Проблема гуманизма в романе обломов кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Направление и жанр

Композиция и конфликт

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  • Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
  • Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
  • Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
  • Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
  • Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная идея

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Критика

Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.

Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.

Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:

Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 08.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 17.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.01.2022

комментариев 15

Да, Ольга была воспитана под влиянием предрассудков того времени и едва ли могла разобраться в себе. Но гениальность автора в том и состоит, что он не стал отвечать на все поставленные вопросы, а изобразил женщину во всей ее противоречивой наготе. Он предвосхитил свое время и дал почту многим другим авторам, которые и после него не оставляли попыток разобраться в женской душе.

Ну — напоследок — стихи…

***
Не знаю прав ли ты. Ах, если и не прав,
То разве я смогу уйти к правдивым?
От перемены жизненной устав,
Хочу я быть не правой, а счастливой.

И даже если я сама ошибкой
Люблю тебя, стремлюсь к тебе… к Тебе,
И даже если мое счастье зыбко,
Могу ли я уйти к иной судьбе?

Так как же быть? С тобой ли оставаться?
Иль пересилив… Нет, уж лучше так!
Я тоже не хочу пожара страсти,
Но разве я могу иной воздвигнуть знак?

Я просто утверждаю – даже если
Ты все ж неправ, я – тоже неправа!
И пусть осудят эту мою песню,
Могу ль иные подобрать слова?

…Но знаешь, милый, в чем моя беда?
Я так хочу со всеми поделится
К тебе любовью, как дождем пролиться.
Но им нет дела… Будет ли когда?
И я не вижу прока в истине такой:
Я правду видела — иной.
Она дороже, коль идет от сердца.
Но от любви мне никуда не деться.
Нет, пусть бы даже вовсе очернили,
Но искренно! Не просто повторили
За кем-то перед. Даже Добролюбов
Его от сердца ненависть была.
А я оправдываю… Кто-то в пересудах
Мне пояснил, что правда, как скала,
Она посередине пропастей,
Двух крайностей: чернить или белить.
Но мне дороже их проповедей
Вот этот взгляд, что видела во сне. И все забыть
Я за него безтрепетно готова.
Его и наяву я сохраню всегда.
Пускай твердят, что чувство уж не новость.
Но знаешь, милый, в чем моя беда?…

***
Ну зачем мне читать сочинения школьные,
Ну зачем мне статьи, ну зачем разговоры?
Ведь опять будет странно и больно
Снова слышать с очевидностью споры.

А душа порывается – нет, все не так!
Неужели так человеческая жизнь несложна,
Что никак не признать человеческие права,
Искать самому свое счастье, свой собственный знак?

А у него рассыпаются волосы по подушке,
А он даже не знает сколько пишут о нем.
И так тепло, так в этой комнате душно,
Летним и безмятежным днем…
А потом раздадутся мятежные звуки
И запросится сердце любить и страдать.
И признание, письма, а после разлука.
Но пока ему так хорошо об этом не знать.

Если б все это назвать, обозначить,
Определение выискать верное.
А пока только шаг от смеха до плача,
Робкий луч сквозь оконце наддверное.

Эти строки станут прекрасным эпилогом для наших критических изысканий) Там, где запутывается разум, проливает свет душа, которая живет именно в поэзии.

… в поэзии, которая питается — Любовью. Хотя бы просто — к человеку, я не говорю о других родах, это не для всех. Вы вот — мужчина, например. Но как к человеку ведь вы можете к нему относиться.

Социальная проблематика

Обломов национальный характер

Вопрос национального характера

Философская проблематика

Тема любви

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Черты русского национального характера в Обломове

Введение

Быт и образ жизни

Образ Обломова

Образ Обломова

1. Образ жизни Ильи Ильича.

2. Образ Обломова и окружающие.

3. Что такое обломовщина?

Образ Обломова предпочитает удобный халат, в котором он ходит дома без жилета и галстука. Его времяпровождение одинаково для любого времени суток: Илья Ильич почти всегда лежит. Он не находит в себе сил даже встать и умыться. Гончаров сравнивает своего героя с больным, говоря, что лежание и для больного, и для Обломова — насущная необходимость. В доме все идет без участия в этом Обломова, даже старый слуга Захар, который воспитывал его с детства и живет с ним до сих пор, не следит за порядком. Он сам решил, что входит в его обязанности, и ничего другого делать не будет.

Все пущено на самотек, Илье Ильичу, конечно, нравится чистота, но он предпочел бы, чтобы она возникала сама собой. Из деревни Обломовки, вотчины Ильи Ильича, приходит письмо: староста пишет, что мужики разбредаются, урожая нет, и, значит, денег Обломовка принесет меньше. Очевидно, что староста не чист на руку, но Обломов не может ни поехать разобраться на месте, ни написать ему ответ. Сначала для ответа есть пыл, но нет бумаги, потом, когда бумагу для письма находят, пропадает пыл. То надо завтракать, то чернила кончились. Так же движется переезд с квартиры, которую хозяева собираются ремонтировать, и поиски нового жилья.

Обломов живет в Петербурге двенадцатый год. Он понемногу отдаляется от общества, ограничиваясь общением с приходящими к нему знакомыми. Сначала он был полон готовности поступить на службу, но она вскоре разочаровала: нудно писать бесконечные бумаги. Раньше он понимал служебные отношения почти как семейные, думал, что начальник должен о нем заботиться как о самом себе, быть как отец родной. Но иллюзии рухнули, когда Обломов, канцелярский чиновник, случайно отправил важный документ вместо Астрахани в Архангельск, перепутав города. Илыо Ильича не уволили, но он сам, опасаясь выговора от начальства, сказался больным и потом, так и не выйдя на службу, уволился.

В обществе своенравный Образ Обломова тоже не ужился, ему постепенно надоедает ходить на вечера, тяжко надевать фрак и бриться каждый день. С женщинами он не имел близких отношений, только кланялся на расстоянии. Вытащить в люди со временем его мог только Штольц, а его часто не было в городе. Поэтому все больше времени Обломов был дома. Он отвык от выходов и опасался их, так как не привык к многолюдной суете. Если даже и загорается искорка в Обломове, то его решимости хоть немного изменить свою жизнь хватает ненадолго.

Гончаров сравнивает голову своего героя с библиотекой из разрозненных томов разного содержания. Обломов в минуты душевного подъема, приободренный Штольцем, серьезно думает о своем предназначении, ищет свое место в жизни. Но все заканчивается мечтами на диване. Внутренняя его жизнь кипит, Илья Ильич воображает себя великим полководцем, художником, мыслителем. Но все вокруг по-чему-то считают, что он ничем не занимается. В конце концов Обломов думает о тихом семейном счастье и заботах об имении, мысленно чертит планы и составляет сметы. Так продолжается несколько лет.

Вокруг Обломова кипит жизнь, его навещают знакомые, рассказывают о свадьбах, о повышении по службе, куда-то псе время приглашают. Он неподвижен. Илья Ильич принимает визитеров, чтобы было, кому пожаловаться и попросить поднять платок, почитать книг)’ или написать письмо. Врач говорит, что при таком образе жизни Обломов через два-три года умрет от удара. Рекомендует ему не читать, избегать мыслей, больше гулять, заниматься танцами и охотой, съездить за границу. Но Образ Обломова не способен к таким решительным шагам.

Ему помогает Штольц, знакомя его с Ольгой, ради которой Образ Обломова стал более подвижный образ жизни. Но отношения не завершились свадьбой, как мечталось: он не выдержал этот ритм. Идиллия жизни Обломова возникает в его сне: тихая сонная деревня Обломовка, где людей ничто не волнует, даже гроза приходит в установленное время. Особенно поражает картина всеобщего послеобеденного сна, который, как повальная болезнь. Обломов с детства впитывал отношение окружающих, не обремененных делами, к жизни, и это принесло свой результат.

Ближе всего Обломову верный слуга Захар и приятель Андрей Штольц. Для Захара его барин выше всех. Штольц по отцу — немец, по матери — русский, получил трудовое практическое воспитание, отличное от обломовского. Он много успел: служил и вышел в отставку, нажил дом и деньги. Образ Обломова же, по словам Штольца, как ком теста. Андрей возит его всюду с собой, но Обломов устает и говорит, что его идеал — жениться, уехать в деревню и неторопливо жить там. Штольц говорит ему, что это не жизнь, а обломовщина. Этим и заканчивается жизнь Ильи Ильича: он обретает свою мечту в доме Агафьи Пшеницыной, которая не требует от него изменений в жизни.

Эстетическая критика видела в герое чистую, нежную натуру. Обломовщина — типично национальное явление, это обычный для провинциальных дворян путь. Служба в департаменте не по силам Обломову, который предпочел карьере лежание на диване. Первая часть романа описывает болезнь, а вторая дает ей объяснение. Царство крепостной России — вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Обломовщина — это выражение общественного неустройства крепостнической России. Ее причина — привычка получать все даром, без труда.

Тема дружбы

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба – личности, самодостаточные и искренние.

Непревзойденное чувство

Отношение к труду

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Социальная проблематика

Поиски смысла жизни

проблемы обломова в романе обломов

Быт и образ жизни

проблемы в романе обломов

Тема дружбы

гончаров обломов проблемы романа

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба – личности, самодостаточные и искренние.

Непревзойденное чувство

проблемы произведения обломов

Отношение к труду

проблема произведения обломова

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Поиски смысла жизни

Читайте также: