Профилактическая концепция в э пахальяна кратко

Обновлено: 05.07.2024


Проблемы организации психопрофилактической работы

с.

Психопрофилактика как системообразующий элемент деятельности практического психолога образования.

с.

Научные основания создания программ психопрофилактики в образовании

с.

Отношение ребенка к своему здоровью как условие успешной психопрофилактической работы

с.

Условия эффективной разработки и внедрения программ психопрофилактической работы в образовании.

с.

Психолого-педагогический консилиум и проблемы разработки и эффективного внедрения психопрофилактических программ

с.

Основные требования к разработке программ психопрофилактической работы в дошкольных учреждениях

с.

Основные требования к разработке программ психопрофилактической работы в общеобразовательной школе

с.

Рекомендуемая литература

с.

Приложения

с.

Проблемы организации психопрофилактической работы.

Собственно психологические аспекты психопрофилактики стали предметом обсуждения сравнительно недавно. Во многом это связано с тем, что работа по созданию научной методологии и внедрению в практику образования психологической службы в современной России началась с конца 70-х годов. К настоящему времени можно условно выделить несколько различных подходов к ее организации и определению содержания деятельности. Проблему места и роли психопрофилактики в образовании мы рассматриваем на основе подхода, в котором в качестве основной цели службы практической психологии выделяется сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, что соответствует рекомендациям Всемирной организации здравохранения, где отмечается необходимость перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребёнка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса; от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения.

Знакомство и изучение существующей в отечественном образовании психологической практики показывает, что, к сожалению, в настоящее время о психопрофилактической работе как реальности в виде профессиональной активной деятельности, организованной и обязательной разновидности работы педагога-психолога, можно говорить только в отдельных случаях и с большой долей условности.

В своей работе мы также исходим из того, что психологическая профилактика предполагает

1) "..ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении.. психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребёнка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребёнка, которые могут привести к определённым сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях ;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень" 5

Не отрицая необходимости заботы о детях с дефектами, с заболевшей или уже больной психикой, мы считаем не менее важным, а в работе психолога-практика общеобразовательных учреждений, пожалуй, основным - сосредоточить профессиональное внимание на психологической безопасности тех, кто здоров. Думается, что для большинства специалистов не секрет, что значительная часть проблем в развитии появляется у ранее здоровых детей. Именно в этом смысле практический психолог учреждений образования должен сосредоточить свои усилия на обеспечении психологического здоровья каждого ребенка, на предупреждении появления возможных психологических трудностей в его развитии.


  • своеобразие развития (индивидуальных характеристик) самого ребенка;

  • отношения, в которые вступает ребенок

  • деятельность, в которую включается и осваивает ребенок

а) проводил анализ и профессиональную экспертизу всего того, что может принести ущерб психологическому здоровью детей, развивающейся и еще не окрепшей психике каждого ребенка.

б) принимал на этой основе профессиональные оперативные меры предупреждающего характера с целью обеспечения сохранности психического и психологического здоровья детей, в условиях данного образовательного пространства.

Говоря о роли и месте психопрофилактики в деятельности службы, мы имеем в виду осуществление ее на всех уровнях. Психолог конкретного учреждения образования физически не в силах в одиночку осуществлять в полном масштабе даже только первичную психопрофилактику, предполагающую охват всех детей, находящихся в данном образовательном пространстве. Такая работа может быть реальной и эффективной тогда, когда с помощью специализированных Центров областного, районного, городского, окружного или муниципального уровня

Проведенный нами анализ показывает, что организация психопрофилактики в образовательном пространстве предполагает работу по следующим направлениям:

а) создание организационной системы, направленной на предупреждение возможного неблагополучия и обеспечения безопасности психологического здоровья ребёнка в конкретных условиях образовательных учреждений,

б) выделение значимых показателей оптимального состояния психического и психологического здоровья ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства;

в) создание и поддержание в учреждениях образования психолого-педагогических условий, отвечающих требованиям безопасности психологического здоровья детей,

в) научно-практическое и научно-методическое обеспечение профессиональной психолого-педагогической деятельности, направленной на предупреждение неблагоприятных тенденций в развитии детей, сохранение и укрепление их психологического здоровья на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Опыт нашей работы позволяет утверждать, что обеспечение психологического здоровья личности в образовательной среде возможно при условии, когда в рамках психоло­гической службы - создана система постоянного отслежи­вания этого процесса, система психологического мо­ниторинга. Это позволяет использовать результаты теку­щих наблюдений в управленческой деятельности, как при необходимости оперативного регулирования, так и при проектировании развития образовательной системы. Необходимость монито­ринга объясняется также тем, что он предполагает выра­ботку особых, текущих знаний о состоянии среды, в кото­рой осуществляется развитие ребенка, профессиональное и личностное развитие педагога, о конкретных трудностях, проблемах роста с последующим переводом этих знаний на язык адекватных управленческих решений.

Психопрофилактика как системообразующий элемент деятельности практического психолога образования.

Создавая организационные и научные основы психологической профилактики в условиях образовательного пространства мы ориентируемся на принцип наиболее раннего, систематического и длительного применения. профилактических мер. Изучение различных концепций психологической службы в образовании, места и роли в них психопрофилактической работы, позволило нам прийти к выводу о том, что психопрофилактика может выступать системообразующим элементом деятельности практического психолога в образовании. Это создает возможности для разработки таких программ работы, в которые включены все виды работы педагога-психолога, но все они при таком подходе рассматриваются прежде всего как средства психопрофилактики. Такая логика построения планов практического психолога учреждения образования существенно изменяет цели и задачи, а значит и содержание каждого вида работы. В частности, диагностико-коррекционная работа, решая задачи получения объективной информации об особенностях развития ребенка в условиях конкретного образовательного пространства, о психологических трудностях, которые возможны в данной образовательной среде, становится одним из оснований, определяющих конкретное содержание деятельности специалиста, направленной на предупреждение наметившихся неблагоприятных тенденций в развитии ребенка; консультирование – строится на материалах изучения конкретного случая и направлено на предупреждение тех трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении и т.п. ребенка или определенной группы детей, которые прогнозируются в данном случае; просвещение – строится на имеющейся информации об определенных закономерностях развития и направлено на обеспечение этой информацией всех субъектов образовательного пространства с целью предупреждения о возможных, типичных трудностях и проблемах в развитии детей, в освоении ими различных деятельностей, в их общении и т. п.

Используемое в смежных практиках понятие первичной профилактики означает, что на этом уровне работы в центре внимания психолога находятся все дети, независимо от состояния их психологического здоровья. Рассматривая педагога-психолога как специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования как оптимальные системы для профилактики нарушений психологического здоровья, мы выделяем на каждом возрастном этапе, в каждом типе образовательного учреждения тот предмет профессионального внимания, те психологические феномены, которые являются основными составляющими развития и психологического здоровья ребенка.

При определении предмета психопрофилактической работы с детьми разных возрастов мы опираемся на представление о социально-исторической природе возрастной нормы развития, представляющей собой не усредненный для данной возрастной группы показатель, а оптимальный с точки зрения общества уровень, соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка. 7

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержательный анализ концепций психологических служб образовательных учреждений

Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные из них – это концепция И. В. Дубровиной и концепция Л. М. Фридмана.

М.А. Степанова, характеризуя практическую психологию образования, говорит об отсутствии единой концепции психологической службы. Автор отмечает, что общение с коллегами и ознакомление с литературой позволяет ей выделить несколько соответствующих концепций , которые мы и рассмотрим, руководствуясь точкой зрения М.А. Степановой.

1. Широкое распространение получила концепция, разработанная сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, возглавляемой И.В. Дубровиной.

Согласно этой концепции, психологическая служба образования рассматривается как компонент целостной системы образования, целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного и дошкольного возрастов. Основными задачами психологической службы образования, в рамках данной концепции, выступают следующие: 1) реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам.

В качестве основных видов деятельности практического психолога, указанная концепция определяет: психологическое просвещение как приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям; психопрофилактика, направленная на сохранение психологического здоровья детей; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; психодиагностика развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, личностных и межличностных особенностей с целью определения психологических причин, проблем и трудностей в обучении и воспитании с последующей их коррекцией.

Разделяя главную идею И.В. Дубровиной о сохранении психологического здоровья как цели психологической службы, оригинальную модель в сфере дополнительного образования детей разработал московский психолог А.В. Шувалов. Он предлагает создать на базе образовательных учреждений кабинеты психологической помощи, так называемые камерные психологические поликлиники. Оказание психологической помощи происходит в два этапа: психологическое консультирование сменяется психотерапевтической работой [3].

4. М.Р. Битянова – автор оригинальной концепции психологического сопровождения. Под сопровождением М.Р. Битянова понимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного воздействия. При этом автор настаивает на принципиальном отличии сопровождения от руководства или помощи. Принцип сопровождения является для М.Р. Битяновой отправной точкой при разработке конкретных вопросов, в частности, направлений работы школьного психолога. К последним относятся школьная прикладная диагностика; психокоррекционная и развивающая работа со школьниками; консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов; социально-диспетчерская деятельность.

5. Интересную концепцию предлагают психологи Самарской области (Т.Н. Клюева и другие), которые занимаются мониторингом образовательного процесса с целью определения состояния психологического здоровья детей. Эти данные ложатся в основу управленческих решений.

Не исключено, отмечает М.А. Степанова, что существуют и другие концепции школьной психологической службы.

И.В. Дубровина к основным направлениям деятельности психологической службы относит психопрофилактическую, консультативную, диагностико-коррекционную виды работ. На предварительном этапе психолог знакомится со школой в целом, вникает в основные проблемы учебно-воспитательного процесса: беседует с администрацией, учителями, учащимися, их родителями; посещает уроки, внеклассные мероприятия, педсоветы, родительские собрания; встречается с представителями внешкольных учреждений и организаций, с выпускниками прошлых лет, с детьми, по разным причинам ушедшими из школы, и с их родителями; изучает документацию школы и пр.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Какой психолог нужен образовательному учреждению начального профессионального образования?

Задача психологической службы состоит в том, чтобы в течение обучения в училище идти рядом с учеником и поддерживать в нем уверенность в собственных силах, стремление к познанию себя и желание стать гармоничной творческой личностью, профессионалом.

Работа психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям:

- Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

- Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

- Психодиагностическая работа – психолого-педагогическое исследование учащихся на протяжении всего периода обучения в профессиональном училище, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и трудностей в обучении.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом.

Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

- Консультативная работа психолога направлена на оказание психологической помощи, связанной с процессами обучения и воспитания, всем участникам образовательного процесса (учащимся, их родителям, а также учителям, мастерам производственного обучения, администрации).

1. Индивидуальные и групповые консультации детей по личным затруднениям.

2. Диагностика (тестирование) особенностей познавательной, личностной и коммуникативной сфер учащегося.

3. Индивидуальные консультации учащихся, родителей, администрации, педагогов и мастеров производственного обучения.

4. Семинары, тренинги, деловые и ролевые игры, психолого-педагогические консилиумы.

Критерий эффективности психологической службы любого общеобразовательного учреждения – нормальное психологическое развитие обучающегося (помимо здоровья нервной системы), спокойная и доброжелательная обстановка. Не секрет что у большинства обучающихся в подростковый период под влиянием определённых ситуаций могут проявляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. Но есть факторы, играющие некую роль в причине этих нарушений (неблагоприятная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания родителей с детьми). Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру обучающегося: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

Работа психологической службы профессионального учреждения охватывает все выше перечисленные направления. С первых дней обучения обучающиеся находятся под постоянным наблюдением педагога-психолога, классных руководителей и конечно же мастеров п/о, которые не забывают о свои учениках и в не рабочее время [6].

Поступив в профессиональное учреждение подросток проходит период адаптации, и от того как пройдет адаптация зависит состояние его здоровья, дальнейшее обучение в учреждении, здоровый психологический климат в группах и весь общеобразовательный процесс.

При поступлении в профессиональное учреждение (когда будущие обучающиеся подают заявление) им предлагают ответить на вопросы ознакомительной анкеты (общие сведения о себе, его интересы и увлечения, почему он поступает в учебное учреждение) и дифференциально-диагностический опросник (по типам профессии). Это является предварительной диагностикой, что позволяет формировать группы.

Весь сентябрь педагог-психолог проводит диагностическую работу во всех группах 1 курса, используя различные тесты и анкеты:

на выявления типа темперамента;

направленность личности (Б. Баеса ориентационная анкета);

выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях (Томас);

определений уровня самооценки;

определение уровня познавательных процессов (память, внимание).

Как правило обучающиеся с интересом участвуют в диагностике и по желанию в индивидуальном или групповом порядке проходят консультацию по результатам диагностики. На консультациях они получают рекомендации: на что необходимо обратить внимание, что корректировать в себе и как для успешного обучения в профессиональном учреждении. Здесь следует отметить, что количество обучающихся с заниженной самооценкой очень минимальное, практически единичные случаи. Если человек уверен в себе, своих силах, имеет цель в своей жизни, он может достичь высоких результатов, как в обучении, так и в жизни. Вот почему многие обучающиеся, которые были неуспевающими в школе, переступив порог профессионального учреждения, чувствуя постоянную заботу и переживание за них, вдохновляются окружением и могут учиться значительно лучше. А эти понятия и раскрывает педагог-психолог на консультациях.

Уже в октябре создается расширенная информация об обучающихся первого курса: адекватность учебной самооценки, соответствие уровня сформированности познавательных процессов и их произвольности по возрасту, социально-психологический статус ребенка, психологические характеристики личности обучающегося и состояние его здоровья.

На первом психолого-педагогическом консилиуме педагог-психолог предлагает информацию о результатах очередного набора обучающихся. Все данные по каждой группе доводятся до сведения педагогов в корректной форме, не называя фамилию, психолог дает рекомендации по работе с группой, на что следует обратить внимание.

Цели и задачи курса :

- сформировать гуманистическое мировоззрение и психологическую культуру у обучающиеся;

- научить понимать чувства и мотивы поведения других людей, моделировать свое будущее;

- использовать полученные знания на практике, в общении со сверстниками, родителями.

Освоение материала даст возможность обучающимся приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира.

Особенностью факультативного курса является проблемность обучения , она происходит за счет привлечения обучающиеся к обсуждению проблем личного и общего характера, что позволяет им высказывать свое мнение, получить опыт разрешения сложных жизненных ситуаций.

Программа курса рассчитана на 42 часа.

Таблица 1 - Тематический план

Раздел 1. Подростковый возраст.

Переход от детства к взрослости.

Физическое и психическое взросление.

Юность в разных исторических периодах.

Особенности развития личности подростка.

Поведенческие реакции подростка.

Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.

Беседа и обсуждение

Изучение индивидуальных особенностей личности подростка.

Качества личности подростка.

Источники формирования самооценки.

Раздел 2. Межличностные взаимоотношения

Коллектив и личность.

Роль чувств в жизни человека (настроение и формы переживания).

Любовь в жизни человека.

Что такое дружба?

Особенности юношеской дружбы.

Раздел 3. Здоровый образ жизни.

Что такое саморегуляция?

Приемы и методы саморегуляции.

Почему подростки не слышат предостережений?

Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.

Тренинг навыков отказа

Дискуссия и обсуждение

Как влияет образ мыслей на жизнь человека?

Приемы позитивного мышления, вера в удачу.

Раздел 4. Семейная психология.

Психология семейных отношений.

Общение в семье: конфликты в семье и их преодоление.

Стили семейного воспитания.

Раздел 1. Подростковый возраст.

Тема 1.1. Вводное занятие. Переход от детства к взрослости. Физическое и психическое взросление. Юность в разных исторических периодах.

Занятие построено в форме групповой дискуссии, рассматриваются следующие вопросы:

- переход от детства к взрослости;

- физическое и психическое взросление.

Тема 1.2 Подростковый возраст. Особенности развития личности подростка. Поведенческие реакции подростка. Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.

Занятие включает обсуждение подросткового возраста, поведенческие реакции подростка. Чем характеризуется данный возрастной период, на что необходимо обратить внимание, чтобы успешно общаться с родителями и сверстниками. Изучение индивидуальных особенностей личности, в целях коррекции своего поведения, развития определенных качеств и особенностей личности.

Тема 1.4 Качества личности. Творческие способности

Занятие включает развивающие игровые упражнения, творческие задания, при помощи которых обучающиеся знакомятся с различными качествами личности, понятием Креативность, исследуют свои творческие способности и выявляют у себя новые. В конце занятия обсуждение: что нового обучающиеся узнали о себе?

Тема 1.5 Самооценка. Источники формирования самооценки.

Раздел 2. Межличностные взаимоотношения.

Тема 2.1 Межличностные отношения. Взаимоотношение поколений.

Тема 2.2 Коллектив и личность. Лидерство.

Тема 2.3. Роль чувств в жизни человека (настроение и формы переживания).

Тема 2.4 Любовь в жизни человека.

Тема 2.5 Что такое дружба? Особенности юношеской дружбы.

Раздел 3. Здоровый образ жизни.

Тема 3.1 Что такое саморегуляция? Приемы и методы саморегуляции.

Тема 3.2 Почему подростки не слышат предостережений? Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.

Обучающиеся, предварительно подготовленные, обсуждаю совместно проблему курения. Занятие построено в форме круглого стола.

Тема 3.5 Позитивное мышление. Как влияет образ мыслей на жизнь человека? Приемы позитивного мышления, вера в удачу.

Раздел 4. Семейная психология.

Тема 4.1 Психология семейных отношений.

Занятие построено в форме дискуссии. Рассматриваются некоторые из проблем, возникающие в семье, факторы, влияющие на стабильность семейных отношений. В конце занятия обучающиеся разбиваются на группы, составляют перечень признаков гармоничной семьи, затем защищают свои проекты. Идет обсуждений.

Тема 4.2 Общение в семье: конфликты в семье и их преодоление.

Идет обсуждение и выводы. Самостоятельно обучающиеся составляют основные правила общения, выделят главные моменты.

Тема 4.3 Функции семьи.

Тема 4.4 Стили семейного воспитания.

Обучающиеся детально останавливаются на воспитательной функции семьи. В процессе обсуждения разбирают типы негармоничного (неправильного) воспитания. Выделяют основные причины негармоничного (неправильного) воспитания.

И в заключение хотелось бы отметить, с первого курса обучающиеся имеют тесный контакт с педагогом-психологом, знают его в лицо, приветствуют его и приходят на консультации. Ведь зачастую обучающийся – подросток не всегда подойдет со своей проблемой к родителям или родственникам, некоторые испугаются, а другие и вовсе не имеют взаимопонимания с родителями, а вопрос нужно решить.

Так нужен ли психолог в профессиональном образовании?

Концепция психологической службы образовательного учреждения А.А. Реана.

Слайд 2. Артур Александрович Реан – российский психолог, общественный деятель; специалист в области психологии личности, социальной и педагогической психологии.

Доктор психологических наук (1992), профессор (1994), член-корреспондент РАО (1996), академик РАО (2016) по отделению психологии и возрастной физиологии.

В основе концепции А. А.Реана лежат четыре принципа организации деятельности психологической службы:

1) Принцип целостности;

2) Принцип профессионально-педагогической активности;

3) Принцип взаимосодействия;

4) Принцип достаточной ограниченности;

Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся (не менее 70%). Только при таком охвате результаты деятельности психологической службы становятся заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.

Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога. Индивидуальную психолого-педагогическую работу ведет не школьный психолог, а учитель. При этом учитель использует результаты работы, которые предоставляет ему школьный психолог. Указанный принцип отражает представление о педагоге не только как об учителе – предметнике, но и как о педагоге-психологе, профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.

Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс-диагностику, т. е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах – от начальных до старших. Вместе с тем система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (психологические процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация) [1].

Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Качимская А.Ю. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: Учебно-методическое пособие – ВСГАО, 2013. 175 с.

Матвеева Е.В. Психологическая служба: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 63 с.

Концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой.

Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана.

Сравнительный анализ основных концепций психологической службы в образовании.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2002.

Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.

Пахальян В.Э. Психопрафилактика в практической психологии образования: Учебное пособие. – М., 2003.

Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 2001. №1. – С. 97-106.

Степанов С.Ю., Растянников А.В. Рефлексивно-инновационный подход к организации психологической службы в округе // Прикладная психология. - 1998. № 2.

Обухов А.С. Психологическая служба в социокультурном пространстве гимназии // Школьные технологии. – 2004. №3. – С. 75-79.

Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования, 2007, № 1 (10).

Государственная служба социальной, педагогической и психологической помощи . Концепции и точки зрения. – М., 1996.

Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии, 2002, № 1.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 372 с.

Шувалов А.В. Служба психологического здоровья детей (методологические аспекты) – М.: ЦРТДиЮ "Лефортово", 2004.

Клюева Т.Н. Становление психологической службы в Самарской области // /1999/psy42-1.htm

Похожие документы:

. Психологическая служба Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Концепция психологической службы образовательного учреждения. Психологическая служба .

Варианты контрольных тестовых заданий по “Психологической службы в образовании” Пример 1

Учебник для вузов педагогическая психология

. психологической помощи и поддержки. Основная литература Битянова М.Р. Организация психологической службы . психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение . профилактическим . . Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. .

Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии пс

. Дубровина выделяет три ас­пекта психологической службы . Битянова). . -профилактические . Психологическая служба образования завтрашнего дня — это служба психологического сопровождения . концепции психологического времени личности. IV.4.3. Психологическая .

Образовательная программа государственного образовательного учреждения начальной школы детского сада №1846

. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004. Дубровина И.В. . -психологическое сопровождение . концепции . методической литературы Битянова М. П., . -профилактической; психологической . СЛУЖБА МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА .

Нейрографика как инструмент личностного развития: взгляд психоаналитика на возможности применения в консультировании, коучинге, бизнес-обучении

Практика классического гипноза в терапии и психологической коррекции

ВЕБИНАР: Травмирующий опыт и рискованное поведение в Сети: психологическая помощь детям, подросткам и их родителям

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

О концепции развития психологической службы в образовании

Автор

/module/item/name

Анализ текста показал, что в нем есть ряд идей, реализация которых может существенно изменить место и роль практического психолога в системе образования. В частности, возложить на него максимальную ответственность за происходящее как в целом в системе образования, так и в учреждениях образования. Поэтому всем, кто работает в Службе или педагогом-психологом конкретного учреждения образования важно сейчас ответственно отнестись к этому тексту, чтобы обеспечить адекватную его интерпретацию на местах, в региональных органах управления образованием.

Очевидно, что текст Концепции ставит перед нами не только цели и задачи, но и вопросы, с ответами на которые надо определиться. В самом общем виде важно обсудить следующие вопросы:

  • что дает нам Концепция как стратегия?
  • что в тексте Концепции принципиально важно для тех, кто работает в Службе, педагогом-психологом в учреждениях образования?
  • преемственность только декларируется в тексте Концепции или этот текст существенно изменяет траекторию и содержание движения Службы?
  • согласуются ли между собой текст Концепции и Закон об образовании, содержание ФГОС и стандартов профессиональной деятельности?
  • что принципиально важно изменить/прояснить в этом тексте, чтобы избежать новых трудностей?

И возникают вполне обоснованные вопросы:

  • будем изменять цели образования?
  • содержательные характеристики принятых и вступивших в действие в 2017 году стандартов профессиональной деятельности уже устарели?

Странными (если не сказать больше) выглядят фрагменты, в которых подчеркивается, что именно сейчас:

Если проанализировать научные публикации в открытых профессиональных отечественных и зарубежных изданиях за последние 50 лет, то можно убедиться, что такие риски актуализировались как минимум 30 лет назад.

Выделенные в первой части текста цели и задачи Концепции по сути мало чем отличаются от сформулированных ранее (еще в конце 80-х и до 2012 года) как в документах министерства образования (Приказы про введение должности психолога, Положение о Службе, Решения коллегий и т.п.), так и в резолюциях Съездов профессиональных сообществ.

Для примера приведу выдержки из решения Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 № 7/1:

«Следует отметить, что этап экстенсивного строительства службы практической психологии образования в России в основном завершен. Можно констатировать, что развитие практической психологии во многом повлияло на подготовку почвы новой философии образования, обусловило переход от традиционной парадигмы "знаний, умений и навыков" - к парадигме развивающего образования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI века.

В настоящее время значительно возрастает уровень профессиональных требований, предъявляемых психологу, работающему в системе образования. Очевидна необходимость более дифференцированной подготовки практических психологов разного профиля для решения многочисленных задач как в сфере управления образованием, так и в области многопрофильных образовательных учреждений.

Вместе с тем в стране все острее ощущается дефицит квалифицированных психологических кадров в связи с ростом потребности детей, родителей, работников сферы образования в психологической поддержке. Возникает опасность дискредитации профессии практического психолога из-за недостаточной в ряде случаев его профессиональной подготовки и вследствие этого недостаточной профессиональной компетенции, с одной стороны, и несоответствии предъявляемых к нему требований как специалисту, с другой стороны.

Существует потребность в совершенствовании системы подготовки психологических кадров. Тревожит чрезмерный акцент при подготовке практических психологов на селективной психодиагностике (диагностике отбора), а не на диагностике развития личности ребенка.

Слабо скоординирована деятельность психолога с работой медиков, а службы практической психологии образования - с деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий.

По-прежнему не находят своего полного решения вопросы социальной и профессиональной защиты практических психологов: учреждения службы практической психологии не включены в номенклатуры базовых образовательных учреждений; отсутствуют критерии и процедура профессиональной аттестации практических психологов; не определен статус практического психолога в различных образовательных учреждениях. До настоящего времени не разработан стандарт образования по практической психологии.

Что из приводимого в текст Концепции списка задач может поразить обычного практика, работающего в данной области?

Что нового и перспективного дает нам этот текст в качестве уточнения, определения специфического предмета работы?

Оказывается именно психологическая служба до 2025 года будет теперь отвечать за следующее:

«- профилактика социального сиротства (. );

Вроде бы для перечисленного здесь государством давно созданы иные Службы, организационные структуры?!

Среди специфических задач, входящих в предметное поле Службы почему-то в тексте Концепции выделены такие, которые направлены на помощь не только детям, но и взрослым, среди которых отмечены только родители (и лица их заменяющие) и педагогические работники. Это опять наводит на мысль о готовящейся переделке Закона об образовании, т.к. такие добавления не соответствуют именно его положениям, где четко прописано, кому оказывается психологическая помощь (Статья 42.).

Недоумение вызывает и то, что педагогическим работникам надо оказывать помощь только в профилактике эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций, а вторым – через психологическое просвещение и консультирование в решении задач обучения, воспитания, развития. При этом в тексте Концепции нет просвещения и консультирования остальных участников образовательного процесса.

Также остается неясным и кому и при каких условиях помогать в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств? И почему только в этом?

Вызывает недоумение и следующее: если это Концепция развития Службы, то что означает вот этот текст:

Удивительно и то, что в тексте Концепции признается отрицательный результат работы Министерства образования и его региональных, структурных звеньев:

«- отсутствие в системе образования необходимого количества психологов, педагогов-психологов;

В целом создается ощущение некомпетентности создателей этого текста, неинформированности их о том, что было сделано до них (теми, кто создавал эту Службу, кто организовывал и проводил конференции на эту тему, Съезды психологов образования, издавал материалы, в которых научно обосновано все то, что важно для развития Службы; готовил учебные пособия для подготовки педагогов-психологов и т.п.

Сноски

2 Опыт прежних лет подсказывает, что любой текст, подписанный министром образования, оценивается на местах как юридический документ, как прямое руководство к действию.

3 Трудно даже предположить, зачем последнее слово написано с прописной буквы, но видимо есть основания у тех, кто этот текст готовил.

Литература

2. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования. // Вестник практической психологии образования. 2011. №3(28)

5. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Подготовка и переподготовка практических психологов в контексте проблем отечественного высшего профессионального образования. // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - М., 2008

6. Клюева Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования (Опыт Самарской области) // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1. С. 63–69.

7. Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования" (опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 61–70. doi:10.17759/psyedu.2017090307

8. Материалы I съезда практических психологов образования Российской Федерации. М.,1994.

9. Материалы II съезда практических психологов образования Российской Федерации. Пермь,1995.

10. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации. Приказ от 22.10.99 №636

11. Пахальян В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии 2002, №6.

12. Пахальян В.Э. Практическая психология образования в России: без парадоксов. // Вопросы психологии 2005, №5.

14. Психологическая служба образования глазами мэтров: 15 лет спустя // Вестник практической психологии образования 2004, №1

15. Психология и современное Российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М., 2008

16. Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции - М., 2014.

17. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года. // Психологическая наука и образование 2007.№2, с. 69-82.

18. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда. // Вестник практической психологии образования. 2012, №3, с. 3-13.

19. Тезисы участников Всероссийского съезда практических психологов образования. Практическая психология в условиях модернизации образования. Материалы. В 2 т. М., 2003.

Читайте также: