Профилактика злоупотребления психоактивными веществами кратко

Обновлено: 06.07.2024

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики (психоактивные вещества).

Что такое психоактивные вещества?

Психоктивное вещество (ПАВ) — любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме может вызвать психическую или физическую зависимость.

Основные признаки употребления ПАВ у подростков:

  • снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
  • отчужденность, скрытность и лживость;
  • эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;
  • компания подростка зачастую состоит из лиц более старшего возраста и некоторые из них имеют опыт употребления ПАВ;
  • эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег;
  • изменение аппетита. Периодическая тошнота, рвота;
  • сужение или расширение зрачков, состояние оглушенности, заторможенности;
  • подросток периодически исчезает из дома;
  • на вопросы родителей о том, где бывает, чем занимается, с кем проводит время, отделывается бессмысленными отговорками;
  • лжет по любому поводу;
  • за короткий период времени полностью сменился круг друзей;
  • количество телефонных разговоров у подростка резко увеличилось;
  • не проявляет интереса к семейным делам и проблемам.

Основные причины употребления ПАВ:


Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие

Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного добровольного отказа ребенка от наркотика или токсиканта в процессе развития зависимости ожидать не приходится, за исключением редких случаев на этапе первых проб.


Последствия зависимости от ПАВ

Социальные последствия употребления ПАВ:

  • нарушение социального развития и функционирования – способности общаться с другими без психоактивного вещества, налаживать дружеские связи, любить, понимать других, учиться, накапливать здоровый жизненный опыт, решать повседневные проблемы, делать успехи, преодолевать трудности;
  • конфликты в семье, в школе, прогулы, финансовые трудности, нарушение закона, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество.

Психические последствия употребления ПАВ:

  • проблемы с организацией собственной деятельности;
  • нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию;
  • эмоциональные нарушения:
    — раздражительность;
    — легкая возбудимость;
    — склонность к сниженному настроению;
    — агрессивность;
    — злость;
    — падение активности;
  • нарушения мышления:
    — подозрительность;
    — изменение темпа и функций мышления;
    — галлюцинации;
    — чувство безнадежности;
    — мысли о самоубийстве, действия, направленные на самоповреждение, попытки самоубийства, совершенные самоубийства.

Другие медицинские последствия употребления ПАВ:

  • изменяется внешний вид (вялая мимика, бессмысленный взгляд, монотонная речь, бледность, расслаивание ногтей, выпадение волос, похудание);
  • поражаются внутренние органы (нервная система, пищеварительная система, имунная система, печень, сердце, дыхательная система (хроническое воспаление, снижение обоняния, его потеря), репродуктивные органы).

Ухоженный, накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Родители так боятся, чтобы дети не наделали ошибок в жизни, что не замечают, что не дают им жить. Они попирают и нарушают их права, данные им от рождения, а потом удивляются их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет, что можно делать, а чего следует избегать.

Проблема профилактики злоупотребления психоактивными веще­ствами до настоящего времени остается одной из наиболее актуальных проблем наркологии. Неуклонный рост наркотизации и алкоголизации населения вceгo мира свидетельствует о необходимости интенсивной разработки новых современных концепций, отвечающих требованиям времени и условиям социальной среды.

Профилактика зависимости от НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХО­ТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска заболевания наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к этим болезням. Определенные жизненные обстоятельства могyт либо способствовать, либо препятствовать началу употребления психоактивных веществ. Обстоятельства достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называ­ются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ.

Факторами риска от риска употребления психоактивных веществ

– проблемы физическоrо и психическоrо здоровья;

­ – рождение и воспитание в семье больных алкоrолизмом, наркоманией;

­- реryлярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие устойчивости к давлению сверстников;

­ – личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная caмооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие co­циальных норм, ценностей и т. д.);

­- ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;

­- высокий уровень семейноrо стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье;

­ – неспособность освоить школьную программу, прогyлы в школе;

­ – проблемы межличностноro общения в семье, школе, со сверстниками.

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ

-­ семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;

­- средний и высокий уровень доходов в семье, адекватная обеспеченность жильем;

­- высокое качество медицинской помощи;

– низкий уровень преступности в населенном пункте;

­ – доступность служб социальной помощи;

­- высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие,

­ – высокая самооценка, развитые навыки самостоятельноrо решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;

Очевидно, что профилактика имеет перед собой цель усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления ПАВ и уменьшить выраженность факторов риска. Нет единственноrо фактора, который бы способствовал началу употребления психоактивных веществ конкретным человеком. В процес­се жизни на индивида воздействуют совокупности как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных свя­зей с формированием зависимости от ПАВ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи.

Вторичная профилактика - это работа с теми детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем более к их регулярному употреблению.

Третичная профилактика - это уже даже не профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или действия, а комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного характера. Поэтому, ведя разговор об основных направлениях антинаркотической профилактики, мы имеем в виду первичную и вторичную профилактику, которая может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме на основе различных программ и с использованием разных методик [1].

В настоящее время сложились различные направления профилактики ПАВ.

Одно из направлений можно назвать запретительным . Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков.

Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом , активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление можно условно назвать личностно ориентированным . Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения .

Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.

Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления антинаркотической профилактики адекватно и в комплексе.

Для образовательных учреждений должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Направления работы по профилактике наркотической зависимости в значительной степени являются педагогической (воспитательной) деятельностью и осуществляются психологами и педагогами. Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к формированию устойчивого развития личности подростка, к нормативному жизненному циклу в обществе.

Таким образом, предлагаемая схема работы не должна рассматриваться как некий неизменный алгоритм. Она может значительно видоизменяться в зависимости от каждого конкретного случая.


Каждому человеку встречались на жизненном пути люди, страдающие той или иной зависимостью.

Зависимость или аддикция (англ.addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание) – непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт.


Факторами риска могут быть:

  • проблемы физического и психического здоровья;
  • рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией,
  • отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.);
  • высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье;
  • неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе;
  • проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками.


Профилактика зависимостей представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к зависимостям.

В мире существует определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика ориентирована на лиц, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно уже возникло, но ещё не достигло пика своего развития.

Читайте также: