Проанализируйте одну из сцен эпизоды которые характерны для произведения герой нашего времени кратко

Обновлено: 04.07.2024

Повествование в этой повести ведется от первого лица, оно построено в виде дневниковых записей — наблюдений и исповеди Григория Александровича.

Видя такой собственный успех, Григорий Александрович продолжает игру: он намекает Мэри, что та давно ему нравилась, и понимает, что и он привлек внимание девушки, стал ей очень интересен. С этим чувством, а также с предчувствием какого-то предстоящего приключения Печорин покидает бал.

Кроме того, именно в этом эпизоде раскрывается внутренний мир Печорина, а именно его холодное и эгоистическое стремление к приключениям, любовь к манипуляции людьми. Однако и он, пусть на короткий миг, очаровывается прелестью княжны Мэри.

В основе дуэли лежит подлый поступок Грушницкого и драгунского капитана. Вернер рассказал Печорину свои подозрения о том, что противники хотят зарядить лишь один пистолет Грушницкого, а пистолет Григория оставить без пули.

Драгунский капитан – опасный человек, который хочет позабавиться и унизить Печорина. Григорий был готов идти на примирение с Грушницким, высказал свои условия, но в эти переговоры вступает секундант юнкера, который подталкивает его на совершение злодеяния. Он выступает лицом общества, которое будет злобно смеяться и издеваться над дуэлянтом, если тот примет предложение противника и откажется стрелять.

Молодой офицер поступает очень мужественно и самоуверенно. Он усложняет условия дуэли как для себя, так и для оппонента, надеясь извлечь для себя выгоду и побудить совесть в противнике. Юнкер сам толкнул его на это своей подлостью и необдуманным вызовом. Грушницкий целился Григорию в лоб, но лишь оцарапал ему колено, что говорит о его слабости и не умении довести дело до конца, при этом ему не хватает душевной силы для того, чтобы признаться в собственной неправоте. За то, что он промазал, капитан называет его трусом.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

Популярные сочинения

История их дружбы

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Сцена дуэли

Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Повод

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Какую книгу читал Печорин перед дуэлью с Грушницким?

Дуэль Печорина и Грушницкого — одна из самых волнительных и жутких сцен всего психологического романа М.Ю Лермонтова. Ночь перед самой встречей Григорий не спит, его охватывает волнение и тревожное чувство ожидания. Герой много размышляет, мысли его скачут и не задерживаются долго в голове измученного героя. Для того, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Григорий начинает читать:

  • В — первая буква
  • Е — вторая буква
  • Р — третья буква
  • Н — четвёртая буква
  • Е — пятая буква
  • Р — шестая буква

1) Свидетель и посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли. 2) Посредник и помощник участников спортивных состязаний (в боксе, шахматах, фехтовании и т.п.).

(от лат. secundans (secundantis) — способствующий, помогающий) см. тж. секундантский 1) спорт. Посредник или помощник участника спортивного состязания (в боксе, в шахматах и т.п.) 2) ист. Свидетель и посредник у каждого из противников на дуэли. Выбрать себе секунданта. Дал согласие быть моим секундантом.

I м. Большое по объёму, со сложным сюжетом повествовательное художественное произведение (обычно в прозе). II м. разг. Любовные, романтиические отношения между мужчиной и женщиной.

I м. Большое по объёму, со сложным сюжетом повествовательное художественное произведение (обычно в прозе). II м. разг. Любовные, романтиические отношения между мужчиной и женщиной.

I м. Большое по объёму, со сложным сюжетом повествовательное художественное произведение (обычно в прозе). II м. разг. Любовные, романтиические отношения между мужчиной и женщиной.

I м. 1) Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. 2) Полубог (в древних мифах, эпических поэмах и т.п.). 3. перен. Выдающаяся личность. 4. перен. Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес. отт. Тот, кто является для кого-либо предметом восхищения, поклонения. II м. 1) Тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-либо времени. 2) Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма и т.п. 3) Амплуа главного действующего лица в трагедии или драме. отт. Актёр такого амплуа.

-я; м. (греч. h’?r?s) см. тж. героиня 1) Человек, совершивший подвиг, проявивший личное мужество, самоотверженность, готовность к самопожертвованию. Народный, национальный герой. Герои Великой Отечественной войны. Герой обороны Бреста. Неизвестный герой. Пасть, погибнуть героем, как герой, смертью героя. Слава героям. Памятник герою. Память о герое. Герой Советского Союза (в СССР: почётное звание, присваивавшееся за исключительную доблесть и героизм) Герой Социалистического Труда (в СССР: почётное звание, присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности, культуры, науки, техники) Город-герой (в СССР: почётное звание, присваивавшееся городам, население которых проявило особый героизм во время Великой Отечественной войны) Крепость-герой (в СССР: почётное звание, присвоенное Брестской крепости) 2) Тот, кто привлёк к себе внимание, вызывает интерес, восхищение и т.п., является для кого-л. предметом поклонения, образцом для подражания и т.п. Герой студенчества, молодежи. Герой улицы. Герой какого-л. нашумевшего события. Герой дня. Герой чьих-л. отроческих грез, мечтаний. Герой чьей-л. юности. Ходить в героях (разг.; быть предметом всеобщего внимания, интереса) Ходить героем (разг.; держаться, как человек, заслуживший всеобщее внимание, уважение) Герой (чьего-л.) романа (объект любви какой-л. женщины) 3) чего Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды. Герой нашего времени. Герой своего века. 4) а) Главное действующее лицо литературного произведения. Герой романа, пьесы, фильма. б) отт., обычно мн.: герои, -ев. Основные персонажи произведений какого-л. писателя. Герой Достоевского. Гоголевские герои. Для писателя все его герои — живые люди.

I м. разг. 1) Тот, кто имеет к нам какое-либо отношение. 2) Тот, кто является гражданином России. II нескл. ср. Название буквы древней славянской или старой русской азбуки. III мест. 1) Принадлежащий нам. 2) Свойственный нам, характерный для нас. 3) Осуществляемый, совершаемый нами. отт. Переживаемый, испытываемый нами. 4) Связанный с нами какими-либо отношениями (родства, дружбы и т.п.). отт. Преданный нам. 5) Близкий нам по убеждениям, взглядам и т.п. 6. разг. Созданный, произведенный в России.

I ср. 1) Одна из основных — наряду с пространством — форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии). 2) Продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями и т.п. отт. Последовательная смена часов, дней, лет и т.п. 3) Отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет. отт. Период, часы, отведенные для каких-либо занятий. 4) Свободные от обычных занятий часы, дни и т.п.; досуг. 5) Определенный, известный момент. 6. Эпоха, период в жизни государства, общества, человека и т.п., выделяющиеся чем-либо в ряду других. отт. Часть дня, месяца, года и т.п., связанная с какими-либо явлениями природы. 7. Благоприятная пора, подходящий момент. II ср. Грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к моменту другого действия (в лингвистике). III ср. разг. Показатель скорости движения спортсмена при беге, заплыве и т.п. на определённую дистанцию (в спорте). IV предик. 1) О наступлении срока чего-либо; пора. 2) О подходящем, удобном, благоприятном моменте для чего-либо.

I см. время; неизм. в функц. сказ. обычно с инф. О благоприятном, подходящем моменте для совершения чего-л. Утро — лучшее время выходить в море. Самое время обедать. Не время сидеть сложа руки. Для шуток сейчас не время. II -мени; мн. — времена, -мён, -менам; ср. см. тж. время, времена, во время, в то время как…, времечко, временной 1) а) филос. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. б) отт. Необратимая последовательность существования всех явлений и предметов от прошлого к настоящему и будущему. Проверка временем. Позеленевшие от времени стены. Вести счёт времени. Время внесло перемену в его настроение. в) отт. Мера длительности всего происходящего, существующего, измеряемая секундами, минутами, часами, сутками и т.п. Среднее солнечное время. Звёздное время. По московскому времени. Определять время по солнцу и звёздам. Передавать по радио сигналы точного времени. г) отт. Последовательная смена минут, часов, дней, лет и т.п. Время идёт, время летит, время тянется. Время терпит (ещё можно подождать) Время не терпит (надо действовать немедленно) Время не ждёт (надо торопиться) Время как будто остановилось. 2) а) Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п. Отрезок времени. На короткое время. Уделять много времени учёбе. Терять, тратить время. Наверстать время. Выиграть время. Предоставить время. С течением времени (постепенно в будущем) б) отт. Пора дня, недели, года и т.п., связанная с явлениями природы. Время весны. Зимнее время. Вечернее время. Дождливое время года. Время рассвета. Время отлива. Время года (периоды, на которые делится год: зима, весна, лето, осень) в) отт. Пора, часы, момент и т.п. отведённые для чего-л., в которые происходит что-л. Время обеда. Назначить время заседания. Служебное время. Время отдыха. Время сна. Время отъезда. г) отт. Свободные от обычных занятий часы, дни и т.п.; досуг. У меня нет времени для гостей. Сходи погуляй, пока есть время. В свободное время он занимался спортом. Личное время. (свободные от несения службы, занятий и т.п. периоды в распорядке дня военнослужащего) Проводить время. (заполнять чем-л. свой досуг) 3) мн.: времена, -мён. Период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.) Военное время. Новое, старое время. Былые времена. Во времена Петра Первого. Связь времён. Веление времени. В духе времени. Быть впереди своего времени. Настоящее, нынешнее, теперешнее время. Во все времена (всегда) На все времена (навсегда) 4) грамм. Категория глагола, относящая действие посредством специальных форм в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее время. Глаголы изменяются по временам. Образовать причастие прошедшего времени. — в одно прекрасное время — первое время — на первое время — последнее время — в своё время — в то же время — в скором времени — до времени — до поры до времени — ко времени — на время — со временем — всё время — одно время — тем временем — время от времени — от времени до времени — по временам

в этой сцене характер Печорина?Почему же он все таки решился на дуэль из-за Мери? 2.Каков композиционный смысл образа Мери?

Ответ или решение 1

В конце главы герой объясняется с девушкой, расстается с ней. Печорин испытывает жалость к ней, к её чувствам. Ему было нелегко произнести свои слова. Мы понимаем, что Григорий вовсе не бездушный человек. Он тоже способен на сострадание. Но сражается на дуэли он вовсе не из-за Мери. Печорин не хочет, чтобы пострадала его гордость, поэтому он соглашается на поединок. Образ героини помог раскрыть характер героя, некоторые его черты. Эта глава на многое открывает нам глаза, мы больше узнаем о главном персонаже.

Сочинение анализ отрывка “В погоне за Верой” (со слов “Солнце уже спряталось в черной туче.. .” до слов “. . .нам только труднее будет расставаться”). Здесь, помимо выяснения чувства, испытываемого героем, и причин его искреннего горя, возможно раскрыть, как характер мыслей и настроений, передаваемых автором, определяет особенности языка повествования.

Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв

Здесь – все движение!

Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов).

Так как герою некогда раздумывать, естественным

оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: “.. .одну минуту, еще одну минуту видеть ее. . .”, “.. .Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья”, Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания.

Таковы существительные “нетерпение”, “беспокойство”, “отчаяние”, “счастье” и глаголы “проклинал”, “плакал”, “смеялся”, “скакал, задыхаясь”. Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: “Мысль… молотком ударяла мне в сердце”.

Описание скачки, отчаяния героя, его слез – одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье – таков здесь герой.

Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, якобы здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется “откровенно и грубо”. Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима.

В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину, потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но по каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова:

“Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать”. А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: “Княжна. . . вы знаете, что я над вами смеялся! . .”

Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери был расчет, была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда он увидел бледненькую, исхудавшую Мери, “…еще минута, и я бы упал к ногам ее”,- пишет герой, О мощи говорит и следующая запись: “Итак, вы сами видите,- сказал я сколько мог твердым голосом и с принужденной усмешкой.. .”

Человечность, душевная тонкость и благородство Печорина проглядывают здесь, где он на первый взгляд кажется действительно бессердечным, сознательно разбивающим человеческие сердца и губящим жизни. Этот эпизод лучше прокомментировать, потому что психологически он труден для самостоятельного анализа восьмиклассников, которые не всегда могут сами понять оттенки сложных человеческих чувств. От подготовленности класса зависит, следует ли останавливаться на прощании Печорина и Мери или достаточно анализа двух других сцен.

Может быть, учитель выберет другие отрывки, например бал в ресторации или сцену у Елисаветинского источника. Важно показать, как проявляет себя герой в том или ином эпизоде, и обратить внимание на противоречивость поведения Печорина, на сложность его характера, на сочетание в нем противоречивых особенностей (эгоизм и человечность, хладнокровное обдумывание поступков и искренние сердечные порывы, жестокость и способность к жалости, отзывчивость и т. д.)

Вот примерный план к анализу этого отрывка:

Чем объяснить порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры? О каких сторонах личности героя говорит искренность этого порыва? Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?

Читайте также: