Профилактика раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с овз кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя - логопеда, педагога - психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

ВложениеРазмер
rannee_vyyavlenie_detey_s_ovz_v_dou.docx 37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ранее выявление детей с ОВЗ в ДОУ

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его законным представителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (учителя - логопеда, педагога - психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

ФГОС дошкольного образования от 01.01.2014

  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями …
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей…

В этой ситуации мы это учитель – логопед и педагог- психолог тесно взаимодействуем и сообща решаем такие задачи как:

1.Мотивировать педагогов на организацию деятельности по раннему выявлению детей с отклоняющимся развитием.

2. Закрепить знания педагогов об основных показателях развития ребенка 3-4 лет в норме.

3. Определить основные показатели психо-речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста вызывающие опасения.

4.Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия с родителями детей с отклоняющимся развитием.

5. Представить информацию педагогам о этапах оказания помощи детям на уровне ДОУ и района.

Цель : выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.

Алгоритм выявления и оказания помощи детям с ОВЗ в ДОУ

Выявление на уровне ДОУ детей с отклоняющимся развитием в ходе наблюдения за ходом их развития, особенностями адаптации, поведением и т.д.

Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста в нашем ДОУ мы (педагог-психолог и учитель-логопед) разработали бланк наблюдения, в котором заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях и индивидуализации образовательного маршрута для педагогов массовых групп младшего возраста, чтобы заранее иметь представления на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями со сверстниками и родителями.

Воспитатели массовых групп

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости консультации их со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом)

Воспитатели массовых групп, учитель – логопед, педагог –психолог

Работа с родителями (законными представителями) по оказанию помощи в осознанании необходимости логопедического и психологического сопровождения их ребенка и консультирование со специалистами (учителем – логопедом, педагогам – психологом) по результатам диагностики.

Диагностическая работа: обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения)

Учитель – логопед, педагог –психолог

Направление на консультацию к врачам по показаниям (по необходимости) : невролог, лор, окулист, психиатр.

Цель: для уточнения психолого- логопедического заключени

Учитель - логопед, педагог – психолог

Заседание ППк (где утверждается список детей для прохождения территориальной ПМПК с ЦЕЛЬЮ выявления детей ОВЗ для получения рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания детей в образовательной организации и определения дальнейшего образовательного маршрута)

Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог - психолог, заместитель заведующего по ВР, заведующий

Направление к специалистам ТПМПК, оформление соответствующих документов.

Учитель - логопед, педагог - психолог, заместитель заведующего по ВР

Организация коррекционно – развивающей помощи в соответствии с рекомендациями ТПМПК.

Цель Психолого - логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей психолого - логопедической работы по коррекции речевых нарушений и недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере, способствующих успешной адаптации и интеграции ребёнка в социуме)

Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог – психолог, заведующий, заместитель заведующего по ВР

Организация консультативной работы родителей (законных представителей).

( Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социализации )

учитель - логопед, педагог – психолог,

Отслеживание динамики развития каждого ребенка.

Воспитатели массовых групп, учитель - логопед, педагог - психолог.

Консультативный пункт проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка и вовремя оказать квалифицированную помощь семье.

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Ранняя комплексная помощь -- это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

2. Определение уровня развития ребенка' и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. Обучение и консультирование семьи.

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи.

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт, а именно:

- переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

- создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

- налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;

- создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

- обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

- широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;

- внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

- создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

- создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;

- развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 - 57.

6. Назарова Н. М. - Том 3. Педагогические системы специального образования - файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи : проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ. Музыкальный руководитель 1 категории МАКИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Игра в жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи,.

Организация дистанционной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы.

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития

Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (профилактика появления отклонений, ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии и воспитывающим их семьям) как общего приоритетного направления специального образования определяется социально- экономическими условиями современной жизни и их последствиями для населения, политикой государства по отношению к проблемным детям, возможностями науки и практики в оказании такой помощи

Причины появления новых приоритетов в системе специального образования Результаты отечественных и зарубежных научных исследований убедительно доказывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скорригировать уже имеющиеся, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, а впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество

1.Демографы и социологи отмечают, что в условиях современной жизни российского общества более всего страдает семья. Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских и подростковых эмоциональных отклонений и нарушений. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи. 2.Другой серьезной проблемой становится ухудшение состояния здоровья детей. Доля рождения здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.

Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития — к системе специального образования, включающей:

1.Максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи; 2.Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи; 3.Снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка); 4.Построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения; 5. Обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала;

В связи с этим одной из первостепенных задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры — системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка

Значительным вкладом в осознание необходимости ранней помощи детям с отставанием в развитии стали зарубежные научные исследования по проблемам: -социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие (Р. Болби, 1959; д. Винникотт, 1960; М. Айнсворт, 1978 и др.); -взаимодействия матери и младенца с оценкой их социального поведения (Ф.Фогель, 1977; д. Н. Штерн, 1977 и др.); -влияния личности матери на взаимоотношения с ребенком; протекания взаимодействия и формирования взаимной привязанности у младенцев групп риска (в том числе у младенцев с нарушениями зрения и недоношенных детей) и их матерей (Т.М.Филд, 1990 и др.);

-развития младенцев у матерей с психическими расстройствами и из групп социального риска — страдающих алкоголизмом, наркоманией, несовершеннолетних матерей, одиноких женщин с низким прожиточным уровнем (Г.М.Филд, 1987, 1990;Л.Беквит, 1990 и др.)

Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, конкретизированных в исследованиях психологии младенчества и генезиса общения М.И.Лисиной (1974; 1986; 1987) и ее учениками; об использовании сензитивных периодов (периоды повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии.

Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства .

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: -оценка уровня развития ребенка; -консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; -охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи)

Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям: время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев; интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка; создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша; охват программой различных сфер развития ребенка; учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков; поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка

В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы. На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей — детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни

Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования Первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Промежуточным результатом работы должен стать проект Программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации. Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности.

Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Им должно быть предоставлено право широкого вариативного выбора места размещения: на базе общеобразовательного или специализированного дошкольного учреждения, или учреждений здравоохранения (детских поликлиник или кабинетов по катамнезу при детских больницах), специализированных центров при психолого-медико-педагогических комиссиях.

Вопросы и задания Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии? 2. Расскажите об отечественных научных исследованиях в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии и о полученных в их ходе результатах. З. Приведите данные, характеризующие систему ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы. 4. Охарактеризуйте наиболее известные отечественные модели ранней помощи. 5. Каковы приоритетные задачи ближайшего будущего в области становления отечественной системы раннего выявления и специальной комплексной помощи проблемным детям и их семьям?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

В связи с этим одной из важнейших задач региональной социальной политики становится создание системы раннего выявления и комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. Правильно организованная ранняя коррекция нарушений здоровья способна предупредить появление вторичных нарушений, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка. При этом необходимым условием успешной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающей деятельности. Не менее важными условиями эффективности являются: межведомственное взаимодействие, наличие единых стандартов и моделей оказания ранней помощи, менеджмент и наличие профессиональных компетенций специалистов служб ранней помощи. Таким образом, применение данной технологии становится актуальной

Минимизация отклонений в состоянии здоровья детей раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье

  1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.
  2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.
  3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
  4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
  5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.

2. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за такими детьми

Учреждения социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, НКО.

Состав междисциплинарной команды: инструктор ЛФК, АФК, медсестра по массажу, врач-педиатр, врач-невролог, физиотерапевт, эрготерапевт, специалист по коммуникации, психолог, логопед, социальный педагог, специалист по социальной работе, хореограф

Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста семи-восьми лет

Механизм реализации (формы и методы)

Этапы организации ранней помощи:

1-й этап. Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи:

1.1. Выявление и информирование семей с детьми раннего возраста, нуждающихся в помощи, происходит в процессе взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты посредством распространения информационных материалов (памятки, буклеты), демонстрации презентационного материала и пр.

1.2. Первичный прием, который необходим для определения степени нуждаемости ребенка и его семьи в услугах отделения раннего вмешательства, а также для определения объема и перечня основных услуг ранней помощи, по итогу которого принимается решение о включении семьи в программу помощи либо о получении консультативной помощи.

1.3. Включение в программу ранней помощи.

2-й этап. Создание и реализация программы ранней помощи:

2.1. Междисциплинарная оценка развития. Для проведения междисциплинарной оценки развития используются диагностические инструменты и методы, направленные на выявление основных проблем ребенка: KID и RCDI, наблюдение, интервьюирование, а также данные амбулаторной карты.

2.2. Междисциплинарный консилиум. Каждый специалист представляет свои диагностические результаты, которые позволяют выделить основные направления помощи семье, опираясь на сильные стороны ребенка и его особенности.

2.3. Разработка и реализация индивидуальной программы помощи семье. Программа составляется на основе результатов проведенной углубленной оценки ведущим специалистом, который определен междисциплинарной командой, совместно с родителями с учетом приоритетов, установок и возможностей семьи, совместно с другими специалистами команды.

3-й этап. Переход ребенка в другие программы/учреждения.

На данном этапе происходит подбор учреждения, взаимодействие специалистов ОРВ и специалистов медицинских, образовательных, социальных, досуговых учреждений в период адаптации. По окончании индивидуальной программы специалисты службы переводят ребенка и семьи в другие структуры.

Формы: индивидуальные и групповые занятия.

Результативность (критерии и показатели)

Показатели количественные:

  • общая численность проконсультированных детей и взрослых членов семей;
  • количество семей, включенных в программу и посещающих индивидуальные и групповые занятия;
  • количество детей, начавших посещать ДОУ.

Показатели качественные:

критерии оценки области социального взаимодействия:

  • демонстрирует привязанность к близким взрослым;
  • начал инициировать и поддерживать социальное взаимодействие с другими людьми;
  • демонстрирует доверие к другим людям;
  • ведет себя соответствующим образом в различных ситуациях (на игровой площадке, в магазинах, в центре и т.д.);
  • строит отношения с детьми и взрослыми;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • понимает и выполняет социальные правила;

критерии оценки участия в социальной жизни:

  • участвует в различных мероприятиях и жизни семьи;
  • активно играет и общается со сверстниками или другими детьми без нарушений;
  • посещает вместе со своими родителями общественные места (зоопарк, театр, игровые площадки и т.д.);
  • освоил навыки самообслуживания;

критерии оценки результатов работы с семьей:

  • знают о специфических факторах риска в состоянии ребенка, понимают, как развивается их ребенок с нарушениями, развитие каких навыков и способностей нужно поддерживать;
  • отвечают на потребности ребенка как общего характера (например, в игре, общении), так и специфического характера, связанных с конкретными особенностями своего ребенка;
  • понимают стиль обучения своего ребенка (темп, как долго ребенок может удерживать внимание и т.д.) и его предпочтения;
  • могут, наблюдая за поведением ребенка, определять, какие изменения произошли в результате реализации программы помощи;
  • знают о рекомендованных программах помощи и услугах, направленных на улучшение состояния ребенка или устранение факторов риска;
  • обеспечивают безопасную обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка (создают мотивирующую обстановку, используют любимые ребенком игрушки и ситуации);
  • используют специальные методы, которые могут быть эффективны для обучения ребенка или устранения его поведенческих проблем;
  • помогают ребенку участвовать в семейных ежедневных мероприятиях, обеспечивают не только физическое присутствие, но и включение ребенка в деятельность;
  • изменяют домашнюю обстановку так, чтобы подстроить ее под стиль обучения и потребности ребенка;
  • знают, как оценивать обоснованность рекомендаций относительно методов обучения и абилитации для своего ребенка.
  • Качественными показателями также является трудоустройство родителей, улучшение эмоционального состояния семьи, мобилизация и развитие личных ресурсов семьи, успешная интеграция в обществе, активное участие в комплексе мероприятий

Окончание программы с положительными результатами, углубленное диагностическое обследование указывают на норму развития ребенка, перевод ребенка в ДОУ


В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудности на пути их реализации. Предложены варианты оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ на базе общеразвивающих дошкольных учреждений.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, помощь детям с ОВЗ, дошкольный возраст

In the article the basic concept of identifying children with disabilities; It proposed to the list of activities for the introduction of the concept into practice, as well as the projected main obstacles and challenges to their implementation. Variants provide skilled care to children with disabilities on the basis of general developmental preschools.

Keywords: children with disabilities, children with disabilities, preschool age

Постановка проблемы. Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

Анализ литературы. На сегодняшний день существует определенная теоретическая база методических рекомендаций и наработок в области выявления детей с ОВЗ и оказания психолого-педагогической помощи (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др.)

В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежат принципы неразрывности психологии и педагогики, сформулированные известными исследователями (Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.), являющиеся основой разработки методического обеспечения для работы с такими детьми.

Целью статьи является характеристика комплексного вявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.

Именно это понятие будем использовать при обосновании необходимости разработки концепции по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказании им квалифицированной помощи.

Значимость заявленной проблемы определяется следующими факторами [5]:

‒ специфика демографической ситуации (снижение рождаемости, уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза, рост врожденных и наследственных патологий);

‒ особенности социально-экономического развития общества (ухудшение условий жизни; ухудшение условий труда женщин; отсутствие необходимых бытовых условия для жизни детей; недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания и т. д.);

‒ социально-психологические особенности общественного развития (экзистенциональные проблемы отдельного человека, информационная перегруженность, одиночество, стрессы, эмоциональная холодность, социальный инфантилизм и т. д.);

‒ ухудшение экологической обстановки (рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды) и пр.

Выделенная проблема находятся на пересечении различных отраслей научного знания, но основная роль в разработке теории и практики выявления детей с ОВЗ и оказании им помощи и поддержки свободного развития, принадлежит специальной (коррекционной) педагогике. Основными направлениями данной научной сферы являются: изучение инноваций и передового педагогического опыта по созданию условий для профилактики, ранней диагностики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитании и обучении, в социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ [2, с. 210].

Данная работа должна проходить системно, что подразумевает единство всех социальных институтов в организации процесса выявления детей с ОВЗ и оказании им своевременной квалифицированной помощи:

‒ максимально раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья путем диагностики нарушений развития и особых образовательных потребностей;

‒ устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации;

‒ расширение временных границ специального образования и реабилитации, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни;

‒ непрерывность процесса диагностики, обучения и реабилитации и их выход за рамки школьного возраста;

‒ выделение комплекса специальных диагностических, коррекционно-развивающих задач (не имеющих места в процессе жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка того же возраста);

‒ включение родителей в процесс выявления, коррекцию и реабилитацию детей, а также организацию их целенаправленной подготовки силами специалистов;

‒ подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями [4, с. 82].

Концепция выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, должна базироваться на следующих положениях:

 каждый ребенок с ограниченными возможности здоровья является частью и равноправным членом общества, имеет такие же, как и у других потребности, желания, интересы, связанные с самоактуализацией и реализацией имеющегося потенциала в процессе социализации;

 ребенок с ограниченными возможности здоровья так же талантлив, как и его сверстники, но ему необходимы помощь и безопасная окружающая среда, предоставляющая ему возможность для познания, общения, проявления активности, творчества и для всестороннего развития;

 ребенок с ограниченными возможности здоровья не пассивный объект социальной помощи и поддержки, а равноправный субъект различных систем отношений;

 государство призвано создать условия, обеспечивающие ребенку с ограниченными возможности здоровья удовлетворение не только его жизненно важных, но и социально значимых потребностей посредством повсеместного создания социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития таких детей;

 семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет право на получение полной информации о реальном состоянии дел на первых этапах обращения в соответствующие центры и службы, на получение специализированной помощи и поддержки в вопросах воспитания, обучения и реабилитации ребенка и т. д.

На региональном уровне в процессе создания и развития системы выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве основных должны осуществляться следующие мероприятия [4, с. 83]:

  1. Подбор и разработка психодиагностического инструментария, обеспечивающего измерение критериальных показателей состояния здоровья детей.
  2. Обязательное психолого-педагогическое и медицинское обследование детей в различных социальных институтах с целью раннего выявления изменений в состоянии их здоровья.
  3. Стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  4. Финансирование специализированных учреждений, призванных заботиться о развитии детей с ОВЗ, позволяющее обеспечить такие учреждения необходимым диагностическим инструментарием, средствами психолого-педагогической коррекции.
  5. Обобщение и распространение имеющего в стране опыта в работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье.
  6. Создание специальных психологических служб и организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ОВЗ.
  7. Повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивающее необходимы уровень профессионализма в области диагностики и коррекции первичных признаков отклонений в здоровье детей.
  8. Ориентация деятельности всех специализированных образовательных учреждений на принципы сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.

Несмотря на актуальность заявленной проблемы, необходимо прогнозировать препятствия и трудности, возникающие на этапе реализации концептуальных идей.

  1. Отсутствие четких критериев и единой базы психодиагностических данных для их выявления детей с ОВЗ.
  2. Отсутствие тесных межведомственных связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, мониторинг и сопровождение детей с ОВЗ.
  3. Недостаточное финансирование проектов по созданию психодиагностического инструментария и раннему выявлению детей с ОВЗ.
  4. Недостаточное количество дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье детей.
  5. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ОВЗ с последующим трудоустройством.
  6. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.
  7. Недостаточный уровень подготовки специалистов, призванных осуществлять психодиагностическое обследование детей с ОВЗ и активное междисциплинарное взаимодействие, отсутствие специальных условий, как материально-технических, так и кадровых [3].

Признавая приоритетность выявления детей с ОВЗ перед другими задачами коррекционной педагогики не стоит забывать и о важности своевременной квалифицированной помощи специалистов детям и их родителям. Сложность и длительность процесса в построении специализированных дошкольных учреждений для детей с ОВЗ (имеющихся явно недостаточно) вынуждает искать альтернативные пути решения данной проблемы. На наш взгляд, оптимальным выходом является создание специальных консультационных центров на базе имеющихся общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений.

После проведения диагностических мероприятий, для определения зоны ближайшего развития ребенка, педагогами будут определяться индивидуальные воспитательно-образовательные маршруты ребенка с ограниченными возможностями здоровья и вестись психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка, включающее:

 консультации различных специалистов для родителей (психологов, педагогов, логопедов, дефектологов и т. п.);

 периодичную диагностику детей с ОВЗ для выявления динамики и характера изменений в индивидуально-личностных проявлениях ребенка;

 профессиональная помощь специалистов в коррекции недостатков развития детей с ОВЗ;

 обеспечение родителей информацией о современных достижениях в области коррекционной педагогики путем информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей.

  1. Гончарова, Е. Л. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2000. — № 6. — с. 3–8.
  2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1995. — 577 с.
  3. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л. И. Переслени. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис- пресс, 2006. — 64 с.
  4. Фатихова, Л. Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии / Л.Ф, Фатихова // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. — Красноярск. — 2010. № 4 (10). Часть 8. — с. 82–84.
  5. Чеснокова, О. Б. Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии. — 2005. — № 5. — с. 33–44.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, возможность здоровья, развитие ребенка, квалифицированная помощь, выявление детей, учреждение, коррекционная педагогика, психодиагностический инструментарий, своевременная квалифицированная помощь.

Читайте также: