Прокуратура адвокатура нотариат кратко

Обновлено: 04.07.2024

Каждое государство должно заботиться о правопорядке и стабильности в социуме, обеспечивать гражданам безопасность, защищать свой народ. Населению страны важно чтобы государство, с помощью закона, предотвращало преступления и правонарушения, наказывало нарушителей общественного порядка. Такие значимые задачи выполняют правоохранительные органы. Без их деятельности людям было бы страшно выходить на улицу, под угрозой была бы не только безопасность отельной личности, но и всего государства. Какие службы относят к правоохранительным органам, какие задачи на них возложены - ответы на эти вопросы вы найдете в данном уроке.

План урока:

Трудно представить себе страну, в которой не существовало бы системы контроля над соблюдением законов. В таком обществе царила бы вседозволенность, процветала бы преступность, государство не могло бы защитить права и свободы собственных граждан. Поэтому, в любом государстве существует сложная система правоохранительных органов.

Правоохранительные органы и их функции в обществе

Правоохранительные органы- это совокупность государственных и негосударственных органов, выполняющих охрану правопорядка в обществе на основании закона. На осуществление правоохранительной деятельности правоохранительные органы уполномочены государством, они обладают всеми необходимыми средствами и ресурсами для выполнения своих прямых обязанностей.

В каждой стране существуют как государственные, так и негосударственные правоохранительные органы. В России к государственным правоохранительным органам относят:

  1. Федеральную Службу Безопасности – защищает государство от государственных угроз, представляющих особую общественную опасность преступлений.
  2. Полицию - обеспечивает выявление и предупреждение различного рода правонарушений, осуществляет поиск преступников.
  3. Суды – гарантируют свершение в обществе правосудия, позволяют гражданам получить судебную защиту их прав.
  4. Органы прокуратурыи адвокатуру - органы обвинения и защиты в судебном процессе, следящие за соблюдением законов, справедливостью в расследовании правонарушений.
  5. Таможенную службу - контролирует ввоз и вывоз через государственную границу различных материальных ценностей.
  6. Нотариат-обеспечивает законность заключения юридических сделок.

Негосударственными правоохранительными органами являются частная адвокатура, детективные и охранные службы. Нотариат может относиться как к государственным, так и к негосударственным правоохранительным органам (в случае если это частная нотариальная контора).

Каждый из видов правоохранительных органов выполняет в социуме свои функции, осуществляет свою деятельность, владеет теми или иными инструментами для выполнения возложенных государством задач. Но в целом, основными функциями правоохранительных органов являются:

  • Восстановление нарушенных прав.
  • Поиск правонарушителей, назначение и исполнение для них заслуженного наказания.
  • Обеспечение государственной безопасности.
  • Обеспечение безопасности граждан.
  • Обнаружение и предотвращение правонарушений.
  • Борьба с преступностью.
  • Создание условий, обеспечивающих правовой порядок и стабильность в социуме.

Полиция, ее права и обязанности в обществе

Полиция – это государственный правоохранительный орган, организующий предотвращение, расследование и пресечение правонарушений. В отдел полиции является одним из самых больших правоохранительных органов, по численности сотрудников.

В первую очередь, сотрудники полиции обязаны:

Чтобы реализовывать всю вышеперечисленную деятельность, сотрудникам полиции нужны особые полномочия. Поэтому, сотрудник полиции имеет право добиваться от граждан прекращения противозаконных действий, и даже применять к ним силу, в случае отказа подчиняться. Кроме того, сотрудники полиции могут требовать у подозрительных граждан документы, для проверки и подтверждения их личности (например, у людей, подходящих под описание разыскиваемого преступника, без вести пропавшего человека).

Граждане должны знать, какие имеет права каждый человек при задержании полицией:

В древнейшие времена все споры между людьми разрешал единоличный правитель, он же назначал наказание провинившимся,устанавливая, таким образом, справедливость в стране. Однако со временем, практически во всех государствах мира, сложились специальные органы по свершению правосудия, разбирающие различные споры людей и выносящие им наказание – суды. Сегодня любые граждане или организации имеют право обратиться в суд, в случае нарушения их прав, законных интересов.

Пример. Гражданка Анастасия Полтавченко подала заявление в суд на своего бывшего мужа о неуплате алиментов. Она имела на это полное право, так как их общий сын - Даниил Полтавченко еще не достиг совершеннолетия. Если бы Даниил был совершеннолетним, у Анастасии Полтавченко суд не принял бы заявление, так как право получать алименты есть только у матери несовершеннолетнего ребенка.

Современные судебные системы разных стран существенно отличаются между собой, однако цель у них одна - обеспечение защиты гражданских прав, вынесение справедливого наказания правонарушителям.

Судебная система России включает в себя Конституционные суды и суды общей юрисдикции. Конституционные суды занимаются исключительно вопросами толкования высшего закона государства – Конституции и связанными с ней всевозможными спорами. Суды общей юрисдикции разбирают вопросы нарушения прав человека. В них рассматриваются административные, уголовные и гражданские дела. Постановление суда может быть обжаловано в Верховном суде, который является высшим судебным органом в России.

Прокуратура и адвокатура

К правоохранительным органам относятся так же прокуратура и адвокатура. Прокуратура является органом государственной власти, она следит за соблюдением правовых норм,принимает жалобы о нарушении прав человека, неправомерных действиях и превышениях полномочий должностных лиц, сотрудников правоохранительных органов. Прокурор присутствует на судебном заседании и выносит от имени государства обвинение человеку, подозреваемому в совершении правонарушения. Если его невиновность будет доказана, органы прокуратуры должны будут снять все обвинения.

Адвокатура предоставляет гражданам различные виды юридической помощи: консультирование по правовым вопросам, помощь в составлении различных правовых документов, защиту обвиняемого в суде. Деятельность адвокатуры всегда остается востребованной, так как большинство людей не знают всех законов государства, не умеют правильно читать и толковать их.

Это интересно! Одним из самых знаменитых в мире адвокатов стал Федор Никифорович Плевако - русский адвокат, живший в дореволюционной России. Он оказывал юридическую помощь людям, независимо от их сословия и наличия возможности оплатить его услуги. Иногда Федор Никифорович даже оплачивал судебные расходы своих бедных клиентов из собственного кармана. Федор Плевако был непревзойденным оратором, умел внушать сострадание стороне обвинения, благодаря чему выиграл более 200 судебных процессов. Его речи были настолько интересны, логически выстроены и впечатляющи, что суд не мог вместить всех желающих послушать его выступления на судебных процессах.

В права и обязанности адвокатуры входит:

  1. Представление интересов и защита обвиняемого в суде.
  2. Предоставление клиентам правовой помощи, в виде юридической консультации.
  3. Право на общение со своим клиентом наедине, без свидетелей, даже если он пребывает в тюрьме, находится под стражей.
  4. Право адвоката на получение достоверной информации (из различного рода организаций, органов государственной власти), которая может потребоваться ему для представления интересов клиента в ходе судебного процесса.

Роль адвокатуры в защите прав человека очень велика. От профессионализма адвоката во многом зависит исход судебного процесса, строгость выносимого приговора, возможность снятия обвинений с подозреваемого.

Федеральная Служба Безопасности

ФСБ (Федеральная Служба Безопасности) является особым правоохранительным органом в России, который занимается деятельностью, обеспечивающей безопасность государства. В обязанности ФСБ входят:

  • Борьба с особо опасной для общества деятельностью (терроризмом, сбытом и хранением наркотиков, преступлениями должностных лиц, незаконной продажей оружия).
  • Добыча и обработка секретной информации (разведка), выявление и пресечение шпионажа (похищения засекреченных сведений).
  • Защита государственных границ, несение пограничной службы.

Большинство действий ФСБ засекречены, ФСБ имеет право не разглашать информацию по проведению важных операций, таких например, как контртеррористические операции.

Нотариат

Преподнося в дар квартиру, выдавая доверенность на управление автомобилем, указывая список наследников в завещании - люди хотят быть уверенными, что подписанные ими документы будут иметь законную силу. Придать документу силу закона позволяют органы нотариата.

Нотариат относится к правоохранительным органам, так как позволяет в письменной форме закрепить права граждан, предотвратить в дальнейшем возможность для нарушения этих прав.

Пример. Гражданка Олеся Петрова завещала свою квартиру по наследству племяннице. После смерти Олеси ее сестра захотела выгнать племянницу умершей и самой вселиться в ее квартиру. Однако согласно составленному Олесей завещанию, квартира теперь переходила в собственность племянницы, и сестра была вынуждена отказаться от своих незаконных намерений.

Таким образом, деятельность нотариата позволяет обрести законную силу сделке, договору, письменному волеизъявлению человека.

Прокуратура — особая система органов. Должностные лица.этих органов —прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществление прокурорской деятельности недопустимо.

Систему прокуратуры трудно отнести к какой-либо из ветвей власти известной триады: законодательной, исполнительной или судебной. Некоторые исследователи считают, что прокуратура находится вне ветвей власти, другие утверждают, что это особая часть исполнительной власти, третьи называют органы прокуратуры составной частью рассредоточенной контрольной власти, возникшей в дополнение к указанным трем в современных условиях. Существуют и иные точки зрения.

Согласно Конституции РФ, прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Ее единство обеспечивается особым порядком формирования, подчиненности и деятельности. Федеральный характер прокуратуры выражается в том, что она является системой органов Федерации, субъекты РФ собственных- органов прокуратуры не имеют, централизованный характер связан с . особым порядком назначения и подчиненности органов прокуратуры: все прокуроры назначаются Генеральным прокурором и ему, а также вышестоящим прокурорам, подчинены.

Систему прокуратуры возглавляет ^ Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ на пять лет. Отстраняет от должности Генерального прокурора также Совет Федерации по представлению Президента РФ. Президент не может уволить Генерального прокурора, но на практике временно приостанавливал его полномочия (в 1999 г.). Совет Федерации назначает и отстраняет по предложению Генерального прокурора его заместителей.

^ Прокуроры субъектов РФ назначаются сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ, но в соответствии со ст. 129 Конституции РФ они должны назначаться по согласованию с соответствующими субъектами. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур (например, военных, транспортных) также назначаются Генеральным прокурором РФ на пять лет и могут быть отстранены им от должности.

В Генеральной прокуратуре имеется коллегия, в состав которой входят Генеральный прокурор, его заместители, другие прокуроры, назначенные Генеральным прокурором. Коллегия — совещательный орган. Ее решения проводятся в жизнь приказом Генерального прокурора, если он согласен с этими решениями.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор, подчиненный Генеральному прокурору РФ. Он назначается на пять лет и является заместителем Генерального прокурора по должности. Свои полномочия военные прокуратуры осуществляют независимо от командования и органов военного управления.

Основы правового статуса прокуроров. Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. На должность помощников прокуроров и следователей низовых (районных, городских) прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности. При назначении на должность может быть установлен испытательный срок до шести месяцев.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры должны быть независимы от политических пристрастий. Они не могут быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления, членами общественных объединений, преследующих политические цели, принимать участие в их деятельности. В органах и учреждениях прокуратуры не могут создаваться такого рода объединения. Прокуроры не могут быть связаны решениями общественных объединений, в которых они состоят, не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, не только оплачиваемой, но и безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокуроры и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел, а также представлять их кому-либо для ознакомления (кроме случаев, установленных федеральным законом). Из этого правила сделано исключение для физических лиц, в отношении которых проводится прокурорская проверка. Конституционный Суд РФ 17 января 2000 г. постановил, что ч. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре РФ неконституционна. Прокурор не только обязан сообщить гражданину о характере и причинах производимой в отношении него прокурорской проверки, но и не вправе отказывать гражданину в ознакомлении с материалами проверки, с делом, находящимся в производстве. Однако это относится только к тем случаям, когда прокурорская проверка затрагивает права и свободы конкретного лица.

Для осуществления своих полномочий прокуроры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления. Они также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов этими органами, коммерческими и некоммерческими организациями. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и транспорта. Исключения составляют ситуации, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц или в случае задержания при совершении преступления. Любая проверка о правонарушении, совершенном прокурором или следователем, производство расследования, возбуждение уголовного, дела являются исключительной компетенцией органов прокуратуры (кроме случаев, когда прокурор или следователь застигнут на месте преступления).

Значительную часть потребностей граждан в юридическом обеспечении удовлетворяют именно нотариальные органы Российской Федерации. Причем Основы законодательства РФ о нотариате возлагают на них защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации51.

Исследуя вопрос о месте нотариата в системе органов государственного управления следует отметить, что в целом, система государственного управлениясостоит из двух больших компонентов - управляемой и управляющей подсистем, которые в свою очередь подразделяются на различные подсистемы (блоки и звенья) и элементы, отражающие универсальный характер задач и функций, осуществляемых данной системой. В управляемую со стороны органов государственной власти подсистему входят экономические, социально-культурные, внешнеполитические и внешнеэкономические блоки. В целом этогосударственно-правовые институты и органы общего управления, отраслевые и функциональные органы и структуры. В ней также выделяется подсистема,составляющая в совокупности правоохранительный блок. Это - отраслевые подсистемы в области внутренних дел, безопасности, юстиции, таможенного дела, налоговые службы, а также нотариат, адвокатура и другие правоохранительные институты.

В данном правоохранительном блоке Moiyr быть также выделены отдельные его части, имеющие в целом правоохранительный характер, но существенно отличающиеся друг от друга. Например, функциональная близость органов внутренних дел с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков являющейся, согласно Указу Президента РФ от 28 июля 2004 года № 97652 правоохранительным органом, не устраняет специфики данных подсистем правоохранительного блока.

Свои особенности имеет и подсистема, охватывающая звенья и структуры адвокатуры, регулирование статуса которой, как и нотариата, отнесено по Конституции к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Что касается нотариата и его взаимосвязей с органами исполнительной власти, то здесь необходимо, анализируя место этого института в системе государственного управления, указать следующее. В обобщенном виде можно определенно выделить в относительно обособленную подсистему совокупность нотариальных органов: государственные нотариальные конторы и государственные нотариусы; частные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой; региональные нотариальные палаты во главе с Федеральной нотариальной палатой. При этом надо учитывать взаимоотношения и взаимодействие нотариата с органами юстиции, другими органами исполнительной власти, вне связей с которыми нотариальную подсистему представить невозможно.

Природа нотариата имеет сложный характер. Если рассматривать его как определенную подсистему, то в ней можно условно выделить две специфические части - государственные нотариусы (государственный нотариат) и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частный, свободный нотариат). Этот вопрос анализировался в предыдущем параграфе, поэтому следует подчеркнуть только основной момент: нотариат в целом, как явление, институт, имеет двойственную природу, отличается наличием черт государственно-властной структуры и одновременно развитием самоуправленческих свободных начал, принципов, повышением удельного веса нотариусов, занимающихся частной практикой, появлением нотариальных палат, не являющихся государственнымструктурами.

Таким образом, в правоохранительном блоке, занимающем видное место в системе государственного управления, выделяются различные составные части, подсистемы, которые являются связующими, промежуточными звеньями между субъектами управляющей подсистемы высшего порядка и объектами управляемой подсистемы низшего порядка, то есть как бы передаточным механизмом, осуществляющим управленческое воздействие. Каждая из подсистем, в том числе и нотариальная подсистема, обладает существенной спецификой с точки зрения природы и характера, входящих в нее органов и звеньев, их места, функций и форм деятельности. Как звено системы государственного управления, нотариат:

во-первых, является ее составной частью, входя в правоохранительный блок этой системы;

во-вторых, выполняет самостоятельные функции и играет специфическую роль, будучи частью названного блока и в то же время в целом относительно самостоятельным элементом указанной системы53.

Нотариат и нотариальная деятельность в целом есть вид социальной деятельности. Данный момент очень важен, поскольку в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате этот орган призван обеспечить путем совершения нотариальных действий защиту, прежде всего, конституционных прав и других законных интересов граждан и юридических лиц.

По степени охвата населения нотариальной деятельностью с нотариатом не может сравниться ни один другой правовой институт, в том числе адвокатура54. Широта и многообразие нотариальных действий, в орбиту которых в силу наличия прямых имущественных и иных интересов и необходимости их надлежащей защиты оказываются втянутыми миллионы граждан, придают характеру нотариальной деятельности четкую социальную направленность.

В самом широком смысле нотариальная деятельность - это юридическое обслуживание всех слоев населения, которые пользуются нотариальными услугами. Более того, социальный аспект нотариата обусловлен тем, что совершение нотариальных действий является условием и предпосылкой последующего участия гражданина, юридического лица в иных правовых общественных отношениях и связях - гражданско-правовых, финансовых, административных, налоговых, банковских, таможенных и многих других. В связи с совершением нотариальных действий возникают разнообразные по характеру общественно-правовые отношения, что также является свидетельством социального характера нотариальной деятельности.

В функциональной стороне деятельности нотариата проявляется его специфика, как звена системы государственного управления. Эта особенность нотариальной деятельности отчетливо вырисовывается в процессе осуществления действий по удостоверению приобретения и отчуждения права собственности; регулирования семейных правоотношений; наследования и охраны наследственных прав; удостоверения доверенностей и свидетельст- вования верности копий документов и других направлениях нотариальной деятельности.

Все эти действия в совокупности позволяют характеризовать нотариат, как управляемую подсистему, звено системы государственного управления,служащее потребностям и интересам широчайших слоев населения, а также юридических лиц.

Правовой характер нотариата выражается в следующем:

во-первых, данный институт учреждается в правовом порядке, т.е. на основании закона;

во-вторых, статус нотариата определяется правовыми актами, которыми являются Конституция, федеральные законы, иные нормативные правовые акты. Причем в правовом порядке формируется статус не только государственного, но и частного нотариата.


В правовом государстве действуют специальные законы, которые призваны защищать людей и не допускать нарушения их прав и свобод. Для контроля соблюдения законов и наказания правонарушителей существуют правоохранительные органы. Узнаем, какими функциями они обладают и какова их роль в современном обществе.


Функции правоохранительных органов

  • охрана правопорядка;
  • борьба с преступностью;
  • создание условий, препятствующих нарушению права.

Рассмотрим, какие органы называют правоохранительными, и в чем состоят особенности их функционирования.


Полиция

К обязанностям сотрудников полиции относится:

  • прием и регистрация заявлений граждан о нарушении их прав;
  • прибытие на место совершения правонарушения;
  • пресечение правонарушений, устранение угрозы общественной безопасности;
  • оказание первой помощи пострадавшим в случае, если не может быть оказана специализированная помощь;
  • профилактика правонарушений среди молодежи;
  • пропаганда правового образа жизни, необходимости соблюдать законы.

Представители полиции могут: потребовать прекратить совершение противоправного деяния, осуществить проверку документов, удостоверяющих личность, осуществлять патруль общественных мест, населенных пунктов, доставлять граждан, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в медицинские учреждения, а также малолетних правонарушителей – в места их временного содержания, либо специализированные учреждения.

которые читают вместе с этой





К сожалению, несмотря на применяемые меры, невозможно полностью ликвидировать преступность. Некоторые люди совершают правонарушения. Поэтому в государстве существует структура, главная задача которой – разбираться в преступлениях и назначать справедливые наказания для людей, их совершивших. Она называется судебной системой.

Работа судов РФ осуществляется на основе нескольких принципов:

  • судьи независимы (подчиняться они должны исключительно Конституции РФ и федеральным законам), несменяемы и неприкосновенны;
  • равенство граждан перед законом;
  • уважение достоинства человека.

Некоторые дела могут рассматриваться с участием присяжных заседателей – группы из 12 человек от 25 до 70 лет. Часто присяжные привлекаются к решению дел по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Кроме того, в структуру правоохранительных органов включены:

  • прокуратура (осуществляет контроль и надзор за исполнением законов, представляет обвинение в суде);
  • адвокатура (не имеет властных полномочий, оказывает юридическую помощь гражданам и организациям, представляет защиту в суде);
  • нотариат (органы, удостоверяющие сделки между людьми, занимающиеся оформлением договоров, документов, наследства и так далее);

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 9 класса, мы выяснили, что правоохранительные органы – это специальные структуры, которые защищают закон, не допуская его нарушения, назначают наказание за правонарушения, тем самым охраняя правопорядок, восстанавливая справедливость и создавая условия, при которых уменьшается вероятность повторного совершения преступления. В России к правоохранительным органам относятся полиция, суд, прокуратура, адвокатура, нотариат.

Законность и правопорядок. Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвлённая.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

Правоведение. 10.doc

Список использованной литературы…………………………………. 25 стр.

Законность и правопорядок. Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвлённая. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока ещё несовершённой судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни.

Создание прокуратуры в РСФСР относится к 28 мая 1922 г., когда сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре. Данный документ содержал принципы организации и деятельности советской прокуратуры. На неё возлагался государственный надзор за законностью действий всех органов власти, учреждений, организаций и частных лиц, возбуждение уголовных дел, преследование виновных, опротестование незаконных постановлений, наблюдение за деятельностью органов дознания, поддержка обвинения в суде и т.д.

Адвокатура – это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путём консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864 г. Получив законодательное закрепление в судебных уставах, она стала новым юридическим учреждением России.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 г. нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Прокуратура

Российской прокуратуре уже более 275 лет. Её создание связано с государственными реформами Петра Великого. После образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем – прокуроров.

Основными нормативно-правовыми актами, где описана система, структура и порядок образования органов прокуратуры являются Конституция РФ (ст. 129) и Закон о прокуратуре:

  • Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
  • Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  • Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с её субъектами.
  • Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
  • Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Прокуратура осуществляет надзор. Это одно из направлений прокурорской деятельности. Кроме отраслей прокурорского надзора выделяют также другие направления деятельности прокуратуры:

  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно- территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов. В городах-столицах республик, краевых и областных центрах – образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придаётся статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно- территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:

  • прокуратуры республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • прокуратуры городов, районов.

Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру.

В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно- территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определён Генеральным прокурором РФ. Перечень особо важных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года №12-111 Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:

  • Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);
  • Организационно-контрольное управление;
  • Управление кадров;
  • Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;
  • Главное следственное управление, включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел;
  • Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;
  • Организационно-методическое управление;
  • Управление по расследованию особо важных дел;
  • Отдел по надзору за расследованием особо важных дел – на правах управления;
  • Отдел криминалистики – на правах управления;
  • Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;
  • Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;
  • Управление по делам несовершеннолетних и молодёжи;
  • Второе управление;
  • Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
  • Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
  • Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;
  • Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;
  • Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • Управление правового обеспечения;
  • Международно-правовое управление;
  • Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления);
  • Центр информации и общественных связей (на правах управления);
  • Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;
  • Отдел писем (на правах управления);
  • Приёмная (на правах управления);
  • Первый отдел (на правах управления);
  • Управление делами;
  • Управление делопроизводства;
  • Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления);
  • Отдел безопасности (на правах управления);
  • Главная военная прокуратура.

главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации – верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам новую кандидатуру.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.

Генеральный прокурор Российской Федерации несёт ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ.

Нужно отметить, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Деятельность прокуратуры строится на определённых принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности.

Читайте также: