Проблема познаваемости мира критика агностицизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о возмож­ности познания мира, адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик изучаемого объекта выделяются пози­ции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Поскольку мир в той или иной мере доступен познанию, чело­век в состоянии иметь более или менее достоверные знания о нем. Однако этот тезис трактуется весьма неоднозначно. Одни фило­софы полагают, что границ познанию не существует, что человек в принципе может иметь верные сведения о любом явлении дей­ствительности – такую позицию называют гносеологическим оп­ тимизмом (ее придерживается, например, марксистская филосо­фия и классическая наука).

Другие считают, что познавательные возможности человека так или иначе ограничены, что есть сферы, недоступные человеческому знанию – эти взгляды характерны для гносеологического пессимизма. К нему относят, например, скеп­тицизм (от греч. скептикос – рассматривающий, исследующий) – направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания.

Еще в Древней Греции Гераклит утверждал, что “глаза и уши – фальшивые свидетельства”, Демокрит также подчеркивал, что “результаты ощущений темны”. Пиррон впервые придал сис­тематическую закономерную форму распространенным сомнени­ям в познавательной ценности чувственного познания. Он пропо­ведовал воздержание от суждения, ничего не называя ни прекрас­ным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.

К гносеологическому скептицизму Пиррон добавил моральный и логический скептицизм, заявив, что никогда не может быть раци­онального обоснования для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Скептики отрицали возможность достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования нравственных норм, показывая, что в одном месте нравственное признается таковым, а в другом нет.

Для более позднего скепти­цизма характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием которой считалась видимость: “Все лишь кажется”. Протагор (480-410 до н.э.), известнейший из софистов, утверждал: “Человек есть мера всех вещей”. С его точки зрения, невозможна общезначимая истина. Всякое мнение истин­но, и всякая истина есть чье-то мнение. По мнению Протагора, все относительно – любые знания, ценности, законы и обычаи.

Кроме античного скептицизма, известны и более поздние его формы, на­пример, просветительский, для которого характерна скептичес­кая установка по отношению к авторитету традиции (Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и другие) и пафос рационализма в отличие от античного скептицизма. Сомнения в достоверности человечес­кого познания повлияли на гносеологическую позицию Д. Юма, заложившего основы новоевропейского агностицизма.

Агностицизм (от греч. агностос – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть оконча­тельно решен вопрос об истинности познания действительности. Первоначальные формы агностицизма возникли в связи с обна­ружением изменчивости, относительности и несовершенства зна­ния.

Термин “агностицизм” был предложен в 1869 г. Т. Гекели, ко­торый рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто считал, что в объективную истинность ряда утверждений сле­дует верить даже в отсутствие логически удовлетворительных свидетельств опыта.

В наиболее последовательной форме агнос­тицизм проведен в философской системе английского философа Д. Юма (1711 —1776), который утверждал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а в соответствии с этим не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. И. Кант (1724-1804) показал, что чисто логическим путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания.

Он настаивал на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью (“вещь в себе”, то есть вещь, как она суще­ствует сама по себе, отлична от того, какой она является для нас в познании и недоступна ему; ни ощущения, ни понятия и сужде­ния не могут дать достоверного знания о “вещи в себе”, она не­познаваема).

В марксистской гносеологии, рассматривающей познание как момент общественно-исторической практики, раскрывается узость концептуальных и мировоззренческих оснований агнос­тицизма, подвергается критике принципиальное отгоражива­ние явления от того, что является, отсутствие историзма в оценке возможностей научного познания, а также сведение познания только к научному познанию, а науки – к опытному естествозна­нию.

И все же познание человеком того мира, в который его “забро­сили” эволюция Вселенной и собственная судьба, необходимо и возможно. Сама жизнь человечества, его история доказывают нам успешную адаптацию человека к реалиям бытия, их практическое преобразование и, следовательно, возможность обладания досто­верными знаниями о мире.

Вместе с тем каждому известно, что человек постоянно имеет дело не только со знанием, но и с незнанием, причем сфера после­днего, как это ни парадоксально, расширяется с ростом наших зна­ний о мире. Не случайно К. Поппер предлагает исходить в гносео­логии из двух основных тезисов: “мы знаем достаточно много” и “наше незнание безгранично”.

Поэтому уверенность человека в своих познавательных возможностях не должна приводить его в состояние “гносеологического восторга” – доля здорового скепти­цизма должна отрезвлять нас, способствовать критической оцен­ке собственных знаний.

Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. При этом процесс познания секретов бытия – неотъемлемая часть жизни человечества, его великая гордость и, часто, его великая печаль. О том, что такое знание, человек начал задумываться еще в древности. Со временем осознанная постановка данной проблемы нашла свое воплощение в философии. Со временем теория познания, или эпистемология, оформилась как один из фундаментальных разделов философского знания.

Главный вопрос философии можно рассматривать с двух сторон:

  • Его первая (онтологическая) сторона – что считается первичным, а что вторичным – материя или сознание?
  • Вторая (эпистемологическая) сторона – является ли содержание нашего сознания истинным отражением реальности или существует такое содержание, которое не может определяться внешним миром, иными словами, познаваем ли мир, и если да, то насколько и как?

Многочисленные философские системы по-своему решают проблему познаваемости мира. Объективный идеализм (Гегель, Платон и др.) положительно решает данную проблему. Это следует из его основной философской посылки: изначальная идентичность, составляющая основу мира, есть идентичность мысли и бытия. При этом мысль рассматривается не только как субъективная деятельность человека, но и как фундаментальный объективный принцип всего мира, независимый от человека. Мир в своей основе рационален и развивается по законам, заложенным в сознании. Понятно, что разум может познать его суть.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика агностицизма

Агностицизм на основании этимологии данного термина, долгое время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.

Известные последователи агностицизма:

  • И. Мюллер,
  • И. Кант,
  • А. Пуанкаре,
  • Г. Гельмгольц,
  • Т. Гекели,
  • Р.А. Вильсон,
  • Б. Рассел,
  • С. Вайнберг и др.

Они, несмотря на то, что были агностиками, личными усилиями добились больших успехов во многих областях научных исследований и внесли значительный вклад в развитие проблем научно-теоретического познания.

В чем суть агностицизма, в чем его определяющая характеристика? Этот термин был введен английским зоологом и соратником Чарльза Дарвина, профессором Т.Г. Гекели, в 1869 году. По определению, агностик – это человек, который отказался от веры в богов и убежден, что изначальное начало вещей неизвестно и не может быть известным. Он считал, что агностицизм помогает ограничить притязания на знание со стороны тех, кто хочет знать о мире больше, опираясь не только на свидетельства опыта и эмпирические знания. Современная философская литература определяет агностицизм как философскую концепцию, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и, в целом, о высших и абсолютных основаниях реальности, поскольку это непознаваемое, знание о котором, в принципе, не может быть убедительно подтверждено данными экспериментальной науки.

Виды агностицизма

В философии ХХ века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (когнитивные) корни агностицизма заключаются в том, что его представители абсолютизируют ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания, возникающие в процессе познания. Для агностиков процесс познания – это движение только относительных истин, в котором нет места абсолютной истине.

Иммануил Кант

Основной целью философии всегда было стремление понять, как устроен мир и какое место в нём занимает человек. При этом с античных времён мыслители задумывались о том, удастся ли человечеству когда-нибудь найти ответы на все вопросы, или же некоторые аспекты мироустройства так и останутся для нас непознанными. Ответа на этот вопрос мы пока не знаем, поэтому у каждой из версий есть свои сторонники.

Гносеологический пессимизм включает два направления:

  • агностицизм – философская концепция, согласно которой мир является непознаваемым для человека, поскольку некоторые знания для него недоступны и никогда не будут доступны;
  • скептицизм – концепция, подвергающая сомнению надёжность истины (то есть, саму возможность достоверно понимать, что реально, а что является вымыслом).

Сегодня мы поговорим об агностицизме. Мы подробно рассмотрим суть данного учения, историю его появления и развития, перечислим основных сторонников и детально разберём, чем оно отличается от скептицизма.

Что такое агностицизм?

Агностицизм – это философская концепция, отрицающая возможность абсолютного познания мира. По мнению агностиков, метафизическая сущность реальности принципиально непознаваема, поскольку недоступна и для эмпирического познания, и для опирающегося на него теоретического.

Согласно данной концепции, человеку недоступны достоверные и полные знания о первичной природе реальности, поскольку невозможно полностью изучить её, будучи её частью и находясь внутри. Такие мысли высказывали ещё античные философы. Так Протагор ещё в 5 веке до нашей эры высказал мысль о том, что мы не можем достоверно знать о существовании богов, поскольку это невозможно проверить.

Как самостоятельное направление агностицизм окончательно сформировался в 19 веке. Автором названия считается британский зоолог Томас Хаксли. В 1869 году он назвал этим словом позицию, которой должен придерживаться любой разумный человек в религиозной дискуссии. Этим он хотел подчеркнуть, что в спорах между религиозными людьми и атеистами обе стороны обычно демонстрируют предельную уверенность в своей точке зрения, несмотря на отсутствие удовлетворительных подтверждений.

Основные идеи агностицизма

Своим развитием агностицизм обязан большому числу мыслителей, развивавших и популяризировавших его идеи на протяжении многих столетий. Рассмотрим основные идеи агностицизма с привязкой к конкретным ученым и философам — тем, чей вклад привёл к формированию агностицизма в его современном виде:

Джордж Беркли

Джордж Беркли

При этом в сознании человека понимание окружающего мира присутствует лишь в той форме, в которой оно было воспринято. Следовательно, познание объективной реальности не может быть абсолютным, поскольку оно ограничено возможностями и искажено особенностями человеческого восприятия.

Дэвид Юм

Дэвид Юм

При этом он не призывает к тотальному скептицизму, а лишь показывает, что необходимо учитывать несовершенство доступных нам методов познания. Все знания достигаются за счёт эмпирического и теоретического познания. Иными словами, процесс познания всегда подразумевает некие предположения и допущения, многие из которых невозможно достоверно доказать или опровергнуть.

Иммануил Кант

Иммануил Кант

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер

Спенсер отмечает, что это является главным инструментом религий, которые используют всевозможные домыслы и иносказания, чтобы создать иллюзию понимания. При этом утверждения, постулируемые религией, невозможно проверить в силу всё тех же ограничений человеческого разума.

Таким образом, одно из ключевых утверждений агностицизма Спенсера состоит в том, что человек ничего не может знать достоверно о Боге и других сверхъестественных явлениях, которые невозможно изучить опытным путём.

Зарождение и развитие агностицизма

Как было отмечено выше, первые аргументы в пользу агностицизма высказывали ещё античные философы, приверженцы скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство имеющихся у человечества знаний, которые постоянно менялись и пересматривались. В связи с этим скептики отказывались считать истинными любые существующие знания, релятивизировали их (релятивизм — это философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.

В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не способен выйти за пределы собственного чувственного познания, а значит, и полное понимание объективной реальности ему недоступно.

Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и её познаваемости, который опубликовал в 1829 году Уильям Гамильтон. Впоследствии многие из мыслей, высказанных в этой работе, повторял один из главных представителей агностицизма Герберт Спенсер.

Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основываются на субъективном опыте. И знание, находящееся за пределами опыта, всегда будет оставаться для человека антиномичным (антиномия – ситуация, при которой два взаимно противоречащих утверждения выглядят одинаково обоснованными с точки зрения логики).

Отличия агностицизма от скептицизма

Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.

Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.

Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.

В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.

Заключение

Агностицизм представляет собой философскую концепцию, основной тезис которой гласит, что мир непознаваем для человеческого разума и люди не могут понять действительную природу реальности в силу ограниченности своего восприятия. Одно из ключевых утверждений заключается в том, что нам недоступно достоверное знание о существовании Бога. Иными словами, мы не можем ни утверждать, ни отрицать существование божественных проявлений.

В связи с этим агностицизм, в частности, отказывает любой религии в статусе достоверного знания. На протяжении многих веков это служило причиной жёсткой критики данной концепции. Однако и сегодня она продолжает существовать. При этом на данный момент сформировалось три ветви: философский, научный и религиозный агностицизм. Каждая из этих ветвей постулирует и аргументирует ограниченность возможностей познания в соответствующей области.

Проблема познаваемости мира в философии и основные направления гносеологии, понятия идеализма, скептицизма и сенсуализма в оценке человеческого мировоззрения. Агностицизм как направление теории познания и его разновидности, принципы юмизма и кантианства.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.06.2014
Размер файла 28,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сущность познаваемости мира. Агностицизм и его разновидности

Студент 1132 группы

Горбунова Елена Игоревна

Шлегель Светлана Владимировна

Содержание

1. Проблема познаваемости мира. Гносеология

1.1 Понятие познания, проблема познаваемости мира

1.2 Основные направления гносеологии

2. Агностицизм и его разновидности

На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения.

Следствием такого процесса было то, что в самом мировоззрении, в его структуре стал формироваться новый раздел, в котором рассматривались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и средства научного познания. Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания (или гносеология).

Традиционная трактовка этого вопроса сводится к исследованию проблемы, которая может быть сформулирована так: В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Как соотносятся наши мысли об окружающем мире к самому миру? Можем ли мы в наших представлениях сформировать истинное представление о реальности? Каков должен быть метод осознания такого представления? Иными словами, вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, прийти к верному пониманию их сущности, и проявлений сущности.

В гносеологии существует несколько направлений, представляющих разные точки зрения на познаваемость или непознаваемость мира.

Одним из направлений в гносеологии является агностицизм, возникший в конце XIX века. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.

Цель данной работы - рассмотрение проблемы познаваемости мира и агностицизма как одного из направлений гносеологии. В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие познание

2. Рассмотреть проблему познаваемости мира

3. Кратко рассмотреть основные направления гносеологии, в сущности противоположные агностицизму

4. Рассмотреть и изучить агностицизм и его разновидности

1. Проблема познаваемости мира. Гносеология

1.1 Понятие познания, проблема познаваемости мира

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание в целом - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Прежде гносеология должна дать представление о том, как идет движение человеческого познания от незнания к знанию, от неполного к более полному знанию, знание об оптимальной структуре (компонентах) и стратегиях познания, о реальном достижении истины конечного смысла всякого познания; дать убедительный ответ на вопрос о познаваемости мира.

Решение проблем теории познания связано с общим вопросом: познаваем ли мир? Вопрос о познаваемости мира - это вопрос о том, способен ли человек составить верную картину о вещах, способен ли его разум достигать объективных, истинных знаний о мире.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Существуют различные философские подходы к пониманию этой истины.

Следует отметить, что и решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта.

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она была центральной в Древней Греции, в Средние века и Новое время, особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн).

На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления.

1.2 Основные направления гносеологии

Одним из основных направлений гносеологии является гносеологический оптимизм (противоположность агностицизма, который будет рассмотрен позже). Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Среди них имеются представители идеализма и материализма, сенсуализма и рационализма и других философских направлений.

Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие - на обще значимость получаемых результатов, третьи - на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п. Данная позиция находится в полном соответствии со здравым смыслом, с точки зрения которого ближайшие сущности причины обыденных явлений познаваемы.

Сенсуалисты-идеалисты утверждали, что в мире для человека существует только то, что есть в его чувствах. Сами ж чувства не столько информируют человека о внешнем мире, сколько искажают его. В отличие от материалистов они утверждают, что чувства не связывают человека с миром, а разделяют с ним. Человек знает только свои чувства - и ничего больше, и у него нет, никаких средств узнать, какие именно стороны внешнего мира отражены в его сознании.

В истории развития гносеологии наряду с сенсуализмом имел и противоположный ему подход к решению гносеологических проблем. Он получил название рационализма. Его представители утверждают, что подлинную информацию об объективной действительности, верные знания об истине дают человеку не органы чувств, а исключительно разум. Они утверждают, что чувства нас или обманывают или же дают нам информацию о несущественных сторонах действительности, о вещах преходящих и единичных. Только интеллект, разум, предоставляет нам возможность постичь действительность в её адекватном содержании. Именно такие мысли развивали в своих произведениях такие философы-рационалисты, как Платон, Аристотель. Лейбниц, Кант, Гегель, различные школы позитивизма.

В оценке способностей человеческого познания в истории философской мысли, кроме изложенных выше, существовали и другие подходы к решению гносеологических проблем. Самые известные из них скептицизм и интуитивизм.

Все эти подходы имеют определённое теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания.

2. Агностицизм и его разновидности

Агностицизм возник в конце XIX века, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Агностицизм, наряду с рассмотренными выше, является направлением гносеологии. Агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Важно отметить, что агностические концепции появляются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но из столкновений человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером её отражения в сознании человека. Материальный объект и сознание человека постоянно изменяется.

1) отсутствия страдания

На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие.

В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма - юмизм (Д. Юм, 1711 - 1776) и кантианство (И. Кант, 1724 - 1804).

Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствие есть немало такого, чего нет в причине.

В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854 - 1912). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности.

Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но и не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов).

Заключение

философия гносеология агностицизм идеализм

В ходе работы над рефератом было рассмотрено понятие познания и проблема познаваемости мира, были изучены основные направления гносеологии. Подробно было рассмотрено и изучено такое направление теории познания как агностицизм, а также рассмотрены его разновидности.

Подобные документы

Основные вопросы теории познания. Истина как соответствие мысли и знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Агностицизм и скептицизм. Феноменальное и сущностное познание мира. Интуитивистская, прагматическая и религиозно-философская теории.

контрольная работа [29,2 K], добавлен 14.11.2010

Анализ проблемы познаваемости мира в истории философии: реализм, скептицизм, агностицизм. Многообразие форм знания и познавательной деятельности. Определение роли интуиции в познании как единстве рационального (разумного) и чувственного моментов.

презентация [7,9 M], добавлен 10.12.2015

Понятие гносеологии, познания и знания. Агностицизм как направление в гносеологии частично или полностью отрицающее возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания, его исследование учеными.

презентация [98,1 K], добавлен 29.09.2013

Основные решения проблемы познаваемости мира: гносеологический оптимизм и агностицизм. Гносеологические концепции, их сущность. Формы чувственного и рационального познания. Виды и критерии истины. Специфика научного и религиозного типов познания.

презентация [73,1 K], добавлен 08.01.2015

Изучение специфики познавательного отношения человека к окружающему миру, её природа и формы. Структура познавательного процесса и проблема познаваемости действительности в философии. Философская проблема истины, гносеологический оптимизм и скептицизм.

Читайте также: