Контроль координационных способностей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Их можно разделить на три группы.

Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда

факторов,а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности; 6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков)

Основным средством совершенствования координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Наиболее широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.

Методы:Для развития координационных способностей используют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании

двигательных навыков: целостного упражнения, расчлененного упражнения,стандартного упражнения, вариативного(переменного) упражнения, игровой и соревновательный.

Наиболее эффективными методами формирования координационных

способностей являются те, которые обеспечивают вариативность условий выполнения и характеристик двигательного действия. Их можно представить в

двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго

Основным методом диагностики координационных способностей на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты

Задачи, средства, методы и формы занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста.

Оздоровительные задачи: Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. 4. Развитие двигательных способностей.

Образовательные задачи.1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. 2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Воспитательные задачи 1. Воспитание морально-волевых качеств(честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревновательной форме.

Занятия физическими упражнениями в дошкольных образовательных

учреждениях с детьми в возрасте от двух до семи лет имеют разнообразные

Физкультурные занятия

– основная форма учебно-воспитательной работы. Цель занятий – обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, развитие двигательных способностей. Они проводятся 3 раза в

неделю по 20 – 25 мин в младших и средней группах и по 30 – 35 мин в подготовительной группе.

Утренняя гимнастика– одно из важнейших оздоровительных мероприятий режима в детском саду. Она направлена на активизацию деятельности

организма и повышение его работоспособности

Физкультминутка

Подвижные игры

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Самостоятельная двигательная деятельность детей

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Основными методами оценки координационных способностей являются:

  • метод наблюдений;
  • метод экспертных оценок;
  • аппаратурные методы;
  • метод тестов.

Метод наблюдения — один из наиболее древних. Он многое может сказать прежде всего опытному и грамотному педагогу о степени развития координационных способностей воспитанников. Систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям (гимнастическим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменение обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требование к координационным способностям человека. Качество наблюдений можно повысить, если опираться пpи этом на критерии оценки координационных способностей (правильность быстрота, рациональность и находчивость), которые имеют качественные и количественные характеристики.

Наиболее распространенными являются комплексные критерии.В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по. пересеченной местности), по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр или единоборств). В качестве таких комплексных критериев оценки координационных способностей выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления которых человек проявляет координационные способности.

Все критерии оценки координационных способностей не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точностьвоспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость.

Быстротакак критерий оценки координационных способностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях.

Представление о развитии координационных способностей можно получить также методом экспертных оценок, т. е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, который в силу своей сложности требует специальных знаний.

Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные количественные оценки уровня развития координационных способностей и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта, и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики.

В связи с вышесказанным основным методом диагностики координационных способностей применяются специально отобранные двигательные тесты.

Тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям: челночный бег 3×10м в и.п. лицом вперёд; 3 кувырка вперёд; метание теннисного мяча рукой на дальность; метание теннисного мяча рукой на точность попадания; ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Тесты для оценки способности к кинестетическому дифференцированию: бросок мяча в цель, стоя спиной по направлению броска; прыжок вниз на разметку; прыжок в длину с места с минимальным увеличением дальности прыжка в очередной попытке; прыжок вверх без помощи рук с усилением 2/3 от высоты прыжка; динамометрия; катание мяча рукой на точность остановки; катание мяча ногой на точность остановки.

Тесты для оценки способности к ориентированию в пространстве: бег к пронумерованным медицинболам; маятник – бросок – цель; ходьба (подскоки) к цели.

Тесты для оценки способности к комплексной реакции: упражнение – реакция – мяч; упражнение – маятник – реакция; свисток – упор присев – поворот – ускорение на 3 метра.

Тесты для определения способности к равновесию: балансирование на узкой стороне гимнастической скамейки; повороты на гимнастической скамье; ходьба по шестиугольнику.

Тесты для оценки статического равновесия: стойка на одной ноге; стойка на одной ноге на узкой планке; стойка на двух ногах на приспособлении; стойка на двух руках.

Тесты для определения способности к ритму: спринт в заданном ритме; точный темп (ритм) бега; бег в заданном темпе в течение 10 секунд.

Тесты для определения способности к согласованию движений: перешагивание гимнастической палки, удерживаемой руками; о.с. – упор присев – упор лёжа; выпрыгивание вверх без взмаха и со взмахом рук; ходьба по дощечкам; прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов; забрасывание подвешенного теннисного мячика в кубок; соотношение дальности прыжка в длину с места, стоя спиной и лицом к месту приземления; ассиметрично согласованные движения рук, ног, головы различной координационной сложности; сохранение устойчивости позы после поворотов, кувырков и т.п.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Все эти координационные способности или качества в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Координационные способности

Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Двигательно-координационные способности

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

  1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
  2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
  3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, относящиеся ко второй группе , зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе , можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.

  • Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы.
  • Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

  1. способности человека к точному анализу движений;
  2. деятельности анализаторов и особенно двигательного;
  3. сложности двигательного задания;
  4. уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
  5. смелости и решительности;
  6. возраста;
  7. общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений.

Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Задачи развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей решают две группы задач:

  1. по разностороннему развитию
  2. специально направленному развитию

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке.

Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей:

  • улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
  • развитие координации движений неведущей конечности;
  • развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

  1. значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
  2. постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
  3. приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
  4. испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Средства воспитания координационных способностей

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Сложность физических упражнений можно увеличить за счет:

  • изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;
  • изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.;
  • комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.

Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

  • подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
  • развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Методы воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

  • Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.
    Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
  • Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.
    Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
  • Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.
    Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
  • Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
    Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
    Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать:

  • упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;
  • плавание;
  • разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;
  • массаж, сауну, тепловые процедуры.

Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

  • в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
  • применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

  1. стандартно-повторного упражнения;
  2. вариативного упражнения;
  3. игровой;
  4. соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Заключение

Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно возникающие внезапно и достаточно сложного уровня. Соответственно, в структуре координационных способностей выделяют:

способность к овладению новыми движениями;
умение дифференцировать (степень дифференцирования) характеристики движений и управлять ими;
способность к импровизациям и комбинированию в процессе двигательной активности (оригинальность решения двигательных задач).

Координационные способности спортсмена во многом определяются его двигательным опытом. Чем выше количество, сложность освоенных навыков, тем выше вероятность быстрого и эффективного решения возникшей двигательной задачи. Поэтому постоянное пополнение двигательного опыта — одно из условий совершенствования ловкости.

Задания, направленные на совершенствование ловкости, следует подбирать в соответствии с указанной выше структурой. Здесь достаточно широкий простор для творческого подхода к проблеме.

Основная особенность заданий — их новизна, повышенная сложность, необходимость из ряда освоенных движений создать новое сочетание, подходящее к решению поставленной двигательной задачи. Хорошо освоенные движения, выполняемые в стандартных условиях, не ведут к дальнейшему развитию координационных способностей, не стимулируют их развитие.

Современный хоккей предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. В условиях жёсткого единоборства, при дефиците времени и пространства хоккеист должен решать большое количество двигательных задач в нестандартных ситуациях. В связи с этим, достижение высоких спортивных результатов предполагает постоянное совершенствование физических способностей и эффективности техникотактических действий. Одним из перспективных направлений для решения этих задач является направленное совершенствование координационных способностей (КС). На первый взгляд, оценивая ситуацию в теории и практике этого вопроса, создается впечатление, что всё понятно и всё уже изучено. Этой теме посвящены работы авторитетных учёных современности — Бернштейна Н.А., Анохина П.К., Матвеева Л.П., Ляха В.И., Запорожанова В.А. и многих других.

Коллективными усилиями исследователей разных отраслей науки изучены многие аспекты управления движениями, в частности доказано, что различные виды координационных проявлений у людей довольно специфичны.

Кроме того, очень серьезной и до сих пор нерешённой проблемой является отсутствие понимания: ловкость и координационные способности — это физические качества или управленческие способности [9] [10] [11] [9] [10] [11] .

Эти вопросы, вероятно, не возникли бы, если бы на заре формирования теории физического воспитания для решения всего круга задач, связанных с управлением движениями, была принята концепция П.К. Анохина о функциональной системе [12] . Согласно этой теории, физиологическую основу деятельности составляют не отдельные рефлексы, а включение их в сложную систему, которая обеспечивает выполнение целенаправленного действия, поведения. Эта система существует столько, сколько это необходимо для достижения поставленной задачи или определенной функции. Поэтому такая система и названа функциональной. Очевидно, что каждый раз для решения двигательной задачи создается новая функциональная система на базе комплекса избирательно вовлечённых компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения планируемого результата. А это означает, что каждая новая двигательная задача для своего решения требует мобилизации имеющихся компонентов и систем для создания новой функциональной системы. Это даёт основание предполагать, что простого или, как говорят, гомогенного, универсального теста для оценки способности управлять движениями не существует.

Почему же идея функциональной системы не реализовалась? Проблема заключается в сложности её структуры, охватывающей широкий диапазон элементов организма. Говоря о составе функциональной системы, необходимо иметь в виду, что каждая функциональная система, взятая для исследования, неизбежно находится где-то между тончайшими молекулярными системами и наиболее высоким уровнем системной организации в виде, например, целого поведенческого акта. Вероятно, что раскрыть и понять всю иерархию подсистем, составляющих требуемую функциональную систему, ещё не удалось.


В современной теории спорта принято выделять специфические, специальные и общие координационные способности [13] [15] [16] .

Причиной появления специфических (частных) координационных способностей является неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений. Наиболее важными специфическими координационными способностями являются способность к точному дифференцированию, оценка и отмеривание временных, пространственных и силовых параметров движений: равновесие, ритм, быстрое реагирование, ориентирование в пространстве, быстрое перестроение двигательной деятельности, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость и др. [13] .

Специальные координационные способности — это возможности, определяющие готовность индивида к оптимальному регулированию и управлению сходными по структуре двигательными действиями [13] . Специальные координационные способности хоккеиста характеризуют показатели эффективности, разносторонности и надёжности выполнения технических приемов хоккея (таких как повороты, торможения, передвижение на коньках в различных направлениях, переходы от обычного бега лицом вперёд к бегу спиной вперёд, броски с удобной и неудобной стороны крюка, ведение шайбы при наличии и отсутствии зрительного контроля и т.п.) в ходе матчей и учебнотренировочных занятий на льду [15] .

Кроме того, различают элементарные и сложные координационные способности, которые, очевидно, имеют различную структуру управления и исполнения. Элементарные проявляются в ходе простых двигательных актов типа ходьбы и бега, а сложные — в единоборствах и спортивных играх. К относительно элементарной форме можно отнести точное воспроизведение пространственных параметров движений; быстрое перестроение двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки — к более сложной.

В хоккее координационные способности тесно взаимосвязаны с другими физическими способностями: скоростными, силовыми, гибкостью, а также с техникой и тактикой игры [13] [17] . По этой причине были введены явные (абсолютные) и латентные (относительные, или парциальные) показатели координационных способностей [13] . Первые характеризуют уровень развития координационных способностей без учёта скоростных, силовых и других возможностей данного спортсмена. Относительные же направлены на оценку уровня координационных способностей с учётом этих возможностей. Ввиду широкого разнообразия специальных координационных способностей, может применяться множество абсолютных и относительных показателей координационных способностей [13] .

Всё вышесказанное позволяет констатировать, что утрачены большие надежды на быструю и простую диагностику системы управления и исполнения двигательной деятельности. Очевидно, что специалистам в области хоккея для объективной оценки координационных способностей необходима научно обоснованная комплексная батарея тестов.

Согласно разработкам В.И. Ляха [13] , основными критериями оценки координационных способностей являются: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые, в свою очередь, обладают качественными и количественными характеристиками (Рисунок 1).

Качественная сторона (названная Н.А. Бернштейном (1946) адекватностью) правильности выполнения движений заключается в приведении двигательных действий к намеченной цели, а количественная — в точности движений.

Быстрота включает в себя скорость выполнения сложных в координационном плане двигательных действий в условиях временного дефицита, быстроту овладения новыми двигательными действиями, скорость достижения заданндвигательными действиями, скорость достижения заданного уровня точности или экономичности, быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.

Качественной характеристикой рациональности служит целесообразность движений, а количественной — их экономичность. Экономичность количественно отражает соотношение результата деятельности к затратам на его достижение (В.М. Дьячков, 1972; В.М. Зациорский, 1979; В.Л. Уткин, 1984; В.И. Лях, 2006), и зависит как от эффективности техники выполнения движений, так и функциональных возможностей (МПК, ПАНО и др.) атлета [18] .

Находчивость, согласно Н.А. Бернштейну, включает в себя устойчивость (стабильность) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, и инициативность (активная сторона находчивости), которая заключается в поиске оптимальных вариантов решения двигательной задачи. Стабильность является обобщённой количественной характеристикой выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Принято различать стабильность выполнения отдельных характеристик движения и стабильность результатов.

Основными методами оценки координационных способностей являются: метод наблюдения, тестирования, экспертных оценок, и аппаратурные методы [13] .

В практике спорта для измерения координационных способностей применяются как физические тесты, так и психодиагностические [19] [19] .

Исходя из этого, В.И. Ляхом разработана минимально допустимая батарея из 5 тестов, позволяющих достаточно полно и информативно определить уровень развития координационных возможностей [13] . Представленные контрольные упражнения позволяют определить как относительные, так и абсолютные показатели координационных способностей, которые относятся к разным группам двигательных действий:


Оборудование:

Секундомер или тайминговая система; ровные дорожки длиной 30 и 10 метров, ограниченные двумя параллельными линиями; за каждой линией 10-метрового отрезка — 2 полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 медицинбола.

Итоговый результат включает в себя три показателя:

  • Время преодоления 30-метрового отрезка (показатель скоростных способностей; условное обозначение — Т);

Оборудование:

Общие указания:

Оборудование:

Теннисные мячи, полоса метания и разметка с делениями 0,1 метра.

Спортсмен занимает исходное положение сед ноги врозь, теннисный мяч в одной руке, другая свободна. По готовности испытуемый совершает метание мяча из-за головы сначала ведущей, после чего неведущей рукой, сидя лицом по направлению метания.

Общие указания:

С точки зрения биомеханики, наилучший индивидуальный результат достигается при метании мяча под углом около 45°. Для броска теннисного мяча каждой рукой даётся по три попытки. В протоколе фиксируются лучшие результаты метания мяча каждой рукой.

Оборудование: Теннисные мячи; мишень размером 2x2 метра с разметкой, позволяющей измерять точность метания мяча с погрешностью 5 см.

По готовности из исходного положения сед ноги врозь спортсмен выполняет подряд 10 зачетных бросков теннисного мяча из-за головы в мишень. Мишень должна находиться по направлению метания строго напротив руки, которой выполняется метание. Отдельно фиксируется точность метания как для ведущей руки (S3), так и для неведущей (S4). Полученные результаты отражают уровень развития абсолютных показателей координационных способностей, проявляемых в баллистических (метательных) движениях с установкой на меткость.

Общие указания:

Мишень устанавливают в фиксированном положении, и она должна быть хорошо видна. В центре мишени крепится деревянный брусок высотой 10 см, который служит ориентиром для попадания. По итогам предыдущего теста, от бруска высчитывается расстояние в 50% от максимальной дальности метания в отдельности для ведущей и неведущей руки каждого испытуемого. После чего для каждого спортсмена в индивидуальном порядке устанавливается отметка, на которой он должен принять исходное положение для метания на точность. Сперва всеми испытуемыми выполняются броски на точность ведущей рукой, а затем — неведущей.

Оборудование:

Секундомер или тайминговая система; ровная дорожка длиной 10 метров, ограниченная двумя параллельными линиями; 3 конуса; баскетбольный мяч. По прямой линии бега чертятся три круга диаметром 0,8 метра. Центры кругов, в которых устанавливают конусы, располагаются на расстоянии 2,5 метра друг от друга. От линии старта до центра первой стойки, как и от центра третьей стойки до линии финиша расстояние составляет также 2,5 метра.

Регистрируется общее время преодоления всей дистанции для ведущей (Т3) и неведущей руки (Т4), что является отражением абсолютных показателей координационных способностей, проявляемых в спортивно-игровых двигательных действиях.

Общие указания:

Все спортсмены выполняют контрольное упражнение сначала ведущей рукой, затем после отдыха до полного восстановления — неведущей; в третьей попытке — снова ведущей и, в заключение, в четвертой — неведущей. В протоколе фиксируется лучшая попытка ведущей и неведущей рукой. Если при ведении мяча испытуемый теряет его на расстояние более одного метра от начерченного вокруг стойки круга, ему даётся право на выполнение повторной попытки.

Автор рекомендует проводить данную батарею тестов в течение двух дней: тесты № 1, 2 и 5 — в первый, а тесты 3 и 4 — во второй [6] .


Y Balance Test Station — это тест в динамическом режиме, выполняемый в стойке на одной ноге (Рисунок 3), что предъявляет повышенные требования к силовым и координационным способностям, гибкости, а также проприорицепции. Данная методика используется для контроля коордиационных способностей, симметрии в движениях, а также определяет уровень риска получения травмы нижних конечностей. Тест включает в себя оценку амплитуды движений в трёх направлениях: вперёд, задневнутреннее, заднелатеральное. Цель: удерживая равновесие на одной ноге, продемонстрировать максимально возможную амплитуду движения (гибкости) другой ногой, плавно двигая измерительную платформу. Испытуемый делает по три попытки во всех направлениях каждой ногой. Результат оценивается в сантиметрах.

Методические указания:

Попытка не засчитывается, в случаях, если испытуемый касается ногой пола или толчковым движением перемещает платформу.

Для оценки координации движений в спортивной психологии используются специальные координациометры, включающие в себя источник тока, электросчётчик и металлическую панель с несколькими фигурными вырезами [19] . Задача испытуемого ввести посредством координированных движений руками металлический щуп 50 см в калиброванное отверстие железной пластинки. Электросчетчик регистрирует число касаний края выреза.


Простым способом контроля способности к поддержанию равновесия тела является разработанный в Северной Америке тест на стато-динамическое равновесие. Для проведения теста необходимо наличие секундомера и балансировочной доски (Рисунок 4). Существует большое количество их разновидностей, хотя принцип действия везде схож. Вне зависимости от того, балансировочная доска какой фирмы будет использоваться, — главное, чтобы при повторных исследованиях использовалась одна и та же.

Оценивается количество касаний пола за 30 секунд.

По результатам обследований более чем 100 хоккеистов различных клубов КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) для данного теста создана оценочная шкала:

Читайте также: