Проблемы налоговых органов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Изменение экономического строя и последующие становление и развитие рыночных отношений в России поставили страну перед необходимостью формирования принципиально новой налоговой системы, что привело к разработке налогового законодательства практически с нуля. В результате методом проб и ошибок, изменения состава и порядка исчисления налогов российское налогового законодательство на федеральном уровне полностью сосредоточено в рамках одного нормативного документа – Налогового кодекса По данной теме мы уже выполнили реферат Налоговая декларация подробнее Российской Федерации.

Данный нормативный документ определяет перечень налогов, обязательных к уплате на территории Российской Федерации. Перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен ни на региональном, ни на местном уровне.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговая система Российской Федерации подробнее существенно упорядочило налоговую систему в стране, однако не решило всех существующих проблем в области налогообложения.

Динамичность налогового законодательства

Налоговый кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Налоги и налоговая система Российской Федерации подробнее был призван стабилизировать налоговую систему страны и упорядочить методику исчисления всех налогов, предоставив субъектам федерации и муниципальным образованиям минимальную самостоятельность в корректировке налоговых платежей в рамках ограничений, допущенных на федеральном уровне. Однако с момента принятия Налогового кодекса Российской Федерации число изменений, внесенных в порядок исчисления и уплаты налогов, можно охарактеризовать как многочисленное.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из ярких примеров изменчивости налогового законодательства является единый социальный налог, который был трансформирован в страховые взносы и исключен из Налогового кодекса, в настоящее же время порядок исчисления и уплаты страховых взносов вновь регулируется Налоговым кодексом.

Динамика налогового законодательства отрицательно сказывается как на работе налоговых органов, так и на налогоплательщиках, которые вынуждены постоянно отслеживать налоговые изменения, искать трактовки новым не всегда ясным положениям законодательства. Нестабильность положений законодательства ведет к новому витку конфликтности налоговых органов и налогоплательщиков по поводу исчисления и уплаты налогов.

Несовершенство налогового законодательства

Не смотря на регулярное совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации, до сих пор остаются аспекты налогообложения, изложенные недостаточно четко, ясно, имеют место противоречивые положения. Этот факт создает трудности для налогоплательщика при трактовке положений налогового законодательства и их применении, создавая основу для совершения ошибок при исчислении налоговых платежей.

Преодоление данной проблемы кроется в стабилизации налогового законодательства и изменении только тех положений, применение которых имеет неоднозначную оценку именно с целью устранения этой неоднозначности.

Конфликт интересов налоговых органов и налогоплательщиков

Существенной проблемой современного налогообложения считается такая характеристика налоговых правоотношений как конфликтность. Одна сторона налоговых правоотношений в лице налоговых органов имеет право на применение к другой стороне – налогоплательщику – мер принуждения, налоговых санкций, что, в свою очередь, приводит к неправомерным действиям со стороны налоговых органов и необходимости защиты налогоплательщика.

Законодательством задекларирован принцип трактовки в пользу налогоплательщика всех возникающих сомнений, противоречий и неясностей, однако на практике реализация данного принципа затруднена позицией работников налоговых органов, которые зачастую им пренебрегают. Налоговые органы ориентированы, прежде всего, на пополнение бюджетной системы, поэтому напрямую заинтересованы в применении к налогоплательщикам налоговых санкций. Налогоплательщики же естественным образом ориентированы на минимизацию налоговых платежей, в том числе и за счет пробелов и неясностей в налоговом законодательстве. В результате существующего конфликта снижается эффективность работы налоговых органов, тратятся средства на судебные разбирательства с налогоплательщика.

Необходимо совершенствовать механизм разрешения налоговых споров, все больше переводить на его досудебную основу.

Наличие хозяйственных рисков

Еще одной проблемой налогообложения является наличие хозяйственных рисков, связанных с наличие угрозы финансовых или иных потерь, обусловленных процессом формирования и расходования бюджетных и внебюджетных фондов государства.

Хозяйствующие субъекты при осуществлении деятельности сталкиваются с отрицательным влиянием налоговых факторов. Результатом такого влияния становятся различные убытки, вызванные начислением пеней, наложением штрафов, доначислением налогов и так далее. Решение данной проблемы требует принятия мер, направленных на минимизацию фискальных рисков, позволяющих обеспечить налоговую безопасность экономических субъектов.

Проблема налоговой ответственности налогоплательщиков

Вопросы ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в форме налоговых правонарушений считаются одними из самых сложных и недостаточно разработанных. К ним относятся:

  • недостаточная определенность составов правонарушений,
  • недифференцированность санкций с точки зрения субъективной стороны правонарушения,
  • игнорируемый принцип вины в области налоговой ответственности и так далее.

По мнению специалистов, система налоговой ответственности требует полного пересмотра, иного подхода к решению данной проблемы, отличного от сложившегося в современных условиях.

Иные проблемы налогообложения

По мнению специалистов, требуют корректировки или регулирования на уровне законодательства такие аспекты налогообложения как эффективность налогового контроля; порядок изъятия любых денежных средств, поступивших на счета налогоплательщиков, в уплату налог на добавленную стоимость, препятствующие переливу капиталов; дифференциация имущественного налогообложения и так далее.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 22.03.2018

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


В статье рассматриваются: проблема коррупции в налоговых органах России, проблема кадровой составляющей и своевременности внесения в бюджет установленных налогов, взносов и сборов.

Ключевые слова: налоги, государственная служба, коррупция, кадровый состав, бюджет

Выявим проблемы деятельности налоговых органов посредствам SWOT-анализа:

Сильные стороны налоговых органов

Слабые стороны налоговых органов

Налоговый Кодекс принят в 2001 году

Налоговые начисления увеличиваются

Налоговые поступления увеличиваются

Экономическая ситуация — благоприятная

Политика Государства — централизована

Репутация и авторитет как федерального органа исполнительной власти

Недостаточное финансирование налоговых органов

Распространенная бюрократия в стране

Большая текучка кадров

Высокий уровень коррупции

Возможности налоговых органов

Угрозы, сопутствующие деятельности налоговых органов

Реформирование в области налогового контроля и администрирования

Усовершенствование и доработка налогового законодательства

Рост авторитета органов налогового контроля

Пересмотр финансирования налоговых органов

Пересмотр законодательства и ужесточение мер за правонарушения в области налогового законодательства.

Осуществление разъяснительных работ и семинаров с налогоплательщиками.

Отсутствие разумной политики привлечения налогоплательщиков

Не совершенные методы защиты баз данных и источников информации налоговых органов

Уклонение от уплаты налогов различными доступными способами.

Отток квалифицированных кадров

Проведенный SWOT-анализ показывает основные проблемы и существенные недоработки в системе функционирования налоговых органов, такие как: слабое законодательство, недостаточное финансирование налоговых органов, большая текучесть кадров и большая нагрузка. Все эти важные недостатки приводят к:

1.Увеличению коррупционных деяний в сфере налогообложения.

2.Повышенная текучесть кадров, прошедших обучение и получивших высокую квалификацию в период работы в системе налоговых органов.

3.Уменьшению налоговых поступлений.

Коррупция в государственных структурах России, представляет собой большую угрозу социального характера: прямо или косвенно влияет на общественные ценности, устои государственности, общественный менталитет. Так в общественной среде и государстве возникает вероятность наступления экономических, политических, и социальных рисков. Коррупционная составляющая так же влияет на уровень развития гражданского общества, государства, ведет к нарушению рыночных отношений, снижению их эффективности. В результате недобросовестной конкуренции возникают монополии и снижается эффективность функционирования экономики страны.

Социальное противоречие, относящийся непосредственно к коррупционной деятельности в государственных структурах проявляется в потребности общества во власти, которая имеет со стороны граждан довольно высокую степень доверия, частных предпринимателей, различных социальных групп, слоев, классов, объединений и общественных объединений. В последние годы коррупция в государственных структурах приобрела политический характер и стала очень серьезным препятствием состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации, а государство, как показывает опыт, в нынешних реалиях ещё не может осилить такую важную проблему, как коррупция.

В настоящее время в сфере налогового контроля, можно выделить два основных направления проявления коррупции:

‒ налогоплательщик сам инициирует дачу взятки сотруднику налоговых органов, для предотвращения налоговых проверок, сокращения налоговой базы и прочее.

Важной и первостепенной задачей деятельности налоговых служб является — снижение уровня коррупции. Для решения указанной проблемы должно быть реализовано как долгосрочные стратегические мероприятия, так и принимать экстренные конкретные меры.

Значительную роль в функционировании и взаимодействии структур государственной службы несет ее трудовой резерв. Его компетентность и профессионализм определяют на практике использование возможностей управления с целью установления необходимого правового порядка в государственном устройстве и обществе.

Наличие постоянного и имеющего высокую квалификацию персонала напрямую обеспечивает продуктивность работы, как любой организации, так и государственных органов, в нашем случае — налоговых органов.

Результат профессионального функционирования государственных гражданских служащих в РФ в большинстве своем напрямую зависит от их правового положения в период её осуществления, ровно как и в необходимости и обязательстве направления их на переобучение, аттестацию, повышение квалификации, в кадровый резерв и т. д. Поэтому мы можем прийти к выводу в повышении качества, модернизации и укреплении совершенствования российского законодательства, которое определяет правовое положение гражданских служащих, а также непосредственно приобретает особо важную значимость на сегодняшний момент.

Именно кадровый состав являются фундаментом, основой для практических и теоретических принципов, приёмов и методов управления. Каждому управленцу необходимо понимать, что все вопросы управления предприятием целиком и полностью принимаются во внимание и зависят от квалификации и структуры кадров. Из чего вытекает следствие — не беря во внимание особенности кадрового устройства объекта управления, не получится определить ни одного точного и правильного способа управления. Принцип, отлично работающий для одной структуры, возможно, может быть не подходящим применительно к иной структуре. Итак, возможный положительный результат и как следствие эффективность деятельности возникает только в случае изучения со всех сторон и непрерывного совершенствования персонала организации.

На сегодняшний момент объем работ на каждого налогового инспектора весьма большой, а на рынке труда служащие государственных органов являются весьма востребованными. Поэтому возникает существенный отток высококвалифицированных специалистов в коммерческие структуры, где есть возможность получить больший доход, чем в структурах ФНС России. Все это и ведет в основе своей к несоответствию нагрузки на сотрудников налоговых органов и оплаты их труда соответственно, что в свою очередь в близлежащей перспективе приведет к существенному замедлению темпов роста объемов налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоги, сборы, взносы занимают основную часть источников, которые наполняют бюджеты всех уровней. Их собираемость — это один из важнейших показателей эффективности налоговой сферы, как главного результата ее деятельности. Налоги являются важным звеном экономической системы государства, от которого зависит благосостояние, как отдельного гражданина, организации так и всего государства в целом. В этой связи налоги и их собираемость определяются как фактор и движущая сила, влияющие на ситуацию в экономике нашей страны. Из этого следует, что поступление в бюджет государства установленных законодательно налогов, взносов и сборов вовремя и в полном объеме является главной задачей налоговых органов.

Отличительными признаками налога в российском законодательстве являются безвозвратность, обязательность, законодательный и целевой характер налога.

Законодательный характер налогов — в соответствии с законами налоги могут вводиться и отменяться.

Так, по состоянию на 1 января 2018 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1 078,9 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Этот факт ведет к ограничению объёма финансовых ресурсов и негативно влияет на экономику государства. Примерно около 10 % ВВП теряет Российская Федерация в связи с уклонением и неуплатой налогов.

Российское законодательство в части налогов, слишком громоздко, его нормы распределены по многочисленному количеству нормативных, законодательных актов. Кроме того, в эти самые акты регулярно вносятся соответствующие поправки и дополнения. В этой связи изменчивость и сложная система налогового законодательства и являются причинами проблем правового характера уплаты указанных задолженностей перед Российской Федерацией.

Экономические причины неуплаты налогов вызваны высокими налоговыми ставками, что в свою очередь не позволяет отдельным налогоплательщикам своевременно и в полной мере платить все налоги. Первопричина этого факта в том, что законодательство Российской Федерации, обязывающее платить такие высокие налоги, обходит стороной текущее экономическое положение страны, рассчитывая на предприятия, которые ведут торгово- закупочную деятельность, у которых имеется надежный и постоянный высокий доход. Конечно, такие предприятия имеют возможность без задержек и в полном объеме платить все налоги в бюджетную систему РФ. Но существуют и другие предприятия, являющиеся производителями, которые используют в осуществлении деятельности старое оборудование и у них отсутствуют оборотные средства, а производимую продукцию им трудно реализовать в связи с ее не конкурентной ценой. Таких предприятий в России довольно большое количество.

Итогом вышесказанного является несостоятельность предприятий и вследствие этого невозможность заплатить налоги, предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах получается, что отсутствие финансовых средств и вследствие этого уклонение от уплаты налогов становится процессом неизбежным. Но все-таки есть в настоящее время возможные способы для снижения объемов этих явлений. Для этого необходимо ввести комплекс мер по усовершенствованию законодательства Российской Федерации, так же нужно ужесточить контроль и регулярно проводить мероприятия по повышению налоговой культуры граждан страны в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): орган, Российская Федерация, налог, налоговое законодательство, налоговый контроль, российское законодательство, государственная служба, кадровый состав, недостаточное финансирование, полный объем.

Налоговая система в РФ — это инструмент для выполнения ключевых государственных функций и задач. Совокупность механизмов и принципов организации фискального обременения представляет собой налоговую систему Российской Федерации. Определим действующую структуру и ключевые функции, а также расскажем об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Фискальная система государства: кратко об истории

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Изменение экономического строя и последующие становление и развитие рыночных отношений в России поставили страну перед необходимостью формирования принципиально новой налоговой системы, что привело к разработке налогового законодательства практически с нуля. В результате методом проб и ошибок, изменения состава и порядка исчисления налогов российское налогового законодательство на федеральном уровне полностью сосредоточено в рамках одного нормативного документа – Налогового кодекса По данной теме мы уже выполнили реферат Налоговая декларация подробнее Российской Федерации.

Данный нормативный документ определяет перечень налогов, обязательных к уплате на территории Российской Федерации. Перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен ни на региональном, ни на местном уровне.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговая система Российской Федерации подробнее существенно упорядочило налоговую систему в стране, однако не решило всех существующих проблем в области налогообложения.

Динамичность налогового законодательства

Налоговый кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Налоги и налоговая система Российской Федерации подробнее был призван стабилизировать налоговую систему страны и упорядочить методику исчисления всех налогов, предоставив субъектам федерации и муниципальным образованиям минимальную самостоятельность в корректировке налоговых платежей в рамках ограничений, допущенных на федеральном уровне. Однако с момента принятия Налогового кодекса Российской Федерации число изменений, внесенных в порядок исчисления и уплаты налогов, можно охарактеризовать как многочисленное.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из ярких примеров изменчивости налогового законодательства является единый социальный налог, который был трансформирован в страховые взносы и исключен из Налогового кодекса, в настоящее же время порядок исчисления и уплаты страховых взносов вновь регулируется Налоговым кодексом.

Динамика налогового законодательства отрицательно сказывается как на работе налоговых органов, так и на налогоплательщиках, которые вынуждены постоянно отслеживать налоговые изменения, искать трактовки новым не всегда ясным положениям законодательства. Нестабильность положений законодательства ведет к новому витку конфликтности налоговых органов и налогоплательщиков по поводу исчисления и уплаты налогов.

Несовершенство налогового законодательства

Не смотря на регулярное совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации, до сих пор остаются аспекты налогообложения, изложенные недостаточно четко, ясно, имеют место противоречивые положения. Этот факт создает трудности для налогоплательщика при трактовке положений налогового законодательства и их применении, создавая основу для совершения ошибок при исчислении налоговых платежей.

Преодоление данной проблемы кроется в стабилизации налогового законодательства и изменении только тех положений, применение которых имеет неоднозначную оценку именно с целью устранения этой неоднозначности.

Конфликт интересов налоговых органов и налогоплательщиков

Существенной проблемой современного налогообложения считается такая характеристика налоговых правоотношений как конфликтность. Одна сторона налоговых правоотношений в лице налоговых органов имеет право на применение к другой стороне – налогоплательщику – мер принуждения, налоговых санкций, что, в свою очередь, приводит к неправомерным действиям со стороны налоговых органов и необходимости защиты налогоплательщика.

Законодательством задекларирован принцип трактовки в пользу налогоплательщика всех возникающих сомнений, противоречий и неясностей, однако на практике реализация данного принципа затруднена позицией работников налоговых органов, которые зачастую им пренебрегают. Налоговые органы ориентированы, прежде всего, на пополнение бюджетной системы, поэтому напрямую заинтересованы в применении к налогоплательщикам налоговых санкций. Налогоплательщики же естественным образом ориентированы на минимизацию налоговых платежей, в том числе и за счет пробелов и неясностей в налоговом законодательстве. В результате существующего конфликта снижается эффективность работы налоговых органов, тратятся средства на судебные разбирательства с налогоплательщика.

Необходимо совершенствовать механизм разрешения налоговых споров, все больше переводить на его досудебную основу.

Наличие хозяйственных рисков

Еще одной проблемой налогообложения является наличие хозяйственных рисков, связанных с наличие угрозы финансовых или иных потерь, обусловленных процессом формирования и расходования бюджетных и внебюджетных фондов государства.

Хозяйствующие субъекты при осуществлении деятельности сталкиваются с отрицательным влиянием налоговых факторов. Результатом такого влияния становятся различные убытки, вызванные начислением пеней, наложением штрафов, доначислением налогов и так далее. Решение данной проблемы требует принятия мер, направленных на минимизацию фискальных рисков, позволяющих обеспечить налоговую безопасность экономических субъектов.

Проблема налоговой ответственности налогоплательщиков

Вопросы ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в форме налоговых правонарушений считаются одними из самых сложных и недостаточно разработанных. К ним относятся:

  • недостаточная определенность составов правонарушений,
  • недифференцированность санкций с точки зрения субъективной стороны правонарушения,
  • игнорируемый принцип вины в области налоговой ответственности и так далее.

По мнению специалистов, система налоговой ответственности требует полного пересмотра, иного подхода к решению данной проблемы, отличного от сложившегося в современных условиях.

Иные проблемы налогообложения

По мнению специалистов, требуют корректировки или регулирования на уровне законодательства такие аспекты налогообложения как эффективность налогового контроля; порядок изъятия любых денежных средств, поступивших на счета налогоплательщиков, в уплату налог на добавленную стоимость, препятствующие переливу капиталов; дифференциация имущественного налогообложения и так далее.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 22.03.2018

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: