Проблемы занятости инвалидов кратко

Обновлено: 04.07.2024

По закону компании обязаны нанимать людей с ограниченными возможностями в штат: квота – от 2 до 4% в зависимости от общего числа сотрудников. В 2018 г., по данным Минтруда, эта норма соблюдена всего на 70%.

Формальная квота

Смогут ли найти работу пожилые люди после повышения пенсионного возраста

Работодатели раз в квартал подают отчеты о заполнении квотируемых мест в центры занятости, а государство предоставляет налоговые льготы. Но льготы эти значительны, если инвалиды составляют половину сотрудников, в остальных случаях работодатели платят пониженные страховые взносы за людей с ограниченными возможностями, говорит Новиков.

Государство постоянно проверяет, как заполняются квоты. Всего, по данным Минтруда, в 2018 г. проведено 4126 таких проверок. Штрафы назначают не всегда, часто ограничиваются предупреждением, замечает партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина.

Часто работодатели относятся к квотам формально – предлагают инвалидам такие условия, что они работать не могут, либо с минимальным заработком, знает Михаил Терентьев, председатель Всероссийского общества инвалидов. Человек формально числится в организации, но не работает, объясняет Кожемякина и приводит пример, как инвалида взяли на работу на 1 час в месяц и платили ему 1% оклада.

Центр для колясочников

Сбербанк в 2013 г. открыл в Омске контактный центр, где работает 33 инвалида-колясочника – общаются с клиентами по телефону, рассказывает представитель банка, для инвалидов организованы специальная раздевалка и столы в столовой. По его словам, Сбербанк привлекает сотрудников с инвалидностью еще и к тестированию сервисов для незрячих, слабовидящих и глухонемых. Всего в Сбербанке работает 1600 людей с ограниченными возможностями.

Трудности поиска

Большая проблема – специальные рабочие места: должны быть доступные для инвалида входы и выходы, пути передвижения по офису, отдельные парковочные места и специальные санузлы, рассказывает Терентьев. По оценкам Грачевой, одно рабочее место инвалида может обойтись компании в сотни тысяч рублей. Малые и средние предприятия не готовы к таким инвестициям.

Отпуск в больнице

Новиков вспоминает случай, как компания не взяла на работу инвалида по зрению: врачи не разрешили ему продолжать работать за компьютером, чтобы у него не ухудшалось зрение. Молодой человек обещал печатать крупно, чтобы не нагружать глаза, но его не стали слушать.

Инвалиды часто не сообщают работодателю о своей инвалидности и устраиваются на работу на общих основаниях, говорит Кожемякина и приводит пример, как девушка – инвалид по зрению работала в офисе за компьютером в линзах и никто не знал о ее инвалидности. В отпуске она обычно ложилась в больницу, но коллеги об этом не догадывались.

Эксперименты и реальность

Минтруд передал в правительство законопроект, где предлагается создавать фонды содействия трудоустройству людей с ограниченными возможностями. В эти фонды будут вносить средства работодатели, которые не смогли выделить рабочие места для инвалидов и не выполнили квоту. Деньги будут расходоваться на профессиональное обучение инвалидов, создание и оборудование для них рабочих мест, стажировки молодых инвалидов в компаниях. Нововведения Минтруд предлагает апробировать в нескольких регионах. Эксперимент будет идти с 2020 по 2025 г. Пока непонятно, насколько законопроект жизнеспособен, кто и как будет собирать деньги в созданные фонды и будут ли эти деньги использоваться по назначению, комментирует адвокат Павел Андреев.

Рекрутеры тоже пытаются решать проблемы инвалидов. Например, одно социально-рекрутинговое агентство по трудоустройству молодых людей с ограниченными возможностями в Москве находит занятие для молодых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой ментальной инвалидностью без опыта работы. Молодые инвалиды, рассказывает представитель агентства, претендуют на самые простые должности: уборщица, кладовщик, курьер, помощник повара или продавца, кассир. Но у агентства есть условие найма: компания должна закрепить за инвалидом наставника, который помогает ему адаптироваться в компании.

Представитель агентства описывает еще одну проблему: окружающие часто стесняются высказать претензии инвалиду – боятся обидеть. Она вспоминает, как молодой инвалид, который вырос в детдоме, брал на кухне чужие пакетики чая – считал, что в офисе все общее. Конфликт удалось разрешить только после вмешательства наставника, заключает она.


Трудоустройство инвалидов – одна из самых сложных и приоритетных задач специалистов Центра занятости населения. Сложность в том, что инвалиды имеют низкую мотивацию к труду, психологические особенности, испытывают комплексы относительно своего состояния и недооценивают свои знания и возможности. Человек, имеющий инвалидность, может и должен быть конкурентоспособным на рынке труда, получить возможность зарабатывать деньги, содержать семью, делать служебную карьеру.

Чтобы помочь инвалидам занять достойное место в обществе специалисты центра занятости населения Крымского района проводят ряд как индивидуальных, так и групповых мероприятий: организуют специализированные ярмарки вакансий, встречи с работодателями, участие в программе "Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы", направляют на профессиональное обучение по востребованным профессиям (специальностям), оказывают содействие в организации собственного дела. Оказывают услуги по психологической и социальной реабилитации: профессиональная ориентация, психологическая поддержка, социальная адаптация на рынке труда.

Как оказалось, многие из граждан с ограниченными физическими возможностями даже не подозревают, что специалисты государственной службы занятости ставят перед собой цель сформировать их позитивное отношение к самим себе и окружающим. Эти задачи включают в себя, как помощь гражданину – его подготовку к успешному трудоустройству, так и разъяснения работодателям о необходимости организации специальных рабочих мест для инвалидов.

Одним из действенных механизмов трудоустройства инвалидов является квотирование рабочих мест, то есть установление минимального количества мест для людей с ограниченными возможностями, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии.

Примером успешного трудоустройство в счет квоты является трудоустройство слесаря механосборочных работ в ООО "Союз вино":

Сергей, житель ст.Варениковской, обратился в центр занятости в мае текущего года после увольнения с ОП НАО "ТЭК", где работал оператором котельной. Когда Сергею предложили работу слесарем, он не раздумывая согласился, получил направление на квотируемое рабочее место. Теперь Сергей Иванович трудится слесарем механосборочных работ 2 разряда в ООО "Союз вино" по месту жительства. В коллективе его встретили доброжелательно, новая работа нравится, так как помогает реализовать себя, приносить пользу, быть среди людей и оставаться самостоятельным и занятым.

Владимир, житель города Крымска, обратился в Крымский центр занятости в январе 2019 года. На последнем месте работы работал дворником, с которого уволился по собственному желанию по состоянию здоровья, и желал найти работу сторожем (вахтером), т.к. другие виды работ гражданину было выполнять физически тяжело. После проведенной работы с К.В.В. и оказанных услуг по подбору подходящей работы, социальной адаптации, психологической поддержки, гражданин был направлен в ООО "Мойдодыр" сторожем (вахтером), в результате трудоустроен на 2 месяца по программе "Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы" с выплатой материальной поддержки. Работа его полностью устраивает, на этом предприятии он планирует трудиться и дальше.

Центр занятости населения Крымского района благодарит работодателей за сотрудничество, за активное участие в трудоустройстве инвалидов: ИП Лапчев И.В, ИП Ефимова С.В., ООО "Мойдодыр", ООО "Союз вино", ГБУЗ "Крымская ЦРБ МЗ КК", ООО "Эльбрус", а также ООО "ЮжФарм" за участие в программе по возмещению затрат на заработную плату инвалидов.

Работодатели, оказывающие содействие в трудоустройстве инвалидов, служат примером для всех руководителей предприятий и организаций района. Ведь мы с Вами делаем общее дело и только совместными усилиями сможем решить важную задачу – трудоустройство инвалидов.

С начала года в ГКУ КК ЦЗН Крымского района обратилось 42 инвалида и 28 из них были трудоустроены на постоянные и временные работы. В том числе в счет квоты 7 человек.

× Ваш Браузер не осуществляет полноценную поддержку JavaScripts, что может приводить к задержкам работы на страницах портала.




Войти через госуслуги или

Практика успешного трудоустройства инвалидов

04.12.2017 Обычная важность

Трудоустройство граждан с ограниченными возможностями является одной из важных социальных проблем. Главными препятствиями на пути обеспечения стабильной занятости инвалидов остаются низкая экономическая заинтересованность работодателей и распространенные в обществе стереотипы.


Многие руководители считают, что инвалиду требуется больше времени на выполнение работы, чем здоровому сотруднику, необходима дополнительная помощь на рабочем месте.

Однако, вопреки сложившемуся мнению, среди людей с инвалидностью достаточно много квалифицированных специалистов, которые имеют желание к развитию, обучению, совершенствованию своих умений, знаний и навыков.

Несмотря на то, что общество только делает первые шаги к избавлению от предрассудков относительно особой категории сотрудников, уже есть работодатели, которые принимают участие в процессе адаптации инвалидов, поддерживать идею равных прав и возможностей.

Кроме того, существует законодательство, дающее гражданам с ограниченными возможностями дополнительные гарантии на успешное трудоустройство.

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4 % от среднесписочной численности: 2 % – для трудоустройства инвалидов и 2 % – для трудоустройства молодежи.

В течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах все работодатели встают на учет по квотированию в Отдел квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН. Таким образом, Центр занятости населения ведет статистику организаций и контролирует исполнение работодателями законодательства.

Часто работодатели создают вакансии, которые доступны широкому кругу кандидатов с инвалидностью, предлагают те позиции, на которых проще начать работу в их компаниях.


Право свободно распоряжаться своими способностями к труду предоставляется всем гражданам, в том числе и тем, кто по каким-либо причинам утратил полную трудоспособность и получил определённые ограничения на осуществление трудовой деятельности. Таких граждан иными словами называют инвалидами. Помогать таким лицам в трудоустройстве необходимо органам службы занятости населения. Однако при трудоустройстве таких лиц существуют некоторые особенности: условия для их труда должны соответствовать установленным медицинским нормам, работодатель должен предоставлять таким лицам облегчённые условия труда, а также определённые льготы. [1]

Рассмотрим их подробнее. К примеру, если в организации работает более 30 человек, то там может быть установлена квота как раз для приёма инвалидов, соответственно среднемесячной численности работников в данной организации, но процент инвалидов при этом не может быть менее чем 3 процента. Однако в разных субъектах РФ органы исполнительной власти в праве по своему усмотрению назначать необходимую квоту для каждого предприятия, но она может быть только увеличена, но не уменьшена. От необходимости выделять рабочие места для инвалидов освобождаются их общественные объединения и те юридические лица, которые находятся в их собственности и имеют уставной капитал, состоящий из вклада общественного объединения.

Также рабочие места для инвалидов должны иметь специальные характеристики, которые отличают их от обычных мест. Они должны быть оборудованы особым техническим оборудованием, которое создано для наиболее благоприятных и в некоторых случаях вообще возможных условий труда инвалидов. Обустройство таких мест финансируется за счет средств федерального бюджета субъекта РФ, однако исключение составляют лица, получившие трудовое увечье или же профессионально заболевание. Если лицо получило инвалидность в связи с исполнением воинских обязанностей, стихийного бедствия или межнационального конфликта, то рабочие места, которые они занимают, будут финансироваться за счёт средств федерального бюджета. [3]

Для инвалидов существует перечень условий, которые должны быть созданы работодателем для их эффективного и безопасного труда. Данные условия перечислены в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Также нельзя при заключении трудового договора создавать условия труда, которые будут каким-либо образом ухудшать положение инвалида по сравнению с другими работниками.

Продолжительность рабочего времени инвалида также зависит от его группы. В случае, если у него 1 или 2 группа, то более 35 часов в неделю ему работать нельзя. Что касается сверхурочной работы, то инвалиды допускаются к ней только по их письменному согласию и в том случае, если такая работа не принесёт вреда их здоровью.

В нашем государстве важной проблемой трудовых отношений является занятость инвалидов. Так как в обществе уже сложился стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не справится с назначенной трудовой функцией. Однако многие инвалиды хотели бы работать и получать за это заработную плату. Поэтому то, что у них имеется заболевание не может помешать им осуществлять своё право на труд.

Но на сегодняшний день, несмотря на попытки интегрировать лиц с ограниченными возможностями, они составляют часть вторичного рынка труда. Последний характеризуется нестабильной работой, низкими зарплатами и соответственно невозможностью карьерного роста.

Проблема обеспечения инвалидов рабочими местами является не только социальной, но и экономической. Поскольку государству необходимо получать некоторую компенсацию за то, что инвалидам осуществляется с его стороны материальная поддержка. Однако это станет возможным только в том случае, если их трудоустройство и занятость будут находится на высоком уровне. Сейчас этот вопрос остаётся открытым, не смотря на все гарантии, программы и другие способы повышения этого уровня. И эта проблема всего общества. [4]

К слову, при Советском Союзе критерием инвалидности являлось ограничение трудовых возможностей человека и государство просто полностью брало на себя материальное содержание инвалидов. Единственным местом, где они могли быть трудоустроены были специальные предприятия, на которых инвалиды занимались неквалифицированным трудом. Поэтому проблемы, касающейся их занятости и трудоустройства, не возникало.

В отличие от других стран, в РФ отсутствует очень эффективный механизм, при котором в случае, если работодатель не выполняет всю квоту предоставленных мест для инвалидов, то обязуется выплачивать сумму из своего бюджета в счёт этих незаполненных мест. Данные средства должны идти на обеспечение новых рабочих мест для них.

Поэтому несмотря на то, что в нашем государстве существуют определённые стандарты и правила для трудоустройства инвалидов, по-настоящему эффективной программы еще не разработано. Хотя данный вопрос важен для социальной и экономической стабильности в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, лицо, место, РФ, государство, занятость инвалидов.


В современной России одной из важных, требующих решения проблем, является проблема занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

Среди множества определений занятости инвалидов хотелось бы выделить точку зрения В.Н. Ярской, рассматривающей занятость инвалидов как и новый социальный институт, и новую социальную стратегию в реализации социальной политики, в конечном итоге – новую идеологию спасения, выживания, социальной реабилитации индивида и смягчения социальной напряженности [6]. На основании этого определения можно говорить о занятости как о системе отношений по поводу включения инвалидов в сферу занятости.

Рассматривая вопросы трудоустройства людей с ограниченными возможностями, считаем, что проблема занятости инвалидов имеет двойственный характер: во первых, со стороны – государства и предприятий, а во вторых – со стороны самих инвалидов.

Инвалиды испытывают ряд трудностей при трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели отказываются принимать их на работу в связи с лишними затратами, психологическими особенностями инвалидов, необходимостью лечения, отсутствием возможности привлечения их к сверхурочным работам. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность, и вхождение в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, ощущали себя наравне со здоровыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Однако в нашем законодательстве запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, на государственном уровне мало обращается внимания на:

1. невозможность большинства инвалидов передвигаться в общественном транспорте, въезжать в жилые и учебные строения и выезжать из них по причине того, что они являются инвалидами-колясочниками;

2. отсутствие специальных программ обучения инвалидов;

В связи с этим можно сделать вывод, что граждане с ограниченными возможностями здоровья не могут обучаться и работать на равных со здоровыми гражданами.

К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности. Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большинства инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие "нетрудоспособен".

Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают различными способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры.

Государственные гарантии трудовой занятости инвалидов должны, разумеется, предусматривать комплекс мер, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из наиболее эффективных мер является квотирование рабочих мест. В реалии получается следующее.

Федеральным Законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждены положения, которые полностью исключают весь малый бизнес из-под действия норм квотирования рабочих мест для инвалидов. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, субъектами малого предпринимательства считаются организации, численность сотрудников в которых не превышает 35 человек, а квотирование рабочих мест устанавливается в организациях, численность работников которой превышает 100 человек.

Кроме того, в нашей стране отсутствует применяемый в других странах законодательный механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для инвалидов, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.

Установление специальных антидискриминационных законодательных актов, в том числе препятствующих ущемлению прав и созданию неравных условий по сравнению с другими гражданами при трудоустройстве, будет благоприятно воздействовать на дальнейшую работу людей с инвалидностью. Также необходимо, чтобы Правительство развивало новые государственные программы по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов.

Трудоустройство инвалидов также затруднено по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями. При обращении инвалидов по вопросам регистрации в целях поиска подходящей работы, в ИПР указывается узкий перечень профессий (например, вахтер, контролер, лифтер). В массовом количестве обычно такие специалисты не требуются, и в этом случае инвалид продолжает быть незанятым.

Имеются случаи, когда инвалиды не знакомы с рекомендациями по труду и от предлагаемых вариантов трудоустройства, указанных в ИПР, отказываются, ссылаясь на то, что совсем не могут трудиться.

В связи с тем, что узкий перечень профессий, указанных в ИПР, не позволяет трудоустроить часть инвалидов, они имеют низкую мотивацию к труду и после окончания периода безработицы вновь обращаются для регистрации в качестве безработного.

Увеличение числа трудоспособных граждан позволит решить не только проблемы этой социальной группы, но и проблемы социально-экономической политики государства в целом.

Проблемы трудоустройства инвалидов необходимо решать как можно быстрее, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому нужно решить проблему конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих рук.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) //Гарант. – 2008. – 17 ноября.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25 ноября 2009 года) //Гарант. – 2009. – 17 ноября.

3. Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. №1032-1 (с изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) //Гарант. – 2012. – 17 ноября.

4. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 24 июля 2009 года) //Гарант. – 2009. – 17 ноября.

5. Бриллиантова Н.А. Трудовое право: учебное пособие /Смирнова О.В., Снигирёвой И.О. – М.: Проспект, 2011, - С. 624.

6. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. /Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004, – С. 120.

Читайте также: