Профилактика стрессов в деловом общении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Н.В. Самоукина предлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса.

Основные правила поведения в условиях стресса:

наблюдать за самим собой;

искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении");

перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);

задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:

раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, часто "собака громко лает от страха" - Н.П.); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.

коммуникативная агрессия (главная причина - стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

Главная проблема - человек не всегда осознает собственной агрессивности (для него все это - "нормальное явление", хотя сам же он и страдает).

Принцип справедливости в общении выражается в следующем правиле: "Сколько сил, времени и поддержки человек отдает в общении с кем-то, столько же сил, времени и поддержки он получает от другого человека" (см. Самоукина, 1999. С. 195). (Правда, точнее было бы сказать, что человек вправе рассчитывать на все это.) Н.В. Самоукина отмечает, что важно также выбрать "психологическую валюту" своего вклада в общение, (Там же. С. 196).

Проблема "остановки болтливого собеседника". Н.В. Самоукина предлагает для этого следующие основные правила:

внутренне решиться позаботиться о самом себе, решиться уважать самого себя (это как основа вашей решимости остановить болтуна);

не брать вину на себя (вы имеете право участвовать в общении на равных, а не только в роли "внимательного слушателя" или "психотерапевта" - Н.П.);

не вините своего партнера (если партнер стал говорить слишком длинно, вы сами отдали ему "коммуникативное пространство"; кроме того, болтливость - это один из показателей открытости партнера по отношению к вам);

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

формула остановки болтливого партнера - проговорить для себя: "Все, что он говорит, безусловно, интересно и важно, но именно сейчас (в данный момент) Вам необходимо заняться другими делами (или обсудить другие вопросы).

Важную роль в профессиональном общении играет способность формулировать отказ в деловых отношениях. Предлагается формула вежливого отказа, включающая три основных этапа высказывания:

фраза, имеющая положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношения или ситуации);

фраза, содержащая отрицательное отношение (формулировку отказа и его объективных причин);

фраза, содержащая опять положительное содержание (положительный прогноз удовлетворения просьбы партнера в будущем ради сохранения хороших с ним отношений).

Особо острой и нерешенной является проблема манипулирования в деловом общении. Выделяются основные характеристики манипулятора и его жертвы. Главные цели манипулятора - корысть и самоутверждение. Главная добыча манипулятора - хорошие, добрые и гуманные люди (манипулятор как бы "завидует" им, а также пользуется их добротой и открытостью). Сам манипулятор не способен к открытости и искренности (и нередко даже страдает от этого). "Он либо "покупает" другого ("Я дам тебе денег и власти"), либо "покупается" сам ("Я хочу денег и власти"). Его зависимость от этих "Дай" и "Возьми" - огромна, он сам является их игрушкой".

Предлагаются основные варианты защиты от манипулирования:

укрепление своей жизненной позиции;

укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на "отказ"… и не стоит из-за этого винить себя);

владение техниками общения (понимать, что реально происходит в общении, понимать самого себя и т.п.).

Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.

Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто "блокирует" творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще "бояться жить"…

Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих "конкурентов". "Человек, отдающий себя конкурентной гонке", начинает жить "не своей жизнью": он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только "нужные" люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина…", - пишет Н.В. Самоукина. Проблема таких людей в том, что они имеют "только одну цель" - карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, т.к. жизнь и человеческие отношения - намного богаче). Таким людям предлагается хороший совет: желательно "выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде"… "Ловушка конкуренции" выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на "вершине" (часто это - разочарование, зависть и одиночество…).

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. "Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха…", - отмечает Н.В. Самоукина. Нередко после крупного достижения наступает состояние "обессмысливания" того, что осуществилось…

Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула "Все зло от больших денег" действительно срабатывает, но… если они приходят неожиданно и, главное, - незаслуженно. Количество денег (много их или мало) - относительно. Добавим к этому то, что у каждого существует как бы свое, "запрограммированное для него Судьбой количество денег и богатства", хотя с этим можно и поспорить, т.к. это очень распространенное обоснование существующей несправедливости.

Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают и к тому, что "все продается и покупается", но это - "прекрасная" основа личностной деградации. Проблемы (для богатого) начинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, не каждая женщина "продается", да и вообще, возможно ли "покупать" любовь, если это действительно настоящая любовь. ). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими "покупками", сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию. В современной РФ обладание большими деньгами осложняется еще и тем, что родители нынешнего богача жили более скромно и естественно (а часто и его собственное детство проходило на фоне более человечных взаимоотношений). Поэтому часто богач бывает обречен на одиночество и постоянный страх за свои капиталы (не только перед "мафией", но и перед своими завистливыми близкими…).

В современных зарубежных подходах к исследованию стресса в труде предпринимаются попытки по-новому осмыслить это явление. С.Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в труде несколько уступает таким проблемам как качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др.

В частности, С. Касл выделяет основные направления концепутуализации стресса в трудовой деятельности:

Создание перечней стрессогенных условий среды.

Обновление понятия "стресс" с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как "информирование" об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего.

Определение "стресса" в терминах некоторых "базовых" поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению).

Попытки придать еще большую четкость понятию "стресс" с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.

В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия "стресс в труде":

В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п.

В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений "человек - среда", которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, С. Касл выделяет следующие их основные группы:

1) Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.

2) Связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции).

3) Связанные с взаимоотношениями в группе; отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.

4) Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства.

5) Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда особенно очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.

6) Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Выделяется также характеристика "желательных" условий труда:

Работа должна соответствовать "интеллектуальному запросу" работника, что ведет к его личной заинтересованности;

работа должна быть не слишком утомительной;

вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;

условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;

работа должна способствовать росту самооценки работника;

факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.

Специально рассматривается вопрос о корреляции удовлетворенности трудом и показателями психического здоровья:

Поведенческие индикаторы (потребление алкоголя, наркотиков, курение и др.) незначительно связаныс удовлетворенностью трудом.

Отчужденность в труде мало распространяется на другие сферы жизни.

Показатели, основанные на соматических жалобах и симптомах, низко коррелируют с удовлетворенностью трудом.

Оценки аффективных проявлений (тревожность-напряженность, депрессия, раздражительность…) дают высокую корреляцию с удовлетворенностью трудом (точнее, с неудовлетворенностью).

Показатели "личного счастья" и общей удовлетворенности жизнью сильно коррелируют с удовлетворенностью трудом, но особенно это заметно в конце 40-х годов жизни человека.

Стрессы в деловом общении – это фактор, которого просто невозможно избежать. Мало того, что в бизнесе сталкиваются две и более разнохарактерные личности, так еще и каждая из них преследует свои выгоды и цели, которые могут противоречить принципам оппонента.

Причины стрессов

  • Высокая профессиональная нагрузка.
  • Противоречивость требований.
  • Неопределенность роли (когда человек не понимает, что от него требуется).
  • Апатия к работе (если профессиональная деятельность неинтересна, то она вызывает постоянное нервозное состояние).
  • Нарушение физических условий (работа в шумной обстановке, в холоде и т.п.).

Кроме того, психологи выделяют дополнительные стрессогенные факторы, оказывающие не меньшее влияние на психологическую устойчивость в деловой сфере:

Стратегия стрессоустойчивости

Это три универсальных совета, которые можно дать абсолютно любому человеку, начиная от школьника и заканчивая руководителем предприятия, который хочет уверенно держать себя в руках.

Антистрессовое руководство

Чтобы снизить уровень стресса в коллективе, можно следовать нижеприведенным рекомендациям. Чаще задумывайтесь над адекватностью собственных оценок профессиональных качеств подчиненных. У руководителя не должно быть любимчиков, а все обязанности должны распределяться в соответствии с занимаемой должностью. Работники тонко чувствуют несправедливость и ответят вам той же монетой.

Проявляйте к подчиненным заботу и оказывайте им поддержку. Дайте понять, что все люди и каждый может ошибиться. Если кто-то допустил ошибку, проанализируйте, почему так произошло, и только потом принимайте решение о дальнейшей реакции.

Критикуя подчиненного, не переходите на личности и не унижайте человека. Придерживайтесь этики делового общения и не выходите за рамки дозволенного.

Умейте признавать перед подчиненными и свои ошибки. Это дает положительный эффект с двух сторон. Во-первых, вы поднимете свой статус в глазах персонала, ведь далеко не каждый руководитель на это способен. Во-вторых, работники будут меньше бояться ошибиться сами и будут с меньшим стрессом подходить к исполнению своих трудовых обязанностей. Как показывает практика, отсутствие страха ошибки сводит количество оплошностей к минимуму, и наоборот.

В общении с подчиненными не позволяйте себе использовать сарказм, иронию и юмор, которые могут задеть человека из коллектива.

Антистрессовое подчинение

Не стесняйтесь просить руководителя точнее объяснять, чего именно он от вас ждет, давая то или иное задание. Во всяком случае тогда, когда первичная постановка задачи допускает двоякое понимание. Еще лучше, если все распоряжения будут отдаваться в письменном виде.

Если вас не устраивают условия работы, которые можно скорректировать, или оплата труда – переговорите с руководством, предложив свои идеи по улучшению. Если меры отвергаются, стоит подумать над тем, чтобы сменить место работы на более комфортное.

Даже при высоких уровнях физической и умственной нагрузки, находите по 10-15 минут для отдыха. Доказано, что этого времени вполне достаточно, чтобы увеличить свою продуктивность.

Не мешайте личные и деловые отношения. Даже если вы работаете или постоянно контактируете по рабочим процессам с женой/мужем/другом/родственником – заранее договоритесь о том, что отношения отношениями, а работа работой. Обстановка и ситуация в одной сфере никак не должна пересекаться с другой.

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие и природа стресса………………………………………….4
1.1. Причины и источники стресса…………. ……………………….4
1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………. 6
2 . Управление стрессами…………………………………………. 9
2.1. Профилактика стрессов в деловом общении…. 9
2.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения………………………………………………………..…….12
Заключение…………………………………………………………. 14
Список литературы……………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по этики.docx

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тема: Профилактика стрессов в деловом общении и индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… ……..3
1. Понятие и природа стресса………………………………………….4
1.1. Причины и источники стресса…………. ……………………….4
1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………. 6
2 . Управление стрессами…………………………………………. 9
2.1. Профилактика стрессов в деловом общении…. . 9
2.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения……………………………………………………… ..…….12
Заключение…………………………………………………… ……. 14
Список литературы………………………………………. 15

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:
- перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
- конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
- неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
- неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
- плохие физические условия (шум, холод и пр.)
- неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
- плохие каналы обмена информацией в организации и др. Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

2. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ
2.1.Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.
1. Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

Понятие, природа, причины, признаки и фазы стресса. Синдром опустошения, пути преодоления стрессов в деловом общении. Занижение уровня чувствительности к разного рода внешним раздражителям. Вертикаль делового общения между руководителем и подчиненным.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.03.2016
Размер файла 56,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления

Стресс и его влияние на процесс делового общения

Студент: Солдаткина Анастасия Андреевна

1. Понятие и природа стресса

2. Причины стресса

3. Признаки стресса

5. Виды профессиональных стрессов

6. Что такое стрессоустойчивость и как ее развить?

7. Синдром опустошения

8. Пути преодоления стрессов в деловом общении

стресс чувствительность раздражитель

Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от его социального статуса и материального уровня. В России, на сегодняшний день, нет точной статистики, но по приблизительным оценкам 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного стресса.

Причины такого явления всегда разнородны. Для кого-то сильный стресс может быть вызван потерей близкого человека, а для кого-то поступлением в новое учебное заведение.

Давайте разберемся, что из себя представляет стресс и каким образом он оказывает влияние на деловое общение между людьми, а также попытаемся понять, какие способы наиболее эффективно помогают избежать рассматриваемое явление.

1. Понятие и природа стресса

По своей сути стресс-это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса,а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения.

2. Причины стресса

Большинство людей отождествляют факторы, вызывающие стресс, с неприятными событиями, такими как тяжелый график работы, потеря чего-либо важного и ценного. К таким факторам также необходимо отнести и положительные ситуации - получение награды, брак, увеличение зарплаты и др. Это хорошие моменты, но несмотря на это, они все равно обуславливают причины стресса. Положительные или отрицательные факторы стресса вызывают его в той мере, в какой человек воспринимает этот фактор. В случае если наше отношение к женитьбе спокойное, мы воспринимаем стресс в меньшей степени, в отличие от случая, когда брак - это самое долгожданное событие в жизни. Если человек воспринимает неудачи - как опыт жизни, от которого он сможет научиться чему-то новому, то стресс проявится в форме небольшого волнения. Если же неудача воспринимается слишком близко к сердцу, то стресс чреват серьезными проблемами для здоровья организма, вплоть до депрессий и изменения сознания, поэтому причины стресса носят относительный характер и для каждого человека индивидуальны.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние - это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины находятся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное,оно сделано лишь для удобства понимания рассматриваемых причин.

Читайте также: