Пролеткульт в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Петрограда – Ленинграда 1920-х гг.

Время проходит, но сказанное слово остается.
Л. Толстой

Пролеткульт

Пролеткульт очень быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои отделения в ряде городов. К лету 1919 г. было около 100 организаций на местах. По данным 1920 г., в рядах всего насчитывалось около 80 тыс. человек, были охвачены значительные слои рабочих, издавалось 20 журналов.

Группа работников Пролеткульта.
Дата съемки: нач. 1920-х гг. Место съемки: Петроград.
Автор съемки: Фотография Петросовета.
(ЦГАКФФД СПб)

Группа работников Пролеткульта.
Дата съемки: нач. 1920-х гг. Место съемки: Петроград.
Автор съемки: Фотография Петросовета.
(ЦГАКФФД СПб)

Группа работников Пролеткульта.
Дата съемки: нач. 1920-х гг. Место съемки: Петроград.
Автор съемки: Фотография Петросовета.
(ЦГАКФФД СПб)

Группа работников Пролеткульта.
Дата съемки: нач. 1920-х гг. Место съемки: Петроград.
Автор съемки: Фотография Петросовета.
(ЦГАКФФД СПб)

Ох­ва­тыва­ли про­ле­тар­скую са­мо­дея­тель­ность в раз­ных об­лас­тях искусства, в осо­бен­но­сти в литературе и те­ат­ре. На пер­вом съез­де [16 (29) – 19 октября (1 ноября) 1917 года] бы­ли объ­е­ди­не­ны во Все­рос­сий­ский пролеткульт.

Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зо­ва­лись по­эты А.К. Гас­тев, В.В. Ка­зин, В.Т. Ки­рил­лов, М.П. Ге­ра­си­мов, В.Д. Алек­сан­д­ров­ский, Н.Г. По­ле­та­ев, основными те­ма­ми по­эзии ко­то­рых ста­ли про­слав­ле­ние про­ле­та­рия-твор­ца, кол­лек­тив­но­го тру­да, ми­ро­вой ре­во­лю­ции.




Такая позиция находила отклик в общественном сознании революционной эпохи. Суть в том, что многие современники были склонны мыслить революцию и последовавшие исторические катаклизмы не как социальные преобразования, направленные на улучшение жизни победившего пролетариата и вместе с ним подавляющего большинства народа (такова была идеология оправдания революционного насилия и красного террора). Революция мыслилась как смена эсхатологического масштаба, как мировая метаморфоза, разворачивающаяся не только на земле, но и в космосе. Переустройству подлежит все – даже физические контуры мира. В таких представлениях пролетариат наделялся некой новой мистической ролью – мессии, преобразователя мира в космическом масштабе. Социальная революция мыслилась лишь как первая ступень, открывающая путь пролетариату к коренному пересозданию насущного бытия, включая его физические константы. Именно поэтому столь значительное место в поэзии и изобразительном искусстве Пролеткульта занимают космические мистерии и утопии, связанные с мыслью о преображении планет Солнечной системы и освоении галактических пространств. Представления о пролетариате как о новом мессии характеризовали иллюзорно-утопическое сознание творцов революции в начале 20-х годов.

Где же тогда истина? Ведь у каждого свой опыт, следовательно, каждый из нас видит мир по-своему, упорядочивая его иначе, чем другой. Следовательно, объективной истины не существует, и наши представления о мире весьма субъективны и не могут соответствовать действительности хаоса, в котором мы пребываем. Важнейшая философская категория истины у Богданованаполнялась релятивистским смыслом, становилась производной от опыта человека. Гносеологический принцип релятивности (относительности) познания абсолютизировался, что ставило под сомнение факт существования истины, независимой от познающего, от его опыта, взгляда на мир.

Трудно не согласиться с подобной трактовкой практической деятельности Пролеткульта в первые годы советской власти. Однако ликвидация Пролеткульта как самостоятельной организации и подчинение его государству имело и другую причину: подчинение литературы и культуры государственному контролю.

Такая позиция находила отклик в общественном сознании революционной эпохи. Суть в том, что многие современники были склонны мыслить революцию и последовавшие исторические катаклизмы не как социальные преобразования, направленные на улучшение жизни победившего пролетариата и вместе с ним подавляющего большинства народа (такова была идеология оправдания революционного насилия и красного террора). Революция мыслилась как смена эсхатологического масштаба, как мировая метаморфоза, разворачивающаяся не только на земле, но и в космосе. Переустройству подлежит все – даже физические контуры мира. В таких представлениях пролетариат наделялся некой новой мистической ролью – мессии, преобразователя мира в космическом масштабе. Социальная революция мыслилась лишь как первая ступень, открывающая путь пролетариату к коренному пересозданию насущного бытия, включая его физические константы. Именно поэтому столь значительное место в поэзии и изобразительном искусстве Пролеткульта занимают космические мистерии и утопии, связанные с мыслью о преображении планет Солнечной системы и освоении галактических пространств. Представления о пролетариате как о новом мессии характеризовали иллюзорно-утопическое сознание творцов революции в начале 20-х годов.

Где же тогда истина? Ведь у каждого свой опыт, следовательно, каждый из нас видит мир по-своему, упорядочивая его иначе, чем другой. Следовательно, объективной истины не существует, и наши представления о мире весьма субъективны и не могут соответствовать действительности хаоса, в котором мы пребываем. Важнейшая философская категория истины у Богданованаполнялась релятивистским смыслом, становилась производной от опыта человека. Гносеологический принцип релятивности (относительности) познания абсолютизировался, что ставило под сомнение факт существования истины, независимой от познающего, от его опыта, взгляда на мир.

Трудно не согласиться с подобной трактовкой практической деятельности Пролеткульта в первые годы советской власти. Однако ликвидация Пролеткульта как самостоятельной организации и подчинение его государству имело и другую причину: подчинение литературы и культуры государственному контролю.

5-9 июня 1918 года опять-таки в Петрограде проходила вторая общегородская конференция пролеткультов. Эта конференция подтвердила, что пролетарская культура может строиться только самостоятельными усилиями пролетариата.

Окончательно пролеткульт оформился в сентябре 1918 года, когда по инициативе оргбюро была созвана первая всероссийская конференция пролеткультовских организаций. Конференция состоялась 15-19 сентября 1918 года. Она провозгласила, что новая пролетарская культура будет создаваться лишь усилиями рабочих, единственных носителей и выразителей пролетарской идеологии. Весьма явно прозвучал призыв к автономии Пролеткульта, к независимому от государственных органов положению.

В ЦК Пролеткульта были избраны П. Лебедев-Полянский, Ф. Калинин, А. Маширов, В. Игнатов, В. Файдыш, А. Богданов и другие.

Кроме того, на конференции был принят устав Всероссийского совета пролеткультов, который состоял из 15 членов, 8 кандидатов, и по одному представителю от губернских пролеткультов, ВЦИК, ЦК РКП(б), ВЦСПС, наркомпроса, комсомола, Красной Армии и Флота, Совета рабочей кооперации.
Активными деятелями Пролеткульта были: А. Луначарский, А. Богданов, Ф. Калинин, В. Полянский, Ст. Кривцов, В. Плетнев, П. Керженцев, Н. Маширов-Самобытник, Н. Лукин, В. Игнатов. В организацию входили лучшие пролетарские поэты и писатели: Александровский, П. Бессалько, Герасимов, Кириллов, Маширов-Самобытник, Обрадович, Поморский, Садофьев, Санников.

Так как у Пролеткульта не было закрепленного членства, невозможно дать социальную характеристику его членам.

Пролеткульт активно занимался вопросами науки и искусства — литературой, музыкой, живописью, театром, рабочими клубами. Однако литературно-творческие вопросы были главными для организации. В университетах, рабочих студиях, организованных Пролеткультом, нашла воплощение идея о принципах пролетарской культуры и науки, главным образом как их понимал А. Богданов.

Пролеткульт имел свои организации в ряде провинциальных городов. К лету 1919 года было около 100 провинциальных Пролеткультов. По данным 1920 года в организации насчитывалось около 80 000 студийцев, работой Пролеткульта были охвачены значительные слои рабочих.

Все вопросы, вокруг которых развернулась дискуссия во всех видах искусств на рубеже 1920-1930 годов, были поставлены теоретиками Пролеткульта при самом его рождении в 1917 году.

Пролеткульт ставил вопрос об отношении пролетариата к культурному наследству, призывал к критическому усвоению и переработке ценностей прошлых эпох. Пролеткульт отгораживался от всяких традиций, преемственности, от наследства, требовал от писателей отказа от изображения индивидуальных чувств и судеб, а сами произведения призывал создавать коллективным методом. Он проповедовал идеи автономии и коллективизма, утверждая, что личность автора – это не более, чем отрыжка индивидуалистического подхода к искусству.

Создать единый фронт революционного искусства пролеткультовцы однако не смогли, так как игнорировали роль трудового крестьянства и интеллигенции. Лишь лефовцы активно участвовали в Московской организации Пролеткульта, пользовались большой поддержкой, печатались в ее журналах (Б. Арватов, С. Третьяков, Н. Чужак). В самой организации Пролеткульта по ряду принципиальных вопросов идеологического единства не было.

Постепенно Пролеткульт начал узурпировать право выносить суждения о ценности того или иного произведения. Получалась парадоксальная ситуация – борясь за пролетарскую культуру и поддерживая партию и правительство, пролеткультовцы всячески стимулировали сопротивление интеллигенции культурной политике большевиков.

В 1922 году деятельность Пролеткульта стала замирать. В условиях дальнейшего углубления культурной революции в стране Пролеткульт постепенно распадался, уступая место новым формам организации творческой деятельности.

Интересно, что претендуя на независимость от государства, Пролеткульт намеревался существовать на государственные субсидии, правда, все пролеткульты на местах должны были согласно уставу стремиться существовать за свой счет.

10 января 1923 года ЦК Пролеткульта обратился в ЦК РКП(б) с докладной запиской, в которой, признавая уменьшение численности своих организаций до 50, просил утвердить им тысячу штатных работников и отпустить 105 тысяч рублей золотом [iii] .

К 1927 году осталось только шесть ячеек Пролеткульта в РСФСР (в Москве, Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Рыбинске, Саратове, Свердловске), да по две-три в республиках. Они влачили жалкое существование, а их деятельность сводилась, главным образом, к театральным постановкам. При этом на 700 творческих работников в Пролеткульте приходилось 156 руководителей и хозяйственников [v] .

В течение всех девяти лет своего существования Пролеткульт получал субсидии от государства, а в последние годы ежегодная дотация от наркомпроса РСФСР составляла 100 тысяч рублей. И если в первые годы Пролеткульт довольно много делал как культурно-просветительская организация, то в позднее он выродился в рядовое учреждение. Он утратил все признаки общественной организации, так как его ЦК не переизбиралось в течение долгого времени, собственной социальной базы у него не было, так же как и строгого членства.

Помощь государства Пролеткульту через специальный отдел наркомпроса в первые годы советской власти была закономерна. Государственные органы и профсоюзы в тот период еще не окрепли и имели мало возможностей заниматься культурно-просветительской работой. Позднее, когда соответствующие структуры появились и набрались сил, потребность в Пролеткульте отпала.

Библиография

[i] Вопросы истории КПСС. – 1958. - №1. – С. 38.

[ii] Цит. по: Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Художественная литература, 1984. С. 28.

[iii] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 131.

[iv] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 131.

[v] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 133.

Читайте также: