Проблемы легитимности власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. В наши дни - легитимность является обязательным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Проблема легитимности -- это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

1. Рост степени принуждения;

2. Ограничение прав и свобод;

3. Запрещение политических партий и независимой прессы;

4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) -- наиболее существенные показатель делегитимизации власти;

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты -- открытые формы недовольства режимом.

2. Власть поощрения (вознаграждения): основана на подкреплении руководителем нужного поведения подчиненных поощрением. Данная власть оказывается эффективной, если руководитель правильно определит ценность предлагаемого вознаграждения для подчиненного. Недостаток – очень часто руководитель имеет весьма ограниченные возможности для позитивного подкрепления результатов работы исполнителей по сравнению с их ожиданиями.

3. Законная власть (власть традиций): основана на использовании присущей людям привычки или традиции подчиняться руководителю только потому, что он является руководителем. Руководитель обладает силой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Исполнители реализуют указания руководителя потому, что традиция учит: подчинение ведет к удовлетворению потребностей.

4. Власть примера (харизматическая власть): построена не на логике и не на разумной вере, а на силе личных качеств и особенностей лидера. Харизматическое влияние – это личностное, а не должностное влияние.

5. Власть знаний (экспертная власть): основывается на вере подчиненных в компетентность руководителя и ценность его знания. Не является устойчивой. Сложность приобретения и удержания.

6. Власть убеждения: основывается на логике и эмоциях, с помощью которых руководитель убеждает подчиненных в необходимости желаемых действий.

7. Власть через участие: основывается на привлечении персонала к управлению, путем делегирования им дополнительных полномочий. Эта власть эффективна в отношении подчиненных, проявляющих высшие социальные потребности.

Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта и сферы социальной жизни.

Диапазон руководства – понятие, фиксирующее предел непосредственного эффективного внешнего контроля со стороны руководителя за поведением и деятельностью подчиненных.

Предельное число подчиненных, которое в состоянии контролировать один руководитель, колеблется в зависимости от сложности деятельности, выполняемой подчиненными, и уровня, который занимает руководитель в управленческой иерархии. На нижних этажах организации, где руководитель имеет дело со сравнительно простыми функциями исполнителей, максимальное число подчиненных, которое он в состоянии реально контролировать, обычно определяется границами контактной группы и равно примерно 25 – 30 человек (малая группа). На высших этажах управленческой иерархии оно не должно превышать 3 – 6 человек, в некоторых сферах – 9 человек.

Проблема диапазона руководства обычно рассматривается через призму объема реально контролируемых руководителем отношений. Согласно этой логике увеличение числа подчиненных на одну единицу ведет к квадратичному увеличению объема контролируемых отношений, что и делает эффективный внешний контроль невозможным. В теории организации разработана формула определения объема отношений, подлежащих контролю со стороны руководителя, в соответствии с увеличением числа подчиненных.

Согласно положениям классической школы для решения проблемы диапазона руководства в сочетании с принципом единоначалия необходимо:

· Ввести дополнительные (промежуточные) уровни руководства;

· Сформировать дополнительные этажи иерархии и передать промежуточным руководителям часть прав и полномочий высшего руководителя вниз по вертикали;

Проблема диапазона руководства проявляется, если число подчиненных превышает предельно допустимый максимум.

Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации.

Реальная власть — это власть, как должности, так и влияние и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Администратор (лат. administrator - управитель) — распорядитель в учреждении, коллективе, а также специалист по обслуживанию баз данных и информационных систем. В Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) администратор считается должностью.

Менеджер - это человек, умеющий найти способы управления организацией, делающий ее непохожей на другие, умеющий влиять на людей и устанавливать отношения между людьми, способный организовать работу команды. Это человек, умеющий анализировать большие объемы информации, а также принимать ответственные решения.

Лидерство и руководство – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Лидер коллектива или менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди – это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей.

Лидервоодушевляет людей, привносит энтузиазм в работу. Он четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению. Лидер уверен в том, что он делает, лидер воодушевлен тем, что он делает. Лидер способен сам ставить коллективу достижимую цель.

Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован.

Руководитель на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная составляющая отношений практически исключена. Подчиненные – это работники, выполняющие свои обязанности. Руководитель всегда ожидает и обязан принимать уважение от своих сотрудников.
Лидеры умеют учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают их ценности и движущие эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции в общении, всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства – как любви, так и ненависти. Лидеры не требуют к себе уважения, они его заслуживают.

Руководителиво имя достижение целей и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания преобладают над поощрениями. Недочеты и провалы обсуждаются больше, чем достижения и успехи.
Лидеры строят свои отношения с людьми на доверии, мотивируя и вдохновляя их личным примером. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы. Признание успехов и достижений преобладает над ошибками. Ошибки свои и коллективные признаются легко и ищутся пути их исправления.

Руководитель при принятии новых решений делает акцент на старый опыт, до минимума сводит возможности поиска новых путей из сложных ситуаций.
Лидер, наоборот, предпринимает постоянные попытки по разработке новых и неоднозначных решений проблемы. Пойти на риск и взять за него ответственность – отличительная черта современного лидера.

Руководителю трудно стремится к ясности и четкости в выполнении работы. Он предпочитает бумажные отчеты больше чем реально-интересные, но нигде не зафиксированные протокольно события. В коллективе неформально поддерживается посредственность, замалчивается и не признается одаренность сотрудников.
Лидеру свойственен постоянный анализ сложившихся дел в коллективе, поощряются наилучшие примеры, продвигается незапланированное, но заслуженное вознаграждение.

Руководитель не умеет и не нуждается в делегировании полномочий, ревностно относиться к любым новым идеям, идущим не от него.
Лидер без опаски и страха квалифицированно передает полномочия, умеет их направлять и принимать результат. Создает возможность позитивной обратной связи, поддерживает разумную инициативу сотрудников в рамках актуальных целей.

Руководителю не получается установить критерий успеха в своей организации. И потому люди под таким руководством плывут безынициативно, без направления и вдохновения на рабочем месте.
Лидер имеет образ успеха организации в своем разуме и вдохновляет коллег. Умеет праздновать совместно с коллективом победу!

Общая характеристика проблем легитимности политической власти

Одной из ключевых характеристик политической власти в любом государстве выступает ее легитимность – то есть признание и поддержка действующего управления широкими слоями населения. При этом необходимо отметить то, что легитимность не является статичной, достигнутой раз и навсегда величиной – напротив, легитимность как характеристика политической власти обладает свойством изменения собственной интенсивности.

Иными словами, характер и степень поддержки государственной власти и ее отдельных институтов могут подвергаться изменениям, причем как позитивного, так и негативного характера. Отрицательное изменение степени легитимности свидетельствует о так называемых проблемах или кризисах легитимности политической власти, а соответствующий процесс в политической науке принято называть делегитимизацией. В наиболее общем виде понятия кризиса легитимности может быть сформулировано следующим образом:

Кризис легитимности политической власти – это действительное падение степени поддержки правящего режима в целом или отдельных органов государственной власти со стороны широких слоев населения, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

При этом в литературе отсутствует единство мнений относительно ответа на вопрос о существовании абсолютных показателей кризиса легитимности политической власти, в связи с чем можно говорить о существовании двух основных точек зрения на этот счет, которые будут рассмотрены ниже.

Системный и ситуативный подходы к определению причин кризисов легитимности власти

Как было отмечено выше, в политической науке сформировалось два подхода к характеристике причин возникновения кризисов политической легитимности, различие которых состоит в тех обстоятельствах, которые, по мнению представителей соответствующих подходов, находятся в основании проблем легитимности.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с первой точкой зрения, кризис легитимности всегда связан с общей дестабилизацией политической власти и управления в государстве, критериями которой выступают:

  • невозможность органов государственной власти эффективно осуществлять собственные функции и задачи;
  • наличие открытых, в том числе военных конфликтов внутреннего и внешнего характера;
  • неспособность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям социально-экономического содержания;
  • разрушение устоявшегося конституционного порядка;
  • отсутствие необходимых структурных изменений, либо снижений эффективности выполнения правительством собственных задач;
  • и т.д.

Сторонники второго (ситуативного) подхода чаще всего связывают существование кризисов легитимности с текущей характеристикой социокультурных черт населения страны, характером сложившихся стереотипов и традиций, и т.д.

Таким образом, не вдаваясь в содержание соответствующих дискуссий и обобщая наиболее значимые подходы, можно сделать вывод о том, что в качестве основных предпосылок проблем легитимности политической власти следует называть:

  • наличие у населения протестных настроений, направленных на свержение существующего режима;
  • свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, социологических опросов, и т.д.
  • функциональную неспособность государства к выполнению стоящих перед ним задач, независимо от причин – перегруженность аппарата, ограниченность ресурсов, и т.д.;
  • неспособность политических лидеров объяснить характер проводимой в государстве политики;
  • распространение преступности, рост числа правонарушений;
  • падение уровня жизни граждан;
  • отсутствие в политической системе государства действенных механизмов, направленных на защиту интересов народных масс;
  • чрезмерная бюрократизация, нарастание коррумпированности государственного аппарата;
  • и т.д.

При этом следует обратить внимание на то, что возникновение проблем легитимности власти не всегда приводит к ее свержению и коренному переустройству государственного аппарата, тем не менее, существование соответствующих недостатков должно побуждать действующую власть к принятию определенных мер, для снижения напряженности в соответствующей сфере и восстановления прежнего уровня легитимности.

Пути преодоления проблем легитимности

Как было отмечено выше, в политической истории любого государства могут возникать периоды напряженности, связанные со снижением степени поддержки власти со стороны народных масс. Подобная ситуация требует принятия конкретных мер, избираемых исходя из анализа конкретных причин возникновения соответствующих проблем.

Тем не менее, в политической науке выработан ряд относительно универсальных путей и способов преодоления кризис легитимности, в том числе:

Основные компоненты структуры власти – субъект, объект, источники и ресурсы власти.

Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.

Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Источниками власти - закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Ресурсы власти – средства и методы, с помощью которых осуществляется власть (влияние, авторитет, закон, прямое насилие и т.д.).

Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, опирающейся на основные институты государства (парламент, правительство, правоохранительные органы) и использующей все ресурсы, контролируемые государством. Но в сфере политики власть проявляется и в иных формах. Можно говорить, например, о партийной власти, которая распространяется на определенное число членов и сторонников партии. Властью обладают и некоторые общественные организации, в частности, профессиональные союзы. Духовной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение. Иногда монополию государственной власти оспаривают нелегальные структуры. Например, криминальный рэкет оспаривает государственную монополию на сбор налогов, преступные группировки, терроризируя население, выводят его из подчинения официальным государственным структурам. Все это может быть результатом ослабления государства и, в свою очередь, обусловить появление альтернативных центров силы и принятия решений.
Несмотря на свою моноцентричность, политическая власть обладает свойствами разделения и распределения. Разделение власти может иметь горизонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтами. Например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами..

Проблемы легитимности политической власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Типологию легитимности разработал М. Вебер . Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются..

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти :

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Легитимация политической власти - это приобретение легитимности в глазах общества. Легитимация власти в ряде случаев может совпадать с легализацией – принятием основополагающих юридических актов, прежде всего, конституций. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, с помощью которых выявляется уровень поддержки населением лидеров, партий, институтов, нормативных актов или решений. На персональном уровне легитимация власти подлежит цикличному возобновлению (подтверждению).




Делегитимации власти – процесс утраты тех факторов, которые определили ее легитимность. Делегитимация власти может стать результатом целого ряда причин: 1) следствием противоречия между эгоистическими устремлениями правящей элиты и господствующими в данном обществе идейными ценностями; 2) следствием противоречия между официально провозглашенными демократическими принципами и реально политической практикой, связанной с ограничением прав и свобод населения, давлением на средства массовой информации, преследованием оппозиции; 3) следствием повышения неэффективности деятельности бюрократического аппарата и усиления его коррумпированности; 4) следствием раскола внутри правящей элиты из-за утраты уверенности в оправданности ее претензий на власть; 5) следствием конфликта между ветвями власти.

Механизм осуществления политической власти

Основные компоненты структуры власти – субъект, объект, источники и ресурсы власти.

Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.

Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Источниками власти - закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Ресурсы власти – средства и методы, с помощью которых осуществляется власть (влияние, авторитет, закон, прямое насилие и т.д.).

Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, опирающейся на основные институты государства (парламент, правительство, правоохранительные органы) и использующей все ресурсы, контролируемые государством. Но в сфере политики власть проявляется и в иных формах. Можно говорить, например, о партийной власти, которая распространяется на определенное число членов и сторонников партии. Властью обладают и некоторые общественные организации, в частности, профессиональные союзы. Духовной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение. Иногда монополию государственной власти оспаривают нелегальные структуры. Например, криминальный рэкет оспаривает государственную монополию на сбор налогов, преступные группировки, терроризируя население, выводят его из подчинения официальным государственным структурам. Все это может быть результатом ослабления государства и, в свою очередь, обусловить появление альтернативных центров силы и принятия решений.
Несмотря на свою моноцентричность, политическая власть обладает свойствами разделения и распределения. Разделение власти может иметь горизонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтами. Например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами..

Проблемы легитимности политической власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Типологию легитимности разработал М. Вебер . Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются..

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти :

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Легитимация политической власти - это приобретение легитимности в глазах общества. Легитимация власти в ряде случаев может совпадать с легализацией – принятием основополагающих юридических актов, прежде всего, конституций. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, с помощью которых выявляется уровень поддержки населением лидеров, партий, институтов, нормативных актов или решений. На персональном уровне легитимация власти подлежит цикличному возобновлению (подтверждению).

Делегитимации власти – процесс утраты тех факторов, которые определили ее легитимность. Делегитимация власти может стать результатом целого ряда причин: 1) следствием противоречия между эгоистическими устремлениями правящей элиты и господствующими в данном обществе идейными ценностями; 2) следствием противоречия между официально провозглашенными демократическими принципами и реально политической практикой, связанной с ограничением прав и свобод населения, давлением на средства массовой информации, преследованием оппозиции; 3) следствием повышения неэффективности деятельности бюрократического аппарата и усиления его коррумпированности; 4) следствием раскола внутри правящей элиты из-за утраты уверенности в оправданности ее претензий на власть; 5) следствием конфликта между ветвями власти.

Особенностью политической власти является ее элитарный характер: она осуществляется меньшинством. Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти является сохранение и развитие, адаптация всей системы, — в случае политической власти — общества. Для рядовых граждан власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, которое выражается в повышении уровня и качества их повседневной жизни.

Таким образом, проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса — добровольного согласия на то основной части населения.

Легитимность – это признание данной политической власти — ее институтов, решений и действий — правомерными.

Легитимность обусловлена многими обстоятельствами, однако наиболее тесно она связана с экономическими интересами доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах и слоях, с интересами которых оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.

Как правило, неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно, стабильной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества.

↑ Типы легитимности власти


↑ Традиционное господство.

Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению. Основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им влечет применение установленных обществом санкций. Традиционное общество, по Веберу, может быть геронтократическим (власть старейшин), патриархальным (власть вождя племени), патримониальным (власть монарха).

↑ Харизматическое господство.

↑ Легальное господство.

  • установление норм права и подчинение им каждого человека;
  • применение норм права в управлении;
  • господство в обществе права, а не чиновников.

↑ Источники легитимности власти

↑ Легитимизация власти

Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы.

Легитимация политической власти включает в себя разнообразные виды деятельности, связанные со всеми областями жизни общества. Власть и в вопросе легитимности готова использовать все имеющиеся у нее средства Она добивается признания ее легитимности, используя для этого главные свои атрибуты: авторитет, право, насилие.

В соответствии с ними выделяются три направления деятельности по легитимации:

  • Первое направление
  • Второе направление
  • Третье направление

↑ Делегитимация власти

Делегитимация — утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита.

Читайте также: