Грузовые устройства на жд кратко
Обновлено: 05.07.2024
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят:
- железные дороги и многочисленные предприятия технического, коммерческого и социального назначения;
- административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения;
- научные и учебные институты, академии и университеты, техникумы, лицеи, школы и дошкольные учреждения.
Для осуществления перевозочного процесса железные дороги в своем распоряжении имеют технические средства, такие как:
- подвижной состав;
- железнодорожные сооружения и устройства.
К подвижному составу относятся:
- вагоны, выполняющие основное назначение железнодорожного транспорта и занимающие одно из ключевых мест в работе железных дорог. Это нетяговый подвижной состав, состоящий из многочисленных типов и моделей грузовых и пассажирских вагонов различного назначения;
- локомотивы, осуществляющие тягу поездов и маневровую работу. Локомотивы включают в себя такой тяговый подвижной состав, как электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы, мотовозы, автомотрисы, электропоезда и дизель-поезда.
К железнодорожным сооружениям и устройствам относятся:
- железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования, отправления поездов и выполнения других операций;
- сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
- устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
- устройства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
- сооружения для экипировки, ремонта вагонов и локомотивов и другой транспортной техники;
- устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;
- устройства водоснабжения;
- устройства материально-технического снабжения и др.
Специфика работы железных дорог заключается в размещении их по всей территории страны, а также в необходимости выполнения графика движения поездов при любых условиях и четком взаимодействии всех звеньев железнодорожного транспорта. Вышесказанное убеждает в необходимости создания особой структуры управления, которой придаются следующие принципы управления железнодорожным транспортом:
- сочетание единого централизованного руководства с предоставлением больших прав и самостоятельности линейным подразделениям;
- соблюдение единоначалия;
- организация управления по производственно-территориальному принципу, обеспечивающему оперативность и конкретность руководства, возможность осуществления единой технологической политики на всей сети железных дорог страны.
В составе ОАО РЖД находятся Департаменты вагонного и локомотивного хозяйства, Департамент дальних пассажирских перевозок и др. (всего 30). В составе железных дорог — филиалы ОАО РЖД, где работают службы вагонного и локомотивного хозяйств, службы по обслуживанию пассажирских перевозок и др. В составе отделений дорог — вагонные и локомотивные отделы, отделы по обслуживанию пассажиров и др., а в их составе вагонные депо: грузовые, пассажирские и рефрижераторные.
Особенность эксплуатации вагонного парка заключается в его взаимодействии со всеми техническими средствами железных дорог, а также устройствами сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Эффективность железных дорог во многом зависит от технического уровня и состояния эксплуатационного парка вагонов и взаимодействующих с ними технических средств. Поэтому при подготовке инженера-вагонника необходимо изучение особенностей конструкций и взаимодействующих с вагонами технических средств и устройств.
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги и предприятия, а также административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научные и учебные институты, техникумы, школы.
Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава и железнодорожных сооружений и устройств, в которые входят:
- железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
- сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
- устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
- устройства автоматики, телемеханики связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
- сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
- устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и Контактную сеть на электрифицированных линиях.
Управление железнодорожным транспортом
В 20 веке железнодорожный транспорт, представляя собой многоотраслевую структуру в транспортной сети страны, был выделен в самостоятельный вид.
Специфика работы железных дорог, связанная с необходимостью обеспечения регулярного движения поездов на территории огромной страны в различных климатических условиях и с четким взаимодействием всех звеньев железнодорожного конвейера свойственна особая структура управления.
Эта структура построена на принципах сочетающих единое централизованное руководство с предоставлением определенных прав и самостоятельности линейным предприятиям и организациям, размещенным на территории страны.
Производственно - территориальный принцип управления основан на разделении всей железно - дорожной сети на дороги, являющиеся хозяйствующими субъектами. В настоящее время на сети железных дорог имеются 17 железных дорог, которые в свою очередь разделены на несколько отделений, которым подчинены линейные предприятия.
Структура управления железнодорожным транспортом
Спад уровня производства в стране в 90 х годах повлек за собой значительное сокращение перевозок на федеральном железнодорожном транспорте, произошло снижение доходности железных дорог, сокращение вложений денежных средств в технические отрасли.
Правительством Российской Федерации была в 1998г. принята Концепция структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта №448 от 15 мая 1998г.
Обязательным условием осуществлением структурной реформы железнодорожного транспорта является соблюдение следующих принципов:
- сохранение единства Российских железных дорог в новых условиях хозяйствования;
- сохранение государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта;
- выведение из компетентности МПС России функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом и сохранения за МПС только функций государственного управления;
- выведение из системы железнодорожного транспорта тех вспомогательных и обслуживающих предприятий, которые не нарушат его устойчивой работы;
- проведение государственной политики в области транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения в перемещении;
- представление интересов государства в органах управления хозяйственного субъекта, осуществляющего функции хозяйственного управления;
- нормативно - техническое регулирование деятельности в области транспорта;
- разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, безопасности перевозок и экологии, обеспечению охраны объектов, сохранности перемещенных грузов и имуществ, пожарной безопасности, а также охране труда;
- разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к техническим средствам, используемых на транспорте, а также услугами представляемых на транспорте при перевозках грузов и пассажиров;
- разработку программ развития транспорта;
- осуществление международного сотрудничества;
- руководство мобилизационной подготовкой;
- регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально - значимых перевозок пассажиров;
- другие функции государственного регулирования.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001г. №384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Рисунок 1 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу первого (подготовительного) этапа.
Рисунок 2 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу второго этапа.
На третьем этапе (2006-2010гг) будет завершен переход к огранизационной структуре железнодорожного транспорта (рисунок 3)
Рисунок 3 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу третьего этапа.
Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти:
- министерство с правоустанавливающими функциями;
- федеральными службами с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов;
- федеральные агентства с правоприменительными функциями.
Министерство транспорта Российской федерации В состав МтРФ входят 11 департаментов, федеральная служба и 5 федеральных агентств (схема 1)
Схема 1 Структура Министерства транспорта Российской Федерации.
Его задачей является выработка государственной политики и нормативно правовое регулирование по видам транспорта: железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, городскому, в том числе метро и промышленному.
Структура управления министерства представлена на схеме 2
Схема 2 Структура управления Министерства транспорта Российской Федерации
Эта служба включает в себя 10 управлений. Она осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти действующего законодательства, выдает лицензии на определенные виды деятельности и участвует в расследовании происшествий на транспорте ( схема 3)
В состав МтРФ входят агентства и управления ( схема 4)
Схема 4 Федеральные агентства
В состав федерального агентства входят пять управлений.
Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества и государственного заказчика по организации и исполнению целевых программ в сфере железнодорожного транспорта, организации перевозок опасных грузов, сертификации продуктов, работ и услуг и др.
Федеральному агентству железнодорожного транспорта подчинены территориальные органы связанные с конкретными железными дорогами.
Используемая литература: Воронков А.И.
Общий курс железных дорог. Тексты лекций:
Учебное пособие - Оренбург: Сам ГУ ПС, 2009.
Читайте также: