Проблема и природа психического кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 599
  • КНИГИ 671 281
  • СЕРИИ 25 849
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 684

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает – наука о душе (по гречески psyche – душа, logos – наука).

Предметом научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно. Но научная психология не ограничивается описанием психологического факта, она требует перехода от описания явлений к их объяснению. Это предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии являются психологические законы.

Исследование системы психических явлений, направленных на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет важное значение для создания научной базы психологии, решения общественных задач и т. д.

Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкладывался разный смысл. В эпоху Античности душа понималась как первооснова тела, т. е. душа – это основа мира, из которой состоит все живое. Главная задача души – придание телу активности, так как, по представлениям ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В эпоху Средневековья душа стала предметом богословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

В Новое время психология стремилась стать объективной, рациональной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предметом психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.

Благодаря развитию биологии, а также теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей психология отошла от философии, соединив себя с естественными дисциплинами. Теперь кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:

I – донаучный – до VII–VI вв. до н. э.

Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее содержания и функций. В это время все представления о душе основывались на мифах и легендах, на сказаниях, религиозных обычаях и традициях.

III – ассоцианистическая психология (конец XVIII – начало XIX вв.). Предметом психологии в этот период является сознание, которое состоит из ощущений, чувств и представлений. Для исследования психики используются логика, естественные науки. Появляется первая психологическая школа, возникают концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса.

IV – экспериментальная психология (середина XIX – начало XX в.). Основное достижение – это главным образом появление первых симптомов методологического кризиса.

V – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е гг. XX в.). Психология делится на несколько предметов: вначале – элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), далее основные предметы – поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Появляются такие новые методы, как психоанализ и проективные методы.

VI – дальнейшее развитие психологических школ (1940–1960 гг.). Возникают направления психологии, которые делают акцент на внутренний мир человека, его сущность (гуманистическая психология). В центре внимания – интеллект человека. Среди методов исследований появляются такие, как опросники.

VII – современная психология (вторая половина XX в.). Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Первая форма психики — чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости. Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное. Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими свойствами и как бы указывают на них.

Психика выполняет сигнальную функцию. Прогностическая функция психики – необходима для управления своим поведением.

Три части действия (по П.Я. Гальперину): ориентировочная (здесь уже нужна психика для подготовки движения); исполнительная; контрольная.

Более высокий вид чувствительности — дифференцированные ощущения.

Переход от раздражимости к чувствительности — усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.

Чтобы понять природу психического, необходимо рассмотреть основные стадии развития психики: стадия элементарной сенсорной психики, перцептивная стадия интеллекта.

Стадия элементарной сенсорной психики. Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт — жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни — это некая предрасположенность, которая доопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтэссенция видового опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное поведение.

Генетически передается предрасположенность к инстинктивному поведению, но содержание инстинкта меняется.

Низший уровень — простейшие. Строение: ядро, пищеварительные и выделительные вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности — сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неассоциативное) – привыкание (вибрации для инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки — изменить характер раздражителя. Слитность чувствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения.

Высший — кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки). Появление органов и тканей, нервной системы. Симметричные органы чувств, нервная система. Таксис — направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики.

Читайте еще:

Никогда в жизни дон Паскуаль не видел свою супругу в таком танце. Слезы брызгали на ее щеки, словно тысячи гвоздей разом вбивали в палубу ее каблучки. Когда же смолкал рев обезумевшего экипажа, из уст Амарго летели звуки песни, да такой, что пламя факелов темнело…

3. Следующий шаг — выделение порции чистых энергий, чтобы подпитать чистых духов — если вы собираетесь общаться с ними.

Полновластие и беспрекословный авторитет режиссера приводят к тому, что каждый актер чувствует себя органично впаянным в монолит драматического действия, он лишен истерических претензий к режиссерской интерпретации его роли.

Для начала определим, какого стиля руководства придерживается ваш начальник. Всего выделяют три стиля – авторитарный, демократический и либеральный. В чистом виде они встречаются редко, но всегда преобладают черты какого-либо одного.

На этом этапе мы вместе с пациенткой уже смогли дать предварительный вариант ранней истории и детства пациентки исходя из того, что ее должны видеть, чтобы она почувствовала свое существование. Ее реальный опыт в этом отношении был плачевным.

Клетки внутри организма (к примеру у млекопитающих) образуют коалиции с другими клетками и с организмом. Они подчиняются определенным законам в своих отношениях с соседями в зависимости от своего происхождения, процессов размножения, подвижности или неподвижности, электрической и химической.

Если говорить упрощенно, в процессинге застывшие застревания обнаруживаются и приводятся в движение. Процесс завершен, когда то, что было застрявшим, двигается.

Вы постоянно что-то обсуждаете с самим собой. Почему бы не формализовать эти эпизоды и не проникнуться духом компромисса?

Вот, Лисси, такие дела. Раньше я вставала по утрам голодная и радостная, а последние три ночи даже сплю плохо — живот набит до отказа. То что я сорвалась на еду, заметили все. В том числе и джинсы, которые уже стали было мне великоваты. Сегодня я их с трудом застегнула.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Функции психики: отражение; регуляция активности; сохранение целостности организма, т е адаптация, причем и внешняя и внутренняя. Формула психики: 1. Психические процессы (когнитивные; эмоционально-волевые); 2. Психические состояния (мотивационные, эмоциональные, волевые, уровни организации сознания (внимательность сознания)); 3. Психические качества: направленность (мотивационная сфера личности: убеждения, взгляды), темперамент, характер, способности. Понятие отражения: Элементарная способность реагировать на воздействия окружающей среды – раздражимость, есть у простейших форм живой материи, в отличие от неживой (реакция на биологические раздражители). У живых организмов имеющих более сложное анатомическое строение появлялся более сложная форма реагируя – чувствительность (реакция на абиотические, биологически нейтральные раздражители), которые связанны с биологически значимыми разделами и несут для организма сигнальную функцию. (Леонтьев), чувствительность – раздражимость на такие условия, в которых не участвуют процессы ассимиляции и диссимиляции. С появлением чувствительности появлялся новый тип приспособления к окружающей среде – поведение – сложный комплекс реакций организма на воздействия окружающей среды. Поведение человека в отличие от поведения животных обладает способностью формировать мотивированное (осознанное) целенаправленное поведения. Это возможно при наличие сознания – высший уровень психического отражения и регуляция, присущи только человеку как общественно-историческому существу. В результате человек выделяет себя из окружающей среды, осознает свою индивидуальность, формирует свою Я концепцию (совокупность представлений о себе, о своем месте в обществе). Человек не рождается с развитым сознанием, оно формируется в процессе онтогенеза. Основные черты психического отражения: 1. Данное отражение не зеркально, не пассивно, активно – это выражается в отборе поступающей информации и фиксации, наиболее значимых для человека событий и объектов. 2. Отражение носит индивидуальный характер (память, внимание индивидуальны). 3.Отражение развивается, углубляется и совершенствуется во времени (психология младенца и взрослого). 4. Отражение носит опережающий характер, что позволяет осуществлять прогноз будущих событий и обеспечивать лучшую адаптивность. Отражение по Гальперину имеет 2 вида: внутренняя среда отражает потребности индивида; внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях. В отражении внешней среды представлены те объекты, свойства, отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физическом действии с ними. Эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства и отношения самих вещей (цвет, звук, запах…) и служат важнейшими различительными признаками. Общее для этих видов психического отражения является то, что они: - отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванного состояния; - тесно связаны с побуждением к действию.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Функции психики: отражение; регуляция активности; сохранение целостности организма, т е адаптация, причем и внешняя и внутренняя. Формула психики: 1. Психические процессы (когнитивные; эмоционально-волевые); 2. Психические состояния (мотивационные, эмоциональные, волевые, уровни организации сознания (внимательность сознания)); 3. Психические качества: направленность (мотивационная сфера личности: убеждения, взгляды), темперамент, характер, способности. Понятие отражения: Элементарная способность реагировать на воздействия окружающей среды – раздражимость, есть у простейших форм живой материи, в отличие от неживой (реакция на биологические раздражители). У живых организмов имеющих более сложное анатомическое строение появлялся более сложная форма реагируя – чувствительность (реакция на абиотические, биологически нейтральные раздражители), которые связанны с биологически значимыми разделами и несут для организма сигнальную функцию. (Леонтьев), чувствительность – раздражимость на такие условия, в которых не участвуют процессы ассимиляции и диссимиляции. С появлением чувствительности появлялся новый тип приспособления к окружающей среде – поведение – сложный комплекс реакций организма на воздействия окружающей среды. Поведение человека в отличие от поведения животных обладает способностью формировать мотивированное (осознанное) целенаправленное поведения. Это возможно при наличие сознания – высший уровень психического отражения и регуляция, присущи только человеку как общественно-историческому существу. В результате человек выделяет себя из окружающей среды, осознает свою индивидуальность, формирует свою Я концепцию (совокупность представлений о себе, о своем месте в обществе). Человек не рождается с развитым сознанием, оно формируется в процессе онтогенеза. Основные черты психического отражения: 1. Данное отражение не зеркально, не пассивно, активно – это выражается в отборе поступающей информации и фиксации, наиболее значимых для человека событий и объектов. 2. Отражение носит индивидуальный характер (память, внимание индивидуальны). 3.Отражение развивается, углубляется и совершенствуется во времени (психология младенца и взрослого). 4. Отражение носит опережающий характер, что позволяет осуществлять прогноз будущих событий и обеспечивать лучшую адаптивность. Отражение по Гальперину имеет 2 вида: внутренняя среда отражает потребности индивида; внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях. В отражении внешней среды представлены те объекты, свойства, отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физическом действии с ними. Эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства и отношения самих вещей (цвет, звук, запах…) и служат важнейшими различительными признаками. Общее для этих видов психического отражения является то, что они: - отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванного состояния; - тесно связаны с побуждением к действию.

Возникновение психики: материалистическое и идеалистическое понимание. Критерии психического отражения.

Основные функции психики.

Возникновение и развитие психики в филогенезе.

Сравнительный анализ поведения животных и человека. Происхождение сознания.

Самосознание личности и формирование Я-концепции.

Литература:

Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1972. – С. 210 - 263.

Коломинский, Я. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов вузов / Яков Коломинский. – М. : АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – С. 11-17.

Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : 2005. – С. 16-25.

Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 46-57.

1. Возникновение психики: материалистическое и идеалистическое понимание. Критерии психического отражения.

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные – человеческие чувства, желания, воспоминания и т. д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающую действительность и на основе созданного индивидуального образа объективного мира регулировать свое поведение и деятельность.

Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенного головного мозга. Развитие нервной системы вызвано усложнением и изменением условий существования животных и человека. Но понять психику только через исследование нервной системы нельзя

Существуют два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Сопоставительный анализ материалистического и идеального начала

Материалистическое

Идеалистическое

свойство высокоорганизованной материи самоуправления развитием и самопознания

в мире → материалистическое и идеальное начало: независимы, не сводимы и не выводимы друг из друга; взаимодействуя, они развиваются по своим законам;

идеальное всегда отождествляется с психическим

психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции и сейчас представляют собой высший итог развития (от раздражимости и чувствительности до сознания и самосознания)

психика существует вечно

объяснение связей и зависимостей психического от материального (замучила совесть, задета честь, унижено самолюбие…);

определение анатомо-физиологической основы идеальных явлений (личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия.

трудно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения (факты накопленные биологией, медициной, психологией, психофизиологией о зависимости между психическими процессами и физическими состояниями человека и работой его мозга)

Ни одной из обсуждаемых позиций не удалось одержать верх над другой.

Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;

панпсихизм (Ж. Робине, Г. Фехнер) – всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика;

биопсихизм – психика – это свойство живой природы (и растениям);

нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

мозгопсихизм (К.К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг(у насекомых нет);

критерием появления зачатков психики у животных организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерий чувствительности – условные рефлексы.

Критерии психического отражения:

Активность  Раздражимость (тропизм)  Чувствительность (сигнальная и ориентировочная функция)  Психическое отражение (способность к ощущениям как к отражению)  Психика (особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляция на этой основе своего поведения).

Появление чувствительности определило более высокий уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики.

Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Базовая категория отечественной психологии – отражение. Психические явления – это различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.

Основные положения теории отражения:

I. Психическое отражение человеком окружающего мира всегда совершается в активной деятельности.

II. Общественно-историческая практика людей является критерием истинности психического отражения (то есть истинности человеческого познания).

Критерии психики (чувствительности как элементарной формы психики по А.Н.Леонтьеву):

а) объективный – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (характерен для раздражимости и чувствительности);

б) субъективный – практический критерий чувствительности (не характерен для раздражимости, характерен для чувствительности).

Выводы А.Н.Леонтьева: чувствительность – это необходимое звено приспособительного поведения живых организмов; функция этого звена – ориентировать организм относительно значимых условий среды; психика возникла потому, что она явилась могучим средством приспособления живых организмов к окружающей среде на основе поведения.

Читайте также: