Проблема демаркации поппера кратко

Обновлено: 07.07.2024

По общепринятому определению, проблема демаркации научного знания является проблемой поиска критерия, позволяющего отделить научные теории (с позиции эмпирической науки) от квазинаучного знания (вненаучных предположений, формальных наук и метафизики). Проще говоря, решение этой проблемы позволит научиться разграничивать научное и ненаучное.

Также проблему демаркации научного знания можно охарактеризовать как проблему определения границ науки, которые отделяют ее от иных методов, служащих для изложения человеком своих мыслей, чувств и убеждений, например, от религии, литературы и искусства. Первое обозначение данной проблемы приписывается западноарабскому философу Ибн Рушду (более известен как Аверроэс) еще в 12 веке. Тогда он заявил о том, что истина двойственна, а именно: существует истина разума (это и есть истина науки) и истина религии. Отсюда появился и научный критерий – логическое изложение.

По мере изучения проблемы демаркации научного знания, стали образовываться все новые философские школы, пытающиеся ее решить. Вкратце расскажем о каждой из них.

Позитивизм

Актуальность проблемы демаркации возросла, когда в 17 веке началась научная революция и появились сторонники идеи о том, что опорой религии служит авторитет и вера, а опорой науки – рассуждения и опыт. В итоге в первой половине 19 века сформировалось философское учение, а также методологическое научное направление, указывающее на эмпирические изучения как на единственный источник научного знания.

Эта школа получила название позитивизма, основным тезисом которого послужило утверждение, что все позитивное, т.е. подлинное знание, является совокупным результатом специальных наук. Основоположником позитивизма стал Огюст Конт.

В позитивизме утверждались несколько основных критериев науки:

  • Релятивизм, где наука занимается лишь выдвижением гипотез, а не претендует на истину высшей инстанции;
  • Эмпиризм, согласно которому научное знание должно опираться на опыт;
  • Прагматизм, в котором научное знание должно нести пользу.

Позитивизм был основным направлением, изучавшим проблему демаркации научного знания, однако все варианты позитивной философии подвергались серьезной критике, причем критиковались они ее же сторонниками. Ни один из предлагаемых вариантов не соответствовал критериям научности позитивизма, а многие из них вообще брали за основу метафизические предпосылки. В итоге проблема демаркации превратилась в одну из главных проблем философии науки вообще, и более существенные попытки ее решить начали предприниматься, когда появилась новая законченная теория философии науки, известная как неопозитивизм.

Неопозитивизм

Неопозитивизм или, как его еще называют, логический позитивизм возник в первой половине 20 столетия. Наиболее яркими представителями этой философской школы стали Отто Нейрат, Рудольф Карнап, Мориц Шлик и другие ученые. Основной идеей течения стала необходимость логико-семантического изучения научного языка, чтобы устранить из него псевдонаучные метафизические высказывания.

Заметим, что если говорить об аналитической философии (а неопозитивизм многими считается именно ее ответвлением), то центральное место в ней отведено логико-лингвистическому изучению проблем философского, а также научного методологического характера. Данное течение признает осмысленность метафизических проблем, однако неопозитивизм предпринимает попытку обосновать отказ от вопросов и представлений философского характера. Так, среди множества вопросов о научном знании неопозитивизм рассматривает и вопрос о способах отличия научных высказываний от вненаучных.

Именно для этой цели в Венском кружке (сообществе ученых, собиравшихся в Вене с 20-х по середину 30-х годов 20 века) выдвинули принцип верификации высказываний, предназначавшийся для выполнения роли критерия демаркации – критерия, посредством которого разделялись квазинаучные и научные высказывания. Согласно этому принципу, высказывание может считаться научным, если его можно свести к так называемым атомарным высказываниям, которые фиксируют непосредственные опытные данные.

Появление принципа демаркации повлекло за собой серьезную критику, а особые затруднения были связаны с невозможностью верифицирования общих законов естествознания. После этого последовало уточнение принципа – его требование заключалось в том, чтобы научные высказывания допускали возможность их сводимости к атомарным высказываниям в принципе. Но, несмотря на то, что уточнение принципа и позволило несколько расширить область его применимости, множество проблем так и остались нерешенными. Критики указали на то, что не только многие законы естественных наук остались неверифицируемыми, но и сам принцип демаркации является таковым. Принцип обладал вненаучным характером, а на борьбу с этим, как известно, и была направлена борьба неопозитивистов.

Все это стало показателем, что установки неопозитивизма неубедительны, а научное знание не может существовать без проблем, вопросов и аспектов философской направленности. Помимо прочего также стоит отметить, что неопозитивизм, невзирая на свои установки и принципы, сам вырабатывает некоторые философские положения и результаты, признанные немалым вкладом в развитие философии.

Здесь отметим, что если вам интересны подобные вопросы, а также, если вы тяготеете к изучению научных знаний, для развития когнитивных способностей мы советуем вам познакомиться с нашим курсом по когнитивистике – представленные в нем техники мышления помогут вам в лучшем освоении столь необычного материала. Но давайте продолжим.

Научное знание у неопозитивистов представляло собой только то знание, которое соответствует миру фактов и событий из области естественных наук. Исходя из этого, отвергалась сама способность философии служить методом теоретического познания проблем мировоззрения. Выражалось же это в том, что философия не признавалась как наука, а две эти области знания противопоставлялись друг другу. Результатом стала серьезная критика неопозитивистского направления и появление нового.

Постпозитивизм

Одним из самых ярых и выдающихся критиков неопозитивизма стал Карл Поппер, бывший представителем уже следующей за неопозитивизмом школы – постпозитивизма. Поппер выдвинул инновационный подход для разработки проблем философии науки. В качестве замены принципа верификации он предложил принцип фальсификации научного знания, который также служил критерием демаркации научных высказываний.

Принцип фальсификации говорит о том, что высказывание можно отнести к категории научных, если оно предполагает наличие возможности эмпирически его опровергнуть, другими словами: если оно может быть фальсифицируемо (к примеру, то, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, можно считать научным высказыванием, т.к. эмпирически оно может быть опровергнуто, если, к примеру, Земля столкнется с метеоритом).

Благодаря принципу фальсификации принцип демаркации расширился, т.к. первый характеризовался большей универсальностью, нежели принцип верификации. Но и принцип фальсификации не представлял собой универсального методологического принципа, т.к. научное знание невозможно описать только посредством обращения к опыту, т.е. эмпирически. Наука, включая естествознание, всегда включает в себя творческую компоненту, позволяющую исследователям приходить к таким результатам, которые не могут быть объяснены с точки зрения единственно эмпиризма.

В своей концепции Поппер говорил об учении о так называемом третьем мире. Первыми двумя мирами являются мир материального и мир мысли (мир состояний сознания человека). Третьим же миром он предлагает считать результаты духовной активности людей, такие как научные теории, музыкальные и литературные произведения и т.д. Третий мир образуется при помощи творческой и интеллектуальной работы людей, но впоследствии становится в известной степени самостоятельным.

Согласно Попперу, третий мир обладает огромным потенциалом, ведь из него можно почерпнуть намного больше, чем в него вложено (в качестве аналогии он приводит детей, не только усваивающих результаты воспитания, но и развивающихся самостоятельно). Третий мир управляется своими собственными законами, но, одновременно с этим, подвержен и воздействию человека. Задачей философии науки является изучать закономерности и особенности третьего мира.

Возвращаясь к проблеме демаркации, важно сказать, что Карл Поппер говорил, что даже огромное количество подтверждающих фактов в пользу какого-либо научного высказывания, которое получено через индуктивное обобщение (логический вывод, основывающийся на переходе от частного к общему), указывает лишь на его большую вероятность, но не на стопроцентную достоверность. Причем если есть хоть один вполне бесспорный и опровергающий его факт, это индуктивное обобщение можно смело отбросить как совершенно неэффективное. Поэтому и чтобы решить проблему демаркации Поппер предлагал собственный метод дедукции посредством проверки знаний через принцип фальсифицируемости.

Наряду с Карлом Поппером выделяются и другие постпозитивисты, внесшие существенный вклад в изучение проблемы демаркации научного знания. К ним относятся Пол Фейерабенд, Томас Кун, и Имре Лакатос. О них скажем лишь немного.

Имре Лакатос был венгерско-британским философом и учеником Карла Поппера. Следуя за своим наставником, в работах он продолжал изучать проблему демаркации и даже создал собственное направление, называемое утонченным методологическим фальсификационализмом или просто методологией исследовательских программ. Согласно ей, наука пополняется последовательностью теорий, каждая из которых занимает место предыдущей, включая в себя новые дополнительные условия.

Проблема демаркации научного знания сегодня

В последнее время, когда речь заходит о проблеме демаркации научного знания, все чаще можно услышать о супранатурализме – научной концепции, утверждающей, что существует особый духовный мир со своими сверхъестественными сущностями. Если включить супранатурализм в любую теорию, нормы научности будут мгновенно нарушены.

Как бы то ни было, идеи позитивистов, неопозитивистов и постпозитивистов сегодня широко используются в научном мире и составляют основу огромного количества научных теорий. Люди мыслят по-разному, и, наверное, по этой причине до сих пор не найдено точного ответа на вопрос, как определить: что научное, а что – вненаучно или квазинаучно. Мы же лишь заметим, что если и у вас есть стремление научиться мыслить в разных категориях, возьмите на вооружение наш курс по когнитивистике. Кто знает: быть может, и у вас родится какая-то своя теория.

К сказанному можно добавить, что любая развитая теория формулируется не для реальных, а для идеальных объектов. В механике, например, это – материальные точки, абсолютно твёрдые тела, идеальные жидкости и т. д. Знаменитая теория размещения хозяйственной деятельности человека, построенная Тюненом, исходит из представления об изолированном государстве с одним единственным городом на абсолютно однородной равнине. Изотропную плоскую поверхность предполагает и теория центральных мест Кристаллера. Иными словами, теория строится на базе предпосылок, прямо противоречащих опыту. Как же в таком случае она может вытекать из опыта?

Не трудно видеть, что вся концепция Поппера имеет ярко выраженный нормативный характер. Речь идёт о том, как должен работать учёный, чтобы оставаться в рамках науки, каким требованиям должны удовлетворять те теории, которые он строит.

Но наука живёт своей собственной жизнью, и очень скоро обнаруживается, что критерий Поппера не работает. Это может показаться парадоксальным: мы сами делаем науку, мы, казалось бы, хозяева положения, а критерии научности, нами же установленные, не срабатывают. Может быть, дело в том, что эти критерии не все признают, что они не общеприняты? А если их признать и сделать всеобщим достоянием, тогда что-то изменится? Парадокс в том, что почти ничего. Наука есть нечто большее, чем сумма согласованных человеческих действий.

3. Фальсификационизм (К. Поппер)

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека — это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

13. За рамками проблем индукции и демаркации

13. За рамками проблем индукции и демаркации Мое решение проблемы индукции пришло ко мне много времени спустя после того, как я решил, по крайней мере для себя, проблему демаркации (разграничения между эмпирической наукой и псевдонаукой, особенно метафизикой).Только после

3.1. Еще раз о методе Маркса, или Поппер как слуга филистера

3.1. Еще раз о методе Маркса, или Поппер как слуга филистера Суммируя замечания, разбросанные по тексту в связи с теми или другими положениями Карла Поппера, я хотел бы подчеркнуть, может быть, несколько повторяясь, но в то же время суммируя все сказанное выше: в целом эта

Коллективизм и индивидуализм с современной точки зрения: Э. Дюркгейм, К. Поппер, Ф.А. Хайек, Р. Арон

Коллективизм и индивидуализм с современной точки зрения: Э. Дюркгейм, К. Поппер, Ф.А. Хайек, Р. Арон Современные представления о противоположности коллективистического и индивидуалистического устройства общества чрезвычайно многообразны и во многом не согласуются друг

20. К. Поппер

20. К. Поппер Критический рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд) разрабатывает свою концепцию, анализируя проблемы развития научного знания. Его представители считают, что истинным методом философии является так называемая рациональная критика. Это по сути

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957;

2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958;

3. Франк Ф. Философия науки. М, 1960;

4. Нарский Я.С. Современный позитивизм. М., 1961;

5. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблема эмпирического обоснования науки. М., 1966;

6. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971;

7. Структура и развитие науки. М., 1978;

8. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX в. М, 1978;

9. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981;

10. Грязное Б. Логика, рациональность, творчество. М, 1982;

11. В поисках теории развития науки (очерки западноевропейских и американских концепций XX века). М, 1982;

12. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983;

13. The Nature of Metaphysics. L, 1957;

14. Carnap R. The Logical Structure of the World and Pseudoproblems in philosophy. Berkley, 1967;

15. Sellars W. Science and Metaphysics. L.–N.Y, 1968;

Демаркация – это определение границ эмпирических и теоретических наук, науки и философии, научного и вненаучного знания.

Верификация – это одно из понятий методологии науки, которым характеризуется возможность установить истину научных утверждений после их эмпирической проверки.

Основной принцип верификации заключается в том, что любое предложение считается научным, только если оно может быть верифицировано, то есть, есть возможность установить его истинность формально, благодаря наблюдению.

Если предположение не может быть верифицировано, то оно не считается научным.

Иными словами, верификация – это проверка, проверяемость, способ подтвердить определенными доказательствами какие-либо теоретические положения, алгоритмы, программы и процедуры через их сопоставление с эталонными образцами, алгоритмами или программами.

Принцип верификации выдвинул так называемый Венский кружок.

Готовые работы на аналогичную тему

Карл Поппер По данной теме мы уже выполнили эссе Карл Поппер Объективное знание подробнее – австрийский и британский философ и социолог, иногда он принимал участие в работе Венского кружка, но при этом не соглашался с основными идеями неопозитивизма – редукционистской трактовкой теоретических знаний, верификацией, отрицательным отношением к роли идей философии в научном становлении.

По мнению Поппера, одной из центральных идей философии науки является идея определения критерия демаркации науки и не науки, в качестве которого Поппером был предложен принцип фальсифицируемости в качестве принципиальной опровержимости любой научной теории. У научных теорий всегда есть собственный предмет и границы, поэтому они должны быть принципиально фальсифицируемыми.

К научным теориям относят не только системы знаний, которым могут быть найдены потенциальные фальсификаторы, то есть положения, противоречащие теориям положения, истинность которых может быть установлена экспериментальным путем. Наука занимается изучением реального мира, стремясь к получению истинного описания мира. Путь к такому знания пролегает через выдвижение гипотез, построение теорий, их нахождение и опровержение, движение к новым теориям. Прогресс науки заключается в последовательности сменяющих друг друга теорий через их опровержение и постановку новых проблем. Иными словами, процесс развития научного знания Поппер рассматривал в качестве одного из проявлений исторической эволюции, проводя параллель биологической эволюции и роста научного знания.

Еще одна отличительная черта концепции роста научного знания Поппера – антииндуктивизм. Он резко критиковал познавательную значимость индукции и считал методом развития научного знания метод выдвижения новых гипотез. По Попперу, любое научное знание гипотетическое, предположительного характера, и оно подвержено ошибкам. Этот тезис о принципиальной погрешимости знаний назвали фаллибилизмом.

Поппер в конце 1960х годов выдвинул оригинальную теорию трех миров:

  • физический – физические сущности;
  • ментальный – духовные состояния человека, сознательного и бессознательного;
  • объективное знание – научные теории и проблемы, объяснительные мифы и произведения искусства, нередуцируемые друг другу.

Порождение новых идей, гипотез и теорий – это результат взаимодействия между всеми мирами.

Критика концепции Поппера

Концепция роста знания, которую предложил Поппер, описывала процесс происхождения новой теории феноменологически, но не структурно. Методологические требования, которые он сформулировал, не всегда были согласованы с реальной историей науки. Обнаружение эмпирических фактов, которые противоречат выводам теории, в соответствии со взглядами Поппера, - это ее фальсификация, а фальсифицированную теорию следует отброшена. Но, основываясь на истории науки, теория не отбрасывается, особенно если эта теория – фундаментальная. Устойчивость фундаментальных теорий относительно отдельных фактов-фальсификаторов, учел и развил в своей концепции исследовательских программ И. Лакатос.

Методологическую концепцию Поппера назвали фальсификационизмом, основной принцип которой – принцип фальсифицируемости:

Читайте также: