Пролетариат при александре 3 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тринадцатилетний период правления Александра 3 стал для истории России не менее важным, чем период правления его отца – Александра 2. В отличие от своего отца, Александр III был совсем не либеральных взглядов. Период его царствования характеризуется как эпоха консерватизма и возврата к полному самодержавию.

Начало правления

Александр 3 был мало похож на своего родителя не только в политических взглядах. С самого детства он отличался небывалой силой и высоким ростом. Его современники говорят, что уже в юношестве он легко мог согнуть монету всего двумя пальцами.

Новому императору были чужды идеи отца, он был категорически несогласен с принятыми реформами. В них он видел причину несчастий русского народа, рост бюрократии, попытку подражания западной модели развития. Ему были чужды идеи либерализма и интеллигенция. Он видел Россию как консервативное самодержавное государство, придерживающееся старого уклада жизни, разделяющим православные ценности. Боясь повторить судьбу Александра 2, император почти не жил в столице и редко посещал Зимний Дворец.


Особенности правления

В начале правления Александра III в правительстве началась самая настоящая борьба между либералами и консерваторами, которая в итоге завершилась принятием манифеста о незыблемости самодержавия. Это стало причиной отставки многих либерально настроенных министров, которые рассчитывали продолжить развитие страны по пути, предложенным прежним государем.

Также это было время так называемой реакции, поскольку император вел беспощадную борьбу с революционерами всех мастей.

Основные события

Также в 1881 году был восстановлен Союз трех императоров. Это специальное соглашение между руководителями России, Германии и Австро-Венгрии, которое было прервано войной с Османской империей в 1877 году.

1882 год стал годом принятия Временных правил печати, которые устанавливали цензурные ограничения.

В целом, за исключением контрреформ, период правления Александра 3 был спокойным.

Контрреформы

Убийство Александра 2 стало тяжелым ударом для всего российского общества. Консервативная ее часть винила во всех бедах именно либеральные реформы, считая, что Россия не должна идти по западному пути развития. Самыми знаковыми реформами той эпохи стали следующие:

  • Пересмотр Крестьянской реформы. Правительство и император считали, что основное сословие, которому стоит помогать – дворяне. По мнению властей, они были в наихудшем положении после отмены крепостного права. Для их поддержки был учрежден специальный банк. Изменились условия передачи и продажи земель, что осложнило жизнь крестьян.
  • Образование. Контроль над учебными заведениями вернулся государству. Детям представителей низших сословий путь в школы был фактически закрыт.
  • Судебная система. Понизилась роль мировых судей и суда присяжных. Сам процесс судопроизводства стал более бюрократичным.

Итоги правления

Возврат к самодержавию смог ненадолго подавить революционные настроения в России. В разы уменьшилось число протестных выступлений и террористических актов. Но, к сожалению, неожиданная кончина императора ослабила власть и спустя 23 года новый самодержец Николай 2 был свергнут.

Александр уделял большое внимание крестьянам, и кабинет министров Александра III активно занимался крестьянским вопросом. В 1883 г. крестьяне стали получать паспорта, благодаря чему у них появилась возможность свободного передвижения, в том числе и переселения в города. Те, кто был побогаче, становились предпринимателями, бедные шли работать на фабрики и заводы, пополняя класс рабочих.

К концу XIX в. численность рабочих составляла около 3 млн. человек. Количество рабочих росло в основном за счет крестьян.

По улучшению быта рабочих предпринимались некоторые меры. 2 июня 1882 г. был принят закон об ограничении времени рабочего дня для малолетних работников. Для надзора за выполнением этого закона на фабриках ввели особую инспекцию. Но принимаемых мер оказалось недостаточно. Рабочий день на фабриках достигал 14 — 15 часов. Зарплата в России была намного ниже, чем в Европе и тем более в США. Обычным явлением был отпуск продовольствия в кредит в фабричных лавках, так как зарплату часто задерживали. Цены же в лавках были завышены.

Рабочие жили в заводских казармах, которые делились на отдельные каморки для семейного проживания. Иногда в одной каморке жили и по две семьи. Высококвалифицированным рабочим зарплата позволяла снять квартиру и даже купить домик.

Накопившееся недовольство, усиленное оседавшими в городе крестьянами, выливалось в забастовки. В 1880 г. произошла забастовка на мануфактуре купцов Хлудовых в Смоленской губернии. Забастовку подавили вызванные войска. Волнения были и в Московской губернии, и в Петербурге.

В июне 1884 г. вышел закон о школьном обучении детей, работающих на фабриках, а в следующем году закон о запрещении ночной работы женщин и детей.

1885 г. ознаменовался Морозовской стачкой. Толпа ткачей громила квартиры директора и некоторых мастеров и продовольственную лавку. Рабочие требовали повышения зарплаты и уменьшения штрафов. В результате предводитель ткач Волков был арестован, многих рабочих выслали в их деревни.

В 1886 г. был принят закон, согласно которому участие в забастовке каралось арестом сроком до месяца, но и взимать штрафы выше установленного размера на предприятиях запрещалось.

Волнения рабочих утихли с наступлением промышленного подъема в 1893 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел первый. О ПРАВАХ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Раздел первый. О ПРАВАХ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Глава первая О правах личных и по состоянию21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем

Положение родителей

Положение родителей Дети обязаны содержать родителей в старости. Но не всегда старики спокойно проводили свою старость, не думая о куске

57. Как готовить на кухнях, в пекарнях и в рабочих избах и как в сготовленном разобраться

57. Как готовить на кухнях, в пекарнях и в рабочих избах и как в сготовленном разобраться А в кухнях, в пекарнях и в рабочих избах гуща, барда и отруби всякие, и капустные кочерыжки и хряпа, листья свекольные и от репы, отбросы, бражная и винная гуща, и кисельные отжимки, а на

Быт крестьян глазами иностранцев

Социальное положение

Социальное положение Ульрико из большого семейного клана Аосталли[248] пользовался большим успехом и спросом в различных областях. Его удачная профессиональная карьера показательна для пути многих итальянских архитекторов, работавших в Богемии. Вероятно, Аосталли

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Россия во второй половине XIX в. Тема урока: Положение основных слоев о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Россия во второй половине XIX в. Тема урока: Положение основных слоев о.

Тема: Россия во второй половине XIX в. Тема урока: Положение основных слоев общества История 8 класс МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Гудзишевская Н.В.

Домашнее задание § 32-33

Домашнее задание § 32-33

План: 1. Социальная структура пореформенного общества. 2. Характеристика осно.

План: 1. Социальная структура пореформенного общества. 2. Характеристика основных сословий и классов: 2.1. крестьянство 2.2. дворянство 2.3. буржуазия 2.4. пролетариат 2.5. духовенство 2.6. интеллигенция 2.7. казачество.

1. Социальная структура пореформенного общества.

1. Социальная структура пореформенного общества.

? Вспомните, что такое сословие? Можно ли использовать сословную структуру дл.

? Вспомните, что такое сословие? Можно ли использовать сословную структуру для характеристики российского общества конца XIX в.?

Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других экономическим.

Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других экономическим положением.

Социальная структура российского общества (классовый критерий) Буржуазия Прол.

Социальная структура российского общества (классовый критерий) Буржуазия Пролетариат Помещики Крестьяне Классы капиталистического общества Классы феодального общества

2. Характеристика основных сословий и классов. Задание: с.224 – 235. Выяснить.

2. Характеристика основных сословий и классов. Задание: с.224 – 235. Выяснить, какие изменения произошли в положении основных сословий и классов, выводы записать в таблице. Сделать общий вывод о причинах перемен.

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство Дворянство Бур.

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство Дворянство Буржуазия Пролетариат Духовенство Интеллигенция Казачество

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство усиление рассл.

Изменения в положении основных сословий и классов Крестьянство усиление расслоения увеличение бедных (безлошад-ных) крестьян усиление потребности в деньгах вовлекло крестьян в рыночные отношения появление крестьян, желавших освободитьсяот общины подрыв общинных устоев усиление роли женщин в хозяйственной жизни и самоуправлении привели к падению нравственности

Дворянство усиление расслоения дворянства ослабление политическогополо-жения.

Дворянство усиление расслоения дворянства ослабление политическогополо-жения потеря большей части дворян связи с землей утрата экономическихпреиму-ществ включение части дворян в предпринимательство, часть пополнила ряды интеллигенции

Буржуазия рост численности усиление роли в жизни страны установление связей с.

Буржуазия рост численности усиление роли в жизни страны установление связей с чиновничеством распространение меценатства

Пролетариат пополнение за счет выходцев из деревни многонациональный состав к.

Пролетариат пополнение за счет выходцев из деревни многонациональный состав концентрация пролетариата на крупных предприятиях обострение борьбы рабочих за свои права

Духовенство улучшение материальногополо-жения: введение государственного жало.

Духовенство улучшение материальногополо-жения: введение государственного жалования и пенсий по старости право выпускников семинарий поступать в университеты разрушение сословныхперего-родок, обновление духовенства

Интеллигенция пополнение интеллигенции за счет разночинцев высшееобразование.

Интеллигенция пополнение интеллигенции за счет разночинцев высшееобразование не гарантировало повышение материального и общественного положения рост антиправительственных настроений

Казачество закрепление общинного землевладения развитие торгового земледелия.

Казачество закрепление общинного землевладения развитие торгового земледелия,сдачи земли в аренду, занятие огородничеством, табаководством, виноградарством и виноделием развитие коневодства

? Каковы причины перемен? Какая социальная группа подверглась самым заметным.

? Каковы причины перемен? Какая социальная группа подверглась самым заметным переменам? Какая группа менее всего претерпела перемены?

Краткое описание документа:

Цель урока "Положение основных слоев общества" - выяснить, какие изменения произошли в социальной структуре России после либеральных реформ середины XIX века и начала промышленного переворота. Учащиеся знакомятся с "пирамидой" сословий России и схемой классового социального устройства; в ходе самостоятельной работы выясняют, какие изменения произошли в положении основных сословий и классов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 359 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.05.2018 7755
  • PPTX 447.5 кбайт
  • 100 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гудзишевская Нина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В марте 1881 г. после убийства Александра II на трон Российской империи взошёл Александр III.

Придя к власти новый император ограничивает влияние главных сторонников либерализма. Отказывается принимать разработанную ими Конституцию. Делает упор на консервативное правление.

Вышедший в 1881 г. Манифест о незыблемости самодержавия — руководство, которому Александр III останется верен до конца.
Это было неспокойное время: революционные настроения в Европе, рост вольнодумства среди студенчества и интеллигенции, ослабление позиций дворянства.

Поклонник идей западного мира, Александр II провёл ряд либеральных реформ. Большинство из них его сын считал неэффективными, а некоторые вредными для страны. Он кардинально меняет вектор предшественника.

Изменения, вносимые в государственную систему Александром III получили хлёсткое название контрреформ.

Крестьянский вопрос.

Начал Александр III с аграрной сферы, где видел массу проблем:

 Непосильные откупные платежи.
 Высокая подушная подать.
 Слабость общины.

Для прогресса в сельском хозяйстве требовались перемены.

Начиная с 28 декабря 1881 г. уменьшаются выкупные платежи, понижается подушная подать.
В 1882 г. создаётся Крестьянский банк. Займы на покупку земли выдавались под минимальный процент. Это стимулировало земледельцев, вело к развитию отрасли.
Но вместе с тем урезаются права: свобода передвижения и выбор занятия.

Перемены для рабочего класса.

Не устраивало царя законодательство для стремительно растущего пролетарского класса. Вносится ряд нововведений:

 Запрет на труд детей младше 12 лет, ограничение рабочего дня восьмью часами для 12-15 -летних.
 Запрещение ночного труда женщин и несовершеннолетних.
 Уменьшение размеров штрафов, удерживаемых промышленниками.
 Введение первых трудовых книжек.
 Ужесточение санкции по отношению к участвующим в стачках.
 Образование фабричной инспекции для урегулирования.

Реформа высшего и среднего образования.

Местом распространения свободолюбивых идей всегда считались университеты.
С 1884 г. Александр III лишает эти заведения первых ростков демократии. Руководство университетов больше не избирается, а назначается министерством. Усиливается контроль за учебными планами и студентами.

Земская и городская контрреформы.

С 1889 г. в России появляются земские начальники из кандидатур дворян. Назначал их министр внутренних дел. По сути это был полицейско-административный контроль над крестьянами.

С 1892 г. повышается имущественный ценз для избирателей. Все постановления Думы принимались с согласия губернатора. Городское правление осуществлялось правительством.

Оба положения возвращали утраченные позиции дворян, укрепляли вертикаль власти.

Борьба с вольнодумством.

Ужесточается цензура. Ряд либеральных и все радикальные издания прекращают существование.

Национально-религиозная политика.

В основе религиозной и национальной политики Александра III лежали принципы: православие, самодержавие, народность.
Русская нация создавалась с опорой на православную церковь. Окраины империи русифицировались. Одновременно шла борьба с сектантством. Например, буддистам запрещали строить храмы, евреям селиться в крупных городах, полякам занимать управленческие должности.

Военная реформа.

При Александре III была улучшена обороноспособность империи, укреплялись приграничные территории, создавались новые военные единицы. Большие средства вкладывались в перевооружение армии.

Делая упор на армию и флот, Александр III за 13 лет своего правления не провёл ни одной войны.

Он вошёл в историю, как царь-миротворец, для которого главными были интересы России.

Многие изменения для страны были важны и полезны, многие до сих пор вызывают споры и осуждение.

Читайте также: