Пропаганда это в истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Причина выбора кейса присоединения республики Крым к Российской Федерации кроется в неоднозначном восприятии данного события российской и мировой общественностью.

Целью настоящей работы является установлении и обосновании расхождений в преподнесении информационного материала по единой теме двух различных российских телевизионных каналов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

2) проанализировать подход к преподнесению политического материала обоими информационными каналами;

3) сравнить установленные в рамках анализа подходы на наличие расхождений;

4) вывести заключительные положения относительно поставленной проблемы.

В работе будут использованы методы сравнительного и контент анализа.

Теоретико-методологическая база исследования основана на следующих работах и материалах:

В данной книге описывается воздействие, которое оказывают средства массовой информации на людей, описывается анализ феномена воздействия СМИ на аудиторию, а также различные концепции, объясняющие феномен медиавоздействия.

Данная работа посвящена рассмотрению возможности социологического исследования информационных процессов с помощью метода анализа. В ней подвергаются изучения цели обращения к методу, а также этапы исследования.

Ø Научные статьи, выдержки из научных журналов, связанные с темой исследования, взятые из следующих информационных источников:

I глава.

Рождение такого явления как пропаганда связывают с началом осознания человеком своего личного материального интереса, отличного от интереса других индивидов и общества в принципе, что обуславливает появление большого количества противостоящих друг другу индивидуальных интересов. Производство материальных благ имеет смысл тогда, когда эти блага распределяются между членами общества или различных групп. Однако в связи с ограниченностью ресурсов, и как следствие, ограниченностью материального производства, возникает конкуренция за присвоение как можно большего числа произведенных благ. Возникновение социального конфликта приводит к дифференциации общества на несколько классов. Безусловно, целью господствующего класса становится укрепление и удержание своих позиций в обществе, причем чаще всего для решения этой задачи доминирующая группа склоняется к физическому насилию. Однако этот метод не является достаточно эффективным, поскольку требует масштабного аппарата силовых структур, а также имеет способность контролировать лишь внешнее поведение человека, не имея возможности воздействовать на более важную внутреннюю его составляющую. Описанная выше ситуация подталкивает к разработке ненасильственных способов влияния на человека, в том числе на его внутренние механизмы самоконтроля. Таким способом и является объект данного исследования – пропаганда. [5]

Первая известная в истории попытка использования пропагандистских методов в политических целях была замечена еще в городах-государства Древней Греции. В период афинской демократии любой свободный гражданин имел возможность повлиять на ход политического развития своего государства только лишь обладая великолепной, способной убеждать массы, речью. Интересно, что это явление послужило толчком к развитию риторики и появлению софистов – первых практиков и теоретиков красноречия. Однако речь была не единственным способом донесения до масс нужной информации. Греческие города-государства в последствие стали широко известны тем, что использовали различные виды искусства, такие как скульптура, поэзия, театр, музыка, а также архитектуру в качестве способа преподнесения пропагандистской информации.[6]

В Риской Империи примерно между 50 г. до н.э. и 50 г. н.э. с целью создания более эффективного контроля над населением использовались различные пропагандистские стратегии, которые предполагали применение всех существующих на тот момент форм коммуникации и символики. В связи с большими территориями Римской Империи метод пропагандистского контроля был для наиболее удобным, поскольку содержание в каждом завоеванном городе легионеров обходилось довольно дорого. [7]

Переходя к использованию пропаганды в средствах массовой информации, речь заходит об императоре Франции Наполеоне Бонапарте. Он является одним из величайших в своем роде мастеров использования пропаганды в политических и военных целях. Наполеон использовал прессу в качестве политического оружия, прикладывая все возможные усилия для того, чтобы профранцузские статьи появлялись в иностранных изданиях.

Еще одним способом распространения информации в момент правления Бонапарта стало распространение листовок перед вторжением французской армии в иностранное государство, с целью их подчинения. [9]

В 19-20 веке вследствие технического прогресса появилась возможность корректировать, направлять и манипулировать массовым сознанием людей на более высоком уровне. Агитацию широко использовали русские коммунисты, сама революция во многом является плодом таких манипуляций. Существует мнение, что еще имперское правительство могло сохранить власть, если бы оно должным образом оценило возможности пропаганды и влияния на массовое сознание, тогда как большевики, обладая несопоставимо меньшими средствами, сделав ставку на пропаганду, не прогадали.

Несколько позже с развитием радио, кинематографа и телевидения появилась возможность информационной блокады – безальтернативного подчинения одним и тем же нужным правительству идеям. Создание псевдомира СССР сформировалось к 30-м годам прошлого века, а содействие террора информационного и террора физического создали все предпосылки для удержания исторически нестабильных тоталитарных режимов.

В 2014 году в Северной Корее по телевидению показали ролик о том, как сборная КНДР якобы выигрывает матч за матчем чемпионата мира по футболу в Бразилии. На видео можно увидеть лишь стадион, на котором проходит соревнование, а также команду КНДР, забивающую мяч за мячом в ворота соперников. Интересно то, что команда Северной Кореи даже не принимала участие в ЧМ по футболу в Бразилии, поскольку не прошла групповой этап, однако СМИ КНДР настаивали на том, что их сборная сумела пройти в финал чемпионата мира.[10]

Данная ситуация ярко отражает изучаемое нами явление. С помощью видеоролика государственные организации стремились повысить уровень народного единства и достояния страны.

Таким образом, стоит подвести итоги параграфа. В этой части было рассмотрено ведение пропаганды на примерах Древней Греции, Рима, Франции времен Наполеона Бонапарта, СССР, затронут случай, произошедший на ТВ в Северной Корее и описан достигнутый Россией пик распространения пропаганды в 2013 году.


Содержание

Варианты определения

    : Пропаганда (лат.propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса пропаганды: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда), содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и т. д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств пропаганды [2] .
    : Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т. д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации.
  • Л. Дуба и Ж. Эллюль (Jacques Ellul) рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, то есть контроль за мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определенных структур, абстракты символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations[3] .

История пропаганды

Однако, пропаганда, как явление, существовало задолго до возникновения самого термина. Одним из наиболее ранних образцов пропаганды можно рассматривать преамбулу к Своду законов Хаммурапи, в которой говорится, что эти законы созданы с целью установления справедливости в стране и для защиты слабых против сильных. Содержание же самих законов в основном направлено именно на защиту интересов богатых и зажиточных слоёв за счёт подавления и эксплуатации бедных и бесправных жителей [4] .

Цели пропаганды



Военная пропаганда

  • Пропаганда плена
  • не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;
  • сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед неизвестностью плена и его трудностями;
  • подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя конечной цели — вернуться домой живым.
  • Пропаганда военных успехов
  • Пропаганда путем критического анализа своих ошибок
  • Пропаганда путем внушения страха поражения

Известные деятели пропаганды

    — главный пропагандист германских нацистов (партии НСДАП), министр пропаганды Третьего рейха. — самый знаменитый филиппинский пропагандист, был арестован и казнён в 1896 году за подрывную деятельность.

Технология изготовления и распространения пропаганды

Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.

Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлечённых сторонников к планируемому количеству.

Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:

  1. Наличие центрального тезиса;
  2. Лёгкость для понимания целевой аудиторией;
  3. Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).

Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причём должен быть соблюдён баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.

Что касается формы, можно выделить следующие критерии:

  1. Чёткость центрального тезиса — он не должен сливаться с фоном;
  2. Привлекательность фона.

Я думаю, что мы должны обратить внимание на вопросы, которые близки нашим гражданам, потому что людям нужны хлеб и масло, их интересуют вещи, которые касаются их повседневной жизни. И высокие слова, сказанные о кризисе или об энергетике, не долетают до их ушей. Если говорить об обеспечении энергетической безопасности, мы должны говорить о том, что это означает, то есть — что в вашем доме всегда будет газ в вашей плите, что у вас всегда будет электричество в розетке. Это именно то, что мы должны делать. Мы можем принести новые технологии, новые вещи общество, мы можем построить инфраструктуру, которая позволит быть уверенными в том, что газ будет поступать в ваши дома, на ваши кухни, а электричество сможет попасть к вам в гостиную. Если хотите, нужно переводить, потому что люди, которые находятся за рулем автомобилей, понимают, что им нужна энергия, им нужен бензин. А мы порой адресуем наши слова в стратосферу, где они теряются, в то время как нам нужно спустить их на землю [6] .

Жанровое разнообразие пропаганды

Наряду с традиционными средствами пропаганды, такими как плакаты, брошюры, листовки, объявления по радио или телевидению, и т. д. для пропаганды могут использоваться практически все жанры изобразительного искусства, а также кино, театр, литература, поэзия, равно как и прочие виды массового воздействия на сознание населения (интернет, чаты, социальные сети и т. п.)


[От лат. propaganda — то, что следует распространить]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРОПАГА'НДА, ы, мн. нет, ж. [латин. propaganda — букв. то, что следует распространить]. Распространение каких-н. идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса. История ВКП(б). Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Конституция СССР. || Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-н. П. электрификации. П. физкультуры. П. займа обороны СССР.

пропага́нда


Фото: Айсель Герейханова/РГ

В современном мире пропагандой называют действия, направленные на открытое распространение взглядов, идей и других сведений с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.


Фото: Getty Images

Иногда пропаганда не приводит к серьезным изменениям в идеалах или морали читателя, как, например, освещение популярного нового ресторана в центре города. Тема не имеет большого эффекта, потому что она недостаточно сильна, чтобы существенно изменить общество. Беззаботность темы слепит человека к тому факту, что он все еще читает источник пропаганды, заставляя людей не осознавать, насколько она на самом деле распространена.

Пропаганда во время войн


Фото: BBC

Тот факт, что различные конфликты и войны порождают интенсивные пропагандистские кампании, заставляет многих думать, что пропаганда - это что-то новое и современное. Само слово вошло в широкий обиход только в 1914 году, когда началась Первая Мировая война. Однако правда в том, что пропаганда не нова и не современна.

Пропаганда в древности

В древней азиатской цивилизации, предшествовавшей возвышению Афин как великого центра человеческой культуры, массы людей жили под властью деспотизма, и у них не было каналов или методов, которые они могли бы использовать для формулирования или выражения своих чувств и желаний как группы. Однако в Афинах греки, составлявшие класс граждан, осознавали свои интересы как группы и были хорошо осведомлены о проблемах и делах города-государства, к которому они принадлежали. Разногласия по религиозным и политическим вопросам породили пропаганду и контрпропаганду. Сильные духом афиняне, хотя и не имели таких инструментов, как газета, радио и телевидение, могли использовать другие мощные средства пропаганды, чтобы формировать определенное отношение и мнение.

У греков были игры, театр, собрания, суды и религиозные праздники, что давало возможность для пропаганды идей и верований. Греческие драматурги использовали драму в своих политических, социальных и нравственных учениях. Другим эффективным инструментом для выдвижения точек зрения было ораторское искусство, в котором греки весьма преуспели. И хотя печатных станков не было, в греческом мире распространялись рукописные книги, пытаясь сформировать и контролировать мнение людей.

С тех пор всякий раз, когда какое-либо общество имело общие знания и чувство общих интересов, оно прибегало к пропаганде. И уже в шестнадцатом веке народы использовали методы, чем-то напоминающие методы современной пропаганды.

Роль пропаганды в церкви


Фото: Giuseppe Lami/EPA

В средние века и в более поздние исторические периоды вплоть до наших дней пропаганда постоянно велась. Без нее не обходился ни один народ. Конфликт между королями и парламентом в Англии был исторической борьбой, в которой участвовала пропаганда. Пропаганда была одним из средств движения за независимость Америки, а также во время Французской революции.


Фото: Getty Images

Первая мировая война продемонстрировала силу пропаганды. И фашизм, и коммунизм в послевоенные годы были центрами интенсивной революционной пропаганды. После захвата власти и фашисты, и коммунисты стремились распространить свою власть за пределы своих национальных границ с помощью пропаганды.

Современное понятие пропаганды

Современное развитие политики стало еще одним стимулом для пропаганды. Пропаганда как продвижение - необходимая часть политических кампаний в демократических странах. Действующие политические лидеры обязательно должны объяснять и оправдывать свои действия электорату. Премьер-министры, президенты, члены кабинета министров, главы департаментов, законодатели и другие должностные лица обращаются к гражданам сообщества и нации, чтобы сделать свою политику широко понятной и добиться ее признания населением.

В 21-ом веке пропаганда остается широко распространенной при диктаторских, авторитарных и тоталитарных режимах. В странах с таким режимом большинство теле-радио и печатных СМИ располагаются во владении государства. Свобода слова находится на очень низком уровне, а представители немногочисленных свободных средств массовой информации вынуждены жить при постоянных репрессиях.

Однако с распространением современных технологий способ получения информации для людей изменился. Интернет дал доступ к информации, которой нет на государственных телеканалах и в печатных СМИ. И таким режимам становится все сложнее и сложнее заставлять своих граждан верить в ту информацию, которую они пытаются транслировать.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте актуальную информацию из мира новостей еще быстрее.

Читайте также: