя была издана под псевдонимом В. Алов. Под ним он еще в гимназическую пору в 1829 г. написал и издал так называемую "идиллию" в стихах, поэму "Ганц Кюхельгартен", написанную еще в Нежине, подражательную (в духе немецкой романтической школы) . К сожалению, поэма получила в журналах отрицательные рецензии. И после убийственной критики этой поэмы почти все издание Гоголь сам скупил и уничтожил.

псевдонимы гоголя

Псевдонимы Гоголя: список

псевдонимы гоголя николая васильевича

Раскрытие

Расшифровке поддаются практически все псевдонимы Гоголя - Алов только остается единственной загвоздкой. Исследователь И. Золотусский однажды отметил в названии романтическое начало – заря, алое утро, рассвет.

Все остальные псевдонимы Гоголя были созданы на основе имени писателя. Псевдоним Г. Янов указывает на то, что мистик использовал фамилию своего отца - Василия Афанасьевича Яновского, который сочинял стихи и был романтической натурой.

псевдонимы гоголя алов

Этот факт может указывать на то, что Гоголь в некоторых своих произведениях использовал наброски отца из его бумаг. Более прозрачным в этом отношении было то, как писатель подписывал статьи, здесь он ставил ясное - Н. В. Гоголь. Таким образом автор рассчитывал привлечь к себе внимание. Однако под художественными произведениями он подписывался уж очень мудрено.

Оригинальные псевдонимы Гоголя Николая Васильевича

псевдонимы гоголя н в

Эксперименты с именем

Для того чтобы уловить концепт того, как образовывались псевдонимы Гоголя, необходимо понимать, что литература была для него средством привлечения внимания необходимых ему людей. Все эти эксперименты с псевдонимами являлись частью самого процесса образования своего имени и утверждения себя в качестве писательского бренда "Гоголь".

псевдонимы гоголя

Возможно, это были первые шаги к тому, чтобы дать имени широкую огласку и ввести его в оборот. Однако все же оно считалось псевдонимом, именем его можно было назвать при соответствующих оговорках.

Знакомство с Пушкиным

псевдонимы гоголя список

Безымянный автор

Очевиден был и тот факт, что Гоголь не подписывал ни одного художественного произведения своим именем. Он хотел, чтобы тут о его авторстве знали лишь немногие люди.

В общем, все эти шифровки длились до поры до времени, пока Гоголь вдруг не стал тиражировать свое имя и везде открывать свою причастность к художественным произведениям, написанным им же. Поведение его в этом плане кардинально изменилось. И это не было связано с его уверенностью в собственных творческих силах, и дело не в возникшем авторском самолюбии. Подобное поведение было связано с изменением его жизненных планов. Псевдонимы Гоголя Н. В. уже больше не интересовали. Он достиг того, чего хотел.

Впервые псевдонимы Гоголя были достаточно подробно разобраны вскоре после его смерти В. Гаевским (Г В. Заметки для биографии Гоголя // Виноградов И. А. Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. М., 2011. Т. 1. С. 327-332). В настоящее время исчерпывающий материал по этой теме содержится в вышедших томах нового академического собрания сочинений писателя (Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. М., 2003 - 2009). Однако общая картина все еще нуждается в прояснении, и некоторые замечания, как общего, так и частного порядка, вовсе не будут лишними.

В. Алов - Ал-м-нЯ - В. Янов.

Можно заметить, что наиболее прозрачным оказываются подписи, поставленные под статьями (Г. Янов, Н. Гоголь), которые явно в большей степени, нежели художественные отрывки были рассчитаны на внимание. Псевдонимы, придуманные для художественных произведений более мудрены, связь этих произведений с автором гораздо менее очевидна [3].

Здесь нужно заметить, что однажды осуществив свой выбор, Гоголь никогда больше уже не воспользуется другим литературным именем. Позже еще для двух своих статей он использует псевдонимы, но - это будут уже не имена [10]! Это еще один штрих в пользу того, сколь важную роль собственное имя играло в эгоцентрическом мировоззрении писателя.


Откуда же тогда Гоголь? Дед писателя, Афанасий Яновский, был человеком очень предприимчивым. Выходец из рода приходских священников, он не пошел по родительской стезе, а поступил на службу полковым писарем. К тому же выгодно женился на дочери помещика Лизогуба, который приходился потомком самому гетману Скоропадскому. В качестве приданого за жену Яновский получил неплохое поместье.

Возникла проблема — поместье есть, а дворянства нет. Как быть? Соседи будут косо смотреть. В то время для жителей Малороссии существовала весьма простая лазейка, позволявшая выправлять дворянство. После раздела Речи Посполитой Екатерина гарантировала польскому шляхетству сохранение прежних прав. Богатые и предприимчивые местные малороссы вдруг стали чудесным образом находить грамоты, дарованные польскими королями еще 200 лет назад и подтверждавшие дворянский титул. Проверить эти явно подложные грамоты не было никакой возможности, и дворянские комиссии хоть и нехотя, но признавали ловкачей за своих и вносили в дворянские книги.

Поскольку никакого малоросского шляхетства отродясь не существовало — для поляков любой малоросс был существом низшего ряда — приходилось мимикрировать под поляков. Афанасий Яновский раздобыл липовую грамоту, подтверждавшую шляхетское происхождение. Документ гласил, что прапрадед помещика, некий Андрей Гоголь, получил от короля Яна-Казимира дворянство.

Никакого Андрея Гоголя никогда не существовало. Он не упоминается ни в одном документе. Был Остап Гоголь, но нет никаких данных о его родстве с Яновскими. Во-вторых, грамота датирована 1674 годом, а король Ян-Казимир к этому моменту уже шесть лет как отрекся от престола и уже два года как умер.

Доказательства даже по тем временам — страшно сомнительные. Афанасию несколько лет пришлось с поистине малоросским упорством добиваться признания дворянства. В конце концов в комиссии махнули рукой и внесли просителя в родословную книгу как дворянина.

Так Афанасия Яновский стал Яновским-Гоголем. Эту же фамилию носил и его сын. Под этой фамилией был рожден 20 марта [1 апреля] 1809 года, в городе Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губерния и Николай, который, повзрослев, отбросил фамилию Яновский и остался только Гоголем. Фамилия звучная, запоминающаяся, и к тому же не мужицкая, а шляхетская.

А дальше — по накатанной. Познакомившись с богемными кругами Петербурга, Гоголь неожиданно замечает, что его происхождение вызывает живой интерес. Николая расспрашивают о быте и нравах малоросской глубинки, и Гоголь понимает, что в этнической экзотике и заключается его шанс.

Он начинает буквально бомбардировать мать письмами с просьбой рассказать какие-то особенности малоросского быта и местных деревенских традиций. Сам Гоголь толком и не знал их, поскольку в десятилетнем возрасте был увезен в Полтаву, а потом учился в Нежине. А жизнь в городе и селе — это разные вещи, детских воспоминаний явно не хватало для плодотворной работы.

Белинский написал Гоголю письмо с отборной азиатской руганью:

«И в это то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами!. И это не должно было привести меня в негодование? Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки…

Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете? Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною…

А потому, неужели Вы, автор „Ревизора“ и „Мёртвых душ“, неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?

Книга не понравилась и некоторым славянофилам. Гоголь позднее риторически вопрошал:


В последние годы жизнь Гоголь становился все более мрачным и чаще страдал от нервных болезней. Тарасенков так описывал последние дни писателя:

«Кажется, изнеможение тела, дошедшее до болезненного состояния, еще более усиливало мрачное настроение духа и не дозволяло ему судить и действовать попрежнему. Его поступки сделались страннее обыкновенного, и теперь подавно нельзя было угадать его сокровенных желаний и намерений. В один из следующих дней он поехал в Преображенскую больницу на извозчике. Подъехав к воротам больничного дома, он слез с санок, долго ходил взад и вперед у ворот, потом отошел от них, долгое время оставался в поле, на ветру, в снегу, стоя на одном месте, и, наконец, не входя во двор, опять сел в сани и велел ехать домой.

На этой же неделе (с понедельника на вторник ночью) Николай Васильевич велел своему мальчику раскрыть печную трубу, вынул из шкапа большую кипу писанных тетрадей, положил в печь и зажег их. Мальчик заметил ему: „Зачем вы это делаете? может, они и пригодятся еще“. Гоголь его не слушал; и когда почти все сгорело, он долго еще сидел, задумавшись, потом заплакал и велел пригласить к себе графа. Когда тот вошел, он показал ему догорающие листы бумаг и с горестью сказал: „Вот что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все! Как лукавый силен — вот он к чему меня подвигнул! А я было там много дельного уяснил и изложил. Это был венец моей работы; из него могли бы все понять и то, что неясно у меня было в прежних сочинениях!“

После уничтожения своих творений мысль о смерти как близкой, необходимой, неотразимой, запала ему глубоко в душу и не оставляла его ни на минуту. За усиленным напряжением последовало еще большее истощение. С этой несчастной ночи он сделался еще слабее, еще мрачнее прежнего: не выходил более из своей комнаты, не изъявлял желания видеть никого, сидел в креслах по целым дням, в халате, протянув ноги на другой стул, перед столом. Сам он почти ни с кем не начинал разговора; отвечал на вопросы других коротко и отрывисто.

Один врач приезжал к Гоголю за другим, но никто не мог выявить действительно болезни. Писатель явно не страдал никаким физическим недугом. Он просто сидел, а потом лежал, ничего не ел, ни с кем не разговаривал и доводил себя до полного истощения. Отчаявшиеся врачи даже пытались загипнотизировать Гоголя, чтобы привести в чувство, но не преуспели. В конце концов, несмотря на сопротивление Гоголя, его пытались начать лечить насильно, против его воли, но поскольку было непонятно, что лечить — каких-то видимых болезней и поражений внутренних органов не наблюдалось, — то процедуры не принесли никакого результата.

4 марта 1852 года Николай Гоголь умер в возрасте 42 лет. Точная причина смерти до сих пор неизвестна. Большинство специалистов склоняется к тому, что истощение, которое и привело к смерти, стало следствием психической болезни Гоголя. Что это за болезнь, также является дискуссионным вопросом: маниакально-депрессивный психоз или шизофрения. Многие исследователи связывают чрезмерную религиозность Гоголя и его навязчивые сверхценные идеи последних лет жизни как раз с болезнью.

Гоголь никогда не был женат и не имел любовных связей. Это привело к появлению популярной гипотезы о гомосексуальности писателя, у которой до сих пор есть как активные сторонники, так и яростные противники.

В советское время зародилась популярная легенда о том, что Гоголя якобы захоронили живым и в могиле он очнулся от летаргического сна.

Слухи спровоцированы тем, что во время эксгумации тело нашли с чуть повернутой головой. Да, в советское время — в 1931 году, — тело Гоголя решили эксгумировать. При процедуре присутствовали следующие советские писатели: Всеволод Иванов, Владимир Лидин, Александр Малышкин, Юрий Олеша, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич.

Как и положено советским гражданам, они решили что то украсть. Даже у мертвого.

Ничего невероятного, что позже воров обокрали. Снова слово Полонскому:

Одно имя дают родители. Совсем другое дает жизнь. Но подлинное имя мы даем себе сами. Но не у всех хватает духу признаться в подлинном имени. Даже себе.

Псевдоним - Николай Васильевич Гоголь (Гоголь-Яновский).

Н.В. Гоголь

Но торжества не было. Надо было заметать следы, срочно принимать меры, чтобы никто не узнал, кто автор безрадостного сочинения. Знал об этом, пожалуй, один, Яким (слуга Н.В. Гоголя), но он газет не читал, и поэтому его взял Гоголь в помощники, когда бросился по лавкам скупать злосчастную поэму. Свеженьких, неразрезанных книжек набралось два мешка.

Гоголь нанял номер в гостинице, разожгли в номере печь и бросили в нее все, что было в мешках. Встречаясь с Гоголем позже, никто не знал, что он В. Алов. Это имя ни разу не поминалось, сам Гоголь хранил о поэме молчание.

Что ж, читать, собственно, пока было и нечего. Гоголь недаром прятался под вымышленными именами – чувствовало его перо нетвердость, ученический свой наклон. К тому же опасения Гоголя были по большей части опасениями перед провинцией, перед теми людьми, которые его знали (знали его родителей, его фамилию), и где имя Гоголь что – то говорило читателям.

Неизвестно, повлияла эта статья Полевого на Гоголя или нет, но в во всех следующих работах Николай Васильевич подписывался своим именем.

С юношеских лет Гоголь мечтал о высоком гражданском поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Гоголь меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия.

Внутренняя сложность гоголевского творчества, получившего мировую известность, обусловила острую дискуссионность его оценок в критике. Различные школы в русском и зарубежном литературоведении давали многочисленные толкования его противоречивых сторон. Многочисленные работы о Гоголе и переиздания его сочинений, воплощение его образов на сцене и на экране, в музыке и живописи подтверждают неугасающий интерес к творчеству великого русского писателя во всём мире.

Копирование материалов сайта только с действующей прямой гиперссылкой на источник.
Алюминиевое остекление в Москве и МО; Лениниана; Телефоны доверия; Запчасти для автовозов.
Все вопросы и предложения по работе данного сайта направлять по адресу:

Читайте также: