Происхождение названия города ростов великий кратко

Обновлено: 02.07.2024

а) Ростов — город в Ярославской области, расположен на берегу озера Неро, официальное летосчисление ведёт от 862 г. С X века центр Ростово-Суздальской земли, в XI — нач. XIII веков входил во Владимиро-Суздальское княжество. В 1207—1474 годах — центр Ростовского княжества. До XVIII века лесная территория, смешанные леса: ель, сосна, дуб.

Ростовская епархия создана в 992 г., в 1390 г. архиепископство. Распространение христианства на этой территории происходило в борьбе с язычеством. Первые три епископа в период 992-1077 гг. были изгнаны язычниками. Лишь епископу Исаии (ум. 1090) удалось утвердить христианство на Ростовской земле.

В городе сосредоточены старейшие монастыри России: Спасо-Яковлевский Дмитриев XIII в., Богоявленский Авраамиев, XII в., Рождественский, XIV в., Петровский, XIII века. Факт этот сообщает о ранней монастырской колонизации и о существовании важного торгового пути; монастыри, как правило, возникали на торговых путях и сами активно занимались торговой деятельностью.

2) Этимологический словарь Макса Фасмера/Ростов

Ростов – город в бывш. Яросл. губ.; сюда же Ростов-на-Дону. Вероятно, произведено от др.-русск. имени собств. *Ростъ, сокращенного от Ростиславъ, ср. ст.-слав. Растиць (Черноризец Храбр), сербохорв. Расти; (ср. Миклошич, Bildung 92, без русск. названия).

* Прим. Имя Рост не существует, русские князья Ростиславичи не отмечены в исторических источниках в Ростовском княжестве.

3) Исторические сведения

а) Повесть временных лет (ранний список 1377 г.)

* В год 6370 (862). "И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик".

"И посади (кн. Владимир) Вышеслава в Новгороде, а Изяслава в Полотскы, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Умеръшю же стареишему Вышеславу в Новгороде, и посади Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянех, Всеволода в Володимире, Мьстислава Тмуторокане".

в) Национальный корпус русского языка

* Никоновская летопись (1362–1424 гг.) (1526-1530)

"Какъ же и что ради обнища, да скажемъ и сіе, яко чястыми хоженми ихъ со княземъ во Орду, и чястыми ратми Татарскими, еже на Русь, и чястыми послы Татарскими, и чястыми тяжкыми данми и выходы тяжкими, еже во Орду, и чястыми глады хлебными; надо всеми же сими и паче: егда бысть великаа рать Татарскаа, глаголемаа Федорчюкова Туралыкова, [е]гда же по семъ за годъ единъ и наста насилованіе много, сиречь княженіе великое Московское досталося князю великому Ивану Даниловичю, купно же достася и княженіе Ростовское къ Москве, увы! увы! тогда граду Ростову, паче же и княземъ ихъ, яко отъяся отъ нихъ власть и княженіе, и именіе, и честь и слава, и вся прочая, и потягну къ Москв;".

* Великий князь Василий Васильевич. Жалованная льготная и несудимая грамота в. кн. Вас. Васильевича Тр.-Сергиева м-ря иг. Зиновию на рыбные ловли в Ростовском оз. и на двор в Ростове (1432-1445): "Список з грамоты на Ростовское озеро. Святыя деля Троицы, се яз, князь велики Василей Васильевичь, пожаловал есми игумена Зиновья Сергиева монастыря з братьею, или хто по нем иный игумен будет: велел есми им ловити неводом в Ростовском озере всякою ловлею, да и в реках ловити да и с лучи ездити, да и двор собе купят в Ростове, хто им продаст, чей ни буди".
* Грамота в. кн. Марии Ярославны ростовскому наместнику Г. Р. Курице Каменскому о сместном суде в делах между ростовцами и митрополичьими людьми слободки Караш, Ростовского у (1464-1473): "От великие княгини Марьи в Ростов наместнику моему Григорью Романовичю или кто по нем иный наместник будет".

4) Обобщение и вывод

а) Топоним Ростов известен по нескольким летописям, кроме города древние письменные источники упоминают "Городищи на реце Сарре у Святей Марины" (под 1216 г.). Археология подтверждает существование "городища" у совр. сел Деболовское, Теханово и Левина гора, в петле реки, и датирует его возникновение VIII веком. Здесь обнаружено поселение с военно-княжеским и торогово-ремесленными участками, найдены предметы скандинавского (варяжского) быта (оружие), мастерские: кузнечная, ювелирная, керамическая и два клада восточных серебряных монет IX в. Во второй половине X века городище приходит в упадок, а в 988 году летописи упоминают город Ростов.

"И ту и отрядиста Всеволода с дружиною, и послашя къ Констянтину, а сами поидоша по Волзе вниз, и ту пометашя возы, а на кони полезошя и поедоша к Переяславлю воюючи. И бышя на Городищи на реце Сарре у Святей Марины (ур.Св. Марии) априля 9 в Велик день, и ту приеха Констянтин князь с ростовци. И възрадовашася видевшеся, и крестъ целовашя, и отрядиша Володимера Псковского с дружиною в Ростов, а сами, пришедше с полки, сташя противу Переяславлю в Фомину неделю".
Прим. Константин Всеволодович Мудрый - князь Ростовский 1207-1218 гг.

б) Изначально Ростов - княжий город, столица удельного или самостоятельного княжества, территории. Этимологи XIX века объясняли топоним из неизвестного русскому языку имени основателя "РОСТ", мотивируя истолкование по аналогии - "Киев от Кия". В XX в. это содержание топонима закрепил Макс Фасмер, как сокращение от имени Ростиславъ. Среди многочисленных Ростовских князей и наместников обнаружить имя Ростислав не удалось. Маловероятно, что столица княжества называлась именем неизвестного человека.

в) В Киевской Руси с середины X века происходила административно-налоговая реформа. В 945 г. (согласно летописи) киевский князь Игорь был убит древлянами, после неоднократного взымания с них дани; прежняя форма безразмерного "полюдья" (дани) стала невозможной.

Княгиня Ольга устанавливает новую форму отношений между метрополией (Киев) и племенными объединениями. Подвластные земли были поделены на административные единицы - "погосты", центры торговли и сбора "оброков" в пользу Киева. В "погосте" находился киевский княжеский администратор (князь, наместник, тиун). Власть на племенной территории поделили между местной элитой и киевским князем (представленным наместником). Реформа необходимо вызвала межевание территории, установление административных границ и появление новых городов-центров. Процесс административного реформирования занял длительное историческое время и проходил в военных столкновениях между правящими группировками на территориях, параллельно шел процесс распространения христианства среди племенного населения.

5) Гидронимы Ростова

а) Мелководное озеро Неро (Ростовское, глуб. 1-4 м) как водный объект ничем не примечательно, за исключением древнего Ростова Великого на его берегу. Впадает 20 рек, вытекает одна река - Векса, которая сливаясь около города (7 км) с рекой Устье образует реку Которосль (судоходна) - древний прямой водный путь к Волге в район г. Ярославля. Нет никаких письменных свидетельств о происхождении гидронима Неро, древнерусские письменные источники пользуются термином “Ростовское озеро”. Термин НЕРО фиксируется на картах конца XVIII века, а в русской литературе примерно с начала XIX века.

* русск. НЕРО = наоборот как в иврите ОРЕН = ивр. ОРЕН = поздний ивр. (Талмуд) "шишковидное" и современные словари - ОРЕН сосна (в библейском иврите ясень, перевод термин "ясень" в Церковнославянской Библии, Ис.44:14 - сосна). Основной материал для домостроения и судостроения. См. стронг иврита ОРЕН 766, 767.; т.е. Сосновое озеро.

б) Сара - река (дл. 96 км), впадает в озеро Неро (Ростовское).
Прибрежный участок реки, при впадении в озеро Неро, на старых картах (Шуберт 1832) носил имя - ГДА (ивр. ГАДА - берег, рубеж, край; т.е. прибрежная река, недалеко от берега) или рубеж при межевании территории.

* русск. САРА = ивр. САРА владычица, княгиня, знатная женщина; САР владыка, царь, князь, начальник; также о Боге - владыка владык; т.е. бассейн реки - владения Ростовского князя (княгини).

Ростов - главный город территории, административный термин, указывающий на резиденцию князя или наместника князя (стольный град). Следовательно, в топониме должна содержаться информация о его статусе (ранге) среди других городов.
Ранний зафиксированный в летописях центр территории - Городище на Саре (Сарское). Между топонимом Городище на Сарре и топонимом Ростов должна быть логическая связь, поселение на реке Сара в ходе административной реформы начатой кн. Ольгой в 945 г. было преобразовано к концу X в. в новый город.

Территория Ростова (волости) - бассейн реки САРА (96 км) и озера Неро (Ростовское, 12х8 км), следовательно, содержание термина САРА (САРРА) является основой для понимания топонима РОСТОВ.
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией иврита, имя явно не мерянское (местное). Скорее всего топоним был создан в Киеве в период административной реформы (обозначили податную территорию), в это время в Киеве были еврейская и хазарская общины (кварталы).

6) Терминология иврита и библейский образ

Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни. Мы знаем, что буквосочетание ОВ в русских топонимах обычно является окончанием термина.

русск. РОСТОВ = РОСТ+ОВ (русское окончание) = корень РОСТ или РОС+Т.
Удалим гласную, иврит язык согласных букв - Р.С.Т. или Р.С. + Т. = прочитаем топоним наоборот (как в иврите, справа налево)= Т.+ С.Р. У нас сразу же появляются соответствующие средневековой действительности термины иврита.

* Т = ивр. Т, ТАА проводить границу; ТЕА устанавливать пограничную линию. ТАА выделить, отметить (межевать).
* С.Р. = иврит без огласовок С.Р., с огласовками САР начальник, правитель,вождь, князь, чиновник, старейшина, ангел-покровитель; САРА княгиня.

РОСТОВ = РОСТ+ОВ (русск. окончание) = корень РОСТ = без гласной = Р.С.Т. или Р.С.+Т.
Р.С.+Т. = наоборот Т.+С.Р. = ивр. ТАА проводить границу; устанавливать пограничную линию, отметить + САР начальник, правитель, вождь, князь, чиновник, старейшина, ангел-покровитель.

* Возможно сакральное обозначение территории место, земля указанная Ангелом. В Библии описаны случаи, когда Господь указывает своему народу место для проживания, или Ангел-покровитель оказывает помощь какому-либо деятелю в трудной ситуации; т.е. Ангел установил границы (пределы).

Даниил 10:13: "Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей (САР, Архангел Михаил), пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. 14. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням ".

б) Библейский образ

* Числа 34:7: "к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите (ТАА) ее к горе Ор".
* Числа 34:8: "от горы Ор проведите (ТАА) к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду".
* Есфирь 3:12: "И призваны были писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и написано было, как приказал Аман, к сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью и к князьям (САР) у каждого народа, в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его: все было написано от имени царя Артаксеркса и скреплено царским перстнем".

Территория, на которой расположен Ростов, до прихода славян была заселена мерянскими племенами, являвшимися ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Первые славяне, появившиеся здесь не позднее VIII в. и пришедшие, скорее всего из Новгорода, привили мерянам свою более развитую культуру, путем создания смешанных семей. К IX в. язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты.
По другим преданиям, дошедших до наших времен в виде мифической истории, рассказывается о происхождении названия Ростова следующее.
Главный герой легенды — молодой человек по имени Росс, был обманут своим близким другом царевичем Априсом, который обманным путем овладел его царевной-женой и увез ее в Гиперборейские страны. Росс со своей дружиной после долгих опасных странствий достиг этих земель, это было наше Залесье. Перед предстоящим сражением Росс раскинул свой стан именно на том месте, где ныне расположен Ростов. Вероломный друг Априс пал от руки оскорбленного мужа. Росс с любимой женой возвратился в свой город. Место его остановки стало называться Россов стан, впоследствии — Ростов. Так гласит легенда о происхождении названия города.




Последняя версия кажется мне наиболее правдоподобной.
В Ростове я не был, но у меня много родственников в средней полосе России..
Так вот постепенно ассимилировались и перемешивались, становясь русскими )

Амазонка Гений (51825) мне тоже кажется, что версия про Роштуву наиболее правдоподобна. хотя на все 100 % все равно ведь нельзя быть уверенным, какая именно версия правильна. я была в туре по Золотому кольцу, мы посещали и Ростов.

Последняя версия очень мне поможет. (Учитель истории пообещал в четверти 5 тому кто найдёт значение слова Ростов и добавил что это связано со звёздами.)

К 9 в. Меря со своей культурой еще никуда не исчезло! Т. К. Ярослав Мудрый г. Ярославль основать велел в 1010 г. ( 11 век) предварительно починил себе мерянский, проживавших там. В 50 км. от Ростова. И мерянский бунты зафиксированы на ярославщине аж до 18 века.

Главный герой легенды — молодой человек по имени Росс, был обманут своим близким другом царевичем Априсом, который обманным путем овладел его царевной-женой и увез ее в Гиперборейские страны. Росс со своей дружиной после долгих опасных странствий достиг этих земель, это было наше Залесье. Перед предстоящим сражением Росс раскинул свой стан именно на том месте, где ныне расположен Ростов. Вероломный друг Априс пал от руки оскорбленного мужа. Росс с любимой женой возвратился в свой город. Место его остановки стало называться Россов стан, впоследствии — Ростов. Так гласит легенда о происхождении названия города.

А вот какого города Ростова нужны фото я не понял.

Знаете, по-моему, топонимы Ростов, Суздаль и многие другие нужно расшифровывать через тюркские языки. И начинать надо с мнимого (по-моему) призвания варягов.
В ПВЛ написано (пишу современными буквами): ". и воевати почаша сами на ся (и) реша сами в себе поищем собе князя . ". Д. С. Лихачев переводит: " . и стали воевать друг с другом. И сказали: " Поищем себе князя . ". Но в ПВЛ ясно же написано: " и воевати почаша сами на ся (и стали воевать друг с другом), и реша (и решили): " Сами в себе поищем собе князя . (среди себя поищем (т. е. выберем) себе князя. ) ". Теперь о городах:
Ростов - на белорус. Расто"у" ("у" с значком наверху, звучит как "оу");
рас - правда, правильный, праведный, правдивый; справедливый;
т"а""у" ("а" и "у" заднезвучащие) - первый, первоначально, в первый раз;
Суздаль (первоначально Суждаль) - от "суждение";
с"у"зд"а" ("а" и "у" заднезвучащие) - на словах;
эл, ил ("л" мягкая, звучит как "ль") - народ. Получаем:
Ростов Суздаль - рас т"а""у" с"у"зд"а" эл - справедливый (правда, праведный) по слову народа.

От монгольского төв (читается как тов без ударения), рос - орос ()
орос төв - русский центр, не надо искать в других языках вспомните свое многовековое иго под монголами
Саратов - сара төв - желтый центр

В России есть два красивых города с названием Ростов. Один, который Великий, небольшой и древний, другой, который на-Дону, город-миллионник и младше своего старшего тезки на 900 лет. Недавно я задался вопросом: почему Ростов-на-Дону назвали Ростовом? Что, других названий не было? История оказалась очень интересной.

Когда основывался Ростов-на-Дону, никто даже не думал о таком названии. Да даже о городе не думали. По указу императрицы Елизаветы Первой у устья реки Темерник, притока Дона, была учреждена Темерницкая таможня. Там шла активная торговля русских купцов и донских казаков с греками, турками и армянами.

Торговля шла очень успешно, таможня разрасталась, а в 1760 году здесь заложили крепость.

Крепость строили по всем правилам фортификации того времени. Она имела форму девятилучевой звезды, внутри проложены семь улиц вдоль и семь поперек. Получилось хорошее оборонительное сооружение, самое мощное на юге России, давшее начало городу.

И тут снова в судьбу будущего Ростова-на-Дону вмешивается Елизавета. 6 апреля 1761 года указом императрицы крепости присваивается имя недавно скончавшегося и причисленного к лику святых митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия.

Имеется в виду старинный русский город РОСТÓВ Великий, расположенный в Ярославской области на озере НЕРО (смотрим словарь гидронимов). Второе название: РОСТОВ Ярославский – оно широко употребительно в России, а кроме того, именно так называется железнодорожная станция в городе.

Словом РОСТОВ называется также большой город на юге России – смотрим статью: РОСТОВ-НА-ДОНУ. Поскольку РОСТОВ на юге России назван в честь РОСТОВА в Ярославской области, то следует сразу оговориться: этимологическое исследование в данной статье имеет в виду только РОСТОВ Великий.

Попытку установить этимологию существительного РОСТОВ можно сделать с помощью двух разных подходов.

Первый подход. Считаем, что рассматриваемое слово состоит из корня РОСТ- и суффикса -ОВ. Вникаем в этимологию корня, исходя из того, что суффикс -ОВ уже описан в специальной статье данного словаря, и делаем вывод о том, что означают эти корень и суффикс, сложенные вместе.

Второй подход. Принимается идея, что слово не делится ни на что, а РОСТ- и -ОВ – это ложный корень и ложный суффикс. Слово РОСТОВ – это единый корень, и его происхождению можно найти разумные объяснения в Среднеиндоевропейскую эпоху.

Оба подхода приводят к итогам, которые производят как будто бы впечатление убедительных. Между тем, этимология существительного РОСТОВ должна быть выражена одним-единственным объяснением, после которого все остальные объяснения должны быть признаны ошибочными.

В рамках первого подхода вырисовывается такое объяснение.

Топоним РОСТОВ можно объяснить так: это мужское имя РОСТ с притяжательным суффиксом -ОВ (смотрим статью в словаре). По такому же принципу назывались многие русские города (например, ЧЕРНИГОВ – смотрим статью). РОСТОВ – это город, принадлежащий мужчине по имени РОСТ (и, возможно, основанный им же). Это город РОСТА, РОСТОВ город.

Вопрос сводится, таким образом, к одной задаче: понять, что означает это мужское имя РОСТ.

Есть мнение, что это имя Ростислав в сокращённом виде. Это как если бы был Василий, а город, принадлежащий ему, назывался бы не Васильев город (или просто Васильев), а Васин город (или просто Васин). Есть предположения о том, что РОСТОВ назван в честь каких-то других людей, имена которых начинаются на слог РО- и отдалённо напоминают слово РОСТОВ. Не нахожу все эти мнения серьёзными и отвергаю их.

Итак: мужское имя РОСТ и его этимология.

РОСТ – это языческое славянское имя, полное, а не краткий вариант другого, более длинного имени. Что должно означать это имя?

Первый вариант. Предлагаю такой ответ: рождается на свет мальчик, и ему желают поскорее вырастать. Отсюда и имя – РОСТ.

Но это то, что лежит на поверхности. Мне этот вариант этимологии представляется совершенно неубедительным, и я решительно отклоняю его. Мужское имя РОСТ может иметь и совершенно другие объяснения. Приведу лишь два из них.

Второй вариант.

Среднеиндоевропейская конструкция биконсонантных корней:

RXw + ST = едущий + стоя.

Предполагаемое среднеиндоевропейское звучание: ro-st.

Первоначальное значение: едущий в колеснице. В боевых колесницах ездили стоя.

Этот вариант безупречен как в фонетическом отношении, так и в смысловом.

Третий вариант.

Среднеиндоевропейская конструкция биконсонантных корней:

XR + ST = отважно (благородно) + стоит (на виду у всех).

Предполагаемое среднеиндоевропейское звучание: ar-st.

В дальнейшем: arst > rost – строго в рамках славянских фонетических законов.

Первоначальное значение: тот, кого поставили перед всеми, чтобы отметить его особые боевые качества. Смотрим статью ПРОСТОЙ, ПРОСТИТЬ, где говорится о противоположной ситуации: человека выставляют на позор и требуют от него покаяния. Смотрим статью СТЕРВА – развратную женщину выставляют на позор.

Из всех трёх вариантов, сделанных в рамках первого подхода, именно третий вариант представляется наиболее разумным. Рождённому мальчику могли пожелать героического будущего в надежде на то, что он оправдает это пожелание. Затем это имя многократно повторяется, и с течением времени его первоначальный смысл забывается. И вот, уже в Славянскую эпоху человек с таким именем становится основателем нового города, и в честь него это город и получает своё название: РОСТОВ – это город человека по имени РОСТ. Следует отметить: невозможно себе представить, чтобы это имя не отождествлялось со словом РОСТ (смотрим статью в словаре). Полагаю, однако, что слова РОСТ (произрастание) и РОСТ (мужское имя) суть омонимы и происхождение обоих слов – разное! И, тем не менее: существуют такие понятия: сближение и контаминация, а также переосмысление. Думаю, что это всё сработало своими тайными механизмами и с поздним пониманием мужского имени РОСТ и с топонимом РОСТОВ.

Считаю, кроме того, что пищею для размышлений может послужить название большого портового города в Германии, имеющее славянское происхождение: РОСТОК (в немецком написании – ROSTOCK). Этимология немецкого города – не рассматривается.

В рамках второго подхода можно построить более тридцати (!) среднеиндоевропейских конструкций биконсонантных корней, каждая из которых будет иметь какой-то смысл и иногда весьма поразительный. Все варианты тщательно проработаны, но, тем не менее, покажу лишь две таких конструкции.

Первая конструкция:

XR + ST + XwW = арийцы + стояли + торжественно.

Это произносилось так: ar-st-ow.

В дальнейшем: arstow > … > РОСТОВ – согласно всем дославянским и славянским фонетическим законам!

По смыслу это очень близко к тому, что было показано выше – в рамках третьего варианта первого подхода.

Вторая конструкция:

JR + XwS + TW = совещались + наши мужичны + у ритуального камня.

В дальнейшем: irostew > … > РОСТОВ – в строгом соответствии со всеми дославянскими и славянскими фонетическими законами!

Все эти более трёх десятков конструкций биконсонантных корней обрели бы смысл, если бы было вдруг достоверно установлено, что город РОСТОВ Великий существует около четырёх тысяч лет, и за всё время его существования его населяли люди одного и того же происхождения… Но ничего подобного на данный момент не обнаружено, а конструкции биконсонантных корней, близкие по смыслу показанным выше конструкциям, бывают только у гидронимов. Дополнительный довод: древние индоевропейцы (арийцы) поклонялись рекам (и в меньшей степени озёрам), но никогда не поклонялись городам. Поэтому все эти десятки предположений, хотя и очень интересны, но ничего не стоят.

Окончательный вывод об этимологии топонима РОСТОВ: считаю, что это слово означает город человека по имени РОСТ. Это был некий авторитетный человек славянского происхождения, скорее всего, вождь.

2. РОСТОВ-НА-ДОНУ (город на юге России)

Город РОСТÓВ-на-Дону́ был основан по повелению русской императрицы Елизаветы Петровны в 1749-м году, а своё первоначальное название получил в честь святого Дмитрия Ростовского (в миру – Данила Саввич Туптало), мощам которого поклонялась императрица, считая их пользительными для своего здоровья. Во время своих недомоганий она приезжала в город РОСТОВ Великий и там поклонялась мощам Дмитрия Ростовского. После каждого такого визита она чувствовала улучшение своего состояния.

Некоторое время бытовало название крепость Дмитрия Ростовского, часто говорили и писали в документах Дмитриевская крепость.

И затем происходит самый непонятный момент, когда стали говорить не крепость Дмитрия Ростовского, а Ростовская крепость. Именно этот самый момент следует считать временем фактического переименования крепости: она стала называться не в честь святого Дмитрия Ростовского, а в честь города Ростова Великого! Уже позже Александр Первый утвердил такое название для крепости: РОСТОВ. А чтобы не было путаницы, ввёл название с уточнением: РОСТОВ-НА-ДОНУ.

Считается, что Дмитрий Ростовский является святым покровителем РОСТОВА-на-Дону, но, тем не менее, город назван не в честь святого, а в честь древнего русского города, который когда-то мог стать столицею всей России. По каким-то причинам, авторитет РОСТОВА Великого оказался выше авторитета святого Дмитрия Ростовского.

Почему авторитет святого был решительно отодвинут в сторону и на его место заступил авторитет города – сказать определённо очень трудно. Ни в коем случае нельзя считать, что это было какое-то досадное недоразумение – тут сокрыты причины более глубокие. Очевидно, что это каким-то образом связано с национальным сознанием Русского народа. Но то, что такая замена состоялась – это исторический факт. Факт этот, как кажется не признаётся ни в каких работах, и всеобщим убеждением является то, что РОСТОВ-на-Дону назван в честь святого. Это – заблуждение, и оно развеивается следующим образом: берём две фамилии: ЖУКОВСКИЙ и ДЗЕРЖИНСКИЙ. Город в честь ЖУКОВСКОГО существует в Московской области, и он называется: ЖУКОВСКИЙ. Что же касается ДЗЕРЖИНСКОГО, то в честь него есть город в той же Московской области – ДЗЕРЖИНСКИЙ, но есть и город ДЗЕРЖИНСК в Нижегородской области. Если бы возникло желание назвать город на Дону в честь святого Дмитрия Ростовского, то появилось бы одно из двух названий: либо РОСТОВСКИЙ, либо РОСТОВСК. Существительное РОСТОВ, которым назван город на Дону, никак не соотносится с Дмитрием Ростовским. Это просто название города в окрестностях Ярославля, перенесённое на донскую землю. Сделано это было для того, чтобы вместе с названием города, перенеслась и вся его святость – такое практиковалось во все времена и всеми народами. Думаю, это можно истолковать так: языческие представления взяли верх над представлениями православными. Но, поскольку это считается предосудительным и вообще невозможным, то в обществе укоренилось твёрдое мнение, что город на Дону назван в честь святого. Не существует ни единой вразумительной публикации, где бы объяснялось, как и почему произошёл отказ от имени святого в пользу названия старинного города, но общественное мнение сильнее научных публикаций. В любом случае, считается, что город РОСТОВ-на-Дону находится под покровительством святого Дмитрия Ростовского; ему в городе воздвигнут памятник, а кроме того, в Ростове стоит памятник царице Елизавете Петровне.

Этимологию русского существительного РОСТОВ смотрим в статье РОСТОВ (город в Ярославской области).

Читайте также: