Причины упадка древнеегипетского государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

После смерти Рамсеса III на престоле сменилось девять ничтожных людей, носивших каждый, далеко не по праву, имя великого Рамсеса. При них пошатнувшееся могущество фараонов пришло за несколько десятилетий к концу. Мы видим Рамсеса IV, сына Рамсеса III, слабо борющегося с безнадёжным положением, которое он унаследовал около 1167 г. до н.э. Немедленно после вступления на престол новый царь составил на пользу себе самому и своему отцу один из замечательнейших документов, дошедших до нас от древнеегипетской цивилизации. Дабы отец его мог процветать среди богов и дабы сам он мог заслужить его предстательство за себя передними, молодой царь составил для погребения вместе с отошедшим фараоном список его добрых дел. Последний заключал в себе огромный перечень даров Рамсеса III трём главным национальным божествам – Амону в Фивах, Ра в Гелиополе и Птаху в Мемфисе, а также и меньшим богам, поскольку это было известно.

Кроме того, он заключал в себе отчёт о его военных подвигах и заботах о населении империи. Всё это, написанное на папирусе, составило огромный свиток длиной в 130 футов, заключавший в себе 117 вертикальных строф высотой приблизительно 12 дюймов каждая. Этот свиток называется теперь папирусом Гарриса и представляет собой самый обширный документ, дошедший до нас от Древнего Востока. Так как перечисленные в нём дары являются большей частью старинными поместьями богов, лишь закреплёнными за храмами Рамсесом III при его восшествии на престол, то этот единственный в своём роде документ позволяет нам определить размеры богатств, принадлежавших, как уже было замечено в предыдущей главе, в Древнем Египте храмам. Вместе с этим необычным подтверждением его благих деяний на пользу богов и людей Рамсес III был опущен в усыпальницу в уединённой Долине Царей. Не могло быть сомнения в том, что документ должен был обеспечить ему безграничную милость богов. И он заключал в себе так много молитв, вложенных в уста Рамсеса III за его преемника, что боги не могли не откликнуться на воззвание своего любимца, которому они столь многим были обязаны, и, несомненно, должны были даровать его сыну продолжительное царствование. Действительно, ясно, что подобное побуждение действовало весьма сильно при составлении рассматриваемого нами документа. В эпоху упадка фараон должен был больше полагаться на такие способы поддержания своей власти, чем на свои собственные силы 123 .

В начале второго года своего царствования фараон лично отправился в каменоломни в Вади-Хаммамата, в пяти днях пути от Нила, чтобы найти подходящий материал для своих храмовых сооружений; спустя два года после этого предварительного ознакомления с ними фараоном была послана туда большая экспедиция, более чем из девяти тысяч человек. Хотя её и сопровождала большая партия носильщиков и десять повозок, в которые было запряжено по 6 быков, всё же не менее 900 человек погибло от жары и истощения, что составляло около 10 % всего экспедиционного отряда. Назначение материалов, добытых такой дорогой ценой, остаётся для нас невыясненным; единственное более или менее значительное из дошедших до нас строений Рамсеса IV есть продолжение задних комнат и малого гипостиля храма Хонсу в Фивах, начатого его отцом.

После ничем не отмеченного царствования, продолжавшегося 6 лет, его сменил на престоле в 1161 году до н.э. пятый Рамсес, вероятно, его сын. Разработка синайских копей прекратилась, и последнее имя фараона, найденное там, есть имя Рамсеса IV. Слабые Рамессиды быстро следовали один за другим; спустя несколько лет престолом овладела боковая линия той же фамилии в лице узурпатора, вероятно, внука Рамсеса III, воцарившегося под именем Рамсеса VI после того, как ему удалось свергнуть сына Рамсеса V. Вскоре промелькнули седьмой и восьмой Рамсесы. Все они высекли себе гробницы в Долине Царей, но нам неизвестно ничего об их деяниях. Изредка мрак рассеивается, и мы видим великое государство клонящимся к гибели. Однако при Рамсесе VI гробница Пенно, одного из египетских резидентов в Ибриме, в Нубии, сохранила для нас на своих стенах картину мирного управления, процветавшего там под эгидой египетских чиновников, заменивших местного вождя, правившего в конце XVIII династии.

Мы находим, что семейство и родственники Пенно занимают важные должности в той же области; ясно, что египетские фамилии переселялись в Нубию и египтизировали её сильнее, чем когда-либо раньше. Сам Пенно был достаточно состоятелен, чтобы воздвигнуть статую Рамсеса VI в храме в Дерре, построенном Рамсесом II, и обеспечить его доходами с шести земельных участков, за что фараон наградил его двумя серебряными сосудами – отличие, которое благодарный Пенно не преминул запечатлеть на стенах своей гробницы.

Со времени смерти Рамсеса III до первых лет царствования Рамсеса IX прошло всего около 25 или 30 лет, и тот же самый верховный жрец в Эль-Кабе, который присутствовал на юбилее Рамсеса III, всё ещё занимал свою должность и при Рамсесе IX; а верховный жрец Амона в Фивах при Рамсесе IX, Аменхотеп, был сыном верховного жреца Рамсеснахта, занимавшего туже должность при Рамсесе III и IV. Должность верховного жреца Амона, которая, по меньшей мере, один раз перешла от отца к сыну в эпоху XIX династии, стала, таким образом, вполне наследственной, и в то время, когда она перешла из рук Рамсеснахта к его сыну Аменхотепу в силу незыблемо утвердившегося принципа теократической преемственности власти, шесть слабых Рамессидов сменили друг друга, причём их могущество и престиж всё убывали, ибо каждый из них боролся за кратковременное обладание шатким престолом. Тем временем Аменхотеп, верховный жрец Амона, процветал. Он пышно отреставрировал трапезную и кухню жрецов в храме своего бога в Карнаке, выстроенном 800 лет назад Сенусертом I. Мы видим, как могущественный жрец распоряжается по своему желанию податливым фараоном и получает от него всякие почести. В десятый год своего царствования Рамсес IX призвал Аменхотепа на большой передний двор Амонова храма, где в присутствии его политических сторонников и клевретов наградил его рядом великолепных богато украшенных сосудов из золота и серебра и драгоценными умащениями. Дни, когда подобные отличия давались в награду за военные доблести на полях Сирии, давно прошли, и вернейшей гарантией получения чинов стала ловкость жреца-карьериста.

Передавая богатые дары верховному жрецу, фараон произнёс хвалебную речь такого рода, что, читая её, может возникнуть сомнение, сказана ли она государем подданному, или подданным своему владыке. В то же время он сообщил Аменхотепу, что некоторые доходы, ранее принадлежавшие фараону, будут отныне поступать в сокровищницу Амона, и, хотя слова царя и не вполне ясны, по-видимому, все доходы, шедшие первоначально в царскую казну, а теперь долженствовавшие поступать в сокровищницу бога, должны были отныне собираться непосредственно храмовыми писцами, благодаря чему храм в известной степени становился на место государства. Все эти знаки отличия были дважды записаны Аменхотепом вместе с отчётом о его постройках на стенах Карнакского храма. Отчёты как о дарах, так и о знаках отличия сопровождаются, и тот и другой, большими рельефами, изображающими получение Аменхотепом царских даров и рисующими его фигуру с той же героической осанкой, как и у фараона, – вольность небывалая, о которой никогда ещё до тех пор в истории Египта не смел и мечтать ни один сановник. Во всех подобных сценах вельможи, появлявшиеся перед царём, с незапамятных времён изображались как пигмеи перед колоссальной фигурой фараона, но верховный жрец Амона возвышался настолько быстро, что мог помериться своей осанкой с величественностью самого фараона, как на стенах храма, так и в делах государства. Он имел в своём распоряжении отряд храмовых войск, и когда он, как мы видели, путём постепенного завладения сокровищницей захватил в свои руки все нити управления, он не поколебался помериться с фараоном силой.

Всё нараставшее состояние дезорганизованности и беспомощности обнаруживается нами в главе, касающейся управления фиванским некрополем и сохранившейся в числе некоторых юридических архивов царствования Рамсеса IX. Фивы в то время быстро клонились к упадку, они перестали быть резиденций фараонов уже 200 лет тому назад, но продолжали оставаться местом погребения всех царственных мертвецов. Благодаря последнему обстоятельству в их усыпальницах скопились огромные богатства в виде великолепных регалий, украшавших царские тела. В уединённой долине, в конце западной равнины, в самом сердце скал, почивали великие императоры, окружённые всем великолепием, источником которого служили им азиатские богатства; и теперь снова, как и в конце XVIII династии, их выродившиеся преемники, абсолют- но бессильные поддержать империю, некогда принадлежавшую им, не могли даже оградить их тела от посягательств 124 .

В 16-й год правления Рамсеса IX царские гробницы у подножья западных скал были найдены разграбленными; в одной из них, где покоился Собекемсаф, фараон XIII династии, была похищена вся погребальная обстановка и нарушен покой его собственный и его жены в поисках ценных украшений на их телах. Виновники ограбления были схвачены и понесли кару, но расследование обнаруживает мрачные следы того, что чиновники, занимавшиеся им, были не совсем бескорыстны. Спустя три года, когда Рамсес IX сделал своего сына Рамсеса X своим соправителем, шесть человек были уличены в расхищении гробниц Сети I и Рамсеса II, откуда следует, что осмелевшие грабители покинули равнину и проникли в гробницы в скалах, окаймляющих заднюю долину. Рамсес II, разграбивший сам пирамиду Сенусерта II в Иллахуне, встречал теперь подобное же отношение к себе самому со стороны своих потомков. Далее пострадала гробница одной из жён Сети I и за нею гробница великого Аменхотепа III. В течение одного поколения, когда производились разграбления, были расхищены тела всех египетских царей и императоров, погребённых в Фивах, и изо всей линии фараонов, от начала ХVIII и до конца XX династий, только одно тело, именно Аменхотепа II, было найдено лежащим в своём саркофаге, хотя и оно подверглось ограблению. Таким образом, в то время, когда гробницы египетских императоров в Фивах разграблялись и их тела обкрадывались и осквернялись, империя, созданная их мечом, доживала последние дни 125 .

Мы не можем ничего сказать о царствовании Рамсеса X, если не считать расхищения царских гробниц; а наши сведения о его преемнике, одиннадцатом носителе того же имени, ещё более ничтожны. С восшествием на престол Рамсеса XII мы находим данные, свидетельствующие о заключительной фазе тех тенденций, которые мы старались проследить. Когда ещё не истекло и пяти лет его царствования, провинциальный вельможа в Танисе по имени Несубанебдед, Смендес у греков, захватил в свои руки всю Дельту и объявил себя царём Севера. Это было то же, что пытался осуществить неназванный визирь в Атрибе в эпоху Рамсеса III, бывшего, однако, слишком даровитым и энергичным, чтобы план отважного вельможи мог удаться. В данном же случае, не владея больше всеми ресурсами Верхнего Египта, которые он мог бы использовать против Несубанебдеда, бессильный фараон не нашёл сделать ничего другого, как только удалиться в Фивы – если только это перемещение в действительности не произошло уже до того, – где он ещё продолжал удерживать за собой шаткое положение на троне. Таким образом, Фивы были отрезаны от моря, и их торговле с Азией и Европой препятствовало враждебное царство в Дельте, отчего их богатство и могущество начало таять ещё быстрее. Верховный жрец Амона стоял фактически во главе Фиванского княжества, которое, как мы увидим, становилось всё более и более значительной политической единицей. Совместно со своим могущественным соперником- жрецом фараон продолжал владеть Нубией.

Наблюдательный читатель сделает не один вывод из этой замечательной беседы. Финикийский князь вполне охотно признает культурный долг своей страны перед Египтом как очагом цивилизации, но настойчиво отрицает какие бы то ни было политические обязательства перед правителем Египта, которого он ни разу не называет фараоном, исключая упоминания о прежнем властителе. Положение ясно.

Единственный и поучительный отчёт Унуамона, таким образом, раскрывает перед нами полное крушение престижа Египта за его пределами и показывает, с какой ужасающей быстротой клонилось к упадку при слабых преемниках Рамсеса III некогда первенствующее государство в бассейне Средиземного моря. Когда на западе около 1100 г до н.э. появился Тиглатпаласар I, какой-то фараон, вероятно Несубанебдед, чувствуя своё незащищённое положение в Дельте, счёл за благо расположить в свою пользу ассирийца посредством подарка и послал ему крокодила. Таким образом, египетское влияние в Сирии исчезло совершенно, в то время как фикция традиционного господства в Палестине, лишённая всякого реального политического значения, всё ещё поддерживалась при дворе фараона. Для восстановления фактического господства будущие цари, как мы увидим, предпринимали туда спорадические кампании после образования еврейской монархии.

Между тем, существовал лишь один выход из положения, создавшегося в Фивах. Посол, доставший строевой лес для священной барки Амона, был послан, как мы уже видели, не фараоном, а верховным жрецом Амона Херихором. В следующем году последний настолько завладел царским некрополем в Фивах, что послал туда своих людей, чтобы перебинтовать и подобающим образом предать новому погребению тела Сети I и Рамсеса II, осквернённые и ограбленные в первый год царствования Рамсеса XI. Храм Хонсу 126 , в котором со времени Рамсеса III были закончены лишь святая святых и задние покои, был теперь дополнен залом с колоннами и предшествующими ему двором и пилоном. Стены новых пристроек несут на себе знаменательное свидетельство перемен, происшедших в Египетском государстве.

После смерти Рамсеса III во главе последовательно оказываются фараоны, почти все носящие имя Рамсес. Но от Рамсеса IV до Рамсеса IX царская впасть слабеет, государство дробится, начинаются распри с участием жрецов Амона; грабители опустошают царские гробницы. Запасов продовольствия уже не хватает, в стране наступает голод. Фараоны с трудом удерживают в руках долину Нила. Наступает конец Нового царства,

Около 1100 г. до н.э. грабители обратили внимание на подземные гробницы фараонов. Они были пойманы на месте преступления, но от наказания ушли, поскольку в эти смутные времена судебный процесс стал предметом соперничества между двумя администраторами Фив: с восточного и западного берегов Нила. Впоследствии ни палочные наказания, ни пытки не останавливают злоумышленников.

В 1881 г. французский археолог Гастон Масперо благодаря грабителям могил смог обнаружить мумии XXI династии: он нашёл тайник, где какой-то бедуин упрятал эти сокровища.

Хонсу – в египетской мифологии бог луны, сын Амона и Мут. Имел так-же функции бога времени и счёта. Центром культа Хонсу были Фивы, где (в Карнаке) находился его главный храм. Изображался юношей с серпом и диском луны на голове, иногда как бог-ребёнок с пальцем у рта. Как эпитет к его имени часто присоединяли имя бога луны Неферхотепа.

Источник: История Древнего Египта /Д. Брестед, Б. Тураев,— Мн.: Харвест, 2003.—832 с., 48 л. илл,— (История культуры). ISBN 985-13-1776-4.

В эпоху Нового царства в Египте был создан обширный и мощный государственный аппарат, который обеспечивал управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества умело, защищая интересы господствующего класса. В исторических документах сообщается о волнениях и общественных смутах, отсутствии порядка в конце XIII- начале XII в. в. до н. э. Стабилизировать внешнюю и внутреннюю обстановку удалось знатному вельможе Сетнахту, который стал основателем новой XX династии. Его сын и приемник получил имя Рамсес. Он восстановил боеспособность армии и ее численность. После его смерти все последующие правители династии носили громкое имя Рамсеса, но они не обладали удачливостью своих великих предшественников. Египет начинает слабеть. Авторитет некогда могучего государства упал. В начале XI в. до н. э. после смерти Рамсеса XI (1085 г. до н. э. ) XX династия прекратилась. Этим закончилась блестящая эпоха египетской истории - эпоха Нового царства. Эпоха Позднего царства. Около 1950 г. до н. э. на престол взошел представитель одного из знатных родов Шешенка I. Вмешавшись в палестинские дела, в конфликт между Израилем и Иудейскими царскими родами Шишонок в 1930 г. до н. э. вторгся в Иудею, взял Иерусалим, большое количество городов и населенных пунктов Иудеи. Успехи в Азии подтолкнули царя на возобновление захватнической политики. Шишонок и его приемники вели обширное строительство в стране: воздвигались царские дворцы в Бубостисе. Социальной опорой Бубостидов были воины и жречество. Постепенно государство Бублстидов ослабевало. На внешнеполитической арене Египет не смог оказать действительной помощи Дамасской коалиции, которые пытались противостоять Ассирии. Около 817 г. до н. э. правитель Танеса объявил себя царем всего Египта и начал новую XXIII династию. Они была также ливийской по происхождению и правила параллельно с захиревшей XXII династией вплоть до 730 г. до н. э. , когда раздробленный Египет стал легкой добычей новых завоевателей пришедших из Нубии. Около 715 г. до н. э. новый поход на Египет предпринял Шабака. Египет был окончательно покорен кушитским фараоном, правившим им с 715-664 г. г. до н. э. Египет и Куш были объединены в одно государство. Превращение Ассирии в могущественную передне-азиатскую державу продвигало его все ближе к границам еще непокоренного Египта и делало столкновение между ними неминуемым. Асархаддон после двух походов 674 и 671 г. г. до н. э. покорил Египет. Египет был разделен между 20-ю местными правителями - номархами. Асархаддон именовался царем царей. Господство Ассирии над Египтом продолжалось 15 лет (671-655 г. г. до н. э. ) . Дважды покоренная страна восставала. Свою опору ассирийские цари видели в тех царьках и князьях которые правили отдельными номами. Город Саис, игравший огромную роль в экономической жизни северного Египта при XXIV династии, пытавшейся объединить Египет, выступил организатором борьбы с ассирийцами и нового объединения страны. Опираясь на силу объединенного Египта, а также на союз с Лидией и, возможно, с Вавилоном Псамметих I вытеснил ассирийцев. На троне фараонов утвердилась XXVI Саисская династия (664-525 г. г. до н. э. ) . Характерной чертой политики проводимой Псамметихом I была устойчивая ориентация Египта на греческий мир. В 525 г. до н. э. Египет был захвачен персами. Персидский царь Камбиз принял египетское тронное имя и титулатуру фараона и стал основателем XXVII Персидской династии.
При его приемнике Дарии I Египет вошел в состав Персидской державы, как один из ее сотрапий (провинций) , при этом он плотил подать 700 талантов серебра, а так же взносы в виде хлеба и доходов рыбных промыслов на Меридовом озере. В 332 г. до н. э. в Египет вступили войска Александра Македонского. Его приняли как освободителя от персидского владычества, короновали как египетского фараона, объявили сыном бога Амона. Египет вошел в состав его мировой державы, а после ее распада оказался под властью греко-македонской династии Птолемеев и вступил в эпоху эллинизма.

Крах Древнего Египта

История древнего Египта интересна и в наши дни. Но до сих пор не понятно, почему перестал существовать этот мир, что положило ему конец, как исчезла эта сверкающая и могущественная цивилизация?

Что привело к падению?

О цивилизации древнего Египта известно примерно до 3000 года до нашей эры. Её существование продолжалось в течение трёх тысячелетий. Она является одной из самых известных культур древнего мира. И вопрос, что привело к падению этой цивилизации, остаётся очень популярным и в наши дни. На этот вопрос сложно найти однозначный ответ. Возможно, это было бегство фараона Нектанебо II в 324 году до нашей эры. Или на это повлияла замена письма иероглифами на греческий алфавит около 400 года нашей эры. Причиной могло стать поглощение Египта Римской империей в 30 году. А, может быть, на это повлияло закрытие последних языческих храмов в VI веке.

Из всех этих предположений, пожалуй, последнее будет наиболее верным. При других причинах и условиях основные культовые и художественные ценности египтян сохранялись. Но тенденция к уничтожению, всё же, существовала. Но конец иероглифической письменности стал началом упадка перед появлением Христианства. А Христианство затем вытеснил ислам.

Возможно, предпосылки падения возникли на полтора тысячелетия раньше. Тогда Египет находился в самом расцвете своего существования. Страной правил Рамсес II в 1279 – 2212 годах до нашей эры. Это была 19-ая династия египетских фараонов. Тогда врагами Египта были хетты, которые проживали на территории современной Турции. Битва при Кадеше была отражена в рисунках и записях в храмах Египта. Армии обоих государств имели разное оружие. У египтян оно было сделано из бронзы, а хетты для его изготовления использовали новый металл – железо. Но это не было решающим вопросом, отставание в военной технике стало предпосылкой грядущего упадка.

Отсутствие единства в Египетском государстве

Следующей предпосылкой послужило отсутствие единства в Египетском государстве. Ему всё время угрожало желание отделиться от Египта фараона Аменмесса, который управлял южной частью страны примерно в 1200 году до нашей эры. А также убийство фараона Рамсеса III в 1153 году до нашей эры и гражданская война в самых южных областях, примерно, 1080 – 1070 годов до нашей эры. Во время всех этих событий в Египте проходили и кризисы экономики и набеги соседних племён.

Разбойники разграбили многие могилы древних фараонов. Итогом этого стало разделение Египта на две части. Распад случился при 21 династии правителей в 1070 году до нашей эры. Северной частью стал управлять фараон, который находился в городе Танис. На юге, в Фивах, правил Первосвященник. Формально первосвященники должны были подчиняться фараону, но на самом деле они вели независимую политику и линию наследников. Их статус уже не был религиозным, они носили титул главнокомандующих армией. Поэтому политический строй на юге был военной диктатурой. При правлении Шешонка I, примерно в 945 году до нашей эры, началось возрождение Египта. Этот фараон стал основателем новой 22 династии египетских правителей. Он был ливийского происхождения. При его правлении обе части страны снова стали единым государством. Он вытеснил семью первосвященников и заменил их своим сыном. Шешонк I вёл агрессивную внешнюю политику. Он совершал военные походы на Палестину и Иерусалим.

Крах Древнего Египта

Но в течение следующей сотни лет Египет снова раскололся. Фивами начала управлять новая династия фараонов, параллельная северным правителям танитам, правящим в Танисе. Правители Фиванцев вскоре снова вступили в длительную гражданскую войну. А северный Египет развалился на множество независимых княжеств. Они истощали силы страны в целом. Это падение севера совпало с расцветом власти в южной части Египта – Нубии. У неё теперь была своя правящая 25 династия, считающая себя прямыми потомками древних фараонов и наследниками культуры Египта. Сначала они правили только в Фивах, а потом заняли весь Египет. Это происходило около 720 года до нашей эры.

Процветание этого объединённого государства должно было быть недолгим. Но под конец правления Тахарки в 664 году до нашей эры, Египет был втянут в страшную войну с ассирийцами. Они вторглись на территорию Египта, разграбили Фивы и другие города. Но на родине ассирийцев случился переворот, и они покинули страну. К власти в Египте пришла следующая правящая 26 династия, которая управляла страной 140 лет. Для Египта наступило время мира и благополучия. У него стали прочные связи с другими государствами Средиземноморья. В египетской армии стало больше наёмников.

Лакомый кусок

Это стало лакомым куском для растущей персидской империи. Египет попал под её власть в 525 году до нашей эры и находился под ней более века. Освободился от персидского господства он только в 404 году до нашей эры. Потом в стране существовали разные режимы и династии. А в 342 году до нашей эры Египет снова попал под персидское влияние. В 332 году до нашей эры его захватил Александр Македонский.

Снова независимость он приобрёл лишь после распада его империи в 310 году до нашей эры. Но управлять страной стал Птолемей I, который был по происхождению македонским греком. Аристократия в стране стала иностранного происхождения. Хотя Птолемей сохранил и отстроил древние египетские храмы, но доминирующей в стране всё же была европейская культура, а государственным языком стал греческий.

Но кровопролитная борьба внутри Египта привела к свержению последнего потомка Птолемеев. Вся страна стала провинцией Римской империи в 30 году до нашей эры. Если при Птолемее египетская культура ещё поддерживалась, то попадание в страну иностранных религиозных философий и идей продолжалось быстрыми темпами. В стране прочно укоренилось Христианство. Оно имело некоторое сходство с культом Осириса и Исиды.

Распространение греческого языка привело к тому, что египтяне стали писать не своими иероглифами, а буквами греческого алфавита, в более расширенной его версии. Старый художественный стиль тоже стал испорченным новыми веяниями, а потом и совсем заменён привнесённым стилем.

В IV веке старые пути проходили в основном на юге Египта и в пустыне Сива. Они шли к храму на острове Филе. Здесь находились последние египетские языческие святилища, которые насильственно закрыли в 553 году. В это время Египет уже был полностью христианской страной, отвергающей своё историческое наследство. Сохранился только египетский язык.

Но в 640 году началось арабское вторжение. Греческий язык тоже стал вытесняться. На нём велись только церковные литургии. Но древний Египетский язык всё же сохранился. С его помощью были расшифрованы древние иероглифы в XIX веке. Теперь он отражает мёртвую культуру и образ Древнего Египта. Этот образ сохранился благодаря Библии и трудам древних путешественников и философов. Сейчас Египет привлекает своей древней культурой множество туристов. Его, исчезнувшую с лица земли, культуру едва ли можно сравнить с любым другим древним обществом.

В XI в. до н. э. во времена Позднего царства (XI—VI вв. до н. э.) над Египтом нависла большая опасность. Борьба между жрецами и фараоном подрывала могущество страны. Усилилась самостоятельность номархов.

Повсюду вспыхивали восстания земледельцев, ремесленников и рабов.

Страна постепенно теряла захваченные соседние земли: Финикия, Сирия, Палестина отделились от Египта.

На троне часто сменялись фараоны — многих из них убивали но приказу жрецов. Центральная власть ослабла.

Около 1050 г. до н. э. единое государство распалось на две части — Нижний и Верхний Египет. На юге властвовали всесильные фиванские жрецы, а в Дельте основали свою династию ливийцы.

Со временем Египет был завоёван ассирийцами, а в 525 г. до н. э. — Персией. Самостоятельное государство Египет надолго прекратило своё существование.

Читайте также: