Профилактика экстремальных увлечений кратко
Обновлено: 05.07.2024
В настоящее время среди несовершеннолетних разного возраста присутствует экстремальное поведение, распространены опасные увлечения подростков как селфи на крыше многоэтажных домов, руфинг-прогулки по крышам домов, скайуокинг-покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения, диггерство (спуск и изучение подземных коммуникаций), сталкерство (посещение и изучение заброшенных мест), зацепинг (проезд вне салона электрички, трамвая, метро), паркур (перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий стены, лестницы и т.д.).
Перечисленные формы опасны для жизни и здоровья детей и требуют внимания и контроля со стороны родителей за временем препровождения своего ребенка, подросток нуждается в разъяснении последствий проявления своего взросления и самостоятельности. Зачастую молодежное увлечение проявляется в девиантной форме поведения подростков, содержит признаки административного правонарушения. В отдельных случаях экстремальное поведение приводит к несчастным случаям и гибели несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несовершеннолетних несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, родители могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Статьей 10.9 указанного закона предусмотрена ответственность несовершеннолетних, достигших 16 лет, за нарушение правил пользования метрополитеном, в том числе за самовольное проникновение в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена, спуск пассажиров на пути движения поездов.
Кризис переходного возраста – период, которого боятся большинство родителей. И действительно, некогда ласковые и открытые дети вдруг становятся грубыми и скрытными, и это ещё полбеды. Одной из особенностей подросткового возраста является повышенная тяга к риску.
Какие увлечения считаются экстремальными?
Стремясь определить для себя границы допустимого, тинейджеры нередко совершают действия, опасные для жизни или являющиеся противозаконными. В современном обществе существует множество различных неформальных объединений подростков, увлекающихся экстремальными видами времяпрепровождения, вот наиболее распространённые из них:
диггерство (исследование подземных коммуникаций),
руфинг (прогулки по крышам),
зацепинг (проезд снаружи поездов),
сталкерство (исследование заброшенных объектов),
инфильтрация (проникновение на охраняемые территории).
Мнения психологов о феномене рискованного поведения
Единого мнения психологов о феномене рискованного поведения не существует. Одна точка зрения говорит о риске как о состоянии удовольствия, ситуации создания искусственного смысла жизни, другая – как о варианте скрытого самоубийства, т.е. как о саморазрушающем поведении, третья – как об аутоагрессивности – осознанной или неосознанной активности, направленной на причинение себе вреда в физической или психической сферах.
Некоторые психологи рассматривают рискованное поведение как естественное поведение человека, как способ активного переживания страха. В переходном возрасте дети активно заняты познанием себя и окружающего мира, а этот процесс всегда связан с освоением нового, неизведанного, неопределенного, непредсказуемого. Рискуя, подросток мобилизует свои силы, получает определенный опыт, повышает свою самооценку, выбирая безопасные формы риска, не связанные со смертельной опасностью для жизни. В данном случае стремление к риску представляет собой основу познания мира и показывает человека как ответственного и самостоятельно действующего индивида.
Одним из наиболее опасных сочетаний особенностей подросткового возраста является сочетание тяги к риску и веры в персональный миф – характерное для подростков сознание того, что они уникальны и являются исключением из обычных законов природы, поэтому будут жить вечно.
Они могут ошибочно считать свое поведение как лишённое риска и недооценивать вероятность печального исхода. Многочисленные исследования показали, что подростки действительно не понимают всей опасности происходящего, многие из них уверены, что не занимаются ничем опасным. Персональный миф также играет большую роль в подростковых суицидах – подростки искренне уверены, что не могут умереть.
Чаще всего подростки рассматривают свои экстремальные увлечения как возможность вырасти в глазах сверстников, почувствовать себя взрослым и независимым. К сожалению, такое поведение нередко может встречать одобрение со стороны сверстников, чьё мнение высоко ценится подростком, более того, часто экстремальный подвиг служит пропуском в мир субкультур, в который ребёнок хочет попасть.
Разумеется, нет какой-то одной причины, по которым подростки начинают заниматься экстремальными увлечениями. Обычно на это их подталкивает сразу комплекс факторов, мы перечислим основные:
генетика
От родителей к детям генетически передаются психофизиологические особенности, например, механизм работы нервной системы, от которого напрямую зависит формирование у подростка тяги к риску. Выплеск адреналина – исключительно физиологическое переживание, поэтому говорить только о психологической составляющей было бы некорректно.
социальная среда
Среда, в которой воспитывается ребёнок, навсегда оставляет на нём отпечаток. Недостаток информации о последствиях противозаконных действий, дискриминация по какому-либо признаку, низкий уровень правосознания у окружающих ребёнка людей, а также несовершенство власти и законодательства, которое создаёт возможность для нарушения закона – всё это может являться факторами, вызывающими у подростка потребность в экстриме.
воспринимаемое окружение
Семья играет главную роль в формировании личности ребёнка. Подросток считывает модели поведения родителей, и нередко эти модели оказываются деструктивными (разрушительными). Недостаток внимания со стороны родителей, неблагополучные отношения внутри семьи напрямую влияют на формирование у ребёнка тяги к риску.
личностные характеристики
Внутренние побуждения, установки, ценности, интересы и убеждения, низкая самооценка, стремление самоутвердиться – всё это характерные для подростков черты, которые приводят подростков на крыши домов и поездов.
Роль социальных сетей
В Интернете юные экстремалы обсуждают возможности проникновения на закрытые территории, выясняют, как не попасться полицейским, делятся друг с другом своими секретами о способах проникновения в подземные коммуникации, а также подпольно продают ключи от дверей между вагонами метро, оборудование для взлома дверей, ведущих на крыши домов, и данные об особенностях охраны зданий или станций метро.
Рекомендации родителям
Каждый родитель боится, что подросток может начать употреблять наркотики. Понять, насколько ребенок склонен к употреблению наркотиков, а также по поведенческим признакам понять, что ребенок начал принимать наркотики, поможет наш тест.
Безопасность детей
Не секрет, что подростки хотят выделиться из общей массы сверстников своей крутизной и повысить адреналин в крови. Они, не сознавая опасности, пренебрегают техникой и средствами безопасности, демонстрируя свое безбашенное бесстрашие.
Поклонники адреналина выбирают для себя очень опасные увлечения, которые сводят родителей с ума.
Руфинг – это прогулки по крышам
Современные Карлсоны – руферы – не имеют пропеллеров, чтобы летать, но зато их желанию гулять по крышам позавидует сам Карлсон. Крыши тянут их с непреодолимой силой. Взяв фотоаппарат или мобильник с камерой, они могут облазить чуть ли не все крыши многоэтажных домов, запечатлевая самые необычные виды с огромной высоты.
Руферы уверяют, что именно крыши дарят им покой и красоту. Однако, они даже не осознают: какой опасности подвергают себя. В любой момент может соскользнуть нога с конька крыши, или какое-то неожиданное появление кошки или мыши может напугать его во время съемок на краю крыши. Падение с такой высоты не дает шансов остаться живым.
Скайуокинг
К сожалению, последнее время многие подростки увлеклись скайуокингом. Это увлечение не что иное, как стремление покорить самые высокие точки в городе, не запасаясь специальным снаряжением для безопасности. Их желание покорить вершины имеет конечной целью сделать крутое селфи и выложить его на своей страничке. Это тоже один из способов самоутверждения молодежи. Они не придают значения тому, что забравшись на огромную высоту, могут быть просто сбиты с ног внезапно налетевшим порывом ветра. Объектами их покорения служат башни, крыши или шпили высоченных зданий, мосты и прочее.
Диггерство
Еще одним видом экстремального увлечения подростков стало диггерство. Они спускаются в шахты метро, бомбоубежища, заброшенные подземные коммуникации и изучают их. Это опасное занятие не имеет ничего общего ни с археологией, ни с изысканием кладов. Оно просто будоражит кровь адреналином и дарит подросткам возможность самоутвердиться в своей среде.
Если у ребят есть тяга к исследованиям, так пусть займутся всерьез археологией и отправятся в археологический лагерь с опытными наставниками.
Сталкерство
Изучение заброшенных и давно забытых мест является целью сталкеров. В принципе, их увлечение сродни диггерству. Но, они исследуют не только подземные коммуникации, но и сооружения и постройки, брошенные и давно не эксплуатируемые. Здесь также присутствуют риски обрушения ветхих конструкций и зданий. Особо опасны заброшенные промышленные здания, военные объекты, куда они проникают с риском для жизни и с нарушением закона. Ведь проникнув на такие территории, они автоматически получают статус правонарушителя и попадают под действие соответствующих законов.
Стоит родителям посвятить свой отпуск туристическим походам, где их ребенок получит адреналин и не подвергнется смертельной опасности.
Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая
Взрослые люди возмущаются до глубины души, когда видят подростков, разместившихся на крыше электрички или трамвая. Они понимают насколько это опасное занятие, а вот ребята, кроме того, что получают адреналин, даже не задумываются о том, чем такое увлечение может для них закончиться.
Они цепляются за любые части поезда или трамвая, которые порой бывают довольно скользкими, так что если во время движения транспорта с большой скоростью они не удержатся за поручни или другие места зацепа, то это грозит им смертью или пожизненной инвалидностью. Ведь они могут попасть и под колеса движущегося поезда.
Планкинг
Увлечением селфи с необычного положения лицом вниз, заболели многие подростки. Все бы ничего, но в погоне за уникальными съемками, они на что только ни идут: делают фото на поручнях метро, на выступающих участках высокого моста, на ограждениях высоток, на башенном кране и прочее. Такие лихие съемки могут закончиться смертельным исходом.
Бейскламбинг и бейсджампинг
Подъем на высокие горы или здания без страховки и прыжки с высоток, мостов и прочих мест высотою более 100 метров со специальным парашютом, стал новым увлечением экстремалов подростков. В отличие от обычного парашютного спорта, который совершается с огромной высоты с самолета, бейсджамперы порой не имеют даже достаточного времени на раскрытие парашюта, что приводит к падению и смерти.
Паркур – преодоление препятствий на пути
Этот вид экстремального увлечения связан с преодолением любых препятствий, попадающихся на пути подростка: стены, лестницы, опоры мостов и прочее.
Дело в том, что ребята должны быть подготовлены лучшим образом, ведь кроме прыжков в высоту, они должны виртуозно владеть выполнением опасных трюков: кувырки в воздухе на высоте, прыжки с опорой на руки в самых неудобных для их выполнения плоскостях. Это очень опасно для жизни.
Акрострит – уличная акробатика
Акрострит довольно травмоопасный вид спорта, выполняемый на мостовых, асфальтовых дорогах, на возвышенностях и горных местностях. Подростки выполняют сложные сальто, стойки на голове, сопряженные с опасностью получить увечье и остаться инвалидом на всю жизнь.
Занятия такими опасными увлечениями должны проходить в присутствии инструктора.
Это увлечение граничит с опасностью суицида. Суть увлечения состоит в умышленном учащении пульса путем частого дыхания, а затем сам или с помощью друзей создает удушение веревкой. Через определенное время веревка убирается, и подросток ощущает эйфорию.
Это очень опасное увлечение: чуть передержал дольше веревку и все, летальный исход.
По данным Всемирной организации здравоохранения , ежедневно в мире происходит более 3000 случаев смертей среди подростков – в основном по причинам, которые можно было бы предотвратить. Большая часть погибших детей обладала хорошим здоровьем, однако именно рискованное поведение стало причиной их преждевременной смерти. Потребление алкоголя, наркотиков, насилие, экстремальные увлечения – всё это формы рискованного поведения, которые подвергают опасности жизнь подростков.
– Почему подростки рискуют собственной жизнью? Какие мотивы у них могут быть?
– Начнём с того, что навык рисковать – важная способность для развития и жизни человека. Люди должны уметь рисковать в разных обстоятельствах. В свою очередь, риск бывает просоциальный и антисоциальный. Просоциальный – это участие в различных конкурсах, олимпиадах, увлечение экстремальными видами спорта, профессиональная деятельность, связанная с риском, например, пожарных или спасателей, спортивная деятельность, участие в соревнованиях. Антисоциальный – это в основном деструктивное поведение: употребление наркотиков, алкоголя, суицидальное поведение, экстремизм, рискованное сексуальное поведение.
Кроме того, в различных исследованиях было установлено, что взрослые имеют высокую интолерантность к неопределённости, из-за этого выбирают те решения, которые предполагают наиболее понятный результат. Что касается подростков, они готовы к тому, чтобы принимать решения с неясными последствиями. Это объясняется тем, что ещё в детском возрасте человек привык к тому, что в этот период мир для него сам по себе неясен и непредсказуем. Такая особенность в принятии решений также может влиять на готовность к рискованному поведению ребёнка.
– Какие внешние факторы влияют на развитие рискованного поведения у подростков?
– Один из значимых внешних факторов – социальная среда. В первую очередь это семья, её конфигурация, структура, тип детско-родительских отношений, наличие одного или двух родителей. Сюда же входит район проживания ребёнка: например, в неспокойном районе уровень рискованного поведения будет гораздо выше, чем в благополучном, так как риск там воспринимается как нечто нормальное. Также значимый фактор – круг общения подростка, его отношения внутри школьной среды: наличие буллинга, других подростков с деструктивным поведением. Кроме того, структура самой школы может влиять на формирование рискованного поведения: чем крупнее школа, тем выше у подростков склонность к риску. К внешним факторам также можно отнести политическую обстановку, устройство общества, общепринятые нормы и ценности, интернет-пространство.
– Руфинг, зацепинг, паркур – чем подростков привлекают подобные экстремальные увлечения?
– Происходит влияние сразу нескольких факторов. Во-первых, это фактор адреналина. У подростков появляется возможность проверить свои способности, испытать себя, своё тело. В какой-то степени увлечение экстримом – это больше просоциальное поведение, чем антисоциальное. Например, скалолазание или парашютный спорт. Известны случаи, когда увлечение подобными вещами давало положительные результаты: трудные подростки начинали заниматься спортивной деятельностью и антисоциальное рискованное поведение становилось просоциальным.
Влияют такие факторы, как потребность в самореализации, потребность в движении, в выплеске энергии, в исследовании возможностей собственного тела, в самоутверждении и саморегуляции. Если социальная среда не предлагает безопасных способов реализации этих потребностей, появляются экстремальные увлечения в рамках городской среды. Подростки начинают находить и создавать собственные площадки для развлечений: крыши многоэтажек, общественный транспорт, стройки и так далее.
– Какие ещё существуют виды рискованного подросткового поведения?
– Это, безусловно, злоупотребление алкоголем, потребление наркотических веществ, самоповреждение, суицидальное поведение, поведение, связанное с киберагрессией, всевозможные правонарушения, экстремизм. Помимо выше названых руфинга и зацепинга, можно также упомянуть экстремальное вождение автомобиля или любого другого транспорта. Всё это антисоциальные формы рискованного поведения, в результате проявления которых может создаваться серьёзная негативная перспектива, которая может повлиять на всю жизнь подростка.
– Каким образом должна строиться профилактическая работа с подростками с рискованным поведением?
– Одним из важных элементов системы профилактики должен быть регулярный мониторинг ситуации в обществе в связи с подростковыми рисками. Например, тестирования или опросы подростков помогают оценить динамику развития рискованного поведения. Это, в свою очередь, помогает определить эффективные формы воздействия. Кроме того, в профилактику должны быть вовлечены школьные психологи, необходимо вести работу не только с подростками, но и с их семьями. Взаимодействие с семьёй должно строиться по принципу помогающей модели. Как показывает мировой опыт, это наиболее эффективная форма. Организация досуга, вовлечение детей в различную творческую и полезную деятельность, внедрение различных интерактивных материалов, предполагающих коммуникацию, – всё это в комплексе поможет снизить риски в подростковой среде.
Читайте также: