Прогресс и регресс в культуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культурный прогресс человечества занимает особое место в структуре общего знания, как культурологического, так и философского. Это обусловлено тем, что толкование слова прогресс рассматривается в соединении с такими категориями, как регресс, движение, развитие, эволюция, революция, спад и др. Многоаспектность прогресса выдвигает его в самостоятельный комплексный предмет изучения в культурологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Многообразие подходов к изучению
культурного прогресса………………………………………………………5
Глава 2. Сущность критериев культурного прогресса………………….8
Заключение…………………………………………………………………. 11
Список литературы………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

прогресс в культуре и его критерии.doc

Глава 1. Многообразие подходов к изучению

Глава 2. Сущность критериев культурного прогресса………………….8

Культурный прогресс человечества занимает особое место в структуре общего знания, как культурологического, так и философского. Это обусловлено тем, что толкование слова прогресс рассматривается в соединении с такими категориями, как регресс, движение, развитие, эволюция, революция, спад и др. Многоаспектность прогресса выдвигает его в самостоятельный комплексный предмет изучения в культурологии.

При исследовании проблемы процесса в культуре ученые исходят из следующих методологических принципов: признание единства культурно-исторического процесса; признание объективных закономерностей в культурном прогрессе; признание определяющей роли объективных условий в прогрессе цивилизации; признание неодолимости поступательного движения человечества; признание диалектически противоречивого характера культурного прогресса; системности [4, с. 25].

Сущность культурного прогресса зависит от совокупности социально-экономических и культурных условий его протекания. Культурный прогресс - это созидательный процесс человеческой деятельности, главная сущность которого состоит в разрешении противоречий (в теории) и преодолении регрессивных отклонений в культурно-историческом процессе (на практике).

Целью данного реферата является анализ прогресса в культуре и характеристика его критериев. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть понятие прогресса в культуре;
    2. выявить многообразие аспектов культурного прогресса;
    3. рассмотреть критерии культурного прогресса.

Для решения поставленных задач была изучена соответствующая литература. Так, в докладе А.И.Арнольдова на Международном социологическом конгрессе в Варне впервые раскрывается проблема культурного прогресса в различных аспектах. Темы, затронутые Арнольдовым подхватываются и раскрываются в работах таких ученых, как С.Н. Артановский, А.Н.Бугреев, Ф.Ф.Вяккерев, В.А.Кайдалов, М.П.Козлов и некоторых других.

Многообразие подходов к изучению культурного прогресса.

Прогресс - это процесс поступательного развития, движения вперед, исторической эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значительные разработки по теории социокультурного прогресса были сделаны представителями школы эволюционизма (Спенсер, Тейлор), определившими это явление как процесс последовательного усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированности ее отдельных функциональных подсистем и элементов. Развитием этих взглядов стали работы Дюркгейма и его теория разделения труда, объясняющая работу механизмов роста такого рода специализации в деятельности, а также исследования представителей структурно-функционального направления антропологии (Радклифф-Браун, Малиновский, Р. Мертон, Парсонс), рассматривавших социальную эволюцию как последовательную перемену типов социальной организации сообщества со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Парсонс даже разработал шкалу критериев "эволюционных" универсалий, которые, по мнению ученого, позволяют проводить объективный анализ динамики социокультурного прогресса исследуемых сообществ. Современные неоэволюционисты (Д. Стюарт, М. Саллинс) предложили аналитическое разделение процессов общей эволюции панкультуры в целом и специфической эволюции, характеризующей особенности исторического развития того или иного конкретного сообщества, не всегда объяснимые с позиций эволюции общей.

Эволюционисты объясняли движущие силы социокультурной эволюции, главным образом, потребностью сообществ в адаптации к природным условиям и особенно к динамично меняющимся историческим обстоятельствам своего существования. Близкая к эволюционистам марксистская историософская школа аргументировала неизбежность прогресса саморазвитием производимых сил и производственных отношений. С позиций функционалистов и современных социальных синергетиков, источником прогресса является реализация свойственной всякой открытой динамичной системе (каковой несомненно является человеческое общество) тенденции к структурному и организационному саморазвитию и расширению функций.

В противовес данным подходам создатели многообразной теории цивилизации (Шпенглер, Тойнби, Сорокин и др.) скептически относились к возможности общей социальной и культурной эволюции, и прогресс рассматривали как судьбу всякого регионального сообщества (цивилизации), как автономный циклический процесс внутреннего роста и последующей деградации, не обусловленный закономерностями какого-либо общего прогресса в общечеловеческом масштабе. Они не усматривали в культурах сообществ позднего времени каких-либо признаков их большей прогрессивности в сравнении с культурами сообществ древности, полагая, что новые культурные формы являются просто другими, но не более прогрессивными, чем прежние. Наиболее целостный характер подобная научная парадигма обрела в этногенетической концепции Л. Гумилева [6, с. 132].

В принципе, отношение к проблеме социокультурного прогресса обусловлено пониманием культуры данным автором. Например, представители гуманитарного направления культурологии, ориентированные преимущественно на этико-эстетические аспекты культуры, справедливо отмечают, что у нас нет объективных критериев, на основании которых можно было бы оценить современные нравы и искусство, как более прогрессивные, нежели, скажем, античные.

Кроме того, прогресс может быть определен как комплексный лишь при рассмотрении процессов социокультурной эволюции в самом крупном историческом масштабе, на материале значительных отрезков истории. В масштабе жизни одного или даже нескольких поколений людей темпы и ритмы развития в разных специализированных областях деятельности, как правило, не совпадают. Само это развитие имеет по преимуществу волновой характер, где всплески инновационной активности сменяются периодами освоения этих инноваций; на отдельных этапах в некоторых областях деятельности может наблюдаться стагнация или даже определенный регресс и т.п. Помимо этого, каждое историческое сообщество развивается в своем собственном темпе и ритме, нередко не совпадая по этим показателям даже с ближайшими соседями, а многие сообщества, достигнув определенного уровня развития (видимо, предельного для тех природных и исторических условий, в которых они существуют), вообще останавливаются в своей социокультурной эволюции. По самой приблизительной оценке, число сообществ, совершающих эволюционный "скачок" с более низкого уровня социальной организации на более высокий, примерно на порядок ниже числа тех сообществ, которым не удается перейти этот порог (из нескольких тысяч первобытных коллективов менее одной тысячи развилось до уровня раннеклассовых доиндустриальных цивилизаций, из них не более сотни сообществ достигли стадии индустриального развития и лишь малую часть последних можно отнести к категории постиндустриальных).

Таким образом, социокультурный прогресс возможен, но отнюдь не предопределен. Реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание которых, судя по всему, случается не часто. Остановившиеся в своем развитии сообщества либо консервируются в качестве исторических реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых и утрачивая свою социальную целостность и культурную самобытность.

Сущность критериев прогресса в культуре.

Обладая своими особенностями, функции культурного прогресса находятся в диалектическим единстве, а в наиболее общем виде – единстве теории и практики. Это положение распространяется и на сущность критериев культурного прогресса: 1.объективность, истинность критерия; 2.всеобщность, универсальность; 3.комплексность; 4.диагностика особенностей прогнозирования в различных областях и социальных сферах; 5.диалектика материального и духовного производства; 6.ориентиры – идеалы в прогнозировании и проектировании мировых процессов; 7.определение оптимальной модели социально-культурного развития человечества; 8.прогнозирование генеральных направлений международной общественной деятельности; 9.общеметодологическая основа в анализе базиса и надстройки; 10.критерии являются индикаторами движения и развития человечества.

Критерии культурного прогресса – не только измерители бывшей и настоящей деятельности. Раскрывая свои прогностические аспекты, они обладают не только функциями управления, но и сами выступают критериями культуры управления. Сознательная постановка целей требует от мирового сообщества изучения не только мотивов практической деятельности огромных масс людей, но и степени их культурности, творчества, политической зрелости. Общественное сознание как критерий культурного прогресса является формирования объективного фактора, но не им самим. Оно становится им лишь тогда, когда выступает управляющей силой в деятельности партий, классов, общественных объединений и организаций населения.

Культурный всеобщий прогресс оценивается по мере достижения той или иной степени совершенства, но никогда не сможет достичь своего абстрактного обобщенного идеала, измеряемого критериями. Это качественное саморазвитие и самодвижение будет бесконечным, абсолютным, относительность же его конкретна только для определенной эпохи или замкнутой подсистемы или системы. Действительность внесет свои более совершенные коррективы, а практика и наука выдвинут новые критерии общественной практической деятельности.

Таким образом, развитие критериев можно представить в виде следующей схемы:

Критерии культурного прогресса могут стать реальной силой и методологической основой долгосрочного планирования и прогнозирования во всем мире и отдельных его регионах при условии, что они станут достоянием широких народных масс, а их сущность всесторонне изучена, а затем разработана технология их применения. Проектирование и моделирование культурного прогресса предполагают знание критериев и показателей прогресса.

Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.

Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Прогресс – это тенденция развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Первоначально понятие прогресса применялось почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины XIX века, понятие прогресса постепенно наполняется объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируется, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

Понятие динамики культуры. Кризис, стагнация, прогресс и регресс в культуре. Основные типы культурных изменений. Язык и его взаимосвязь с культурой. Культурные коды, межкультурные коммуникации. Культура речи врача, задачи общения в области медицины.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.03.2009
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Динамика и язык культуры

Основные типы культурных изменений.

Кризис культуры можно определить как особую ситуацию в культуре, когда прежние культурные доминанты уже не обеспечивают равновесного состояния социокультурной системы и не могут адаптировать культурное целое к новым условиям. Кризис может привести как к разрушению структурных оснований культуры, ее гибели, так и послужить импульсом для ее обновления (общеизвестно, что рождение философии было связано с кризисом мифологического сознания; кризисные явления в области религиозной культуры поощряют развитие культуры светской и наоборот). В культурфилософском знании стала уже традиционной оценка современного этапа развития западной цивилизации как кризисного, переходного. Таковы же, впрочем, оценки довольно многих других эпох мировой истории (Великого переселения народов, Возрождения, Реформации, первых буржуазных революций и др.).

Резкий переход от постепенных изменений к кардинальному обновлению называется взрывом в культуре, кульминационной точкой ее развития. Он характеризуется существенным увеличением общего количества преобразований, значительным возрастанием культурной активности, что приводит к сравнительно быстрому, даже одномоментному переходу культурного типа на качественно иной уровень. Причем вариантов дальнейшего развития социокультурной системы может быть несколько.

Как видно, культуре свойственна своя собственная внутренняя динамика, происходящие в ней процессы многообразны. Поэтому необходимо изучать как специфические, так и общие динамические тенденции в ее эволюции. Ученые, занимающиеся этой проблемой, пытаются найти некие универсальные закономерности, регулирующие процессы культурной динамики. В результате сложились различные подходы к объяснению характера и направленности преобразований в культуре. Было выявлено, что динамические процессы могут иметь эволюционный, линейный, циклический, волнообразный, хаотический характер. При этом они чередуются, дополняются, перерастают друг в друга. Кроме того, культурные модификации могут носить эволюционный или революционный характер.

Многообразие позиций в понимании динамических процессов, происходящих в культуре, нашло свое воплощение в ряде теоретических моделей. Отметим основные из них.

Эволюционизм (Э. Тайлор, Л.Г. Морган, М. Салинс и др.) исходит из представления о поэтапном характере изменений в культуре, ее развитие отождествляется с поступательным движением от простых форм к более сложным, от низших стадий к высшим, при этом все социокультурные процессы подчиняются универсальным законам эволюции.

Каждая из перечисленных концепций в большей или меньшей степени отражает одну из реальных сторон культурно-исторической динамики. Динамическое единство устойчивости и изменчивости представляет собой основу развития культуры. Интенсивность трансформаций, стремление культурного типа к постоянным и существенным модификациям ведет к утрате его своеобразия, а длительная стагнация свидетельствует о неспособности к инновациям.

Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определенности той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации выступает энтропия, т. е. мера неопределенности, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределенность возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет ее получателю уменьшить неопределенность, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).

Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ.

С точки зрения теории информации человеческое сознание и культура как его конечный продукт представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приема, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет ее работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т. п.).

Информация сегодня фиксируется и передается преимущественно через текст. Описанная ситуация нашла свое окончательное выражение в теориях постструктурализма, сосредоточившего свое внимание на процессах порождения текстов в культуре и устранившего проблему индивидуального авторства. Результатом действия культурного кода является язык культуры -- особый способ восприятия мира. Наиболее выразительные элементы этого языка, отражающие важнейшие установки и представления той или иной культуры называются ее символами. Христианский крест, Будда в позе медитации, зеленое знамя ислама и т.п. символика -- не только отличительные знаки, но и концентрированное отражение основных идей и целей этих культур.

Типы культурных кодов будут отличаться по основному способу преобразования предметов реальности в символы культуры, т. е. по структурам, описывающим факты в рамках восприятия тех или иных эпох и народов. Различают три исторических культурных типа, в основе которых лежат три глобальных типа культурного кода:

дописьменный или традиционный (устная традиция);

экранный, формирующийся на наших глазах благодаря развитию мультимедийных технологий и, постепенно, по мнению некоторых исследователей, вытесняющий письменный.

Священные тексты обосновали авторитет текста вообще. Упанишады, Библия, Коран и примыкающие к ним толкования до сих пор являются основой письменного кода культур трех мировых религий -- буддизма, христианства, ислама. Требующий для своего усвоения индивидуальных усилий, письменный культурный код порождает новый способ описания временной реальности как истории. На место вечно повторяющегося круга традиций становится развитие общества и человека, который постепенно приобретает характеристики уникальности, становясь личностью.

Основой третьего из вышеназванных типа кодирования культурных явлений послужило, как ни странно, видоизменение предыдущего -- изобретение книгопечатания, благодаря которому информация стала практически общедоступной и стала искать свое новое выражение в появлении средств массовой коммуникации. Визуальные формы хранения информации вызвали к жизни такие технологии ее передачи, которые больше не нуждаются в переводе-истолковании. Национально-государственные рамки, бывшие совершенно необходимыми в культурах книжного кода, становятся постепенно излишними. Разделение столичного центра и периферии (политической, экономической, образовательной) сменяется равенством пользователей компьютерных сетей.

Текст компьютерных сетей, в отличие от печатного, становится гибким, допускающим вмешательство пользователя. Постоянство долговременных идеологий сменяется текучестью одномоментных установок. Правда, наряду с принципиальными достоинствами (международный масштаб, скорость получения данных, диалогичный режим пользования ими и т.д.) компьтеризация обнаруживает и оборотные стороны (ненадежность части сведений, их фрагментаризация, доступность разного рода извращениям со стороны интернет-маньяков). Культура визуального кода на рубеже XX-XXI веков только начинает определяться в своих основных чертах, ее полное становление является делом будущего.

Вопросы культурной коммуникации стоят не только в общесоциальном, массовом масштабе, но и на межличностном уровне, в рамках контактных коллективов разного рода, в первую очередь профессиональных. К числу тех областей жизни и деятельности, где речь и язык, а также невербальные формы общения прямо определяют их характер и результаты, относится медицина.

Культура речи врача. Искусство, талант общения требуют определенного уровня культуры, известного усилия, навыка со стороны Человека говорящего. Культура общения включает в себя также духовно-нравственную воспитанность человека, индивидуальный стиль и манеру поведения, в особенности, культуру его речи, устной и письменной.

Первый контакт между врачом и пациентом -- особо важное событие по ходу врачевания, где бы он ни происходил. Главная ответственность за успех знакомства двух соратников в борьбе против недуга ложится на врача. Именно врач должен обеспечить духовное взаимопонимание, создать атмосферу доверия, участия, сотрудничества

В связи с утверждением в современной. в том числе отечественной медицине принципа информированного согласия пациента на то или иное врачебное вмешательство, у врачей актуализируется задача в каждом индивидуальном случае правильно соотнести размеры врачебной тайны и открытой для больного информации.

Тактически правильно для доктора и вообще медицинского персонала проявлять презумпцию уважения и доверия к каждому пациенту, надеясь на его здравый смысл, природную смекалку, обостренные критической ситуаций заболевания. Разумеется, в процессе лечебного общения то и дело приходится корректировать тактику общения в связи с индивидуальными особенностями пациентов и их близких, участвующих в лечении.

Среди наиболее распространенных недостатков устной речи профессионала, в особенности медика, можно назвать следующие.

Слишком замедленная или очень быстрая речь. Мысли говорящего собеседник не успевает воспринять или понимает с трудом. Скорость речи определяется многими факторами, например, темпераментом, психическим состоянием, индивидуальными привычками. Сказываются на скорости речи и национальные особенности. Для лучшего восприятия информации беседующие должны иметь близкие показатели скорости речи и, соответственно, мышления. В противном случае информация может представляться в неполной или искаженной форме. Повышенная скорость беседы воспринимается больным как торопливость, пренебрежительность к собеседнику и расценивается негативно. Более того, за поспешностью врач и тем более пациент может терять контроль за сутью информации. Недоразумения возникают и при аритмичной речи врача.

Врачу не следует допускать колкостей, упреков по адресу пациентов; горячиться из-за скороговорки больного или излишне замедленной речи; а также если больной повторяется, путается, перескакивает с одного на другое. Откровенное невнимание, рассеянность врача могут вызвать взрыв гнева и неприязни у его собеседников. Врач должен получить ответы на все интересующие его вопросы, но при этом следует быть деликатным, считаться с психикой больного, его реакцией на окружающее, уровнем его развития. Авторитет врача и корпорации медиков в целом вырастает не только из-за высокой профессиональной техники, но, и что чрезвычайно важно для пациентов, благодаря человечности, чуткости, тонкости, культуре общения в медицине.

1. Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков. // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

3. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

4. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990.

5. Киселева М.С. Культурные коды и типы культуры // Культурология. М., 1993.

6. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995

7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1993.

8. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

9. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

10. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

11. Орлов А.Н. Избранные лекции. Культура общения врача. -- Красноярск, 1986.

12. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

13. Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение. Курск, 2001.

14. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

15. Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности циклической динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993.

16. Язык. Культура. Этнос. М., 1994.

Подобные документы

Понятие о культурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс ). Культурные процессы - изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Наука в системе культуры. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации.

контрольная работа [29,9 K], добавлен 03.02.2009

Семиотическая функция культуры. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах. Язык как средство овладения национальной культурой. Знаковые системы как основная структурная единица языка культуры. Символ - хранитель тайны и проявление священного.

реферат [42,6 K], добавлен 04.03.2014

Проблемы исторического развития культуры, анализируются различные концепции исторической динамики культуры: теории культурных циклов, линейной динамики культуры, концепции культурного прогресса. Концепции развития культуры Данилевского, Шпенглера.

реферат [28,3 K], добавлен 01.05.2008

Культура речи как область языкознания и умение использовать выразительные языковые средства в условиях общения. Основные источники и задачи культуры речи. Особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения. Коммуникативный компонент культуры речи.

реферат [50,3 K], добавлен 26.07.2010

Типология знаковых систем культуры: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные и вербальные. Вербальный иллюзионизм в современной культуре; язык как средство мышления и общения. Интерпретация текстов и вторичные моделирующие системы.

реферат [28,4 K], добавлен 18.03.2011

Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии. Язык и символы культуры. Культурная картина мира. Роль политического фактора в формировании русской культуры. Сущность евразийской концепции. Культура современного общества.

контрольная работа [45,9 K], добавлен 13.05.2015

Основные этапы развития византийской культуры. Своеобразие византийского христианства. Взаимосвязь императорской власти и православной веры. Общие сведения о византийской культуре. Связь культуры Византии с культурой Древней Руси.

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.
Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.
Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.

Культура никогда не находится в состоянии покоя, все ее элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать культуру надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в культуре имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. культура развивается.

Культурное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих культуру вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Прогресс и регресс - (лат. progressus — движение вперед и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности культурного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в культурной жизни различных исторических эпох, идеалов, равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

Данная тема и сейчас актуальна, она затрагивает сознание и восприятие многих людей.

Целью данного реферата является: раскрытие понятий прогресса и регресса в культуре.

Перед собой я ставлю задачи :

  1. Рассмотреть понятие о культурных процессах.
  2. Понять как взаимодействует наука и культура.
  3. Изучить достижения и потери мировой культуры.

II.Регресс и прогресс культуры

2.1. Понятие о культурных процессах (прогресс и регресс).

Итак, культура (лат. сulture) - 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей; 2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности; 3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Читайте также: