Проскрипции суллы это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако и это мелочи. Главное же — гениальная находка Сос? Суллы, впервые применившего проскрипции.

Слово проскрипции (от латинского proscriptio) имеет следующие значения: 1)первоначально: объявление (преимущественно о продаже); 2) внесение в список лиц, подлежащих изгнанию (при доминате); 3) обнародование списков лиц, объявленных вне закона, а также сами такие списки; 4) репрессии, казни.

Остановимся подробнее на последнем значении. Проскрипционные казни применялись в политической борьбе, для свед?ния личных счетов и как средство обогащения. Впервые в Древнем Риме проскрипции в 82 г. до н. э. осуществил, как уже сказано, Сулла. За выдачу или убийство проскрибированных назначалась награда (даже рабам), за укрывательство — казнь. Имущество казнённых подвергалось конфискации и продаже с аукциона, их земли раздавались сулланским ветеранам, рабы проскрибированных отпускались на волю. Потомки жертв проскрипций лишались почётных прав и состояния, не могли претендовать на общественные должности и посты. Триумвиры 43 г. до н. э. Октавиан Август, Марк Антоний и Эмилий Лепид повторили проскрипции с более кровавым размахом. Среди других тогда погиб Цицерон, о чём уже рассказывалось в 1-й главе.

Массовый террор в период второго триумвирата подробно описан Аппианом,[824] рассказ которого признан достоверным[825] и положен в основу дальнейшего повествования, что в дальнейшем ссылками на Аппиана не оговаривается.

Списки врагов народа сопровождались следующим пламенным обращением друзей народа к этому самому безмолвствующему народу:

Одновременно с обнародованием проскрипционных списков ворота города были заняты стражей, как и все другие выходы из него, гавани, пруды, болота и все места вообще, могущие считаться удобными для бегства или тайного убежища. Центурионам приказано было обойти всю территорию с целью обыска. Всё это было произведено одновременно.

И добрый час наступил. Начались неожиданные многочисленные аресты и разнообразные способы умерщвления. Отсекали головы, чтобы их можно было представить для получения награды, предпринимались попытки к бегству, производились переодевания из прежних пышных одежд в простецкие. Одни из приговорённых спускались в колодцы, другие — в клоаки для стока нечистот, третьи — в полные копоти дымовые трубы под кровлей; некоторые сидели в глубочайшем молчании под сваленными в кучу черепицами крыши. Боялись не меньше, чем убийц, одни — жён и детей, враждебно к ним настроенных, другие — вольноотпущенников и рабов, третьи — своих должников или соседей, жаждущих получить поместья.

Одни умирали, защищаясь от убийц, другие не защищались, считая, что не подосланные убийцы являются виновными. Некоторые умерщвляли себя добровольным голоданием, прибегая к петле, бросаясь в воду, низвергаясь с крыш, кидаясь в огонь, или же сами отдаваясь в руки убийц или даже просили их не мешкать. Другие, униженно моля о пощаде, запирались в жилищах, чтобы избежать смерти, пытались спастись подкупом. Иные погибали вопреки воле триумвиров, жертвой ошибки или из-за личной вражды к ним убийц.

Вот некоторые картинки из кровавой вакханалии. Первым был умерщвлён народный трибун Сальвий. Узнав о сговоре триумвиров и о приближении их к Риму, он пригласил на пир близких ему лиц, так как недолго уже ему с ними придётся быть вместе. Когда на пиршество ворвались солдаты, гости в смятении и страхе вскочили. Центурион, командовавший отрядом, приказал всем спокойно возлежать за столом, Сальвия же, схватив за волосы, центурион отбросил его с места за стол сколько было необходимо и отрубил ему голову, а присутствующим ещё раз приказал оставаться неподвижными в том положении, в каком они были, чтобы в случае, если поднимется шум, не подвергнуться той же участи. И гости, действительно, после удаления центуриона, остолбенев, безмолвные, возлежали до глубокой ночи около обезглавленного трупа.

Претора Анналиса, в то время когда он посещал граждан вместе с сыном, кандидатом в квесторы, и собирал голоса в его пользу, бывшие с ним друзья и ликторы покинули, узнав, что его имя дополнительно включено в списки. Анналис, ускользнув к одному из своих клиентов, занимавшему небольшой, дешёвый, совершенно невзрачный дом в предместье, скрывался с ним в безопасности, пока собственный сын его, заподозрив бегство его к клиенту, не привёл убийц к домику, получив за это от триумвиров имущество отца и назначение в эдилы. Но когда вскоре затем сын, возвращался с попойки, те же самые солдаты, умертвившие его отца, из-за какой-то ссоры покончили и с ним.

Были, однако, и другие сыновья, и другие поступки.

Игнации, отец и сын, державшие друг друга в объятиях, были убиты одним ударом. Их головы были отсечены, а туловища оставались обнявшимися.

Оппия, желавшего вследствие своей немощной старости, остаться на месте, сын нёс на своих плечах по Риму, пока не доставил его за ворота. Во время остального пути до Сицилии он вёл его или нёс и таким образом доставил на место. Никто ничего не заподозрил и не подшучивал при виде этой сцены.

Вольноотпущенник Ветидия связал его тотчас же после проскрипции, с целью якобы передать его палачам. Ночью он склонил на свою сторону рабов, переодел их воинами и вывел таким образом господина, как центуриона, за город. Они прошли всю Италию вплоть до Сицилии и часто располагались на отдыхе вместе с другими центурионами, разыскивавшими Ветидия.

Когда солдаты заняли дом Менения, раб сел в носилки господина и был вынесен другими рабами, соучастниками всего дела, после чего он и был, согласно его воле, убит вместо Менения, а господин бежал в Сицилию.

Аппий отдыхал на своей вилле, когда к нему ворвались солдаты. Раб облачил его в свою одежду, сам же, улёгшись на постель, как если бы он был господин, добровольно принял смерть вместо него, стоявшего вблизи под видом раба.

Проскрипциями в Древнем Риме называли списки, в которые заносили лиц, объявленных вне закона. Первые проскрипции появились в 82 году до н. э.

Это было тяжелое время для римлян: из-за ожесточенной борьбы между группировками знати государство оказалось на грани распада. Спас положение диктатор Сулла, захвативший власть с помощью войск.

Начало кровавых событий

Cулла ввел проскрипции, чтобы вызвать у населения страх и заставить подчиняться. На Форуме (главной площади Рима) были выставлены проскрипционные таблички с имена тех, кого следовало физически уничтожить. Этих людей разрешалось безнаказанно убивать.

Также в табличках были записаны правила, по которым проходила ликвидация неугодных. Убийца проскрибированного должен был принести диктатору голову в качестве доказательства. После этого ему выдавали сорок килограммов серебра. Раб, убивший опального гражданина, незамедлительно отпускался на свободу.

Полагалась награда и доносчикам, они получали богатые подарки. Лицам, занесенным в списки, было трудно спрятаться, так как за их укрывательство грозила смертная казнь. Имущество проскрибированных отходило государству, а их сыновья и внуки лишались гражданских прав.

Казни ради наживы

Если первоначально в списки заносили личных врагов диктатора, то затем туда стали в большом количестве попадать богатые римляне, не связанные с политикой. Благодаря этому Сулла и его приспешники разбогатели на продаже имущества казненных богачей.

Древние историки отмечают, что можно было расстаться с жизнью из-за богатого дома или прекрасного сада.

Как проходили расправы

Существует мнение, что расправлялись с несчастными не сразу после задержания, а несколько позднее на Марсовом поле. Предварительно их подвергали прилюдной порке, после чего отсекали голову. Чтобы внушить населению больше ужаса, головы помещали на ораторских трибунах Форума и у фонтана Сервилия.

Проскрипции, использованные Суллой как кровавое орудие политического террора, стабилизировали положение в государстве, упрочили положение сената. Изобретение диктатора позднее применяли другие римские политики (Октавиан, Антоний). В числе проскрибированных оказался и знаменитый оратор Цицерон.

Проскрипция (лат. proscribere — прописывать) — особый список лиц, которые объявляются вне закона

  • Такого человека можно было просто убить среди белого дня. Такое не только не пресекалось, но и поощрялось.
  • Человек, который принесет голову такого преступника, получит 40 кг серебра. Если голову принесет раб, то он объявляется свободным.
  • За укрытие таких людей назначается смертная казнь.
  • Дети и внуки таких людей лишаются гражданства.
  • Все имущество таких людей переходит в руки государства

Они были введены диктатором Суллой. Для того, что бы попасть в эти списки не надо было даже знать самого Суллу — достаточно лишь иметь много денег и за вами уже выедут.

И, конечно, сам факт того, что Сулла мог просто по приколу избавляться от своих врагов (а их у него было ОЧЕНЬ много) не мог его не радовать.

Первоначально на форуме был вывешен список где-то восьмедесяти (через пять дней к ним прибавилось еще 220 имен) человек, однако на следующий день было убито где-то тысяча человек, что, согласитесь, немного больше, чем было в списке. Хотя устранить всех, конечно же, не получилось: проскрипции хоть и работали в других городах, но человек, сбежавший за пределы Рима, мог чувствовать себя в относительной безопасности.

И хотя те времена римской истории были действительно страшными, люди частенько шутили и осталось даже пару анекдотов из того времени. Один из них гласит, что некий подчиненный Суллы всадник Лолий, очень сильно потешался над списком из первых 80 врагов народов, чем думал выразить доверие военачальнику. Однако когда он пришел посмотреть на второй список, то обнаружил, что туда вписали и его имя. Тогда он прикрыл свою голову и начал пробираться сквозь толпу, надеясь улизнуть, но его узнали и привели к диктатору, который приказал казнить на месте, под аплодисменты толпы.

Проскрипции, кстати, продолжили работу и после Суллы. Так, во время второго триумвирата, состоящего из Октавиана, Марка Антония и Лепида в такой список был занесен знаменитый оратор и философ Марк Туллий Цицерон. Он пытался сбежать но его успели поймать возле Рима и там же убить.

Вот такая вот история. Если вам понравилось, то вы сможете почитать еще пару статей в моем навигаторе.

Исто­рио­гра­фия
Антич­ная тра­ди­ция

Образ Сул­лы в исто­рио­гра­фии антич­но­сти такой же про­ти­во­ре­чи­вый, как и в совре­мен­ной. В дан­ном слу­чае целе­со­об­раз­но при­ве­сти наи­бо­лее инте­рес­ные оцен­ки древ­них авто­ров.


Лич­ность Сул­лы

Итак, лич­ные каче­ства Сул­лы были очень про­ти­во­ре­чи­вы­ми. Мно­гие его недо­стат­ки в извест­ной сте­пе­ни пре­уве­ли­че­ны антич­ной тра­ди­ци­ей, и этот факт так­же надо учи­ты­вать. Сул­ла, как вид­но из источ­ни­ков, был типич­ным пред­ста­ви­те­лем рим­ской ари­сто­кра­тии, для кото­рой рас­пу­щен­ность, вла­сто­лю­бие и т. д. были харак­тер­ны. Сле­до­ва­тель­но, глав­ное обви­не­ние про­тив Сул­лы — это террор, орга­ни­за­ция про­скрип­ций. Дан­ный вопрос тре­бу­ет более деталь­но­го ана­ли­за.

Про­скрип­ции

Объ­ек­тив­но о про­скрип­ци­ях Сул­лы мож­но ска­зать сле­дую­щее. Сул­лан­ский террор был рацио­наль­ным и пре­сле­до­вал кон­крет­ную цель, а имен­но: пода­вить и дез­ор­га­ни­зо­вать те груп­пы рим­ско-ита­лий­ско­го насе­ле­ния, а так­же тех вли­я­тель­ных лиц, кото­рые мог­ли соста­вить оппо­зи­цию режи­му Сул­лы; при­об­ре­сти сред­ства для воз­на­граж­де­ния армии и сто­рон­ни­ков; создать соци­аль­ную опо­ру ново­му режи­му — путём при­об­ще­ния к репрес­си­ям и кон­фис­ка­ци­ям пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных соци­аль­ных групп, вплоть до рабов. Опре­де­лён­ную — но отнюдь не глав­ную — роль мог сыг­рать и фак­тор мести. Нако­нец, сле­ду­ет учи­ты­вать, что граж­дан­ские вой­ны при­ве­ли к раз­гу­лу пре­ступ­но­сти, мас­со­вым зло­употреб­ле­ни­ям, и быст­рое вос­ста­нов­ле­ние поряд­ка мож­но было достичь толь­ко репрес­сив­ны­ми мера­ми. Таким обра­зом, террор был исто­ри­че­ски обу­слов­лен. Понят­но, что про­скрип­ции не мог­ли пол­но­стью пода­вить оппо­зи­цию и име­ли вре­мен­ный резуль­тат, после чего поли­ти­че­ская борь­ба раз­го­ре­лась бы с новой силой.

Мето­ды терро­ра поли­ти­че­ских про­тив­ни­ков Сул­ла заим­ст­во­вал у Мария, кото­рый при­ме­нил их ещё в 87— 86 гг. Необ­хо­ди­мо отме­тить, что мас­шта­бы репрес­сий и лич­ная жесто­кость Сул­лы зна­чи­тель­но пре­уве­ли­че­ны в антич­ной тра­ди­ции, что, одна­ко, не даёт пово­да отно­сить­ся к ней с гипер­кри­ти­кой. При­ведён­ные выше фак­ты свиде­тель­ст­ву­ют: про­скрип­ции кос­ну­лись мно­гих тысяч людей, сопро­вож­да­лись мно­го­чис­лен­ны­ми зло­употреб­ле­ни­я­ми и пере­ги­ба­ми, нанес­ли серь­ёз­ный урон хозяй­ству и демо­гра­фи­че­ско­му поло­же­нию Ита­лии. Поэто­му вины Сул­лы отри­цать нель­зя. Вме­сте с тем нель­зя не счи­тать­ся с исто­ри­че­ски­ми усло­ви­я­ми дан­ной эпо­хи, при­пи­сы­вать Сул­ле мани­а­каль­ные чер­ты и по-ино­му иска­жать фак­ты уже в дру­гую сто­ро­ну.

Сул­ла как воен­но-поли­ти­че­ский дея­тель

Во вто­рой поло­вине годов Сул­лу назна­ча­ют пре­то­ром про­вин­ции Кили­кия, где он при­об­рёл адми­ни­ст­ра­тив­ный опыт и, кро­ме того, вос­пре­пят­ст­во­вал Мит­ри­да­ту Пон­тий­ско­му захва­тить союз­ную Риму Кап­па­до­кию; царь Кап­па­до­кии Арио­бар­зан, изгнан­ный Мит­ри­да­том, был вос­ста­нов­лен Сул­лой на пре­сто­ле 31 . Тогда же Сул­ла стал пер­вым рим­ским чинов­ни­ком, при­няв­шим послов пар­фян­ско­го царя (Plut. Sull., 5; Vell. Pat. II, 24, 3).

Пре­дан­ная армия, захва­чен­ные на Восто­ке огром­ные сред­ства, имя победи­те­ля Мит­ри­да­та (App. BC. I, 76) сде­ла­ли Сул­лу победи­те­лем в граж­дан­ской войне. Сул­ла стал одним из самых бога­тых людей Рима. По дан­ным Пли­ния, его воен­ная добы­ча в целом соста­ви­ла 29 тыс. фун­тов золота и 121 тыс. фун­тов сереб­ра (Plin. XXXIII, 5, 16). Эми­лий Скавр, пасы­нок Сул­лы, один из его наслед­ни­ков, был бас­но­слов­ным бога­чом (Plin. XXXVI, 24, 11).

Соци­аль­ная опо­ра

Сул­ла не поль­зо­вал­ся под­держ­кой широ­ких сло­ёв насе­ле­ния, его соци­аль­ная опо­ра была доволь­но узкой. Могу­ще­ство Сул­лы было осно­ва­но в первую оче­редь на под­держ­ке со сто­ро­ны армии и наи­бо­лее кон­сер­ва­тив­ных груп­пи­ро­вок ноби­ли­те­та. Это пред­опре­де­ли­ло, с одной сто­ро­ны, воен­ный, а с дру­гой, ари­сто­кра­ти­че­ский харак­тер сул­лан­ской дик­та­ту­ры.

Источ­ни­ки поз­во­ля­ют выде­лить несколь­ко основ­ных групп сто­рон­ни­ков Сул­лы, кото­рые состав­ля­ли его соци­аль­ную опо­ру. Необ­хо­ди­мо, одна­ко, учи­ты­вать услов­ность подоб­но­го деле­ния.

Ноби­ли­тет. Сул­ла был выдви­жен­цем опти­ма­тов и защи­щал их инте­ре­сы, укреп­ляя одно­вре­мен­но и свою лич­ную власть, чтобы не впа­дать в зави­си­мость от сена­та. Союз Сул­лы с сена­том был исто­ри­че­ски обу­слов­лен, так как обе силы нуж­да­лись друг в дру­ге. Сул­лу свя­зы­ва­ли с ноби­ли­те­том как сослов­ные инте­ре­сы, так и поли­ти­че­ские. Сенат, кото­рый нико­гда не хотел видеть кого-либо над собой, в тех усло­ви­ях был заин­те­ре­со­ван в сою­зе с Сул­лой, ведь аль­тер­на­ти­вой сул­лан­ской дик­та­ту­ре мог­ла быть толь­ко мари­ан­ская, совсем невы­год­ная опти­ма­там. Отсут­ст­вие у сена­та соб­ст­вен­ных воору­жён­ных сил застав­ля­ли его сотруд­ни­чать с Сул­лой, кото­рый имен­но как воен­ный вождь стал играть глав­ную роль в этом сою­зе.

Сто­рон­ни­ка­ми Сул­лы были Лута­ций Катул, Квинт Гор­тен­зий, моло­дые пред­ста­ви­те­ли зна­ти Пом­пей, Лукулл, Красс, Кати­ли­на. Из них Красс и Кати­ли­на при­ня­ли пря­мое уча­стие в про­скрип­ци­ях (Plut. Sull., 32; Crass., 2). Извест­но о его доб­ро­же­ла­тель­но­сти по отно­ше­нию к моло­до­му состо­я­тель­но­му всад­ни­ку Пом­по­нию Атти­ку, с кото­рым он встре­тил­ся в Афи­нах (Ne­po. XXV, 4). Моло­дой ари­сто­крат Марк Пор­ций Катон состо­ял в чис­ле близ­ких зна­ко­мых Сул­лы (Plut. Cat. Min., 3). Сул­ла стре­мил­ся попол­нить сенат сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми: он вклю­чил в сена­тор­ское сосло­вие 300 знат­ных всад­ни­ков (App. BC. I, 100; Liv. Per., 89), сде­лал сена­то­ра­ми даже неко­то­рых из сво­их сол­дат (Sall. Cat. 37, 6). Эти дей­ст­вия Сул­лы уже про­ти­во­ре­чи­ли сослов­ным инте­ре­сам ноби­ли­те­та и были про­дик­то­ва­ны стрем­ле­ни­ем Сул­лы обес­пе­чить кон­троль над сена­том, раз­ба­вив его сво­и­ми став­лен­ни­ка­ми.

Обос­но­ва­ние вла­сти


При­ведён­ные выше фак­ты свиде­тель­ст­ву­ют, что Сул­ла стре­мил­ся утвер­дить свою геге­мо­нию не толь­ко в поли­ти­че­ской сфе­ре, но так­же в рели­гии и идео­ло­гии рим­ско­го обще­ства. Эта тен­ден­ция Сул­лы, беру­щая нача­ло от Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го и Мария, была нача­лом транс­фор­ма­ции от полис­ной систе­мы цен­но­стей к идео­ло­гии воен­ной монар­хии. Вме­сте с тем роль в этом Сул­лы нель­зя пре­уве­ли­чи­вать. Про­цесс созда­ния импе­ра­тор­ско­го куль­та был посте­пен­ным, в его раз­ви­тие внес­ли суще­ст­вен­ный вклад и пре­ем­ни­ки Сул­лы, в первую оче­редь Цезарь.

Исто­ри­че­ская роль Сул­лы

Вне­зап­ный уход Сул­лы от вла­сти — навер­ное, самоё зага­доч­ное из всех дей­ст­вий дик­та­то­ра. После избра­ния кон­су­лов на сле­дую­щий год (лето 79 г.), дик­та­тор созвал народ­ное собра­ние, на кото­ром офи­ци­аль­но отка­зал­ся от вла­сти; даже пообе­щал дать отчёт в сво­их дей­ст­ви­ях, если кто-либо име­ет к нему пре­тен­зии (App. BC. I, 103— 104 Plut. Sull., 34). Дик­та­тор уда­лил­ся на отдых в свои кам­пан­ские поме­стья (App. BC. I, 104), хотя так и не оста­вил государ­ст­вен­ных дел (Plut. Sull., 37). Быв­ший дик­та­тор сохра­нил поли­ти­че­ское вли­я­ние вплоть до сво­ей смер­ти, кото­рая после­до­ва­ла уже в 78 г.; вете­ра­ны и кор­не­лии заста­ви­ли сенат устро­ить Сул­ле почти цар­ские похо­ро­ны (App. BC. I, 105— 106; Plut. Sull., 38).

Как бы древ­ние и совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли ни оце­ни­ва­ли Сул­лу, это, без­услов­но, была вели­кая лич­ность — не толь­ко в рим­ской, но и во все­мир­ной исто­рии.

Читайте также: