Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель : повышение профессиональной компетентности педагогического состава по вопросам противодействия идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.

Целевая аудитория : зам. директора по ВР, кл. руководители, воспитатели, соц. работники, психологи.

Ход мероприятия:

Терроризм – это совокупность противоправных действий (убийств, похищений, диверсий и т.д.), служащая средством достижения политических целей.

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Простыми словами Экстремизм — это призыв социальных масс к насильственным действиям против существующего политического, религиозного или социального строя.

Исходя из этого, выявляются следующие виды экстремизма: политический, религиозный, экологический, духовный, молодёжный, духовный и этнический.

Молодёжный экстремизм.

Молодежь является более уязвимым звеном в обществе и особо подвержена отрицательному воздействию экстремистских групп. Причины социальной и материальной незащищенности молодежи в силу ее психологической незрелости, юношеского максимализма, отсутствия приоритетов по жизни. Представители экстремистских группировок с легкостью вербуют молодых людей, обещая быстрое решение материальных и социальных проблем.

Почему так важно сегодня об этом говорить. В подавляющем большинстве членами молодёжных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек.

Подросток это компонент ещё неразвитого сознания: импульсивность, агрессивность, нетерпимость, пренебрежение к действующим в обществе правилам поведения.

Завербовать такого легко, промыв мозги радужной иллюзией светлого будущего (любовь, деньги, свобода).

Специалисты в сфере социальной психологии выделяют группы вербовка в отношении которых наиболее вероятна:

● лица с паранойяльной настроенностью,

● зависимый тип личности, лица из семей с гиперопекой,

● лица из неполных семей,

● лица из асоциальных семей,

● лица с ограниченными физическими возможностями,

● лица, пережившие тяжелые психотравмы,

● низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своей личности;

● переживание несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;

● социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;

● сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

Причём как таковой нет определённой схемы вербовки молодого поколения в экстремистскую деятельность.

Еще одним средством вовлечения сторонников (особенно несовершеннолетних) в террористическую и экстремистскую деятельность могут служить онлайновые компьютерные игры, предусматривающие возможность текстовых, голосовых и видеочатов. Особую опасность представляют компьютерные игры, предусматривающие выполнение заданий в реальной жизни, в качестве которых может выступать совершение актов насилия, погромов, иных действий по устрашению населения или отдельных социальных групп.

Фанатские спортивные сообщества. Особенно футбольные.

В целях вовлечения новых членов, экстремистские и террористические организации на всех этапах осуществляют широкое применение особых манипуляционных технологий.

Контроль сознания – это сознательное насильственное управление психикой и поведением человека.

Благодаря налаженной последовательной деятельности российских правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности так называемых кураторов суицидальных групп в течение 2017 года, а также значительному снижению освещения самой темы в СМИ, популярность данных сообществ в Интернете среди подростков значительно упала. Но тем не менее появляются новые формы вербовки и промывания сознания, как впрочем меняется и целевая аудитория

Ещё одно направление селфхарминг которое подразумевает под собой намеренное повреждение своего тела без попытки суицида.

Грань боли и жизни.

Эрик Харрис и Дилан Клиболд, жуткая история случилась в 1999 году в американском штате Колорадо. Два школьника старших классов Эрик Харрис и Дилан Клиболд совершили нападение с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. В следствие чего Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя), ранили ещё 23 человека, после чего нападавшие застрелились сами.

2018 год - Стрелитамак 17летний ученик коррекциооной школы забежал в кабинет информатики, ранил нескольких школьников, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем юноша разлил горючее вещество и совершил поджог, а после нанес себе рану ножом.

15 января 2018 года два подростка из Перми ворвались на урок труда и начали наносить ножевые ранения учительнице младших классов. В результате происшествия 15 человек пострадали.

19 января 2018 года подобный случай произошел в средней школе города Улан-Удэ. Преступники нанесли тяжелые ранения семиклассникам и учителю.

Но даже после всех предпринятых мер предосторожности.

28 мая 2019 года в городе Вольск Саратовской области 14-летний ученик школы № 4 Даниил Пулькин вошел в учебное заведение с двумя бутылками коктейля Молотова и топором. Как сообщается, в учебном заведении не было охраны. Первую бутылку он кинул в класс на втором этаже, где шли занятия, а вторую в коридор. К счастью, жидкость не загорелась, но когда он увидел 12-летнюю ученицу Дашу, то ударил ее по голове ледорубом, принесенным в рюкзаке. Сейчас девочка находится в больнице.

Движение скулшутинг - это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

Причинами подобного поведения могут быть разными. Но чаще всего это – буллинг (травля, в особенности моллинг – коллективная травля); конфликты со сверстниками и педагогами; отсутствие внимания со стороны родителей; ссоры в семье; свободный доступ ребёнка к огнестрельному и холодному оружию;

Не стоит забывать, что за любое противоправное действие наступает ответственность.

Административная ответственность:

Уголовная ответственность

Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (с 16 лет) за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

Основные признаки того что подросток начал попадать под влияние экстремисткой деятельности

На что стоит обращать внимание!

1. Проявление или усиление трудностей в обучении, а также потеря интереса к учебе.

2. Вы замечаете, что желание ходить в школу резко снизилось, а также упала успеваемость.

3. Наличие трудностей в общении со сверстниками, негативного отношения к педагогам и другим ученикам либо негативного отношения со стороны педагогов, одноклассников и сверстников.

4. Изменения во внешнем виде (стиль одежды, прическа, наличие физических повреждений, на теле стали появляться ссадины и синяки) или в поведении, изменение круга общения ребенка в школе и вне школы (возраст данной группы, интересы, времяпровождение).

5. Наличие у ребенка частых вспышек агрессии, эмоционального возбуждения, раздражения, гнева по незначительным поводам либо подавленности, пониженного настроения, плаксивости.

6. Признаки употребления алкоголя, табака или других психоактивных веществ.

7. Склонность часто проводить время в социальных сетях, в онлайн и компьютерных играх.

8. Наличие в социальных сетях у ребенка признаков контента, провоцирующего ребенка навредить себе или окружающим.

9. Ребенок не высыпается, выглядит уставшим с утра.

10. Замкнутость, необщительность, дистанцированность, изолированность ребенка, нежелание общаться с родственниками или друзьями, нежелание рассказывать о своей жизни, проблемах, о том, что происходит в школе и с друзьями.

Пожалуйста, помните, что наличие одного или нескольких признаков еще не свидетельствует о поведенческих трудностях, а может быть проявлением нормативного возрастного кризиса или следствием кризисной, стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка.

И в заключение хотелось бы немного затронуть тему Интерната.

За какой контент в соц. сетях могут привлечь к ответственности правоохранительные органы?

Оскорбление религиозных чувств верующих

Оправдание террористической и экстремисткой деятельности.

Демонстрирование запрещенной символики

Репосты и лайки

Ø насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Ø публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Ø возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Ø пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Ø нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Ø воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Ø воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Ø пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Ø публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Ø публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Ø организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Ø финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Интересно заметить что, как таковой, нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно неизвестно. Его изображение до сих пор используется во многих странах, имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.

Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

Ø работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;

Ø работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские действия.

Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма).

Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность.

Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

1.Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

2.Подход, основанный на аффективном обучении.

Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).

В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.

Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами - подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

5.Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.

2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).

4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

2. Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов;

4. Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);

11. Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;

13. Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте(в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);

15. Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;

16. Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);

17. Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).

В наше время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Эти факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, и на этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата через экстремизм и терроризм.

Для успешного противостояния экстремизму и терроризму, их профилактике в обществе необходимо знать и понимать преступную сущность этих явлений.

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).

Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых целей и уходу от старых. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Терроризм - представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах.

По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.

Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма (теории, концепции, идейно-политические платформы); террористические структуры (международные и национальные террористические организации, экстремистские - правые и левые, националистические, религиозные и другие общественные организации, структуры организованной преступности и т.п.), а также собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за терроризм, - то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза свершения указанных действий в тех же целях.

Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

Профилактика экстремизма и терроризма - это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент объединения усилий граждан России в укреплении нашего экономического и политического потенциала.


На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации такие понятия, как экстремизм и терроризм не теряют своей актуальности.

Посредством влияния различных факторов, таких как: социальные, политические, экономических, наиболее подверженная идеологическому воздействию часть молодежи, пополняет ряды экстремистских и террористских группировок, главы которых используют и манипулируют ими в своих целях.

Экстремизм и терроризм. Для начала разграничим эти два понятия.

− публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Для полного раскрытия данного преступления, немало важным является такой элемент состава преступления, как субъект преступления.

Рассматриваемые преступления наиболее актуальны среди молодежи, ведь, одним из самых подверженных к воздействию является именно более не обремененная жизненными заботами часть общества — молодежь. Действительно, воздействие на незрелую психику требует меньшего труда и дает большего успеха. В результате, они становятся просто жертвами, ввиду своей несостоятельности и социальной, материальной незащищенности.

Так, согласно ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14-летнего возраста [2]. Законодатель исходит из того, что несовершеннолетнее лицо, достигшее такого возраста, способно осознавать общественную опасность своих деяний и нести ответственность за них. Как бы это ни было странно воспринимать и понимать, а особенно в рамках нашего, чеченского менталитета, это не только лица мужского пола. В последнее время данное направление приобретает популярность и среди девушек.

Как правило, в первую очередь это социальная напряженность: отсутствие равных условий труда, а соответственно экономическое неравенство, потребности, что влечет агрессивную настроенность общества, а молодежи в частности, на власть.

Следующий немаловажный фактор представляет собой интернет. Глобальная сеть, имеющая ряд негативных сторон. Молодые люди, гуляя в просторах интернета, могут натыкаться на большое количество нежелательных серверов. Интернет дает доступ к широкой аудитории, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах. Тем более вовлечение в такой среде весьма эффективно и набирает свои обороты;

Также это использование в деструктивных целях психологического фактора. Агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности;

Терроризм — это определенная политика, т. е. путь развития определённой организации, которая за основу своих действий взяла террор, т. е. насилие, устрашение и запугивание людей, и не отходят от этого принципа, полагаясь, что только насилие сможет одержать верх и помочь им добиться своих целей. Терроризм считается очень древней политикой, которая применялась ещё в Древнем Риме и Средние века.

По общему правилу, экстремизм шире, а терроризм является ее составной частью.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. В первую очередь подчеркну, что решение такой глобальной проблемы должно быть комплексным, так как одна мера не возымеет и 10 % необходимого эффекта, даже при добросовестном выполнении всех ее предписаний. Итак, я предлагаю следующие направления по профилактике:

− Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде.

− Снижение социальной напряженности в обществе;

− Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое, студенческое самоуправление;

− Воспитание у молодежи установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

− Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

− Повышение роли семьи в формировании у детей и молодежи норм толерантности;

− Внедрение в школьную, студенческую среду практики норм толерантного поведения;

− Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за такого рода преступления.

− Выявление и контроль за интернет-ресурсами, оказывающие неблагоприятное воздействие на молодежь.

− Ужесточение наказания за экстремистские и террористические преступления, а также за подстрекательство.

Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и неприязней, предприняв такие меры, которые способствуют пониманию молодых людей, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия, а равно искать защиту и покровительство за рамками государственных органов.

Только в таком случаи мы сможем говорить о полноценности противодействия и искоренения экстремизма и терроризма, не только в молодежной среде, но и в обществе в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, свобода человека, социальная напряженность, терроризм, экстремизм.

Читайте также: