Проанализируйте образную структуру стихотворения бесы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. И ничего удивительного в этом нет, если учесть историю его создания и другие факторы. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе как основной или дополнительный материал для лучшего понимания темы.

История создания

Текст датируется 7 сентября 1830 года.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.



С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Система образов

В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.

С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.

С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.

Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.

Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.

Вариант 1

Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики. Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.

Однажды Пушкину пришлось уехать в деревню по делам. Там он смог немного отдохнуть, так как устал от обыденных дел. Они не давали ему писать и творить. Стих Бесы был одним из первых стихов, как только он приехал в деревню. Сначала в нем прослеживается меланхолия, но потом виден подъем. Так поэт постепенно приходит в себя.

Даже эпидемия холеры, которая отсрочила его отъезд, стала для Пушкина подарком с небес. Он с удовольствием продолжил писать. Размер стиха – 4‑стопный хорей с перекрестной рифмовкой. Произведение относится к романтизму. Жанр – лирическая баллада. Композиция кольцевая с четкой симметрией из-за одного четверостишья, которое начинает все части стиха. Если описывать сюжет стихотворения Бесы, то стоит все делать по плану.

В первой части мы видим ямщика, который говорит о жутком ненастье. Это бес, который является гибелью для каждого путника. Бесом здесь выступает сила природы. Наличие такой нечестии напоминает нам фольклорные мотивы. Чтобы усилить эффект, автор использует зловещие эпитеты и звукоподражания.

Сам лирический герой боится. Он не знает, что его подстерегает. Вторая часть стихотворения – это встреча с дьяволом. Она очень эмоциональна, так как Пушкин постарался описать дьявольскую бурю, которая бушует по сторонам. Третья часть – это воодушевление героя. Он не хочет быть частью бесовского мира. Он не хочет идти с бесами. Все внутри него разрывается на части. Страх теперь отходит назад.

Смысл этого стихотворения в том, чтобы показать истинное положение русского народа. Он так хочет получить счастливую жизнь. Но ничего не получается из-за бесов. Бесы – это элита, правящие лица, которые ставят свои интересы выше других. Сердце лирического героя, как и сердце Пушкина, разрывается из-за того, что он хочет спасти всех, но не знает как.

Вариант 2

Читая это произведение, становится страшно и даже жутко. Пушкину удалось с помощью художественный приемов создать такую мрачную картину, что дух захватывает. Вначале ямщик и лирический герой заблудились, ни о каких бесах и речи не было.

Вариант 3

В 1830 году Пушкин прибывает в Болдин, дабы уладить возникнувшие вопросы с его владениями и совместно с этим, он производит подготовку к свадьбе. Но возникнувшая в Москве эпидемия, заставила поэта на пару месяцев остаться в Болдин. За время ожидания автор производит несколько произведений, в них и входило обсуждаемое нами стихотворение род названием ” Бесы “.

В своём стихотворении Пушкин затрагивает народный фольклор, путём описания путешествие, которое может вызвать у любого путника возмущения, так как в то время была метель.

Данное стихотворение, по мнению самого автора, являются основополагающими в развитии культуры русского населения. Также следует отметить, что описанные бесы в стихотворении, выдуманные. Они пытаются сбить с намеренного пути путника. И этому выдуманному явлению, найдётся определённый ответ. Он скрывается в самом конце стихотворения, где автор разделяет гранью бесов и людей. Пушкин указывает и то, что власть находится только у людей.

В тексте писатель приравнивает русский народ к путникам, которые заблудились в снежной равнине и не могут найти свою счастливую и спокойную жизнь. А причина всего этого, заключается в том, что крестьяне являются народом крепостным. Их жизнь принадлежит тем самым бесам, которые подобны кучке людей, готовых и желающих нажиться за счёт других. Они не хотят просто так потерять бесплатную рабочую силу.

Под этой кучкой людей, Пушкин подразумевает людей из управления России. Которые заставляют простой народ прочувствовать на себе страх и неутолимый гнев. Поэтому автор полностью правильно выбрал образ бесов для таких людей, так как именно они, чувствуя власть над всеми, мешали жить тихо и мирно всему народу России. Автор также подчёркивает строками стихотворения то, что даже во время страшной холеры в Москве продолжались яркие балы.

Центральные персонажи

Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Лирический герой

Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.

Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.

Тропы и фигуры речи

Олицетворение: вьюга злится, вьюга плачет.

Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Содержание произведения

С первых слов читателю передается волнение автора, который описывает свои ощущения во время ночной поездки в поле. Неизвестно, по какой причине ямщик и лирический герой оказались в дороге ночью. Возможно, не успели добраться в нужное место до заката, или их гнали вперед какие-то важные дела. Зимней ночью не на шутку разыгралась метель. Ничего не видно впереди — небо мутное, луна не освещает небосвод, лишь снег и ветер со всех сторон. Дорогу замело, и путники оказались в незавидном положении.


Среди неведомых равнин ямщику и автору стихотворения становится страшно. Герой просит извозчика поторопить лошадей, стараясь скорее проехать место, которое вызывает чувство тревоги. Но лошади устали, а дорога заметна лишь временами. Путникам кажется, что они ходят по кругу, ведомые бесами, которые кружатся в хороводе и торжествуют в непогоду.

Усиливает картину воображение ямщика. Один бес у него играет, другой — плюет, третий — толкает коня. Четвертый путает мысли — то он стоит рядом с путниками, то, сверкая очами, исчезает в темноте. Сил ехать дальше нет. Кони устали, снежная буря не стихает, дороги не найти. Даже колокольчик перестал звенеть, что усиливает безысходность.

Сквозь ночное мутное небо едва пробивается свет луны. Кони мчатся вперед, подгоняемые неутомимым ямщиком. А бесы так и кружат возле лирического героя, надрывая ему сердце.

История создания

Александр Сергеевич и не думал надолго задерживаться в имении, так как, во-первых, шла активная подготовка к свадьбе, а во-вторых, наступила осень – любимое, вдохновляющее автора время года. Но страну вновь решила посетить страшная эпидемия холеры… Пушкин воспринял необходимость остаться в родовой усадьбе на неопределённый срок как возможность уединиться и посвятить себя творчеству.

Жанр, направление, размер

По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.

Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.

Композиция

Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности.

Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.

Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.

Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.

Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.

Затем в произведение добавляются мистические краски.

В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.

Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.

Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.

Образы и символы

Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.

Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 23.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 25.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 01.09.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

История создания

История написания стихотворения берет свое начало еще в 1830 году. В мае Александр Сергеевич сделал предложение руки и сердца Наталье Гончаровой, которая в будущем стала его супругой. Невеста дала согласие, но женитьба все время откладывалась по определенным причинам: сначала семья девушки готовила приданое, без которого ее не хотели отпускать замуж, а после неожиданно для всех умер дядя поэта. Ввиду этого, в начале осени Пушкину пришлось поехать в Большое Болдино, чтобы решить вопросы наследства.

Александр Сергеевич в Болдино

Александр был недоволен и взволнован, поскольку пропускал свое любимую пору для творчества — осень. Новость о холере пришла позже, после создания стиха. На удивление она не напугала, а обрадовала поэта. Атмосфера страха волновала Пушкина, но он имел повод, чтобы спокойно писать и посвятить всего себя творчеству. В будущем этот период в жизни Александра назовут знаменитой Болдинской осенью.

Основная тема и идея

Ключевая тема в стихотворении — тяжелая жизнь русского народа. Поэт говорит, что бояре (бесы) водят простых людей по кругу, не давая им выбраться на свободу. Социальная несправедливость сильно тревожила Александра Сергеевича, он много раз поднимал темы, связанные с ней:

  • положение простых людей в стране и обществе;
  • беззаконие представителей власти;
  • стремление народа к свободной жизни и его попытки поиска возможностей для выхода из сложившейся ситуации.

Пушкин придается раздумьям о судьбе человека

В стихе Пушкин придается раздумьям о судьбе человека. Он поднимает проблему поиска верного пути в жизни, стремление личности выйти из затруднительных ситуаций, не подчиняясь окружающему миру и сложившимся обстоятельствам .

Основная идея стиха — показать реальное положение дел в обществе времен поэта. Пушкин реализовал это при помощи метафор и образов, к примеру, бесы — это чиновники и другие власть имущие люди.

Крестьяне в период жизни поэта были утомлены хозяевами. Люди были несчастны и подавлены, подобно изображенным в стихе путешественникам. А правительство не давало ни единой возможности простому люду найти свое место под солнцем и отыскать счастье в жизни. В стихотворении в основном мрачные настроения, чувствуется тревога центральных героев. Читатель ощущает растущее в произведении напряжение, определенное чувство страха. Поэт мастерски описал мрачность окружающей его действительности и создал тяжелый, угнетающий эмоциональный фон.

Жанр и стихотворный размер

Стихотворение с одной стороны можно отнести к лирической балладе с признаками фольклора. Но в то же время символическая составляющая приближает произведение к философской лирике, то есть этот стих можно считать балладой с философскими элементами.

Для написания произведения Александр Сергеевич использовал четырехстопный хорей. Этот стихотворный размер придает творению черты и звучание баллады. Рифма в стихе перекрестная, которая в сочетании с восьмистишьем делает композицию более явной.

Образы и символы

Лирическим героем и рассказчиком стихотворения выступает некий мужчина, который вместе с ямщиком оказался в ночном поле. Извозчик первым понимает, что их водит по полю бес, а после описывает своему спутнику всю нечистую силу, которую видит вокруг. Мужчина олицетворяет собой весь честный народ. В повествовании не объясняется, куда путники держат путь и зачем, но это и неважно. Через рассказчика Пушкин доносит все свои мысли и эмоции до читателя. Лирический персонаж боится, его пугает непредсказуемость разгулявшейся вокруг нечистой силы.

В произведении Александром Пушкиным была разработана четкая система противопоставления персонажей.

Ямщик и его спутник в метель

Главные образы стихотворения — ямщик и его спутник олицетворяют привычный всем строй настоящего мира. Они потерянны, испуганы и несколько сбиты с толку из-за ходящих перед ними ужасных созданий. Эти самые существа — это бесы. Они абсолютно другие, совершенно непохожи на обычных людей и символизируют загробный мир. Эти существа — истинные приспешники темной стороны — они сбивают людей с верного пути, обманывают и вызывают страх. Создания предстают то высокими и страшными, то едва заметными, как искра.

Образ природы был создан такой, словно она помогает темным силам — луна мутного цвета, на небе собрались такие тяжелые тучи, что звезд не видно, и постоянно идет снег. Пушкин нарисовал по-настоящему загадочную картину, что ужасает и вгоняет в тоску. В психологических параллелях и проявляется мастерство поэта. Пугающий пейзаж — одна огромная метафора, показывающая несправедливость, происходящую в современном обществе.

Сюжет и композиция

В начале сюжета автор рассказывает, что по ночному, заметенному снегом полю едет запряженная лошадьми карета.

Пассажир внутри повозки не видит, что происходит на дороге. После остановки коней он спрашивает у ямщика, почему они встали, и подгоняя мужчину, интересуется, что же произошло.

Ямщик ответил лирическому герою, что ехать дальше не получится, так как по дороге ходят бесы, и это пугает лошадь. Затем в стихотворении описываются шалости нечистой силы, и передаются эмоции путников.

  1. Первую часть можно считать завязкой, в ней описывается пейзаж, бушующая природа, в которой простой, верящий в суеверия крестьянин видит таинственных бесов. Рассказчику передается страх мужика. В этой части просматриваются фольклорные черты произведения.
  2. Следующая часть — основная, здесь происходит кульминация сюжета. В ней лирический персонаж сам видит и чувствует мистических существ вокруг. От этого напряжение в стихотворении нарастает и достигает своего пика.
  3. В завершающей части наступает развязка стиха. Рассказчик предается описанию своего внутреннего состояния и испытываемых эмоций. В этот момент он отстраняется от нечисти и перестает на них смотреть, герой только чувствует, как их вой влияет на его душу, надрывает ее, испытывает.

Последняя часть считается наиболее сильно наполненной символами. В ней не только виднеется параллель между бесами и представителями власти, но и Пушкин показывает свое отношение к высшему свету. Через лирического героя отрекается от такого мира, поэт не хочет быть таким же эгоистичным, как большинство господ. Автор показывает: ему не все равно на тяжелую жизнь крестьян.

Художественные средства


Текст датируется 7 сентября 1830 года.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Вариант 1

Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики. Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.

Однажды Пушкину пришлось уехать в деревню по делам. Там он смог немного отдохнуть, так как устал от обыденных дел. Они не давали ему писать и творить. Стих Бесы был одним из первых стихов, как только он приехал в деревню. Сначала в нем прослеживается меланхолия, но потом виден подъем. Так поэт постепенно приходит в себя.

Даже эпидемия холеры, которая отсрочила его отъезд, стала для Пушкина подарком с небес. Он с удовольствием продолжил писать. Размер стиха – 4‑стопный хорей с перекрестной рифмовкой. Произведение относится к романтизму. Жанр – лирическая баллада. Композиция кольцевая с четкой симметрией из-за одного четверостишья, которое начинает все части стиха. Если описывать сюжет стихотворения Бесы, то стоит все делать по плану.

В первой части мы видим ямщика, который говорит о жутком ненастье. Это бес, который является гибелью для каждого путника. Бесом здесь выступает сила природы. Наличие такой нечестии напоминает нам фольклорные мотивы. Чтобы усилить эффект, автор использует зловещие эпитеты и звукоподражания.

Сам лирический герой боится. Он не знает, что его подстерегает. Вторая часть стихотворения – это встреча с дьяволом. Она очень эмоциональна, так как Пушкин постарался описать дьявольскую бурю, которая бушует по сторонам. Третья часть – это воодушевление героя. Он не хочет быть частью бесовского мира. Он не хочет идти с бесами. Все внутри него разрывается на части. Страх теперь отходит назад.

Смысл этого стихотворения в том, чтобы показать истинное положение русского народа. Он так хочет получить счастливую жизнь. Но ничего не получается из-за бесов. Бесы – это элита, правящие лица, которые ставят свои интересы выше других. Сердце лирического героя, как и сердце Пушкина, разрывается из-за того, что он хочет спасти всех, но не знает как.

Вариант 2

Читая это произведение, становится страшно и даже жутко. Пушкину удалось с помощью художественный приемов создать такую мрачную картину, что дух захватывает. Вначале ямщик и лирический герой заблудились, ни о каких бесах и речи не было.

Вариант 3

В 1830 году Пушкин прибывает в Болдин, дабы уладить возникнувшие вопросы с его владениями и совместно с этим, он производит подготовку к свадьбе. Но возникнувшая в Москве эпидемия, заставила поэта на пару месяцев остаться в Болдин. За время ожидания автор производит несколько произведений, в них и входило обсуждаемое нами стихотворение род названием ” Бесы “.

В своём стихотворении Пушкин затрагивает народный фольклор, путём описания путешествие, которое может вызвать у любого путника возмущения, так как в то время была метель.

Данное стихотворение, по мнению самого автора, являются основополагающими в развитии культуры русского населения. Также следует отметить, что описанные бесы в стихотворении, выдуманные. Они пытаются сбить с намеренного пути путника. И этому выдуманному явлению, найдётся определённый ответ. Он скрывается в самом конце стихотворения, где автор разделяет гранью бесов и людей. Пушкин указывает и то, что власть находится только у людей.

В тексте писатель приравнивает русский народ к путникам, которые заблудились в снежной равнине и не могут найти свою счастливую и спокойную жизнь. А причина всего этого, заключается в том, что крестьяне являются народом крепостным. Их жизнь принадлежит тем самым бесам, которые подобны кучке людей, готовых и желающих нажиться за счёт других. Они не хотят просто так потерять бесплатную рабочую силу.

Под этой кучкой людей, Пушкин подразумевает людей из управления России. Которые заставляют простой народ прочувствовать на себе страх и неутолимый гнев. Поэтому автор полностью правильно выбрал образ бесов для таких людей, так как именно они, чувствуя власть над всеми, мешали жить тихо и мирно всему народу России. Автор также подчёркивает строками стихотворения то, что даже во время страшной холеры в Москве продолжались яркие балы.

Система образов

В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.

С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.

С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.

Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.

Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.

Центральные персонажи

Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.

Лирический герой

Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.

Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

Стихотворение Пушкина Бесы – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Сообщив невесте, что ему придется остаться в Болдино на неопределенный промежуток времени, Пушкин полностью отдается творческому порыву, сделав этот период самым продуктивным в своем творчестве. Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.

Тема

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг.

Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.

Жанр

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Вариант 2

Главная тема стихотворения

Поэта связывали с Михайловским детские воспоминания и два года ссылки, с июля 1825 по сентябрь 1827 года, которые пришлись на пору юношества. Одиночество, удаление от привычного образа жизни были тягостны для Пушкина, хотя и дали ему бесценный опыт творчества, переосмысление жизненных установок, взросление, становление, как личности.

Структурный анализ стихотворения

Произведение строится, как записанные на бумагу в ту минуту, когда возникли, размышления. Ощущению непосредственности происходящего служат многоточия в начале и других местах текста. Как будто бы поэт выхватил мысль из череды других и перенес ее на бумагу. Строки не имеют рифм, многие слова и образы приближены к разговорным формам. Использование торжественной манеры пятистопного ямба говорит о значимости для поэта мыслей, которые звучат в произведении.

Вариант 3

Как родится гениальное?

Покинуть Болдино поэту помешала эпидемия холеры, но это не тревожило Пушкина, только радовало. Писатель сообщает невесте и Плетневу о том, что задержится на порядочное время. Его наполняет радость от предстоящих литературных трудов. Мирным пребывание в деревне назвать нельзя: угроза смертельной болезни веселила, дразнила любящего риск и опасность Пушкина.

Тема. Композиция. Сюжет.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Второй эпизод – кульминация. Главный герой замечает дьявола и его горящие во тьме глаза. Взору предстает разгул дьявольской силы:

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре.

Картина бесовского разгула заставляет его душу надрываться. В третьей части особенно хорошо видна символичность мистического сюжета. Главный герой не хочет участвовать в игре с бесами, которые заполонили все вокруг, поднимается над ней, хочет отстраниться от нее. Страх уступает место переживаниям души за то, что происходит вокруг него. Параллель, проводимая между бесовской силой и людьми, власть имеющими, становится очевидной.

Путники, сбившиеся с пути – это русский народ в поисках лучшей, счастливой жизни. Правящая элита – бесы, закрывающие людям доступ к знанию, к свободе. Они устраивают простым людям козни, усложняя им жизнь, заставляют переживать унижение, страх и обиду.

Читайте также: