Проблемы бытия в античный период характеризуются кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проблема бытия в философии всегда ставилась по-разному, в зависимости от определенной эпохи и общества. Даже во времена господства мифологического сознания первобытной культуры, когда, по мнению Леви-Брюля, человек ощущал патриципацию (сопричастность) миру природы и не анализировал явления, а рассказывал о них истории (мифы), в этих самых мифах устанавливалась определенная субординация бытия: кто создал мир, кто поддерживает в нем порядок, каково место человека в нем. На закате мифологической эпохи люди разработали два подхода к этой проблеме - условно говоря, восточный и западный. Восточный подход состоял в трансформации мифа в философию, а западный – в вытеснении его из философии путем анализа.

С этого момента проблемы бытия в философии Древней Греции и позже Рима стали решаться с учетом того, из чего, собственно, состоит бытие. Одни мыслители считали, что субстанция материальна (Демокрит), а другие – что она нематериальна (Платон). Анаксагор выдвынул идею, что она состоит из гомеомерий (бесконечно делимых частиц), а Демокрит – что из неделимых частиц, атомов. Пифагор, Платон и Аристотель сделали попытку объединить понятие безликой гармонии с определенной иерархической структурой (Платон представлял ее себе в виде пирамиды, Аристотель в виде ступеней, Пифагор – в виде математической мистики – геотетризма). Однако античная философия представляла себе бытие циклическим, повторяющимся. Можно сказать, что она поднимала вопрос о взаимоотношении бытия и ничто, но еще не задумывалась о связи бытия и времени. Это стало уделом следующих эпох.

Согласно традициям античной философии, все многообразие физических объектов, которое составляет окружающим мир в представлениях человека выступает в качестве определенной гармонично организованной целостности – Космосе.

Космос оберет истоки в Хаосе, который принято трактовать в качестве чего-то вещественного, пусть и неупорядоченного, бесформенного и лишенного определенности.

Ионийцами был совершен поиск новой метафизической реальности, которая могла бы выступать в качестве единственной, подходящей для всего базы, включая все без исключения физические вещи, но при этом они все хотят ее познать, снабжая в процессе изучения определенными свойствами онтологии все многообразие физических объектов (среди которых: вода, воздух, огонь и прочее).

Парменидом – руководителем элеатической школы, в своих трудах о сущности бытия было впервые проведено разграничение таких двух видов действительности, как: онтологическая и физическая.

С одной стороны, в учении Парменида о бытии, содержатся самое решительное непринятие мифологии, но с другой – в ней предоставляется последовательная критика идей о вещественном (физическом) первоначале – архэ, которые высказывали ионийские натурфилософы.

Вместе с тем, Парменидом было проведено четкое разграничение бытия, как оптологического Абсолюта, от понимания бытия в качестве предметного, либо физического явления.

Бытие в трактовке Парменида является не физическим, а онтологическим критерием. Трактовка постоянных и незыблемых статичных форм, отражающих неподвижность, процессов самоотождествления и целостности данной формы бытия отражает не отказ от восприятия физической подвижности, но отказ понимания онтологических вероятностей образования и гибели бытия.

Бытие в контексте понимания Перменида – в онтологическом контексте, не может ни увеличиваться, ни уменьшаться, исходя из чего, термины, с помощью которых мы описываем сущность изменяющихся вещей являются в отношении ним непреложными.

Смыслом этого является то, что в смысловом содержании мыслей и предметов, но которые направлена данная мысль являются идентичными паттернами. Категория небытия не может являться объектом осмысления, поскольку его нельзя осмыслить, либо выразить.

Понимание бытия в средневековой философии

Средневековые философские концепции бытия (согласно европейскому пониманию – христианские) разделены на три ветви: в самых истоках зарождения философской мысли вопросы о сущности бытия формулируются в контексте вопросов о том, а что вообще существует в мире?

  1. Первым ответом, который предлагается философами – представителями ионийского направления, является вполне очевидная идея, согласно которой, бытие является объектом, и, изначально – предметным миром. Физические предметы, либо определенный паттерн, составляющий основу данных предметов, можно определить в качестве материи.
  2. Представители элеатов мыслят более глубокими категориями. Выдвигая идею о том, что истинное бытие представлено лишь тем, что является вечным и неизменным, ими была обнаружено новая форма действительности – истинно первичная форма бытия, которую можно определить, как бытие-мышление. Так, бытие представляет собой очищенную от случайных воздействий структуру материальной определенности в мышлении, которая одновременно выступает и в качестве структуры самого бытия. Иными словами, бытие можно представить в качестве логоса.
  3. Вместе с тем, ища ответ на вопрос о действительных истоках и гарантиях того, что бытие-логос существует, совместно с тем, что является его формирующей основой и средством сохранения, можно прийти к определению его субъектных форм происхождения, либо, говоря иными словами, к согласию с позицией, в которой бытие является субъектом.

Объединение перечисленных позиций, согласно которым бытие – является объектом, логосом и субъектом способствует выделении идеи о трех формах, либо трех проявлениях, согласно которым можно обнаружить определенную лежащую за ними трансценденцию.

Понимание бытия в период Нового времени

В период Нового времени, идеи того, что для решения проблем сущности бытия необходимо реализовывать поиск и формулировать ответ не в перечислениях всего многообразия возможных видов сущего, а в том, чтобы уловить мыль о том, что имеется само по себе, либо действительно существует, находят отражение в философских воззрениях Рене Декарта.

Однако для тех метафизических областей, представителем которых является Декарт, исключительно признания мышления, как сущности, становится недостаточно. Согласно его воззрениям, раз мышление является существующим конструктом, значит обязательно должна существовать и его основа, совместно с содержанием, которое представляет его сущность. Говоря иначе, следует выделять категории мыслящего и мыслимого.

В качестве сущности мышления Декарт определяет не само мышление, а того, кем реализуется данный паттерн – res cogitans. В понимании Декарта, мышление является мыслящей субстанцией, вещью, из которой, совместно с протяженными субстанциями, формируется общий конструкт бытия.

На протяжении трех следующих столетий, вопрос соотношения представленных категорий является центральным вопросом философской мысли. Вместе с тем, и приверженцы материализма, и приверженцы идеализма опирались на общие, принятые в Европе положения касательно сущности бытия, которые можно представить в следующем: бытие – это сфера, которая может существовать вне определенного контекста, ее существование может обуславливаться исключительной ей самой.

лизма больше не есть то, в чем коренится бытие вещи. А поскольку, согласно Аристотелю и его средневековым последователям прежнего периода, сущность постигается умом, в отличие от акциденций, которые даны чувствам, то в номинализме по существу совпадают умопостигаемое бытие вещи и ее просто наличное, эмпирически данное бытие т. е. ее явление. Отменяется интеллектуализм томистской онтологии, а вслед за ним — иерархическая структура тварного мира. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира, который характеризуется обычно как эмпиризм.
В соответствии с новым учением о бытии и сущности формируется и новое представление о познании и природе познающего ума. Если в схоластике от Бонавентуры до Фомы предмет всеобщего и необходимого знания — это сущности (субстанции), которые суть умопостигаемые реальности, то, согласно Оккаму, познание должно быть направлено не на сущность вещи, т. е. не на вещь в ее всеобщности, а на единичную вещь. Таково интуитивное познание — congnitio intuitiva 11. И это потому, что познаем мы не сущности, а акциденции: открывается возможность толковать знание как установление связи между акциденциями, т. е. ограничить его уровнем явлений,— возможность, которая реализовалась до конца уже позднее, сначала в английском эмпиризме (Локк, Юм), а позднее — у Канта. Тут как раз происходит пересмотр важнейшего принципа аристотелевской онтологии и логики, гласящего, что сущность (субстанция) есть условие возможности отношений. Именно в номинализме намечается та тенденция к самостоятельности гносеологии по отношению к онтологии, которая была чужда античному мышлению и развернулась полностью только в новое время.
В томизме гносеология тоже не существовала самостоятельно, независимо от онтологии, ибо то, что разум постигает с помощью понятий, есть бытийное определение сущих, их сущность, и только на уровне чувственного познания (воображения) вещь, согласно Фоме, рассматривается в ее отношениях, почему чувственное познание в основном зависит от познающей души и может вводить в заблуждение.
Иная концепция познания в номинализме. Здесь познание как таковое — всегда продукт познающей души;
[ 303 ]

В античной древности первое осознание категории бытия, как единодушно полагают специалисты, принадлежит Пармениду. Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств. Более того, постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Чувственному восприятию человека дано только изменчивое, текучее, а то, что неизменно и вечно – лишь мышлению. Демокрит утверждал, что бытие есть нечто простое, понимая под ним атом, как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов несколько, значит бытие не одно. Атомы разделены пустотой, пустота – это небытие, следовательно, непознаваема. Только бытие познаваемо. Мир атомов – истинный, познаваемый разумом, мир же чувственных вещей, состоящих из атомов – непознаваем.Отвергается неподвижность бытия, так как это положение не объясняет движение и изменение, происходящие в чувственном мире. Материалистическая трактовка бытия.

Бытие, согласно ему: 1.вечно 2. Неделимо, покоится 3. Бессмертно 4. Постигается разумом 5. Всегда себе тождественно 6. Множественно

Миру сверхчувственных, неизменных, вечных идей который Платон называет бытие, противостоит мир страновления, чувственных вещей. Бытие – это некие умопостигаемые бестелесные идеи, сущности. Единое же выше бытия и составляет условие возможности бытия. Единое – высшее благо, к которому все стремиться и через это получает свое собственное бытие.

Аристотель сохраняет понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного.

По Аристотелю, бытие – это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами. Во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; в-четвертых, каждая Вещь имеет свое определенное назначение. Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Согласно неоплатонизму, весь мир предстает как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обязана своим существованием высшей. На самом верху этой лестницы помещается единое (оно же Бог, оно же благо, или, иначе, то, что по ту сторону всего сущего). Единое есть причина (прежде всего - целевая) всякого бытия (все сущее существует постольку, поскольку стремится к единому, или ко благу); само оно не причастно бытию и потому непостижимо ни для ума, ни для слова - о Боге нельзя сказать ничего. Вторая ступень - это ум как таковой и находящиеся в нем умопостигаемые сущности - идеи; это - чистое бытие, порожденное единым (ибо мышление и бытие в платонической традиции тождественны). Ниже - третья ступень - душа; она уже не едина, как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса, ибо космос для платоников живое существо, души демонов, людей, животных, растений); кроме того, она движется: душа - источник всякого движения и, следовательно, всех волнений и страстей. Еще ниже - четвертая ступень - тело. Как душа получает лучшие свойства - разумность, гармонию - от ума, так и тело получает благодаря душе форму; прочие же его качества - безжизненность, косность, инертность - сродни материи. Материя, или подлежащее, - субстрат чувственных вещей - это сама инертность, косность, бескачественность как таковая. Материя не существует; она ни в какой степени не причастна уму, то есть бытию; поэтому она также не может быть постигнута разумом и словом.

Читайте также: