Проблемы автомобильного транспорта в россии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Транспорт является одной из важнейших составляющих экономики страны. Он связывает между собой различные районы, предприятия и отрасли народного хозяйства. играет огромную роль при размещении предприятий, заводов и является важным условием рационального расположения производства. Особенное значение транспорт имеет для России, так как именно на такой обширной территории для единства и целостности государства необходима развитая транспортная система.

В России транспортная система представляет собой 940 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, включая 754 тыс. км дорог с твердым покрытием; 87 тыс. км железных дорог (второй по величине показатель в мире после США), 102 тыс. км внутренних водных путей, а также 1 115 тыс. км воздушных трасс, включая 915 тыс. км внутренних воздушных линий.

Важнейшим видом транспорта в России является железнодорожный. Он эффективен при перевозках на дальние расстояния и может использоваться в любых климатических условиях, что делает его ведущим видом транспорта на территории Российской Федерации. На железнодорожный транспорт приходится 56‚7 % грузооборота страны и 33.7 % пассажирооборота.

Автомобильный транспорт в нашей стране развит довольно слабо. 0 чем свидетельствует высокий уровень изношенности большого количества автомобильных дорог, стремительное старение автопарка. Одним из важнейших показателей развития транспорта страны является состояние автомобильных дорог.

В России до сих пор не сформирована опорная сеть автомобильных дорог федерального значения, которая соединяет все ее регионы. Только 38 % федеральных автодорог соответствует нормативным требованиям. Во многих районах страны развитие дорожной сети находится на низком уровне: лишь одна треть дорог имеет твердое покрытие. Это способствует тому, что более 10 % населения страны в осеннее-весенний период становятся отрезанными от транспортной сети.

Наличие рек и морей в России делает популярным использование водного транспорта. Морской транспорт применяется чаще всего при перевозке грузов, речной - используется реже, основной причиной этого является покрытие льдом рек в зимний период.

Недостаточные производственные мощности морских и речных портов способны переработать лишь 54 % грузов, готовых к перевозке. Из-за недостаточных глубин около 60 % портов не могут принять крупнотоннажные суда, к недостаткам также можно отнести нерациональность структуры российского транспортного флота.

Развитие воздушного транспорта является одним из важнейших показателей оценки научно-технического потенциала страны. В России в процессе экономических реформ в 2.5 раза сократилось число действующих аэропортов и аэродромов гражданской авиации, преимущественно за счет региональной авиации.

Во многих субъектах России сегодня отсутствует сеть местных авиалиний. В результате этого сформировалась сеть пассажирских авиалиний, при которой большая часть подобных перевозок приходится на г. Москву. Воздушный транспорт России характеризуется низким уровнем технической укомплектованности наземной базы. высокой степенью износа основных фондов.

Существуют различия и в структуре грузовых перевозок, в зависимости от специализации региона. Слабое развитие имеет транспортно-логистическая система, нерационально используются временные и территориальные ресурсы.

К важнейшим недостаткам транспортной системы России относится ее низкие технический и технологический уровни. Современные технологии не используются повсеместно, объекты инфраструктуры нуждаются в реконструкции и строительстве. парки подвижных составов и другой техники обновляются медленными темпами. Износ основных фондов иногда достигает 70 %‚ транспортные средства эксплуатируются на критическом уровне. на много лет превышая нормативный срок службы.

Вследствие этого возникает проблема безопасности транспортной деятельности. Низкий уровень безопасности перевозок характерен для воздушного и автомобильного транспорта, что способствует снижению конкурентоспособности российских транспортных компаний.

Для транспортного комплекса важной является проблема загрязнения окружающей среды.

Помимо химического. существуют шумовое и тепловое загрязнения. Основным источником загрязнения атмосферы городов является автомобильный транспорт, в целом по стране на него приходится 40 % от общей доли вредных выбросов.

Без решения главных проблем транспортной системы невозможно развитие экономики страны. Необходимо наладить согласованную работу различных видов транспорта между собой и с хозяйственными отраслями. Развитие транспортного комплекса является одной из приоритетных задач роста российской экономики и повышения уровня жизни населения.

Так, например, реализация транспортной стратегии Российской Федерации позволит к 2030 т. достичь следующие цели:

· сформировать целостное транспортное пространство страны за счет организации эффективной транспортной инфраструктуры;

· на уровне потребностей развития экономики России организовать качественную и доступную транспортно-логистическую систему грузовых перевозок;

· стандартизировать качество и обеспечить доступность транспортных услуг населения;

· реализовать транзитные возможности страны. интегрировать в мировое транспортное пространство;

· снизить негативное воздействие транспортной системы на окружающую среду;

· повысить уровень безопасности транспортной отрасли.

Первостепенной задачей транспортной стратегии является создание единого центра координации транспортной системы, который позволит избежать ее разбалансировки. Планируется переход к полицентрической модели пространственного развития страны, что предполагает перемещение транспортных потоков из крупнейших городов в другие регионы.

Качественно новым направлением в процессе реализации транспортной стратегии является взаимодействие государства с частным сектором, приоритетным способом слияния государственных и частных капиталов при реализации проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).

Примером реализации механизма ГЧП может служить строительство морских терминальных комплексов, платных автомобильных магистралей, реконструкция аэропортовых комплексов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений полезных ископаемых, развитие городского пассажирского транспорта.

В настоящее время развитие отдельных участков транспортной инфраструктуры происходит косвенно, за счет инвестирования в объекты, требующие развития транспортной системы для их обслуживания. Например, стимулом для привлечения инвестиций в дорожную инфраструктуру стали и форум АТЭС, Универсиада в Казани и подготовка к Олимпийским играм в Сочи,

По данным Министерства транспорта РФ с 2009 г. в рамках реализации транспортной стратегии реконструировано и заново построено более 26 тыс. км автомобильных дорог регионального и федерального значения, ремонту подверглись около 140 тыс. км.

На железнодорожном транспорте грузооборот комплекса вырос за последние 5 лет более чем на 38 % и достиг уровня 2.9 трлн ткм. Пассажирооборот превысил 570 млрд пасс.-км. Окончено строительство крупных инфраструктурных объектов, среди которых организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки.

На воздушном транспорте окончены работы по реконструкции и строительству взлетно-посадочных полос более чем в 25 аэропортах. В различных городах России построено более 10 терминальных комплексов.

На морском транспорте объем грузоперевозок составил примерно 587 млн т. что примерно на 45 % превысило максимальный объем отгрузки всеми портами Советского Союза в 1988 г. Российские порты увеличили долю грузов российской внешней торговли с 55 до 87 %.

Таким образом. уже сейчас можно оценить масштабы реализации Транспортной стратегии и оценить их эффективность. Положительные изменения, происходящие в транспортной системе в результате реализации стратегии. неизбежно приведут к улучшению экономических показателей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортный комплекс является важным связующим звеном в экономике в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, налаживание условий поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности и др.

Данная контрольная работа была направлена на рассмотрение состава транспортного комплекса Российской Федерации, его размещение и анализ проблем его развития. Поставленные цели при написании контрольной работы были выполнены.

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны - это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортная система России

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Транспортная система - обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Ж/д сеть России

Железнодорожный - это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный - система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный - имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской - крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной - наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный - это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление - доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Грузовой автомобильный транспорт

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Авария на нефтепроводе

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Грузовые вагоны РЖД

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий - замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Виды транспорта

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.


Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Планы развития транспортной системы РФ

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.



Василиади Светлана Ивановна


Александровский сельскохозяйственный колледж

В настоящее время, логистика в России находится на начальном этапе развития и компаниями осуществляются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. По данным за 2016 год в России качество логистических услуг оценивают на 2,76 балла, возможности отслеживания грузов в 2,62 балла, своевременность доставки – 3,15 балла. По совокупности показателей с 2014 по 2016 год Россия с 90-й позиции спустилась на 99-ю.

Рынок транспортных услуг – один из самых динамичных в мире. Рост экономики сопровождается бурным ростом рынка транспортных, экспедиторских и логистических услуг.

Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. [Щербанин Ю. Транспортная инфраструктура – это TransportInfrastrukture// Российская Федерация сегодня. – 2005. - №9.]

Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги. Это проявляется в следующем:

1)состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам.

2)транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры.

3)уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения страны. Значительная часть сельских населенных пунктов страны не обеспечена связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью.

4)наблюдается существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам.

5)основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать. Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.

6)сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, не до конца используется транзитный потенциал Российской Федерации. Мощности портовой инфраструктуры не позволяют обеспечивать переработку российских внешнеторговых грузов в портах Российской Федерации.

7)показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 36 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. Из-за загрязнения окружающей среды выбросами транспорта в городах России ежегодно преждевременно умирает не менее 21 тыс. человек. Общий ущерб от таких негативных последствий транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций, ежегодно составляет не менее 7-8 % ВВП.

8)значительно обострились проблемы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы.

Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 110,0 млн. пассажиров и 15,0 млн. тонн грузов.

Железнодорожный транспорт представлен Минераловодским отделением структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и Армавирским филиалом ОАО "Мир" Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта. На территории края находятся более 50 станций, объединенных в три опорных центра по организации перевозок (Ставрополь, Минеральные Воды, Невинномысск), до локомотивных, одно вагонное депо и пять дистанций пути.

Железнодорожники края ежегодно перевозят более 10,5 млн. пассажиров и 11,5 млн. тонн грузов.

По железнодорожной инфраструктуре Россия занимает 25-е место.

На территории Ставрополья действуют федеральное государственное авиационное предприятие "Кавминводыавиа", его ставропольский филиал и Минераловодский авиаремонтный завод ОАО "Завод № 411 Гражданской авиации", 3 авиакомпании, располагающие малыми воздушными судами для проведения авиационных химических работ.

ГУАП "Кавминводыавиа" - крупнейшее авиапредприятие Юга России. Начиная с 1999 года предприятие получало ежегодную национальную премию "Крылья России" в номинациях "Пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях" и "Пассажирский перевозчик на международных воздушных линиях".

ОАО "Завод № 411 Гражданской авиации" является одним из крупнейших ремонтных авиапредприятий отрасли. На заводе ремонтируют самолеты ТУ-154М, ТУ-154Б, АН-2, авиадвигатели АШ-62ИР ТА-6А, ТАИ 2А.

Авиапредприятиями края ежегодно перевозится более 0,6 млн. пассажиров и 3,5 тыс. тонн грузов.

В Ставропольском крае работают 66 автотранспортных предприятий различных форм собственности. Автобусный парк занимает 58% от общего числа автомобилей в этих предприятиях.

Ежегодно автотранспортниками края перевозится около 234,0 млн. пассажиров и 3,9 млн. тонн грузов.

Основным связующим звеном между предприятиями транспорта и пассажирами является ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций Ставропольского края". Оно охватывает около 90% всего рынка данных услуг.

В отраслевом разрезе хуже всего представлена инфраструктура автомобильных дорого России – 123 –е место (согласно доклада Всемирного экономического форума).

Основные проблемы логистики на транспорте, которые появляются на пути её развития:

Вторую позицию в рейтинге заняла Первая грузовая компания (ПГК) входящая в состав Universal Cargo Logistics Holding B. V. , у которой 88,4 млрд. руб. выручки от транспортно-логистических услуг формируется за счет грузоперевозок.

Рейтинг десяти крупных транспортно-логистических компаний России по итогам 2016 года


В настоящее время, один из стремительно развивающихся отраслей мировой экономики является автомобильный транспорт. Услугами данной отрасли пользуются все сферы экономики любой отдельно взятой страны.

Анализ показывает, что в 2018 году в мире произведено 95051545 автомобилей, за январь - март 2019 г. произведено 7535868 единиц автомобилей. По статистическим данным за одну секунду производятся 2.2 авто / сек [1].

В первую десятку производителей автомобильной техники входят КНР, США, Япония, Германия, Индия, Южная Корея, Мексика, Испания, Бразилия и Франция. Количество произведенных данными странами автомобилей приведено в таблице №1 [3].

Страны лидеры по производству автомобилей

по итогам 2018 года

Основными рынками реализации легковой и коммерческой автомобильной техники являются: Китайская народная республика, где в 2018 году было реализовано 27 млн 732 тыс. машин и занимает первое место . Второе по величине мировым автомобильным рынком остается Америка с показателем 17 млн 292 тыс. машин, автомобильные рынки стран Западной Европы составляют 16 млн 153 тыс., страны Восточной Европы - 4 млн 243 тыс., страны Южной Америки - 3 млн 245 тыс., Японии - 5 млн 203 тыс. единиц, Канады - 2 млн 018 тыс. единиц, Кореи - 1 млн 177 тыс. единиц [4]. Здесь также следует отметить, что транспортные средства японских, германских и американских производителей пользуются большой популярностью среди потребителей всего мира. В таблице №2 приведен список самых востребованных по итогам 2018 года автомобилей.

В месте с тем, в настоящее время перед автомобильными компаниями стоят ряд задач, решение которых влияют на будущее мировую автопромышленную и связанных с данной сферой смежных отраслей.

Условно проблем связанных с автомобильным транспортом можно разделить на три составляющих. Схематическое изображение отмеченных проблем приведены на рисунке№1.

К проблемам связанным с двигателями внутреннего сгорания относятся: токсичность выхлопных газов, дымность, уровень шума, отработанные моторные масла, использованные охлаждающие жидкости и кислоты, резино-технические материалы и т.п [5].

Топ-10 самых продаваемых авто 2018 года

Проблема токсичности выхлопных газов и дымность являются следствием несовершенства конструкции двигателя внутреннего сгорания.

Рисунок 1. Проблемы автомобильного транспорта

Следует отметить, что данные ограничения выбросов в атмосферу токсичных газов ЕВРО-6 вступили в силу с 1 января 2014 года в Евросоюзе и распространяются на все современные тяжелые грузовые автомобили.

Европейские стандарты выхлопных газов для легковых автомобилей, г/км [6].

Дизельный двигатель

Бензиновый двигатель

*До введения ЕВРО-5, легковые автомобили менее 2500 кг сертифицировались, как легкие коммерческие автомобили категории N1-I

** Применяется только к транспортным средствам с системами непосредственного впрыска

Условные обозначения: СО - углекислый газ, ТНС - углеводород, NMHC - летучие органические вещества, NOx - оксид азота, PM - взвешенные частицы.

По сравнению с ЕВРО-5 в новом стандарте ЕВРО-6 примерно на 67% снижено предельно допустимое значение твердых частиц в выхлопных газах грузовых автомобилей, а предельно допустимое значение выбросов оксида азота на 80%.

Для соответствия к предъявленным ЕВРО нормам, а также для компенсации недостатков, имеющиеся в конструкции двигателей, автопроизводители предпринимают меры по их совершенствованию. В частности, к таким мерам относится совершенствование газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания.

Главная функция распределительного вала – управления клапанным механизмом. Форма или профиль кулачков распределительного вала является основным фактором, определяющим рабочие характеристики двигателя [8].

Эффективное организация газообменного процесса в двигателе определяется через коэффициент наполнения двигателя, что обеспечить своевременное поступление горючей смеси и повысит коэффициент наполнения цилиндров.

Значение коэффициента наполнения зависит от давления воздуха или горючей смеси в конце процесса всасывания. Чем выше данный коэффициент тем выше коэффициент наполнения. Высокий коэффициент наполнения приводит к полному сгоранию горючей смеси и снижению уровня отравляющих газов.

Увеличение количества отработанных - остаточных газов в цилиндре, оказывает вредное влияние к коэффициенту наполнения цилиндра свежим зарядом. В результате снижается значение коэффициента наполнения цилиндра, ухудщая не только экологические показатели, но и технические.

Одним из путей обеспечения требуемого уровня газообменного процесса является увеличение числа клапанов и распределительного вала. Ниже в рисунках указаны практикуемые системы расположения клапанов.

Рисунок 2. Схема расположения клапанов в цилиндре

В целом, для соблюдения соответствия к ЕВРО нормам производителями используется инновационные технологии для ДВС и революционные решения в сфере нейтрализации отработавших газов. Со времени первого стандарта до момента введения ЕВРО-5 и -6 удалось добиться многократного снижения выброса вредных веществ, в том числе окиси углерода CO (угарного газа) – от 2,72 до 9,3 раза, оксидов азота (NOx) от 2,4 до 7,9 раза, взвешенных частиц – от 20 до 50 раз.

ЕВРО-6 направлен против вредоносного влияния на здоровье людей и окружающую среду дизельных двигателей, прежде всего против высокого уровня содержания оксидов азота, выбрасываемых в атмосферу при их работе.

Совершенствования газораспределительного механизма путем увеличения числа клапанов и распределительного вала имеют ряд преимущества и недостатков.

Увеличение числа клапанов благотворно влияет на процессы впуска свежего заряда, выпуска отработанных газов и увеличивает коэффициент наполнения цилиндра. Однако, увеличивает структурных элементов, способствует повышению общего веса двигателя, усложнению привода газораспределительного механизма, увеличению времени на техническое обслуживание и ремонта данного механизма, а также увеличивает цены силовой установки.

Список литературы

Холдерман Джеймс Д. и Митчелл Чейз Д. мл. Автомобильные двигатели. Теория и техническое обслуживание. / Москва 2006 г. 650 с., с ил.

Читайте также: