Пробуждение индии кратко самое главное

Обновлено: 17.05.2024

Индия в конце XVIII—XIX вв.

В 1813 г. британский парламент отменил торговую монополию Ост-Индской компании, за исключением чайной торговли с Китаем. Акт об управлении Индией, принятый в 1833 г. и воплотивший в себе принципы экономического либерализма, отменил и эту привилегию. Компания сохранила своё право на управление Индией, но под правительственным контролем.

Англо-индийские войска ведут сражение с сикхами на территории Пенджаба 22 ноября 1848 г.

Лачуги индийских бедняков на одной из центральных улиц Калькутты. Литография середины XIX в.

Одна из первых железных дорог в Индии. Фото 1855 г.

2. Великое Индийское восстание

Бахадур-Шах II

Резня в Канпуре, когда были уничтожены все англичане в городе. Гравюра 1858 г.

Подавляя восстание с показательной жестокостью, британское правительство в то же время полностью реорганизовало систему управления Индией. На основании принятого в августе 1858 г. закона Ост-Индская компания была ликвидирована, Индия превратилась в колонию британской короны. Для управления колонией создавалось особое министерство и Индийский совет. Верховная власть в колонии возлагалась на вице-короля.

На материале параграфа проследите, как постепенно британское правительство шло к ликвидации Ост-Индской компании.

3. Индия во второй половине XIX в.

После подавления восстания и введения новой системы управления в Индии наступил период преобразований. Были проведены административная и судебная реформы, полностью реорганизована синайская армия. Во время Гражданской войны в США резко увеличился спрос на индийский хлопок, и вскоре Индия стала главным его поставщиком на британские фабрики. Позднее она превратилась также в главного поставщика продовольствия на британский рынок. В связи с этим в Индии ускорилось железнодорожное строительство.

Подавляющее большинство населения в колонии по-прежнему составляло крестьянство, которое в массе своей арендовало земли на тяжёлых условиях, унаследованных с могольских времён. Уровень развития сельского хозяйства оставался низким, индийская деревня имела большое избыточное население и оказалась неспособной обеспечить себя продовольствием. Смертность от голода была огромной.

Гавань Калькутты. Фото 1880-х гг.

Со временем на ход событий в Индии начинала оказывать своё воздействие колониальная система образования. В Индии появились собственные чиновники, учителя, адвокаты, подготовленные в британских учебных заведениях и говорившие на английском языке. Столкновение Индии с западными идеями оказало также определённое влияние и на индуистскую религию. Деятели индийской культуры пытались сочетать политические и наушные идеи, пришедшие с Запада, с религиозными представлениями, возникшими в самой Индии. Началось обновление индуизма, его приспособление к сложившейся исторической ситуации. Этот процесс заложил основы культурного подъёма народов Индии и способствовал формированию индийского национального самосознания.

Обновление происходило и в среде индийских мусульман. В 1877 г. возникла Национальная мусульманская ассоциация, объединявшая тех последователей ислама, которые пытались найти своё место в современном обществе.

Внутри ИНК возникла радикальная фракция, выступавшая за более решительные действия. Во главе неё встал выходец из сословия брахманов, известный историк Бал Г. Тилак.

Б.-Г. Тилак

Вспомните, кто такие брахманы.

В 1876 г. королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Под скипетром британской королевы символически возрождалась древняя Империя Великих Моголов. Многочисленные индийские княжества, имевшие самые разнообразные отношения с британской короной, юридически включались в состав Индийской империи. Вслед за тем начались новые войны с целью расширения пределов Британской Индии. Потерпев поражение во второй Англоафганской войне, Афганистан был вынужден признать британский протекторат. В ходе третьей Англо-бирманской войны была захвачена и включена в состав Британской Индии Бирма. Политика колониальной администрации приобрела поистине имперский размах.

Бенгальская лёгкая кавалерия

Англо-индийские войска после боя под Кандагаром. 1880 г.

Одни за другими власти подчинялись мелкие арабские государства в Аравии, острова в Индийском океане, княжества Малайского полуострова. Индия стала базой для экономического проникновения во все соседние страны — в Персию, ханства Средней Азии, Китай, Сиам (Таиланд). В конце XIX в. колониальные власти стремились установить свой контроль над горными проходами и другими стратегически важными пунктами вдоль северных границ Индии. Эта политика вела к новым войнам и территориальным захватам.

Британская экспансия сопровождалась обострением отношений с Россией, которая стремилась укрепить свои позиции в странах, расположенных вдоль её южных границ.

Столкновение русских и афганских войск на туркменских землях привело к Афганскому кризису 1885-1887 гг. Россия и Великобритания вновь оказались на грани войны. Острое англо-русское соперничество на подступах к Индии продолжалось вплоть до 1907 г., когда две державы достигли компромисса по колониальным проблемам.

Вице-король Индии лорд Керзон

Вокзал Виктория в Бомбее. Фото 1903 г.

Большое влияние на события в Индии оказали победа Японии над Россией, с одной стороны, и Русская революция 1905 г., с другой.

В 1906 г. ИНК выдвинул требование о предоставлении Индии самоуправления по типу британских доминионов. Сочетая репрессии и обещания, британские власти добились раскола в ИНК, при этом верх взяли умеренные деятели, настроенные на продолжение сотрудничества с колониальными властями. Кроме того, британские власти использовали индусо-мусульманские противоречия, поддерживая политические притязания мусульман в противовес индусам. При их поддержке в 1906 г. была создана Мусульманская лига Индии. Индусы ответили на это созданием Общества славной религии Индии. Спровоцированное англичанами обострение религиозных противоречий только усилило напряжённость в стране. В 1907 г. власти приняли закон о мятежных сборищах, позволявший им усилить судебное преследование недовольных, а в следующем году был арестован Тилак. Его осуждение вызвало новую волну протестов. Крупнейший промышленный центр Индии Бомбей был охвачен всеобщей забастовкой. Только после её вооружённого подавления национальное движение пошло на спад.

В 1911 г. Индию посетил британский король Георг V. Его визит был использован для умиротворения страны. Решение о разделе Бенгалии было отменено, а столица Индии была перенесена из колониальной Калькутты в её исторический центр — Дели. Здесь король короновался в качестве императора Индии.

Вопросы и задания

Изучаем источник

Можно ли выделить общие подходы в объяснении причин недовольства индийцев в выступлении Дизраэли и в Делийской прокламации, или они принципиально отличаются?

Тилак использовал суд для разоблачения колонизаторов. Русский консул в Бомбее писал в одном из своих донесений, что Тилак произнес речь, "в которой совершенно забыл, что защищается, а вместо того направил страстное обвинение против существующего в Индии строя".

Голосами англичан-присяжных Тилак был признан виновным. Его приговорили к шести годам каторги.

Известие об аресте и суде над Тилаком вызвало бурю негодования в стране. Особенно сильное возмущение охватило пролетарский Бомбей. В дни судебного процесса происходили массовые митинги и демонстрации протеста. По призыву "крайних" начались политические забастовки. 13 июля забастовало несколько тысяч рабочих. 17 июля число бастующих увеличилось до 40 тыс., 19 июля оно достигло 60 тыс., 22 июля, в день вынесения приговора, среди бомбейского населения распространился призыв: "Ответить на каждый год заключения, к которому приговорен Тилак, одним днем всеобщей стачки!".

На другой день, 23 июля, стачка бомбейских рабочих стала всеобщей. В ней участвовало более 100 тыс. человек. Когда против рабочих были двинуты полиция и войска, Бомбей покрылся баррикадами. Рабочие пустили в ход палки и камни. Несмотря на террор, стачка, как это предусматривалось с самого начала, продолжалась шесть дней. Лишь 29 июля бомбейские рабочие приступили к работе.

Бомбейские рабочие показали большую стойкость и упорство. Была развернута борьба со штрейкбрехерами. начинает заступаться в Индии улица. Подлый приговор английских шакалов, вынесенный индийскому демократу Тилаку (Tilak), — он осужден на долголетнюю ссылку, причем запрос, сделанный на днях английской палате общин, выяснил, что присяжные-индийцы высказались за оправдание, обвинение же вынесено голосами присяжных-англичан! — эта месть демократу со стороны лакеев денежного мешка вызвала уличные демонстрации и стачку в Бомбее. Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы,— а раз это стало так, песенка английско-русских порядков в Индии спета!"*.

Июльские события 1908 г. в Бомбее были кульминационным пунктом революционного подъема. После этого начался спад антиимпериалистического движения.

Революционный подъем 1905—1908 гг. не привел к освобождению народов Индии от колониального ярма. В тот период силы колонизаторов и внутренней реакции намного превосходили силы индийского освободительного движения. Против него обрушила всю свою мощь крупнейшая империалистическая колониальная держава мира — Англия. Жестоко расправляясь с индийскими патриотами, английские колонизаторы вместе с тем искусно маневрировали, разжигали индусско-мусульманскую рознь, стремились привлечь на свою сторону имущие классы Индии.

Между тем народы Индии делали лишь первые шаги на пути массовой сознательной политической борьбы. Рабочие и крестьяне только начинали включаться в эту борьбу. Политическим руководителем движения была индийская национальная буржуазия. Но ее либеральное крыло проявляло колебания и непоследовательность, в решающие моменты отходило от борьбы, а демократическое крыло национального движения не "сумело консолидироваться и создать собственную партию. Подпольные организации индийских революционеров не были связаны с массами.

Отрицательно сказались также отсутствие национального и религиозного единства населения Индии, неравномерность и разрозненность революционного движения в различных районах страны.

Революционный подъем, охвативший Индию в 1905—1908 гг., не перерос в революцию. В.И. Ленин подчеркивал, что "революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции". Марксизм-ленинизм различает революционную ситуацию вообще, непосредственно революционную ситуацию и прямую революцию. Весь ход событий 1905—1908 гг. свидетельствовал о том, что в Индии в те годы сложилась непосредственно революционная ситуация. Однако из-за рассмотренных выше причин она не привела к прямой революции.

После 1908 г. наступил период политической реакции. Однако английским колонизаторам приходилось учитывать в своей политике уроки революционных событий 1905—1908 гг. В 1909 г. английским парламентом был принят "Акт об индийских законодательных советах". По новому закону половина членов Всеиндийского законодательного совета и большинство членов провинциальных законодательных советов должны были избираться.

Но это была чисто внешняя уступка, ибо сами советы никаких реальных прав не имели. Хотя они официально и именовались законодательными, но выполняли лишь весьма ограниченные совещательные функции при английском вице-короле и губернаторах провинций. Выборы в них были не прямыми, а двух- и трехстепенными. Избирательные права получили лишь несколько тысяч человек из примерно трехсотмиллионного в то время населения Индии. Создавалась отдельная курия для мусульман. Они получали больше мест в марионеточных советах, чем им полагалось по числу избирателей-мусульман. Такая система выборов способствовала разжиганию религиозной вражды.

В 1911 г. британское правительство пересмотрело закон о разделе Бенгалии. Западная и восточная части Бенгалии воссоединились. Бихар и Орисса были выделены в самостоятельную провинцию. Самостоятельной провинцией стал также Ассам. Одновременно было объявлено о перенесении столицы Индии из Калькутты в Дели. Англичане хотели, чтобы центральный аппарат колониального порабощения народов Индии находился подальше от пролетарской Калькутты.

Несмотря на поражение, революционные выступления народов Индии в начале XX в. свидетельствовали о наступлении новой эпохи в истории этой крупнейшей колониальной страны Азии. Народы Индии пробудились к сознательной борьбе за свободу. Активизировалась индийская политическая эмиграция. Ее представители установили контакты с социалистическим движением европейских стран и II Интернационалом. Весь ход развития страны делал неизбежным наступление нового революционного подъема. Пробуждение Индии имело всемирно-историческое значение. Оно было важнейшей составной частью общего пробуждения угнетенных народов колониального Востока.

5. Культура Индии

колониальный эксплуатация индия революционный

Зарождение национально-освободительного движения, формирование наций, связанное с развитием капиталистических отношений, находили свое отражение в культурной жизни страны. Вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры и создание воспитанного на западных идеях, проанглийски настроенного слоя интеллигенции, среди получивших европейское образование выходцев из имущих классов, а затем и разночинцев росло национальное самосознание. Стремление к возрождению национальной литературы, традиции которой на различных языках Индии (бенгали, хинди, урду, маратхи, тёлугу и т. д.) восходили к средним векам, было тесно связано с социально-экономическими процессами в Индии на рубеже XIX—XX вв. Прежде всего это сказалось в Бенгалии.

Литература на бенгальском языке к концу XIX в. заняла ведущее место. Великий бенгальский поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861—1941) приобрел большое влияние у себя на родине и получил всемирное признание. После выхода в свет его первого произведения, напечатанного, когда Тагору было 13 лет, появились его многочисленные стихи, поэмы, рассказы и романы. В рассказах 90-х годов Тагор отражал жизнь Индии, показывал произвол колониальных властей, осуждал средневековые предрассудки и пережитки. В крупных романах Тагора начала XX в. ("Крушение", "Гора") нашли свое отражение настроения и конфликты, охватывавшие индийскую интеллигенцию.

Выступивший в начале XX в. бенгальский писатель Шоротчондро Чоттопадхай в своих произведениях ярко и реалистически рисует жизнь Индии, бенгальской деревни. Он, как и Тагор, изобличает произвол угнетателей, борясь с пережитками средневековья.

Все больше сказывается связь с национально-освободительным движением и в литературе хинди, где родоначальником новой литературы справедливо считается Премчанд. Его первый сборник рассказов, "Любовь к родине", отразивший национально-освободительный подъем в Индии 1905—1908 гг., был публично сожжен колониальными властями.

Поэты, писавшие на урду (Мухаммад Икбал и др.), на маратхи (Харинараяна Апте) и других языках Индии, искали новые формы, отражали в своем творчестве национальное пробуждение народов Индии.

В XIX в. отмечается создание целого ряда драматических произведений.

Развитие изобразительного искусства характеризовалось так называемым Бенгальским возрождением, связанным с именем крупного художника Обониндроната Тагора (1871—1951), племянника Рабиндраната Тагора. Обращение к лучшим образцам национальной живописи, фрескам Аджанты, сопровождалось дальнейшим развитием индийской техники акварели к темперы преимущественно в произведениях с религиозно-мифологической и исторической тематикой. В этом сказывались подъем национальных чувств и известный протест против проникновения в Индию — не без влияния колонизаторов — европейской техники живописи маслом. Мастера и последователи бенгальской школы, выступая организаторами и учителями в других центрах Индии, сыграли определенную положительную роль в дальнейшем развитии национального изобразительного искусства.

С ростом национального самосознания и с борьбой за экономическое развитие Индии связано появление ряда исследований по экономике. Их авторы, выдвигая требования экономических и политических реформ с либеральных позиций, разоблачали порядки, созданные в Индии английским господством, и их отрицательное влияние на экономическое развитие страны.

Политика английского империализма сказывалась на всей постановке образования и, естественно, на организации высших учебных заведений, программа которых была рассчитана на идеологическую обработку молодежи в угодном колонизаторам духе. В нескольких существовавших тогда высших учебных заведениях почти отсутствовала подготовка высококвалифицированных специалистов по разным наукам. Высших технических учебных заведений не было совсем. Лаборатории университетов были плохо оборудованы. Однако, несмотря на неблагоприятные условия, и в этот период Индия дала целый ряд крупных физиков, математиков, биологов.

Первым шагом на пути становления национального самосознания стало реформационное движение 60-70-х гг.




50% – представители интеллигенции;

25% – выходцы из торгово-ростовщических слоев;

Однако эти слои общества традиционно обладают политической активностью, поэтому составляют основу различных по социальной направленности партий. Нам кажется, что Конгресс можно считать индийской национальной партией, так как конгрессисты выступали от имени всего народа Индии.

Какова же программа Индийского национального конгресса?

В 1890 г. Тилак сформулировал собственную программу освободительной борьбы.

Основным политическим требованием Тилака было требование полной независимости Индии.

На востоке страны в Бенгалии важную роль играл религиозный реформатор, брахман Свами Вивекананда. Во второй половине 90-х годов он познакомил американцев и европейцев со своими идеями религиозного возрождения и создания единой мировой религии.

Первым шагом на пути становления национального самосознания стало реформационное движение 60-70-х гг.

50% – представители интеллигенции;

25% – выходцы из торгово-ростовщических слоев;

Однако эти слои общества традиционно обладают политической активностью, поэтому составляют основу различных по социальной направленности партий. Нам кажется, что Конгресс можно считать индийской национальной партией, так как конгрессисты выступали от имени всего народа Индии.

Какова же программа Индийского национального конгресса?

В 1890 г. Тилак сформулировал собственную программу освободительной борьбы.

Основным политическим требованием Тилака было требование полной независимости Индии.

На востоке страны в Бенгалии важную роль играл религиозный реформатор, брахман Свами Вивекананда. Во второй половине 90-х годов он познакомил американцев и европейцев со своими идеями религиозного возрождения и создания единой мировой религии.

40.Иран во второй половине XIX - начале XX веков: особенности исторического развития. Став с начала XVI в. центром шиитской оппозиции в мире ислама, шахский Иран не только продолжал последовательно отстаивать свою самобытность, но и весьма болезненно реагировал на вмешательство в его дела извне, особенно со стороны России и Англии, ведших дело к превращению этой страны в полуколонию. Вынужденная приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, традиционная структура Ирана реагировала на них особенно бурно. Именно проявлением такого рода реакции было восстание бабидов в середине XIX в. -- восстание, несколько опередившее давно назревавшие в стране реформы. Баб и бабиды. В 1844 г. -- ровно через тысячу лет (по европейскому календарю) с момента легендарного исчезновения двенадцатого скрытого имама -- сеид Али Мухаммед объявил себя Бабом, т. е. вратами, через которые ожидаемый имам в качестве мессии Махди вот-вот должен спуститься на землю. Прихода скрытого имама шииты всегда ожидали с нетерпением, а в периоды острых кризисов это нетерпение стократ возрастало. Неудивительно, что проповедь, с которой выступил набожный торговец из секты шейхитов, вызвала широкий отклик в стране. Махди ожидали со все возрастающим напряжением, а идеи Баба, распространявшиеся его последователями вначале в весьма неопределенной форме и потому получавшие различную интерпретацию в зависимости от обстоятельств (то это были призывы к справедливости и снижению налогов, то осуждение богатства и роскоши, то возмущение бесцеремонностью иностранцев, то требования социальных и имущественных прав и гарантий), день ото дня обретали все большую силу, особенно в Азербайджане, где произвол персидских властей ощущался наиболее остро. Встревоженные власти заключили Баба в 1847 г. в тюрьму, но это его не остановило: именно сидя в крепости Баб написал свою знаменитую книгу Веян, в которой он провозгласил себя долгожданным Махди и изложил принципы своего учения. Вкратце эти принципы сводились к тому, что новая эпоха рождает нового пророка, устами которого говорит Аллах, что он, Баб и Махди, является именно таким пророком, несущим миру справедливость, гарантирующим защиту прав и имущества и в то же время выступающим против произвола власти и засилья иностранцев. Распространяя идеи Баба, его последователи во многом шли дальше него, требуя раздела и общности имущества, выступая за всеобщее равенство, включая и равенство женщин. Эти эгалитарные призывы оказывали едва ли не наибольшее воздействие на крестьянские массы, следствием чего были быстрое возрастание количества бабидов и радикализация этого движения. В стране одно за другим начиная с осени 1848 г. вспыхивали бабидские восстания, причем казнь самого Баба летом 1850 г. лишь подлила масла в огонь. И хотя восстания вскоре были подавлены, ушедшие в подполье бабиды не сдавались, а в 1852 г. пытались даже убить шаха. Естественно, что после этого преследования бабидов усилились. Расправа с восставшими бабидами и бегство уцелевших предводителей и идеологов движения в соседние страны, в основном в Ирак, находившийся под властью Османской империи, привели к изменению характера самого протеста. Подхвативший знамя бабидовБехаулла заявил себя стореианнеом ненасильственных действий и, восприняв многое из западных идей, выступил против войн, за терпимость, равноправие, передел имуществ и некую наднациональную всемирную общность людей. Хотя бехаизм, в отличие от бабизма, не получил. широкого распространения и поддержки в Иране, его идеи, как и движение бабидов, сыграли определенную роль в изменении обстановки в стране. Впрочем, в этом же направлении пытались в те годы действовать и власти, о чем свидетельствуют реформы премьера Таги-хана (эмира Низама). Реформы, проводившиеся в основном в армии, хотя затронувшие и сферу ремесла и торговли, а также просвещения (первая газета, первая светская школа-лицей), могли и должны были послужить началом для серии преобразований, в которых давно нуждалась страна и которые и без того сильно запоздали (по сравнению, скажем, с эпохой Танзимата в Турции). Но подозрительность шаха Наср ад-Дина, ревниво относившегося к популярности Таги-хана и увидевшего в нем возможного соперника, привела к отставке реформатора. Прекращение реформ не замедлило сказаться: успешный поход шаха на Герат в 1856 г. завершился отступлением под давлением англичан, навязавших Ирану унизительный мирный договор. Вслед за тем начался период активного проникновения иностранного капитала в Иран. Займы, концессии, полуколониальный характер внешней торговли -- все это за короткий срок подчинило экономику страны иностранцам. И хотя шах после нескольких поездок в Европу в 70--80-х годах ввел в систему управления страной некоторые новшества, включая попытку ограничить судебную власть шиитского духовенства и несколько европеизировать систему администрации, эти сильно запоздавшие попытки уже мало что могли изменить. В отличие от Османской империи, где благодаря танзиматским реформам была сохранена политическая независимость, шахский Иран эту независимость быстро утрачивал. Дело дошло до того, что в конце XIX в. Россия и Англия практически поделили между собой сферы влияния в этой стране. Север страны, включая ее столицу, находился под сильным политическим давлением России, а наиболее надежным армейским формированием на долгие десятилетия стала созданная и возглавлявшаяся русскими офицерами казачья бригада. Район Персидского залива почти целиком зависел от англичан. Правда, шах время от времени под давлением недовольных в стране выступал против иностранного господства, особенно в сфере экономики, что проявлялось в виде отмены некоторых кабальных концессий, но ситуация в целом была очевидной: Иран после бабидского восстания и урезанных реформ Таги-хана оказался внутренне слабым. Его традиционная структура не успевала приспособиться к быстрым изменениям в мире и вокруг страны, следствием чего и явилось экономическое а затем и политическое закабаление, превращение страны в полуколонию Тосейй и Англии. Однако, несмотря да все сказанное, традиционная структура не была сломана. Мало того, она постепенно и достаточно активно созревала для трансформации, а проникновение в Иран способствовали этому.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: