Проблема неосознаваемых психических явлений кратко

Обновлено: 30.06.2024

Осознаваемые психические процессы

Осознаваемые психические процессы — это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.

Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована ученые до конца не выяснили.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

  • познавательные процессы
  • эмоциональные процессы
  • волевые процессы

К познавательным относят:

  • ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира)
  • представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта)
  • восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности)
  • память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний)
  • воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее)
  • мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания)
  • внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире)
  • речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека)
  • рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.)

Готовые работы на аналогичную тему

В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

  • эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях)
  • чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам)
  • аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом)
  • стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим.

Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

  • борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью)
  • принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора)
  • целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точи зрения последующего результата)

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.

Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Эта группа так же делится на:

  • первичные автоматизмы
  • автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие. Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

  • моторная установка
  • умственная установка
  • перцептивная установка

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

2. Неосознаваемые автоматизмы (навыки и др. автоматизмы).

3. Явления неосознаваемой установки. (Узнадзе).

4. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий (идеомоторные акты).

5. Неосознаваемые побудители сознательных действий (Фрейд).

6. Надсознательные процессы.

ЛИТЕРАТУРА.

Ввел понятие о бессознательной психике Лейбниц Готфрид (1646 - 1716)

Основные понятия. Понятие бессознательного. Проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

Краткое содержание.

Неосознаваемые механизмы и действия. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Концепция неосознаваемой установки Д. Н. Узнадзе. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследований.

Неосознаваемые побудители сознательныхдействий. Исследования неосознаваемых процессов 3. Фрейдом. Теория бессознательного Механизмы вытеснения и сопротивления Значение теории 3. Фрейда для лечения невротических симптомов.

Надсознательные процессы.Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.

вопрос. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов.

Мы рассматривали проблему возникновения и развития сознания как высшей формы психического отражения объективной реальности. Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом.

Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучать в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые и отечественные и зарубежные. Исследовали бессознательное психическое:

Бассин Филипп Вениаминович (1905 - 1992), российский клинический психолог и нейрофизиолог, начинал работу в харьковском психоневрологическом институте, являлся организатором первого Международного симпозиума по проблеме бессознательного в Тбилиси– установка и бессознательное.

Грузинская психологическая школа представлена именами ученых, внесших огромный вклад в изучение проблем бесоознательного:

Григолава Владимир Владимирович (1920 - 1987), грузинский психолог, ученик Д.Н.Узнадзе, экспериментальные исследования были посвящены разработке проблем природы бессознательного и его роли в формировании и направленности поведения человека – природа бессознательного




Прангишвили Александр Северьянович (1909 - 1984), грузинский психолог, являлся одним из инициаторов проведения регулярных конференций психологов республик Закавказья, а также Международного совещания по проблемам установки и бессознательного психического – бессознательные психические явления

Шерозия Аполлон Епифанович (1927 - 1981), грузинский философ и психолог, специалист в области проблем бессознательного психического – психика, сознание, бессознательное

В зарубежной психологии:

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939), австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа – бессознательное ядро психической жизни, образуемое мощными влечениями.

Но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель нашей лекции заключается в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых психических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией проявлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

ТЕМА 6. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕСЫ ПСИХИКИ

ПЛАН.

1. Классификация неосознаваемых процессов.

2. Неосознаваемые автоматизмы (навыки и др. автоматизмы).

3. Явления неосознаваемой установки. (Узнадзе).

4. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий (идеомоторные акты).

5. Неосознаваемые побудители сознательных действий (Фрейд).

6. Надсознательные процессы.

ЛИТЕРАТУРА.

Ввел понятие о бессознательной психике Лейбниц Готфрид (1646 - 1716)

Основные понятия. Понятие бессознательного. Проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

Краткое содержание.

Неосознаваемые механизмы и действия. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Концепция неосознаваемой установки Д. Н. Узнадзе. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследований.

Неосознаваемые побудители сознательныхдействий. Исследования неосознаваемых процессов 3. Фрейдом. Теория бессознательного Механизмы вытеснения и сопротивления Значение теории 3. Фрейда для лечения невротических симптомов.

Надсознательные процессы.Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.

вопрос. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов.

Мы рассматривали проблему возникновения и развития сознания как высшей формы психического отражения объективной реальности. Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом.

Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучать в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые и отечественные и зарубежные. Исследовали бессознательное психическое:

Бассин Филипп Вениаминович (1905 - 1992), российский клинический психолог и нейрофизиолог, начинал работу в харьковском психоневрологическом институте, являлся организатором первого Международного симпозиума по проблеме бессознательного в Тбилиси– установка и бессознательное.

Грузинская психологическая школа представлена именами ученых, внесших огромный вклад в изучение проблем бесоознательного:

Григолава Владимир Владимирович (1920 - 1987), грузинский психолог, ученик Д.Н.Узнадзе, экспериментальные исследования были посвящены разработке проблем природы бессознательного и его роли в формировании и направленности поведения человека – природа бессознательного

Прангишвили Александр Северьянович (1909 - 1984), грузинский психолог, являлся одним из инициаторов проведения регулярных конференций психологов республик Закавказья, а также Международного совещания по проблемам установки и бессознательного психического – бессознательные психические явления

Шерозия Аполлон Епифанович (1927 - 1981), грузинский философ и психолог, специалист в области проблем бессознательного психического – психика, сознание, бессознательное

В зарубежной психологии:

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939), австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа – бессознательное ядро психической жизни, образуемое мощными влечениями.

Но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель нашей лекции заключается в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых психических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией проявлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

· неосознаваемые механизмы сознательных действий,

· неосознаваемые побудители сознательных действий,

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:

· явления неосознаваемой установки;

· неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

ü одни процессы никогда не осознавались - группа первичных автоматизмов или автоматические действия - действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое;

ü другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании - группа автоматизированных действий или навыков. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т.е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с простого — с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

Но. Контроль за деятельностью остается.

Дело в том, что поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно, можно выделить:

ü фокус сознания,

ü границу, за которой начинается область бессознательного.

При выполнении какой-либо деятельности часть действий, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного.

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.

В советской психологии большой вклад в разработку теории навыка внес известный отечественный ученый Н.А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой вопрос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки.

Неосознаваемые установки. В отечественной психологии существовало целое направление, созданное основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе(1886-1950), который многие годы разрабатывал теорию установки

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. В этом определении делается упор на готовность к действию или реагированию.

Существуют различные виды установки:

ü моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;

ü умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам способов;

ü перцептивная установка — готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т.д.

Например, широко известен проводимый среди детей дошкольного возраста опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с одной стороны тарелки обильно посыпается солью. Детям дают ее пробовать, причем, первым шести-семи испытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему — соленую. Под воздействием мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последний уверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равно говорит, что каша сладкая. Чем это объяснить? С одной стороны, боязнью выглядеть не так, как все, а с другой — тем, что в процессе проведения эксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в его сознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все это говорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, что каша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповой установке, все равно говорит, что каша сладкая.

Осознаваемая установка - испытуемый, в определенной степени осознанно, дает неверный ответ.

Неосознаваемая установка.

В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым.

1.Экстрасенсорное восприятие, которое выражается в возникновении реакции на внешние стимулы без всякого известного чувственного контакта:

· телепатия, т. е. передача мысли от одного человека к другому без посредства какого-либо из известных каналов сенсорной коммуникации;

· ясновидение, которое заключается в восприятии объектов или событий, не создающих стимулов для известных органов чувств;

· предсказание, или восприятие будущего события, которое невозможно предвидеть, исходя из любого известного процесса вывода.

2. Психокинез, который предполагает мысленное влияние на физические события без применения какой-либо известной физической силы.

Как психологу относиться к парапсихологическим явлениям? Вероятно, надо исходить из того, что в настоящее время нет какой-то общей точки зрения. Это связано с отсутствием глубоких экспериментальных исследований. Современной науке известны лишь несколько научных попыток экспериментального исследования подобных явлений.

и свободных ассоциациях. По завершении сеанса получателю предъявляют четыре стимула, один из которых — целевой, и просят оценить степень, с которой каждый из них соответствует образам и ассоциациям, переживавшимся им во время сеанса с пустым полем. Результат эксперимента считается положительным, если получатель присваивает наивысший ранг целевому стимулу.

Анализ результатов свидетельствует, что совпадение стимулов получателя и отправителя происходит в 38 % случаев. С точки зрения статистики это очень незначительная величина, чтобы судить однозначно о существовании парапсихологических явлений. В то же время, поскольку получатель осуществляет выбор из четырех предметов, это количество совпадений не может расцениваться как случайное, так как оно выше вероятности случайного выбора (т. е. больше 25%). Таким образом, напрашивается вывод: для того, чтобы дать однозначный ответ на вопрос о существовании парапсихологических явлений, необходимо продолжать разноплановые экспериментальные исследования.

Таким образом, неосознаваемые установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

Например - человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой; человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относятся:

· мимику и пантомимику,

· а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Эти явления чрезвычайно важны для психологии.

Во-первых, эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых случаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь.

Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека.

Этот эксперимент показал, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию). Так, на различные по значимости для испытуемого слова, произносимые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реакция при сохранении нейтральной внешней реакции. Подобную методику А.Р. Лурия назвал сопряженной моторной методикой. Ее валидность и надежность была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и подозреваемыми в совершении преступлений.

Современная техника позволяет проводить подобные эксперименты на еще более высоком уровне, с учетом объективных индикаторов, практически не поддающихся контролю со стороны сознания. К таким индикаторам относятся пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция и др. Таким образом, малоосознаваемые реакции могут быть весьма информативными и наиболее действенными как при общении и передаче информации, так и при изучении человека.

Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека

Прикрепленные файлы: 1 файл

психологияя.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Эволюционное введение в психологию

Выполнила:

студентка 1 курса группы 14-ПСД

Проверил преподаватель доцент:

Сочи 2015 г.

Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов

Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель этой главы заключается в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых психических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией проявлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.

Рис. 1. Классификация неосознаваемых процессов

Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

  • неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Одни процессы из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы – сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.), а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании (автоматизированные действия или навыки);
  • неосознаваемые установки – (Д.Н.Узнадзе) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (моторная, умственная, перцептивная);
  • неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Неосознаваемые побудители сознательных действий (З. Фрейд):

Теория бессознательного Фрейда – к категории сознания относится все, что осознается и контролируется человеком; к области предсознания - скрытые, или латентные, знания; область бессознательного обладает совершенно другими свойствами:

  • содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна.
  • информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснение и сопротивление.

Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы).

  • субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс;
  • не знаем, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они завершаются внезапно, но надсознательные процессы осуществляются только на основе фундаментальных знаний, по той или иной проблеме.

Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе

Фрейд Зигмунд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. С 80-х гг. XIX в. работал в области практической медицины. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются не осознаваемые больными комплексы.

Фрейд внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин некоторых действий человека и психических явлений.

Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на одном из сеансов гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Причем перед пробуждением ей была дана установка на то, чтобы она забыла о том, что это внушение было проведено. После побуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов, Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Например, все вы прекрасно знаете теорему Пифагора. Но до того момента, пока я не упомянул ее, она не присутствовала в вашем сознании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание — это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и при этом оказывают огромное влияние на поведение человека?

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Одна из первых серьезных научных работ им была опубликована совместно с И. Брейером в 1895 г . Эта работа была посвящена проблеме происхождения истерии и возможности ее лечения гипнозом. В дальнейшем Фрейд отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал концепцию о структуре личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Учение Фрейда приобрело широкую известность в начале XX в. У него появилось много учеников и последователей, которые впоследствии сами создали целый ряд известных в наше время концепций и теорий.

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация - лишь "верхушка айсберга". Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

- неосознаваемые механизмы сознательных действий,

- неосознаваемые побудители сознательных действий,

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:

- неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые психические процессы

Неосознаваемые автоматизмы

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой голова остаётся свободной". Это состояние "свободной головы" и означает отсутствие сознательного контроля.

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

- никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

- когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

- фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

- периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

- граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

Развитые навыки обычно "балансируют" на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они "блуждают".

Разные примеры автоматизмов:

- бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но "сразу" воспринимаем смысл прочитанного,

- радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

- заходя в тёмную комнату, рука "сама" тянется к выключателю.

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:

- большой класс вегетативных проявлений.

В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее - мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).

На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:

- электрическая активность мозга,

Существуют аппараты, называемые "детекторами лжи". Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка - во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

- моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

- умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

- перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого "странного" поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Надсознательные процессы

С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.

Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но "душа его не на месте", он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.

Читайте также: