Проблемы ценообразования в строительстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Keywords: building construction, estimated costs, project evaluation, design, estimate documentation, pricing, standardization, education, qualification

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу проблем важной части любой проектной документации — деятельности в области расчета смет. Определение затрат на реализацию того или иного проекта производится вне зависимости от источника финансирования. И частные и бюджетные инвесторы заинтересованы в определении достоверной стоимости проекта. По итогам проведенного анализа автор выделяет три основные группы проблем, связанных со ценообразованием в строительной сфере.

ABSTRACT

This article analyzes the problems of an important part of any project documentation – activities in the field of calculation of estimates. Determination of costs for the implementation of a project is carried out regardless of the funding source. Both private and budgetary investors are interested in determining the validity of the project cost. According to the results of the analysis the author identifies three main groups of problems related to pricing in the construction sector.

Одним из важнейших критериев для принятия управленческих решений являются экономические показатели стоимости того или иного проекта. В строительно-инвестиционном цикле стоимостной показатель, отражающий требуемые со стороны заказчика вложения, носит название сметы строительства (реконструкции). Для разработки этой сметы применяется специализированный экономический аппарат, именуемым сметным делом. Задачей настоящего исследования является выявление основных проблем в области сметного дела.

Все заказчики заинтересованы в максимально достоверном определении затрат на строительство. Об этом, в частности свидетельствует принятие Правительством Российской Федерации постановлений о проведении для всех крупных инвестиционных проектов (в 2016 — при стоимости более 4 млрд.руб, а с 2018 года — при стоимости более 1.5 млрд.руб.) публичного технологического и ценового аудита [11], а также о проведении проверки достоверности сметной стоимости для объектов финансируемых за счет средств федерального бюджета [9].

Достоверно определенная сметная стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта) того или иного объекта капитального строительства позволяет заказчику принимать адекватные решения о целесообразности работ и их продолжительности. Занижение на начальном этапе сметной стоимости приводит к необходимости впоследствии выделять бюджетному или частному инвестору дополнительные ассигнования, что негативно сказывается на всем процессе перспективного финансового планирования.

Для бюджетов последствия необходимости выделения дополнительных средств оборачивается невозможностью начать новые инвестиционные проекты, в том числе социальной направленности. Для частных инвесторов недостоверная начальная стоимость уменьшает эффективность капитальных вложений и влечет снижение прибыльности.

Таким образом, все экономические субъекты, вне зависимости от их форм собственности и административного подчинения заинтересованы в достоверном определении стоимости капитальных вложений в новое строительство или реконструкцию (капитальный ремонт, техническое перевооружение) объектов капитального строительства.

Однако проведенный нами анализ сложившейся ситуации позволяет выделить в сметном деле три существенные системные проблемы, оказывающие негативное влияние на инвестиционную политику в области строительства. Две из них носят объективный и одна — субъективный характер. В настоящем исследовании нами формулируются основные проблемы сметного дела, препятствующие правильному определению затрат на строительство, для возможности, впоследствии, поиска пути их решения.

Проблема первая. Устаревшая сметно-нормативная база.

Для объектов, финансируемых из федерального бюджета, кроме проверки проектной документации, предусмотренной общими нормами градостроительного законодательства [9] предусматривается отдельная проверка достоверности определения сметной стоимости строительства [10].

К сожалению, сметно-нормативные базы, используемые в настоящее время, основаны на принципах определения сметных затрат на строительство по старой административной схеме [1], на основе устаревших технологических решений по организации работ [21], а также с использованием материалов, которые в настоящее время заменены более технологичными и эффективными. Все это вместе требует кардинального реформирования системы сметного нормирования в строительстве [5].

Эти недостатки существующих сметно-нормативных баз приводят предпринимателей, для которых нет законодательно закрепленного требования использовать только утвержденные сметные нормативы, к необходимости разрабатывать собственные отраслевые и корпоративные сметные базы [20].

Сметы при частном финансировании строительства также используются, только в ином виде (например, метод укрупненных сметных норм [23]). Именно на основании смет осуществляется оценка эффективности капитальных вложений, планируются расходы на строительство, оцениваются темпы производства работ [24]. Таким образом, смета как часть документации, сопровождающей процесс строительства (реконструкции, капитального ремонта), есть всегда и это один из главных элементов строительного производства [2].

Разнообразие различных сметно-нормативных баз приводит к тому, что расчетная стоимость одного и того же объекта может отличаться в разы в зависимости от источника финансирования (частный или бюджетный инвестор), что нельзя признать целесообразным.

Приведение сметно-нормативной базы к реалиям сегодняшнего дня (использование новых материалов, технологий и методов строительства) является насущной проблемой всего строительного комплекса. Полагаем, что решением этой важной задачи должны быть озадачены государственные научно-исследовательские институты, прежде всего входящие в систему Российской академии архитектуры и строительных наук.

Проблема вторая. Отсутствие системы подготовки специалистов сметного дела.

Специалист в сметной области по законодательству должен знать методические и нормативные документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве; организацию разработки проектной документации, порядок ее согласования и утверждения; порядок финансирования строительства, основы бухгалтерского учета и налогообложения в строительстве; экономику отрасли; основы архитектурного и технологического проектирования зданий и сооружений; прикладные программные продукты для автоматизации процесса составления сметных расчетов [16]. А по мнению многих проектировщиков сметчик кроме того должен еще самостоятельно, по чертежам, определить перечень и объемы используемых материалов, выбрать необходимый метод монтажа, подобрать недостающие в проекте строительные материалы. Стоит отметить, что часто проектировщики инженерных сетей водопровода и канализации считают, что, например, не обязаны знать правила проектирования электроснабжения, поскольку они работают с другим инженерным разделом. Специалист-сметчик же должен знать не только правила проектирования всех инженерных сетей, но и, по мнению этих проектировщиков, знать особенности производства каждого из видов монтажных работ (строительные конструкции, водопровод, газоснабжение, электроснабжение, отопление, лифтовое хозяйство, слаботочные сети и тому подобное).

Формирование отдельной специальности позволит целенаправленно готовить специалистов как для работы в области применения сметных нормативов, так и в области их разработки и усовершенствования.

Проблема третья. Недостатки проектной документации.

Такой подход не позволяет заказчику строительства в полной мере оценить размер затрат на строительство (реконструкцию) того или иного объекта капитального строительства. Следствием являются долгострои и бесконечно увеличивающиеся затраты застройщиков (как бюджетных, так и частных) на реализацию проектов.

Наиболее показательным может быть пример со строительством в Санкт-Петербурге нового футбольного стадиона на Крестовском острове [22]. Вопрос о реконструкции построенного в 1950-м году Стадиона им. С.М. Кирова на 100 тысяч зрителей (проект А.С. Никольского [6]), реконструированного к Олимпиаде-80 (число мест для зрителей сократилось до 76 тысяч) начал обсуждаться в руководстве города в 2004 году [12].

В условиях постоянной доработки проектных решений (на описанном и других объектах строительства), и, как следствие, корректировки сметной стоимости объекта, заказчик лишен возможности объективно оценить свои затраты на строительство, а значит, принять объективное управленческое решение о целесообразности строительства, и не может составить реальный финансовый плана строительства.

Таким образом, можно выделить три типа проблем, связанных со сметным нормированием:

Именно над решением этих трех проблем, полагаем, следует работать органам государственной власти, учебным заведениям и саморегулируемым организациям в области проектирования и строительства.


Список литературы:

1. Горячкин П.В. О состоянии вопросов ценообразования и сметного нормирования в строительстве // Градостроительство. — 2010. — № 6. — С. 50–58.

Читайте также: