Профессиональная этика бухгалтера кратко

Обновлено: 02.07.2024

1.4. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать следующие основные принципы этики:

а) Честность - быть прямым и честным во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях.

б) Объективность - не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов или неуместное влияние других лиц могли повлиять на профессиональные или деловые суждения.

в) Профессиональная компетентность и должная тщательность - поддерживать профессиональные знания и умения на уровне, необходимом, чтобы гарантировать работодателю или заказчику услуг получение компетентных профессиональных услуг, с учетом тенденций в профессиональной практике, законодательства и методов работы, а также соблюдать тщательность в работе в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

г) Конфиденциальность - соблюдать конфиденциальность информации, приобретенной в результате профессиональных и деловых взаимоотношений, и не раскрывать такую информацию третьим лицам без надлежащего разрешения, если нет юридического или профессионального права или обязанности раскрыть такую информацию. Профессиональный бухгалтер не должен использовать информацию для собственной выгоды или выгоды третьих лиц.

д) Профессиональное поведение - соблюдать соответствующее законодательство и нормативные правовые акты и избегать любых действий, которые дискредитируют профессию.

Цель – рассмотреть значение бухгалтерской профессии в организации и в обществе.

Задачи:

  • раскрыть особенность, место и роль бухгалтерской профессии в системе управления экономического субъекта;
  • раскрыть функции профессиональной этики бухгалтера.

Оглавление

В широком смысле профессией называется основной род занятий или трудовой деятельности. В общественных науках принято выделять 5 общих свойств, характерных для всех профессий: 1) тeopетические знания, 2) авторитет, 3) поддержка общества, 4) нормы этического поведения, 5) культура. Рассмотрим эти свойства с точки зрения формирования бухгалтера-профессионала в Российской Федерации.

Теоретические знания бухгалтеров формируются посредством обучения в различных учебных заведениях с бухгалтерской направленностью. При этом всю совокупность знаний, необходимую для создания базы практической деятельности, можно обеспечить, только получив высшее профессиональное образование.

Авторитет профессии во многом определяется ее социальной значимостью. Еще совсем недавно в нашей стране бухгалтер-профессионал воспринимался человеком в нарукавниках и со счётами в руках. Развитие экономических отношений на современном этапе значительно повысило роль бухгалтерского учета и само по себе вывело профессию бухгалтера в первый ряд не только экономистов-практиков, но и экономистов-теоретиков. Практически вся работа экономических служб организации строится на основе данных, сформированных работниками бухгалтерского аппарата. Более того, деятельность бухгалтерского аппарата в организации частично или полностью включила в себя многие смежные функции других экономических специальностей. Так, например, все вопросы, связанные с налогообложением организаций, по существу, решаются бухгалтерами. В свою очередь, практически любое управленческое решение связано с налогообложением. Поэтому благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все аспекты деятельности организации бухгалтер стал оказывать большое влияние на принятие управленческих решений.

Нормы этического поведения тесно связаны с утверждением профессионального образа и самоконтроля в среде профессиональных бухгалтеров. В большинстве экономически развитых стран свод этических норм, присущих профессии, закрепляется Кодексом этического поведения. В Российской Федерации Институтом профессиональных бухгалтеров совместно с Министерством финансов разработан проект первого российского Кодекса этики профессионального бухгалтера.

Профессиональный образ определяется требованиями культуры профессии, которая формируется через взаимодействие формальных и неформальных групп. В Российской Федерации ведущими носителями культуры профессии являются структурные подразделения высших учебных заведений. Многое зависит от личности руководителей таких структурных подразделений. Рассмотренные свойства, присущие формированию бухгалтера-профессионала в Российской Федерации, и определяют понимание бухгалтерской профессии на современном этапе.

Эти свойства породили интересную, творческую, престижную и в ряде случаев хорошо оплачиваемую профессию. В настоящее время лица, имеющие ее, как правило, специализируются в следующих областях деятельности: 1) бухгалтерская деятельность в штате организации; 2) независимая бухгалтерская деятельность; З) педагогическая деятельность.

Профессиональная деятельность бухгалтера в составе организации является самой распространенной в Российской Федерации. Такую деятельность можно подразделить на З составляющие: деятельность в бухгалтерском аппарате организации, деятельность в отделе внутреннего контроля (аудита) и деятельность в аудиторской фирме.

При участии в деятельности бухгалтерского аппарата бухгалтер работает по найму в организациях различных форм собственности. В этом случае основная задача бухгалтера – наблюдение за правильностью ведения документации и документооборота, подготовкой соответствующих бухгалтерских отчетов, соблюдением организацией налогового законодательства и государственного регулирования учета.

В его обязанности также входит обеспечение менеджмента организации информацией, необходимой для принятия взвешенных управленческих решений.

На современном этапе для усиления эффективности хозяйственной деятельности, а также для контроля движения ресурсов организации и предотвращения хищений, повсеместно создаются отделы внутреннего контроля (аудита). В этом случае бухгалтер принимает участие в планировании финансовых результатов, составлении смет и контроле расходов.

В настоящее время в законодательном порядке определены признаки тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту. Аудиторскую проверку проводят аудиторские фирмы, представляю­щие собой объединение профессиональных бухгалтеров. Задача аудитора в составе такой организации – дать профессиональное заключение о том, насколько реально отражает бухгалтерская (финансовая) отчетность проверяемой организации ее финансовое положение и результаты деятельности. Аудиторы должны проверить первичную документацию, остатки денежных средств, установить достоверность проводимых в организации инвентаризаций имущества и обязательств, проверить реальность дебиторской и кредиторской задолженности, а также убедиться в том, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующим нормативным регулиро­ванием, а выплата налогов организацией осуществляется по нормам налогового законодательства.

При осуществлении бухгалтером независимой деятельности он не работает в штате какой-либо организации, а предоставляет ей свои услуги на основании договоров. Сфера такой независимой деятельности охватывает предоставление платных услуг по проведению инициативных аудиторских проверок бухгалтерского учета и налогообложения, а также по вопросам управленческого консультирования организаций.

Независимая деятельность бухгалтера — новое явление для Российской федерации и требует выработки правового поля, которое пока недостаточно регламентировано.

Педагогическая деятельность направлена на подготовку специалиста. Традиционно для Российской Федерации такая деятельность считается уделом творческих людей и почетной профессией. Существует большая потребность в преподавателях бухгалтерского учета в самых разных сферах системы образования, в зависимости от чего к преподавателю бухгалтерского учета предъявляются различные требования.

Если преподаватель работает в высшем специальном учебном заведении, то он, как правило, должен иметь ученую степень кандидата эко­номических наук и принимать участие в научно-исследовательской работе. Подтверждение квалификации в высших учебных заведениях преподаватель по бухгалтерскому учету получает на государственном уровне в виде присуждения ученых званий доцента и профессора.

Именно в процессе преподавания формируется профессиональная подготовленность современного бухгалтера. Современный бухгалтер-специалист должен быть экономистом, владеющим целой системой экономических и правовых знаний. Однако практическая деятельность показывает, что уровень значительной части работающих бухгалтеров еще далек от желаемого. Во многом это объясняется постоянными изменениями в налоговом законодательстве и нормативном регулировании бухгалтерского учета. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы подготовки бухгалтерских кадров.

В современных условиях важнейшей задачей, которая ставится при подготовке бухгалтеров, является выработка ими навыков самостоятельного принятия решений в практической деятельности. Такие на­выки, в зависимости от особенностей условий хозяйствования орга­низации, позволят им решать следующие задачи:

  • пользоваться полученными в процессе обучения базовыми знаниями, опираясь на систему нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • спокойно и творчески воспринимать изменения налогового законодательства и нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • использовать зарубежный опыт, учитывая особенности функционирования отечественного хозяйственного механизма и национальные традиции в организации бухгалтерского учета.

Практическая деятельность доказывает необходимость внедрения постоянной системы подтверждения полученной квалификации.

В настоящее время преобладает система выдачи специалистам профессионального сертификата на основе Положения об аттестации профессиональных бухгалтеров, разработанного Институтом профессиональных бухгалтеров (общественная организация) с участи­ем специалистов Министерства финансов Российской Федерации и других организаций. К сожалению, такая практика подтверждения полученной квалификации для органов, ее проводящих, является скорее бизнесом, чем профессиональной деятельностью. Во многом это объясняется отсутствием своих собственных квалифицирован­ных преподавателей. Отсюда — текучесть преподавательских кадров и незначительное учебно-методическое обеспечение системы подтверждения полученной квалификации. Поэтому действующая сертификация профессиональных бухгалтеров объективно не может достичь поставленных перед ней целей.

Гармоничное развитие различных социальных групп общества предполагает наличие совокупности норм поведения, присущих этим группам. С развитием профессий возник новый вид этики – профессиональная этика. Бухгалтерская профессия не является исключением: ее профессиональная этика базируется на общей этике, реализация норм которой включает в себя самоконтроль и внешние ограничения.

Самоконтроль подразумевает, что сама профессия должна вырабатывать внутренние правила управления, а внешние ограничения связаны с нормативным регулированием со стороны государства.

Анализ мировой практики показывает, что принципы самоконтроля в бухгалтерской профессии вырабатываются ее представителями и всегда основываются на интересах 3 групп: общества, клиентов и других бухгалтеров. Различные интересы указанных групп предполагают возможность возникновения конфликтов между ними. Общество, являясь самой большой группой, имеет самый высокий приоритет. Профессиональные правила формировались в результате обобщения наиболее распространенных норм поведения бухгалтеров или выводились из опыта конкретных ситуаций, когда возникал конфликт интересов и ставился под угрозу престиж профессии. Так развивался этический кодекс, а правила изменялись и расширялись в соответствии с изменяющимися обсто­ятельствами внешней среды. Таким образом, этические нормы в бухгалтерской профессии регулируют внутренние отношения, но направлены на удовлетворение нужд и интересов общества. Такая направленность объясняется тем, что именно профессиональная деятельность бухгалтеров связана с формированием информации о показателях деятельности различных структур, поэтому бухгалтерский учет может рассматриваться как элемент социальной этики, поскольку он воздействует на формирование конкретного морального суждения в ситуации, связанной с использованием данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие этические качества, как честность, альтруизм, бескомпромиссность, определяются самой сущностью профессии. Однако эти качества не должны быть декларативными понятиями в обществе, где над этическими ценностями преобладает материализм, скептицизм, цинизм, а должны исполняться на деле, в противном случае возможна потеря социальной значимости бухгалтерского учета и, как следствие, бухгалтерской профессии.

Так, например, в 2002 г. в США произошла череда финансовых скандалов, связанных с банкротством крупнейших корпораций и поставивших на грань крушения весь фондовый рынок этой страны. Компания Enron была первой в этом ряду. Вслед за ней о пересмотре запланированных ранее доходов, а затем банкротстве объявили WorldCom, AOL Тiтe Warner, Xerox и др. Причиной этого было стремление менеджмента указанных корпораций, в том числе и бухгалтерского, отразить любыми средствами в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели увеличения капитализации и прибылей компаний. При установлении реального положения дел акции этих корпораций стремительно дешевели, что приводило к банкротству.

В то же время при рассмотрении этого случая нельзя говорить только о прямой фальсификации бухгалтерской (финансовой) отчетности. Дело в выборе фондовой оценки материальных активов корпораций, которая искусственно их завышала. Причем это обеспечивалось в том числе и выбором соответствующей совокупности элементов учетной политики указанных корпораций. Таким образом, бухгалтерский менеджмент занимал не последнее место в одном из недавних громких финансовых скандалов.

Последствия таких финансовых кризисов влияют не только на само общество, но и на бухгалтерскую профессию. В такой ситуации могут подниматься вопросы, как об этике поведения индивидуальных бухгалтеров, так и о профессии в целом. В то же время потеря общественного доверия влечет за собой негативные последствия для бухгалтерского учета и учетной профессии. Поэтому бухгалтерам для повышения своей социальной роли необходимо предпринимать шаги не только по развитию профессиональной этики, но и по созда­нию эффективных и действенных мер дисциплинарного воздей­ствия, которые должны обеспечить качество бухгалтерской практи­ки и рост статуса профессии в глазах общественности за счет саморегулирования в своей профессиональной среде.

В ряде экономически развитых западных стран такие подходы к бухгалтерской профессии реализованы и ведется работа по их совершенствованию.

Гармоничное развитие личности бухгалтера-профессионала с присущими ему нормами этики начинается именно в процессе преподавания основ бухгалтерского учета, и в первую очередь — в системе высшего специального образования, где для достижения этой цели имеются все необходимые средства.

  • Содержит общее требование о том, что все бухгалтеры должны действовать в общественных интересах на протяжении всей своей профессиональной деятельности.
  • Устанавливает пять основополагающих этических принципов, которым должны следовать бухгалтеры при выполнении своей работы.
  • Определяет конкретные угрозы этим этическим принципам, которые могут возникнуть в практических ситуациях.
  • Предлагает соответствующие действия, которые бухгалтеры могут предпринять в ответ на эти угрозы.

Кандидаты, которые сдают экзамен Dip IFR, должны иметь общее представление о содержании Кодекса наряду с углубленным знанием разделов 100, 110-115 и 120. Эти знания и понимание будут тестироваться в вопросе 2 экзамена DipIFR, начиная с декабря 2021 года.

В вопросе 2 кандидаты могут столкнуться со сценарием, в котором от них требуется определить и объяснить учетные подходы к финансовой отчетности по ряду проблем.

В сценарий может быть встроена ситуация, в которой один или несколько фундаментальных этических принципов подвергаются риску быть нарушенными.

Помимо решения основных проблем финансовой отчетности, представленных в задании, кандидатов также могут попросить определить в сценарии вопроса фундаментальные этические принципы, которые потенциально могут быть нарушены.

От кандидатов также может потребоваться предложить надлежащие действия, которые можно было бы предпринять для устранения соответствующих угроз этике.

Начиная с декабрьской экзаменационной сессии 2021 года, вопрос 2 экзамена Dip IFR всегда будет включать “этический компонент” с максимальной оценкой в пять баллов.

Краткое изложение пяти основополагающих принципов

Пятью основными принципами являются:

  1. Честность. Бухгалтеры должны действовать открыто и правдиво во всех профессиональных и деловых отношениях. В частности, бухгалтеры не должны быть связаны с какими-либо отчетами, содержащими информацию, которая, по мнению бухгалтера, каким-либо образом вводит в заблуждение.
  2. Объективность. Бухгалтеры не должны ставить под угрозу профессиональные или деловые суждения из-за предвзятости, конфликта интересов или ненадлежащего влияния других лиц.
  3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Бухгалтеры должны приобретать и поддерживать профессиональные знания и навыки на надлежащем уровне и действовать добросовестно и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.
  4. Конфиденциальность. Бухгалтеры должны соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений. Существует очень мало обстоятельств, когда было бы целесообразно раскрывать конфиденциальную информацию. Наиболее очевидное обстоятельство – когда раскрытие информации является законодательным требованием.
  5. Профессиональное поведение. Бухгалтеры должны соблюдать соответствующие законы и правила и избегать любого поведения, которое может дискредитировать профессию.

Угрозы соблюдению

Обстоятельства, в которых работают профессиональные бухгалтеры, могут создавать угрозы соблюдению основополагающих принципов. Кодекс идентифицирует эти угрозы и содержит руководство по их устранению. Выявлены следующие угрозы:

  1. Угроза личной заинтересованности. Если финансовый или иной интерес может ненадлежащим образом повлиять на суждение или поведение профессионального бухгалтера.
  2. Угроза самоконтроля. Если бухгалтер не будет надлежащим образом оценивать результаты предыдущего суждения, вынесенного им самим или другим лицом в организации-работодателе.
  3. Угроза заступничества. Если, продвигая мнение клиента или позицию организации-работодателя, бухгалтер доходит до границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению.
  4. Угроза близкого знакомства. Если бухгалтер имеет длительные или тесные взаимоотношения с конкретным клиентом или организацией-работодателем, это означает, что он сверх меры проникается их интересами или слишком склонен соглашаться с их действиями.
  5. Угроза шантажа. Если бухгалтер удерживается от профессиональных действий путем давления или угроз (реальных или воспринимаемых как таковые), включая попытки оказать чрезмерное влияние на бухгалтера.

При выявлении угрозы соблюдению принципов бухгалтер должен оценить значимость угрозы. В частности, бухгалтер должен рассмотреть, является ли уровень угрозы приемлемым. Угроза считалась бы приемлемой, если не было значительного риска нарушения одного или нескольких основных этических принципов. Если уровень угрозы был оценен как неприемлемый, бухгалтер мог предпринять одно или несколько из следующих действий:

  1. Устранить обстоятельства, создающие угрозы.
  2. Применить меры предосторожности, чтобы снизить угрозы до приемлемого уровня.
  3. Отклонить или прекратить выполнение соответствующего задания.

Практический пример
Бухгалтер-стажер [X] отвечает за подготовку первого варианта предварительной финансовой отчетности компании, в которой она работает. Она получила следующее электронное письмо от финансового директора:

“Очень важно, чтобы ожидаемая совокупность финансовых результатов отразила благоприятные финансовые показатели деятельности и финансовое положение. Если результаты окажутся хорошими, то потенциально ожидаются и большие бонусы, доступные для всех сотрудников, в том числе и для Вас! Я знаю, что многие цифры в финансовых отчетах основаны на расчетных оценках. Когда вы готовите финансовую отчетность, я хочу, чтобы вы выбрали оценки, которые дадут максимально приемлемую отчетную прибыль. Надеюсь, вы выполните мою просьбу. Вскоре я буду проводить ежегодную аттестацию персонала, в том числе, Вашу, и это, безусловно, будет одним из факторов, влияющих на результат Вашей аттестации”.

Обеспокоенная этой просьбой, X обратилась за советом к другу Z, который также является стажером-бухгалтером, но работает в другой компании.

Экзаменационное задание, сопровождающее такой сценарий, может заключаться в выявлении этических проблем/угроз, с которыми X может столкнуться в этой ситуации. Сюда входят угрозы следующим основополагающим принципам:

  1. Честность – у X может возникнуть соблазн использовать ненадлежащие бухгалтерские оценки при подготовке финансовой отчетности, чтобы максимизировать отчетную прибыль.
  2. Объективность – X финансово заинтересована в уровне отчетной прибыли, и ее годовая оценка связана с выполнением пожеланий финансового директора. В этих обстоятельствах она сталкивается как с угрозой личной заинтересованности, так и с угрозой шантажа.
  3. Профессиональная компетентность и должная тщательность – не ясно, обладает ли X, будучи бухгалтером-стажером, необходимыми знаниями и опытом для подготовки финансовой отчетности. Любая угроза здесь может быть уменьшена, если предварительные проекты будут рассматриваться более опытным лицом из числа бухгалтерского персонала, имеющим соответствующую квалификацию. Это может быть примерной мерой предосторожности для уменьшения угрозы.
  4. Конфиденциальность – существует опасность, что X, при обращении за советом к своему другу Z, поделится конфиденциальной информацией, которую не следует раскрывать третьим лицам.
  5. Профессиональное поведение – подготовка финансовых отчетов, лишенных объективности, потенциально может дискредитировать бухгалтерскую профессию.

Заключительные замечания

Вступая в силу с декабря 2021 года, вопросы, касающиеся проблем этики, всегда будут тестироваться в программе Dip IFR. Кандидаты должны убедиться, что они знакомы с соответствующими параграфами Кодекса и могут применять их в практических ситуациях. Однако не в каждом экзаменационном сценарии потребуется определение всех пяти основополагающих принципов или всех вышеперечисленных угроз, и кандидаты должны соответствующим образом адаптировать свой ответ, включив только те, которые имеют отношение к делу, чтобы обеспечить получение баллов.


Статья написана членом экзаменационной группы DipIFR

Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют причастность человека к долгу перед профессией.

Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль. Государство (правительство), инвесторы, кредиторы, работодатели и население в целом являются пользователями экономической информации, формируемой профессиональными бухгалтерами. Профессиональный подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей страны. Следовательно, профессия бухгалтера общественно значима. Это налагает на профессиональных бухгалтеров ответственность за соблюдение общественных интересов. Обязанности профессионального бухгалтера заключаются в удовлетворении потребностей не только отдельного клиента или работодателя, но и всего общества. Международная федерация бухгалтеров в 1998 г. приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Кодекс разработан на базе следующих фундаментальных принципов:

1. Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.

2. Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер обязан оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Ему необходимо постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, требуемом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.

4. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами либо обязанностями.

5. Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб этой репутации.

6. Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами

При оценке соблюдения основных принципов профессиональному бухгалтеру, возможно, потребуется разрешить конфликт в применении фундаментальных принципов. Приступая к процессу разрешения этого конфликта, профессиональный бухгалтер должен:

1) рассмотреть (самостоятельно или совместно с другими лицами) следующие факторы: • уместные факты; • имеющиеся этические проблемы; • основные принципы, имеющие отношение к вопросу; • установленные внутренние процедуры; • альтернативные действия;

2) определить образ действий, совместимый с основными принципами;

3) оценить последствия возможных действий;

4) задокументировать суть проблемы, деталей любых обсуждений и решений, принятых по этой проблеме (если необходимо). Если проблема остается неразрешенной, то профессиональный бухгалтер должен проконсультироваться с соответствующими лицами в профессиональной организации или в организации, в которой он работает по найму, с целью получения помощи для разрешения конфликта. Если значительный конфликт не поддается разрешению, профессиональный бухгалтер может обратиться за профессиональным советом в соответствующую саморегулируемую организацию профессиональных бухгалтеров или к юридическим консультантам и таким образом получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности.

Требования к членам Института профессиональных бухгалтеров России.

Общие требования, предъявляемые к членам ИПБ: честность, объективность, компетентность, конфиденциальность и др.

а) честность и объективность при выполнении услуг: основанием для выводов и рекомендаций члена ИПБ может быть только информация, но не предвзятость, конфликт интересов или оказываемое на него давление;

б) профессиональная компетентность: постоянное повышение своей квалификации и качества своей работы, знание нормативных актов и наличие необходимых практических навыков, отказ от выполнения работ и услуг, выходящих за пределы той области, где данный член ИПБ является специалистом;

в) конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения члена ИПБ с работодателем (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации);

г) профессиональное поведение: необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержания от любых поступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерскую профессию;

д) работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности: выполнение своих обязанностей в соответствии со стандартами, принятыми в сфере его работы, независимо от того, утверждены эти стандарты государственными органами или общественными организациями, членом которых он является. Этические требования, предъявляемые к члену ИПБ, не исчерпываются теми, которые в явном виде перечислены в Кодексе ИПБ. Член ИПБ обязан придерживаться общепризнанных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.)

Требования к лицам, занимающимся аудиторской деятельностью.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности- это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Она осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, которые успешно сдали экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Срок действия квалификационного аттестата аудитора не ограничен, чтобы быть допущенным к экзамену претенденту необходимо иметь:

1) высшее экономическое, юридическое образование полученное в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, экономическое и (или) юридическое образование, полученное в образовательном учреждении иностранного государства;

2) стаж работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов определяются уполномоченным федеральным органом.

Квалификационные экзамены проводятся в течении 3-х дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам.

В настоящее время наиболее важные вопросы по порядку обучения и проведения экзаменов регулируются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ.

Аудитору, имеющему квалификационный аттестат, необходимо в течении каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Действуя в общественных интересах, аудитор должен соблюдать и подчиняться требованиям профессиональной этики аудитора.

Аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:

в) профессиональная компетентность и должная тщательность;

д) профессиональное поведение.

14. Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров и кодекс этики бухгалтеров и аудиторов России.

Кодекс этики МФБ состоит из трех частей:

Части В и C иллюстрируют, как концептуальная основа должна применяться в конкретных ситуациях. В них содержатся: • примеры защитных мер, которые могут быть предприняты для устранения угроз соблюдения основных принципов; • примеры ситуаций, в которых никакие меры предосторожности не применимы, и в которых, соответственно, следует избегать деятельности или отношений, создающих угрозы.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России постоянно совершенствуется с учетом новых международных тенденций в профессии.

Цель: Устанавливает основные правила поведения профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

Сфера действия: Кодекс этики ИБП России предназначен для применения публично практикующими профессиональными бухгалтерами и профессиональными бухгалтерами, работающими по найму.

Дисциплинарные санкции Нарушение фундаментальных этических принципов и правил поведения, установленных в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России, влечет за собой следующие дисциплинарные меры ответственности (перечислены в порядке усиления):

Читайте также: