Проактивное государство это кратко

Обновлено: 16.05.2024

Одним из следствий перечисленных выше факторов является то, что сегодня для многих государственных организаций и правительств различного уровня, включая национальный, характерен специфический стиль деятельности в области информационных технологий. Кратко этот стиль можно охарактеризовать как "управление в условиях постоянного кризиса": постоянно меняющиеся приоритеты и организационные структуры заставляют заниматься "тушением пожара", иначе говоря, решением проблем, которые возникают то в одном месте, то в другом. И, конечно, все эти проблемы являлись срочными и требовали решения "еще вчера". По мере того как мы движемся в направлении, когда государство в целом использует все более сложные, более взаимосвязанные системы, проникающие во все области деятельности государства, эта ситуация должна измениться. Необходимо уйти от реактивной модели деятельности в области планирования и реализации ИТ-проектов к проактивной модели, которая основана на стратегическом планировании и скоординированных усилиях, базирующихся на использовании архитектурных подходов.


Рис. 6.1. От реактивной к проактивной модели деятельности государства в области использования информационных технологий

Сразу отметим, что в контексте архитектуры мы придерживаемся достаточно "широкого" определения " электронного правительства " и подразумеваем абсолютно все процессы принятия решений и оказания услуг в области политики и административного управления, которые в существенной степени основаны на использовании информационных и коммуникационных технологий.

Во-вторых, реальность такова, что этой совокупностью государственных ведомственных информационных систем, большим количеством одновременно выполняемых проектов невозможно управлять жестко централизованно, особенно в таком федеративном государстве, как Россия.

Страны с федеративным устройством, а также крупные регионы и мегаполисы сталкиваются с проблемой наличия большого количества децентрализованных структур управления, когда речь идет о реализации проектов " электронного правительства " да и информатизации вообще. Децентрализованные министерства, ведомства, агентства очень часто имеют высокую степень свободы в принятии решений. В результате такой децентрализации отдельные ведомства, как правило, независимо реализуют свои прикладные системы. Оказание он-лайновых услуг на принципах интегрированного правительства, "одного окна", когда государство самостоятельно интегрирует всю информацию, необходимую для услуги конкретному гражданину или хозяйствующему субъекту, практически невозможно при использовании изолированных ведомственных систем, либо же такая интеграция потребует существенных затрат средств и усилий, особенно когда речь идет о нескольких ведомствах сразу. То, что в итоге требуется – это инструменты кооперации и координации между различными административными уровнями и ведомствами.

И только наличие некоторой общей архитектуры, которой руководствуются сотни и тысячи независимых специалистов различных ведомств и регионов, может обеспечить минимально необходимый уровень гарантии того, что государственные информационные системы смогут взаимодействовать между собой для выполнения необходимых функций.

В последние годы появилась литература на русском языке, в которой содержится достаточно обширный материал по тематике архитектуры электронного правительства , большей частью основанный на зарубежном опыте таких стран, как США, Великобритания, Германия и ряд других [9.2], [9.3], [9.4], [9.5]. Несравненно большее количество публичной информации доступно на английском языке в Интернете. Соответствующие указания можно найти в Приложении в разделе "Ресурсы и полезные ссылки". Кроме того, достаточно важной отдельной областью, которая требует своего специального анализа и по которой также существуют обширные публикации, являются сравнительные оценки различных стран в области реализации " электронного правительства " и оценки готовности (readiness) к реализации таких проектов и к информационному обществу в целом. К сожалению, Россия пока, по разным критериям, занимает 50-70-е места в этих списках.

Мы же остановимся на вопросах, которые практически не отражены в литературе на русском языке:

  • новое качество проблем, связанных с архитектурой электронного правительства по сравнению с архитектурой предприятия;
  • принципиальные отличия в подходах по разработке и использованию архитектуры электронного правительства по сравнению с архитектурой предприятия.

Традиционная архитектура предприятия уделяет основное внимание приложениям, данным и интегрирующей инфраструктуре с целью обеспечения он-лайновых транзакций, выполняемых по инициативе пользователей (клиентов), и создания систем принятия решений . При этом архитектура электронного правительства уделяет больше внимания, в конечном итоге, вопросам обеспечения различных каналов предоставления услуг гражданам и хозяйствующим субъектам в качестве своей основной цели. По крайней мере, перемещение фокуса с внутренних потребностей ведомств на внешние потребности конечных потребителей государственных услуг является основной тенденцией.

Использование единых принципов и стандартов разработки архитектуры государственных организаций и архитектуры электронного правительства должно выполнять двуединую роль:

  • обеспечение единых стандартов в области использования ИТ для повышения качества работы отдельных министерств, ведомств и региональных администраций;
  • принятая стандартизованная архитектура будет выполнять роль контрольной точки отсчета, позволяющей обеспечить результативную и эффективную координацию разработки и распространения общих бизнес-процессов и информационных систем, а также планирование инвестиций во всех органах власти и управления и в государственных организациях. В то же время, благодаря своему переходу на единую архитектуру электронного правительства , административные и бизнес-процессы, реализуемые в правительственных организациях, а также информационные системы этих организаций будут функционировать на базе единых моделей и стандартов информационных услуг, которые обеспечивают "бесшовную" архитектуру деятельности всего " электронного правительства ".

При этом разработка архитектуры электронного государства на национальном уровне условно делится на две составляющие:

  • Разработка методологии описания архитектуры. Эта методология либо явно разрабатывается и формулируется, как это сделано в США в форме методологии Федеральной архитектуры, либо эта методология существует как бы неявно, но проявляется, в конечном итоге, в форме набора документов, описывающих различные аспекты архитектуры электронного правительства и заложенных в них принципов. Данная методология чаще всего создается не на пустом месте, а на основе других методик. Так, например, в Германии за основу взята Справочная Модель Открытых Распределенных Вычислений (RM-ODP – Reference Model of Open Distributed Processing ) [9.6]. Как правило, разработка собственных методик реализуется на национальном уровне, для того чтобы, во-первых, учесть национальную специфику государственного устройства, уровень и характер используемых технологий, а во-вторых, обеспечить ведомствам, региональным и местным органам общие подходы и правила разработки собственных архитектур;
  • Разработка собственно архитектуры. На этом этапе разработанная или принятая методология используется для описания и дальнейшего развития существующего и желаемого состояния архитектуры. Эта работа ведется на всех уровнях власти: национальном, уровне центральных ведомств, уровне регионов и т.д.

Безусловно, оба эти процесса существуют и протекают параллельно. Разработка методик описания архитектуры сопровождается практическим процессом, который, в свою очередь , дает обратную связь для развития и расширения методик.

Как нам кажется, только на национальном уровне существует потребность в разработке собственной или существенной адаптации каких-то существующих методик. На уровне регионов, муниципалитетов вполне достаточно воспользоваться тем, что разрабатывается на национальном уровне, либо, в отсутствии инициативы сверху, воспользоваться одной из известных на рынке методологий. Разработка собственных методик на региональном и местном уровнях, уровне отдельных ведомств не представляется целесообразной, равно как и экономически обоснованной.

Проактивное государство – проактивный гражданин

На сегодняшний день по Акмолинской области всего направлено 104 смс с поздравлениями, а воспользовались услугой 27 молодых мам. По республике всего направлено 12 757 смс с поздравлениями, а воспользовались услугой 4024 молодых мам.

Стоит отметить, что, по сравнению с начальной статистикой наблюдается положительная динамика роста получению услуг проактивным способом. Так, на данный момент проактивной услугой воспользовалась каждая третья казахстанка. Ранее данной услугой воспользовалась каждая шестая казахстанка. То есть, молодые мамы начали больше доверять новой услуге.


Юлия Огнева , СТВ:
Дмитрий Геннадьевич , поймала себя на мысли, что даже в моей 15-летней журналистской практике, наверное, уже лет 10 слышу о том, что в Беларуси строится электронное правительство. Но общаясь с широкими слоями населения (да и чего скрывать – и с чиновниками), я заметила, что не все однозначно понимают, что есть электронное правительство. Может быть, в нескольких словах?

Дмитрий Шедко , первый заместитель министра связи и информатизации Беларуси :
Постараюсь. Электронное правительство – это принцип организации государственного управления, при котором все процессы, где это эффективно, переводятся в цифровую форму. В общем-то, мы должны стремиться к тому, чтобы любая операция, которую государство совершает по запросу гражданина или юридического лица, происходила бесконтактно. Чтобы обмен информацией шел исключительно в виртуальной цифровой сфере.

Человек, отправив заявку в электронном виде, в таком же электронном виде получил результат и мог им эффективно воспользоваться, ему не требовалось даже просто распечатывать.

Юлия Огнева :
На каком этапе мы сейчас находимся?


Дмитрий Шедко :
Формально теоретики выделяют пять уровней развития электронного правительства. Начиная от самого банального – просто предоставленная информация на сайте и есть возможность написать электронное письмо министру, условно. А вообще пять уровней.

Считается, что сегодня типовой уровень по миру – это интерактивное правительство. То есть правительство, которое позволяет человеку при соблюдении определенных правил совершать юридически значимые операции удаленными методами в цифровой форме. Это четвертый уровень считается. И мы, собственно говоря, большинство наших систем, как раз ориентированы на четвертый уровень.

А пятый уровень – это как раз таки будущее (и мы надеемся, что близкое будущее), так называемое проактивное правительство. Проактивное правительство предполагает, что государство, обладая большим количеством различных данных, способно их само сопоставить таким образом, чтобы, когда у человека возникла потребность в государственной процедуре, в некоем административном действии, это действие совершалось либо автоматически, либо ему напоминалось о необходимости совершить некое действие.


Есть, конечно, более сложные процедуры – например, назначение пособий. Родился ребенок, родителям в этот момент абсолютно не до того, чтобы бегать и оформлять какие-то бумажки. При этом медицинская система фиксирует сам факт рождения ребенка, содержатся в государственных регистрах населения все необходимые данные о родителях. Соответственно, нет никаких препятствий для того, чтобы произошло назначение этого пособия.

Вот к этому нужно стремиться. Я полагаю, что это то самое будущее электронного правительства, которое мы будем строить вместе.

Больше подробностей интервью с с первым заместителем министра связи и информатизации здесь.



- Сколько ЦОНов функционирует в настоящее время?

- Чем отличаются цифровые ЦОНы от обычных?

- Какие еще новые технологии внедряются для получения госуслуг?

- Как контролируется качество оказания услуг?

- За всем происходящим в течение всего дня в онлайн-режиме следят 18 сотрудников ситуационного центра, которые контролируют качество оказания госуслуг во всех фронт-офисах страны. Если вам оказали услугу некачественно, можно позвонить на номер1414, находясь в ЦОНе, и специалисты центра по камерам определят звонящего, и смогут уже детально выяснить обстоятельства жалобы и принять меры. Для того, чтобы совершенствовать эту систему контроля, за работой центров обслуживания населения на местах, в работу ситуационного центра планируется внедрить блокчейн технологии, которые сейчас во всем мире используются, но это новшество сейчас пока находится в разработке.

- Расскажите о принципе проактивного государство, который введен в вашей госкорпрорации?

- Принцип проактивного государства дает возможность, не выходя из дома, получить свидетельство о рождении ребенка, поставить его на очередь в детский сад и оформить социальные пособия. В скором времени станет доступна и регистрация ребенка по месту жительства. Для того, чтобы граждане не просто были пользователями портала электронного правительства, но при этом имели возможность получать проактивные услуги, получать услуги без ЭЦП, путем использования одноразового СМС пароля, в первую очередь необходимо зарегистрироваться на самом портале электронного правительства и в личном кабинете связать свой номер телефона со своим ИИН. Либо это можно сделать у любого оператора в любом ЦОНе страны.

- Кроме того у вас есть нововведения в оказании услуг в спецЦОНах, расскажите о них?

- Для экономии времени и средств казахстанских автовладельцев были открыты специализированные центры обслуживания населения. Особенности таких ЦОНов заключаются в предоставлении услуги по получению и замене водительских удостоверений и регистрации транспортных средств. С этого года у казахстанцев появилась возможность получения этих услуг в онлайн режиме. При наличии ЭЦП регистрация авто на портале не потребует сканирования никаких документов, все необходимые сведения подтягиваются из информационных систем. А при замене водительского удостоверения на портале электронного правительства потребуется только прикрепить фото и скан подписи, подписать заявку ЭЦП и через 20 минут водительское удостоверение будет готово.

- Какие еще проекты планируется внедрить в ближайшее время?

Читайте также: