Проанализируйте информацию о бюрократии николаевской эпохи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель : Парти Зарема Искандеровна

Тема : Внутренняя политика Николая 1

Цели: познакомить учащихся с личностью Николая 1; сформировать представление об особенностях внутренней политики императора, её основных направлениях; показать её конечных результат; дать ответ на вопрос: либерал или консерватор.

  • познакомить учащихся с личностью Николая 1, рассмотреть основные направления его внутренней политики;
  • определить и объяснить основные понятия: бюрократия, цензура, кодификация, жандармерия и др.

Развивающие:

  • совершенствовать умение учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
  • развивать умение давать оценку деятельности государственных деятелей;
  • развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие:

  • формировать у учащихся интерес к отечественной истории и историческим деятелям, воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока : урок изучения нового материала

Дидактическое оснащение урока:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России 19 век
  • Е.В.Колганова, Н.В.Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век
  • Б.Н.Серов, А.Р.Лагно Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 века

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер.

Предварительная подготовка:

опережающее задание подготовить краткую биографическую справку о Николае 1, презентацию о государственной деятельности Николая 1, разделение класса на группы, подборка раздаточного материала.

1.Начало урока (постановка целей)

3. Подведение итогов. Закрепление. Выводы.

Прежде чем перейти к этой теме, мы должны вспомнить историческую обстановку в начале его царствования.

Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая 1? (Восстание декабристов произвело сильное впечатление на императора, его участники были представителями дворянства – класса, являвшегося главной опорой самодержавия. Многие участники принадлежали к самым знатным дворянским фамилиям. Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. Император внимательно изучил показания декабристов, в том числе их критику современного состояния страны. Николай 1 осознал необходимость принятия мер, которые должны изменить положение крестьян, но, однако, не должны менять существующую политическую систему. Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй. Идеалом такого устройства была армия с ее централизацией, единоначалием, безоговорочным подчинением. Противоречивостью его политики была постоянная борьба с революционным движением, гонения на всё передовое и прогрессивное в стране; попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили бы наиболее острые проблемы. Через призму всех этих особенностей и нужно изучать царствование Николая 1,его внутреннюю политику.

Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

Учащиеся с помощью учителя определяют цели урока:

  1. Ознакомиться с личностью Николая 1
  2. Определить основные направления его внутриполитической деятельности
  1. Укрепление роли государственного аппарата и опоры самодержавной власти
  2. Попытки решения крестьянского вопроса
  3. Усиление борьбы с революционным настроением

Учитель ставит проблемный вопрос:

кто же был на российском престоле в 1825 – 1855 годах консерватор или либерал?

Демонстрация презентации .

На доске (на слайде) схема Отделений Канцелярии . А теперь мы приступаем к основному вопросу об основных направлениях внутренней политики императора. Каждой группе дается задание, вопросы, текст учебника, дополнительные материалы. Изучив их и проанализировав, группа знакомит с данными материалами класс.

Группа 1. Укрепление роли государственного аппарата, опоры самодержавной власти.

Что такое кодификация?

Была ли она необходима?

(Последним общегосударственным сводом стало Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича. После этого накопилась огромная масса разнородных, противоречивых царских и императорских указов. Многие из них устарели. Всю эту массу нужно было систематизировать, чтобы суды могли руководствоваться ясным и современным сводом законов.

Кто возглавил работу по кодификации?

(М.М.Сперанскому требовалось расположить все законодательные акты в хронологической последовательности, а затем отобрать из уже разобранных те, что действовали в данный момент.)

Дайте оценку кодификации законов.

(Свод законом стал действующим инструментом судопроизводства, который ограничивал произвол чиновников. В 1832 году было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г. – Свод действующих законов государства.)

Докажите, что при Николае 1 государственный аппарат был бюрократическим.

(К концу царствования Николая1 численность чиновников составила 90 тыс. человек в отличие от 15 тыс. в начале века. Часто власть мелкого чиновника была более весомой, чем власть министра)

Чем была вызвана необходимость принятия мер по укреплению материального положения дворян?

(Продолжалось обнищание дворянства, надо было укрепить их материальное положение)

Что было предпринято для этого?

(Изменен порядок наследования крупных земельных владений, теперь их надо было передавать старшему в роде; был повышен имущественный ценз для участников выборного дворянского самоуправления ; только дети дворян могли приниматься в средние и высшие учебные заведения)

Расширяем словарный запас.

Бюрократия -система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации.

Кодификация систематическое объединение и издание действующих законов по главным отделам права.

Пункты 2,3 параграфа 10 учебника, стр. 64 – 65

Группа 2 . Попытки решения крестьянского вопроса.

Как Николай 1 относился к крепостному праву?

(Он понимал необходимость его отмены, но считал это опасным. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись собственностью дворян, но улучшение положения государственных крестьян было в его власти.)

Кому бала поручена подготовка реформы государственной деревни?

(П.Д.Киселеву и 5 Отделению Канцелярии)

Что предусматривала реформа государственной деревни?

МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КРЕПОСТНЫМИ КРЕСТЬЯНАМИ (дополнительный материал)

· Запрещение отдавать крепостных в аренду (1827)

· Ограничение права помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь (1828)

· Запрещение продавать крестьян с публичного торга, дарить их, платить ими частные долги (1833)

· Запрещение беспоместным дворянам покупать крестьян без земли (1841)

· Обязанные крестьяне (право получить свободу и землю в наследственное пользование за повинности) (1842)

· Право самовыкупа при продаже имений с торгов (1848)

Группа 3 . Усиление борьбы с революционным настроением.

Кто возглавил 3 Отделение Канцелярии?

(Личный друг Николая генерал А.Х.Бенкендорф. В его же распоряжении находился особый корпус жандармов.)

Жандармерия – полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии.

Что такое цензура?

Задание группе . Выбрать из документа пункты, которые не входят в компетенцию 3 Отделения.

Учитель предлагает небольшой тест в качестве закрепления темы.

Перед вами утверждения о внутренней политики Николая I. Выберите те из них, которые ее характеризуют.

  1. Николай I провел ряд либеральных реформ, затрагивающих основы существующего строя, коренным образом изменил положение крепостных крестьян.
  2. В период правления Николая I в России фактически произошли преобразования, направленные на укрепление самодержавия и его социальной опоры.
  3. На протяжении всего правления Николая I наблюдался рост чиновников и бюрократического аппарата.
  4. Реформы Николая I способствовали процветанию России ставили ее на одну ступень с европейскими державами.
  5. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами — это основные достижения царствования Николая I.
  6. При Николае 1 была установлена система государственного надзора за печатью.
  7. Разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в целях укрепления положения дворянства и борьбы против революционной угрозы.

На основе выбранных утверждений сформулируйте вывод.

Николай 1 – либерал или консерватор на российском престоле?

Ученики дают обоснованные ответы.

Домашнее задание: параграф 10; основные термины и даты записать в тетрадь и знать.


Выделите правильные ответы.

1. Николай I по отношению к царю Александру I был:

1. сыном 2. внуком 3. братом 4. племянником

2. Николай I вступил на престол во время:

1. Отечественной войны 1812 г. 2. восстания декабристов 3. заграничного похода 4. русской армии создания тайных обществ.

3. Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д.Киселевым в:

1. 1801-1825 гг 2. 1837-1841 гг 3.1861-1863 гг 4. 1881-1884г.

4. Работа крепостного крестьянина на земле помещика в 1-й половине XIX в.называлась

1. барщиной 2. оброком

3. отрасль 4. поручение.

3. Что являлось органом высшей политической полиции при Николае I ?

1. министерство полиции 2. корпус жандармов 3.III отделение императорской канцелярии I 4. отделение императорской канцелярии

Проанализируйте информацию о бюрократии николаевской эры (Николай 1). Что в положении и деятельности этой социальной группы являлось обычным? Что было привнесено в рассматриваемый период?
/даю 20 баллов, только ответьте/

  • Юрик Лысогоренко
  • История
  • 2019-09-18 08:28:43
  • 330
  • 1

Принципы гос власти при Николае I

Николай I вступил на престол в критериях политической непостоянности, его царствование началось с восстания декабристов. Это во многом обусловило деятельность нового главы страны. Правитель всеми мощами пытался не допустить революции и для этого пресекал любые формы общественного протеста. Николай I подозревал в движении декабристов дворянское сословие, потому в госуправлении стал опираться не на дворянское самоуправление, а на чиновников. В госуправлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации, которая обязана была только исполнять указания сверху, из министерств. На интернациональной арене Николай обратился к жестким принципам Священного союза, и с поддержкою военного вмешательства подавлял революции в иных странах.

Расширение гос границы на Востоке, приобретение территорий современных Абхазии и Армении осложнило дела с кавказскими горскими народами.

Устройство Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая милиция), образование. В 1840-е гг. сотворено еще 2 отдела управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами подходящие более трудным дилеммам в государстве. Правитель усилил контроль за законодательством и общественным настроением. Это привело к усилению собственной власти главы государства.

Творение свода законов под управлением Сперанского. В 1833 г. размещено Полное собрание законов Русской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Русской империи (штатский и уголовный кодекс), регулировавший также и муниципальные дела.

Финансовая реформа, осуществленная министром финансов Канкриным, была ориентирована на отмену ассигнаций и введение в воззвание новых монет и бумажных денег. Пополнить запас золота и серебра в казне дозволил выпуск депозитных билетов, которые выдавались частным лицам в размен на принятые на хранение слитки добропорядочных металлов. Были выпущены билеты муниципального казначейства серии, которые приносили маленькой процент и беспрепятственно обменивались на серебро. В 1839 г. мерой денежного воззвания был объявлен серебряный рубль.

Введение самоуправления среди государственных крестьян. В 1836 г. муниципальные фермеры были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под управлением Киселева. В губерниях действовали палаты муниципальных имуществ, которые заведовали гос землей и угодьями, следили за муниципальными крестьянами. Фермеры были объединены в сельские сообщества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

Реформа просвещения была проведена под руководством Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений, направленная на ценность деток дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены особые учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (технологический институт), дамские учебные заведения.

В 1835 г. утвержден новый Институтский утомившись. Усилился муниципальный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность обучаться на бюджете. Труженики просвещения становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перебежал в полное повиновение обер-прокурору. В итоге муниципальные бюрократы получили возможность регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., храня принцип общности избирательного права, вводит взыскательную сословность, увеличивает материальный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более увеличивает опеку и контроль со стороны правительства.

Формирование государственной идеологии самодержавие, православие, народность.

В целом деятельность Николая была ориентирована на укрепление гос власти, введение полного контроля над всеми процессами общественной жизни в стране. Система госуправления в Рф имела недочеты: долгое время на принятие решений, возрастание вероятности оплошности при принятии решения (единоличные решения приводят к оплошностям) и разрастание бюрократического аппарата.

В середине XIX в. Наша родина также столкнулась с экономическими трудностями. Причина лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Правительство могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

Расширение государственной границы на Востоке, приобретение территорий современных Абхазии и Армении осложнило отношения с кавказскими горскими народами.

Устройство Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образование. В 1840-е гг. создано еще 2 отдела – управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами – соответствующие наиболее трудным проблемам в государстве. Император усилил контроль за законодательством и общественным настроением. Это привело к усилению личной власти главы государства.

Создание свода законов под руководством Сперанского. В 1833 г. опубликовано Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Российской империи (гражданский и уголовный кодекс), регулировавший также и государственные отношения.

Введение самоуправления среди государственных крестьян. В 1836 г. государственные крестьяне были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под руководством Киселева. В губерниях действовали палаты государственных имуществ, которые заведовали государственной землей и угодьями, наблюдали за государственными крестьянами. Крестьяне были объединены в сельские общества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

Реформа просвещения была проведена под руководством Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений, направленная на приоритет детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (технологический институт), женские учебные заведения.

В 1835 г. утвержден новый Университетский устав. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность учиться на бюджете. Работники просвещения становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перешел в полное подчинение обер-прокурору. В результате государственные чиновники получили возможность регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства.

В целом деятельность Николая была направлена на укрепление государственной власти, введение полного контроля над всеми процессами общественной жизни в стране. Система госуправления в России имела недостатки: длительное время на принятие решений, возрастание вероятности ошибки при принятии решения (единоличные решения приводят к ошибкам) и разрастание бюрократического аппарата.

В середине XIX в. Россия также столкнулась с экономическими трудностями. Причина лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Государство могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

С другой стороны, известно, что Николай I был очень цельным, энергичным, работоспособным и скромным в быту человеком. Он всем сердцем переживал за судьбу своей страны, старался лично вникать во все государственные проблемы. Идеалом монарха он считал Петра Великого и старался, по мере сил, походить на него.

Как известно, первым серьезным делом нового императора стало следствие и суд над декабристами. Он внимательно изучил всю эту печальную историю и сделал из нее выводы, ставшие, своего рода, консервативной программой его царствования.

Во-первых, государство должно быть всегда в курсе общественных настроений и своевременно пресекать крамолу. Для этого необходимы специальные органы, возглавляемые преданными людьми.

Во-вторых, лучше, чтобы не было вообще никаких общественных настроений, а тем более — инакомыслия. Поскольку мысли, а соответственно и инакомыслие возникают от чтения и образования, то доступ к просвещению должен быть ограничен.

В-третьих, нельзя доверять русскому дворянству. Оно лениво, свободолюбиво и склонно к мятежам. Главной опорой престола должна стать многочисленная бюрократия, находящаяся в полной зависимости от воли государя.

В-четвертых, инициатива общественных преобразований может исходить только от императора, при этом реформы не должны затрагивать основ существующего строя.

В-пятых, обществу необходима консолидирующая доступная консервативная идеология (национальная идея).

Укрепление бюрократического аппарата

Читайте также: