Пространство и время в xix в кратко

Обновлено: 05.07.2024

помогите с тестом,
пространство и время в 19 веке
относительным,
Заимосвязаным,
Абсолютным
не связанным друг с другом
нужно 2 овтета.

Так они итак не связаны. Это просто ныне приплюсовали эту величину - время. Которую вполне можно отфутболить. И без нее нормалек.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

В этот период философы-материалисты придерживались концепций либо Ньютона, либо Лейбница, принимая их не полностью, а частично. Дж. Толанд, Д. Дидро, Гегель придерживались концепции Лейбница. Они отвергали ньютоновское пустое пространство и инертную бездеятельную материю.

Кант сначала примыкал к концепциям Лейбница, но научные знания того времени привели его к концепции Ньютона и вызвали попытку ее философского обоснования. В частности, Кант абсолютизировал П и В и он нашел сторонников в восприятии П и В как априорных форм человеческого созерцания в конце 18, начале 19 веков. Несостоятельность кантовских взглядов была доказана Н. И. Лобачевским и В. Риманом, которые утверждали, что геометрические свойства пространства определяются общей природой сил, формирующей тела. Только создание неевклидовой геометрии, противоречащей ньютоновскому пониманию природы, была доказана несостоятельность взглядов Ньютона и Канта. Свой вклад в развитие представлений о пространстве и времени внес Энгельс.

По Энгельсу - находиться в пространстве - значит быть в форме расположения одного возле другого, во времени - быть в форме последовательности одного после другого и обе эти формы существования материи без самой материи просто пустые абстракции, существующие в нашей голове.

Кризис механистического естествознания на рубеже 19-20 веков привел к возрождению субъективистских взглядов на П и В, но уже на новом уровне. Э. Мах, критикуя концепцию Ньютона, вновь развивал взгляд на П и В как на порядок восприятия.

Мах подчеркивал опытное происхождение аксиом геометрии, поэтому геометрия Евклида и геометрия Лобачевского и Римана рассматривались им как различные способы описания одних и тех же пространственных соотношений.

Уже в древние времена люди задумывались о пространстве и времени. В наиболее выраженной форме представления о пространстве и времени развивались в виде двух противоположных концепций, которые впоследствии были названы концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция предполагала существование пространства как некой пустоты, не связанной с материальными объектами. Также считалось, что время — это независимая сущность, не связанная с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, пространство и время не считались оторванными от вещей. В науке до конца XIX и начала XX века господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций, Кар и другие, исходя из своего атомистического учения, понимали пространство как пустоту. Они считали, что для существования и движения атомов необходима пустота — своего рода контейнер, в котором атомы, соединяясь в движении различными способами, образуют множество тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о природе пространства и времени получили дальнейшее развитие в работах Бруно, Галилея, Декарта и других.

Далее кратко рассмотрим природу второй концепции пространства и времени. Аристотель, отвергая идею атомистической структуры мира, тем самым отвергал и идею пустого пространства. По мнению Аристотеля, пространство — это совокупность мест, занимаемых телами. Другими словами, пространство — это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время — порядок взаимной смены явлений и состояний тел, то есть время связано с движением и изменением тел. Вторая концепция получила дальнейшее развитие в работах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и других. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. Лейбниц выступал против понимания Ньютоном чистого протяжения и чистой длительности. С точки зрения диалектического материализма, пространство и время неотделимы друг от друга и от движущейся материи, формами существования которой они являются. Согласно этой концепции, бытие без времени — такая же большая бессмыслица, как и бытие без пространства, пространство и время без материи — пустые понятия, абстракции, существующие только в нашем сознании. Конечно, диалектико-материалистическая концепция раскрывает сущность пространства и времени в основном с общефилософских позиций.

Пространство и время - Бесконечность и беспредельность

Бесконечность и беспредельность

Однако с развитием современной науки его выводы получили научное подтверждение. Научное определение пространства и времени, а также более или менее полное раскрытие их свойств связано с развитием современной науки, особенно физики и философии. В настоящее время, как мне кажется, сущность пространства и времени достаточно точно выражена в следующих определениях. «Пространство — это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их положение по отношению друг к другу и их относительный размер (расстояние и ориентация). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время — это совокупность отношений, выражающих координацию отрыва состояний (явлений) друг от друга, их порядок и длительность. Эти определения диалектичны и материалистичны по своей природе. Они показывают невозможность наделения понятий пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как неких абсолютно самостоятельных сущностей.

Здесь пространство и время понимаются не иначе, как определенные свойства бесконечной совокупности материальных объектов. Только через существование последних, благодаря тому, что они обладают протяженностью, размерами, взаимным расположением относительно друг друга, порядком смены состояний и длительностью своего существования, мы можем понять, что такое пространство и время. Зависимость пространства и времени от материи также определяет все их фундаментальные свойства. В то же время следует подчеркнуть, что хотя они и являются равноправными формами существования материи, между ними есть и различия. И поэтому они обладают рядом свойств, которые одновременно являются общими для них и отличают их друг от друга.

Общность заключается, во-первых, в их объективности. Как материя не зависит от человеческого сознания, так и пространство и время не зависят от него. Идеалисты внесли свой вклад в путаницу в этом вопросе. Так, Беркли считал, что пространство — это не что иное, как сосуществование ощущений в уме, субъекте; время — это последовательность ощущений. Согласно Канту, пространство и время являются априорными (доэкспериментальными) формами ощущения. Наложенные на хаос чувств, эти априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени. Во-вторых, в силу вечности существования материи, пространство и время вечны. Не может быть ситуации, в которой материя существовала бы как до появления пространства и времени, так и после их исчезновения.

Попытки осмыслить пространство и время как имеющие начало или конец встречаются у Гегеля, Дюринга и других. Согласно Гегелю, природа разворачивается сначала в пространстве, а затем во времени. Следуя Дюрингу, мы должны в целом признать, что было время, когда времени не существовало. Третьим свойством пространства и времени является их бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность означает, что в каком бы направлении и на какое бы расстояние мы ни двигались, мы нигде и никогда не достигнем такой границы, которую можно считать ограничением. Бесконечность пространства проявляется в том, что какой бы большой ни была система, всегда найдется система большего порядка, которая включает первую систему как один из своих элементов.

Что касается времени, то бесконечность и беспредельность проявляются в отсутствии событий, после которых нет длительности; нет неуправляемого количества последовательных процессов. В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. И абсолютность не мыслится здесь в ньютоновском смысле. Это проявляется в том, что независимо от смены явлений, от всех изменений в материальных телах, пространство и время существуют объективно. Другими словами, ни один материальный объект, независимо от его свойств, не может находиться вне времени и пространства. В то же время, свойства пространства и времени могут меняться с изменением свойств материи.

Свойство пространства и времени

Отметим еще одно общее свойство пространства и времени. Это свойство является их внутренним противоречием. Предыдущие два свойства являются примерами его проявления. Бесконечность пространства и времени состоит из конечных длительностей отдельных процессов. Какие свойства отличают пространство и время друг от друга? Особым свойством пространства является его трехмерность. Это выражается, во-первых, в том, что тело может двигаться в пространстве в любом направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад. Во-вторых, все материальные тела имеют трехмерную пространственную форму — протяженность в длину, ширину и глубину.

Математически трехмерное пространство выражается соответствием один-к-одному между его точками и тройками чисел — их координатами в заданной произвольной системе координат. Время, в отличие от пространства, одномерно. То есть, если задано начало во времени, то начало или конец любого процесса, длина временного интервала описывается одним числом. Кроме того, время обладает свойством необратимости. Обратное движение во времени невозможно. Она всегда и везде течет в одном направлении: из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Из этого следует, следует отметить вскользь, необратимость во времени причинно-следственных связей. Из приведенных выше свойств пространства и времени следует, что пространство обладает свойствами симметрии, а время — асимметрии. Симметрия пространства выражается в том, что объекты, расположенные в одной части пространства, могут быть зеркальным отражением материальных объектов в другой части пространства относительно определенной линии.

Существует также симметрия пространства относительно оси вращения относительно любой точки. Симметрия пространства проявляется в симметричном расположении различных материальных тел. Например, в форме кристаллов, строении бабочек. В классической физике и специальной теории относительности преобладают постулаты об однородности и изотропности пространства и однородности времени, которые следуют из их свойств. Однородность пространства заключается в равенстве всех его точек, а изотропия — в равенстве всех его направлений. Однородность времени подразумевает равенство всех моментов времени. Это означает, что в каждой точке пространства, в любом направлении и в каждый момент времени законы физики действуют одинаково. Изменение представлений о пространстве и времени, сопровождавшее создание неевклидовой геометрии и открытие специальной теории относительности, вызвало большой резонанс в области философии. Ряд философов и физиков пришли к выводу, что поскольку наши представления о пространстве и времени меняются, они субъективны. Между тем, абстрактные понятия пространства и времени относительны, они могут изменяться, уточняться с развитием науки, но из этого не следует, что объективные пространство и время изменяются соответствующим образом и приспосабливаются к нашему опыту.

Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

Современное понимание пространства и времени сложилось в результате длительного исторического процесса познания, содержанием которого была, прежде всего, борьба С и Р подходов к пониманию их сущности.

Такое понимание пространства, как мы помним, было важным элементом философии Демокрита. Именно существование абсолютной пустоты (пустого пространства) привело к разделению атомов (атом Демокрита — абсолютно неделимая частица, не имеющая частей) и вещей, которые из них состоят. Поэтому Демокрит считал пространство существующим в том же смысле, что и вещи. Его подход, важно помнить, был обусловлен пониманием материи как однородной, одинаково качественной. В естествознании концепция пространства и времени была разработана прежде всего И. Ньютоном как важный элемент его механики (на этом мы остановимся ниже).

Поэтому атом неизменен и существует вне времени. Это означает, что философия Демокрита содержит С-концепцию времени.

Основные свойства пространства и времени

При анализе этих вопросов необходимо учитывать не только тот факт, что пространство и время неотделимы от движения материи, но и наличие субординации между ними: «Движение — суть время и пространство. Вот два соображения в пользу этого тезиса.

Во-первых, пространство и время являются сторонами движения материи.

Тот факт, что свойства пространства (и времени) не зависят от отдельных объектов (явлений) в определенных пределах, не означает, как мы подчеркиваем, что эти свойства вообще не зависят от материи.

Поскольку сущностью пространства и времени является движение, т.е.

  • (a) Наиболее существенные свойства пространства и времени являются проявлениями свойств материи в движении.
  • (c) понимание пространства и времени в основном определяется пониманием движения, взаимодействия.

К общим свойствам пространства и времени как атрибутов материи относятся прежде всего: объективность, абсолютность (как всеобщих форм бытия материи), необходимая взаимосвязь друг с другом и с движением материи, неисчерпаемость, единство непрерывного и прерывного в структуре (на последних двух пунктах мы остановимся ниже).

Чтобы проиллюстрировать тезис (а), давайте кратко рассмотрим проблему размерности пространства и времени.

действие частиц, а S — геометрическое место точек, находящихся на одинаковом расстоянии m1 — R

при удалении m2 от m1 — центра поля. В двумерном пространстве, например, поскольку S = 2 R, мы имели бы F — . Но согласно закону Кулона.

F — это соответствует S R2 , которое справедливо только в трехмерном пространстве. Заметим, что только в последнем случае, как показывает современная теоретическая физика, возможно стабильное существование атомов и планетарных систем.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Понятия пространства и времени в философии и естествознании 18—19 вв.

Философы-материалисты 18—19 вв. решали проблему пространства и времени в основном в духе концепции Ньютона или Лейбница, хотя, как правило, полностью не принимали какую-либо из них. Большинство философов-материалистов выступало против ньютоновского пустого пространства. Ещё Дж. Толанд указывал, что представление о пустоте связано со взглядом на материю как на инертную, бездеятельную. Таких же воззрений придерживался и Д. Дидро. Ближе к концепции Лейбница стоял Г. Гегель. В концепциях субъективных идеалистов и агностиков проблемы пространства и времени сводились главным образом к вопросу об отношении пространства и времени к сознанию, восприятию. Дж. Беркли отвергал ньютоновское абсолютное пространство и время, но рассматривал пространственные и временные отношения субъективистски, как порядок восприятий; у него не было и речи об объективных геометрических и механических законах. Поэтому берклианская точка зрения не сыграла существенной роли в развитии научных представлений о пространстве и времени. Иначе обстояло дело с воззрениями И. Канта, который сначала примыкал к концепции Лейбница. Противоречие этих представлений и естественнонаучных взглядов того времени привело Канта к принятию ньютоновой концепции и к стремлению философски обосновать её. Главным здесь было объявление пространства и времени априорными формами человеческого созерцания, т. е. обоснование их абсолютизации. Взгляды Канта на пространство и время нашли немало сторонников в конце 18 — 1-й половине 19 вв. Их несостоятельность была доказана лишь после создания и принятия неевклидовой геометрии, которая по существу противоречила ньютоновому пониманию пространства. Отвергнув его, Н. И. Лобачевский и Б. Риман утверждали, что геометрические свойства пространства, будучи наиболее общими физическими свойствами, определяются общей природой сил, формирующих тела.

Развитие представлений о пространстве и времени в 20 в.

В конце 19 — начале 20 вв. произошло глубокое изменение научных представлений о материи и, соответственно, радикальное изменение понятий пространства и времени. В физическую картину мира вошла концепция поля как формы материальной связи между частицами вещества, как особой формы материи. Все тела, т. о., представляют собой системы заряженных частиц, связанных полем, передающим действия от одних частиц к другим с конечной скоростью — скоростью света. Полагали, что поле — это состояние эфира, абсолютно неподвижной среды, заполняющей мировое абсолютное пространство. Позже было установлено (Х. Лоренц и др.), что при движении тел с очень большими скоростями, близкими к скорости света, происходит изменение поля, приводящее к изменению пространственных и временных свойств тел; при этом Лоренц считал, что длина тел в направлении их движения сокращается, а ритм происходящих в них физических процессов замедляется, причём пространственные и временные величины изменяются согласованно.

Связь пространства и времени с материей выражается не только в зависимости законов пространства и времени от общих закономерностей, определяющих взаимодействия материальных объектов. Она проявляется и в наличии характерного ритма существования материальных объектов и процессов — типичных для каждого класса объектов средних времён жизни и средних пространственных размеров.

Решение вопроса о квантовании пространства и времени тесно связано с проблемами структуры элементарных частиц. Появились исследования, в которых вообще отрицается применимость к субмикроскопическому миру понятий пространства и времени. Однако понятия пространства и времени не должны сводиться ни к метрическим, ни к топологическим отношениям известных типов.

Тесная взаимосвязь пространственно-временных свойств и природы взаимодействия объектов обнаруживается также и при анализе симметрии пространство и времени. Ещё в 1918 (Э. Нётер) было доказано, что однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, однородности времени — закон сохранения энергии, изотропности пространства — закон сохранения момента количества движения. Т. о., типы симметрии пространства и времени как общих форм координации объектов и процессов взаимосвязаны с важнейшими сохранения законами. Симметрия пространства при зеркальном отражении оказалась связанной с существенной характеристикой микрочастиц — с их чётностью.

Одной из важных проблем пространства и времени является вопрос о направленности течения времени. В ньютоновой концепции это свойство времени считалось само собой разумеющимся и не нуждающимся в обосновании. У Лейбница необратимость течения времени связывалась с однозначной направленностью цепей причин и следствий. Современная физика конкретизировала и развила это обоснование, связав его с современным пониманием причинности. По-видимому, направленность времени связана с такой интегральной характеристикой материальных процессов, как развитие, являющееся принципиально необратимым.

К проблемам пространства и времени, также обсуждавшимся ещё в древности, относится и вопрос о числе измерений пространства и времени. В ньютоновой концепции это число считалось изначальным. Однако ещё Аристотель обосновывал трехмерность пространства числом возможных сечений (делений) тела. Интерес к этой проблеме возрос в 20 в. с развитием топологии. Л. Брауэр установил, что размерность пространства есть топологический инвариант — число, не изменяющееся при непрерывных и взаимно однозначных преобразованиях пространства. В ряде исследований была показана связь между числом измерений пространства и структурой электромагнитного поля (Г. Вейль), между трехмерностью пространства и спиральностью элементарных частиц. Всё это показало, что число измерений пространства и времени неразрывно связано с материальной структурой окружающего нас мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.

Прошлый век - век бурного развития науки был наиболее плодотворным в плане познания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом и общей теории относительности заложило основу современного научного представления о мире, многие положения теории были подтверждены опытными данными. Тем не менее, как показывает, в том числе и эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым. Представляется уместным привести высказывание основоположника современного представления о пространстве и времени А. Эйнштейна, – “пространство и время являются способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем”, в котором во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы.

Список использованной литературы

Аскин Я. Проблема времени. Её физическое истолкование. - М., 1986 г.

Ахундов М. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982 г.

Ахундов М. Пространство и время в физическом познании. - М., 1982 г.

Еремеева А. Астрономическая картина мира и ее творцы. - М., 1984 г.

Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985 г.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов в четырёх томах. Том I. Работы по теории относительности 1905-1920. - М., 1965 г.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1967 г.

Словарь основных понятий

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Движение — философская категория, отражающая любые изменения в мире.

Естествозна́ние — область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое.

Динамика (от греч. dynamikós — сильный, от dýnamis — сила), раздел механики, посвящённый изучению движения материальных тел под действием приложенных к ним сил.

Антропоморфизм (от антропо. и греч. morpho — вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Инерциальная система отсчёта, система отсчёта, в которой справедлив закон инерции: материальная точка, когда на неё не действуют никакие силы (или действуют силы взаимно уравновешенные), находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.

Неевклидовы геометрии, в буквальном понимании — все геометрические системы, отличные от геометрии Евклида.

Похожие страницы:

Пространство и время (4)

. анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств. Психологическое (перцептуальное) время связано .

Пространство и время (8)

. правил, в которых используются расстояния в пространстве и время. В тоже время пространство и время относятся к фундаментальным понятиям культуры, имеют .

Пространство и время (5)

. из определений пространства и времени. Во-первых, пространство и время объективны. Во-вторых, пространство и время неразрывно связаны . , когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения .

Пространство и время (7)

. а способным динамически менять свою кривизну). Пространство-время непрерывно и с математической точки зрения представляет . как пространство-время классической механики — прямое произведение пространства на время, то есть пространство и время независимы .

Пространство и время (9)

. физической реальности, каковыми являются пространство и время. 1.Пространство и время в классической механике Изучение . психологического и социального пространства и времени. Биологическое пространство и время характеризуют особенности пространственно- .

Наше современное понимание XIX столетия является многомерным, при этом мы не ощущаем этот век как иной/прошедший, не воспринимаем его как отчужденное прошлое. XIX век кажется близким, понятным и данным нам почти что в ощущениях. Мы пытаемся схватить его суть, имея в виду огромное множество черт этого времени, столь значимых и для тех, кто в нем жил, и для тех, кто пришел в него потом. Уникальная природа века проистекает из его невиданного разнообразия и, конечно же, из что наша связь с этим веком все еще сохраняется. Мы связаны с ним благодаря бесчисленным родословным ныне живущих людей, благодаря нашему языку, нашим обычаям и нашей вере, а также нашей памяти, которая все еще продолжает цепляться за этот век с помощью семейных фотоальбомов, тех песен, что пели наши прапрадеды, и тех заветов, что они чтили. Но время идет, безжалостно ослабляя эту тонкую связь. Поэтому каждый взгляд в это недавнее прошлое позволяет удерживать его перед собой как некий целостный образ, как символ, без которого наше понимание собственного настоящего и самих себя будет неполным.

В глобальной перспективе еще труднее, чем только для России или Европы, установить содержательное, а не только формально-календарное начало XIX в., в ходе которого формировались и обретали нормативную силу несущие элементы и практики модерна в мире. Если даже в определении различных эпох европейской истории не существует единого мнения, то задача создания периодизации мировой истории представляется еще более сложной. Политические даты вряд ли могут здесь помочь. До XX в. ни один год не стоит рассматривать как эпохальный для всего человечества. Можно представить Французскую революцию ретроспективно как событие универсального воздействия на последующую историю, но с точки зрения воздействия на жизнь неевропейских обществ она не была переломным событием. Политическое начало XIX в., следовательно, невозможно фиксировать хронологически. С некоторого исторического расстояния момент, когда начинается XIX в., видится несколько рассредоточенным во времени. В какой-то мере то же самое можно сказать и о его финале. Картина усложняется, если добавить еще одну переменную. Крайне сложно вписать периодизацию, взятую из политической истории, в хитросплетение периодизаций других полей прошлого, связанных с политикой, — религии, искусства, идей, общества, экономики.

Таким образом, необходимо признать, что календарное течение времени и исторический взгляд на время могут не совпадать. Поэтому вопрос о начале и конце XIX в., даже при самых первых попытках дать на него ответ, предполагает отступление от простой хронологии и решается множеством различных способов. Всякий исторический взгляд на временные пределы этого столетия будет всего лишь результатом очередного более или менее широкого консенсуса по этому вопросу.

Такой прогресс (при всей его неравномерности в различных сферах) неразрывно связан с индустриализацией. Она, в свою очередь, также не происходила одномоментно: наряду с современными везде оставались традиционные секторы экономики. В XIX в. благодаря динамичным сдвигам в экономике, росту участия населения в политических процессах традиционные жизненные уклады подвергались пересмотру. В то же время эти перемены совершались на локальном, региональном и глобальном уровнях с весьма разной скоростью. Даже в Европе большие территории долгое время оставались лишь в минимальной степени или вовсе не затронуты такими процессами.

Капитализм стал основным укладом экономики и преобразил образ жизни во всем мире. Промышленная революция изменила мировую экономику, появилось глобальное разделение труда. Она подорвала основы доиндустриальной экономики, которая держалась на экономической мощи аристократии, владевшей землей — главной ценностью аграрного общества. С победой промышленной революции окончательно утвердились рыночная экономика и капитализм. Индустриальная революция закрепила и упрочила торговое и военное превосходство Европы над остальным миром.

Индустриализация и промышленная революция породили новые вызовы, на которые многие страны ответили масштабными реформами, обернувшимися переменами во всех сферах общественной жизни. Ликвидация крепостничества в России, Гражданская война и отмена рабства в США, революция Мэйдзи в Японии, создание первого британского доминиона в Канаде, Рисорджименто (образование единого итальянского государства), объединение Германии — все эти события изменили картину мира и соотношение сил в нем.

XIX век продолжил борьбу со Старым порядком, начатую Французской революцией. По словам французского философа и историка А. де Токвиля, эта революция не имела территории: она породила цепную реакцию революций первой половины XIX в. далеко за пределами самой Франции и даже Европы. К середине столетия в мире появляется новый политический и идеологический ландшафт, в рамках которого сосуществовали и боролись друг с другом либерально-демократические, консервативные, социалистические, анархистские течения и общественно-политические образования.

В аграрной цивилизации мировоззрение людей, их вкусы и потребности во многом определялись традицией. В индустриальном обществе важную роль в формировании общественного сознания стали играть средства массовой информации. Тиражи газет и журналов многократно выросли, любое событие культурной жизни приобретало, таким образом, общественную значимость. С появлением массовой культуры писатели, художники, артисты, журналисты стали более независимы от вкусов и покровительства представителей элиты. Они стали частью быстро растущего среднего класса.

Тем не менее при всех трудностях и потрясениях общая тенденция развития России на протяжении века неизменно оставалась восходящей: от самодержавного произвола к началам законности, свободы и демократии. При этом России удалось ответить на многие вызовы модернизации, провести комплекс реформ и стать одной из ведущих держав мира.

XIX в. был веком империй и национализма, а не только веком наций-государств. Поэтому при определении XIX в. современной исторической наукой должны приниматься в расчет не только национальные векторы, но и многообразие имперских практик.

В Европе XIX столетия, великом историческом переплетении универсализма и национализма, империй и национальных государств перевес, казалось, склоняется на сторону последних. После краха наполеоновской системы континент раскалывается, национальные государства множатся и усиливаются, тогда как внутреннее напряжение в континентальных империях (Австро-Венгерской, Османской, Российской) постоянно нарастает. Однако в конце XIX в. на авансцену истории выходят новые формы политического универсализма — колониальные империи, которые создаются в большинстве своем национальными государствами. Универсализм торжествует, но уже не на европейском, а на более высоком уровне, в масштабах всей планеты.

За несколько десятилетий ряд наций-государств переживают впечатляющее превращение в империи, а часть из них — в великие мировые державы. Это преображение стало результатом глубокой социально-психологической трансформации обществ. Можно сказать, что в последней трети XIX в. западная цивилизация расширяет не только свои пространственные границы, она меняет свою сущность, осознавая себя как доминирующую культуру.

Концепция особой культурной миссии Запада, которая восходит как к христианству с его универсализмом и призывом к обращению всех народов в истинную веру, так и к Французской революции с ее интенцией распространять среди всех народов идеалы свободы, замешивается в XIX в. на теории расы и, соответственно, расового превосходства. Миссия цивилизованных наций состоит в том, чтобы нести отсталым расам и народам лучшие достижения и своего прошлого, и своего настоящего (успехи науки и техники, законность, идеалы просвещения, демократические институты).

Исследуя причины колониальной экспансии европейских держав в Новое время, историки справедливо обратили внимание на то, что имперские проекты не всегда были экономически обусловлены, а вызывались именно националистическими, политическими интересами. Речь идет об определяющих ценностях и, в особенности, о процессе появления самоидентификации и осознания национального пространства.

Таким образом, становление империй привело к укреплению национального за счет колониального и к их активному сближению. Но у этого союза есть свое ограничение: нужно сохранять четкое различие между колонизированными народами и жителями метрополии. И почти нет сомнения в том, что подобная цезура, постоянно поддерживаемая на протяжении всего колониального периода, является организующей. Колониальная идея — не просто пропагандистское высказывание, своеобразный государственный канон, отношение к власти, а культура, которая крепко укоренилась в европейских обществах и проникла во все их уровни. Будучи одновременно вездесущей и неуловимой, эта полиморфная по своей сути культура формировала менталитет и коллективное сознание жителей метрополий и имперских центров.

Колонизация, ключевой феномен коммуникативных практик европейских и неевропейских обществ, стала важнейшим инструментом глобализации XIX в. Колонизация всегда состоит из двух компонентов: культурного и политического. Когда речь идет о процессе колонизации, подразумевается, что культурная гегемония и политическое доминирование работают вместе, в некоем союзе, соотношении или противостоянии. Новации или элементы современности попадают в жизненный мир традиционного общества и принуждают его к ассимиляции (Ю. Хабермас). Согласно классическим определениям, колонизация (и колониализм как ее идеологическая система) означает процесс доминирования, в котором переселенцы мигрируют из колонизирующей группы на территорию периферии. Империализм — более широкая форма доминирования, которая не нуждается в подобном переселении (Д. Гобсон). Теоретические определения колонизации не уточняют, должна ли миграция населения происходить внутри имперских или национальных границ или выходить за их пределы и обязательно ли само существование этих пределов. В интуитивном понимании и в практическом смысле колонизация означает процесс культурной экспансии, гегемонии, ассимиляции в пределах имперских границ, реальных или воображаемых. Колонизация есть осуществление власти, структурированное различиями: географическими, лингвистическими, культурными и т. д.

Конечно, колонизация обозначала прежде всего господство, а иногда и уничтожение народов или культур, объявленных низшими, но она же была у истоков установления связей, взаимозависимости, солидарности, ответственности. При этом неевропейские народы имеют свою аутентичную историю. Их не следует изучать через призму истории завоевателей, военных, миссионеров или колонизаторов. Важно перестать представлять истории этих народов как вечно и пассивно подчиненные внешним инициативам. В томе мы попытались представить историю Азии, Африки, Америки и Австралии не в качестве коллекции гетерогенных опытов, отражающих разнообразие неевропейских стран, а в качестве значительной части истории единого мира, где все люди, каково бы ни было их происхождение, играли одинаковую роль.

Глава 1 Введение. Проблемы хронологии и новые подходы к их решению

Глава 1 Введение. Проблемы хронологии и новые подходы к их решению 1. Общие соображения 1) В XV—XVI веках хронология рассматривалась как раздел математики, а затем перешла в ведение лишь историков и стала рассматриваться как некая вспомогательная дисциплина. Мы хотим

СМЕНА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В МИРОВОЙ СИСТЕМЕ В КОНЦЕ XX ВЕКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Введение Вкратце об истории проблемы

1. Введение Вкратце об истории проблемы В литературе и истории часто возникает вопрос об атрибуции литературных произведений — действительно ли они принадлежат одному автору. В самом ли деле диалоги Платона написаны одним человеком? Правда ли, что пьесы Шекспира —

ГЛАВА 2. Модели изменений в мировой истории

ГЛАВА 2. Модели изменений в мировой истории ОБЗОР ГЛАВЫ: мы привыкли думать об изменениях в истории как о поступательном движении вперед: люди становятся богаче и образованнее; города и страны растут. Но так было не всегда. Изменения в мировой истории часто происходят

Разнообразие мировой науки и различные подходы к пониманию природы

Разнообразие мировой науки и различные подходы к пониманию природы Подходы к естественным наукам различались в зависимости от эпохи и цивилизации. Одни традиции, например, китайская, добились огромных успехов в применении растительных лекарственных средств, но

59. Послевоенный мир: проблемы и модели развития

59. Послевоенный мир: проблемы и модели развития Во второй половине XX в. мир развивался под влиянием научно-технической революции. На первый план выдвинулись такие отрасли, как электроника, нефтехимия, атомная энергетика, общая механизация и автоматизация производства.

1.1. Введение в проблему: два основных подхода к мировой истории

1.1. Введение в проблему: два основных подхода к мировой истории Существуют два основных подхода к истории человечества. Первый из них заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое

№ 17. Группа БРИК: модели экономической модернизации и роль в мировой экономике

№ 17. Группа БРИК: модели экономической модернизации и роль в мировой экономике Написание научной статьи Аббревиатура БРИК как устойчивое понятие была введена американским финансовым аналитиком Джимом О’Нейлом в 2001 г. и закрепилась в научном лексиконе как отражение

Теоретические, методологические и концептуальные подходы устной истории

Теоретические, методологические и концептуальные подходы устной истории Анализ устноисторических исследований позволяет говорить о проявившихся контурах предлагаемых устной историей новых подходов в изучении исторического прошлого. Основополагающими принципами

1914 год: начало современной истории России и проблемы исследования Первой мировой войны

1914 год: начало современной истории России и проблемы исследования Первой мировой войны Пройдя огромный исторический путь, Россия заплатила по военным счетам, пожалуй, самую высокую цену – хотя бы потому, что таких катастрофических потрясений, какие она пережила в

Вызовы нашего времени: проблемы и выходы

Вызовы нашего времени: проблемы и выходы

Интеллектуальные модели, связанные с шариатским исламом: изучение истории

Интеллектуальные модели, связанные с шариатским исламом: изучение истории Самого по себе шариата, разумеется, было совершенно недостаточно для определения всей исламской культуры. Интересы как шиитских, так и суннитских улемов выходили за рамки права и даже этики и

Читайте также: