Провозглашение курса превращение кнр в великое социалистическое государство кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории Китая второй половины ХХ — начала XXI в. можно выделить два основных периода. Первый период (1949—1978) охватывает социалистические эксперименты на маоистской основе. Второй период (с 1978 г.) открывает переход КНР к рыночной экономике — своеобразному варианту перестройки китайского общества.

Образование КНР.

В августе 1945 г. завершилось освобождение Китая от японской оккупации. Активное участие в освободительной борьбе приняли две крупнейшие политические силы страны — Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая (КПК).

Лидер Гоминьдана Чан Кайши возглавлял правительство Китайской Республики. Его партия выступала за развитие экономики на основе рыночных отношений и укрепление связей с западными странами.

СССР внес огромный вклад в разгром Японии на Дальнем Востоке. Советские войска нанесли поражение Квантунской армии и временно оккупировали территорию Маньчжурии. В августе 1945 г. между Советским Союзом и гоминьдановским Китаем был заключен Договор о дружбе и союзе. Гоминьдан и КПК начали переговоры о создании коалиционного правительства. Однако противоречия между ними были столь острыми, что переговоры не увенчались успехом.

В это время советское правительство приняло окончательное решение в своей политике по отношению к Китаю ориентироваться только на КПК. В апреле 1946 г. Советский Союз вывел свои войска из Маньчжурии. Гоминьдановское правительство тотчас отдало приказ о наступлении на северном направлении. В Китае возобновилась гражданская война.

Первоначально преимущество было на стороне гоминьдановских войск. Но уже весной 1947 г. НОАК перешла в наступление и в январе 1949 г. заняла Пекин. Затем НОАК захватила Шанхай и столицу гоминьдановцев Нанкин, форсировала Янцзы и завершила разгром Гоминьдана. Чан Кайши с остатками своей армии перебрался на остров Тайвань, провозгласив здесь Китайскую Республику.

Восстановительный период.

После тридцатилетнего периода войн и революций экономика КНР находилась в плачевном состоянии. На помощь пришел Советский Союз. В 1950 г. между КНР и СССР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Советская поддержка стала важнейшим фактором социально-экономического развития КНР.

В стране начала проводиться аграрная реформа. Около 90 % населения страны составляли крестьяне и только 2 % — рабочие. Значительная часть помещичьих земель национализировалась, а остальная передавалась во владение сельским жителям. Одновременно создавался государственный сектор экономики за счет конфискации собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала. В 1952 г. был восстановлен довоенный уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1954 г. состоялись выборы в новый однопалатный парламент — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Председателем КНР был избран Мао Цзэдун.

Кроме того, в это время ухудшились советско-китайские отношения. СССР сократил помощь Китаю, а в 1960 г. и вовсе прекратил ее. В отдельных районах Китая начался голод.

В результате нового курса крестьянам были возвращены приусадебные участки. Им разрешили держать мелкий скот и птицу, заниматься ремеслами и торговать на рынке. Повсюду вводился принцип материальной заинтересованности в результатах труда.

Благодаря принятым мерам к 1965 г. в стране в целом было восстановлено производство и покончено с голодом. Тем не менее внутриполитическая ситуация оставалась сложной. Все чаще в адрес Мао Цзэдуна раздавались критические высказывания со стороны интеллигенции и части партийного аппарата. В стране и партии формировалась вполне реальная оппозиция Мао.

Однако ситуация в стране по-прежнему оставалась сложной и нестабильной. Поэтому правящая верхушка партии и государства вынуждена была восстановить часть репрессированных кадров на довольно высоких государственных постах. В их числе был будущий реформатор Китая Дэн Сяопин.

Китай в 1945 - 1978 гг.

После безоговорочной капитуляции, состоявшейся 2 сентября 1945 года, территория Японии была оккупирована союзными войсками. Главное влияние на Японию оказывали США. Под их влиянием в 1947 году была принята конституция, в которой акцент делался на развитие страны по пути либеральной демократии.

После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи:

- импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен;

- большинство предприятий закрыто;

- уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% довоенного.

- свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза;

- реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня;

- безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн. человек.

8 сентября 1951 года был подписан Сан-францисский мирный договор 49 государств с Японией. Этот договор был подготовлен США с целью не допустить изменения текста договора в пользу СССР. Китай, Монголия и Демократическая Республика Вьетнам не получили приглашения на конференцию. Индия и Бирма отказались в ней участвовать.

СССР предлагал, чтобы Япония признала суверенитет КНР над Маньчжурией, Тайванем и рядом других островных территорий и суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами. Предлагалось вывести вооруженные силы союзных держав в течение 90 лет после подписания договора. Но эти и другие предложения были отвергнуты. СССР, Польша и Чехословакия отказались подписать договор.

Япония оказалась под покровительством и огромным влиянием США. В 1956 году Япония была принята в ООН. СССР не возражал, так как в 1955 году были восстановлены дипломатические отношения, и началось обсуждение ряда вопросов.

2. Война в Корее и её влияние на экономическое развитие Японии

Япония, ускорявшая возрождение милитаризма после Второй мировой войны под эгидой и поддержкой США, активно участвовала в корейской войне (июнь 1950 – июль 1953 гг.) на их стороне. Еще в июле 1950 года, спустя всего несколько дней после возникновения войны, премьер-министр Японии Йосида созвал заседание кабинета министров для обсуждения вопроса о мерах по содействию американским войскам в военных действиях в Корее.

Так японские милитаристы, чтобы содействовать агрессивной войне американских войск, превратили всю свою территорию в базу поставки военных материалов, в базу производства и ремонта разных видов оружия и даже направили на эту войну свои вооруженные силы.

Япония стала соучастницей также в ужасающей бактериологической войне в Корее. Она передала США бактериологическое оружие, разработанное во время Второй мировой войны втайне на Северо-востоке Китая. Американские войска сбросили в Северной Корее бактериологические бомбы японского производства, жестоко уничтожали многочисленных корейцев.

В Японии производилось большое количество военной техники и материалов для американских войск. В 1953 году американские войска получили из Японии 8270 пушек разных калибров, более 3 млн. 98 тыс. 550 снарядов, включая реактивные, и 10 млн. 360 тыс. патронов.

3.Утверждение самостоятельной роли Японии в мире

Во второй половине 50-х годов Япония добилась рекордного экономического роста, который продолжался четыре десятилетия и составлял в среднем 10% ежегодно.

4. Глобализация Японской внешней политики

Характерной чертой внешней политики Японии, не имеющей средств военно-политического воздействия на развитие международных процессов, является ее гибкость и изощренность. Прежде всего, следует отметить наличие двух параллельных внешнеполитических линий, пересекающихся или расходящихся в зависимости от конъюнктуры.

Официальная политика проводится МИДом Японии с учетом международных обязательств Токио и с оглядкой на старшего партнера по Пакту безопасности, и представляет собой среднюю линию между интересами японского капитала и Вашингтона. Таким образом, оставаясь формально и официально верной Вашингтону, Япония в неофициальном порядке отстаивает свои собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с американскими.

Японо-американский Союз за 4 десятилетия своего существования претерпел значительные изменения по духу и букве в сторону повышения в нем роли Японии:

- лишение США права вмешательства во внутренние дела Японии,

- акцент на “совместную” ответственность Токио и Вашингтона за безопасность Дальнего Востока,

- право выхода Японии из Пакта, возвращение ей административных прав на архипелаг Рюкю при сохранении там американского военного присутствия и т. д.

5.Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг

Китайская цивилизация – одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.

В послевоенное время в Китае создалось новое соотношение политических сил. С одной стороны, выступал патриотический, демократический фронт, возглавляемый КПК, в который кроме рабочих и крестьян (движущие силы фронта) входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национальная (некомпрадорская) буржуазия.

Этот фронт ставил перед собой задачи:

- свержения реакционного гоминьдановского режима;

- освобождения страны от гнета иностранного капитала;

- построения свободного, независимого и демократического Китая.

. К июлю 1946 г. гоминьдановское правительство, переехавшее к тому времени из Чунцина в Нанкин, располагало армией в 4300 тыс. человек. Опираясь на поддержку США, гоминьдановская реакция развернула гражданскую войну в Китае. Гоминьдановские войска стали наступать на освобожденные районы Китая.

Политическая обстановка в Китае во второй половине 1946 и первой половине 1947 г. осложнялась не только подрывной деятельностью внутренней реакции, но и еще более усилившейся интервенцией США.

6.Гражданская война. Образование Китайской народной республики

Региональная ситуация в Восточной Азии не была стабильной. Причина была в слабости Китая, его неспособности взять на себя самостоятельную международную роль и нежелание выполнять подчинённые функции по покровительством СССР либо США, либо обеих держав вместе. Центральное положение Китая в Восточной Азии делало его ключевым элементом региональной структуры. США придавали огромное значение превращению Китая в дружественное государство, готовое вместе с ними направлять региональное развитие и достаточно сильное, чтобы избавить Вашингтон от бремени военной ответственности в Азии. В руководстве США существовали надежды, что Китайско-американское сближение обеспечит в регионе безопасность и стабильность, не смотря на то, что развёртывание антиколониальной борьбы влекло за собой опасность крупных потрясений.

Интересы Советского Союза в Китае:

- обеспечение приграничного пояса безопасности за счёт сфер влияния в Монголии и Манчжурии;

- создание в зоне Порт-Артура и Дайрена плацдарма сдерживания против Японии;

- укрепление экономической базы советского Дальнего Востока через интенсивное хозяйственное взаимодействие с Манчжурией.

Как и США, СССР был заинтересован в дружественном Китае, но не в сильном центральном китайском правительстве. Хотя СССР оказывал помощь китайским коммуниста, Сталин был насторожен активностью КПК.

Противостояние КПК и Гоминьдана переросло в гражданскую войну. На протяжение 1946 года продолжались боевые действия, КПК стала одерживать военные успехи. В январе 1949 года представители советского посольства и руководство гоминьдана выработали проект соглашения в соответствии с которым, Китай принимал на себя обязательства:

- сохранять нейтралитет в случае любого будущего международного конфликта;

- устранить американское влияние в стране;

- принять меры для создания базы для сотрудничества с СССР.

Терпя поражение за поражением, остатки сил гоминьдана покинули материковую часть Китая и морем эвакуировались на остров Тайвань. 1 октября 1949 года победившие коммунисты провозгласили создание Китайской Народной Республики.

- должны были отдавать государству 20 процентов продукции по твердым ценам;

- 20 процентов кооперативу за аренду земли;

- остальную продукцию они сами могли реализовать на свободном рынке.

Возросшие принципы материальной заинтересованности изменили отношение крестьян к труду и дали гигантский стимул развитию сельского хозяйства. Деревня стала преображаться на глазах. Восстановление материальной заинтересованности и раскрепощение личной инициативы дали свои результаты:

-. у крестьян стали появляться реальные деньги, которые стали вкладывать в семейное дело;

- стали возрождаться и возникать ремесла и народные промыслы.

Накопления вкладывались в производственные и торгово-промышленные структуры. В то же время реформа освободила значительную часть крестьянского населения, не способного вести хозяйства в условиях рыночной экономики, или не выдержавшей нового экономического ритма. В деревне появились свободные рабочие руки.

Этот фронт ставил перед собой задачи свержения реакционного го-миньдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократического Китая. С другой стороны, реакционный лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии гоминьдан, материально поддерживаемой и идейно вдохновляемой империализмом, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае. Борьба демократического и реакционного лагерей — характерная черта послевоенного Китая.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Контрольная по истории Китай, Индия.doc

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине

ХХ века. Китай, Индия

Специальность: Право и организация социального обеспечения

В послевоенное время в Китае создалось новое соотношение политических сил. С одной стороны, выступал патриотический, демократический фронт, возглавляемый КПК, в который кроме рабочих и крестьян (движущие силы фронта) входили в качестве союзников также интеллигенция, мелкая городская буржуазия и национальная (некомпрадорская) буржуазия.

Этот фронт ставил перед собой задачи свержения реакционного го-миньдановского режима, освобождения страны от гнета иностранного капитала и построения свободного, независимого и демократического Китая. С другой стороны, реакционный лагерь, возглавляемый верхушкой буржуазно-помещичьей партии гоминьдан, материально поддерживаемой и идейно вдохновляемой империализмом, придерживался курса на укрепление антидемократического режима в Китае. Борьба демократического и реакционного лагерей — характерная черта послевоенного Китая.

Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг.

Партия Гоминьдан (Националистическая партия Китая) появилась на свет в августе 1912 года в провинции Гуандун. У её истоков стоял один из основателей современного Китая доктор Сунь Ятсен. Первоначально она имела социал-демократическую направленность, а в её задачу входило свержение правящей династии Цин и создание Китайской республики.

Исторически Маньчжурия была базой японской угрозы, без обладания которой Япония не могла бы рассчитывать на ведение большой войны на материке. Советский Союз уделял первоочередное внимание закреплению своих позиций в этом районе, сосредоточившись на заключении договора об отношениях с Китаем.

Советский Союз не соглашался начать войну против Японии до того, как договор с Китаем определит гарантии его интересов в Маньчжурии. 10 августа 1945 г. советско-китайский договор был заключен. СССР официально признал принадлежность Синьцзяна и Маньчжурии Китаю. В результате обмена нотами, который был совершен после подписания договора, китайская сторона обязалась признать независимость Внешней Монголии (которая по советско-китайскому договору 1925 г. формально считалась частью Китая) в случае, если на референдуме монгольское население выскажется за независимость. Советский Союз, как и предполагалось, снова приобрел право на эксплуатацию КВЖД, а кроме того - получил те же права и в отношении Южно-Маньчжурской железной дороги (до Порт-Артура). Обе дороги были объединены в одну, которая стала называться Китайско-Чанчуньской и была передана под управление советско-китайской компании. СССР получил права долгосрочной аренды баз в Порт-Артуре и Дайрене.

В советско-китайском договоре 1945 г. вопрос о ситуации в Китае и об отношениях СССР с китайскими коммунистами был обойден. Но по логике договора СССР не должен был препятствовать стремлению правительства Чан Кайши установить контроль над Маньчжурией после ее освобождения от власти Японии. Однако Чан Кайши не располагал возможностями распространить свою власть на Маньчжурию ввиду нехватки личного состава его армий и возможностей для их быстрой переброски на север. Китайские коммунисты, напротив, базировались в районах, приближенных к Маньчжурии и могли легко установить в ней свою власть после изгнания японской администрации, если бы это им позволило советское командование. Присутствие коммунистов в Маньчжурии было средством давления И.

В. Сталина на Чан Кайши. СССР угрожал вывести войска из Маньчжурии, что означало бы автоматически установление там власти коммунистов.
К марту 1946 г. Чан Кайши счел себя подготовленным к противостоянию с коммунистами в случае ухода СССР из Маньчжурии. Советский Союз приступил к выводу своих войск, место которых стали занимать отряды китайских коммунистов. Между правительственными войсками и коммунистами возобновились столкновения. Хотя силы Чан Кайши в течение весны 1946 г. установили контроль над главными городами и железными дорогами Маньчжурии, их опорные пункты были блокированы коммунистами, преобладавшими в сельских районах.

Осуществляется децентрализация государственных капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся в руках местных властей и государственных предприятий.

Частными предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов.

Китай стремится стать ведущим и в отраслях, производящих компьютерную оснастку и программное обеспечение. Он намерен добиться такого же успеха в качестве экспортера программного обеспечения, как Индия, и компьютерной оснастки, как Тайвань.

Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего, стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

Экономическое положение Индии после второй мировой войны. Подъем освободительного движения.

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945—1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.
Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. британский парламент принял закон о независимости Индии. Согласно этому закону бывшая колония была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Разделены по религиозному признаку, оба государства с самого начала враждебно относились друг к другу. Их непримиримое противостояние привело к вооруженным конфликтам в 1947-1948 гг, в 1965 г. и 1971 г. (результатом последнего индо-пакистанского конфликта стало создание государства Бангладеш на территории Восточного Пакистана).

В 1950 г. Индия провозгласила свою полную независимость. Согласно принятой конституции Индия стала федеративным государством (его 25 штатов созданы по национально-территориальному принципу) и парламентской республикой. Первым премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. После обретения независимости правящей партией страны стал Индийский национальный конгресс (ИНК). Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно-командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.

Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.

Китайский народ во время войны с японскими агрессорами (1937-1945) понес огромные человеческие и материальные потери. Погибли многочисленные культурные ценности, были разрушены города, страна фактически распалась на самостоятельные районы. В Китайской Республике воцарились голод, эпидемии, бедность.

На завершающем этапе Второй мировой войны войска СССР провели успешные операции, разгромив японцев на суше. Огромная территория Северо-Восточного Китая - Маньчжурия - с населением более 40 млн чел. стала зоной временной оккупации советской армии.

Советская военная администрация превратила Маньчжурию в зону, закрытую для представителей законного правительства лидера партии Гоминьдан (Национальная партия) Чан Кайши. Это было расценено правительством Китайской Республики как вмешательство СССР во внутренние дела страны, направленное на провоцирование гражданской войны, как грубое нарушение Договора о дружбе и союзе между Советским Союзом и Китаем, заключенного в августе 1945 г.

Течение 1946 г. между коммунистическими и правительственными военными подразделениями продолжались локальные вооруженные столкновения. Весной 1947 г. наступлением армий КПК с Маньчжурии началась гражданская война.

1 октября 1949 на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. В континентальном Китае утвердился коммунистический тоталитарный режим.

В декабре 1949 г лидер КПК Мао Цзэдун прибыл в Москву на празднование юбилея Сталина. Во время его длительного визита в феврале 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР сроком на 30 лет.

Как и в СССР, эти меры сопровождались массовыми репрессиями.

II. Культа личности Мао Цзэдуна И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ КОММУНИСТОВ КИТАЯ

В начале 60-х годов обострились советско-китайские отношения. Мао Цзэдун выступил против развенчания Н. Хрущевым культа личности Сталина. Более того, он стал претендовать на место вождя международного коммунистического движения, которое всегда принадлежало лидеру КПСС. Идеологические споры советских и китайских коммунистов постепенно привели к свертыванию экономических, торговых связей, а впоследствии и к пограничным вооруженных столкновений во второй половине 60-х годов. ,

Режим личной власти Мао Цзэдуна держался на прочной социальной базе партийных, военных и хозяйственных функционеров всех рангов, их назначали только сверху, учитывая приверженность идеям коммунизма. Они имели определенные льготы и крепко за них держались (распределение жилья, продовольствия, бытовой техники и т.д.).

9 сентября 1976 на 83 году жизни умер Мао Цзэдун. Еще до завершения траурных церемоний началась острая борьба за власть,

IV.КУРС реформ Дэн Сяопина

придерживаться социалистического пути;

придерживаться диктатуры пролетариата;

придерживаться руководящей роли Компартии;

4) соблюдать марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.

Первой среди реформ стала перестройка сельского хозяйства. Наибольших показателей достиг его частный сектор. Распространенным методом реформы была передача земли крестьянским семьям в долгосрочную аренду. Крестьяне продавали основную долю урожая по свободным ценам и только определенную часть сдавали на госзаказ. Доходы крестьян выросли. Состоятельность уже не считалась преступлением.

С 1979 г. китайские коммунисты приступили к поискам нетрадиционных для них путей экономического развития. Начался эксперимент по созданию предприятий со смешанным капиталом. Для поощрения иностранных вложений на китайском побережье создавали специальные экономические зоны. Крупнейшей из них стала Тяньцзиньского. Там построено 40 важных промышленных объектов. Такие зоны должны строгий пограничный контроль, работа в них предоставляется на конкурсной основе.

Читайте также: