Происхождение героического эпоса кратко

Обновлено: 06.07.2024

В этом параграфе говорится о разных формах героического эпоса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Героический характер в литературе

Героический характер в литературе Способность человека совершить подвиг, преодолеть препятствия, кажущиеся непреодолимыми, всегда привлекала людей. Самые первые литературные персонажи были героями – Гильгамеш, Ахилл, Роланд, Илья Муромец… Именно герой способен

Илья Кукулин Подрывной эпос: Эзра Паунд и Михаил Еремин

Илья Кукулин Подрывной эпос: Эзра Паунд и Михаил Еремин ЭЗРА ПАУНД — один из значительных поэтов XX века. Однако радикальная поэтика Паунда, с одной стороны, и его длившееся несколько лет сотрудничество с режимом Муссолини, с другой, максимально затрудняют возможность

Цветаева М. И Эпос и лирика современной России Владимир Маяковский и Борис Пастернак

Цветаева М. И Эпос и лирика современной России Владимир Маяковский и Борис Пастернак Если я, говоря о современной поэзии России, ставлю эти два имени рядом, то потому, что они рядом стоят. Можно, говоря о современной поэзии России, назвать одно из них, каждое из них без

ЭПОС САГА О ХРОАЛЬДЕ КОЖАНОМ РЕМНЕ(Исландская сага)На этом заканчивается рассказ о Хроальде и людях из Моржовой Бухты.СТРАНСТВИЯ МАК-ЛОТА(Ирландская сага)А люди Мак-Лота, которым не терпелось вернуться на Блаженный Остров, в ту же ночь вернулись на корабль и подняли

А. АНГЛО-НОРМАННСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЭПОС

Героический пафос

Героический пафос 1 По дороге к друзьям на именины от знакомых, где он только что шутил и смеялся, юноша на станции метро ожидал поезда. Сторонясь от толпы, как это и естественно для человека, которому спешить особенно некуда, прохаживался по самому краю площадки, в мягкой

§ 3. Эпос

Североамериканский эпос

Романный эпос

Романный эпос В этом параграфе читатель узнает, что стало предпосылкой развития романных жанров, познакомится с основными типами романа в европейской литературе и получит представление о романной структуре, какой она сложилась в XIX веке.Начиная с XI–XII веков в

5. Жанровая теория Бахтина: Эпос и роман от 1920-х к 1930-м годам

5. Жанровая теория Бахтина: Эпос и роман от 1920-х к 1930-м годам Тексты Бахтина о романе, написанные им в 1930-х — самом начале 1940-х годов, представляют сложности двух типов. Первая — текстологическая. Все материалы (за исключением книги о Рабле: она остается важным источником

Героический эпос эпохи зрелого Средневековья

Песнь о Роланде Французский эпос. Перевод Ф. де ла Барта



В эпосе выделяются разные жанры: рассказ, повесть, роман, эпопея, былина, поэма, басня. Исследователи включают в эпические произведения мифы, героические легенды, истории, поучительные сказки, рассказы о животных. Зачастую они не имеют авторов, а рассказчик может быть реальным или вымышленным, наблюдателем или участником описываемых событий. С помощью эпоса люди передают свои традиции от одного поколения к другому.

Формирование литературы Западноевропейского средневековья шло по трём основным направлениям, отражавшим вкусы всех слоёв средневекового общества - представителей основных сословий: священнослужителей, феодалов-рыцарей и простого народа (крестьян и горожан).

Героический эпос.

Наиболее интересно в эпоху средних веков в Западной Европе развивалась рыцарская литература , расцвет которой приходится на XII-XIII века. Рождаясь в замках феодалов, она отражала вкусы, мировоззрение и идеалы этого сословия. Первым литературным жанром, возникшим в данной среде, можно считать рыцарский героический эпос .

Скорее всего, его появление относится к более ранним временам (VIII–X века), однако, достаточно долгое время эти сказания бытовали в устной традиции и исполнялись бродячими музыкантами – жонглёрами, менестре́лями или шпи́льманами при дворах феодалов во время праздников и пиров.

Именно поэтому рыцарский эпос, чаще всего анонимен, так как создатели письменных версий не являлись авторами в полном смысле слова. Они выступали, скорее, в роли обработчиков, соединяя в определённой последовательности фрагменты повествования, исключая или вплетая в него новые эпизоды, по-своему интерпретируя поведение и действия героев, придавая всему тексту стилистическое единство.

Кстати, поскольку такие произведения исполнялись, как песни, под аккомпанемент инструментов, то они имеют стихотворную форму.

В основе сюжетов героических повествований старинные предания и легенды, причудливо переплетавшиеся с реальными историческими событиями из далёкого или совсем недавнего прошлого. В них рассказывалось о военных походах и сражениях, участниками которых становились великие герои – рыцари, борцы с мировым злом (в разных его проявлениях), как правило, погибающие в финале, но ценой своей жизни, утверждающие добро и справедливость.

Такие слова открывают это эпическое произведение. (Кстати, подобный стихотворный стиль получил название "нибелунговая строфа". Именно ею были написано большое количество средневековых эпических сказаний).

Зигфрид является обладателем волшебного клада Нибелунгов , приносящего своим владельцам несчастья и раннюю смерть (кстати, мотив про́клятого золота, богатства, весьма характерен для средневековой литературы и фольклора).

Данный эпос состоит из двух частей.

Первая из них рассказывает об истории любви нидерландского королевича Зигфрида и вормской принцессы Кримхи́льды .

Чтобы добиться руки Прекрасной дамы, герой совершает множество подвигов, последним из которых становится помощь Гунтеру - брату Кримхильды в сватовстве.

Избранница Гунтера - Брунхильда - весьма оригинальный персонаж - она женщина-богатырь (в древних скандинавских сказаниях вообще не земная женщина, а божественная дева-воительница - валькирия).

С помощью хитрости и волшебных артефактов Зигфрид добывает Брунхильду для бургундского короля. И это становиться началом его конца.

Сразу после свадьбы две женщины ссорятся. Уязвлённая Брунхильда убеждает Гунтера в необходимости уничтожить своего прославленного родственника.

Заканчивается эта часть сказания гибелью Зигфрида, предательски убитого в результате заговора братьев красавицы – бургундских королей. Золото Нибелунгов переходит в их владение.

Пригласив ко двору гуннов своих братьев с их дружинами, Кримхильда устраивает кровавое побоище, в котором гибнут все бургундские герои и её братья-короли. Однако и сама Кримхильда погибает от руки старого слуги Этцеля - Хильденбрандта.

Проклятое золото Нибелунгов остаётся спрятанным от потомков на дне реки Рейн. (Древние легенды утверждают, что когда оно будет найдено и выйдет на поверхность, то наступит Конец Света).

Многие века этот эпос переписывали и пересказывали. Он вдохновил множество художников и поэтов, на создание своих произведений. Пожалуй самой известной интерпретацией этого героического сюжета стала масштабная оперная тетралогия Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунга" . Общая продолжительность всех её четырех частей ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") составляет примерно 16 часов! Целиком её можно послушать в Байройте, театре, специально построенном для музыкальных драм этого немецкого композитора.

Содержание

Происхождение

Возникновение эпоса носит стадиальный характер, но обусловлено историческими обстоятельствами. Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская [2] и древнееврейская [3] .

Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. Панегирики и плачи, как правило, слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: в русской и тюркской литературе у обоих видов почти одинаковы манера выражения и лексический состав. Плачи и панегирики сохраняются в составе эпических поэм на правах украшения.

Поэтика

Правдивость

Формулы

Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).

Средневековый эпос

Средневековый эпос — героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы (маленькой скрипки).

Вообще эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.

Русский эпос

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Читайте также: