Проблемы происхождения права тгп кратко

Обновлено: 02.07.2024

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

ü Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

ü Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических от-ношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

ü Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.

ü Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

ü Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в "императивно-атрибутивных правовых переживаниях". Право — это "особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида".

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

ü Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

ü Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

ü Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических от-ношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

ü Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.

ü Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

ü Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в "императивно-атрибутивных правовых переживаниях". Право — это "особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида".

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

ü Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

История права насчитывает тысячелетия, ведь всегда нужен был инструмент для оценки поступков, наказаний за противоправные действия. Поиски правды породили суд. Государство и право являются неотъемлемыми частями друг друга. Для общего понимания посмотрим на таблицу:

Теория происхождения

Рассмотрим теории по мере их возникновения.

Теологическая

В XII веке Фома Аквинский стал родоначальником теологической теории возникновения права. В то время, если человек не мог найти причины возникновения каких-либо явлений, то давал божественное объяснение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основа теологической теории – Бог. Он дал нормы, которых стоит придерживаться, в обратном случае предполагалось воздаяние по делам и небесная кара. Передается закон посредством пророка и религиозной литературы. Интересный момент – подобное отношение к возникновению права наблюдалось задолго до средневековья в Древнем Египте, где фараоны были ставленниками богов и исполняли их волю.

Историческая

Родоначальником исторической теории возникновения права был Савиньи в XIX веке. Главная характеристика – право создается народом в процессе его развития. Главное отличие, что носителем права и законодателем является население, а не государство.

Естественно-правовая

Окончательно сформирована в начале XVIII века Гоббсом, Локком. Также последователем данной теории был Радищев. Здесь разведены понятия право и закон. Основное отличие – закон создается государством, а право дается каждому человеку при рождении.

Для различения ввели названия:

  • естественное право – происходит от природы, дается каждому человеку и не нуждается в государственном регулировании;
  • позитивное (писаное) право – собрание законов, созданных государством, но не противоречащих естественному праву.

Недостаток естественно-правовой теории заключается в отсутствии экономических причин создания права.

Патриархальная

Древнейшая теория, родоначальником которой считают Аристотеля. Она основана на принятии правителя страны как главы семьи. Цель – послушание и выполнение законов, для обеспечения порядка и стабильности государства, как родовой общины.

Марксистская

В конце XIX века возникла теория, родоначальниками которой стали Маркс и Энгельс. Согласно данной версии, право появилось вместе с государством и является его неотъемлемой частью, подчиняясь правящему классу.

Правящий класс по теории марксизма – пролетариат, а буржуазный класс является пережитком прошлого. Внедрение права и законов носят принуждающий характер, допускающий применение силы к угнетенному классу.

Классовая

Классический вариант марксистской теории - классовая теория определяет право как совокупность обеспеченных правительством юридических правил, отражающих узаконенную государственную волю экономически господствующего класса. Таким образом, право используется и создается в интересах правящего класса.

Является одним из течений учения Маркса и Энгельса.

Договорная

Считается, что данная теория была основана в V-IV вв. до нашей эры, и базируется на таких понятиях как договоренность, достигнутая благодаря разумной воле общества. Целью является обеспечение свободы и взаимных интересов народа.

Регулятивная

Создана в древние времена с целью установить порядок раздела территории между племенами, условия пользования водоемами и развивалось вместе с обществом. По мере возникновения новых порядков в жизни человека, прогрессировало и право регламентирующее повседневный уклад.

Феноменологическая

Основоположником был Эдмунд Гуссель, теория является разновидностью естественной теории. Суть учения основана на эйдосах – сущностях, представляющих собой чистые юридические формы. Субъектом права определен человек, который должен соблюдать эйдетические нормы.

Примирительная

Зародилась в начале XX века под руководством Гарольда Бермана. Концепция возникновения права с точки зрения примирительной теории представляет собой регулирование отношений между племенами, так как внутри племени существовал старейшина, разрешающий конфликты.

Целью переговоров было заключение договора о примирении, отсюда и название – примирительное право.

Плюсы: имеет историческое подтверждение и предусматривает санкции за нарушение норм права.

Минусы: не учитывает регулирование мирной жизни и не включает действий, направленных на предупреждение правонарушений.

Ирригационная

Теория права, основанная Карлом Августом Виттфогелем в начале ХХ века. Работа названа по процессу, используемому для орошения земель с помощью рек – ирригации. Учение базируется на целевом взаимодействии личностей для создания общего блага.

Патримониальная

Была основана и приобрела популярность после французской революции в начале XVIII века. Название происходит от латинского слова patrimonium, что в переводе означает право собственности на землю. Сущность учения заключается в появлении государства и права в зависимости от обладания землями.

Органическая

Основателем был Спенсер в начале XIX века, а начало свое теория взяла из учения дарвинизма. Проведя параллель между развитием живого организма и общества стали очевидными единые принципы происходящих изменений. А значит, и развитие права происходит путем естественного отбора.

Гуманистическая

Появилась в середине ХХ века под руководством философа Алексеева. Основой теории является принятие неотъемлемых прав человека. Самое важное в данном учении – свобода, как основа развития общества.

Алексеев определил уровни развития позитивного права:

  • право сильного;
  • кулачное право;
  • право власти;
  • право гражданского общества;
  • высшая ступень.

Материалистическая

Еще одна теория взявшая свое начало в трудах Маркса. Но на этот раз последователи сосредоточились на материальных благах и их равномерном распределении между всем населением. Если классовая теория базируется на принадлежности права определенному классу, то материалистическая направлена на справедливое разделение полученных материальных результатов.

Экзистенциалистическая

Была основана в начале ХХ века Мартином Хайдеггером и утверждает изменчивость и динамичность права. Судя по данному учению, правовой основой не может быть мертвое механическое тело юридического права.

Реалистическая

Является противоположностью исторической теории. Теория основана Рудольфом Иерингом в XIX веке. По его мнению, теория права развивается в зависимости от внешних факторов, а именно интересов людей.

Цель права – реализация обеспечения определенных условий жизни человека.

Важнейшим механизмом законности считается отрицание возможного произвола и абсолютная власть государства по отношению к правонарушителю.

Современные теории происхождения права

Современной науке ближе эволюционистские принципы образования и развития права. Но, несмотря на это, по поводу происхождения ведутся горячие споры. Непонятно в какой момент устои жизни первобытного общества сформировались в право и где границы понятий права и государства.

Также остается открытым вопрос о том, какое влияние оказало право на распадающуюся религию. Общественный порядок, формировавшийся под влиянием морали, проистекающей из божественных норм, несомненно, имеет отношение к праву. Поэтому полностью разделить эти два понятия не получается до сих пор.

Читайте также: