Проблемы размещения производительных сил в региональной экономике кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России используем соответствующие экономико-математические модели.

1. Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. С помощью этой модели устанавливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России.

Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза продукции по каждой из восемнадцати отраслей также равно нулю. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом: (формула 1); (формула 2); (формула 3). В уравнениях данной модели приняты те же обозначения, что и в формулах 1—3. Исходная информация: aiy, si, Х0,i . Неизвестные величины: Xi , Y.

?i — сальдо вывоза-ввоза отрасли i в экономике региона;

Pi — индекс пересчета внутренних цен во внешнеторговые; определялся на основе данных о вывозе и ввозе продукции по отраслям народного хозяйства России в 1989 г., опубликованных Госкомстатом РФ во внутренних и внешнеторговых ценах; значения оказались весьма близки коэффициентам пересчета показателей межотраслевого баланса России в мировые цены.

Моделирование поведения российских регионов в соответствии со сформулированными выше стратегиями дало следующие результаты, приведенные в табл. 9.3. Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями в исходном состоянии регионов в составе единого народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, как говорилось в конце 80-х годов, или целостного экономического пространства России, если пользоваться современной терминологией.

Из приведенной таблицы следует, что реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них самостоятельно, по доброй воле не пойдет на это. Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами делает стратегию регионального фритредерства привлекательной, а следовательно, объективно возможной для целого ряда экономических районов России — в первую очередь для Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии у них происходит даже некоторое увеличение внутреннего продукта, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам, несмотря на существенный спад производства из-за "кувейтизации" экономики. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше, чем в случае второй.

Однако не все экономические районы смогут реально осуществить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции российских регионов на мировом рынке. Для Северного экономического района, вывозящего продукцию черной металлургии и лесной промышленности, а также для Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов, вывозящих продукцию цветной металлургии и лесной промышленности, требование конкурентоспособности их продукции в принципе выполнимо.

Таблица 9.3. Результаты моделирования поведения укрупненных экономических районов России в соответствии с альтернативными стратегиями Стратегия

региональной автаркии, % к исходному состоянию Экономические районы России Стратегия регионального фритредерства, %

к исходному состоянию Экономические районы Экономические районы внутренний конечный продукт

регионов совокупный общественный продукт регионов внутренний конечный продукт регионов совокупный общественный продукт регионов 31,0 34,8 Северный --> 90,1 98,3 21,8 26,6 100,3 73,3 24,8 28,2 100,3 58,0 38,5 41,8 Западно-Сибирский --> 100,2 41,3 25,5 31,5 Восточно-Сибирский --> 90,0 98,4 28,6 37,6 Дальневосточный --> 72,5 89,0 Вместе с тем для Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов доминирующая в их вывозе продукция машиностроения и легкой промышленности вряд ли сможет в ближайшее время стать конкурентоспособной на мировом рынке. То же касается машиностроения, пищевой и легкой промышленности Центрально-черноземного и Северо-Кавказского экономических районов. Поэтому пять ресурсообрабатывающих районов — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный и Северо-Кавказский — будут лишены возможности на эквивалентной основе по мировым ценам обеспечивать себя ресурсами — энергоносителями, конструкционными материалами (или сырьем для их производства), продукцией лесной и лесообрабатывающей промышленности из остальных шести ресурсодобывающих российских районов, ориентированных в рамках стратегии регионального фритредерства в основном на мировой рынок. Из-за этого ресурсообрабатывающие регионы России помимо своего желания будут обречены на стратегию региональной автаркии.

Таким образом, теоретически возможно, что в условиях ослабления межрегиональных хозяйственных связей в едином экономическом пространстве России начнут осуществляться две альтернативные стратегии поведения его составных частей, что показано в табл. 9.2 стрелками соответствующей ориентации. Это неизбежно приведет к дальнейшему сокращению связей между российскими регионами, неминуемо усилит разнонаправленность их стратегий, будет способствовать увеличению уровня дифференциации в экономическом развитии экономических районов, создаст угрозу целостности российского экономического пространства.

Процессы, идущие в экономике России, подтверждают правомерность данной гипотезы. Чисто внешне новые тенденции в российской экономике проявились в существенно разных темпах изменения объемов производства на западе и востоке России, о чем свидетельствуют данные табл. 9.3.

Таблица 9.3. Темпы изменения валового общественного продукта (I) и продукции промышленности (II) Россия и ее экономические районы 1990г., % к 1987 г. 1995г., % к 1990г.* I II I II Россия в целом 104,9 105,1 48,2 45,4 В том числе:

запад России 106,3 106,8 44,1 39,9 восток России 103,7 103,7 51,7 50,3 * по крупным и средним предприятиям.

Значительные различия в спаде производства на западе и востоке России привели к существенному изменению их доли в общероссийском валовом общественном продукте, что следует из приведенных данных. Различия в экономическом положении запада и востока России, о которых свидетельствуют данные табл. 9.3 и 9.4, обусловлены существенно различными темпами спада производства в ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслях российской промышленности.

Таблица 9.4. Доля запада и востока России в общероссийском валовом общественном продукте, % Экономические районы России 1987 1990 1995 Запад России 45,7 46,3 42,4 Восток России 54,3 53,7 57,6 Отрасли первой группы — нефтегазовая, черная и цветная металлургия — сконцентрированы в основном на востоке России; отрасли второй группы — машиностроение, легкая и пищевая промышленность — на западе страны.

Замедление темпов спада в ресурсопроизводящих отраслях было вызвано резким увеличением экспорта их продукции на мировой рынок, несмотря на продолжающийся спад производства в российской промышленности, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в табл. 9.5.

Из табл. 9.5 видно, что, несмотря на спад в промышленном производстве, начиная с 1993 г. экспорт России увеличивается возрастающими темпами. В основе этого — рост экспортных поставок продукции востока России — нефтегазовой промышленности, а также продукции черной и цветной металлургии (с 1994 г.). Одновременно наблюдается резкое увеличение импорта, прежде всего продовольствия, в котором особенно остро нуждается восток России.

Таблица 9.5. Сопоставление темпов спада в промышленности с темпами спада и роста экспорта и импорта России % к предшествующему году 1992 1993 1994 1995 Промышленность* - 18,5 - 14,1 - 22,8 - 5 Экспорт** - 16,7 +4,5 + 13,1 +25 Импорт** - 16,8 - 27,6 +5,6 + 12 * по крупным и средним предприятиям;

** с дальним зарубежьем (в долларах США).

Таким образом, в 1993—1994 гг. в едином экономическом пространстве России появились новые тенденции, имеющие различную направленность в разных частях страны. В ресурсопроизводящих отраслях и соответствующих регионах востока России вследствие их переориентации на мировой рынок началось интенсивное замедление спада производства. Экспортные поставки производственных ресурсов позволили им резко увеличить импорт продовольствия, а также продукции машиностроения и легкой промышленности. Это свидетельствует о переходе ресурсопроизводящих регионов востока России к стратегии регионального фритредерства.

В свою очередь в ресурсообрабатывающих регионах российского запада уменьшились поставки им ресурсов и спрос на их продукцию со стороны востока России, что принуждает регионы запада России к стратегии региональной автаркии. Спад производства в их ведущих отраслях — машиностроении, легкой и пищевой промышленности — усилился.

Все это позволяет сделать вывод, что развитие событий в российской экономике в последние годы подтвердило правомерность гипотезы о возможности возникновения в едином экономическом пространстве России двух альтернативных стратегий поведения его составных частей: регионального фритредерства — для ресурсопроизводящего востока и региональной автаркии — для ресурсообрабатывающего запада. Разнонаправленность их развития становится, по-видимому, фактором существенного изменения характера кризиса в российской экономике. Так, в последнем десятилетии ожидалось замедление спада производства в промышленности до 8—10% (табл. 9.5), однако это не подтвердилось. За последние годы уменьшение объемов промышленного производства по сравнению с началом перестройки составило почти 23%, т.е. оказалось самым глубоким за все годы реформ и, главное, в 2,5—3 раза (!) больше, чем ожидалось. Это говорит о качественных изменениях в причинах спада производства в экономике России и прежде всего — о нарушении единства ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.

Негативные тенденции в изменении макроэкономических региональных пропорций России требуют действенных способов их регулирования

Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России используем соответствующие экономико-математические модели. Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. С помощью этой модели устанавливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России. Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза продукции по каждой из восемнадцати отраслей также равно нулю. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

(формула 1);
(формула 2);
(формула 3).

(формула 9);
(формула 10);
Y→ max (формула 11);
Xi ≤ X0,i (формула 12).

В уравнениях данной модели используются те же обозначения, что и в предыдущей, за исключением следующих:

i — сальдо вывоза-ввоза отрасли i в экономике региона;

Pi — индекс пересчета внутренних цен во внешнеторговые; определялся на основе данных о вывозе и ввозе продукции по отраслям народного хозяйства России в 1989 г., опубликованных Госкомстатом РФ во внутренних и внешнеторговых ценах; значения оказались весьма близки коэффициентам пересчета показателей межотраслевого баланса России в мировые цены. Исходная информация: aiy , si , Xi 0 , Pi. Неизвестные величины: xi , Y, i. Моделирование поведения российских регионов в соответствии со сформулированными выше стратегиями дало следующие результаты, приведенные в табл. 9.3. Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями в исходном состоянии регионов в составе единого народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, как говорилось в конце 80-х годов, или целостного экономического пространства России, если пользоваться современной терминологией. Из приведенной таблицы следует, что реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них самостоятельно, по доброй воле не пойдет на это. Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами делает стратегию регионального фритредерства привлекательной, а следовательно, объективно возможной для целого ряда экономических районов России — в первую очередь для Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии у них происходит даже некоторое увеличение внутреннего продукта, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам, несмотря на существенный спад производства из-за "кувейтизации" экономики. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше, чем в случае второй. Однако не все экономические районы смогут реально осуществить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции российских регионов на мировом рынке. Для Северного экономического района, вывозящего продукцию черной металлургии и лесной промышленности, а также для Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов, вывозящих продукцию цветной металлургии и лесной промышленности, требование В ресурсопроизводящих отраслях и соответствующих регионах востока России вследствие их переориентации на мировой рынок началось интенсивное замедление спада производства. Экспортные поставки производственных ресурсов позволили им резко увеличить импорт продовольствия, а также продукции машиностроения и легкой промышленности. Это свидетельствует о переходе ресурсопроизводящих регионов востока России к стратегии регионального фритредерства. В свою очередь в ресурсообрабатывающих регионах российского запада уменьшились поставки им ресурсов и спрос на их продукцию со стороны востока России, что принуждает регионы запада России к стратегии региональной автаркии. Спад производства в их ведущих отраслях — машиностроении, легкой и пищевой промышленности — усилился. Все это позволяет сделать вывод, что развитие событий в российской экономике в последние годы подтвердило правомерность гипотезы о возможности возникновения в едином экономическом пространстве России двух альтернативных стратегий поведения его составных частей: регионального фритредерства — для ресурсопроизводящего востока и региональной автаркии — для ресурсообрабатывающего запада. Разнонаправленность их развития становится, по-видимому, фактором существенного изменения характера кризиса в российской экономике. Негативные тенденции в изменении макроэкономических региональных пропорций России требуют действенных способов их регулирования.







По этой проблеме в разное время написано большое число трудов. Среди них, к сожалению, нельзя выделить одну — две классические работы, ставшие основой для последующего развития науки. Поэтому многочисленные литературные вариации на заданную тему образуют нечеткое множество определений, перечней и характеристик закономерностей, принципов и факторов.

Формулировки закономерностей размещения, наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловлены системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. В соответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретизациями, частными случаями или следствиями объективных экономических законов. К числу важнейших закономерностей, например, относят: 1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; 4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут и не быть реализованными (например, выравнивание уровней развития). Другие известные перечни закономерностей включают концентрацию производства, ликвидацию противоположности между городом и деревней, более равномерное размещение производства и населения и т.д. Некоторые из сформулированных закономерностей идеализируют противоречивые процессы эволюции размещения производительных сил; в более современной литературе они уже трактуются как закономерности. С теоретической точки зрения уязвимы даже не столько отдельные формулируемые закономерности, сколько их сочетания, которые в соответствии с требованиями к теории должны быть непротиворечивы и образовывать логически целостные системы. Принципы размещения производительных сил, формулируемые в работах отечественных регионалистов, конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности. К наиболее часто называемым принципам относятся: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укрепление обороноспособности страны. Названные принципы представляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании

размещения предприятий, развития регионов, при разработке общей схемы размещения производительных сил. Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако в целом они несовместимы. Например, только в редчайших случаях возможно разместить производство вблизи и от источника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Дальнейшая специализация производства усиливает неравномерность его размещения по территории. Укрепление обороноспособности требует, как правило, такого, размещения производства, которое отклоняется от источников сырья и мест потребления продукции. Чтобы стать инструментами выработки плановых решений, принципы, так же как и закономерности, должны приобрести более конкретное, операциональное выражение. Кроме того, должны быть установлены правила совместного применения ряда принципов.

Факторы размещения производительных сил — это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении конкретной проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др.

Совокупность факторов делится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности. Разумеется, состав учитываемых факторов зависит от рассматриваемой проблемы. Переход от стадии индустриального и экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу изменяет состав и соотношения важности учитываемых факторов размещения производительных сил. В России этот процесс сочетается с трансформацией политической и экономической систем, созданием многоукладной экономики, требующей сочетания индивидуальных, групповых (в том числе региональных) и общегосударственных интересов. Систематизация и актуализация закономерностей, принципов, факторов и эмпирических данных представляет собой начальный этап построения и обновления нормативной теории размещения производительных сил, т.е. этап предтеории. За ним должен следовать этап построения конструктивной, операциональной части теории.

На каждом этапе исторического развития общества проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития.

Закономерности размещения производительных сил - существующие независимо от нашего сознания объективно необходимые взаимосвязи и взаимообусловленность в размещении предприятий, отраслей народного хозяйства и устойчивом развитии регионов, в рациональных связях между ними.

Если закономерности выражают объективную реальность в размещении общественного производства, то принципы являются отражением этих закономерностей в хозяйственной деятельности.

С научной и практической точек зрения важно не только правильно различать закономерности размещения производительных сил и их принципы, но также правильно понимать их соотношения.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом важное значение имеет комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях формирующегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должно быть направлено на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.

Современное состояние научных исследований позволяет сформулировать следующие общие закономерности размещения и территориального развития общественного производства.

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.

2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов и всех субъектов Российской Федерации.

3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий.

4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Наиболее общей закономерностью развития региона является рациональное, наиболее эффективное размещение производства. Оно означает экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах страны отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение энергоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических – к источникам энергии.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов и всех субъектов Российской Федерации – это сочетание отраслей специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства региона предполагает укрепление экономических связей между отраслями специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и сферой услуг.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики.

В развитии территориального разделения труда наблюдается объективная закономерность. По мере повышения уровня развития производительных сил растет число экономических районов, производящих одноименную продукцию, и удельный вес старых районов в производстве этой продукции, как правило, понижается при непрерывном росте его объема.

Территориальное разделение труда является одной из важнейших форм общественного разделения труда и представляет собой специализацию различных районов страны на той или иной отрасли промышленного или сельскохозяйственного производства.

Регионы имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему, рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами.

Выравнивание уровней экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут быть и нереализованными (например, выравнивание уровней развития).

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действуют не изолированно друг от друга, они взаимообусловлены.

Читайте также: