Проблема факторов в нейропсихологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенного мозговой структуры, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Фактор – это, те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах. Проблема: нет точных конкретных знаний о природе, типах факторов, и т п. Тем не менее: типы факторов:

1. Модально-специфические факторы, связанные с работой анализаторных систем. Морфологическим субстратом этих факторов является, прежде всего, вторичные поля коры больших полушарий, входящие в ядерные зоны корковых отделов анализаторов. Модально-специфические нарушения проявляются в виде различных гностических дефектов и дефектов праксиса (агнозии, апраксии, нарушения речи), и в виде различных модально- специфичексих мнестических нарушений (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной памяти)

2. Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических структур мозга.

- Фактор "инертности-подвижности" нервных процессов, лежащих в основе синдромов поражения передних отделов мозга, обуславливающий различного рода персеверации.

- Фактор активации-дезактивации, нарушение которого ведет к явлениям адинамии, нарушениям произвольного внимания.

- Фактор "спонтанности -аспонтанности", лежащий в основе активного целесообразного поведения. Его нарушение ведет к дезорганизации поведения, к замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами.

3. Факторы, связанные с работой ассоциативных – третичных– областей коры больших полушарий. Отражают процессы взаимодействия разных анализаторных систем, процессы переработки уже преобразованной в коре больших полушарий информации. Эти факторы отражают работу двух основных комплексов третичных полей – префронтального и зоны ТРО. При поражении префронтальных конвекситальных отделов коры наблюдаются нарушения программирования и контроля как в элементарных двигательных и сенсорных процессах, так и в сложных формах перцептивной, мнестической или интеллектуальной деятельности. При поражении зоны ТРО (ЛП) нарушается симультанный анализ как в наглядно-образных, так и в вербально- логических операциях.

4. Полушарные факторы, связанные с работой ЛП и ПП мозга как целого.

- Факторы, связанные с абстрактными и конкретными способами переработки информации. ЛП – речь, а ПП – синтез наглядно-образной информации.

- Фактор произвольной и непроизвольной регуляции психической деятельности. Произвольный уровень регуляции ВПФ связан с работой ЛП (у правшей), а непроизвольный – с работой ПП. Произвольная регуляция движений страдает главным образом при поражении передних отделов ЛП. Произвольное запоминание и воспроизведение вербального и невербального материала нарушается при поражении различных структур ЛП. Произвольная регуляция временных характеристик интеллектуальной деятельности страдает у больных с поражением ЛП. Нарушения автоматизированного уровня – при поражении ПП.

- Фактор осознанности ПФ и состояний. Осознанность как способность субъекта дать отчет о собственных психических процессах, тесно связанная с речевой системой. Поражения ПП значительно чаще, чем поражения ЛП сопровождаются нарушениями осознания больными своего дефекта.

- Фактор сукцессивной (симультанной) агнозии ВПФ. Сукцессивность – последовательная организация психической деятельности, подчиненной определенной программе, в большей степени связана с работой ЛП. Симультанный принцип организации (принцип гештальта) представлен в ПП.

5. Факторы межполушарного взаимодействия, обеспечивающие закономерности совместной работы ЛП и ПП и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур мозга.

6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов: кровообращения, ликворообращения, гуморальными, биохимическими процессами, и т.д., т.е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга. Общемозговая нейропсихологическая симптоматика характеризуется широким спектром нарушений, в основном динамических аспектов ПФ, колебаниями в осуществлении различных видов психической деятельности.

7. Факторы, связанные с работой глубинных структур мозга

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Какие именно факторы известны? На основании синдромного анализа или изучения структуры различных нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях мозга взрос­лого человека, можно выделить следующие типы факторов.

4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга как целого. Изучение полушарных факторов началось в нейропсихологии сравнительно недавно в связи с инте­ресом к проблеме межполушарной асимметрии мозга. Данные факторы являются интегративными, характеризуя не работу отдельных зон мозга, как описанные выше регионарные факторы, а работу всего полушария в целом. Необходимость выделения таких факторов связана с хорошо установленным фактом функциональной неоднородности, неравнозначности левого и правого полушарий в мозговой организации высших психических функций (и прежде всего речевых). Полушарные факторы характеризуют общую стратегию (или общие принципы)работы левого и правого полушарий. Они носят характер дихотомий, различающих принци­пы работы левого и правого полушарий мозга. В современной нейропсихологии нет общепризнанной классификации этих страте­гий — дихотомий. На основании нейропсихологических данных можно выделить следующие полушарные стратегии работы (или факторы):

б) Фактор произвольной (непроизвольной) регуляции психической деятельности. Как известно, каждая высшая психическая функция имеет уровневую организацию. После Джексона, впервые высказавшего это положение, идея уровней была принята как в физиологии, так и в психологии. Наиболее четко выделены уров­ни произвольной и непроизвольной регуляции психических функ­ций. Клинические, экспериментально-психологические и психофи­зиологические данные указывают на то, что произвольный уровень регуляции высших психических функций связан по преимуществу с работой левого полушария (у правшей), а непроизвольный, автоматизированный — с работой правого полушария. Нейропсихологические исследования показали, что произвольная (речевая) регуляция движений и действий страдает главным образом при поражении передних отделов левого полушария. Произвольное запоминание и воспроизведение вербального и невербального материала нарушается преимущественно при поражении различных структур левого полушария. Произвольная регу­ляция временных характеристик интеллектуальной деятельности (в виде замедленности, трудностей произвольного ускорения темпа, персевераций и т. д.) страдает главным образом у больных с поражением левого полушария так же, как и произвольная регуляция эмоциональных состояний. Нарушения автоматизированного уровня реализации психических функций (например, письма) наблюдаются, как правило, у больных с пора­жением правого полушария.

в) Фактор осознанности (неосознанности) психических функций и состояний. Осознанность как способность субъекта дать отчет о собственных психических процессах и состояниях тесно связана с речевой системой, с языковыми семантическими катего­риями, что прежде всего и объясняет различное отношение левого и правого полушарий мозга к этому аспекту психической деятель­ности. Клинические нейропсихологические наблюдения свидетель­ствуют о том, что поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого, сопровождаются нарушениями осоз­нания больным своего дефекта (т. е. явлениями анозогнозии). Этот феномен может проявляться в зрительной, тактильной, дви­гательной сфере в виде полного отрицания левостороннего дефекта или в виде явлений игнорирования левой половины тела и левой части зрительного и слухового пространства. Эти симптомы могут протекать на фоне общих нарушений сознания. При левосторонних поражениях мозга подобные дефекты осознания встречаются зна­чительно реже.

г) Фактор сукцессивной (симультанной) организации высших психических функций. Сукцессивность, понимаемая как последо­вательная, развернутая во времени организация психической дея­тельности, подчиненной определенной программе; в соответствии сданными нейропсихологических исследований в большей степени связана с работой левого полушария (у правшей). Симультанный принцип организации психических процессов (принцип гештальта) преимущественно представлен в правом полушарии. Больным с левосторонними поражениями в большей степени свойственны симптомы адинамии как в поведении, так и в различных психиче­ских функциях. Для правосторонних больных более характерны трудности объединения различных стимулов (признаков) в единое целое (зрительный образ, мелодию и т.п.). У таких больных наблюдается фрагментарность восприятия, трудности пространст­венного симультанного синтеза в наглядном плане, нарушения рисунка и другие симптомы нарушения симультанной организа­ции психических функций.

Все факторы, описанные в нейропсихологии, обладают общей чертой, а именно: нарушение каждого из них вследствие того или другого локального поражения мозга приводит к появлению нейропсихологического синдрома, характеризующегося определенной структурой симптомов. Факторы обладают определенной автономностью, независимостью; нарушение одного из них может не сказываться на других. Это означает, что они отражают работу определенных отно­сительно автономных дифференцированных мозговых систем, которые характеризуются собственными закономерностями. Разработка проблемы факторов в нейропсихологии неразрывно связана с дальнейшей разработкой теории системной динамиче­ской локализации высших психических функций, с изучением специфики тех функциональных систем, которые обеспечивают протекание сложных форм психической деятельности человека.

Проблема нейропсихологического фактора является второй ключевой проблемой нейропсихологии как науки (третья – это проблема метода).

Именно в определение нейропсихологического фактора упираются как теоретическая, так и практическая деятельность каждого нейропсихолога с приходом определённого времени. Ведущие специалисты и основатели основных нейропсихологических школ (Лурия А. Р., Хомская Е. Д., Цветкова Л. С., Корсакова Н. К. и др.) по-разному рассматривают значение нейропсихологического фактора, выделяют новые ракурсы данного понятия, которые также привносят изменения в ход коррекции и реабилитации.

Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы .

. Хомской "Нейропси­ хологическая школа А.Р. Лурия". Вопросы психологии. 1977. №5. С. 74-101. с;о- Копия 2 распр.нарушения у детей

Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на .

Нарушения модально-специфических факторов лежат в основе целого ряда хорошо изученных нейропсихологических синдромов: поражения затылочных, теменно-затылочных, височных, височно-затылочных, теменных, премоторных отделов левого и правого полушарий мозга (Хомская Е. Д., 1986).

Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий. Данные факторы отражают процессы взаимодействия разных анализаторных систем и процессы переработки уже преобразованной в коре информации. Третичные поля, составляющие свыше половины всей площади коры больших полушарий, подразделяются на несколько комплексов: передний конвекситальный префронтальный и задние — верхний и нижний — теменные и височно-теменно-затылочный (зона ТРО).

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных .

. психических функций в левом и правом полушариях мозга или принцип латеральной специализации мозговой организации психических функций. Изучение конкретной мозговой организации каждой из высших психических функций у . указывали Выготский и Лурия, высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов (т.е. они социальные по .

Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов, кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т.д (Хомская Е. Д., 1986).

Все факторы, описанные в нейропсихологии, обладают рядом общих черт, а именно: их нарушение приводит к появлению целостного нейропсихологического синдрома, в котором нарушения различных психических функций имеют общее основание; данные факторы обладают определенной автономностью, независимостью, что означает, что факторы отражают работу определенных автономных систем, характеризующихся собственными системными закономерностям (Хомская Е. Д., 1986).

Разработка проблемы факторов в нейропсихологии неразрывно связана с дальнейшей разработкой концепции системной динамической организации высших психических функций, концепции функциональных систем применительно к высшим психическим функциям человека, с необходимостью ответить на два основных вопроса: 1) чем отличаются функциональные системы, лежащие в основе осуществления высших психических функций у человека, от функциональных систем, обеспечивающих психические функции животных; 2) в чем отличия функциональных систем, лежащих в основе различных психических функций (речевых, наглядно-образных и др.).

Высшие психические функции 2

. знаков как средств регуляции психической деятельности. В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы. Высшие психические функции возникли при помощи знака. . развиваются высшие психические функции. Исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека .

Ответы на эти вопросы требуют прежде всего детального исследования проблемы факторов, изучения различных звеньев функциональных систем мозгового обеспечения психической деятельности (Хомская Е. Д., 1986).

В другой работе, Е. Д. Хомская пишет, что в соответствии с представлениями А.Р.Лурия, нейропсихологический фактор— это такая морфо-функциональная единица деятельности мозга, которая характеризуется определенным принципом работы (modus operand!) и поражение которой приводит к появлению целостного нейропсихологического синдрома (закономерного сочетания нарушений высших психических функций, объединенных единым радикалом).

Каждый фактор, составляя звено соответствующей функциональной системы (или нескольких систем одновременно), ответственен за определенное звено (параметр) психических функций, также являющихся системными образованиями. Таким образом, согласно А.Р.Лурия, соотношение мозга и психики следует понимать, как соотношение определенных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов (факторов) с определенными звеньями (параметрами) психических функций (Хомская Е. Д., 1999).

Вслед за Л.С.Выготским А.Р.Лурия считал, что высшие психические функции представляют собой сложные психологические системы или сложные виды сознательной психической деятельности, характеризующиеся сложным составом компонентов. Последние могут быть разделены на динамические и структурные. К числу динамических относятся различные процессуальные характеристики функции: временные (скорость, длительность, равномерность и т.д.) и регуляторные (подчинение процесса реализации психической деятельности определенной программе, контроль за ее выполнением по этапам и в целом).

Динамические характеристики отвечают на вопрос о том, как осуществляется та или иная психическая функция (безотносительно к ее содержанию).

Изучение динамических и структурных компонентов психических функций (т.е. анализ их состава как сложных психологических системных образований) составляет самостоятельную актуальную теоретическую задачу нейропсихологии, сближающую ее по целям с общей психологией. Для самой нейропсихологии выделение компонентов психических функций важно прежде всего для понимания роли того или иного нейропсихологического фактора в их осуществлении (Хомская Е. Д., 1999).

61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные .

. которые требуются для приобретения определенных рабочих функций и успешной деятельности. Профессиональная пригодность к педагогической деятельности предполагает наличие физического здоровья, хороших речевых . владение разнообразными методами обучения и воспитания. Без любого перечисленного фактора успешная педагогическая работа невозможна. При этом необходимо помнить, что .

Таким образом, в Луриевской нейропсихологии выделены три типа или уровня анализа нейропсихологических факторов: 1) морфологический (указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает определенный синдром), 2) физиологический, функциональный (указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию), 3) психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении разных психических функций).

В большинстве нейропсихологических работ используется язык психологического описания роли того или иного фактора в осуществлении разных психических функций (т.е. в генезе нейропсихологического синдрома) (Хомская Е. Д., 1999).

С другой стороны, Корсакова Н. К. в работе указывает, что логично поставить вопрос о направленности такой разработки. Что необходимо: расширение и углубление содержания классических луриевских типов НПФ (нейропсихологический фактор или формирование новых принципов выделения НПФ как единицы в сочетанном рассмотрении психической деятельности и работающего мозга? В последнем случае нельзя исключить возможность выхода за пределы аналитического структурно-функционального подхода к высшим психическим функциям (ВПФ) (гнозис, праксис, память и т.д.), а также за пределы составляющих их звеньев(Корсакова Н.К, 2012).

Автор указывает на несколько особенностей (посылов от разработок НПФ А.Р. Лурия).

Во-первых, в концепции А.Р. Лурия факторы являются разновеликими по тем объемам проявлений психики, которые в них включены. В этой разновеликости представлены и такие неделимые по своему содержанию и церебральной локализации факторы, как, например, фонематический слух, и такие многослойные, как, например, регуляция движений и действий. В последний (все чаще обозначаемый как произвольная регуляция деятельности) входят многие субфакторы: целеполагание, планирование и программирование действий, прогнозируемый образ результата, контроль за выполнением и т.д. Все перечисленные субфакторы соответствуют описанию полифункциональности лобных долей мозга, с работой которых связана произвольная регуляция активности (Корсакова Н.К, 2012).

Копия 2 распр.нарушения у детей

. признаками аутизма являются: 1. Трудности коммуникации. 2. Сильные реакции на сенсорные раздражители. 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) . Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно .

Весь накопленный к настоящему времени арсенал клинических и экспериментальных данных позволяет говорить о выявляемой в онтогенезе относительной самостоятельности перечисленных выше субфакторов произвольной регуляции, а также о парциальности нарушений одних субфакторов и сохранности других при патологии лобных долей (или при гипофронтальности).

Во-вторых, актуальность обращения к проблеме НПФ обусловлена необходимостью интеграции концептуального осмысления клинических и экспериментальных феноменов, выявляемых при поражении правого полушария мозга и при нарушениях в церебральных структурах, обеспечивающих межполушарное взаимодействие. В этом контексте значимыми представляются и социокультурные вызовы, в частности академический интерес к роли правой гемисферы в психике и поведении в связи с нейропедагогикой, с проблемами левшества, с увеличением влияния зрительно-перцептивных форм информационного давления среды на психическое отражение (Корсакова Н.К, 2012).

Наследственные факторы в нарушениях познавательных процессов при шизофрении

. патогенеза шизофрении важно установить пути реализации генетических предпосылок в аномалии работы мозга и нарушения психических процессов, проявляющиеся симптомами болезни. В рамках рассматриваемой проблемы на клиническом . в причинную цепь возникновения и развития которого входят как генетические факторы, так и факторы внешней и внутренней среды индивида, включая и особенности его психологического .

Таким образом, конкретное содержательное наполнение понятия НПФ, его более общий или более частный характер в отношении пространства психической деятельности человека зависят от концептуальных представлений о психике и о структурно-функциональной конструкции мозга (Корсакова Н.К, 2012).

Особое место в работах А.Р. Лурия уделено фактору пространственного анализа и синтеза. Этот НПФ так же многослоен (будучи связан с активностью зоны ТПО, являющейся ассоциативной), как и фактор произвольной регуляции психической деятельности, соотносимый с префронтальными отделами мозга. Однако если о структурных составляющих (субфакторах) последнего многое известно, то пространственный анализ и синтез до настоящего времени недостаточно конкретизирован, а имеющиеся данные о симптомах при нарушении этого НПФ слабо интегрированы, что препятствует разработке синдромов, относящихся к зоне ТПО (Корсакова Н.К, 2012).

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

Л. С. Цветкова работе указывает, что в собственных теоретико-экспериментальных исследованиях и практической реабилитационной работе с больными с афазией обратили на себя внимание такие характеристики фактора, как его многозначность, полифункциональность, а также наличие структуры, в которую входят разные уровни его морфофизиологии и психологии (Цветкова Л.С., 2002).

Полученные факты, которые описаны в ряде других моих работ, дают основание рассматривать фактор не как далее неразложимое образование в виде простейшей психической функции, локализованной в топически ограниченном участке мозга, а как образование, имеющее сложную иерархическую вертикально-горизонтальную структуру, каждая составляющая которой может локализоваться на разных уровнях коры и подкорки головного мозга. Важно то, что все уровни фактора взаимосвязаны и он представляет собой единое целое при нормальном протекании функции, в основе которой он лежит, но при поражениях мозга могут оказаться нарушенными разные его уровни, и это будет зависеть от топики и степени поражения коры мозга. На каждом уровне вертикального иерархического и транскортикального строения один и тот же фактор будет иметь разные клиническое и психологическое проявления. Эти проявления нарушения фактора я и обнаружила в своих экспериментах (Цветкова Л.С., 2002).

Также автор определяет новые факторы и даёт подробный пример для понимания данной концепции: 1.фактор невербальных форм поведения, лежащий в основе нарушения коммуникации из-за дефектов восприятия, понимания речи и в целом вербально-невербального поведения субъектов, с которыми больной вступает в контакт; 2. фактор нарушения предметных перцепторных образов и образов-представлений, ведущий к дефектам некоторых форм и функций речи, в частности, номинативной функции, т.е. к нарушению называния предметов, к нарушению невербальных смыслов, к снижению уровня понимания речи и т.д (Цветкова Л.С., 2002).

Так, нарушение фактора образа-представления на психологическом уровне проявляется в симптомах нарушения вычленения существенных признаков предмета, что приводит к предметной агнозии (неузнаванию предмета), а на уровне речи этот фактор ведет к нарушению вычленения существенных признаков слова, вследствие чего искажается понимание его значения и актуализация точного слова, и оно замещается другим словом, близким по смыслу. На психофизиологическом, уровне происходит дисбаланс, или нарушение взаимодействия зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. На морфофизиологическом уровне обнаруживается поражение в системе задне-височных, передне-затылочных и нижне-теменных зон мозга. Особенно это касается поражения второй височной извилины (21-37 поля) коры левого полушария (Цветкова Л.С., 2002).

Примеры похожих учебных работ

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

. мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга -- это характеристика распределения функций психических . одна сфера деятельности левого . показана связь нарушений речи у .

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной .

. nпсихических процессов у детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности .

Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи

. себе (Л С Выготский) Нарушение речевой деятельности у детей с общим . взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Многозначность народного искусства . развернутого речевого высказывания, А.Р. Лурия выделяет контроль за его построением .

Тема: Динамика становления мозговой организации психических функций и ее нарушения

Блоки мозга и функции психического отражения

. о физиологических механизмах психической деятельности получил за последние годы новое освещение благодаря успехам в изучении функций мозгового ствола с помощью методики непосредственного раздражения нервной ткани мозга вживленными под .

Способности как фактор успешности профессиональной деятельности

. психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут формироваться различные психологические способности. Это определенно направленностью личности и эффективностью деятельности. . как факторов успешной трудовой деятельности. .

4260 дн. с момента
открытия on-line центра

Нейропсихологические факторы: классификация, характеристика каждого типа и общая для всех

Модально-специфические факторы

  • зрительной,
  • слуховой,
  • кожно-кинестетической,
  • двигательной (моторная сфера).
  • агнозий – гностических дефектов,
  • апраксий – праксиса,
  • амнезий – модально-специфических мнестических нарушений.
  • вторичных полей коры полушарий, входящих в
    "ядерные зоны" корковых отделов анализаторов
    (по И.П. Павлову).

Модально-неспецифические факторы

  • адинамией,
  • нарушениями произвольного внимания,
  • нарушениями селективности психических процессов;

  • дезорганизации поведения,
  • замене целесообразных актов шаблонами и стереотипами.

Факторы, связанные с работой
ассоциативных (третичных) областей коры

  • префронтальый синдром,
  • синдром зоны ТРО.

Полушарные факторы, связанные с работой
левого и правого полушарий мозга как целого

  • Интегративны по своей сути;

Факторы, связанные со способами переработки информации

  • Абстрактные (вербально-логические) способы
    • функции, опосредованные речью,
      связаны преимущественно с работой левого полушария;

    • связаны преимущественно с работой правого полушария.

    Фактор произвольной / непроизвольной
    регуляции психической деятельности

      Произвольный
        связан с работой левого полушария (у правшей);

      Фактор осознанности / неосознанности
      психических функций и состояний

      • Осознанность тесно связана с речевой системой,
        с языковыми семантическими категориями.

      Фактор сукцессивной / симультанной организации ВПФ.

      • Сукцессивная организация психической деятельности
        • последовательная,
        • развернутая во времени,
        • подчиненная определенной программе,
        • связана с работой левого полушария
          в большей степени (у правшей).

        • принцип гештальта
        • преимущественно в правом полушарии.

        Дихотомии, не получившие нейропсихологического подтверждения

        Факторы межполушарного взаимодействия

        • Обеспечивают закономерности
          совместной работы левого и правого полушарий мозга;

        Общемозговые факторы,
        обеспечивающие целостную интегративную работу мозга

        • Общемозговые механизмы
          кровообращения и ликворообращения;

        • Гуморальные, биохимические процессы и т.п.