Профессиональная деформация государственных и муниципальных служащих кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности профессиональной
деформации. Профессиональная
деформация юристов и
государственных служащих
Подготовила: Васильева Полина Александровна,
ст. ИГиМП, гр.105 Б
Руководитель: Сухова Оксана Владимировна

Содержание доклада
1. Актуальность темы
2. Понятие
3. Особенности профессиональной деформации у
государственных служащих
4. Причины возникновения
5. Последствия профессиональной деформации
6. Нормативная база
7. Заключение

Актуальность темы
Большое значение в служебном взаимодействии приобретают
личностные требования, которые сотрудники предъявляют к коллегам по
совместной работе.
Процесс взаимодействия, его успешность в определенной мере зависят от
того, насколько конкретный сотрудник соответствует образу требований
другого, предъявляемого как к деятельности, так и к личности человека,
занимающего определенную должность.
Одна из основных целей социально-психологической адаптации в
профессиональной сфере – это избежание профессиональной деформации
сотрудников

Понятие
Профессиональная деформация -это
изменения качеств личности (ценностных
ориентаций, характера , поведения), которые
появляются под влиянием выполнения
профессиональной роли.

Особенности
- Наличие властных полномочий ставит
государственных служащих в особое положение
- Государственные служащие усваивают
особенности личности человека с которым
работают
- Представители профессии типа человек-человек,
особо подвержены профессиональной
деформации.
- Часто возникают тревожные ожидания,
связанные с работой

Причины возникновения
- Директивный образ жизни
- Специфика ближайшего окружения, с
которым вынужден иметь общение
специалист
- Разделение труда, узкая специализация
профессионалов
- Напряженность и конфликты в
профессиональной среде, недостаточная
поддержка со стороны коллег

Заключение
Преодоление профессиональной деформации должно стать одной из
направлений деятельности учреждений и органов, в которых трудятся работники
данной профессии.
В то же время самому работнику необходимо знать о такой особенности своей
профессии и по возможности стараться следить за собой и не допускать
возникновения профессиональной деформации.


В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование социально-экономической, политической, культурной сфер жизни граждан и общества. Уровень развития государства напрямую зависит от правовой культуры населения. В связи с этим на государственный аппарат управления возлагается широкий спектр задач, решение которых требует высокого профессионализма, компетентности и организованности в работе государственных служащих. Государственный служащие должны обеспечивать стабильность власти, четкое функционирование государственных органов, соблюдать приоритет прав и свобод человека, повышать собственную правовую культуру и способствовать формированию правовой культуры граждан. Государственная служба в Российской Федерации едина как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации является составным компонентом системы государственной службы Российской Федерации.

Уровень развития демократии предполагает признание властью прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Для их реализации и защиты необходим эффективный государственный механизм. Однако полному осуществлению прав и свобод личности в значительной степени препятствуют деформации и дефекты, которые происходят в конституционном правосознании.

Деформация конституционного правосознания становится причиной сбоев и недоработок в реализации основ Конституции Российской Федерации, и таким образом, не только препятствует обеспечению прав и свобод личности, но и также приводит к трудностям осуществления основных прав: достоинство, личная неприкосновенность, социальное обеспечение, здоровье. Это приводит к возникновению конфликтов между государственными служащими и гражданами с целью удовлетворения своих интересов одного- лица за счет интересов другого лица [5, с. 88].

В юридической литературе выделяют следующие основные виды деформаций правовой культуры: правовой инфантилизм, юридическая индифферентность, правовой нигилизм [6, с. 312].

Инфантильность заключается в том, что личность, не обладая достаточными знаниями, некорректно подходит к решению задач, поставленных государством в соответствии с правовыми нормами и ценностями.

Относительно конституционного правосознания следует отметить, что правовой инфантилизм в данном случае выражается как недостаточное усвоение личностью норм права, ценностей в сфере прав и свобод человека и гражданина, системы органов государственной власти, в ведении которых находится обеспечение прав человека и гражданина, средств и приемов их осуществления. Недостаточное знание правовых положений законодательных актов влечет безразличность к положениям, нормам и ценностям права и способствует возникновению правовой индифферентности. Правовой инфантилизм выражается в незнании принятых правовых актов, поправок в законодательстве, норм, которые регламентируют деятельность органов власти, также правовой инфантилизм выражается в нежелании включаться в жизнь страны, управлять делами, таким образом, личность не проявляет активности в конституционном парвоприменении.

Правовая индифферентность заключается в том, что государственный служащий безразлично относится не только к знанию конституционно-правовых норм, судопроизводства, но и к соблюдению Конституции, реализации прав и свобод человека и гражданина. В данном случае государственный служащий преследует достижение собственных целей, принцип законности и правового порядка отходит на второй план[2, с. 10].

Правовой нигилизм представляет собой полное несоблюдение и осознанное и целенаправленное нарушение правовых норм и предписаний.

При правовом нигилизме государственный служащий отрицает нормы права и, используя служебное положение, регулируют общественные отношения любыми методами по своему усмотрению, не всегда являющимися законными. Выделяют следующие виды правового нигилизма:

1) общегражданский нигилизм (может проявляться у рядового гражданина, не зависит от его должностных обязанностей);

Следует отметить, что для государственных служащих характерно смешение общегражданского и статусного нигилизма. Статусный правовой нигилизм также разделяется по видам в зависимости от служебного положения и ведомства государственного служащего.

Кроме того, выделяют активные и пассивные формы правового нигилизма. Пассивные формы характеризуются бездействием, игнорированием или неисполнением государственным служащим должностных обязанностей. Пассивность может касаться не только конкретного служащего, но и коллектив. Активные формы правового нигилизма выражаются в том, что гражданский служащий в целях удовлетворения личных интересов осознанно совершает действия, нарушающие установленные законом порядки, и использует при этом служебное положение [3, с. 25].

Одним из оснований для классификации правового нигилизма государственных служащих является также нормативно-правовое законодательство. Соответственно выделяют игнорирование и отрицание:

 Конституции Российской Федерации;

 федерального конституционного законодательства;

 актов органов исполнительной власти России;

 общепризнанных принципов и норм международного права;

 универсальных и локальных международно-правовых актов обязательного и рекомендательного характера и т. д.

Необходимо уточнить, что в данном случае правовой нигилизм может быть:

 тотальным (анархическим) — государственным служащим отвергается все действующее нормативно-правовое законодательство

 персонифицированным — государственный служащий игнорирует нормативно-правовые акты и положения руководителей государственных органов [4, с. 117].

По форме внешнего проявления существуют открытые и латентные формы проявления правового нигилизма государственных служащих. Открытая форма типична для государственных служащих, обладающих неприкосновенностью. Государственные служащие в данном случае открыто игнорируют законодательство и как следствие становятся негативным примером для подчиненных, отрицательно воздействуя на их представление о праве, законности. Уровень правовой культуры несомненно снижается, вместе с ним ухудшается и качество выполнения должностных обязанностей государственных служащих. Таким образом у подчиненных возникает латентная форма проявления правового нигилизма, которые сознательно игнорируют и нарушают законодательство, но совершают это скрыто, так как в отличие от руководящего лица, они не обладают неприкосновенностью и могут понести наказание за совершенные преступления.

Другим основанием для классификации служит уровень правосознания государственного служащего. Выделяют следующие формы правового нигилизма: обыденные, профессиональные (специальные) и теоретические [1, с. 110].

Обыденные формы характерны для государственных служащих, не имеющих профессионального образования для выполнения задач, соответствующих занимаемой должности. В данном случае служащий принимает решения, руководствуясь в первую очередь собственными привычками, чувствами, а не нормативно-правовыми актами. Таким образом на первый план выходят не профессиональные качества государственного служащего, а его особенности характера, темперамента, национально-культурные традиции.

Профессиональные формы в отличие от обыденных характерны для государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование. Они обладают четкими знаниями действующего законодательства, нормативно правовых актов и процедур при выполнении служебных обязанностей.

Теоретические формы правового нигилизма проявляются в том, что государственный служащий обладая научно-теоритическими знаниями об особенностях социально-правовых отношений и механизме государственного управления, пренебрегает правом в целом, и правами и свободой отдельных личностей и считает, что есть более высокие ценностные ориентиры.

Таким образом, одной из основных профессиональных задач государственных служащих становится соблюдение прав и свобод человека и гражданина, так как это является высшей ценностью демократического государства. Серьезной помехой в реализации правовых концепций Конституции Российской Федерации выступает деформация правовой культуры государственных служащих, которая приводит к искажениям и нарушениям в реализации таких прав человека как государственная охрана достоинства личности, права на свободу и неприкосновенность личности.

Причины деформации правовой культуры государственных служащих заключаются с одной стороны в специфичности их служебного положения, с другой стороны объясняются недостаточностью знаний действующего законодательства, отсутствием чётких правовых установок и ценностей. Корректность, объективность, профессионализм в решении служебных задач, предоставлении государственных услуг гражданам непосредственно зависит от уровня правовой культуры государственного служащего. Низкий ее уровень приводит к нарушению и невозможности полной реализации конституционных прав личности, а также подрывает моральные устои правопорядок в стране в целом и негативно влияет на правовые ценностные ориентиры личности и снижению правовой активности.

  1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. — М., 2002. — С. 110.
  2. Гранат H.JI. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики // Проблемы действия права в новых исторических условиях. — М.: Академия МВД РФ, 1993. — С. 30–44.
  3. Кох И. А. Нравственные аспекты коррупции. // Чиновник. № 7. 2000. — С. 25.
  4. Кураева Е. И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов. Дисс. канд. юрид. наук. — М. 2006. — С. 117.
  5. Петров В. Р. Деформация правового сознания граждан России. Проблемы теории и практики: дис. к. ю. н. — Н. Новгород, 2000. — С. 198.
  6. Потякин A. A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания. Общество и политика // под ред. В. Ю. Большакова. 2008. –С. 312–317.
  7. Сальников В. П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. д. ю. н. — Л., 1990. –24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовой нигилизм, служащий, Российская Федерация, правовая культура, свобода человека, правовой инфантилизм, служебное положение, акт, конституционное правосознание, государственная служба.

1. Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны понимать сущность явления профессиональной нравственной деформации личности, представлять себе ее опасность и последствия.

2. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции.

3. Профессиональная нравственная деформация выражается в:

правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отношение к требованиям закона;

подмене истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности мнимым;

поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;

чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинении своей;

болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;

утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю;

систематическом нарушении профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;

равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;

беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;

моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам;

индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;

использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;

нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.

4. Деятельность руководителей по профилактике профессиональной нравственной деформации предполагает:

создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;

развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников;

информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;

выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;

воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие самодеятельного художественного творчества;

организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Пряжников Николай Сергеевич (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ))
Полевая Марина Владимировна (Финансовый университет при Правительстве РФ)
Камнева Елена В. (Пермский политехнический университет)

Аннотация

1. Актуальность вопроса

Профессиональные деструкции, являющиеся следствием многолетнего выполнения одной и той же работы, а также определяемые внешними и внутренними предпосылками, не только значительно осложняют (если не извращают) профессиональную деятельность многих специалистов, но и ведут к личностной деградации таких работников. Даже несмотря на повышенный интерес к профессиональным деструкциям в последние десятилетия (Зеер, Сыманюк, 2005; Камнева, 2011; Маркова, 1996; Полевая, 2016; Пряжников, Румянцева, 2015), проблема их распространения в разных сферах труда только усугубляется. Не является исключением здесь и деятельность госслужащих.

На наш взгляд, главная причина такого распространения профессиональных деструкций связана с явно недостаточным осмыслением изменений, происходящих в трудовой деятельности в современных условиях. К таким изменениям, например, относится все более увеличивающийся разрыв между сложностью и качеством труда, с одной стороны, и его явной недооценкой в плане вознаграждения и статуса работника (на фоне немалого числа случаев, когда явно примитивный и безответственный труд оплачивается высоко), с другой стороны (Пряжников, Румянцева, 2015). Положение усугубляется также снижением внимания к медико-гигиеническим аспектам труда, особенно на фоне усиливающихся профессиональных стрессов (лимит времени, излишняя и явно неоправданная бюрократизация, учащающиеся штрафы по нелепым поводам с соответствующими вычетами из зарплаты и др.) (Пряжников и др., 2014).

2. Проблема соотношения паспортного (формального, должностного) и психологического возраста. Профессиональный возраст и его особенности в деятельности госслужащих

Таким образом, сама профессиональная зрелость может определяться не только формальными карьерными параметрами (должностным ростом, повышением доходов, или формального статуса, или репутации работника) и даже не только чисто производственными, объективными показателями (которые, кстати, не всегда можно измерить, особенно в творческих профессиях, да еще и в коллективном труде), но и внутренними факторами, прежде всего связанными с готовностью работника развиваться в своем труде, не поддаваясь на различные соблазны, часто приводящие даже хорошего специалиста к профессиональной деградации.

В этой связи можно условно выделить следующие основные этапы развития моральной готовности работника к труду с сильными рисками профессиональных деструкций.

Четвертый этап — накопление опыта (или ресурсов) для реализации позиции, выбранной на третьем этапе. Иногда это происходит параллельно с первыми попытками реализации своей позиции, где накопление опыта и ресурсов — следствие осознания их недостатка для достижения своих целей. На данном этапе важно не поддаваться отчаянию в случае различных ошибок и неудач.

И все же мы считаем, что со взрослого человека (рядового специалиста или руководителя) не снимается ответственность за извращение своей работы, а также ответственность за собственное развитие в труде. При этом применительно к деятельности госслужащих следует помнить о том, что нередко, даже находясь на рядовых должностях, они отвечают за важные вопросы и часто работают с посетителями, т.е. соблазн профессиональной деградации у них выражен довольно сильно. Вероятно, главным профилактическим способом здесь должно быть психологическое просвещение госслужащих (на курсах повышения квалификации и при подготовке таких специалистов в вузах). Необходимо также более серьезное научное исследование данного вопроса для более обоснованного управления процессом подготовки и полноценного развития специалистов.

Список литературы

Зеер Э.Ф . Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э . Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Камнева Е.В . Проявления профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел // Акмеология. 2011. № S3. С. 124—127.

Климов Е.А . Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Михайлов И.В . Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110—122.

Полевая М.В . Психологические черты российского электората и профессиональная деформация государственного служащего // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: Сборник статей Международной научно-практической конференции: В 2 ч. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 34—36.

Укке Ю.В . Проблемы психологии профессий в США // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 169—180.

Поступила: 10.10.2016

Принята к публикации: 01.11.2016

Дата публикации в журнале: 15.11.2016

Ключевые слова: профессиональные деструкции; государственные служащие; профессиональная зрелость; психологическое просвещение

Доступно в on-line версии с: 15.11.2016

Пряжников Н. С., Полевая М. В., Камнева Е. В. Возрастно-психологические аспекты профессиональных деструкций госслужащих.. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2016. № 3. c.87-94

Читайте также: