Прощание с матерой герои кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главные герои

Дарья Васильевна Пинигина – старая жительница Матеры.

Подруги Дарьи: Катерина, Сима, Настасья.

Богодул – блаженный старик, любимец материнских старух.

Хозяин острова – маленький зверек.

Краткое содержание

Матера имела форму клина. Было здесь место всему: и пашне, и лесу, и болотцу. А за протокой прилепился к Матере другой островок. История деревни насчитывала не один десяток лет. Мимо нее шли казаки к Иртышскому острогу, везли арестантов. Здесь воевали колчаковцы с партизанами. Были в деревне наводнения, пожары, голод. Была в деревне церквушка. Молола муку мельница. Так и жила Матера год за годом. Теперь же ниже по Ангаре строили плотину для электростанции. Осенью поднимется вода и затопит деревню.

Старухи Настасья и Сима сидели у самовара в доме Дарьи, чаевничали. Сима прожила здесь меньше десяти лет. Подруги считают ее непутевой, поэтому им трудно поверить, что Сима когда-то бывала в Москве. Туда всех подряд не пускают. Этот факт биографии стал причиной того, что Сима получила прозвище Московишна. Судьба женщине досталась нелегкая. У нее родилась немая дочь, а теперь Сима одна поднимает внука Кольку.

У Симы собственности не было. Ее отправляли в дом престарелых, но туда с Колькой не брали. Дочь ее уехала из Матеры и уже год не появлялась. Да если бы и появилась, Сима не отдала бы ей сына.

Вскоре присоединился лохматый старик по прозвищу Богодул. Он сообщил, что на кладбище кресты рубят. Старухи побежали проверить, правду ли сказал старик.

Богодул не обманул. Рабочие стаскивали в кучу тумбочки, кресты, чтобы сжечь. Дарья подхватила палку и огрела ей одного из мужиков. Она была страшна в гневе. Старуха глянула на собранные как попало кресты и взвыла. На крики прибежали деревенские и повели мужиков в деревню на разборки. Навстречу им шел председатель Воронцов с незнакомцем конторского вида.

Старухи стали жаловаться на вандалов. Жук, так была фамилия незнакомца, объяснил, что ложе водохранилища нужно очистить. Когда вода разольется, кресты будут вымыты из земли и поплывут. Дед Егор потребовал, чтобы к кладбищу не подходили, иначе он возьмет берданку. Старики сжимали Воронцова и Жука в кольцо, те насилу вырвались. Старухи до темноты втыкали кресты назад в могилы.

Вечером приехал сын Дарьи Павел. Было у Дарьи шесть детей, в живых осталось трое. Дарья с сыном решили перевезти своих покойников на другое кладбище. Дарья спросила, можно ли взять с собой корову. Слухи о новом поселке разные ходят. Павел рассказал, что в подполье в новом доме вода. Баня будет одна на всех.

Ночью из-под берега выскочил маленький зверек, Хозяин острова. Он вбежал на бугор и осмотрелся. Потом отправился в деревню, обежал ее из конца в конец и устремился на берег. Потом, что-то вспомнив, он повернул вглубь острова, который продолжал жить.

Дни наступили длинные. Все же время отъезда, назначенное дедом Егором, настало быстро. В сентябре Настасья еще собиралась вернуться копать картошку.

Прошла их последняя ночь в Матере. Напоследок Настасья истопила печь, согрела еду, замела угли в загнеток. Стали собирать вещи на телегу. Настасья несла все подряд, оставлять было жалко.

Пришли проститься с ней Дарья и Сима. Они проводили подругу до лодки. Лодка тронулась, а Настасья упала на узлы и завыла.

Наступила и первая яркая ночь в Матере. Запылала Петрухина изба. Накануне он приказал матери перевозиться. Катерина перебралась к Дарье, та давно ее звала. Петруха бегал и кричал, что чуть не сгорел, но ему никто не верил.

Павел стал приезжать к матери еще реже, зная, что она не одна. Он работал бригадиром в новом поселке, который был построен на камне и глине. Павел смотрел на самоуверенную молодежь и понимал, что стареет, отстает от жизни. Жена быстро освоилась в новой квартире. Павел со страхом ждал того дня, когда придется привезти сюда мать.

Характером Петруха пошел в отца, легкий, тароватый. Только вот Алеша был работящий, дело знал, Петруха ни к чему не был приспособлен. Семьи у него не было, приводил он женщин в дом, но те вскоре сбегали от него. Его настоящее имя было Никита, но все его звали Петруха, этим прозвищем выражая его беспутность.

Дарья винила Катерину за сына, та оправдывалась, говоря, что неизвестно, как такие люди получаются.

Дни проходили незаметно. Последний раз Матера ожила в сенокос, когда на остров съехалось полдеревни. Работали с песнями. Старухи, глядя на покос, не могли сдержать слез. Приехали проститься с деревней и те, кто давно здесь не бывал. По вечерам собирались на посиделки, вспоминали прошлое.

Объявился и Петруха после двухнедельного отсутствия и шатался без дела.

Приехал Андрей, младший сын Павла. У него было трое детей. Старший женился и жил на Кавказе, средний учился в Иркутске. Андрей пришел из армии, поработал на заводе, теперь решил поучаствовать в строительстве ГЭС. Он говорил, что у человека большая сила в руках. Дарья не соглашалась с ним. Она считала, что люди не в меру возгордились, но жизнь над ними верх возьмет. Когда она поняла, что внук будет пускать воду, то огорченно замолчала.

Пошел дождь, на душе у материнцев было тревожно. Истинная суть человека видна в минуты страдания и прощания. Собираясь у Дарьи люди говорили о происходящем. Молодые стремились в будущее, старики жалели деревню.

Председатель сказал материнцам, что к середине сентября картошка должна быть выкопана. Двадцатого приедет комиссия принимать ложе водохранилища. Дарья на собрание не ходила, ей подробно обо всем, что там говорилось, рассказал Андрей. Дарья посетовала, что неплохо бы и человеку знать, когда смерть придет. Внука позабавила эта мысль.

Распогодилось, покос продолжился, но настроение было уже не то. Люди стремились поскорей закончить работу.

Дарья еще надеялась, что Павел успеет перенести могилки. Андрея пугала эта процедура, но и интересно тоже было, во что превращается человек. Вызовет ли это в нем какие-то особенные чувства.

Павла вызвали в поселок, рабочий его бригады сунул руку в станок. Андрей поехал к родителям, Дарья осталась одна. Через несколько дней внук вернулся, рассказал, что отца таскают по комиссиям, всего скорее снимут с бригадиров.

На уборку хлеба приехала из города бригада. Они перепились, буянили, старики старались не выходить на улицу. Только Богодул, которого они прозвали снежным человеком, не боялся их.

Материнцы начали вывозить сено, мелкую живность. Подожгли мельницу, старухи пошли проститься с ней.

Картошку помогали убирать школьники и женщины, которых снимали с работы. Приехала невестка. Глядя на нее, Дарья поняла, что хозяйкой в городском доме будет она. Настасья не приехала, старухи убирали ее огород. Павел увез корову, а Дарья пошла на выжженное кладбище и там изливала свою печаль. Она уже не почувствовала ни боли, ни злобы, глядя на выжженную землю. Сердце изболелось, закаменело за последние дни. Там Дарья услышала, что должна убрать избу. Ей представилось, что она видит весь свой род, слышит их голоса, а ей сказать нечего. Она поняла, что нигде нельзя без надежды.

С Павлом приехала Настасья. Она рассказала, что Егор заболел, не выходил из квартиры и умер, не смог смириться с переездом. Старухи, памятуя странности подруги, долго не моги поверить в смерть крепкого старика.

Павел приехал и, глядя на догорающую избу, он удивлялся, с трудом веря, что жил здесь. Вернувшись в новый поселок, он почувствовал облегчение от того, что все кончилось.

Старухи остались в Богодуловом бараке ждать приезда Павла. Он обещал приехать через два дня на катере. Пожогщики наказали им сжечь барак самим, не оставлять. Настасья рассказала, как умер Егор. Богодул вскипятил самовар. По подсказке Дарьи Настасья позвала к себе жить Симу с внуком. Наконец старухи забылись во сне.

Павел вернулся в поселок. Он шел домой и думал о Матере. Он подошел к дому, но заходить не хотелось. На душе было тревожно, неспокойно. Он смотрел на калитку, ему не верилось, что когда-нибудь в нее войдет мать. Постояв еще, он все-таки вошел в дом. Соня вязала на кухне. Она сказала, что приходил Петруха, интересовался, где его мать.

К Павлу пришел Воронцов и отругал, что он оставил старух на острове. Петруху отправили поднимать моториста с катера. Выехали в потемках на маленьком автобусе, за руль сел Павел. На реку опустился густой туман, Павел предложил переждать, но Воронцов не удостоил ответом, и они пошли на катер. Матера была в двух верстах, моторист Галкин вел катер вслепую. Как и предполагал Павел, они заблудились. Павел пожалел, что поехал. Петруха стал кричать с катера, звать старух. Туман поглотил его голос. Галкин выключил мотор, стало совсем тихо.

Заплакал Коляня, старухи очнулись. Они не могли понять, на каком они свете, кругом был туман. С реки доносился шум работающего мотор, на острове слышался плач Хозяина.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Главные герои “Прощание с Матёрой” – жители деревни, которой суждено уйти под воду вследствие возведения ГЭС. Произведение Распутина показывает столкновение двух эпох, двух поколений, двух разный миров – деревни и города. Жизнь человека, оторванного от своих корней, не имеет смысла: человек срастается с землёй, как с матерью, разрывать такие узы нельзя. Характеристика каждого персонажа – отдельная самоценная история, пронзительная и трогательная. В произведении “Прощание с Матёрой” герои делятся на тех, кому расставание даётся легко, и на тех, кому мучительно больно. Описание небольшого отрезка жизни приговорённой к смерти деревни – то, что видит читатель, знакомясь с повестью В. Распутина


Характеристика героев “Прощание с Матёрой”

Главные герои

Дарья Пинигина

Деревенская жительница, женщина преклонных лет.

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и суровой. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривают на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старух её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Павел Пинигин

Сын Дарьи, тракторист, 50-летний мужчина.

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не так трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Андрей Пинигин

Сын Павла Пинигина, 22-летний парень.

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии. Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, участвовать в чём-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в посёлке. Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Богодул

Деревенский житель, одинокий старик.

Странный одинокий житель Матёры. Старик, заросший, как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, грубо выражается. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матёре.

Настасья и Егор

Пожилая семейная пара, соседи Пинигиных.

Первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Катерина Зотова

Жительница Матёры, подруга Дарьи Пинигиной, пожилая женщина.

Добрая, славная женщина. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Петруха

Сын Катерины, пьяница, настоящее имя – Никита.

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить себе значимости, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Второстепенные персонажи

Воронцов

Председатель поссовета в новом посёлке.

Отвечает за переселение людей с острова. Чужой для местных человек, они его не уважают. Вступают в схватку во время санитарной уборки кладбища и прогоняют людей, разрушающих могилы.

Хозяин острова

Дух Матёры, маленький зверёк.

Хозяин Матёры, который оберегает остров, знает будущее. Перед трагедией показывается на глаза только Дарье Пинигиной, но она, убитая горем из-за сожжения избы, не замечает Хозяина.

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей, будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также для написания творческих работ.

В повести автор раскрывает темы взаимоотношений отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.

Основные персонажи повести

Пришла для Матеры последняя весна — это остров и де­ревня. Эта территория обязана исчезнуть. Внизу около Ангаре началось строительство новой гидроэлектростанции. С приходом осени она должна была заработать, в тот миг Ангара выйдет из берегов и затопит Матеру.

Большая часть уехала в другие города. В деревне осталось лишь старшее поколение. Они остались охранять дома, ухаживать за домашним скотом и огородом. Зачастую все собирались у старухи Дарьи. Она ничем не могла помочь из-за сложившейся ситуации в Матери.

Частенько захаживала Настасья. Старуха чудила, оставшись одна с дедом Егором. Их дети умерли. Она много разного придумывала на деда, да все жа­лобное. По ее рассказам, он то плакал, то по ночам кричит вроде как умертвляют его. Егор сердился из-за этого, но ничего не предпринимал.

Жители Матери накинулись на пришедших так, что те не выдержали и уп­лыли с острова. Матера успокоилась. Жителям пришлось до полуночи ползать по кладбищу, возвращая кресты и тумбочки на место.

Начался сбор урожая. Для уборки хлеба приехали из города. Городские подпалили мельницу. Глядя на то, как она горит, старух заплакали, а молодежь танцевала у пылающей мельницы.

Наступил сентябрь. Остров стал пустым. Остались пятеро людей: Дарья с Катериной, Сима с внуком и Богодул. Прибыла бригада, которая начала сжигать избы. Не спаленными остались околоток от Дарьиной избы и ба­рак. До того, как избу на сожжение оставить, Дарья ее побелила. Дом сожгли. Пришло время уезжать.

Павел приехал на остров с Настасьей. Она приехала проститься с Матреной. Дед Егор не вынес горя и умер. Уговорила Дарья их на последнюю прощальную ночь оставить — старика и Матера. Павел уехал, а вместе с ним уехали зачинщики. Был один лишь барак. В нем старики и провели последнюю ночь.

Старух насильно выселяют из родной деревни, подлежащей затоплению. Вынужденные оставить родные дома и могилы, они тяжело прощаются с родными краями.

Так и жила Матёра более трёхсот лет, пока не пришла пора умирать.

К лету в деревне остались только дети да старики. Три старухи — Дарья, Настасья и Сима — любили пить чай из медного красавца-самовара. Чаёвничая, они вели долгие беседы. Часто к ним присоединялся старик Богодул, живший в колчаковском бараке. Дед был дремучим, как леший, и разговаривал в основном матом.

Бабки мирно чаёвничали, когда в дом ворвался Богодул и крикнул, что чужие грабят кладбище. Старухи ворвались на сельское кладбище, где незнакомые рабочие уже заканчивали стаскивать в кучу кресты, ограды, тумбочки. Это была санитарная бригада, присланная санэпид­станцией, чтобы очистить затопляемые территории.

Собравшийся со всей деревни народ остановил рабочих. Напрасно председатель сельсовета Воронцов объяснял, что так положено. Матёринцы отстояли кладбище и весь вечер прилаживали обратно кресты на родных могилках.

Богодула знали давно — он менял в окрестных деревнях мелкую бакалею на продукты. Матёру он выбрал своим последним пристанищем. Зимой Богодул жил то у одной, то у другой старухи, а летом перебирался в колчаковский барак. Несмотря на постоянную матерщину, бабки любили его и наперебой привечали, а старики недолюбливали.

Внешне Богодул не менялся много лет и был похож на дикого лесного человека. Ходили слухи, что он поляк и бывший каторжник, сосланный за убийство, но доподлинно о нём ничего не знали. О переселении Богодул и слушать не хотел.

Дарья тяжело пережила разорение кладбища, ведь там лежали все её предки. Она не доглядела, допустила разорение, а скоро и вовсе всё водой зальёт, и ляжет Дарья в чужую землю, вдали от родителей и дедов.

Дарья родила шестерых детей. Старшего забрала война, младшего зашибло деревом на лесоповале, дочь умерла при родах. Осталось трое — два сына и дочь. Старший сын, пятидяси­тилетний Павел, теперь жил на два дома и приезжал изредка, уставший от царившего в свежеис­печённом совхозе беспорядка. Дарья просила сына перенести к посёлку могилки родителей, тот обещал, но как-то неуверенно.

Посёлок, в который съедутся люди из двенадцати подлежащих затоплению деревень, состоял из двухэтажных домиков, в каждом — по две квартиры в два уровня, соединённых крутой лесенкой. При домиках — крохотный участок, погребок, курятник, закуток для свиньи, а вот корову поставить было негде, да и покосов с выгонами там не было — посёлок окружала тайга, которую сейчас усиленно корчевали под пашни.

Пришла пора уезжать Настасье. Со своим домом она прощалась трудно, не спала всю ночь, и вещи не все забрала — в сентябре она собиралась вернуться, чтобы выкопать картошку. В доме остался весь нажитый дедами скарб, ненужный в городе.

Утром дед Егор увёз плачущую Катерину, а ночью загорелась Петрухина изба. Накануне он вернулся на остров и велел матери съезжать. Катерина ночевала у Дарьи, когда начался пожар. Дарья была старухой с характером, крепкой и авторитетной, вокруг которой собрались оставшиеся в Матёре старики.

Столпившиеся вокруг горящего дома матёринцы молча смотрели на огонь.

Петруха бегал между ними и рассказывал, что изба загорелась внезапно, а он чуть не сгорел заживо. Народ знал Петруху как облупленного и не верил ему. Только Хозяин видел, как Петруха поджог родной дом, и чувствовал боль старой избы. После пожара Петруха исчез вместе с полученными за дом деньгами, а Катерина осталась жить у Дарьи.

Зная, что мать теперь не одна, Павел приезжал ещё реже. Он понимал, что плотину построить необходимо, но, глядя на новый посёлок, только руками разводил — настолько нелепо он был построен. Аккуратный ряд домиков стоял на голом камне и глине. Для огорода нужен был привозной чернозём, а неглубокие погреба сразу же затопило. Видно было, что посёлок строили не для себя и меньше всего думали, удобно ли будет в нём жить.

Окончив курсы трактористов, он сел на новенький трактор и по пьяни крушил на нём деревенские заборы. Трактор отобрали, и с тех пор Петруха переходил с работы на работу, нигде долго не задерживаясь.

Семьи у Петрухи не было — бабы, которых он привозил из-за Ангары, сбегали через месяц. Даже имя его не было настоящим. Петрухой Никиту Зотова прозвали за разгиль­дяйство и никчёмность.

Незаметно проходили летние дни, которые старухи и Богодул коротали за долгими разговорами. А потом начался сенокос, на Матёру съехалось полдеревни, и остров ожил в последний раз. Павел снова вызвался в бригадиры, народ работал с радостью, а домой возвращались с песней, и навстречу этой песне выползали из домов самые древние старики.

Дождь продолжался, и от затяжного ненастья на душе у матёринцев стало смутно и тревожно — они начали осознавать, что Матёры, казавшейся вечной, скоро не будет.

Приехавший на Матёру Воронцов заявил, что к середине сентября картошка должна быть выкопана, а остров полностью очищен от построек и деревьев. Двадцатого числа ложе будущего водохранилища будет принимать государ­ственная комиссия.

Внук уехал, даже не попрощавшись с родными местами, а Дарья окончательно поняла, что родные могилки останутся на Матёре и уйдут вместе с ней под воду. Вскоре исчез и Петруха, старухи снова стали жить вместе. Наступил август, урожайный на грибы и ягоды, — земля словно чувствовала, что родит в последний раз. Павла сняли с бригадирства, перевели на трактор, и он снова начал приезжать за свежими овощами.

Матёринцы начали потихоньку вывозить с острова сено и мелкую живность, а на Подмогу прибыла санбригада и подожгла островок. Потом кто-то поджёг старую мельницу. Остров заволокло дымом. В день, когда сгорела мельница, к Дарье переехала Сима с внуком, и снова начались долгие разговоры — перемывали кости Петрухе, который нанялся поджигать чужие дома, обсуждали будущее Симы, которая всё ещё мечтала об одиноком старичке.

Пока санбригада воевала с лиственем, Дарья прибирала избу — белила печь и потолки, скребла, мыла.

Сима, Катерина и Богодул тем временем свозили в барак Настасьину картошку. Завершив свой тяжкий и скорбный труд, Дарья осталась ночевать одна и молилась всю ночь. Утром, собрав вещи и позвав пожогщиков, она ушла, бродила неведомо где весь день, и чудилось ей, что рядом бежит невиданный зверёк и заглядывает в глаза.

Вечером Павел привёз Настасью. Та рассказала, что дед Егор долго болел, отказывался от еды, не выходил из квартиры и недавно умер — не прижился на чужом месте. Зная Настасьины странности, старухи долго не могли поверить, что крепкого и сурового Егора больше нет. Настасья по подсказке Дарьи предложила Симе жить вместе. Теперь бабки ютились в Богодуловом бараке, дожидаясь, пока за ними приедет Павел.

Переправляясь на катере через Ангару, они заблудились в густом тумане. Пробовали кричать, надеясь, что старухи услышат, но туман гасил все звуки. Павел жалел, что согласился на эту поездку — он знал, что бабки испугаются ночного выселения.

Старухи проснулись в окружённом туманом бараке, словно на том свете. С острова слышался тоскливый вой — плач Хозяина, а с реки — слабый шум мотора.

Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.

Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.

Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было кроме внука Коли.

Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.

Ночью, один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.

Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.

На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.

После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.

История создания повести

За основу своего произведения автор взял невымышленную историю, когда во время строительства Братской ГЭС пришлось затопить деревни и выселить людей.

Распутин Валентин Григорьевич

Повесть вышла в свет в 1976 году. Это был период, когда молодёжь стремилась уйти жить в город, отрывалась от своих корней. Небольшие деревни и колхозы приходили в упадок. Государство не поддерживало село.

Распутин, сам вышедший из деревни, глубоко переживал, что люди перестали ценить землю, природу, забывали исконные традиции народа.

Главные герои и их характеристика

Дарья

Дарья Пинигина – самая старшая из всех в деревне, но ещё вполне крепкая, способная самостоятельно вести хозяйство старуха. Характер у неё строгий, любила правду, была очень привязана к Матёре. Она тяжело переживала, что придётся бросить свой дом, могилы родителей. Другие старухи считали Дарью главной и часто собирались у неё попить чаю и поговорить.

Андрей Пинигин – сын Павла и внук Дарьи. Отслужил в армии, вернулся, но всё ещё ищет своё место в жизни. Пока молодой, он хочет поработать на какой-нибудь великой стройке, стремится вперёд. Деревню ему совсем не жалко, и это болью отзывается в сердце Дарьи.

Богодул – одинокий старик, неизвестно откуда появившийся, но уже долго живущий в деревне. Обосновался в сарае на окраине деревни. Мало разговаривает, в основном рычит что-то и матерится. Ходит косматый, как леший. Старухи привечают его, а старики опасаются.

Настасья и Егор – старики, жившие по соседству. Настасья, похоронив детей, слегка тронулась умом. Она часто рассказывает про своего деда небылицы, но соседи жалеют её и не обращают внимания. Им раньше других стариков пришлось покинуть Матёру.

Катерина Зотова – тихая, добрая бабка, подруга Дарьи. Её сын Петруха вырос ленивым пьянчугой, но она всё равно любит его и ждёт, когда тот образумится.

Петруха – сын Катерины. Любит покрасоваться, прихвастнуть, но работать не хочет. Сжёг собственную избу, чтобы получить деньги, которые потом пропил. Матери дал только 10 рублей.

Второстепенные герои

Воронцов – председатель совхоза. Под его руководством проходит процесс переселения людей с острова и санитарная уборка. Мнением стариков мало интересуется, они в ответ не уважают такого руководителя.

Хозяин острова – маленький зверёк, чуть больше кошки. Никто его не видит. По ночам выбирается из норы и обходит весь остров. Он чувствует и слышит каждую избу, каждое дерево, видит будущее.

Пересказ повести приводится по главам.

Наступила весна. Она будет последней для острова посреди Ангары и деревни Матёры. Больше 300 лет простояла деревня. Кого она только не встречала. Но вот теперь её затопит вода после пуска новой ГЭС. Старики как можно дольше хотят остаться в своих домах.

Прощание с матёрой

Старухи собрались у Дарьи, чтобы почаёвничать и обсудить жизнь. Сима, которая пришла несколько лет назад в деревню искать себе старика, чтобы доживать свой век, так и осталась одна. Зато при ней всё время был пятилетний внук Колька, пугавшийся людей и всё время молчавший.

Третья подруга, Настасья, постепенно похоронила всех четверых своих детей и из-за этого стала плести небылицы про своего мужа Егора. То он помер у неё, то плакал всю ночь. Добрые люди жалели её, а злые – посмеивались.

Настасье с дедом выпало самым первым переезжать в квартиру. Она всё время оттягивала этот момент. Во время неспешного разговора прибежал Богодул и кричал, что кладбище разворовывают.

Прощание с матёрой

Два мужика сваливали в кучу кресты и оградки с могил, собираясь их сжечь, как было им приказано. Богодул выхватил топор, а старухи стали кричать, стараясь остановить виновников. Прибежали все, кто остался в деревне, и повели мужиков к председателю. Уговорили начальство сжечь кладбище после того, как все уедут.

На другой день к Дарье явился Богодул и увидел её совсем расстроенной. Она считала, себя виноватой в разорении могил. Страдала, что не придётся ей лежать рядом с родителями, братьями и сёстрами. Потом бездумно пошла по острову и долго сидела, глядя на деревню и раздумывая о жизни.

Вечером приплыл уставший сын Павел. Дарья рассказала о кладбище и стала просить перенести могила родных на новую землю. Потом зашла речь о сене для коровы. Павел сказал, что в новом доме для хозяйства совсем мало места и в подполе стоит вода. Старуха совсем расстроилась.

Ночью выходил из своей норы Хозяин острова, никому невидимый зверёк. Он видел и слышал все шорохи и звуки, чувствовал жизнь зверей, людей и домов. Хозяин знал, что скоро остров исчезнет, а вместе с ним и он сам.

Настасье и Егору пришло время уезжать. Они долго собираются. Жалко оставлять нажитое за долгие годы, но уже не нужное в городе.

Петруха заставляет мать переехать жить к Дарье. Ночью он устроил пожар в своей избе, чтобы получить за неё деньги. Вся деревня пришла смотреть, как горит самый первый дом. Катерина рыдала, а он пытался всем доказать, что загорелось от печки. Хозяин издали смотрел на деревню. Он знал, какая изба за какой погибнет в пожарах.

Сын всё реже приезжал к Дарье и надолго не задерживался. Он понимал, что уезжать из деревни надо, но в посёлке ему не нравилось. Жена же его быстро освоилась в новом доме. Ей было там хорошо. Павел думал о том, что матери будет сложно привыкнуть к посёлку.

Петруха куда-то исчез. Катерина жила у Дарьи и больше всего жалела, что сгорел её самовар. Сына она не осуждала – такой уродился. Старухам вместе было легче.

Пришло время косить траву на сено. В деревню собралось много народу. С большой охотой люди принялись за работу, вспоминая старое житьё. Встретились давно не видевшие друг друга разъехавшиеся соседи, одноклассники, друзья. Появился и Петруха в новом, но уже помятом костюме. Матери дал только несколько смятых десятирублёвок.

В начале августа пошли сильные дожди, сенокос остановился. Люди приуныли. Приехал председатель Воронцов и сообщил, что к середине сентября от деревни уже ничего не должно остаться. Похвалил Петруху за то, что он не дожидаясь последнего момента, сжег собственный дом.

Андрей никак не мог понять привязанность бабки к старой деревне. Его привлекал новый, перенимаемый и заразительный быстрый как ветер образ жизни. Дарья же говорила ему, что её жалко людей, которые гонятся за машинами, ставшими уже хозяевами над человеком.

Прощание с Матерой

Дожди закончились, и работа пошла, но уже не была такой дружной и радостной. Павел обещает матери перевезти могилы родственников в другое место. Внезапно его вызывают в совхоз из-за несчастного случая. Андрей успокаивает бабушку, идёт сам косить траву, но Дарья отправляет его узнать, почему Павел не вернулся.

Чтобы убрать хлеба, прислали из города 30 человек. Они шумели, пили, матерились. Старики боялись без надобности ходить по деревне. Начали вывозить домашний скот. На соседнем острове подожгли лес и все постройки. Загорелась и мельница на Матёре. Дарья и Катерина пошли с ней прощаться. Вместе с ними в избе также стала жить и Сима с внуком.

Три старухи вместе коротают вечера за разговорами о жизни. Катерина узнала: Петруха поджигает за деньги чужие дома. Она считает, что сын навлекает и на неё осуждение соседей и никак не может ему этого простить.

Стали выкапывать картошку. Павел с женой приехали помочь. Они увозят урожай и корову к себе. Дарья идёт на кладбище и просит прощения у своих родных, что не смогла их перевезти с собой.

Перед тем, как покинуть свой дом, Дарья всё прибрала, побелила потолок. Потом она взяла свой сундучок с вещами и ушла, чтобы не видеть, как горит родная изба.

Из города приезжает Настасья и рассказывает, что её дед Егор умер, так и не привыкнув на новом месте. Старухи собрались и пошли ночевать в барак к Богодулу.

Матера

Председатель заставил Павла и Петруху ночью ехать на остров за оставшимися стариками. На Ангаре их застаёт густой туман. Старухи ночью просыпаются и не могут понять, живы они или уже на том свете. За окнами сплошные клубы тумана как облака. Где-то далеко слышен шум катера и слабый вой неведомого зверя.

Анализ произведения

Повесть написана в жанре деревенской прозы. Через описание природы, единства её с человеком Распутин поведал о том, как важно спокойно и вдумчиво провести свою жизнь, быть благодарным за то, что дано.

Прощание с матёрой

В сложной критической ситуации раскрывается сущность людей. Необходимо помнить и хранить исторически сложившиеся нравственные устои. Без уважения к предкам не может быть будущего. Дети должны быть воспитаны с глубоким уважением к большому опыту стариков. Связь поколений не должна прерываться.

Оторвавшись корнями от родной земли, старики не в состоянии больше жить. Урон, нанесенный душе, может быть непоправим.

Текст этой статьи кратко передаёт смысл произведения. Лучше всего читать произведение полностью в книге или онлайн, чтобы составить своё независимое мнение. Цитаты из этого лиричного проникновенного повествования можно использовать во время написания сочинения или эссе.


Читайте также: