Проблема истины и заблуждения кратко

Обновлено: 20.05.2024

Истина - это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Объективная истина - это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она - субъективна.

Субъективная истина - это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины - это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, "Птицы имеют клюв", "Люди смертны" "Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

↑ Заблуждение и ложь

Непосредственная цель познания - истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Заблуждение - это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.

Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека - ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.

Необходимо отличать заблуждение от лжи.

Ложь - это сознательное искажение фактов.

Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.

Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное от­ражение действительности — в живом созерцании или в мыш­лении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) исти­ны — объективность: конечная обусловленность реальной дей­ствительности, опытом, практикой и независимость содержа­ния истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним иде­альным содержанию и форме: истину познают люди, выража­ющие ее в определенных субъективных формах (понятиях, за­конах, теориях и т.п.).

Абсолютная истина понимается

во-первых, как полное, исчерпывающее зна­ние о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему.

Во-вторых, как тот элемент знаний, ко­торый не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые веч­ные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного зна­ния, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла­дывается из суммы относительных, но не путем механическо­го соединения готовых истин, а в процессе исторического раз­вития познания и синтеза его результатов.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему пред­мету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть иска­женное отражение действительности, возникающее как абсо­лютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Знание в форме заблуждения — это инфор­мация о том, чего нет в действительности, но что человек мыс­лит или представляет как существующее.

48. Об-во как система. структура об-ва.

Общество — целостная самоорганизующаяся система от­ношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимо­действия, его форма и результат. Общественные отношения — наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людь­ми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономи­ческую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной по­требности людей в пище, одежде, материальных средствах су­ществования. Потребность организованности удовлетворяет­ся благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная — потребности самореализации и развития своих способностей.

Общество есть целостная система, поэтому все его элемен­ты тесно связаны между собой, существуют в единстве.

Общество — органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества, в свою очередь, следует рассматри­вать как целостную систему со множеством элементов.

Общество обладает определенной структурой. Каковы же критерии выделения структурных частей – подсистем общества? Этих критериев несколько: одни из них строятся на выделении социальных групп, другие – сфер жизнедеятельности общества, третьи – способов взаимосвязи людей

Природа как предмет фил-го осмысления

В предельно широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В своем содержании оно совпадает с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.)..

2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин "природа" синонимичен с -материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется "духу", "духовному" в человеке как основе его нравственной свободы.

4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических )

5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин - "наук о природе" или "естественных наук" (естествознания

Свобода и ответственность

Проблема свободы не возникала в средние века. Во времена просвещения возникло понятие свободы как политико-правовой автономии.

Ф. Аквинский: Свобода – отсутствие препятствий к действиям, так как они не содержатся в природе и внутри субъекта.

Бердяев: Свобода есть свобода духа. Она есть внутренняя динамика духа, иррациональная тайна бытия. Личность характеризует его социально значимые черты, определяет включённость человека в социальные отношения.

Ответственность— обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

единственное в чем мы свободны в своем внутреннем мире, свободны, отвергать или соглашаться с желаниями или стремлениями.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека.

Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы к истории

Цивилизация - есть собственно социальная организация

Цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся

вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного состояния и

развивающийся далее на основе им самим создаваемых предпосылок.

учения цивилизационного подхода больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику

Цивилизационный подход вполне согласуется с современными

представлениями о культуре. Более того, цивилизационный подход

позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного

Таким образом, цивилизационный подход позволяет глубоко вникнуть в еще

один очень важный срез исторического процесса — цивилизационный.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий - формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммунистической формации).

Формационный подход - исследование состояния и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в экономическом базисе общества, его

производственных отношениях и классовой структуре.

современном мире, полном

противоречий, развивающемся нестабильно, просто необходимо рассматривать

общественные процессы со стороны и цивизационного и формационного походов.

Важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью, идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзя верить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет.

Взгляды философов различных эпох на данную проблему:

· Классическая (аристотелевская) концепция истины

Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знаний или утверждений (представлений)- действительности, реальному положению дел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия.

· Когерентная теория (концепция) истины.

Выдающие представители, Гегель, В. Соловьев. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теории истины, - истина понимается как некоторый идеал, к которому нужно стремится, но достичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренции это согласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом.

· Прагматическая концепция истины.

Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знания удостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины – это типично инженерный подход к проблеме истины.

· Диалектико – материалистическая концепция истины.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, - считают, что истина это соответствие субъективного образа объективной реальности. Здесь соответствия насыщается практическим смыслом. Истина - по определению в субъекте, но она так же и вне субъекта. Истина объективна, – истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. Истина субъективна - это значит, что она не существует помимо человека.

Марксистская гносеология исходит из положения о том, что абстрактной истины нет – истина всегда конкретна. Абстрактная истина есть истина пределы применимости которой не установлены. Поэтому она (абстрактная истина) распространяется на неопределенную область явлений, превращаясь в свою противоположность – заблуждение.

Чтобы отличить истинное от заблуждения необходимы критерии. В домарксистских гносеологиях критерий достоверности истинности знания искался в самом знании. В марксистской концепции, критерий истины – в понятии практики. Марксистское определение практики включает в себя целеполагающую деятельность человека.

В качестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностным нормам и принципам. Ценностные принципы могут определять направление развития современного человечества

В качестве критерия истинности может выступать также эстетический критерий. Чувство, гармония, совершенство, красота – играют большую роль при выборе тех или иных сценариев развития

5. Смысл существования человека.

Проблема смысла жизни человека осуждается философами разных направлений, разных эпох. Рассмотрим некоторые философские подходы: · Экзистенциализм – философия человеческого существования. Для этого направления характерно исследование состояния человека, проблема отчуждения человека от общества. По мнению философов – экзистенциалистов человек, делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя. Никто кроме данного конкретного человека не может за него осуществить его превращения в человека. Именно он несет ответственность, если его превращение в человека так и не состоится. Таким образом, они говорят об очень важной идее, индивидуальной ответственности человека за всё, что происходит с ним самим и с другими людьми. Смысл жизни – в согласии с собственной природой, удовлетворении потребностей, получении наслаждения, творческой деятельности для собственного удовольствия и блага общества. · Марксизм. С точки зрения философов – марксистов, смысл жизни человека в присвоении человеком собственной подлинной человеческой сущности. По мнению марксистов, отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Чем больше исходных материалов перерабатывает, вырабатывает рабочий, тем больше мир предметов ему не принадлежащих, “чуждых” ему. Процесс трудовой деятельности для него, является принудительным, подневольным. Рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность. Уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную самореализацию человека, и означает его полную гармонизацию. Смысл жизни с позиции марксистов состоит в признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении, устранении унизительных условий труда, в преобразовании собственной человеческой природы. · Религиозная философия.

Смысл жизни изначально присущ жизни, в её глубинных основаниях бог создал человека по своему образу и подобию. Смысл жизни для верующих в Бога людей, состоит в служении человеку, своей семьи, своим детям, своей родине, Богу.

Вопрос “Для чего жить?” является наиболее характерным в человеческой жизни. От того, как человек относится к этому вопросу, какие цели он ставит перед собой, чем наполнена его духовная жизнь, - зависит его настоящее и бедующее. Вопрос сводится к выбору человека, его свободе выбора жизненного пути.

Я считаю, что ответственность за себя и свою страну предполагает любовь к природе и людям, веру в будущее. По видимому в этом и заключается смысл жизни. 6. Информационно – техническое общество проблемы и перспективы. Наш век это эпоха научно - технической революции. Рациональное знание, знание научное стало важнейшей составляющей повышение производительности труда и изменения всех форм человеческого бытия. Научно – техническая революция породила надежды, что с помощью новых научных дисциплин и новых техники будут разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили название “сциентистских” и “техницистских”. Имеются разновидности “кибернетического”, “генетического”, “компьютерного” и т.д. техницизма и сциентизма. Различные виды сциентизма положены в основание концепций индустриального, постиндустриального, информационного общества, – которые сменяли друг друга. Между всеми этими концепциями существует преемственность, - утверждается культ разума и науки. Возрастающая роль информации и информационных систем, революционное воздействие потока информации на производство, управление, человека, - факт лежащий в основании концепции информационно – технического общества. Сегодня сформирована новая среда в жизни человека: - компьютер, интернет, многоканальное телевидение, всевозможные информационные системы и сети. Человек получил в своё распоряжение ресурсы доступные, многократному, многостороннему использованию, их быстрому усовершенствованию. У человека появился новый инструмент, партнер по взаимодействию – компьютер. Сложнейшая машина стала предметом повседневного общения человека. С развитием компьютерных технологий непосредственно связано появление понятия “виртуальная реальность”. В то время, как пользователь персонального компьютера отправляется в виртуальную реальность, его тело остается в реальном мире. Его сознание переживает опыт ничего не имеющий с его фактическим телесным опытом. Расщепляется целостность человека. “Ничто прежде не подвергало таким испытаниям ни самость человека, ни привычные средства ее понимания” (О. Балла, Человек и Компьютер: смыслы взаимодействия., Компьютерра №12. 2001). Естественно скептики и пессимисты не устают предостерегать от опасностей растворения пользователя в “киберпространстве”, от превращения мира информационного общества вообще в “тотальную симуляцию”. Перед человеком, обществом возникают новые проблемы: 1) Развитие техники ставит человека перед необходимостью пересмотра самого себя и переосмысливания своих отношений с миром. 2) Неустранимая чужеродность техники человеку. 3) Техника ставит человека в состояние культурного непрерывного шока своим быстрым развитием. В настоящее время разрушительная деятельность человека, полагают русские мыслители, носит исторически-временной характер и вызвана неизбежностью построению искусственного бес природного технологического мира, в котором придется жить человеку в ближайшем будущем. Уже сейчас “формируется новая научно – инженерная дисциплина – информалогия, которая исследует закономерности и специфику производства, преобразование, передачу и использование информации в природных и социальных системах. Информгенез будет проходить на путях автотрофности с учетом ее важнейших качеств: автономности, оптимальности и гармоничности” (А. Д. Московченко., Философия., Учебное пособие., стр.91., Томск 2001) 7. Человечество перед лицом глобальных проблем

Закончился XX век впечатляющим шествием цифровых технологий. Необычайное развитие получили космические, медицинские, физико-биологические и другие технологии. Философия, наука, культура, религия, политология образование достигли таких вершин, о которых человечество могло только мечтать. Но техногенная деятельность человека принесла и отрицательные моменты системно-угрожающего характера. Перспектива глобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов, угроза экологических взрывов, огромный экономический разрыв между различными странами, неравномерность социально – экономического и научно технического развития, загрязнение мирового океана, сокращение энергетических и сырьевых запасов, - ставит перед человечеством жизненно важные проблемы. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности.

Различают несколько групп глобальных проблем:

Глобальные (общечеловеческие) проблемы:

- Проблемы мира между народами.

- Проблемы создания нового международного экономического порядка.

- Проблемы устранения неравномерности экономического развития разных стран.

- Проблемы связанные с международным терроризмом.

· Проблемы, как результат взаимодействия природы и общества.

- Проблемы природных ресурсов.

- Проблемы освоения мирового океаны с космоса.

· Проблемы как результат взаимодействия человека и общества.

- Проблемы народонаселения (демографические).

- Проблемы здоровья человека.

Решение этих проблем возможно только совместными усилиями народов всех стран. В каком направлении будет осуществлено их решение, зависят судьбы всего человечества.

Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании. Появляются различные теории, авторы которых предлагают решить эти проблемы, рассматривая человека в качестве части природы.

В трудах русских космистов (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский) высказывается идея автотрофности будущего человечества. Традиционное представление о мире и человеке в нем исчерпало себя, свои возможности. На смену идет афтотрофно-созидательное будущее, где общество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечным космосом.

8. Космизм – это философское явление, отражающее проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. (Русский космизм. Представители: Н. Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв, В.И. Вернадский, П. А. Флоренский, К. Э.Циолковский.).

9. Антропология - это наука о биологической природе человека. Философская антропология – рассматривает всю совокупность фактов, гипотез, версий имеющих отношение к человеку. Известные этапы становления философской антропологии: 1) Доклассический ( до середины XIX века) 2) Классический период (К. Маркс, Ф. Достоевский, В. Вернадский, Н. О. Лосский, Н. Бердяев) 3) Неоклассический. 4) Пост классический. 10. Когерентная истина - это взаимосоответствие высказываний, согласованность высказываний, знаний с системой знаний о мире в целом. Литература 1. Философский энциклопедический словарь. Издательство “Советская энциклопедия”, 1983.

2. Философия и мировоззрение. В. Н. Ивановский. Понятие философии. Структура философии.), с. 243., М., 1990.

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

Монтень. Вопрос об истине является основным вопросом гносеологии. Все человеческое познание ориентировано на достижение истины. В первом приближении вопрос об истине кажется предельно простым, но простота эта обманчива.

Для Платона истина заключается в соответствии знаний вечным и неизменным идеям, ибо для него идеи — первореальность. Что касается чувственного материального мира, то знания о нем не могут быть истинами, так как этот мир изменчив. В него, как и в реку, нельзя войти дважды. Он возникает на время, а исчезает насовсем.

Материалисты, напротив, считали, что истина есть соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Но одно дело считать так, а другое — установить это соответствие. Ощущение не самый лучший свидетель этого соответствия, да и разум может допускать ошибки.

Таким образом, истину можно определить как философскую категорию для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. И эта мера проверяется практикой.

Истина и заблуждение

Современные подходы к проблеме истины и заблуждения

Истина — это объективное содержание сознания, адекватное отражение объектов и явлений реальности. Истина по праву ассоциируется с самым благородным, самым возвышенным и значимым в процессе познания мира, человека и общества. Истина — это процесс адекватного (правильного, истинного) отражения действительности в человеческом сознании. Правда унитарная, но она различает объективные, абсолютные и относительные аспекты, которые, в свою очередь, можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина отражает реальное состояние вещей, мир в том виде, в котором он существует вне нашего сознания и независим от него. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит от человека или человечества. Это не должно восприниматься как означающее, что истина возможна и существует вне темы. В самой действительности нет никаких истин. Истина характеризуется только нашими познавательными образами, нашим знанием реальности.

Истина всегда субъективна по своей форме, но объективна по своему содержанию, то есть по тому, что содержится в знании. Содержание этих знаний не зависит от сознания людей. Это соответствует реальности, законам и явлениям природы и общества. Например, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

Абсолютная истина — это полное, всестороннее, точное знание объекта исследования, знание, которое не опровергается, а только дополняется и развивается, последующее развитие науки. Такие истины, конечно, недоступны для нас. Абсолютная истина — это лишь регулятивная идея, т.е. некий идеал, к которому нужно стремиться, но который не может быть достигнут и подтвержден. В своем реальном проявлении абсолютная истина — это понятие потенциальной бесконечности человеческих знаний о мире, предел, к которому стремятся наши знания.

Правда и ложь как объекты философского анализа

Истина — это соответствие высказываний субъекта его мыслям и основа взаимного доверия в рамках диалога, полезность которого ставится под сомнение, когда на смену истине приходит неправда.

Но даже правда не всегда является адекватным выражением всей правды. Это может выглядеть как особый случай истины. Истина — это не столько гносеологическое, сколько морально-психологическое явление.

Проблема соотношения правды и истины решается путем определения меры истины. Таким образом, с точки зрения федерального солдата или офицера, война в Чечне — это защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне — это защита собственного дома. И это тоже правда. Но в обоих случаях, это часть правды. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния — это торговая война наживы для одних и обнищание для других, сомнительное счастье для одних и безутешные страдания для других.

(1) Истина — это категория логики и эпистемологии, выражающая соответствие нашего познания мира с самим миром. Истина — это категория психологии понимания, выражающая не только соответствие знания с миром, но и отношение человека к истинному знанию. Правда, которую мы знаем, и правда, которую мы понимаем (не только умом, но и чувствами). Истина всегда содержит зерно истины, без нее она не может быть правдой. Но этого зерна недостаточно. Правда — это такая правда, которая получила субъективную оценку, моральное одобрение общества. Это обстоятельство приводит к тому, что при анализе одной и той же истины возможны разные варианты истины.

Ложь — это утверждение, которое не соответствует истине, произнесенной столь осознанно — и это отличается от обмана. Ложь — это искажение фактов с намерением кого-то обмануть. Ложь может быть преувеличением того, что не произошло, или преднамеренным сокрытием того, что произошло. Источником лжи также может быть логически неправильное мышление. Мудрость говорит, что всякая ложь страдает от бессмысленности.

Истина ради истины и ложь во благо

Правда и ложь во благо (нравственно обоснованная коммуникация). Коммуникант, сообщая известную ему правду, стремится, прежде всего, принести пользу (благо) реципиенту или другому человеку, о котором идет речь, руководствуясь критериями справедливости и добра, а не прямолинейным правдолюбием. Если жестокая правда может быть использована кому-то во вред или психически травмировать не подозревающего ее человека, предпочтительнее умолчание.

Правда и ложь по расчету (корыстный прагматизм) имеет место тогда, когда правду раскрывают для того, чтобы скомпрометировать кого-либо, извлечь пользу лично для себя. Ложь по расчету — это обман в своекорыстных, партийных, государственных интересах, но не ради этических соображений. Обусловленная внеморальными соображениями ложь представляет собой коммуникационное насилие.

Истина — как универсальная категория

Истина — это верное отражение предмета знающим субъектом, который делает его таким, каким он существует сам по себе, внешним и независимым от знающего субъекта и его сознания. Истину можно назвать самим знанием (содержанием знания) или знанием самой реальности. В целом, истина — это универсальная категория, концепция, используемая, в частности, в религии и философии, а также в контексте научных знаний. Истина несет в себе объективное содержание (информацию об объекте) и ценностную ориентацию субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Но человечество редко достигает истины, кроме как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, которое не соответствует действительности, но принимается как истинное. Бредовые идеи также отражают объективную реальность, хотя и односторонне, и имеют реальный источник. Вся выдумка содержит нити реальности. Бредовые идеи возникают по разным субъективным и объективным причинам: поспешные обобщения, несовершенство когнитивных средств и т.д.

Бредовые идеи имеют эпистемологические, психологические и социальные причины. Но их следует отличать от лжи как морально-психологического феномена.

Ложь — это искажение фактических фактов с целью обмана. Ложью может быть либо изобретение чего-то, что не произошло, либо умышленное сокрытие чего-то, что действительно произошло. Источником лжи также может быть логически неправильное мышление.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: