Профилактика конфликтов в детском коллективе кратко

Обновлено: 03.07.2024

В основе конфликта лежит столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов социального взаимодействия.

Конфликт – основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие, преследующее несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду.

Выделяют следующие виды конфликтов:

1. В зависимости от состава участников: внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностные конфликты характеризуются столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов. Внутриличностный конфликт часто является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Конфликт взглядов возникает в том случае, если индивид признает несостоятельность своих мыслей, ценностей, установок или поведения в целом.

Межличностные конфликты возникают между отдельными людьми, которые находятся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения.

Межгрупповые конфликты представляют собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации.

Конфликты между личностью и группой характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются реакцией индивида на ущемление его интересов.

2. По ранговым различиям: горизонтальный конфликт (между равными по paнгу участниками); вертикальный конфликт (между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами).

3. В зависимости от количества причин: однофакторные (в основе конфликта лежит одна причина); многофакторные (возникающие в силу двух и более причин); кумулятивные конфликты (несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта).

4. В зависимости от форм проявления: открытые (с явно выраженными агрессивными действиями); скрытые (характеризующиеся косвенным противоборством). Открытые конфликты характеризуются ярко выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между ними не существует, и они могут переходить один в другой.

Причины любых конфликтов вызываются взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон и стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.

К ним относятся объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы – это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями жизни, а также с некоторыми особенностями личности или группы, реально существующими в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.

Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся. В их восприятии реальные обстоятельства принимают несвойственный им в действительности характер, или они воображают себе такие обстоятельства, которых на самом деле нет. И объективные, и субъективные факторы выступают как причины и стимулы, побуждающие людей вступать в конфликты.

В основе возникновения конфликтов лежат:

· противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом;

· противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов;

· противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы;

· противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки).

Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус человека, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными реакциями, такими, как обида, гнев, презрение, негодование, страх.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Существует два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний . Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.

Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.

Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.

Причины возникновения конфликтов :

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Психологические проблемы как источник конфликтов

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

  1. Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);
  2. Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;
  3. Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);
  4. Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
  • изменение целей участников конфликта;
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);

- выдвинуть определенные жесткие требования;

- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

  • Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
  • С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
  • Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
  • В какие игры ты любишь играть больше всего?
  • Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
  • Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
  • Можно ли нарушать эти правила?
  • Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
  • Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
  • Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
  • Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Обсуждать нужно следующее:

  1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

  • Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
  • Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
  • Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
  • Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

- имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);

- интерактивные игры (игры на взаимодействие);

- социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту. Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ, где

конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием — подавление — уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

В школе можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители — родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.

Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости т травле себе подобных.

из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов;

из-за отсутствия взаимопонимания;

в связи с борьбой за лидерство;

из-за противопоставления личности ученика коллективу;

в связи с общественной работой;

у девочек из-за парня.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.

Профилактика конфликтов – это их предупреждение.

Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по четырем основным направлениям:

создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей); данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями;

устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов; на данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов в каждом классе для данной группы учеников; обращаться за поддержкой и советом к школьному психологу и социальному педагогу.

Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

Несколько правил, которые можно использовать в работе по профилактике большинства видов конфликтов как с детьми, так и с взрослыми:

Таким образом, предупреждение конфликтов является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы, предупредить конфликт гораздо легче, чем разрешить его.

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни.
Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако, многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети, педагоги, родители перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.



Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
В дошкольном учреждении у воспитателя могут быть конфликтные отношения с детьми, родителями, коллегами, администрацией.
Любой конфликт на работе – это напряжение для педагога и тут уже не до образовательного процесса: выяснение отношений, предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц и тд.
Наиболее распространенные конфликтные ситуации в детском саду: детские конфликты (ребенок- ребенок), взрослые конфликты (педагог – родитель).
Рассмотрим более подробно детские конфликты.


Причины возникновения конфликтов у дошкольников:
• неприязнь детей друг к другу;
• пытаются занять лидирующую позицию в группе;
• не поделили игрушку;
• соперничество;
• разница в возрасте;

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно
4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других
6. Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
7. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
8. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
9. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-7 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
В 75 % конфликты у дошкольников возникают из-за игрушек, конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

Способы разрешения детских конфликтов
Разрешение конфликта – это:
• минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
• устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
• изменение целей участников конфликта
• достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан.
Обсуждать нужно следующее:
• Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
• Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
• Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
• Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога: конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Но при желании разрешить спорный вопрос педагогу нужно следовать следующему плану действий и обучить ему детей:
• Говорить спокойно.
• Говорить по очереди.
• Сказать, чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
• Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

ИСХОДЫ КОНФЛИКТА
• уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
• сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
• компромисс - взаимные уступки обоих сторон;
• эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
• сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
• силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
• Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.
• Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.
• В-третьих, обучать детей:
- приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния;
- умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;
- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. А также:
- имитационные игры
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
- дискуссии
- использование игрушек и пособий

Литература
1. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003
2. КоломипскийЯ.Л., Жишевский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. -1990. -№2.- С.35-42.
3. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000
Интернет-ресурс: Детские конфликты в детском саду.

Как избежать конфликтов в детском коллективе

Как избежать конфликтов в детском коллективе

Понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Поэтому социально значимой задачей для специалистов отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является организация совместной деятельности с детьми по предупреждению конфликтов, которая строится по следующим принципам:

  • добровольность;
  • активность ведущего взрослого;
  • предупреждение открытых конфликтов между детьми;
  • безоценочность;
  • безопасность.

Работа по предупреждению конфликтов в детском коллективе ведется на 2 уровнях:

1 уровень – это профилактика, которая заключается в создании атмосферы взаимодействия, когда каждый ребенок постепенно понимает, что нужно строить нормальные человеческие отношения со всеми окружающими.

2 уровень – это работа по поводу каждого конфликтного случая.

В ходе первичного социального обследования у детей школьного возраста выявляются различные проблемы:

  • снижение уровня обучаемости;
  • низкая самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • недоверие к окружающим;
  • рассеянность;
  • тревожность;
  • агрессивность или изолированность от коллектива.

Причины проблемных ситуаций, возникающих у детей:

  • социальная изоляция;
  • стрессовая, конфликтная ситуация;
  • полнейшее безразличие со стороны родителей к судьбе собственного ребенка;
  • выделение одного из детей в семье, предвзятое отношение;
  • распространение физического наказания (зачастую к этому прибегают родители, с которыми в детстве тоже жестоко обращались).

Это так называемые социологические, ситуационные и психологические причины, возникающие в семье.

А в детской среде, непосредственно в детском коллективе, преобладают следующие социологические и психологические причины:

  • негативное воздействие средств массовой информации (пропаганда насилия и жестокого обращения к детям);
  • травля или буллинг – особый вид психологического насилия в детской среде, в результате которого у ребенка в первую очередь страдает эмоциональная сфера – возникает эмоциональное напряжение, снижается самооценка, появляются беспокойство и тревога, создается проблема в налаживании межличностных взаимоотношений.

Дети бывают порой необоснованно жестоки и поводом для издевательств может послужить любая особенность, а именно:

  • физические недостатки (ношение очков, двигательные нарушения);
  • особенности поведения (замкнутость, импульсивность);
  • особенности внешности;
  • неразвитые социальные навыки;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе;
  • болезни (речевые нарушения);
  • низкий интеллект и трудности в обучении;
  • национальная принадлежность.

Со стороны детей – всевозможные способы воздействия:

  • высмеивание;
  • присвоение кличек;
  • бесконечные критические замечания;
  • унижение;
  • объявление бойкота, то есть отказ от общения с жертвой, в результате ребенок отторгнут и находится в изоляции.

Выявив проблему ребенка, определив ее причину, специалист назначает для себя цели и задачи, которые необходимо решить в процессе работы с ребенком. Составляет индивидуальную программу реабилитации, где планируются конкретные занятия по различным видам деятельности (коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-ориентировочная, игровая), в которых нуждается ребенок.

В разработанной мною программе я планирую как индивидуальные, так и групповые занятия по социально-нравственному воспитанию, которые способствуют предотвращению конфликтов внутри детского коллектива. И начинаю с детей дошкольного и младшего школьного возраста, потому что то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, обязательно проявится позднее, скажется на его и нашей жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности, закладывается именно в дошкольном возрасте, в возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

В ходе этих занятий решаются следующие задачи:

  • научить детей видеть связь между своими поступками и чувствами взрослых;
  • сформировать представления о разных способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощения);
  • развивать способность замечать эмоциональное состояние окружающих.

На этих занятиях дается представление о детях разного пола, дети знакомятся с нормами общения в коллективе, необходимостью считаться с мнением других, подчиняться общим правилам, учатся сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, различать обман и выдумку. В ходе занятий используются коммуникативные игры и различные ситуации для общения, развивающие упражнения, дидактические игры.

  • наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков и закрепить навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, скорректировать собственное поведение и укрепить чувство собственного достоинства;
  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе и укрепить уважение к окружающим.

В процессе подготовки и проведения занятий используются следующие методы и формы работы:

В результате проведенных занятий дети пришли к выводу, что большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, что в общении большое значение и силу имеет слово. Вовремя сказанное, оно может предотвратить ссору, погасить конфликт в самом его начале:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Специалист по социальной работе
отделения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации

Читайте также: