Профессиональный стандарт врача терапевта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Документ с 2017 года разрабатывает Российское научное медицинское общество терапевтов вместе с Нацмедпалатой, НМИЦ терапии и профилактической медицины и МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Список трудовых функций в действующем профстандарте включает непосредственно диагностику и лечение в амбулаторных условиях, реабилитацию, анализ медико-статистической информации, ведение меддокументации, организацию работы среднего медперсонала. Предлагается уточнить, что медпомощь по профилю может быть оказана стационарно, а обязанность терапевта по проведению медэкспертиз выведена в отдельную трудовую функцию.

Процесс обновления профстандартов идет вместе с обновлением или утверждением образовательных стандартов, порядков медпомощи и клинических рекомендаций. Профстандарты учитываются при организации учебного процесса в медвузах, проведении квалификационных экзаменов, а также при приеме на работу и составлении должностной инструкции сотрудника.

в Министерстве юстиции

6 апреля 2017 года,

регистрационный N 46293

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 21 марта 2017 года N 293н

Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)

Содержание

I. Общие сведения

Врачебная практика в области лечебного дела

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Сохранение и укрепление здоровья взрослого населения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность в области здравоохранения

Деятельность больничных организаций

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в

Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах

амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения

Проведение обследования пациента с целью установления диагноза

и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника

Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности

Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность

Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-
гигиеническому просвещению населения

Ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело" завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
Высшее образование - специалитет по специальностям "Педиатрия" или "Лечебное дело"

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Терапия"
Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Терапия" при наличии подготовки в ординатуре по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Сертификат специалиста по специальности "Терапия" и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Лечебное дело"

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации

Соблюдение врачебной тайны

Соблюдение Клятвы врача

Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами
Знание законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования, трудового законодательства Российской Федерации

Профессиональное развитие специалиста

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий - дополнительное профессиональное образование:

- программы повышения квалификации;

- программы профессиональной переподготовки;

- тренинги в симуляционных центрах;

- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);

- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:

Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции

В качестве обобщённой трудовой функции стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами функций по оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Требования к образованию и обучению врача-терапевта участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию ( должны быть выделены три альтернативных варианта требований к образованию и обучению врача-терапевта участкового ):

Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях.

Требования к опыту практической работы для врача-лечебника отсутствуют, что вполне закономерно, поскольку должность врача-терапевта участкового нередко является одной из первых ступенек в карьере молодого врача.

Особые условия допуска к работе

Мы никак не можем согласиться с предложенной редакцией условий допуска к работе . И вот почему.

Другие характеристики обобщенной трудовой функции

Другие характеристики обобщенной трудовой функции

Из других характеристик трудовой функции врача-лечебника в профессиональном стандарте выделено:

  • соблюдение врачебной тайны;
  • соблюдение Клятвы врача;
  • соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами;
  • знание законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования, трудового законодательства Российской Федерации;
  • профессиональное развитие специалиста (включая дополнительное профессиональное образование).

Указанные характеристики, по мнению Факультета Медицинского Права, также нуждаются в определенной корректировке. Так, например, не совсем ясно, зачем соблюдение врачебной тайны понадобилось выделять отдельно, если такое соблюдение предусмотрено федеральным законодательством, Клятвой врача и принципами медицинской этики, о необходимости соблюдения которых указывается ниже.

Также, исходя из формулировок профессионального стандарта, врач-лечебник должен соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии исключительно с пациентами, их законными представителями и коллегами. Таким образом, если читать нормы стандарта буквально, врач может не соблюдать этические принципы с родственниками пациентов, специалистами смежных профессий и т.д. По нашему мнению, в профстандарте необходимо не ограничивать соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии определенным кругом лиц – врач должен соблюдать эти принципы в отношении с любым человеком .

Вопросы вызывает и включение в профессиональный стандарт знание законодательства в сфере охраны здоровья, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования и даже трудового законодательства Российской Федерации. Факультет Медицинского Права всегда выступал за повышение правовой грамотности медицинских работников и подчеркивал необходимость обучения врачей основам медицинского права.

Трудовые функции врача-лечебника

Трудовые функции врача-лечебника

К трудовым функциям врача-лечебника, профессиональный стандарт относит:

  • оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах;
  • проведение обследования пациента с целью установления диагноза;
  • назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности;
  • реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность;
  • проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения
  • ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала.

Для каждой из этих функций профстандартом предусмотрены трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. К сожалению, объем данной статьи не позволяет изложить детальный анализ каждой из них. Тем не менее, можно утверждать, что формулировки, которые содержаться в описании составных трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний в ряде случаев нуждаются в уточнении либо изменении. Приведем ряд примеров.

Для нескольких функций в качестве необходимого умения врача-лечебника предусматривается проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). При этом лабораторные и инструментальные исследования, в соответствии с описанием необходимых умений и трудовых действий, врачом лечебником не проводятся: его действия ограничиваются определением объема и составлением плана лабораторных/инструментальным исследований и направлением на такие исследования. На практике участковый терапевт самостоятельно проводит ряд простых инструментальных исследований – таких как антропометрия, термометрия, тонометрия, фарингоскопия и т.д. Однако в профессиональном стандарте это не отражено.

Недочеты, связанные с описанием трудовых функций врача-лечебника, не ограничиваются исключительно рассмотренным выше – приведены лишь наиболее яркие примеры. На наш взгляд, трудовые функции участкового терапевта необходимо привести в полное соответствие с существующей нормативно-правовой базой, регулирующей его профессиональные права и обязанности (включая положение об организации деятельности, порядки и стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Так, в качестве примера можно привести Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового, утвержденное приказом Минздрава РФ от 7 декабря 2005 г. № 765. Согласно п. 6 этого Положения врач-терапевт участковый формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, но об этой функции не упоминается в профстандарте. В этом же пункте Положения на врача-терапевта возложена обязанность по организации и проведению школ здоровья, которая опять же отсутствует в профстандарте. Мы полагаем, что существует необходимость добиться гармонизации норм профессионального стандарта с иными правовыми актами в области медицины – внеся изменения либо в профстандарт, либо в несоответствующие ему нормативно-правовые акты.

Резюме

Профстандарт – это характеристика, предписывающая определенную квалификацию специалисту для осуществления его трудовой деятельности. Под квалификацией понимают набор знаний и навыков, необходимых той или иной профессии.

Первый документ терапевтического профиля был введен в работу в 2016 году Министерством здравоохранения, в следующем году вышел Приказ Минтруда 293н, который регламентирует стандарт врача-терапевта (участкового).

Нормативная база в отношении введения профстандартов в медицине

Министерство труда в апреле 2016 года разъяснило случаи, когда применение стандартов в медицине обязательно:

    гласит, что медработник должен следовать регламенту профстандарта, если это обязательное условие нормативных-правовых актов организации;
  • согласно ч.2 ст. 57 ТК РФ – деятельность медработника связана с получением компенсаций и льгот. При выборе такой специальности, работник обязан следовать профстандартам или квалификационным справочникам.

Остальные профессиональные стандарты являются необязательными, кроме случаев, когда работодатель берет на себя ответственность в их обязательном выполнении, это должно быть отражено документах медицинской организации: нормативных документах, должностных инструкциях и прочих.

Внедрение новых стандартов в организации происходит поэтапно:

Необходимо сразу разграничить понятия профстандарт и квалификация. Стандарт включает в себя навыки, опыт работы в данной специальности, знания и умения. Можно сказать, что профстандарт является следующей ступенью оценки качества медработника после проверки его квалификации. Это необходимо по причине того, что специалист может иметь достаточную квалификацию для своей профессии, но при этом не отвечать требованиям стандарта. Можно предположить, что в будущем профстандарты полностью вытеснят квалификационные справочники ввиду их более полного регламентирования деятельности медработников.

Цели использования

Следование требованиям профстандартов способствует более эффективной работе специалистов и кадровиков. В частности:

  • Создание кадровой политики.
  • Обучение и аттестация работников.
  • Доработка должностной инструкции.
  • Обеспечение тарификации работы.
  • Установлении системы оплаты труда.

Руководитель медучреждения обязан следовать стандартам, как того требует трудовой кодекс РФ. Он должен принимать на работу, регламентировать деятельность и план работы терапевта, который включает изучение этиологии, патогенеза, клинико-лабораторных данных различных заболеваний, а также диагностика, лечение, профилактика патологий.

Аттестация – обязательная процедура для врачебных специальностей. Проводится, согласно Приказу Минздрава России 240н один раз в 5 лет и состоит из оценки качества работы сотрудника, тестовой проверки знаний и собеседования. По окончании работнику присваивается одна из трех существующих категорий: вторая, первая или высшая.

Профессиональный стандарт терапевта включает в себя специальности:

  • работник здравпункта;
  • специалист по профилактике;
  • врач-терапевт участковый;
  • врач-терапевт участковый цехового врачебного участка.

Требования к терапевтам предъявляются следующие:

Будущий работник может, в зависимости от требований работодателя, предоставить вместе с дипломом о высшем медицинском образовании сертификат об окончании ординатуры или интернатуры по терапии, а также данные о профессиональной переподготовке с семейного врача на необходимую специальность. По новым требованиям к выпускникам ВУЗов, обязательно прохождение аккредитации и предоставление данных о ее прохождении при трудоустройстве.

К особым условиям для допуска к рабочей деятельности относятся: сохранение врачебной тайны, знание и применение основ этики и деонтологии по отношению к пациентам и знание законов в отношении своей специальности.

Повышение квалификации – право работодателя по отношению к работнику. Ее могут проводить в целях качественного улучшения профессионального состава, качества оказания медицинской помощи, престижа медучреждения. Согласно статье 196 ТК РФ данное решение добровольное и не является для руководителя обязанностью.

Трудовая функция врача-терапевта согласно профстандартам приведена в таблице.

  • Оказание медицинских услуг;
  • диагностика болезни;
  • выявление причины;
  • выбор метода лечения;
  • профилактика;
  • консультирование.
  • Опрос пациента;
  • сбор анамнеза (перенесенные, хронические заболевания, анамнез жизни, наследственность, интоксикации);
  • осмотр;
  • направление на дополнительные исследования (лабораторные, инструментальные);
  • динамическое наблюдение;
  • реализация лечения, профилактики, реабилитации;
  • контроль состояния пациента.
  • Умение оказывать скорую медицинскую помощь;
  • своевременное и обоснованное направление на лечение в стационар;
  • оценка тяжести состояния;
  • обследование (пальпация, перкуссия, аускультация) пациента;
  • интерпретация лабораторных и инструментальных методов обследования.

Трудовая деятельность врача-терапевта на участке, в санатории и в стационаре различается и требование к работодателю в этом случае – зная специфику работы сотрудников, составить должностную инструкцию опираясь на профессиональные стандарты.

Ответственность за неприменение

Следование профстандартам – обязательное требование для нанимателя и для медицинского работника. Это касается всех вопросов, которые регулируются частью 2 ст. 57 и 195.3 ТК РФ. Также это условие касается всех медорганизаций: как государственных, так и частных. Наказание за несоблюдение стандартов не приводит к увольнению, но может привлечь к ответственности по статьи 5.27 КоАП РФ.

Если нарушение было выявлено впервые, возможно ограничение предупреждением. При более грубых нарушениях или при повторной проверке, наказание предусматривает штраф: для специалиста или ИП – до 5 тысяч рублей, для организации до 50 тысяч рублей.

Для специалиста возможны следующие последствия:

  1. Перевод на другую должность. Например, если для работы в данной специализации недостаточно опыта.
  2. Переподготовка/курсы повышения квалификации. Судьба работника зависит от решения работодателя, так как обучения и плата за него осуществляется медицинской организацией.

Это касается обязательных профстандартов, а также необязательных в случае, когда работодатель отразил их в локальных нормативно-правовых актах медицинской организации, то есть, сделал обязательными в частном случае. Увольнение возможно в случаях отказа или при неудовлетворительном прохождении очередной аттестации.

О процедуре внедрения профстандартов в медицине рассказано ниже.

Об авторе

Григорий Знайко Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Читайте также: