Проблема перехода от тоталитаризма к демократии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Хотя идея демократии получила в современном мире широкое распространение и признание, в условиях этой формы правления живет все еще меньшинство населения земли. Во многих странах демократия служит лишь респектабельным фасадом преимущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются нежизнеспособными и терпят крах. Какие же факторы делают возможным переход к демократии и от чего зависит ее стабильность? Ответить на эти вопросы пытались многочисленные научные исследования, проведенные на Западе после второй мировой войны. Их авторы на основе сравнительного анализа большого статистического материала обнаружили целый ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и внешнеполитических предпосылок демократии.

Экономические предпосылки демократии

Одной из важнейших экономических предпосылок демократии является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Однако прямой причинной зависимости между уровнем экономического развития и демократией нет. Это доказывает целый ряд исторических фактов. Так, США перешли к демократии еще в XIX в. на преимущественно доиндустриальной стадии, В то же время, несмотря на относительно высокий промышленное развитие СССР, ГДР, Чехословакии, Южной Кореи, Бразилии и т.д., там вплоть до недавнего времени существовали тоталитарные или авторитарные режимы.

От индустриального развития зависит такая предпосылка демократии, как высокая степень урбанизации. Жители крупных городов более подготовлены к демократии, чем сельское население, которое отличается консерватизмом, приверженностью традиционным формам правления.

Еще одно важное условие демократии - развитость массовых коммуникаций, характеризующаяся распространением газет, радио и телевидения. СМИ помогают гражданам компетентно судить о политике: принятых решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т.д. В странах с большой территорией и высокой численностью населения без массовых коммуникаций демократия практически невозможна.

Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная конкурентная экономика. История не знает примеров существования демократии в государствах без рынка и частной собственности. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или партийно-государственного аппарата. Она обеспечивает автономию индивида, охраняет его от тоталитарного государственного контроля, стимулирует развитие у него таких необходимых для демократии качеств, как стремление к свободе, ответственность, предприимчивость. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия вполне совместима и со значительным развитием системы государственных предприятий и социального обеспечения.

Чаще всего исследователи говорят о важности развитой экономики. В ходе непосредственного функционирования последнего орудием легитимизации режима является национализм, связанный выдвижением и развитием тезисы о общенациональное единство. В ряде случаев, как правило, в условиях кризиса авторитарного правления, национализм выходит за рамки внутренней политики государства, превращается в средство внешнеполитической экспансии и одновременно имеет целью укрепить существенно пошатнулось легитимность системы.

Исторический опыт показывает, что на первоначальных этапах тоталитарные (особенно лево - тоталитарные, то есть коммунистические) и авторитарные политические системы могут обеспечить значительный экономический рост за счет или полный государственный контроль над экономикой (во всех социалистических странах), или высокой степени государственного регулирования экономики. С одной стороны, СССР и многих социалистических стран, а с другой стороны - такие страны, как Бразилия, Уругвай, Южная Корея, Тайвань и др., на определенных этапах тоталитарного и авторитарного правления достигли огромных экономических успехов за счет мобилизации ресурсов, контроля за стоимостью и ценой рабочей силы, государственного регулирования экспорта и импорта и т.д. В 70-е годы для нефтедобывающих стран третьего мира, а также СССР главную роль в экономическом развитии, и опосредованно в некотором укреплении легитимности режима сыграл и энергетический кризис и резкий подъем цен на нефть.

Однако во всех автократических государствах как левой, так и правой ориентации государственный или контроль государственное регулирование, что сыграли ранее определена положительная роль в экономическом развитии, постепенно исчерпали себя, приходя в противоречие с объективными потребностями рыночной экономики. Важным конкретным экономическим фактором было также и то, что нефтяной бум 70-х годов до середины 80-х годов сменился резким снижением мировых цен на нефть. Это не могло не отразиться негативно на экономическом положении ряда стран экспортеров нефти, в частности на бывшем СССР. Таким образом, предкризисные и кризисные процессы в экономике стран с автократическими режимами появились серьезной экономической предпосылкой кризиса их легитимности.

Многие исследователи отмечают очень тесная связь между уровнем экономического развития и демократией. Среди 24 государств, отнесенных в 1989 г. Всемирным банком в группу стран с высоким доходами (от 6 тыс. до 21 тысяч американских долларов в год), 20 прошлого демократическими, а из 42 стран с низкими доходами - от 130 (Эфиопия) до 450 (Либерия) американских долл. в год, только две страны (Индия и Шри-Ланка) имели опыт демократического развития.

Среди 53 стран со средним душевыми доходами (от 520 до 5810 долл. в год) 23 - были демократическими, пять стран находились в стадии перехода к демократии, а 25 - имели авторитарные политические системы (см.: Hantington, 1991, p. 45-46).

Соотношение между уровнем экономического развития и политических процессов свидетельствуют, что переход к демократии чаще всего происходит в странах со средним уровнем экономического развития, или в странах, которые приближаются к средньорозвинутих. И бурный экономический рост после второй мировой войны вплоть до середины 70-х годов, на который указывает С. Хантингтон, позволил многим государствам войти в группу стран со средними доходами, что косвенно создало благоприятные экономические условия для перехода к демократии и потенциально расширило социальную базу демократизации.

Более непосредственно экономическое развитие способствует изменениям в социальной структуре и ценностях, что в свою очередь служит предпосылкой демократизации.

Во-первых, уровень экономического благосостояния самого общества формирует такие ценности и установки самих граждан, что формирует развитие чувства межличностного доверия, удовлетворенности и компетентности, что в свою очередь в большей степени коррелируется именно с демократическими институтами.

Во-вторых, экономическое развитие ведет к росту уровня образованности в обществе. А это сопровождается все более критическим отношением к существующей политической системе, потребностью в индивидуальных волях - а, следовательно - и потребностью в демократизации.

В-третьих, экономическое развитие создает больше ресурсов для распределения среди различных социальных групп, что облегчает улаживания конфликтов и достижения компромиссов.

По-четвертых, интернационализация экономического развития способствует интеграции всех государств в мировой рынок торговли, инвестиций, технологий, туризма и коммуникаций. Включенность страны в систему мировых экономических связей нередко сопровождается неправильными контактами, что является существенным источником влияния на общество демократических идей, которые преобладают в индустриальном мире.

По-пятое, экономическое развитие ведет к росту среднего класса, что во всех странах составляет главную массовую опору и движущую силу процесса демократизации.

Социальные предпосылки демократии

Рыночная экономика лучше, чем командная хозяйственная система, обеспечивает создание такой важной предпосылки демократии, как относительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягчать социальные конфликты, легче достигать необходимого для демократии согласия.

Общественное богатство влияет на демократизацию общества в том случае, если способствует сглаживанию социального неравенства. Это - следующая предпосылка демократии. Доказано, что поляризация социального неравенства порождает острые политические конфликты, разрешение которых часто невозможно с помощью демократических институтов и методов. Поэтому поляризация общества на богатых и бедных - серьезное препятствие для демократии, хотя эта форма правления невозможна и при уравнительном распределении благ.

Для демократии наиболее благоприятная модель декомпозиции социального неравенства, что преобладает в современных индустриально развитых странах. Эта модель не допускает концентрации различных дефицитных благ (дохода, богатства, престижа, власти, образования и т.д.) в одной социальной группы (класса), а требует их рассредоточения в обществе так, чтобы индивид, имеющий низкий показатель в одном отношении (например, в доступе к власти), мог компенсировать себе это за счет владения другими благами (например высоким доходом и образованием). Такая структура социального неравенства препятствует статусной поляризации общества и возникновение массовых острых конфликтов.

Декомпозиция социального неравенства в значительной степени совпадает с такой общей предпосылкой демократии, как социальный плюрализм. Он означает многообразие социального состава населения, наличие в нем не относительно однородной, аморфной массы, а четко, что оформились классов, профессиональных, региональных, религиозных, культурных, этнических и других групп, которые обладают коллективным самосознанием. Такие группы сдерживают тенденцию к концентрации государственной власти, выступают противовесом силам, которые стремятся к ее монополизации, создают возможность установления эффективного контроля над властью. Социальный плюрализм характеризует развитость гражданского общества, его способность к формированию независимых от государства партий и групп интересов, то есть до политического плюрализма.

Кроме среднего класса опорой демократической формы правления - есть предприниматели - связана с рынком конкурентная буржуазия. Принципы плюралистической демократии вполне соответствуют ее образа действий и індивідуалістичному мировоззрения. Формирование демократии обычно идет успешнее в больших государствах с развитым внутренним рынком и конкурентным буржуазией. Страны же с односторонней, ориентированной на экспорт экономикой и сросшейся с государством монополістичною буржуазией более склонны к авторитаризму.

Общей предпосылкой демократии является грамотность населения, его образованность в целом. Очевидно, что от образованности прямо зависит компетентность политических суждений личности, ее интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувства собственного достоинства. Необразованный человек по сути стоит вне политики и вне демократией, является объектом манипулирования со стороны властей или других политических сил.

Наличие разнообразных экономических и социальных предпосылок не обязательно порождает демократическую форму правления. Однако переход к демократии возможен и наиболее вероятен в индустриально развитых странах с рыночной экономикой, сглаженным социальным неравенством и невысокой конфликтностью, многочисленным средним классом и влиятельной рыночной буржуазией, плюралістичною социальной структурой. И наоборот, в странах с большим количеством малообеспеченных людей, поляризацией в распределении доходов и имущества и, как следствие, с острыми социальными конфликтами демократия не будет эффективной и жизнестойко.

Политическая культура как предпосылка демократии

Влияние экономических и социальных факторов на государственный строй во многом опосредковується господствующей в обществе политической культурой. Она представляет собой менталитет, способы восприятия и осмысления политики, переделанный в человеческом сознании опыт людей, их установки и ценностные ориентации, характеризующие отношение граждан к власти.

Суть и влияние политической культуры на общество специально рассмотрены в главе 17. Применительно же к демократии следует отметить, что с ней совместим лишь определенный тип политической культуры, названий известными американскими политологами Габриэлем Алмондом и Сиднеем Вербой гражданской культурой. Они выделяют три основных типа политических культуры: патриархальную, для которой характерно ограничение политического горизонта людей их непосредственными, повседневными жизненными интересами, неосознанность последствий своего участия в политику, своей политической роли; підданську, при котором гражданин, хотя и может понимать цели и назначения политики, но чувствует и вести себя как исполнитель приказов политических лидеров, и активістську (политического участия), носители которой воспринимают себя самостоятельными активными участниками политического процесса, ясно осознают свои цели и пути их реализации.

Поэтому, во-вторых, результат демократизации не в меньшей, а может быть даже в большей степени, чем экономические реформы, зависит от изменений в политической культуре большинства граждан или общества, по крайней мере, его наиболее активной части.

Именно в рамках фазы привыкание к демократических процедур как значительная часть политической элиты (в том числе и часть тех ее представителей, что на предыдущих этапах выступали против установления демократических институтов), так и большинство рядовых граждан общества, постепенно проникается такими ценностями, как политическая конкуренция, что обуславливает для каждого свободу выбора, политический плюрализм, свобода слова, свобода передвижения и т.д.

На политическую культуру и поведение граждан большое влияние оказывает религия. Во многом формируя менталитет, наиболее глубокие структуры политического сознания и мировосприятия людей, религия может как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Благоприятное влияние на утверждение демократического правления сделал протестантизм с его установками на индивидуальную свободу и ответственность, равенство, трудолюбие, возражения церковной иерархии. Сегодня все страны с преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства.

Далеко не все религии стимулируют развитие демократии. Так, например, плохое совместим с ней ислам, особенно его идеи отрицания различий между политикой и религией, между духовным и светским жизнью. Ему далека сама проблема политического участия граждан. В общем плане демократии препятствуют религии и культуры, что не оставляют личностей свободного пространства и выбора и претендуют на совершенство и законченность, на религиозную регламентацию личной и общественной жизни, ее твердое подчинения конечным целям.

Что касается изменений в позиции римско-католической церкви, то этот фактор сыграл огромную роль главным образом в Латинской Америке и отчасти в Восточной Европе. Как известно, демократические идеи и демократическая практика вплоть до первой половины XX в., как правило, получили распространение именно в странах с господствующей протестантской религией. Католицизм же, особенно за пределами Европы, вполне уживался с авторитарным формам правления. Изменения позиции римско-католической церкви приходятся на 60-е годы и связанные с деятельностью папы Иоанна XXIII и решениями. Второго Ватиканского собора, в которых была подчеркнута необходимость социально-политических перемен в сторону демократизации и значение деятельности епископа в данной области. В последствии немалую роль в эволюции римско-католической церкви сыграли выступления их представителей - католического духовенства в странах Латинской Америки, вылившиеся в идейно-политическую доктрину теологии освобождения, а также важная роль католической церкви в Польше в борьбе за демократию.

Внешнеполитические предпосылки демократии

Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Однако возрастающее значение для нее имеет внешнее влияние. Оно проявляется двояко: через прямой военный, политический, экономический, культурно-информационный и другое влияние и посредством воздействия примера демократических государств. Как показала история, демократия может быть результатом не только внутреннего развития, но и следствием внешнего воздействия, в том числе за помощью в силу. В десятках бывших колоний демократические институты создавались под прямыми влиянием метрополий, а в отдельных государствах, например, в Доминиканской Республике и ФРГ, - после военной оккупации. Однако в случае привнесение извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки.

В общем плане процесса демократизации способствует соседство с влиятельными демократическими государствами и их разносторонней поддержкой. Однако далеко не всегда помощь со стороны таких стран бывает значительной и бескорыстной, тем более, если речь идет о больших государства - бывших конкурентах и потенциальных конкурентах.

Одним из важных внешних факторов являются международные политико-коммуникационные связи, вытекающие из высокого современного уровня развития глобальных информационных систем. В результате все больше представителей среднего класса, главным образом интеллигенции, проникается такими ценностями демократии, как индивидуальные свободы, право на политическое участие, право на инакомыслие и т.д. Все это, наряду с другими внутренними факторами, расширяет социальную базу оппозиции автократичному режима.

Необходимо, однако, учитывать, что внешние факторы сами по себе не могут только способствовать росту демократического самосознания, что в свою очередь ведет к расширению количества субъектов демократического процесса.

В сочетании с внутренними кризисными процессами они могут лишь сыграть роль катализатора на начальном этапе процесса демократизации. Поэтому, несмотря на важность внешних предпосылок перехода к демократии, их не следует преувеличивать.

В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам нашего столетия. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Существуют также проблемы, теоретические выводы о развитии которых претерпели существенные изменения. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных режимов в демократические. В 70-х годах ученые сделали вывод, что тоталитарный режим не способен меняться, что его можно уничтожить лишь извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства обречены на гибель [4] .

В различных странах процесс перехода к демократии специфичен, тем не менее, есть и некоторые общие черты. Один из теоретиков и политических руководителей процессов демократизации в Испании Ф. Гонсалес отмечает следующие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов общества к соглашению, к договоренности [5] .

Начало в обществе политического кризиса – еще одна из существенных общих черт процесса перехода к демократии. Кризисная ситуация является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам.

Если же речь идет об эволюционном переходе, то наличие культурно-политических предпосылок также немаловажно. Традиционное уважение воли большинства и вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами защищать свои интересы, выражать свою волю.

С политическим национальным кризисом общество может покончить при условии осуществления качественных изменений системы, а не отдельных частичных перемен и уступок со стороны устаревшего режима. Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширения (или установления) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, - таково главное содержание политического перехода к демократии. В этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим.

Конкретные особенности, как политического национального кризиса, так и реформаторского процесса определяются спецификой общественно-политической ситуации. При тоталитарном режиме государство поглощает гражданское общество. Оно стремится контролировать все стороны жизни людей. Большое различие политических процессов имеет место в тех странах, где утверждение демократических режимов связано со сменой социально-экономических систем.

Задача демократизации, проведения политических и экономических реформ решается каждый раз по-разному. Поэтому в политической науке выделяются несколько способов политического перехода. Для каждого перехода характерны свои особенности взаимоотношения.

Во-первых, пактовый переход, элитный в своей основе, он не навязывается одной из группировок политической элиты, а выступает как результат многостороннего элитного соглашения. В качестве примеров такого перехода можно привести Испанию, Колумбию, Венесуэлу [6] .

Следующая разновидность- это, так называемые, навязанные переходы. Их отличительная особенность заключается в ярко выраженном элитном характере, причем элита принимает решение о начале перехода в одностороннем порядке, без решающего давления со стороны оппозиции. В Советском Союзе и Турции переход начался похожим образом [7] .

Третий вид перехода — реформа, на протяжении которой активными участниками политического процесса наряду с элитами выступают массы. В данном случае мобилизация масс ведет к компромиссному соглашению с правящей элитой без использования насилия с той или иной стороны. Подобным образом политический переход осуществлялся в Польше, Чехословакии, Югославии [8] .

И наконец, четвертый вид перехода представляет собой революцию, т.е. насильственное ниспровержение прежнего авторитарного режима с активным участием массовых социальных слоев. В данном случае наиболее характерными примерами являются переходы, осуществлявшиеся в Румынии, Албании и в августе 1991 года — в СССР [9] .

Эти переходы редко могут быть однозначно классифицированы как пактовые, навязанные, реформистские или революционные. Чаще всего переход является смешанным, сочетая в себе различные, порой трудносовмещающиеся элементы. Один из примеров — демократический переход в Советском Союзе. Начавшись как навязанный, инициированный реформистской частью правящего класса, данный переход постепенно приобрел качественно иную, революционную динамику, миновав на своем пути более умеренные пактовые и реформистские альтернативы [10] . [ Теория государства и права / Отв. Ред. В. М. Корельский и В. Д. Перевалов. М.: Наука, 2000.]

Необходимо подчеркнуть, что навязанные и, особенно, пактовые переходы осуществляются в условиях, когда правительство обладает достаточным авторитетом. Это важнейшее их отличие от переходов реформистского и революционного характера. Обладающее авторитетом правительство может быть коммунистическим (Венгрия), военным (Турция, Пакистан), расово-олигархическим (Южная Африка) или режимом личной власти (Испания, Чили), но оно должно осознавать необходимость перемен и обладать достаточными ресурсами [11] .

Однако навязанные переходы чаще всего менее прочны, чем пактовые, ибо оставляют без внимания достаточно мощный деструктивный потенциал, сосредоточенный в консервативной части элиты. Вместе с тем, в политической практике может возникать ситуация, когда переход не может начаться иначе, чем навязанный.

Реформистский переход в ряде своих характеристик больше напоминает пактовый, чем революционный: компромисс, несмотря на использование оппозицией опоры на политическую мобилизацию масс, является здесь все же преобладающей характеристикой. В отличие от революционного перехода, здесь существуют и взаимно признаются определенные правила политической игры — прежняя элита уступает власть пусть и не в результате переговоров, но добровольно, на основании состоявшихся выборов. Оппозиция, невзирая на традиционализм отстаиваемых ею позиций, признается и рассматривается как полноценный участник политического процесса.

Но, какими бы путями ни происходила трансформация тоталитарных режимов в демократические, перед ними неизбежно встают следующие проблемы. Во-первых, это проблема экономическая, связанная с постепенным вхождением в систему новых хозяйственных отношений. Во-вторых, это проблема социальная, требующая от реформаторов всестороннего учета социально-групповых, этнических, национальных и прочих интересов людей. В-третьих, проблема государственно-правовая, заключающаяся в разумном разделении власти, как по вертикали, так и по горизонтали. И, в-четвертых, проблема теоретико-идеологическая, суть которой состоит не только в готовности организованных сил разрушить старую общественную систему, но и в умении построить новую систему, основанную на исторической преемственности и творческом развитии.

Важно, что в политической жизни общества демократия, независимо каким путем к ней пришли, была и остается высшим типом политического режима, так как она характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Каждая отдельная личность или коллектив должны уважать мнения и желания окружающих, терпимо относиться к различиям, существующим между людьми, признавать другие, отличные от собственных позиций, взгляды, точки зрения. Демократия – это не раз и навсегда установленная система. Это механизм, создающий возможность посредством споров и дискуссий совершенствовать общество, выявлять противоречия, неизменно в нем существующие, и преодолевать их.

Сегодня, когда международная ситуация формируется, прежде всего, под влиянием распада коммунистических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе, проблемы политического перехода все заметнее выдвигаются в центр внимания политологии.

рании • тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установ-ление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.

Следует отметить, что ни в одной стране переход от традиционных абсолютистско-олигархических систем к демократии не был безболезненным. В этом отношении больше повезло Великобритании, странам Северной Европы, Голландии, в которых все необходимые процессы утверждения основных демократических ценностей и институтов происходили в течение нескольких столетий. В Великобритании, например, борьба за защиту индивидуальных прав граждан и общества от произвольного вмешательства королевской власти велась, по меньшей мере, с XII в. Английская “Славная революция” (конец XVII в.), оповестившая об окончательной победе гражданского общества и провозгласившая торжество принципов либеральной демократии, поставила в процессе демократических преобразований последнюю точку.

Попытки во Франции сразу реализовать на практике некую абстрактно-рассудочную схему организации общества и немедленно добиться счастья и свободы для всех, после революции XVIII в. обернулись прямо противоположными результатами. Переход Франции к демократической политической системе, начатый революцией 1789 г., продолжался вплоть до начала 80-х гг. XX в. За эти два столетия Франция пережила неисчислимое количество революций, диктатур, охлократий, смен различных монархических форм правления на республиканские и обратно. Эти 200 лет ушли на то, чтобы подготовить к демократии социально-классовую структуру, национальный характер, преобразовать обычаи и традиции, выработать соответствующую политическую культуру.

“Золотой закон” Токвиля вполне применим и к анализу российской истории: так, в течение нескольких месяцев 1917 г. Россия перешла от автократии к демократии, затем к охлократии, а после нескольких лет разгула охлократической вакханалии в стране воцарилась жесточайшая тирания.

В 70-90-е гг. XX в. резко возрос интерес к проблемам перехода от различных форм диктатуры (авторитаризма и тоталитаризма) Демократии. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Португалии, Испании, Греции, Восточной Европе,

России и др. Политологами разрабатывается теория перехода от авторитаризма к демократии (теория редемократизации). При этом внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях перехода.

В современной политологической литературе выделяются следующие пути перехода к демократии:

а) эволюционный (“трансформация”) - Испания;

б) революционный (“замена” или крах старого режима)Португалия;

в) военное завоевание - Германия, Япония.

С. Хантингтон характеризует три модели перехода от авторитаризма к демократии:

1) классическая линейная модель демократизации (Великобритания, Швеция) предусматривает постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затемправа политические и значительно позднее - социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролируетправительство;




2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки,Азии и Африки) предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношениик демократии политической элиты; в этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируютвласть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модельсвидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылокдемократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре;

3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция) каки модель циклическая характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднегокласса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.

Обобщенная логика перехода к демократии могла бы основываться на двух моделях, различие которых состоит в наличии или отсутствии консенсуса между реформаторами и умеренными сторонниками старой системы.

Первая модель (“кооперативная”) обладает сущностным потенциалом демократизма. Она предполагает:

1) постепенную и последовательную либерализацию политического режима;

2) аккуратный и контролируемый демонтаж ряда отживших институтов прежней системы при разумном воспроизведении сохранивших право на жизнь старых и конституировании новых демократических институтов;

3) ресоциализацию населения.

Вторая модель (“конкурентная”) включает:

1) резкую либерализацию;

2) распад прежней демократической системы;

3) попытки внедрения новых демократических институтов любойценой, нередко вопреки сопротивлению как сверху, так и снизу.

Подобная модель трансформации отличается ускоренной и часто поверхностной либерализацией и быстрым проведением демократических выборов, в результате которых старая элита отстраняется от власти. Вследствие непрочности новых политических институтов вероятны попытки реставрации недемократического режима, иногда даже в более жесткой форме.

В зависимости от целей и ресурсов конкретных политических сил и структуры возникающих конфликтов А. Пшеворский в книге “Демократия и рынок” анализирует пять возможных исходов переходного периода:

1) структура конфликтов такова, что ни один демократическийинститут не может утвердиться, и политические силы начинают бо->оться за новую диктатуру;

2) структура конфликтов такова, что ни один демократическийнститут не может утвердиться, и все же политические силы соглашаются на демократию как на временное решение;

3) структура конфликтов такова, что если бы были введены отдельные демократические институты, они могли бы сохранитьсяоднако соперничающие политические силы борются за установление диктатуры;

4) структура конфликтов такова, что в случае введения некоторых демократических институтов они могли бы выжить, однако соперничающие политические силы соглашаются на нежизнеспособную институциональную структуру;

5) структура конфликтов такова, что некоторые демократические институты могли бы сохраниться, и когда их вводят, они действительно оказываются прочными.

Можно выделить следующие этапы реализации пятого варианта перехода от авторитаризма к демократии:

а) кризис авторитарного режима и его либерализация;

6) установление демократии;в) консолидация демократии.

Кризис авторитарного режима и его либерализация. Кризис диктатуры может быть вызван обстоятельствами внутри- и внешнеполитического порядка. Кризис институтов авторитарного государства связан прежде всего с несовершенством института преемственности, проблемы преемственности. Как известно, авторитарная политическая система строится таким образом, что процесс принятия решений замыкается на одном человеке • диктаторе, лидере военной хунты, партии и т.п., отсутствует четкая институци-онализация и регламентация политического процесса. Система институтов носит вторичный характер. Слабость институциональной системы становится очевидной после смерти диктатора.

Ослабление или потеря режимом легитимности является важной составляющей его политического кризиса. Снижение легитимности происходит не только на уровне масс, но и на уровне элит. В правящей элите возникают различные течения. Условно эти течения могут быть разделены на две группы. Сторонники “жесткой линии” считают необходимым повысить сплоченность правят^ элиты путем возврата к фундаментальным ценностям режима. ecjii это невозможно, то положение может спасти перехват власти

одним из компонентов правящего блока (как правило, армиеР Сторонники “мягкой линии” считают такое решение опасным дя5 режима, они видят выход в приспособлении режима к изменившим-

ся обстоятельствам путем его контролируемой либерализации -предоставления гражданам некоторых прав и свобод, перехода к “ограниченной демократии”. Переход обычно начинается тогда, когда верх в элите берут сторонники “мягкой линии”, начинающие либерализацию.

Оживление гражданского общества является одним из неизбежных последствий начала либерализации. В короткое время возникают студенческие ассоциации, профессиональные союзы, протопартии. Идет поиск новых идеалов и политических идентичностей. Начинает формироваться открытая политическая оппозиция режиму.

Союзы с оппозицией означают возникновение в политической системе важных предпосылок демократизации. Авторитарная элита окончательно распадается, в политический процесс включаются и неавторитарные силы. Это ведет к появлению элементов конкуренции. Осуществляемая на этом этапе реформа политической системы носит ограниченный характер. Правящая элита идет на признание демократической конкуренции, но одновременно стремится гарантировать сохранение за собой контроля над государственной властью. Для этого используются многоступенчатые выборы, назначение части депутатов сверху, мажоритарный способ голосования. В результате либерализации возникает так называемая “опекунская демократия”, т.е. режим с конкурентными, формально демократическими институтами, находящимися под опекой аппарата.

Рано или поздно наступает такой момент, когда возросшая политическая активность и усиление оппозиции приводят к тому, что никакие внутренние “предохранители” уже не позволяют полностью контролировать сверху результаты политической борьбы. Общество вступает в этап установления демократического политического режима.

Установление демократии. Двумя основными процессами установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы и институционализация демократических механизмов государственной власти.

Формирование конкурентной партийной системы начинается в

процессе подготовки и проведения первых свободных выборов.

Двойственная природа партий (с одной стороны, они - институци-

нальные силы, участвующие в принятии политических решений, а

Другой - социально-политические, мобилизующие граждан) по-

зволяет им служить связующим звеном между государством и гражданским обществом, создавать прямые и обратные связи в политической системе, во многом определяющие ее прочность. Инструментом влияния на форму партийной системы выступает избирательный закон.

Соотношение между исполнительной и законодательной властью - один из основных вопросов на этапе установления демократии. Фактически же, главный вопрос это определение объема полномочий исполнительной власти. Исполнительные органы должны обладать значительной независимостью от законодательных. Значительной, но не чрезмерной, иначе опять возрастет опасность возврата к авторитаризму.

При становлении демократии большое значение имеет процедура разработки конституции. Оптимальным вариантом является достижение консенсуса по основным институциональным вопросам. Консолидация демократии. Для долговременной стабильности и легитимности демократического режима в обществе, пережившем диктатуру, большое значение имеет не только форма возникающих институтов и структур, но и то, как пройдет период консолидации демократии, т.е. адаптации общества к новому политическому механизму.

На этом этапе возникает проблема “перехода лояльности”. Следует учитывать, что демократические механизмы начинают действовать не в вакууме, а в обществе, где сохранились прежние группы интересов и люди, приверженные авторитаризму или просто удовлетворенные тем, как защищались их интересы старыми структурами. Перед демократией встает проблема учета этих интересов в процессе замены авторитарных структур. Она фокусируется в “дилемме палача” (как поступить с лидерами авторитарного режима?) и “проблеме преторианства” (решение достигается ограничением вмешательства военных в политику путем создания профессиональной армии для того, чтобы избежать военных переворотов). Не менее важна и проблема обеспечения лояльности политической оппозиции.

Актуален и вопрос о легитимации нового режима на уровне масс, во многом зависящий от эффективности действий демократическо го правительства. “Революция растущих ожиданий” ставит правр тельство в жесткие временные рамки: оно должно доказать свор

эффективность до того, как наступит массовое разочарование в новом режиме. Таким образом, в первую очередь осуществляются реформы, которые:

а) не требуют больших затрат;

б) создают больше сторонников, чем противников режима;

в) дают быстрый эффект.

Следует подчеркнуть, что зрелая демократия возникает не сразу, а через одно-два поколения, когда происходят существенные изменения в политической культуре и приверженность демократическому способу урегулирования конфликтов приобретает силу традиции. Попытка проведения реформ без учета исторических предпосылок, существующей социально-экономической структуры, степени плюрализма субкультур, политической культуры разных слоев общества ведет к дискредитации правительства и затрудняет легитимацию демократии.

Обеспечение лояльности демократии основных групп интересов и возникновение лояльной политической оппозиции позволяет “запустить” демократический механизм, созданный на этапе установления демократии, наполняет реальным содержанием деятельность институтов демократии. Таким образом, преодолевается институциональный кризис, который был одной из основных причин начала крушения авторитаризма. Легитимация нового режима позволяет восстановить эффективность политической системы и долговременную политическую стабильность. Переходный период от авторитаризма к демократии завершается.

Третья волна демократизации. Концепция “третьей волны Демократизации” была разработана не без очевидного влияния известной книги А. Тоффлера “Третья волна”, посвященной переменам во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революций. Среди исследователей третьей волны демократизации следует особо выделить Сэмюэла Хантингтона. Его статья “Демократическая третья волна”, опубликованная весной 1991 г. в “Демократическом журнале”, и книга “Третья волна: Демократизация в конце XX столетия” (1991) вызвали особый интерес у исследователей, так как включали проблему демократизации 70-80-х гг. в широкий исторический и социальный

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической.

Переход от тоталитаризма к демократии в России на рубеже XX – XXI вв. был предрешен развитием как социально-экономических тенденций, так и политических трансформаций в российском обществе.

Данный переход от бывшего тоталитарного режима в русло демократических основ для России имеет свои специфические особенности.

экономика страны, производственная, культурная, научная сферы уже нуждались в немедленной интеграции в мировую практическую базу новых разработок и форм сотрудничества.

Демократический путь развития стране позволил беспрепятственно общаться и быть признанной на европейском континенте. Инвестиции в экономику нашей страны западных государств позволили России более тесно сотрудничать со своими западными соседями, а не наводить недоразумение и страх тоталитарными установками и непризнанием мировых ценностей в силу тогда действующей коммунистической идеологии.

Избирательные системы и избирательные компании в демократическом обществе.

Избирательная система- это порядок выборов в представительные учреждения и выбор должностных лиц, а так же определение результатов голосования.

Избирательное право: активное( избирать) и пассивное( быть выбранным)

Избирательный процесс: подготовленные, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация и финансирование выборов, голосование, подведение итогов.

Типы избирательных систем.

· По избирательным округам ( от каждого округа избирается 1 человек)

· Избирается 1 человек ( избиратели голосуют за конкретную личность)

· Избранным считается тот, кто набрал большинство голосов(абсолютного большинства 50%+1 голос; относительного большинства)

· Возможен повтор выборов( проходят 2 лидера голосования)

Плюсы: возникают связи между кандидатом и избирателем, возможно их личное знакомство.

Минусы: отданные за не победивших голоса пропадают, победитель имеет поддержку меньшинства

· Территория- единый округ

· Политические партии выдвигают своих кандидатов

· Сколько процентов получили, столько мест в парламенте

Плюсы: справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте.

Минусы: неудобна для многопартийных стран, избиратель выбирает абстрактных лиц.

Смешанная система представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Группы интересов. Лоббизм

Группы интересов - это объединения индивидов на основе интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Под артикуляцией интересов понимается преобразование социальных чувств, эмоций, ожиданий в рационально сформулированные политические требования. Агрегирование интересов означает согласование различных потребностей и требований, их иерархизацию и выработку общегрупповых целей. Информативная функция выражается в доведении до органов власти информации о проблемах, целях и интересах соответствующих групп. Поскольку группы интересов продвигают своих представителей в органы власти, то следующая их функция - формирование политических элит.

Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили на звание лоббизма.

• лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);

• региональное лоббирование -- воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.

Проблемы становления демократии в России:

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической.

Переход от тоталитаризма к демократии в России на рубеже XX – XXI вв. был предрешен развитием как социально-экономических тенденций, так и политических трансформаций в российском обществе.

Данный переход от бывшего тоталитарного режима в русло демократических основ для России имеет свои специфические особенности.

экономика страны, производственная, культурная, научная сферы уже нуждались в немедленной интеграции в мировую практическую базу новых разработок и форм сотрудничества.

Демократический путь развития стране позволил беспрепятственно общаться и быть признанной на европейском континенте. Инвестиции в экономику нашей страны западных государств позволили России более тесно сотрудничать со своими западными соседями, а не наводить недоразумение и страх тоталитарными установками и непризнанием мировых ценностей в силу тогда действующей коммунистической идеологии.

Избирательные системы и избирательные компании в демократическом обществе.

Избирательная система- это порядок выборов в представительные учреждения и выбор должностных лиц, а так же определение результатов голосования.

Избирательное право: активное( избирать) и пассивное( быть выбранным)

Избирательный процесс: подготовленные, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация и финансирование выборов, голосование, подведение итогов.

Типы избирательных систем.

· По избирательным округам ( от каждого округа избирается 1 человек)

· Избирается 1 человек ( избиратели голосуют за конкретную личность)

· Избранным считается тот, кто набрал большинство голосов(абсолютного большинства 50%+1 голос; относительного большинства)

· Возможен повтор выборов( проходят 2 лидера голосования)

Плюсы: возникают связи между кандидатом и избирателем, возможно их личное знакомство.

Минусы: отданные за не победивших голоса пропадают, победитель имеет поддержку меньшинства

· Территория- единый округ

· Политические партии выдвигают своих кандидатов

· Сколько процентов получили, столько мест в парламенте

Плюсы: справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте.

Минусы: неудобна для многопартийных стран, избиратель выбирает абстрактных лиц.

Смешанная система представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Группы интересов. Лоббизм

Группы интересов - это объединения индивидов на основе интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Под артикуляцией интересов понимается преобразование социальных чувств, эмоций, ожиданий в рационально сформулированные политические требования. Агрегирование интересов означает согласование различных потребностей и требований, их иерархизацию и выработку общегрупповых целей. Информативная функция выражается в доведении до органов власти информации о проблемах, целях и интересах соответствующих групп. Поскольку группы интересов продвигают своих представителей в органы власти, то следующая их функция - формирование политических элит.

Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили на звание лоббизма.

• лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);

• региональное лоббирование -- воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: